Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА





СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННОМ

УПРАВЛЕНИИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ

(Актуальные проблемы правовой системы общества.

Вып. 2. Уфа, 2003)

 

На различных уровнях сегодня дискутируется такая проблема: есть ли государственное управление экономикой или его нет в современном мире?

В первые годы кардинального реформирования экономической и политической жизни России под влияниям монетаристов доминировало то направление, которое вообще отрицало роль государства и его органов в социально-экономической жизни современной России. В результате усилий приверженцев такого взгляда в Конституции РФ (1993 г.) понятие «государственное управление» вообще отсутствует.

В юридической же науке отдельные авторы дошли до утверждения, что ... управление имеет догосударственную природу, что деятельность па управлению не имеет государственно-властного характера. По их мнению, получилось, что государственное управление – это лишь организационная работа[45].

По их мнению, понятия «государственное управление» и так называемый «командно-административный» метод руководства экономикой является тождественными.



Полемизируя со своими оппонентами, один из более ярких представителей теории государственного управления Атаманчук Г.В., констатирует что «среди всех видов управления, государственное управление занимает особое место»[46].

Как признают многие исследователи государственному управлению присуще три свойства. Первый из них субъект подобного управления, т.е. само государство. Вторым свойством государственного управления с помощью чего достигается социально значимый результат, является государственная власть. Третьим же не менее важным элементом в процессе государственного управления, безусловно, признается «основные, общие, типовые правила (нормы) с помощью которых государство регулирует самое разнообразное отношение в современном обществе».

Таким образом, под термином государственное управление мы подразумеваем: многостороннюю деятельность современного государства, облеченного такими высокими полномочиями, как законодательствование, исполнительно-распорядительная деятельность и осуществления правосудия. С их помощью государство оказывает организующие и регулирующие воздействие на самую разностороннюю жизнедеятельность современного общества. Таким способом современное государство решает социально значимую для гражданского общества задачу преобразования и стабилизации экономики в общенациональном масштабе.



В указанном определении государство выступает как бы в трех ипостасях:

а) государство как организованный субъект управления;

б) государство как организующая сила жизнедеятельности людей;

в) сами государственные органы, воздействуя между собой с помощью нормативно правовых актов и иными способами, создают взаимосвязь между государством и обществом.

Ряд авторов утверждает, что правовые акты управления принимают только исполнительные органы власти, в них содержатся «односторонние властные волеизъявления и ведущих юридические последствия»[47]. Так ли это? На наш взгляд, если мы признаем за государством его управленческую роль, то логично признать за всеми его органами (исполнительными, законодательными и судебными) совершения действий, имеющих управленческое значение.

Следует сказать, что в данной статье понятие «государственное управление экономикой» не отождествляется о командно-административной системой управления, не подменяется управлением в его подлинном, властном смысле, а подразумевается больше как форма стимулирующего воздействия государств в экономику, его вмешательства в экономические процессы строго в рамках рыночных отношений, а не в замен их с целью исключения стихийного развития рынка, совершенствования рыночных механизмов, развития рынка с учетом социальных интересов общества.



Если проанализировать роль государства в сфере аграрной экономики страны, то мы можем констатировать наличие здесь управленческой роли государственных органов. На наш взгляд, это подтверждается тем, что именно по инициативе государства осуществляется реформирование сельского хозяйства адекватно к рыночной экономике. Однако первоначально со стороны реформаторов, придерживающихся монетаризма, было допущено немало ошибок, которые заключались в умалении роли современного государства в экономике. Расчет на безупречность теории «саморегуляции» рыночной, экономики, в том числе ее аграрного сектора оказался не состоятельным. В результате в процессе преобразования сельского хозяйства наряду с позитивными решениями, были приняты и ошибочные действия в выборе методов и форм реформирования сельского хозяйства России. В процессе становления многоукладной экономики, к сожалению, наряду с нерентабельными колхозами, совхозами было неоправданно разрушены стабильно и рентабельно работающие животноводческие комплексы, птицефабрики и т.д. В результате подобных просчетов, допущенных первоначальными реформаторами, снизились объемы производства сельскохозяйственной продукции. Россия в настоящее время вынуждена больше импортировать сельхозпродуктов из других стран. Таким образом, под угрозой оказалась ее продовольственная безопасность. В связи с этим сельское хозяйство отброшено на 25-30 лет назад. В критическом состоянии находится его материально-техническая база, разрушается социальная сфера села. Финансовое положение товаропроизводителей здесь не обеспечивает даже простое воспроизводство. Подобная ситуация сложилась преимущественно из-за того, что «мы стали заложниками модели экономики, основанной на популистской политике», т.е. в первоначальном этапе реформирования амплитуда колебаний произошла от одной крайности до другой. Если прежде безоговорочно считали безупречной экономику, базирующуюся на социалистической форме средства производства, то затем провозгласили такие же радикальные лозунги по установлению рыночной экономики.

