Сделай Сам Свою Работу на 5

Республики Башкортостан и Республики Татарстан, действительного члена Российской академии естественных наук, заведующего кафедрой национальной экономики Башгосуниверситета К.Н. Юсупова





«Тамырлар» (Корни) на татарском и русском языках (Уфа, 2006. 416 с.)

 

В замечательном творчестве Олжаса Сулейманова имеется такая строка «Возвышайтесь, не унижая гор». В ней скрыт глубокий философский смысл. Татарский народ, который имеет глубокие корни, всей своей жизнью, веками доказывал талантом, трудолюбием и своей толерантностью и, проходя через самые трагические периоды, сумел мобилизоваться и выстоять вопреки всем испытаниям, выпавшим на его долю. В самых драматических ситуациях своей истории наш народ не потерялся, а восстал подобно фениксу из пепла. С высоты сегодняшнего дня, когда идут объективные процессы сближения различных культур, технологий больших и малых народов в эпоху информационного общества, неизмеримо возрастает потребность и желание познавать самих себя, с одной стороны, как часть целого, с другой, как индивидуальность, не имеющую аналогов.

В новых условиях вхождения России в сообщество правовых государств татарский народ, как и другие народы, получил возможность объективно взглянуть в глубь своей истории, ясно осознать свою роль, по настоящему обратить свои взоры в будущее. С народом произошел так называемый процесс самоидентификации, у него проснулось самосознание.



