Сделай Сам Свою Работу на 5

АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА





Прошел год после принятия Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Принятие ФЗ-№264 от 29 декабря 2006 года еще раз подтверждает, что забота о продовольственной безопасности России для государства является приоритетной. С учетом социальной значимости данной проблемы доцентом Института права БГУ Сабировым Рифкатом Давлиевичем подготовлено интервью, которое он взял у двух ученых правоведов – аграрников: Заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, главного научного сотрудника Института государства и права Российской академии наук, профессора Козырь Михаила Ивановича (г. Москва) и Заслуженного юриста Республики Башкортостан, кандидата юридических наук, доцента Института права БашГУ Файзуллина Гаяза Габделисламовича. Ниже приводится данный материал.

Михаил Иванович! Какие проблемы являются актуальными в сфере сельского хозяйства в настоящее время?

- В сфере сельского хозяйства производятся жизненно важные продукты питания, от которых в целом зависит жизнедеятельность любого человека как биосоциального явления. Ещё английский экономист Уильям Петти выразился так: «Труд – отец богатства, Земля – его мать». Вообще главным средством производства в сельском хозяйстве выступает земля. В конце 20 – начале 21 веков в России государством были инициированы преобразования в сельском хозяйстве. Не умаляя значения первого поколения аграрного законодательства, положившего начало становления многоукладной экономики в сельском хозяйстве, самым востребованным законом в этой сфере следует признать ФЗ-№264 от 29 декабря 2006 «О развитии сельского хозяйства». Структурно данный нормативный акт, призванный регулировать сельскохозяйственное производство, состоит из 18 статей и, по мнению профессиональных юристов, обладает достаточно серьезным правовым механизмом. На мой взгляд, упомянутый федеральный закон должен выправлять положение в сельском хозяйстве. Мы, правоведы аграрники возлагаем большую надежду на правительство страны. Принятые руководством страны меры с целью обуздания резкого роста цен на продовольственные товары обнадеживают наших соотечественников.



Общеизвестно, что и рыночные страны запада достигли хороших результатов в экономике и социальной сфере благодаря наличию у них эффективной бюрократии. Все это еще раз подтверждает ответственность государства за обеспечение продовольственной безопасности, что требует наличия хорошо продуманных законов. На наш взгляд, необходимо принять Аграрного Кодекса РФ А эти законы зависят от тех, кто их разрабатывает и принимает. Отрадно, что в Республике Башкортостан депутатами Госсобрание-Курултай избраны известные юристы, в том числе профессор З. И. Еникеев и директор Института права БашГУ О. В. Полстовалов и другие. Конечно же, деятельность профессиональных юристов в законодательных органах субъектов РФ отвечает требованиям времени.



Гаяз Габделисламович! В чем же выражается роль государства в реализации новой аграрной политики?

- Совершенно справедливо замечено Михаилом Ивановичем, что в условиях рыночной экономики в нормальном функционировании сельского хозяйства важная роль принадлежит государству. На наш взгляд, действие каждой ветви государственной власти, с учетом их компетенции, позволяет в полном объеме сочетать государственное регулирование и рыночные механизмы. Поэтому статья 6 упомянутого закона носит название: «Меры по реализации государственной аграрной политики».

Всем нам известно, к каким негативным последствиям привела монетаристская политика в результате реформы, проведенной в начале 90-х годов в ущерб национальным интересам России. Фактически страна стала заложницей таких просчетов и была посажена на "продовольственную иглу", так как начала импортировать до 40 процентов сельскохозяйственной продукции из других стран.



В нынешнем руководстве России доминируют государственники, и они постепенно берут курс на максимальное сочетание рыночного механизма с широкими возможностями воздействия на экономику со стороны государства. В рамках реализации тезиса о необходимости повышения эффективности государства, озвученного Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию РФ, можно расценивать и итоги заседания Госсовета в связи с 450-летием добровольного вхождения Башкортостана в состав России, где еще раз заявлено Президентом РФ поддержка сельского хозяйства со стороны государства.

