Сделай Сам Свою Работу на 5

Некоторые ограничения научной социологии.





План.

  1. История развития и социальное значение социологических исследований. Виды исследований.
  2. Этапы социологического исследования.
  3. Методы получения социологической информации.

История развития и социальное значение социологических исследований. Виды исследований.

Первые социологи – в частности, Огюст Конт и Эмиль Дюркгейм – обратились к научным принципам для изучения общества, рассматривая его подобно тому, как естествоиспытатели исследуют материальный мир. Научный подход к познанию, именуемый позитивизмом, основан на постулате, что вне нас существует объективная реальность. Задача ученого – открыть эту реальность, собрав эмпирические данные – факты, которые мы в силах верифицировать нашими органами чувств. Возникновение и развитие социологии неразрывно связано с эмпирическими исследованиями, которые являются источником новых знаний, необходимых для обогащения теории, регулирования социальных процессов.

Что мы понимаем под социологическим исследованием? Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью - получить объективно-достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего использования в решении фундаментальных и прикладных задач. Социологические исследования имеют довольно богатую историю.



Уже с XVIII в. в ряде стран стала регулярно проводиться перепись населения. В Соединенных Штатах, к примеру, она проводилась через каждые 10 лет, начиная с 1790 г. Это позволяло правительству иметь реальную картину демографической структуры общества, видеть ее динамику и т. д. Перепись населения можно считать прародительницей социологических исследований. В XIX в. уже проводились опросы населения в целях выяснения уровня жизни, в частности среди жителей Лондона.

Развитие эмпирической социологии связано с XX веком. Это обусловлено как объективными потребностями усложняющегося общества, требующего решения конкретных проблем, так и развитием и совершенствованием самой науки, выходом ее на более высокий уровень. Техническая оснащенность, компьютеризация позволяли работать с большими контингентами, обрабатывать обширные данные. Работы социологов по конкретным проблемам открыли новые возможности социологии как науки.



Одним из главных мотивов обращения к социологическому исследованию является потребность получения информации, отражающей те стороны жизни и деятельности общества, которые скрыты от «внешнего глаза», но важны в практике управления, познания. Это может быть, к примеру, изучение запросов тех или иных групп, выявление интересов, планов на будущее, объективных представлений о том или ином социальном явлении или процессе и т. д.

Классификация социологических исследований может быть проведена по ряду показателей.

1) Выделяются три основных вида исследования в зависимости от масштабности и сложности поставленных задач: пилотажное, описательное и аналитическое.

Пилотажное исследование - наиболее простой вид конкретного социологического исследования. Оно решает ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности. Его отличают упрощенная программа, методика и сжатый по объему инструментарий. Цель такого исследования – апробация инструментария, т.е. проверка все ли вопросы «работают», правильно ли составлена программа, выборка и т.д., либо это экспресс-опрос. Он проводится, как правило, в целях получения оперативной информации о каком-либо конкретном факте, событии, явлении (например, выявление отношения к какому-нибудь актуальному событию).

Описательное исследование - более глубокий социологический анализ. Объектом исследования здесь выступает достаточно большая общность людей, не однородная по своим характеристикам, что позволяет делать сравнение и сопоставление. Например, коллектив большого цеха, где можно выделить группы рабочих, занятых ручным, механизированным и автоматизированным трудом, имеющих разный уровень образования, различные возрастные характеристики и т. д. Ввиду сложности программы и масштабности исследования здесь используется машинная обработка результатов. Цель этого типа исследования – описать, т.е. дать классификацию, типологизировать какой-либо сложный социальный процесс, либо неоднородную социальную группу (общность) например, нравственное состояние молодежи (оно не может быть общим, т.к. внутри данной социальной общности есть различные группы).



Аналитическое исследование - самый сложный и глубокий вид социологического исследования. В отличие от описательного оно предполагает как классификацию явления, так и выявление причин, обусловливающих тот или иной характер наблюдаемого явления, его динамику и т. д. Данное исследование носит комплексный характер как по методам сбора информации, так и по другим показателям. Оно может охватывать большие массивы исследуемых, проводиться в рамках города, региона, республики, страны. В данном виде исследования может использоваться также эксперимент: когда социолог создает определенные ситуации, помогающие ему более углубленно выяснить причинно-следственные связи, факторы. Такое исследование можно назвать также экспериментальным.