Особенно это было заметно в памятные дни подготовки и проведения 1000-летнего юбилея Казани, объявленного по решению ЮНЕСКО как праздник международного масштаба. Несомненно и то, что Президент РФ В.В. Путин в рамках Евразийской идеи, председательствующий оргкомитетом по проведению этого праздника проявил уважительность той тюркоязычной части российского общества, которая тоже была государствообразующим народом России. Именно в дни празднования стали во всеуслышание с гордостью говорить обо всех татарах и даже о тех, которые ставшие по воле судьбы русскоязычными и принявшие христианство – в их числе Минины, Аксаковы, Аракчеевы, Бунины, Годуновы, Карамзины, Кутузовы, Тимирязевы, Карбышевы, Волкогоновы и многие десятки миллионов этнических татар, которые находились у истоков укрепления государственности сегодняшней Российской Федерации. Кто не знает таких имен, прославивших мировую науку, искусство и спорт, как Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Роберта Миннуллина, композитора Назиба Жиганова, адемиков Роальда Сагадеева, Рашита Сюняева, генерала армии Махмута Гареева, Рудольфа Нуреева, дирижера Фуата Мансурова, Рената Ибрагимова, Марата Сафина, Илхама Шакирова, Салавата Фатхетдинова, Руслана Нигматуллина и многих других достойных сыновей и дочерей нашего великого народа. Еще раз о потенциале татар было подтверждено после проведения блестящей операции на сердце первого Президента России кардиохирургом профессором Акчуриным Ринатом, который напомнил о единстве судеб русских и татар в радости и в беде. Такая теснейшая связь уходит корнями глубоко в историю. В прошлом, когда Великий князь Древней Руси обратился к Великому Булгарскому князю в годы неурожая, и получил братскую помощь, когда этнический татарин Кузьма Минин вместе с русским князем Дмитрием Пожарским сумели консолидировать многие народы России и отстояли ее независимость, когда во имя Родины сотни тысяч татар в годы Великой отечественной войны сложили головы на поле брани ради России, и сегодня, когда в рамках проведения 1000-летия Казани известные политические деятели Российского масштаба Минтимер Шаймиев и Камиль Исхаков в рамках народной дипломатии сумели возвратить святыню православного русского народа Икону Казанской Божьей матери, и когда в условиях демократической России заново возведена рядом с церковью некогда разрушенная средневековым мракобесием святыня правоверных мусульман Кул-Шарифа мечеть. И когда было проявлено в высшей мере уважение Президента России к татарскому языку (надо бы некоторым, так называемым «деятелям», после этого осознать бесперспективность и вредность политики изоляции татарского языка) в выступившей части своей речи на татарском языке стало ясно, что старое клеймо «не прошеный гость хуже татарина» является анахронизмом и разъединяет народы, наносит ущерб Национальной безопасности России. Во все времена и теперь надменность, расизм, национализм, шовинизм, нетерпимость к культуре, религии и языку другого народа, отсутствие сострадания к ближнему стали причиной разложения, деградации и гибели отдельных цивилизаций. Такая учесть ждет и тех, кто и сейчас проповедует подобные абсурдные идеи. Возможно, автор рецензируемой книги задумался над этими и другими не менее важными проблемами, волнующими все народы и в XXI веке. В то же время, встречая свое 70-летие, известный ученый, уже имея в своем активе блестящие научные достижения, имеющий все регалии и общественные признания, а также, будучи многогранным, одаренным человеком, счастливым, во всем, сумел выйти из той скорлупы, характерной лишь себялюбцам, «персоналии», поднялся выше этого и сказал то, что содержится в его изданной книге. Действительно это произведение есть то зеркало, где отражается жизнь, подвиг, талант самого татарского народа, часть которого веками проживало в деревне Сыерышбаш. Автор выбрал рациональный путь, отталкиваясь от частного и описывая в хронологическом порядке жизнь и подвиг своих земляков из Сыерышбаш на протяжении нескольких столетий. В генеалогической дереве всех своих односельчан в том числе и своего рода, который начинается с Йосыфа (Осип)-Юныса нэселе автор скрупулезно с привлечением специалистов знающих арабскую графику, причем за свои личные сбережение сделал беспрецедентный научный анализ. «Третий род:1.1.1.-Йосыф (Осип), Албэк улы, будучи поверенным, по сбору подписей с целью переселения на новые земли со своими тремя односельчанами (и родным братом Юнысом) примерно с 1695-1700 годах из деревни Эжак куле авылы – (деревня озера Ажак ныне Республика Татарстан, район Актаныш) выехали и основали деревню Ажак в нынешнем Бураевском районе Республики Башкортостан. О достоверности этого факта свидетельствует документ об аренде земельного участка, выданный в 1739 году Юнусу сыну Албака. Затем, имея в те времена высокий статус Выборного – ягъни сайланган кеше образом примерно согласно имеющимся архивным данным с 1774-1786 годы расположенная в направление Казани деревня Ажак была переименована как деревня Сыерышбаш (ныне Чекмагушевский район Башкортостана). Таким образом, род Юсуповых основал Сыерышбаш в начале 18 века» (с.77). В книге достоверно исследовано генеалогическое дерево 56-родов односельчан: их нравы, которые объединяют множество людей выросших на стволе этих мощных родов. Если учесть, что по мужской линии только Юсуповых насчитывается более 500 человек, можно представить, что речь идет о нескольких десятках тысяч людей! Подобный труд автора данной книги вызывает восхищение и, по мнению весьма авторитетных ученых является первым комплексным научным исследованием в данной сфере. Кроме этого, в книге, объективное освещение получила вся стороны жизни жителей деревни Сыерышбаш на протяжении 300 лет. Автором создана настоящая летопись и целая галерея самых что ни есть разноликих образов воображением лишь писателя, и с натуры, максимальным учетом генетического потенциала (особенностей) каждого из описанных родов одной отдельно взятой татарской деревни. Естественно, как говорят социологи репрезентативность такого научного анализа вне всяких сомнений, и может отражать общую картину сельской части татар в рамках того периода, который подвергся объективному анализу автора. При этом профессор Юсупов К.Н. использовал редкие архивные материалы и посвятил этому поистине благородному делу не одно десятилетие.





Как показывает статистика, сегодня популярность такого рода произведений как в целом по стране, так и в нашей республике сильно возрастает. Об этом свидетельствует тот факт, что в течение последних 10-15 лет появились или готовятся к публикации книги по истории многих районов, сел и деревень России, в т.ч. и Башкортостана. Такие книги отчасти мемуарного, отчасти исторического характера за последние два года изданы в Уфе докторами юридических наук, профессорами Ф,М.Раяновым. и В.К.Самигуллиным.

