Сделай Сам Свою Работу на 5

В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ





(Аграрное и земельное право. 2004. №1)

 

Региональные особенности функционирования аграрного сектора экономики находят яркое воплощение в традиционных для тех или иных субъектов Российской Федерации отраслях сельского хозяйства. К числу таких отраслей относятся, например, в республиках: Адыгее, Алтай, Бурятия – овцеводство, в Республике Башкортостан – коневодство, пчеловодство и кумысоделие, в Республике Карелия – рыболовство и рыбоводство, в Республике Марий Эл – хмелеводство, в Республике Саха (Якутия) – оленеводство, в Республике Дагестан и Краснодарском крае – виноградарство, в Астраханской области – бахчеводство и т.д.

В сельском хозяйстве, где наиболее сильны консервативные начала, жизнь во многом определяется традиционным укладом, эффективность хозяйствования, как нигде, зависит от природно-климатических условий, использование приобретенного на протяжении многих веков позитивного опыта хозяйствования имеет первостепенное значение. Указанный опыт хозяйствования аккумулирован, прежде всего, в национально-традиционных отраслях сельского хозяйства.

Все эти виды сельскохозяйственной деятельности исторически обусловлены местным природным климатом, наличием степных и горно-лесных районов в республике и поэтому для этого региона вносят экономически оптимальный характер. Подтверждений тому множество. Не случайно, например, башкирский мед по своим вкусовым и целебным свойствам уже давно получил всемирное признание. Его качество определяется, в первую очередь, наличием в республике трети мировых запасов липняков, уникальным сочетанием разнотравья, особыми погодными условиями.



Известно также, что местные породы животных на протяжении многих веков вырабатывают высокую биологическую жизнеспособность и иммунитет к болезням, имеющимся на данной территории. Так, лошади башкирской породы в условиях Башкортостана чувствуют себя превосходно и жарким летом, и студеной зимой, могут обходиться без сена даже в лютые морозы, питаясь оставшейся под снегом травой, которую они добывают сами.

Для обозначения таких отраслей сельского хозяйства, применительно к бывшим автономным республикам РСФСР, был предложен термин «национально-традиционные отрасли сельского хозяйства»[52].. Данное понятие, как нам представляется, не потеряло своей актуальности и сегодня, так как наряду с краями, областями, городами федерального значения, образованными по чисто территориальному признаку, в Российской Федерации продолжают существовать и национальные субъекты: республики, автономная область и автономные округа. В то же время для того, чтобы охватить единым термином отрасли сельского хозяйства, исконные для всех субъектов Российской Федерации, независимо от того, по территориальному или национальному критерию они образованы, видимо, речь лучше вести о «традиционных отраслях сельского хозяйства», опустив слово «национально».



Следует заметить, что данный термин нередко используется и в нормативных правовых актах. Например, в Законе Республики Саха (Якутия) «Об оленеводстве» оленеводство рассматривается как «традиционная отрасль экономики коренных народов Республики Саха»[53]. Данный термин широко используется и в подзаконных актах республики[54]. В постановлении Правительства Республики Дагестан «О неотложных мерах по государственной поддержке виноградарства и виноделия в Республике Дагестан» виноградарство также названо традиционной для республики отраслью сельского хозяйства[55].

В то же время иногда для обозначения традиционных отраслей сельского хозяйства используются и другие термины. Так, в «Программе развития оленеводства в Республике Коми» оленеводство названо профилирующей отраслью сельского хозяйства коренного народа республики[56]. А в аграрном законодательстве Республики Адыгея для обозначения таких отраслей сельского хозяйства употребляется слово «ключевые»[57].



На наш взгляд, предложенный нами термин «традиционные отрасли сельского хозяйства» более точно отражает природу таких видов сельскохозяйственной деятельности. Действительно, в русском языке слово «традиционный» означает «сохранившийся от старины, основанный на традиции», а слово «традиция» – «то, что перешло от поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений»[58].