Михаил Иванович! Мы знаем, что Вы являетесь патриархом аграрного права страны, разработчиком Продовольственных программ еще в СССР и теперь активно влияете на формирование новой аграрной политики России. Какие механизмы более эффективны в развитии сельского хозяйства?

-Да, Вы правы я прожил бурную и счастливую жизнь. В дни великих испытаний для страны защищал Родину с оружием в руках, после Великой Отечественной войны более 50 лет служу юридической науке…Мне приятно, что могу поделиться с опытом своего поколения в условиях нынешних преобразований экономической и политической системы в России. По моему мнению, принятые законы в протяжении всего периода реформ позволили конституционным путем, без потрясений, перейти к рыночной экономике. В то же время правотворчество – это только часть деятельности государства. Не менее важным является реализация принятых законов. Исполнительная власть в лице правительства призвана работать в этом направлении в оптимальном режиме с учетом современных требований администрирования. Для высшей исполнительной власти страны приоритетным вопросом является обеспечение продовольственной безопасности страны. В этом смысле принятый год назад ФЗ «О развитии сельского хозяйства» стал очень важным правовым инструментом по реализации аграрной политики государства. В соответствии со статьей 8 данного закона Правительство РФ приняло Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Программа определяет основные цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Разработка пятилетней программы развития сельского хозяйства по своей сути является ни чем иным, как государственным индикативным пятилетним планом развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы.

Гаяз Габделисламович.! Как используются конституционные полномочия, переданные федеральным центром региональной власти по осуществлению новой аграрной политики государства?

- Следует, прежде всего, отметить, что среди субъектов Российской Федерации Республика Башкортостан отличается многоотраслевой экономикой, включающей мощный промышленный и строительный комплексы, развитое сельское хозяйство, финансово-кредитные и научно-технические институты. Башкортостан является неизменным донором федерального бюджета. По поступлениям доходов в бюджетную систему страны республика занимает седьмое место среди субъектов РФ. Об устойчивой динамике развития свидетельствуют и оценки международных рейтинговых агентств "Moody's" и "Standard&Poor's",которые обеспечили республике кредитные рейтинги "Bа1" (прогноз стабильный)".

Кроме вышесказанного Республика Башкортостан является крупным производителем сельскохозяйственной продукции и вносит свой весомый вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны. То, что по объему валовой сельхозпродукции она занимает место в первой тройке среди 84 субъектов РФ – тому наглядное подтверждение. Просчеты прежнего руководства, стремившегося революционным методом в одночасье устанавливать "стерильную" рыночную экономику, не могли не отразиться и в сфере сельского хозяйства в целом по стране, и в частности, в его субъектах. Отсюда значительный спад сельского хозяйства, диспаритет цен между промышленными и сельскохозяйственными товарами и прочие сдерживающие факторы развития этой важной отрасли экономики. Следует отметить, что с учетом конституционного поля депутаты Госсобрания- Курултая РБ еще в 90-ые годы приняли такие важнейшие законы как «О пчеловодстве», «О коневодстве», «О продовольственной безопасности», которые позволили достичь результативности в агропромышленности республики. В настоящее время в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в республике принят комплекс мер для его выполнения на уровне региона.

- Гаяз Габделисламович! Вы в своих исследованиях ставите вопрос о необходимости повышения эффективности государственного управления экономикой, не противоречит ли это концепции рыночной экономики?

