Сделай Сам Свою Работу на 5

ФЕРМЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН





(Правовые вопросы предпринимательской деятельности в Республике Башкортостан: Сборник научных статей. Уфа: БашГУ, 1994)

 

Республика Башкортостан занимает одно из ведущих мест среди регионов Российской Федерации и по производству сельскохозяйственной продукции.

В то же время уровень жизни населения, удовлетворение его социально-духовных потребностей не соответствует имеющимся возможностям. Из года в год в республике возрастает социальная напряженность из-за недостаточного обеспечения населения продовольствием. Все эти обстоятельства ставят перед органами государственной власти и управления республики нелегкие задачи по повышению эффективности управления сельским хозяйством. Анализ правотворческой деятельности высшей законодательной власти республики показывает, что вслед за земельной реформой Российской Федерации и в Республике Башкортостан принят ряд основополагающих законов. Причиной подготовки законодательной базы для проведения радикальной земельной реформы стали изменения в экономике, зарождение новых форм хозяйствования.

Ориентация экономики на рыночные отношения настоятельно требовала обновления земельного законодательства республики. Существовавший до этого времени порядок пользования этим важнейшим средством производства привел к отчуждению крестьянина от земли, превращению земельных ресурсов в ничейные. Это обернулось известными последствиями для земли — повсеместным ее истощением, а для граждан — недостатком продовольствия.



Для исправления положения в экономике при переходе к рыночным структурам система управления решительнейшим образом децентрализуется. Почти все непосредственное управление переходит на республиканский и местные уровни.

Первым основополагающим правовым документом, позволяющим ускорить децентрализацию системы управления, а также перехода так называемого «общегосударственного» имущества, включая землю, недра, воды, леса нашей республики, безусловно, считается принятая 11 октября 1990 года Декларация о государственном суверенитете Башкирской ССР. В соответствии с Декларацией «земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории БССР, а также весь экономический и научно-технический потенциал являются исключительной собственностью ее многонационального народа». С целью реального накопления суверенитета республики был принят ряд мер, в том числе в аграрном секторе.



Внесение ряда концептуальных поправок в Конституцию Республики Башкортостан предопределили появление в ней ст. 10, в которой записано, что «государство создает условия, необходимые для развития разнообразных форм собственности и обеспечивает равную защиту всем формам собственности». Аналогичная же поправка внесена и в Конституцию РФ. Именно из этой статьи вытекает включение ст.151 Уголовного Кодекса РФ, предусматривающей равные наказания за преступления против любой собственности.

Следует отметить, что в республике заметно возрос статус арбитражного суда в разрешении имущественных споров между крестьянскими хозяйствами и колхозами. Например, иск фермера Бикбулатова из Альшеевского района к колхозу «Мир» удовлетворен арбитражным судом в пользу истца, которому колхоз вынужден был возместить причиненный ущерб в сумме 1 млн. 3 тыс. рублей. Республика Башкортостан является составной частью Российской Федерации. Земельная реформа, аграрные преобразования в республике базируются на нормативно-правовых актах Российской Федерации.

В Республике за последние два года были приняты новые законы, нацеленные на эффективное и рациональное использование земли, осуществление мероприятий по ее охране, соблюдение прав землевладельцев и землепользователей-



В настоящее время земельный фонд республики составляет 14,3 млн. га, из них сельскохозяйственные угодья – 7,4 млн. га, пашня — 4,8 млн. га. На одного жителя республики приходится сельскохозяйственных угодий — 1,8 га, пашни — 1,18 га. Это сравнительно неплохо и дает возможность обеспечить производство сельскохозяйственных культур и разумно вести сельское хозяйство.

После принятия законов «О земельной реформе в Башкирской ССР» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в республике проведена определенная работа по созданию фермерских хозяйств. Важным условием организации крестьянских (фермерских) хозяйств является наличие свободной земли. Последнее формируется как за счет земель запаса, так и перераспределения земельных ресурсов, находящихся в пользовании сельскохозяйственных и несельскохозяйственных предприятий и организаций. Надо отметить, что 93 проц. площади сельхозугодий республики находятся в пользовании колхозов и совхозов и других сельскохозяйственных предприятий. Поэтому проводить земельную реформу в части выделения земли для садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, организации крестьянских и личных подсобных хозяйств, не изъяв земли предварительно у колхозов и совхозов невозможно. Для этих целей в республике организован фонд перераспределения земель на площади 631 тыс. га. В настоящее время его площадь составляет 520 тыс. га, часть этих земель передана для организации крестьянских и личных подсобных хозяйств, садоводства и огородничества.. В связи с этим, согласно закону «О земельной реформе», вся земля на период проведения земельной реформы передана в распоряжение местных Советов вплоть до нового закрепления земель и выдачи Государственных актов землевладельцам, землепользователям и арендаторам.

В то же время поспешность во всем следовать за центром по формированию и реорганизации колхозов и совхозов может привести к резкому сокращению производства сельскохозяйственной продукции, поскольку отсутствует соответствующая материально-техническая база для их перевода на фермерское и крестьянское хозяйство.