На наш взгляд, на переходном этапе аграрный сектор экономики России в силу ряда весьма серьезных причин (особенности климатических условий, реформирование всей инфраструктуры сельского хозяйства применительно к рыночным условиям и т.д.) испытывает объективную потребность в усилении роли государства по управлению всеми процессами сельскохозяйственной отрасли экономики.

Официальное юридическое закрепление такое усиление роли государства получило свое признание в Федеральном законе от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства», где в соответствии со ст. 1 это регулирование осуществляется путем экономического воздействия государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса.

Достаточно ли подобное определение раскрывает суть деятельности государства в аграрном секторе экономики? Не узок ли данный перечень пределов государственного вмешательства в самом позитивном смысле этого слова?

Безусловно, здесь прав профессор Н.Н. Веденин, который считает такое определение «не всеохватывающим, ибо оно ограничило государственное регулирование агропромышленного производства лишь мерами экономического воздействия»[48]. Между тем государство, осуществляя свои функции, широко применяет правовые методы воздействия на сельскохозяйственную экономику. Здесь нужно, прежде всего, отметить значение Конституции РФ (1993 г.) с принятием которой провозглашены (ст. 8) равенство всех форм собственности. Государственное регулирование базируется на концепции создания многоукладной экономики. Механизмом достижения подобных стратегических задач становится:

а) правовое принуждение с целью решения экономических интересов всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

б) установление общих правил и порядка, ответственности за их соблюдением.

В условиях плановой экономики партия пыталась воздействовать на экономику также путем создания органов управления, контроля, подбора, расстановки и воспитания кадров. Вся эта деятельность осуществлялась через систему партийных органов и первичных партийных организаций.

В результате в советской экономике назревшая потребность в переходе к разным формам собственности и более гибким рыночным методам хозяйствования долгое время искусственно, с усилением монопольной идеологии одной партийной системы, ограничивалась.

Как считает большинство идеологов, переформирование постсоветского общества сегодня неразрывно связано с упрочением «социально-трансфертной» роли государства в развитых странах. Расходы на социальные нужды в этих государствах растут как в абсолютном, так и в относительном выражении. Как одной из важнейшей проблемы для современного Российского государства является создание благоприятных социальных условий для сельчан, поскольку от этого зависит результативность труда сельских товаропроизводителей. Как правильно полагает профессор А.И. Бобылев, «социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам». Далее он подчеркивает, что в установлении социальных стандартов неизмеримо велика роль правительства страны[49].

Безусловно, в настоящее время экономические функции государства становятся более сложными, поскольку изменяются также методы и формы государственного регулирования. Государство в новых условиях призвано обеспечить благоприятную экономическую, правовую и социально-политическую среду для развития современного рыночного хозяйствования.

Актуальность государственного протекционизма (поддержки) аграрного сектора экономики при переходе к рыночным условиям также является бесспорным. Она обусловлена следующими причинами:

Во-первых, в условиях общецивилизационной трансформации происходит фундаментальное изменение роли государства в общественном развитии. При этом государство перестает быть лишь политическим институтом, выражающим отношение между классами, а превращается в инструмент выполнения общих (публичных) политических, экономических и социальных функций.

Во-вторых, в условиях перехода рыночной экономики АПК происходит создание соответствующей правовой базы для многоукладной экономики, в том числе в сельском хозяйстве.