- Продолжая мысль профессора М.И.Козырь о применении различных методов государственного регулирования сельского хозяйства, мы признаем необходимость регулирования цен, реализации бюджетной, налоговой, кредитной политики, антимонопольного регулирования, разработки и реализации программ в области АПК. Понятно, что утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007года №3446 Государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы не может быть претворена в жизнь без усилия агропромышленного комплекса субъектов России. Этим Постановлением органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, разрабатываемые с учетом Федеральной программы. Финансирование названных программ из федерального бюджета будет осуществляться на основе соглашений, заключенных между Министерством сельского хозяйства РФ и уполномоченными органами субъектов Российской Федерации. В этих соглашениях по каждой программе устанавливаются условия перечисления трансфертов в бюджеты субъектов Федерации, а также определяются уровни софинансирования каждой из подпрограмм субъектов. Указанным постановлением Правительства России Министерству сельского хозяйства РФ поручено до 1 марта 2008 года заключить в установленном порядке соглашения о реализации мероприятий Программы с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Михаил Иванович!. В последнее время возникает немало вопросов, связанных с наделением сельских жителей основным средством производства т.е. земельным участком с целью, чтобы наши соотечественники могли работать на нем и для себя, своей семьи, а также для поставки излишков сельскохозяйственных продуктов на рынок, чтобы таким образом иметь денежные средства для своих нужд. Как Вы думаете, почему при наличии значительной площади необработанных земель государство не способно выделять желающим потребное количество сельхозугодий?

-Да, Вы правы, действительно в обществе дискутируются проблемы, связанные с наделением россиян земельной собственностью. Если помните еще в феврале 2006 года Президент России провел пресс-конференцию. В числе заданных вопросов первым был земельный вопрос, что подтвердило особую его актуальность для граждан нашей страны. Во всех публикациях, выступлениях на различных научных форумах, а также жалобах граждан в различные органы государства, отмечая социальную значимость проведенных земельных реформ в стране, высказывается и критика в адрес исполнительной власти. В соответствии с Законом РСФСР «О земельной реформе» и с Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (1990г.) законодатель, в рамках демонополизации общегосударственной собственности на землю, наделил крестьян земельными долями. Такая акция государства привела к установлению социальной справедливости в отношении граждан России, которые в течение более полувека 20 столетия не имели на правах частной собственности земли.

В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация, так как до конца не решен вопрос о реальном разделе земли, поделенной на паи. К великому сожалению, вот уже 17 лет в связи с отсутствием средств большинство сельчан не могут оформить документы, удостоверяющие право собственности на земельные участки, следовательно, владеть, пользоваться и распоряжаться ими.

На наш взгляд, если не принимать решительных мер по восстановлению нарушенных прав нескольких десятков миллионов наших соотечественников на земельную собственность, будет серьезно дискредитирована земельная реформа в стране.

В связи с тем, что государственными органами (регистрационной палатой, унитарными предприятиями, землемерами и т.п.) за оформление правоустанавливающих документов у владельцев земельных долей необоснованно требовались денежные суммы, многие землевладельцы долгое время практически не являются таковыми. Процедуру оформления указанных документов необходимо компенсировать за счет бюджетных источников. Таким способом можно восстановить один из фундаментальных принципов права – справедливость. В целях оптимизации работы по выдаче свидетельств о праве на земельную собственность следовало бы возложить эту работу на органы исполнительной власти и местные органы самоуправления как дополнительные государственные полномочия в соответствии с существующим законом. Причем выдача документов о праве частной собственности на земельный участок от имени государства этими лицами должна осуществляться без приглашения землепользователя к чиновнику, а путем личного посещения собственников государственными и муниципальными служащими, что может стать показателем подлинной заботы о гражданах страны со стороны публичной власти, а также позволит успешно реализовать Национальный проект «Развитие АПК».

Гаяз Габделисламович! Каково состояние с реализацией защиты конституционных прав граждан, работающих в сфере сельского хозяйства?

-В условиях становления многоукладной аграрной экономики в постсоветской России актуализируется квалифицированная судебная защита всех без исключения субъектов аграрного сектора экономики независимо от форм собственности. Механизм судебной защиты всех субъектов содержится в Конституции Российской Федерации, (п. 2 ст. 9): «В России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Общеизвестно, что успешное функционирование рыночной экономики неразрывно связано с обеспечением экономической свободы хозяйствующих субъектов.