По данным Госкомитета по статистике Республики Башкортостан на 1 января 1993 г. перерегистрировалось 785 колхозов и совхозов, из них сохранили свой статус 378 колхозов, 117 совхозов, реорганизовано 232 колхоза и 57 совхозов. В ходе реорганизации указанных хозяйств создано:

— товариществ с ограниченной ответственностью — 40;

— ассоциации и союзы крестьянских хозяйств — 178;

— сельскохозяйственные кооперативы — 32;

— подсобные хозяйства — 23;

— народные предприятия и акционерные общества — 43;

— крестьянских хозяйств — 275.

В связи с вышеизложенным следует констатировать, что определенные консервативные силы в республике приняли постановление Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 6 февраля 1992 г. об отмене постановлений Совета Министров Республики «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» как отказ от реформы в сельском хозяйстве. Но из этого постановления не следует делать вывод, что в республике должны быть искусственно замедлены темпы создания новых форм организации сельского хозяйства. Формирование альтернативных форм ведения сельского хозяйства должно идти непрерывно, с учетом объективных возможностей и целесообразности.

Современное сельскохозяйственное производство трудно представить без значительных бюджетных дотаций. Однако предоставление финансовой помощи государства, в форме кредитов, следовало бы направить наиболее жизнеспособным и перспективным хозяйствам. Лишь на таком общем фоне может осуществляться земельная реформа.

Как известно, отсутствие программы по стабилизации сельскохозяйственного сектора привело к тому, что собрание представителей крестьянства республики приняло ультимативные требования к Совету Министров республики по обеспечению экономической, социальной и правовой защиты интересов крестьянства. Для контроля за деятельностью реализации предъявленных требований был создан стачечный комитет, который вынудил высший орган управления республики считаться с мнением сельскохозяйственных производителей республики.

На 1 января 1993 года в республике созданы 3336 крестьянских, фермерских хозяйств, которым выделено 27,5 т.га (тысячи гектаров) сельхозугодий. В настоящее время, по данным социологической лаборатории Башсельхозинститута, в каждом хозяйстве имеются 5 — 7% потенциальных фермеров, которым надо дать возможность стать самостоятельными экономическими субъектами наряду с коллективными хозяйствами.

В 1991 году, на первом этапе земельной реформы, для коллективного садоводства было выделено около 158 тыс. га земель, что позволило дополнительно обеспечить 125 тыс. семей. В полной потребности была выделена земля под огороды для посадки картофеля. Продолжается выделение земель для индивидуального жилищного строительства.

Сельские советы стали распорядительными органами крупных земельных угодий. Это, в свою очередь, налагает большую ответственность за эффективное, рациональное использование переданных в их ведение земель. Передача земель в ведение сельских Советов даст равную возможность всем гражданам сел и деревень, независимо от места работы, развивать и вести свое личное подсобное хозяйство. На сегодня в ведении сельских Советов передано около 1,4 млн. га земель, из них 1,2 млн. га составляют сельскохозяйственные угодья, в том числе 1212 тыс. га пашни. Исходя из этого, сельскими Советами площади личных подсобных хозяйств доводятся до 2,2 га, вместо существующих 0,25 га.

В то же время поступают многочисленные предложения о целесообразности организации при сельских Советах землеустроительной службы, т.е. содержание специалиста-землеустроителя по повседневным земельным вопросам. Очевидно, данный вопрос стоило бы продумать, поскольку с проводимой реформой, вопросами по перераспределению земель, сенокосов и пастбищ, контролю и охране земель, экологизации землепользовании, разрешением земельных вопросов и т.д. не специалисту не справиться.

Принятые законы республики позволяют иметь гражданам республики до 0,15 га садового участка, расширить землепользование личного подсобного хозяйства до 1,5 га, не считая общинных земель для сенокошения и пастьбы скота, и до 50 га для организации крестьянского хозяйства. Это позволит семьям сельских жителей, независимо от их членства в колхозах, совхозах, различных ассоциациях и сельскохозяйственных кооперативах, других организациях рационально использовать трудовые ресурсы и рабочие руки трудоспособных членов каждой семьи. В определенной степени укрепляется и социальная защищенность сельских жителей. К примеру, выделенные в 1992 году 10 тыс. га земель под сады, 7 тыс. га под огороды, 130 тыс. га для развития личных подсобных хозяйств, со значительным расширением дополнительных пастбищ, сенокосов, сказываются в увеличении производства сельскохозяйственной продукции и самообеспечения граждан картофелем, плодами, ягодами, овощами.

Основная доля заготовки картофеля в республике производится за счет приусадебных хозяйств граждан. Результатом перераспределения земли явилось и значительное увеличение поголовья скота, объемов производства животноводческой продукции. Например, поголовье крупного рогатого скота, в т.ч. коров и свиней в личных хозяйствах увеличилось на 8 проц., а в Бакалинском, Ермекеевском, Мечетлинском, Стерлитамакском районах поголовье крупного рогатого скота возросло до 12 процентов. Это позволило в целом, в условиях значительного сокращения поголовья скота в общественном секторе, сохранить количество и объемы производства в этой отрасли.