Книга нашего земляка доктора экономических наук, профессора К.М.Юсупова “Тамырлар” (Корни) посвящена истории его родного села и генеалогии родов Сыерышбаш Чекмагушевского района Республики Башкортостан и по жанру относится к местным (локальным) краеведческим исследованиям). Она состоит из 4 глав.

Общеизвестно, после десятилетий господства тоталитарной системы и идеологии, курса на формирования новой исторической общности – «советского человека», когда историки и простые люди изучали и писали, главным образом, о великих свершениях страны, ударных пятилетках, стройках века, освоении целины, Арктики, космоса и пр., а интерес людей к своим семейным корням, своей деревне, своему народу оценивался не иначе как: «националистический уклон», «феодальный» или «буржуазный пережиток». По этой причине такого рода исследования, мягко говоря, не приветствовались. В тоталитарной системе человек не являлся главной ценностью, он был «винтиком». Этой системе не нужны были индивиды, имеющие свою семейную историю, свое уникальное происхождение. Поэтому в нашей стране выросло несколько поколений людей, которые или не знали совсем, или имели очень смутное представление о своих корнях.

Сама жизнь показала, что с формированием нового, гармонично развитого нового человека в нашей стране ничего не получилось, а вот система, можно сказать, смогла оторвать людей от своих корней. В итоге в нашей стране духовность отошла на второй план, когда большинство наших граждан превратилось в Ивановых, не помнящих родства.

Только в последние годы люди начали интересоваться и возвращаться к своим истокам, к своим корням, ибо как гласит мудрость: «Ата-бабалы кеше – тамырлы имэн!». Поэтому актуальность этой книги огромна. Она имеет не только познавательное, но и большое духовно-воспитательное значение и, прежде всего, для молодого поколения.

Здесь очень актуально взаимопонимание двух тюркских народов – татар и башкир. Особенно эти вопросы актуализируются после проведенного праздника тысячелетия Казани и предстоящей юбилейной даты добровольного вхождения Башкир в состав Российской Империи. Общеизвестно татарский народ играл выдающуюся роль в становлении башкирской интеллигенции. Кто не знает таких колоритных и талантливых сыновей башкир Заки Валиди, Загира Исмагилова и многих других, которые в свое время получили профессиональное образование в Казани. Многие писатели Башкортостана выковывали свое творчество на примере великого Габдуллы Тукая, Хади Такташа, Исмагила Рамеева, Накия Исанбета, Амирхана Еники и т.п. Все знают замечательное творчество тех, которые служили одинаково обоим народам. Это Мажит Гафури, Мустай Карим, Фарида Кудашева, Нариман Сабитов, Ильфак Смаков, Заки Махмутов, Назар Нажми, Ангам Атнабай, Хайдар Бегичев и многие другие. Все это позволяет утверждать будущее двух братских народов в дружбе и сотрудничестве, а не тех, которые искусственно создают напряженность между народами, вопреки правовым и нравственным нормам. Мягко говоря, «определенное ограничение» в установлении вывесок с названием сел и деревень на родном (татарском) языке из этого разряда. В то же время, безустанно говоря о дружбе и сотрудничестве эти же «идеологи» блокируют телевизионные передачи из соседнего Татарстана на татарском языке в Башкортостане, тем самым лишая информации на родном языке почти полутора миллионное татарское население Башкортостана. Если учесть то, что эта немалая часть налогоплательщиков и избирателей республики, тогда данный факт вообще не входит не в какие рамки! В тоже время, руководство Татарстана, соблюдая международные нормы и российское законодательство, обеспечивает трансляцию Башкирского спутникового телевидения на всю территорию Республики Татарстан, в т.ч. для 19 тыс. башкир, которые живут и трудятся в братской республике. И это правильно, ведь близость языка, культуры и традиции очевидно, и учет этого тоже будет способствовать сохранению самобытной и богатой культуры и языка двух братских народов. Конечно же, действия отдельных чиновников по блокированию информационного пространства одной части своего населения в век НТР и информационного общества является не правовым и может быть квалифицирован как анахронизм. Таким образом, подобные так называемые «идеологи» оказывают только медвежью услугу первым лицам Республики Башкортостан, дискредитируя их на глазах людей. Как показывает богатый опыт федеративных государств запада принятые меры по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений только укрепляет государственность. Народ всегда будет помнить с благодарностью только тех, кто сеял добро и разум, боролся за счастье татарского и башкирского народов. В их числе были достойные сыновья своих народов Гаяз Исхаки и Заки Валиди, Галимжан Ибрагимов, Закария Акназаров и др. Возможно, здесь будет уместно вспомнить мудрые высказывания одного из крупных башкирских ученых лингвистов профессора Саитбатталова Галия Галиевича, который сравнивал два братских народа – татар и башкир наподобие двух глаз на одном лбу, и повреждение одного из них неминуемо приводит к ухудшению и второго, лучше этого не скажешь! В рецензируемой нами книге очень деликатной форме уважаемый профессор Юсупов К.Н., обладающий кроме уникального интеллекта и высочайшей интеллигентностью, затрагивает и вопросы межнациональных отношений татар и башкир, призывая политиков и интеллигенцию сеять не раздор, а подлинные родственные отношения между этими двумя братскими народами. И в этом смысле книга имеет консолидирующий характер, которая призвана сплачивать народы РФ.