Нередко в юридической литературе можно встретить и такой термин, как «традиционные формы ведения сельского хозяйства». Впервые его ввел Ф.М. Раянов[59]. На наш взгляд, данное понятие гораздо шире понятия «традиционные отрасли сельского хозяйства», так как кроме отраслей сельского хозяйства предложенный термин включает в себя также традиционные формы хозяйств, ведущих аграрное производство. Известно, что в разных российских регионах испокон веку сельское хозяйство велось: где общиной, где группой семей, а где отдельными семьями. Данное обстоятельство даже сегодня имеет определенное значение в деле выработки концептуальных основ реформирования аграрной сферы в субъектах Российской Федерации. Но, учитывая то, что вопрос о формах сельскохозяйственных предприятий нами уже был рассмотрен ранее, в данной части исследования акцент будет сделан на традиционные отрасли сельского хозяйства.

В литературе справедливо отмечается, что недопустимо узкое понимание рассматриваемых форм ведения сельского хозяйства с позиции только национальных (этнических) особенностей. В данном случае слова "национальная форма ведения сельского хозяйства" должны быть поняты так же как, например, понятия "национальная правовая система", "национальное законодательство" и т.д. Другими словами, когда необходимо осветить этническую сторону обсуждаемого вопроса (например, если хотим выяснить национальные традиции в ведении сельского хозяйства башкир или якутов), то для этого существуют такие, употребляемые в законодательстве, понятия как "право коренных народов", "права национальных меньшинств" и т.д.

Необходимость исследования национально-традиционных форм ведения сельского хозяйства и выяснение их сути объясняется тем, что при определенных условиях развития общества государство, как организация политической власти, не считаясь ни с какими географическими, национальными, историческими особенностями регионов и территорий насаждает определенные формы и технологии ведения сельскохозяйственного производства. Применительно к России это положение можно проиллюстрировать на примерах безусловной национализации земли (отмена частной собственности), силового насаждения колхозов и совхозов, сплошной распашки так называемых целинных и залежных земель, командного внедрения кукурузы, обязывания перехода к силосному кормлению в животноводстве, повсеместного распространения свиноводства, как самой якобы эффективной формы животноводства и т.д.

Исходя из всего сказанного, хотелось бы подчеркнуть, что сегодня должны быть приняты очень радикальные и довольно оригинальные меры со стороны государства к реформированию села. Продолжение же прежней политики чревато еще более сильными пагубными последствиями.

Во-первых, необходимо наконец-то дать свободу труженику села в распоряжении своими способностями к труду. Право частной собственности на землю, право распоряжаться результатами своего труда испокон веков являются естественными правами человека. На определенном этапе развития общества государство изъяло эти естественные права у человека и сделало его своим рабом, заставляя зачастую трудиться его против своей же воли. Эти ошибочные акты государства отменены.

Между тем, нам уже пора понять, что если не восторжествует свобода труда, то невозможно рассчитывать и на возрождение национально-традиционных форм ведения сельского хозяйства, на активизацию экономической деятельности крестьян. Государственным велением развернуть национально-традиционные форма ведения сельского хозяйства также нельзя. Во-вторых, в сложившейся ситуации в сельском хозяйстве сегодня государству необходимо научиться оказывать финансовую поддержку тем хозяйствам, субъектам хозяйствования, которые способны эффективно использовать выделяемые средства, льготные кредиты.

В этом плане принять практику развитых рыночных стран финансовой помощи личному подсобному хозяйству граждан и сельским предпринимателям, способных производить отдельные виды сельхозпродукции в значительных объемах.

Личное подсобное хозяйство – это беспроигрышное направление государственных инвестиций. Программой государственной поддержки личного подсобного хозяйства сегодня можно обеспечить эффективное производство животноводческой продукции, картофеля, овощей и т.д. У нас до сих пор государство специализировалось на технологии зажима личного подсобного хозяйства, окончательного его свержения. Приняты ФЗ от 7 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» позволяет еще больше поднять эффективность самых многочисленных сельскохозяйственных производителей в целом России, в частности, ее субъектах.