Следует отметить, что там, где Советы народных депутатов проводят необходимую работу при реализации земельной реформы, многие вопросы решаются положительно. Неплохо поставлена работа по организации, развитию фермерских хозяйств в Абзелиловском, Кармаскалинском, Туймазинском, Чишминском и ряде других районов республики.

Вместе с тем, в реализации земельной реформы в республике имеются определенные недостатки. Руководители отдельных колхозов и совхозов, а в ряде случаев и главы местной администрации не принимают идеи проводимой земельной реформы. А поэтому создание фонда перераспределения районных Советов, передачу земель в ведение сельских Советов воспринимают как «покушение», направленное против колхозно-совхозного строя. Наделение землей садоводов, фермеров и других новых форм хозяйств некоторые понимают как потерю земли. Это совершенно не так, поскольку вовлечение неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот, интенсификация их использования для народного хозяйства республики, для трудящихся кроме выигрыша ничего негативного не дает. Те же садовые участки, приусадебные земли переводятся в поливные. Соответственно отдача этих земель по сравнению дает урожай больше с неорошаемыми, улучшается плодородие почв, производится дополнительно сельскохозяйственная продукция. Следовательно, в условиях острой нехватки продовольствия принятые меры по рациональной организации использования земель, экономически оправданному и обоснованному их перераспределению являются важнейшей задачей проводимой земельной реформы. Между тем, при рассмотрении вопросов выделения земель городам, под коллективные сады, индивидуальное жилье и т.д. постоянно, почти повсеместно ведется длительная тяжба из-за несвоевременного решения Советами вопросов предоставления земель.

Во многих местах не соблюдается Закон РБ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», необоснованно сдерживается выход работников колхозов и совхозов, желающих организовать крестьянское хозяйство, малые предприятия, кооперативы по производству сельскохозяйственных продуктов. А в районах и сельских Советах не организовано сервисное обслуживание не только фермеров, но и приусадебных участков, личных подсобных хозяйств, садовых участков. В связи с этим, хотелось бы сказать, что в условиях проводимой земельной реформы, связанной с наделением землей различных форм хозяйствования, большие задачи возлагаются на сельские Советы по оказанию помощи во вспашке, перевозке, заготовке, обеспечении сортовыми семенами, улучшении племенного дела, приобретении молодняка скота и птицы. Все эти работы должны быть решены в последовательной и систематизированной форме. Вместе с тем, Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики пока остается Министерством для колхозов и совхозов и кроме декларации о его лояльном отношении к новым формам хозяйствования практически ощутимых работ не проводит.

Переход к рыночным отношениям и принятие закона о приватизации всего народного хозяйства предполагает серьезный пересмотр своего отношения ко всем формам хозяйствования. Здесь наиболее ярко проявляется личная заинтересованность, предприимчивость и мотивация труда в новых формах хозяйствования. В связи с этим, требуется известная доработка, изменение некоторых положений, ранее принятых республиканских законов и нормативных актов по аграрной реформе. Несвоевременное внесение поправок и уточнений в земельном законодательстве, поверхностное рассмотрение их депутатским корпусом несколько сдерживают совершенствование правовой базы проводимой реформы.

Значительные площади земель в республике предоставлены промышленным предприятиям для организации подсобных хозяйств. Комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Башкортостан выявлены факты бесхозяйственного использования земель подсобными хозяйствами Салаватского оптико-механического завода, завода «Кардан» в Федоровском районе.

В ряде районов имеются факты самовольного занятия, порчи земельных угодий промышленными предприятиями, необоснованное занятие пашни для размещения несельскохозяйственных объектов. Однако несовершенство земельного законодательства в части охраны, контроля, ответственности за нарушение земельного законодательства не позволяют органам Госкомзема РБ вести свою работу на должном уровне.

Таким образом, можно сделать вывод, что факты нерационального использования земель, снижения почв будут продолжаться, если не изменится отношение к земле, не будут разработаны положения, позволяющие эффективно вести контроль и охрану земель, принимать соответствующие меры к нерадивым хозяевам земли.

Анализ принятых законов по земельной реформе позволяет выделить ряд недоработок, в том числе и то, что земля пока еще является исключительной собственностью государства. Из этого вытекает, что следует демонополизировать государственную собственность на землю. Это позволит, в свою очередь, устранить первичное владение землей государством, а на местах — местным Советом, колхозом и совхозом. Лишь закрепив за фермерами, крестьянами и людьми, занимающимися сельским хозяйством, первичное владение землей, можно добиться демонополизации государственной собственности на землю. Безусловно, это может привести к тому, что в будущем будет введено право продажи земли. Но в то же время следует разработать механизм, предусматривающий сохранность республиканского земельного фонда с целью предотвращения его разбазаривания.

Наиболее эффективной реализации этих задач можно достичь, опираясь на указ Президента Российской Федерации «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», и Указ Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан «О поправках и дополнениях к закону «О крестьянском и фермерском хозяйстве РБ».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.