Избранный автором жанр (описание истории на основе воспоминаний) предполагает, по сравнению с академическими работами, более произвольный замысел, структуру, характер и специфику изложения материала.

Одним из самых главных достоинств книги является то, что ее значительная часть написана на основе собственных воспоминаний, т.е. устной истории. Описание фактов, оценка тех или иных событий прошлого взглядом простого человека (будь то он молодой юноша или уже умудренный опытом человек), имеет важнейшее историческое значение, т.к. эту информацию ни в каком архиве мира, ни в какой библиотеке найти невозможно.

Аргументированный текст, на основе большого количества источников, в то же время простой и вполне доступный для простого читателя язык изложения.

Очень детальное описание некоторых эпизодов из истории села Сыерышбаш, в т.ч. частое использование собственных воспоминаний, а также рассказов очевидцев тех или иных событий. Привлечение большого количества оригинального устного материала, безусловно, повышает значение книги как своего рода источника обработанной и систематизированной информации по генеалогии и отдельным фрагментам истории села.

Особую ценность не только для массового читателя, но и для ученых-специалистов представляют генеалогии родов и подробное описание семейных историй. По этим описаниям можно как в зеркале увидеть отражение жизни простых граждан в тех или иных событиях, происходящих в стране – гражданская война, коллективизации, Великая Отечественная война и т.д.

При составлении генеалогии родов села Сыерышбаш автор весьма успешно разработал и применил собственную модель – так называемую генеалогическую матрицу. Эта матрица заслуживает особого внимания специалистов-историков, как весьма удобная форма и эффективная форма подачи исторической информации, которая может быть компьютеризирована.

Содержание изложенного материала, очень взвешенное и объективное, текст написан добрым и дружелюбным языком. Книга, несомненно, будет способствовать дальнейшему укреплению мира и согласия между народами Республики Башкортостан.

На наш взгляд научно-художественные труды профессора Юсупова Касима Назифовича находят своего читателя в самых различных слоях нашего общества, и в связи с этим, заслуживают внимание общественных организаций, научно-исследовательских учреждений и Министерства культуры Республики Татарстан. С учетом общественной значимости и воздействия на рост самосознания, оказания позитивного воспитательного воздействия на подрастающее поколение цикл книг («Имэннар», «Сыерышбаш хикматларе», «Тамырлар») посвященных истории, культуре и фольклору татарского народа просим рассмотреть как возможность представления их автора к международной премии имени Кол Гали.