2) Далее, в зависимости от того, как изучается объект (в статике или динамике), можно выделить такие исследования:

- разовое, или точечное, которое дает как бы моментальный «срез» объекта;

- повторное, позволяющее сделать сравнительный анализ, ибо осуществляется несколько раз, по одной и той же программе, с использованием того же инструментария через определенные промежутки времени.

Особым видом повторного исследования является панельное, его особенность в том, что оно проводится с одной и той же категорией обследуемых. (например, исследуется карьерное продвижение людей такого-то года рождения, и сними обговаривается что через определенный промежуток времени (полгода, год, два, пять лет) с ними снова свяжутся и опросят) Здесь возникают сложности с сохранением численности респондентов).

Некоторые ограничения научной социологии.

Наука – один из важных путей познания. Тем не менее применительно к социальной жизни у нее есть ряд значимых ограничений.

1. Так как люди реагируют на окружающую их среду, простое присутствие исследователя способно повлиять на изучаемое поведение. Взгляд астронома не оказывает влияния на удаленную комету. Но большинство людей реагирует, когда за ними наблюдают. Некоторые начинают испытывать тревогу, сердятся или занимают оборонительную позицию, другие пытаются «помогать», делая то, чего, по их мнению, ожидает от них исследователь.

2. Социальные закономерности изменяются: то, что справедливо для одного времени и места, может не быть истинным для другого. Законы физики применимы всегда и всюду в мире. Никаких непреложных социологических законов не существует. В среднем социологическая информация через год устаревает (но это будет зависеть от темы исследования).

3. Поскольку социологи сами являются частью социального мира, который они изучают, им трудно быть свободными от ценностей при выполнении исследований. На химика, случись ему поставить неудачный опыт, происходящее в пробирке редко влияет в личном плане. Но социологи живут в своей пробирке – в обществе, которое изучают. Потому социальным ученым труднее проконтролировать и даже распознать личные ценности, способные исказить результаты их труда.

2. Этапы проведения соц. исследования. Разработка программы исследования, ее составные части и элементы.

Проведение социологического исследования состоит из последовательных этапов:

1)- подготовка исследования: написание программы, разработка инструментария, сбор стат. данных.

2)- сбор первичной социологической информации;

3)- подготовка к обработке материалов исследования и обработка на ЭВМ;

4)- анализ информации, подготовка аналитического отчета, выводы и рекомендации.

Социологическое исследование начинается с разработки программы – специально разработанного научного документа, содержащего описание главных предпосылок исследования, стратегии работы, тезисное изложение концепции организаторов работы и их замыслов, теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения социальных фактов. Программа состоит из 2-х частей: методологической и процедурной.

В методологической части дается формулировка и обоснование (актуальность) проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ и операционализация основных понятий, которые будут использоваться в исследовании, формулировка гипотезы.

Объект исследования составляет та или иная общность людей, отражающих какую-либо социальную проблему. Предметом исследовния является проблема, отношение к которой планируется изучить у объекта.

Операционализация понятий.Измерение всегда в чем-то произвольно, так как значение любой переменной частично зависит от ее определения. Кроме того, сама попытка уточнить, каково значение в реальной жизни таких абстрактных понятий, как любовь, семья или интеллект, может привести к затяжным дебатам еще до того, как измерить их в качестве переменных. Поэтому исследование начинается с операционализации переменных или доскональным уточнением предмета измерения, прежде чем приписать переменной то или иное значение. Знакомясь с результатами исследования, всегда обращайте внимание на способы операционализации каждой переменной учеными. То, как они определяют термины, очень сильно сказывается на результатах.

Во 2-ой процедурной части дается определение обследуемой совокупности (выборки), характеристика используемых методов сбора первичной информации, логические схемы обработки информации на ЭВМ, стратегический план исследования.

Вся общность, на которую распространяются исследования, носит название генеральной совокупности. Но поскольку абсолютное большинство исследований носит не сплошной характер, а выборочный, то очень важно грамотно, по определенным правилам отобрать необходимое количество людей для опроса, т. е. провести выборку. В этом случае микромоделью генеральной совокупности является выборочная совокупность, т. е. отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности, подлежащее непосредственному исследованию.

Стратегический план исследования – это пошаговое расписание исследования с обоснованием сроков проведения каждого этапа, определением исполнителей и ответственных, определением ожидаемых результатов и форм отчетности по каждому этапу исследования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.