Сделай Сам Свою Работу на 5

Впечатление и размышление (2006)





 

 

«На работе мне время от времени приходится выступать перед коллегами. Я понимаю, что говорю полезные для них вещи, но аудитория меня не слушает. Я читала, что их можно заинтересовать хорошим вступлением, шуткой и т. п., но мне все равно не добиться от них желаемого внимания, так как они идут на подобное мероприятие уже с неверным посылом, что называется – для галочки. Подскажите, как поступить в подобной ситуации».

 

Это делится опытом выступлений одна из наших клиенток, Оксана. Думаю, то, о чем она говорит, – одна из самых сложных задач для оратора.

Я не знаю, есть ли у вас ребенок. Предположу, что это так. Ваша любовь к маленькому человечку постоянно смешивается с желанием быть с ним построже, ведь иначе вы можете его разбаловать. И вот когда вы собираетесь немного поучить малыша важным и полезным в жизни вещам, вдруг отчетливо понимаете, что ему ваши соображения, пардон, до лампочки. Что делают родители в этом случае?

Одни просто машут рукой и оставляют все как есть до следующей попытки. Другие хлопают ребенка по попе и произносят внушительно: «А ну-ка, послушай меня!» Некоторые начинают манипулировать деточкой, обещая взамен внимания поход в «Макдоналдс» или игрушку.



Все три способа неэффективны. Ребенок, может быть, и выслушает, но не примет сказанное. А теперь внимание – вопрос: а как бы вы поступили, если б очень хотели научить ребенка полезным вещам?

Вы присели бы рядом на корточки, чтобы оказаться ближе к нему. Вы бы начали с истории о рыцарях и принцессах, чтобы быть понятнее и интереснее. Вы бы разрешили ребенку задавать вам вопросы и доверили бы ему самому сделать вывод, чтобы он лучше осознал и запомнил главное.

Попробуйте поступить так же с вашей аудиторией.

Станьте ближе. Кого люди слушают меньше всего? Тех, кто читает мораль, кто разговаривает с ними свысока, кто раздражен и выплескивает эту раздражительность направо и налево. Против таких ораторов аудитория сразу выстраивает защиту. А если учесть, что слушатели и так не расположены вам внимать, то на настрой, с которым вы выходите работать, надо обратить самое пристальное внимание. Стать ближе – это значит постараться быть проще, легче в общении с людьми. Поможет и шутка, и простое рукопожатие на входе в зал, и благодарность всем присутствующим. Обратите внимание на свое местоположение: может, необходимо забыть о трибуне и выйти к слушателям? Ни в коем случае нельзя изображать из себя оратора. Надо оставаться собой даже в сложных условиях публичного выступления. Аудитория всегда ценит того, кого считает своим. Не отдаляйтесь от нее, станьте ближе!



Постарайтесь говорить понятно и интересно. Есть в ваших выступлениях нечто, способное живо затронуть аудиторию, что сделает ваше сообщение наглядным? Помните классический пример про выступление лектора в футбольном клубе? Ему надо было рассказывать о строении клетки фанатам футбольного клуба. Если они и интересовались клетками, то только в полицейском участке. Смертельный номер! Он начал так: «Как зародыш из почти незаметного и видного только в микроскоп оплодотворенного яйца развивается в футболиста весом в двести фунтов?»[28]Чем еще можно усилить впечатление? Попробуйте сделать качественную презентацию в Microsoft PowerPoint и подберите иллюстрации, которые будут соответствовать теме.

Станьте понятными и интересными своей аудитории!

Не навязывайте свою точку зрения. Принцип здесь таков: лучше слушателю один раз подумать самому, чем сто раз услышать от оратора. Задавайте вопросы. Если не позволяет характер мероприятия, то вставляйте в свою речь риторические вопросы, как бы побуждая слушателей к совместному размышлению. Например, вместо «Наши показатели за первый квартал повысились, что позволяет говорить о сохранении прошлогодней положительной тенденции» лучше сказать примерно так: «Можем ли мы говорить о сохранении прошлогодней положительной тенденции? Да! Наши показатели за первый квартал повысились». Приемов вовлечения аудитории в процесс размышления – тысячи! Однако считаю нужным предупредить, что все эти советы работают только тогда, когда содержание ваших выступлений представляет некоторую ценность для аудитории.



Подведу итог. Если кто-то пришел на ваше выступление «для галочки», не стоит переживать. Поверьте моему опыту, часто именно из таких слушателей и получается самая благодарная аудитория. Надо только отнестись к ним с пониманием и постараться доказать, что время они потратят не зря.

Бывает во много раз хуже, когда аудитория приходит с желанием слушать, а покидает мероприятие, ругая оратора.

 

Отзывчивость слушателей (2006)

 

Евгений из Москвы во время выступления столкнулся с неожиданной ситуацией, к которой он не был готов.