В-третьих, необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства обусловливается тем, что государство ответственно перед своими гражданами за полноценное обеспечение продуктами питания. Реализация аграрной политики российского государства осуществляется путем преобразования сельского хозяйства в эффективную отрасль рыночной экономики, стабилизации агропромышленного производства, создания условий для нормального экономического формирования производства, осуществления аграрной реформы и, прежде всего земельных преобразований, приватизации и разгосударствления, формирования структуры новых рыночных отношений, развития предпринимательства и т.д.

Стратегической задачей России является ее вхождение в мировое хозяйство не в качестве сырьевого придатка, а развитой, имеющей высокую технологию, соответствующей по параметрам наиболее развитых стран.

Говоря об усилении в современных условиях роли государства в проведении реформ в экономике, профессор Ф.М. Раянов указывает, что социальное назначение государства в современном мире определяется исходя из интересов гражданского общества, защиты прав и интересов человека и гражданина. Поэтому государство рассматривается как институт управления делами общества, обслуживания его интересов. Любопытен также его тезис о том, что «гражданское общество всегда должно быть в состоянии контролировать деятельность государства, рассматривать его в качестве института управления делами общества в интересах его членов»[50].

Реализация столь глобальных задач не представляется возможным и без обеспечения продовольственной безопасности России как части ее национальной безопасности. И не случайно как на федеральном, так и региональном уровне приняты законы о продовольственной безопасности, о государственном регулировании агропромышленного производства, новый Земельный Кодекс РФ и ряд других законов, которые определяют основные направления государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности, как на региональном так и федеральном уровне. Реализация указанных законов приведет к резкому росту доли отечественного продовольствия в товарной структуре. Многие полагают, что это позволит сократить импорт сельскохозяйственной продукции в Россию. Кроме этого следует подчеркнуть, что на переходном этапе усиление государственного воздействия является архиважной задачей.

На наш взгляд, сегодня весьма актуальным для российской экономики является внимательное изучение зарубежного опыта, так как в нем одинаково сочетаются рыночное регулирование и государственное вмешательство в экономику, если этого требуют общенациональные интересы страны.

В связи с этим полезным было бы учитывать при разработке стратегии развития экономики (в том числе ее аграрного сектора) предложения, внесенные известным российским ученым, профессором Г.Е. Быстровым. Он утверждает, что для России и других стран СНГ, вставшим на путь рыночных реформ в сельском хозяйстве, жизненно важно изучить опыт аграрных преобразований в экономической сфере в рамках восточной европейской, азиатской и латиноамериканской моделей реформирования земельных и аграрных отношений[51].

Для эффективного решения указанных выше проблем по обеспечению продовольственной безопасности России как части ее национальной безопасности, на наш взгляд, следует также учесть ряд предложений правоведов-аграрников. К примеру, в осуществлении аграрной политики государства можно использовать и Концепцию аграрного кодекса Российской Федерации, разработанного профессором Ф.Р. Муратшиным, которая как бы является модельной концепцией и для других субъектов.

Нужно при принятии практики других стран взять на вооружение национальные, политические, экономические и правовые традиции, как этих стран, так и субъектов России. Лишь при этом можно достичь создание в России высокоэффективного и конкурентоспособного аграрного сектора экономики, который сможет объективно «вписываться в мировое хозяйство».

Именно поэтому Россия обречена более чем кто-либо проводить протекционистскую политику в аграрной сфере экономики, что предполагает усиление роли государства и его органов.

С целью усиления роли государства в экономике, в том числе в ее аграрном секторе, считаем целесообразным внести ряд предложений:

1. Необходимо разрабатывать на федеральном уровне Концепцию государственного, управления аграрным сектором экономики России, которая должна стать частью Концепции национальной безопасности России.

2. При осуществлении разработки и принятии законодательства, целевых программ и других доктрин стратегии развития России необходимо в их структуру включить раздел, относящийся к сельскому хозяйству как важной отрасли национальной экономики, призванной обеспечить продовольственную безопасность России.

3. Необходимо в дальнейшем ввести в научный оборот термин «государственное управление», подразумевая под этим понятием многостороннюю деятельность современного государства и его органов (законодательная, исполнительная и судебная) по управлению социально-экономическим развитием России, в том числе ее сельского хозяйства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.