В научном издании наиболее квалифицированный анализ сложившейся ситуации и путей судебно-правовой защиты каждого субъекта земельных отношений (собственник земельного участка, владелец, землепользователь, арендатор) сделан профессором кафедры аграрного и экологического права МГЮА Р.К.Гусевым. Им совершенно справедливо отмечены полномочия каждого субъекта земельных отношений, предусмотренные законодательством, в частности право владеть земельным участком (например, субъективное право иметь, а при его отсутствии требовать правоустанавливающую разрешительную документацию, право проведения землеустроительных действий, право требовать государственной регистрации, право на землю и прочно связанное с ней имущество), а также право на его использование, то есть право на эксплуатацию, извлечение дохода, удовлетворение социально-экономических, культурно-эстетических интересов и иных охраняемых законом прав и интересов). Исходя из этого, можно заключить, что любая затяжка с оформлением документации на землю, на свой дом, личное подсобное хозяйство, а тем более осуществление их за счет денежных средств беднейших социальных слоев нашего общества (сельчан) является по большому счету не только неправовым, но и безнравственным со стороны чиновничества. Кроме того, такое отношение к данной социальной группе людей не приводит к расширению налоговой базы потенциальных налогоплательщиков. Не потому ли идет углубление демографического кризиса, деградация, возрастание удельного веса маргинальных элементов в российской деревне? Все это приводит к выводу, согласно которому государство в условиях переходной экономики должно осуществлять в отношении сельского хозяйства, а также и людей, работающих и проживающих на селе, протекционистскую политику.

– Гаяз Габделисламович! Как вы оцениваете роль местных органов самоуправления в проведении аграрной политики государства, каков потенциал известного федерального закона ФЗ-131 от 6 октября 2003 года?

- Понятно, что в условиях рыночной экономики, тем более в преддверии вступления России в ВТО, социальная нагрузка с хозяйствующих субъектов должна быть снята, поскольку расходы на решение социальных задач снижают их эффективную работу, не позволяют им внедрять новые технологии, которые отвечают международным стандартам. С учетом этого обстоятельства был принят Закон 6 октября 2003 года ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который должен положить конец порочной практике административным способом снимать прибыль с сельскохозяйственных предприятий на поддержку всей инфраструктуры на селе. С вступлением в силу указанного закона этими проблемами будут заниматься муниципальные органы самоуправления, как это принято во всех так называемых развитых рыночных странах. Конечно, этот момент еще более актуализирует государственную поддержку сельского хозяйства как на федеральном, так и на региональном уровнях. В связи с этим можно выразить удовлетворение, что деятельность местных органов самоуправления Республики Башкортостан вызывает определенный научный интерес у ученых и федерального центра. Возможно, такой выбор был сделан потому, что наша республика является многонациональной, здесь сосредоточен большой объем федеральной, республиканской и муниципальной собственности, проводится социально ориентированная экономическая политика, в результате есть рост ВВП, социальная, межнациональная и межконфессиональная стабильность. Проведенный Научным центром издательского дома "Право и государство"(г.Москва) мониторинг деятельности муниципальных органов власти выявил, что наша республика имеет определенный опыт в организации деятельности местных органов самоуправления, востребуемый в других регионах России.

Михаил Иванович! Как влияет юридическая наука на совершенствование форм и методов государственного регулирования в сфере сельского хозяйства?

- В научных исследованиях наших коллег обращается внимание на разнообразие условий, оказывающих существенное влияние на размеще­ние и специализацию сельского хозяйства, зависящих в немалой степени от сезонности производства и иных природно-климатических факторов.

В монографической литературе наших коллег обосновывается положение о важности проведения исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления политико-организационных мероприятий в целях безусловного выполнения принятых нормативно-правовых актов по регулированию отношений в сельскохозяйственной сфере. Подчеркивается, что реализация этих задач не может быть достигнута без подготовки высокопрофессиональных и компетентных кадров, работающих в сельском хозяйстве, в том числе юридических кадров. А для этого нужно, на наш взгляд, восстановить преподавание учебного курса «Аграрное право» в юридических и сельскохозяйственных вузах страны.

В условиях осуществления нынешней аграрной политики государства, приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и ФЗ «О развитии сельского хозяйства» архиважна подготовка квалифицированных менеджеров, специалистов сельского хозяйства и юристов. Недостаточность знающих специфику сельского хозяйства специалистов не позволяет осуществлять надлежащего правового обеспечения хозяйствующих субъектов многоукладной сельскохозяйственной экономики, осуществления модернизации и инновации с целью повышения конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в мировом рынке.