На базе личного подсобного хозяйства, а также фермерского хозяйств возможно и быстрое возрождение и развитие также национально-традиционных форм ведения сельского хозяйства.

Сегодня у нашего государства должны быть минимум две материально обеспеченные программы: одна по дальнейшей оптимальной приватизации сельскохозяйственных предприятий, а другая – по оказанию поддержки личному подсобному хозяйству и фермерству по созданию рыночно эффективной сферы сельскохозяйственного производства. Реализация этих программ неминуемо выведет и на оптимальное разрешение проблем возрождения и развития национально-традиционных форм ведения сельского хозяйства[60].

В конце XX века возникли и получили широкое развитие научные исследования, изучающие культурные, этические, психологические и другие особенности различных народов, и в этом направлении выделился ряд новых самостоятельных наук (этнопедагогика, этнопсихология, этносоциология, этнополитика и т. д.), но традиционная экономика народов как явление не стала еще предметом серьезного научного анализа.

Важнейшим аспектом исследования традиционной экономики народов остается проблема выяснения ее значения, роли и перспектив в современной хозяйственной системе, или проблема интеграции элементов традиционных для данного народа форм и способов экономической деятельности в сегодняшнюю и будущую, модернизированную, экономику в местах компактного его проживания. Решение этой проблемы следует рассматривать как одно из важнейших условий сохранения самобытности народа и его национального самосознания.

Основными объектами традиционной экономики башкир являлись природа и ее ресурсы. Данный фактор предопределял не только отраслевые приоритеты хозяйственной системы (скотоводство, бортничество, рыболовство, охота). Отсюда берут свои начала экономический образ жизни башкир (отгонно-пастбищное скотоводство), материальная культура, воплощенная в орудиях и предметах труда, домашней утвари, хозяйственных сооружениях и жилище, одежде, технологические знания и трудовые навыки, экономические институты, проявляемые в виде укоренившихся в обычаях, традициях и коллективном сознании неформальных правил и норм, стереотипы экономического мышления. Многие из этих элементов сохранились и поныне, особенно в сельской местности, где компактно проживают башкиры.

Материальное благосостояние подавляющего большинства семей в башкирских селениях определяется сегодня исключительно личным подсобным сельскохозяйственным производством, основанным преимущественно на разведении местных пород крупного рогатого скота мясомолочного направления, овец, коз и лошадей. Значительная часть произведенной животноводческой продукции перерабатывается в домашних условиях с использованием вековых народных технологий и часто потребляется семьей (а может быть, и реализована на рынке) в виде национального продукта или изделия. В частности, подавляющее большинство сельских семей потребляет такие виды национальной кисломолочной продукции, как кумыс, катык, курут и буза; мясной продукции – казылык, тултырма (вид колбасы). Среди башкир имеются еще люди, владеющие умением и навыками по переработке шерсти и кожи, по изготовлению войлока, валенок, ковров, пуховых платков и ряда других видов изделий домашней утвари и одежды, традиционных для башкир. Некоторые семейные хозяйства продолжают заниматься пчеловодством и бортничеством. У многих сохранились традиции к рыбной ловле и охоте, а также соответствующие знания, навыки, умение и орудия. К традиционной экономике башкир относятся и возрождаемые ныне различные народные промыслы, и местное кустарно-ремесленное производство, получившие свое наивысшее развитие в конце XIX и в начале XX веков и основательно утраченные за годы советского строя[61].

В условиях рыночной экономики фактор конкурентоспособности и эффективности производства везде становится решающим. И на первый взгляд кажется, что традиционные экстенсивные формы хозяйствования на земле постепенно будут вытеснены интенсивными сельскохозяйственными технологиями, а основанные на примитивной технико-технологической базе народные промыслы и кустарно-ремесленное производство не смогут выдержать конкуренцию со стороны мощнейших предприятий, использующих передовые технологии и современную технику. Следовательно, возникают все основания к тому, чтобы признать ассимиляцию башкир закономерным и неизбежным процессом, а судьбу народа как самостоятельного этноса предопределенной.