 

«Мы с коллегой выступали на конференции с интересной темой, которая вызвала отклик у всех присутствующих (чему мы были очень рады). Но в зале нашелся один “товарищ“, который все время задавал вопросы. Причем на каждый у него уходило не меньше трех-четырех минут. На некоторые свои вопросы он сам и отвечал, а наши ответы тут же комментировал. В общем, проявлял нездоровую активность и очень мешал нам. Что делать в таких ситуациях?»

 

Есть несколько способов нейтрализации такого слушателя.

1. Необходимо установить правила для тех, кто будет задавать вопросы. Хорошо, когда это делает в начале конференции координатор. Ему удобно не только установить регламент сессии вопросов и ответов, но и повлиять на ее характер, обратившись с пожеланием, чтобы присутствующие формулировали вопросы точнее и задавали их не только устно, но и письменно, предоставляя тем самым возможность высказаться многим. Важно, чтобы все это прозвучало достаточно тепло, а не как приказ. Хороший координатор не оставляет выступающих и во время конференции. В его силах вмешаться, если он видит, что оратору не справиться с ситуацией.

2. В начале своей презентации вы можете сказать что-нибудь вроде: «Уважаемые господа! Я буду рад ответить на ваши вопросы в конце моего выступления». Благодаря этому простейшему правилу вы получите возможность в любой момент остановить навязчивого слушателя.

3. Если этот человек игнорирует все правила, то вам необходимо проявить жесткость. У вас есть все основания прервать его, указав на невозможность для вас уложиться в регламент выступления. Сошлитесь на общие интересы, на желание других услышать информацию или также задать вопрос. Здесь очень важно почувствовать состояние зала. Если вы видите, что в момент, когда этот человек задает вопросы, кто-то недовольно откидывается на спинку кресла, прикрывает рукой глаза и т. п., показывая неодобрение поведения спрашивающего, не стесняйтесь и остановите вопрошающего. Участники конференции вас обязательно поддержат. Но если аудитория одобряет поведение такого «товарища», если слушатели кивают, соглашаясь, проявите осторожность. Скажите, что вопросы требуют осмысления и что вы ответите на них в перерыве.

 

Предметное волнение (2008)

 

Мне очень нравится Евгений Миронов, и недавно я попал на творческий вечер этого актера. В начале выступления он держал руки за спиной, потом убрал в карманы, потом стал потирать их… Было заметно, что человек явно себя чувствует неуютно. Это удивило меня. Затем я стал смотреть дальше и обнаружил, что простой блокнотик стал для него палочкой-выручалочкой. Жестикуляция наладилась, и далее его руки всегда оставались при деле. Но допустим ли такой прием на выступлении? Или может выработаться зависимость и в дальнейшем сложнее будет перестроиться?

Я думаю, что Евгений Миронов действительно волновался в начале выступления – это свойственно всякому нормальному человеку, и несколько суетливые движения рук выдавали его состояние. Однако стал ли актер в наших глазах от этого хуже, слабее в своем мастерстве? Конечно, нет. В данной ситуации волнение лишь подчеркивало его эмоциональное отношение к людям, к себе и профессии. Это краска характера, ведь Миронов часто говорит, чуть заикаясь, и размахивает руками. Мы любим его за эту непосредственность и актерскую страстность. В формате живого разговора с залом органично воспринимался и блокнотик, и руки то за спиной, то в карманах. Предполагаю, что на официальном вручении наград он вел бы себя иначе – собраннее, строже. Наше жестовое поведение во многом определяется целью и форматом мероприятия. Представьте себе, что было бы, если б Евгений на встрече выдвинул одну ногу вперед, выбросил правую руку вверх и в классической позе оратора стал бы рассказывать о своем детстве. Получилась бы комедия.

Вам надо перестать фокусировать внимание на том, что делают руки и ноги в момент выступления. Сосредоточьтесь на работе с аудиторией. Когда вы научитесь не выступать, а разговаривать с залом, тело успокоится. Пока вы воспринимаете выступление как нечто особенное, требующее от вас актерского мастерства, вы будете стараться соответствовать некоему образцу, а не оставаться самим собой. Ваши руки и ноги против этого!

Блокнотик способен помочь, но он же будет работать и против вас, отвлекая аудиторию от сути происходящего. Кроме того, если человек волнуется, то его дрожь становится заметнее из-за предметов в руках. Чтобы руки были при деле, надо не занимать их посторонними предметами, а сделать соучастниками выступления. Всегда знайте, что хотите сказать; говорите это с волевым посылом к аудитории; старайтесь, чтобы в теле не было лишнего напряжения. Настоящая мысль, сформулированная в словах, освобождает руки и ноги от лишней суеты.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.