Что касается развития и совершенствования аграрного законодательства в более или менее отдаленной перспективе, то в исследовании поддерживается мнение тех ученых юристов-аграрников, которые убедительно обосновывают необходимость разработки и принятия Аграрного кодекса Российской Федерации, подобно тому, как это сделано, например, во Франции, в которой сельское хозяйство является одной из самых развитых и полностью удовлетворяющих потребности населения в продуктах питания собственного производства и успешно конкурирующих на международных продовольственных рынках.

Мы отмечаем, что принятие в 2006 г. Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» играет большую роль, в том числе и для завершения подготовки законопроектов, определяющих правовое положение некоторых сельскохозяйственных товаропроизводителей. Речь идет, прежде всего, о необходимости разработки и принятия в ближайшее время федеральных законов о некоторых видах потребительских сельскохозяйственных кооперативов и обновления федеральных законов о сельскохозяйственной кооперации, об особенностях правового положения обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ в сельском хозяйстве, об обновлении законодательства о селекции и семеноводстве, ветеринарии и племенного дела, а также о страховании имущества, о лизинге в сельском хозяйстве с учетом государственных интересов.

Одновременно следует позаботиться об ужесточении контроля за переводом земель сельскохозяйственного назначения в другие категории, допустимым только в исключительных случаях. Подобный перевод должен осуществляться после тщательной экспертизы и соответствующего обоснования необходимости данного изменения на самом высоком уровне органов государственной власти Российской Федерации.

– Наш последний вопрос касается обоих и самой важной темы- предстоящих выборов Президента России. Каково Ваше мнение о единой кандидатуре, выдвинутой от имени четырех партий, в том числе аграрной партии, Д.А.Медведеве?

Михаил Иванович:Я считаю, что принято взвешенное и правильное для России решение. Во первых, Д.А.Медведев – юрист, компетентный и обладающий высоким профессионализмом человек, работавший в различных ипостасях в команде Президента РФ В.В.Путина, доказавший свой огромный потенциал в течение 17 лет. Мне по душе его подходы к извечным проблемам российских сел и Я признании необходимости соблюдения всеми и повсюду принципов правового государства в Российской Федерации. В качестве первого вице - премьера Правительства РФ он очень много сделал для реализации общеизвестных приоритетных национальных проектов. Заявление Д.М.Медведева, сделанное при назначении главой высшей исполнительной власти России В.В.Путина тоже имеет рациональное зерно, поскольку это позволит сохранить прежний курс социально-экономического развития России.

Гаяз Габделисламович: Я полностью согласен с Михаилом Ивановичем, могу добавить, что Дмитрию Анатольевичу характерно стратегическое мышление, необходимое для обеспечения преемственности политики Президента РФ. Нет сомнения, он способен консолидировать все силы общества и обеспечить курс по строительству правового государства в Российской Федерации. Не только правоведам- аграрникам, но и многим другим импонирует сделанное им в Калининградской области заявление о том, что мы имеем возможность превратиться в крупнейшую продовольственную державу мира[250]. В рамках своих исследований в апреле 2006 года мне удалось отправить в сайт первого вице-премьера, который курирует по поручению Президента РФ приоритетные национальные проекты, некоторые предложения по вопросам национального проекта «Развитие АПК». Каково было мое удивление, когда я получил из двух федеральных министерств (Минселхоз и Минэкономразвития РФ) подробные ответы с положительной оценкой внесенных предложений о необходимости совершенствования аграрного законодательства. Оказалось, что поступившие из многонационального Башкортостана предложения были внимательно рассмотрены Д.А. Медведевым и с его резолюцией переданы в соответствующие министерства. Этот пример показывает его отношение к мнению россиян при выработке курса экономического и социального развития страны как одного из претендентов на высший государственный пост России.[251]

 

 

Президенту Российской Федерации

Медведеву Д. А.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.