Однако более подробное изучение современной модернизированной экономики позволяет видеть не только угрозу, нависшую над будущим малочисленных народов, но и выявить преимущества и возможности, умелое и целенаправленное использование которых может интегрировать элементы традиционной экономики народа в новую систему хозяйствования и, тем самым, сохранить самобытность народной экономики и национальной материальной культуры и специфику. В связи с этим следует согласиться одним из известным ученым-правоведом, который считает, что «эта специфика объективна. Она проявляется в необходимости учета правом естественных, биологических, климатических, погодных и социальных условий сельскохозяйственного производства и социального расселения крестьянства»[62].

Вопреки некоторым мнениям, объявляющим укоренившийся в хозяйственных национальных традициях коллективизм фактором, тормозящим их адаптацию к рынку, мы склонны считать его положительным явлением. Коллективизм, реализуемый через подлинные кооперативные формы и основанный на добровольности, взаимной выгоде и ответственности, является важнейшим условием органичного включения элементов традиционной экономики в систему рыночных отношений. Препятствием же является коллективизм в его худшем варианте – сохраняющийся и сегодня колхозно-совхозный строй с круговой безответственностью, массовой безалаберностью и извращенной мотивацией к трудовой деятельности.

Создание вышеописанного механизма адаптации села к условиям рынка через развитие традиционных хозяйственных занятий в рамках формирования единой системы «сельское хозяйство – рекреационная деятельность – сохранение природы и ландшафтов» предполагает объединение усилий законодателей, правительства, местных администраций, природоохранных и экологических организаций, ученых, предпринимателей, самих сельских жителей и их совместной согласованной деятельности.

Отрадно, что проблема развития традиционных отраслей сельского хозяйства, столь усиленно поднимаемая учеными[63], находит понимание и поддержку со стороны региональных органов государственной власти. Об этом свидетельствует, в частности высказывание Президента Республики Башкортостан на сессии Законодательной Палаты Государственного Собрания республики в 1997 году, о необходимости законодательного обеспечения возрождения и развития национально-традиционных отраслей сельского хозяйства башкирского народа, в том числе коневодства, пчеловодства и кумысоделия[64]. На сегодняшний день в Башкортостане принят закон о пчеловодстве, разработан и обсуждается в республиканском парламенте проект закона о коневодстве, делается немало по возрождению во многом ныне забытой традиционной деятельности – кумысоделия, в последние годы по старым рецептам стали воссоздавать ранее утерянные национальные блюда башкирского народа, в числе которых, например, буза – смесь в определенной пропорции кумыса и ржаной муки. Подобных примеров много.

Почему развитие традиционных для народов субъектов Российской Федерации отраслей сельского хозяйства в настоящее время приобрело такую актуальность? По нашему мнению, это объясняется следующим:

Во-первых, все эти виды сельскохозяйственной деятельности исторически обусловлены местными природно-климатическими условиями и поэтому для субъектов Российской Федерации, на территории которых они традиционны, имеют наиболее оптимальный характер. Иначе говоря, они как нельзя лучше учитывают природные особенности данной местности.

Например, традиционное для Башкортостана пчеловодство издавна располагает широкими потенциальными возможностями. Для пчеловодства в республике имеется богатая естественная база – 5 млн. га земли покрыты лесом, из них преимущественно в горно-лесной зоне только с преобладанием мелколистной липы – около 700 тыс. га, остролистного клена – 266,7 тыс. га, ивовых – 19,4 тыс. га. Кроме того, в республике большой удельный вес луговых медоносов, а также медоносов в полевых севооборотах: гречиха, подсолнечник, донник, клевер, люцерна[65].

Другой пример. В Башкортостане прекрасные условия для коневодства, овцеводства и козоводства – древнейших видов хозяйствования башкирского народа. Наличие обширных степных районов с богатой растительностью, небольшим снежным покровом зимой создают хорошую кормовую базу для отгонного животноводства.