Зав. кафедрой гражданского права и процесса

Уфимского Института (филиала) РГТЭУ Гаяз Файзуллин

Старший научный сотрудник

Центра этнологических исследований

УНЦ РАН, кандидат исторических наук Ильдар Габдрафиков

 

 

НАКОРМИМ СЕБЯ САМИ

(БашВестЪ – Первая Интернет-газета Республики Башкортостан. 17.09.2004)

Как обстоят дела с продовольственным обеспечением населения в стране и республике? Какие решения принимаются правительством для развития села и как влияет аграрно-правовая наука в решении этой социально значимой проблемы – обеспечении хлебом насущным каждого из нас? На эти и другие вопросы газете "БАШвестЪ" отвечает доцент института права БашГУ, кандидат юридических наук Гаяз Файзуллин.

- Гаяз Габделисламович, насколько актуальна продовольственная проблема для государства в ХXI веке?

- Актуальность этой проблемы в новом веке ничуть не снижается. Продовольственная проблема актуальна для всех государствообразующих народов, так как от наличия достаточного количества продуктов питания зависит жизнь каждого из нас.

Кроме того, сельское хозяйство – такая отрасль экономики, которая не только обеспечивает население продовольствием, а промышленное производство – сырьем, но и является важным фактором сохранения сельского населения и традиционного ландшафта, осуществления социального контроля над территорией, поддержания экологического равновесия в биосфере.

- Понятно, что производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции в основном занимаются субъекты многоукладной сельскохозяйственной экономики. Но какова же в аграрной сфере роль юристов?

- Общеизвестно, что в любом развитом обществе юристы призваны влиять на общественные процессы путем создания соответствующего законодательства. Нормативно-правовые акты способны, при их правильном, грамотном использовании, эффективно решать самые разнообразные жизненно важные для людей задачи. В этом смысле не является исключением и сельскохозяйственная отрасль. К примеру, самым востребованным законом для повышения эффективности сельского хозяйства является обсуждаемый депутатами российской Госдумы проект ФЗ "О развитии сельского хозяйства".

- Недавно вы побывали в Белоруссии. Чем вызвана эта поездка?

- Я принял участие в международной научно-практической конференции на тему: "Аграрная отрасль: социально-экономические и правовые проблемы становления, перспективы развития", которая состоялась в Гомеле. Кроме делегации из России, которую возглавлял известный ученый, профессор Григорий Быстров, туда приехали представители других государств, в том числе США и Германии. Самые представительные делегации были из стран СНГ.

Мое выступление было посвящено обеспечению продовольственной безопасности постсоветской России. Конференция прошла на высоком организационном уровне. Во второй день конференции нас ознакомили с достопримечательностями Гомеля, показали тепличный комбинат, аналогичный Алексеевскому комбинату нашей республики. Кстати, на конференции я говорил и о тесных экономических, главным образом в агропромышленной сфере, связях Башкортостана и Белоруссии.

- Надо ли усиливать государственное регулирование развития аграрной сферы в условиях рыночной экономики?

- Как показывает практика т.н. рыночных стран, современная экономика нуждается в господдержке. Налицо факт преодоления с участием государства "великой депрессии" 30-х годов прошлого столетия в экономике США. Рузвельт тогда объявил "новый курс", так как огромные масштабы производства, растущие экспорт и импорт товаров и капиталов порождали необходимость постоянного госуправления.

В условиях переходной экономики постсоветской России, после провала монетарных методов стала очевидной необходимость повышать роль государства в многоукладной экономике.

- Россия является федеративным государством и состоит из 89 субъектов. Какова роль нашей республики в обеспечении продовольственной безопасности страны?

- Мы, жители многонационального Башкортостана, всегда с гордостью говорим, что наша республика – один из бюджетообразующих субъектов России. Не только в нефтехимических отраслях экономики, но и в аграрном секторе наш вклад весьма высоко оценивается руководством страны. По производству сельскохозпродукции Башкортостан занимает второе место в стране после Краснодарского края. На наших передовых предприятиях – Алексеевском тепличном комбинате, Башкирской птицефабрике, фермерском хозяйстве Чишминского района "Агли" – побывали Президент РФ Владимир Путин, министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев.