Традиционные отрасли сельского хозяйства народов субъектов Российской Федерации помимо всего прочего и потенциально экономически выгодны. Например, по подсчетам специалистов, себестоимость конины во многих хозяйствах Башкортостана примерно в два раза ниже, чем баранины, и в полтора раза ниже, чем говядины. Экономическая выгода от пчеловодства в Башкортостане отнюдь не сводится лишь к получению продуктивного меда, воска или прополиса. Сейчас нет руководителя хозяйства, который не знал бы, что дает опыление растений пчелами. Только этой, попутной для нее работой, пчела приносит в 20 раз больше пользы, чем получают от продажи меда.

На основании изложенного, на наш взгляд, можно заключить, что развитие традиционных отраслей сельского хозяйства – важнейший элемент преобразований аграрных отношений в субъектах Российской Федерации на современном этапе. В связи с этим задача юридической науки – дать продуманные научные рекомендации для создания надежного правового механизма, обеспечивающего достижение этой цели.

Говоря о формировании современной нормативной базы для развития традиционных отраслей сельского хозяйства, мы, конечно же, понимаем, что нет и не может быть единого универсального правового средства, применимого в равной мере во всех российских регионах, ко всем имеющимся там отраслям сельского хозяйства. В каждом субъекте Федерации имеются специфические особенности, которые обусловливают выработку собственных юридических мер. Поэтому конкретная работа по разработке нормативных правовых актов по этим отраслям сельского хозяйства должна проводиться непосредственно на местах с учетом конкретных обстоятельств[66]. Исходя из этих соображений, в качестве примера рассмотрим правовое обеспечение только одной традиционной национальной отрасли сельского хозяйства, а именно – башкирского пчеловодства.

Как уже указывалось, в Башкортостане принят и действует Закон «О пчеловодстве». Однако как показали парламентские слушания о реализации данного закона, многие его положения не исполняются в связи с отсутствием комплекса мер по развитию этой отрасли сельского хозяйства. Одним из путей решения проблемы может быть, на наш взгляд, утверждение и выполнение специальной комплексной программы по развитию башкирского пчеловодства.

Усиливающаяся зависимость нашей страны от импорта сельскохозяйственной продукции, которая угрожает продовольственной безопасности, обусловливает развитие национально-традиционных отраслей сельского хозяйства. Потенциал данных отраслей огромен, особенно в тех субъектах, где прежде они были развиты.

В Республике Башкортостан принят ряд нормативных правовых актов, создающих реальную правовую базу для развития национально-традиционных отраслей сельского хозяйства. В основном же данная задача решается посредством постановлений Кабинета Министров Республики Башкортостан и актов Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан. По нашему мнению, масштабность и важность данной цели обусловливают необходимость усиления правового обеспечения для ее достижения. Эту проблему трудно решить посредством подзаконных актов. Думается, нужен полновесный специальный Закон по возрождению и дальнейшему развитию национально-традиционных отраслей сельского хозяйства, предусматривающий реальные меры государственного протекционизма для решения поставленных задач. Это могут быть налоговые освобождения и отсрочки, возможность получения льготных кредитов, установления госзаказов на продукцию, получаемую хозяйствами, занятыми этими видами сельскохозяйственной деятельности. Ясно одно – без государственной поддержки реального сдвига в развитии национально-традиционных отраслей сельского хозяйства ожидать в настоящее время не приходится. Размышляя об этой важнейшей проблеме можно рассчитывать, что принятые на федеральном уровне нормативно-правовые акты, в том числе ЗК РФ (2001 г.), ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 г.), ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» (2002 г.), ФЗ от 11 июня 2003 года «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (2003 г.), а также принятая Правительством РФ от 3 декабря 2002 г. №858 «О социальном развитии села до 2010 года» даст значительный импульс и экономический эффект в развитии национально-традиционных отраслей ведения сельского хозяйства в субъектах РФ.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.