Ежегодно башкирские сельчане собирают неплохой урожай зерновых. Он не только обеспечивает нас мукой, хлебом, но и позволяет развивать животноводство на основе достаточного запаса фуража. В минувшем году, к примеру, в РБ собрали четыре миллиона тонн зерна, столько же планируется собрать и в этом году. Сейчас средняя урожайность зерновых достигла 25 центнеров с гектара, в закрома государства заложено уже более 3,5 миллиона тонн хлеба. Да и по другим видам сельхозпродукции – овощам, картофелю, мясу – наша республика сама себя обеспечивает.

- В свое время актуальным был вопрос: накормят ли фермеры страну? Каковы перспективы развития фермерства у нас?

- В советское время колхозы и совхозы имели уже устоявшиеся законы, уставы. Но в начале 90-х годов возникают фермерские хозяйства, что потребовало изучения и обобщения их опыта. Конечно же, наши фермеры не могут пока конкурировать с крупными коллективными хозяйствами, но все же они вносят свой весомый вклад. В отдельных отраслях сельского хозяйства они играют решающую роль. Скажем, в Туймазинском районе все овощеводство держится на фермерах, которые снабжают своей продукцией не только свой район, но и соседние, и даже в Уфу возят. Безусловно, фермеры нуждаются в серьезной помощи со стороны государства. Нуждаются в хорошей малогабаритной технике, которую у нас не производят в должном количестве, а если и производят, то по "кусачей" цене. Нуждаются в финансовых ресурсах, доступных кредитах, т.н. стартовом капитале. Без этого фермерское движение вряд ли приобретет массовый характер.

- Скажите, а что делается республиканской наукой для поддержки сельского хозяйства?

- Прежде всего, наше Госсобрание привлекает профессорско-преподавательский состав к разработке проектов законов и их правовой экспертизе, заключаются хозяйственные договоры между хозяйствующими субъектами и научными подразделениями. К слову сказать, я был первым кандидатом юридических наук, защитившим диссертацию по аграрному праву на первом диссертационном совете БашГУ по юриспруденции. С моей легкой руки уже многие юристы РБ прошли через наш диссертационный совет и "остепенились". С первых дней все 10 лет совет возглавлял известный ученый-правовед, профессор Фанис Раянов. За эти годы только по специальности "аграрное, экологическое и природоресурсное право" успешно защитили кандидатские диссертации и стали кандидатами юридических наук около 40 соискателей и аспирантов. Сейчас многие из них работают в различных регионах России, занимают высокие должности в органах законодательной, исполнительной, судебной власти РБ, немало и тех, кто работает в сфере образования и науки.

- Как вы считаете, оправдываются ли надежды на "друга Билла", "друга Гельмута" и "ножки Буша", которые активно пропагандировались в 90-е годы прошлого века?

- Трезво мыслящие люди в нашей стране всегда говорили, что Россия может помочь себе только сама. Зависимость от других стран в вопросах обеспечения продуктами может привести к зависимости в других вопросах. Кроме того, мы все хорошо знаем, что импортные продукты не всегда отвечают экологическим требованиям и могут нанести немалый урон генофонду россиян. Вот почему мы должны обеспечивать хорошие условия работы своим сельхозтоваропроизводителям.

- А что вы скажете по поводу известного лозунга: "Экономика должна быть построена с учетом интересов экологии?".

- У нас в республике 2004-й объявлен Президентом РБ Годом охраны окружающей среды. Рациональное использование и бережное отношение к природным ресурсам – залог экономического успеха современного постиндустриального общества. Глубокое осознание нашим руководством этой аксиомы стало основным мотивом в принятии решения о проведении именно у нас, в Уфе, Международной научно-практической конференции по вопросам охраны окружающей среды. В настоящее время организационный комитет ведет большую работу по успешному проведению этого важного научного форума.

Алик Шакиров

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.