Сделай Сам Свою Работу на 5

Путь жизни многих лидеров ведет их к забвению.





 

Интерес к теме возникает или не возникает у слушателей в течение одной, максимум двух минут. Этого времени, на мой взгляд, вполне достаточно, чтобы увлечь аудиторию либо потерять ее. Когда я пишу «интерес к теме», то имею в виду интерес слушателей не столько к содержанию вашей речи, сколько к тому, как именно вы будете это содержание раскрывать. Ведь чаще всего мы заранее знаем, о чем нам предстоит услышать, значит, заранее понимаем, интересна ли нам заявленная тема. Например, я всегда в курсе того, о чем будут говорить на заседании Совета факультета, потому что получаю за день до его проведения повестку по почте. Однако мой интерес, а с ним и мое внимание зависят не только от того, насколько важна мне тема разговора, но и от того, как именно она преподносится. Часто бывает, что большой интерес в начале выступления постепенно угасает от неумелых действий выступающего, и наоборот: тема, которая поначалу не вызывала особых симпатий, вдруг оказывается крайне интересной, потому что так ее сумел преподнести оратор.

Какой бы прием, направленный на решение наших задач, вы в начале выступления ни использовали, нужно помнить, что автономным, то есть оторванным от последующего содержания речи, он быть не может. Помните, как начинается один из лучших фильмов о вьетнамской войне – «Взвод» Оливера Стоуна? В кадре аэродром, желтая пыль до неба, брюхо транспортника, новенький камуфляж салаг и тоскливые звуки скрипки – настроение безысходности. Затем фраза «Добро пожаловать во Вьетнам», и новобранец Крис встречается взглядом с пустыми глазами уезжающего домой солдата. Затем действие переносится в военный лагерь, и сюжет начинает динамично разворачиваться. Любопытный получается прием. Сначала автор захватывает наше внимание, несколькими штрихами создает настроение, а потом легко бросает на подготовленную почву зерна сюжета. Этот способ, если его перевести с кинематографического языка на риторический, подходит для вступительной части любой речи. Я называю его «петелька – крючочек», хотя порядок действия обратный: сначала «крючочек», который цепляет слушателей, а потом «петелька» связывает вступление с основной частью речи. Итак, какой бы прием в начале вы ни использовали, он не должен оказаться приемом ради приема, важно, чтобы он был логически связан с последующим развитием темы.





 

На сцену поднялся немец. По-русски он говорил хорошо, с небольшим акцентом. «Добрый день, друзья! Возьмитесь, пожалуйста, за руки! Берите, берите, не бойтесь!» – по залу пролетели смешки, мы здоровались с соседями, брали чужие ладони в свои и создавали цепочки. «Так-так, – поощрял нас ведущий, – ошень карашо! Пожмите немножко чужую руку, почувствуйте ее тепло, передайте ей своего тепла от сердца, потяните чуть вправо, теперь влево, – зал уже реагировал веселым шумом, – теперь поднимите руки вверх, покажите, что вы вместе!» Мы подняли руки, смущения не было. «А теперь отпустите чужую руку, – немец вдруг стал очень серьезен, – и запомните, что именно так, как вы держали и чувствовали руку своего партнера, надо держать и чувствовать своего слушателя. Техникам работы с аудиторией и будет посвящен наш семинар».

 

Слушатель живет своими мыслями, своим настроением, и для оратора важно вытащить его из себя, переключить рассеянное внимание на собственную речь. Даже если аудитория ждет выступления, готова к работе, ее внимание можно усилить. Иногда в зале царит вежливо-холодная атмосфера, и тут важно растопить лед, установить со слушателями теплый контакт. Так, в 2001 году Владимир Путин начал свою речь в бундестаге со слов уважения к немецкому народу на его родном языке (по-моему, впервые руководитель России публично говорил на языке другой страны). Эта речь вызвала бурю восторга. А немецкий министр иностранных дел Геншер, владевший английским далеко не блестяще, сумел вызвать симпатии у жителей Альбиона обратным путинскому способом: «Леди и джентльмены! С английским у меня – как с женой: я ее люблю, но ею не владею».



Во вступлении важно захватить внимание слушателей, и сделать это можно на уровне чувств – дружелюбием, сосредоточенностью, а на уровне разума – словами, которые будут произнесены. Вот вам плохой пример. Недавно я посетил одну презентацию. Сидят в зале человек двадцать, ждут начала действа. У стола возится с проектором молодой человек. Девушка раскладывает на столе пасьянс из бумаг. Трещит лампа. Так создается настроение тоски, почти как у Оливера Стоуна. Вялая барышня берет микрофон и говорит: «Ну-у, пора нам начинать… Я тут думала, чем вас порадовать, и решила рассказать о последнем нашем проекте…» – и т. д. А вот хороший пример. В шумном выставочном зале огороженное пространство. Внутри ряды жестких кресел. Сидят люди в пальто, куртках, ждут выступление психолога. Условия – чудовищные. Вдруг из-за стен в зал летит воздушный шарик. Один, второй, третий… Весело, легко, неожиданно. На площадку быстро поднимается средних лет мужчина. Его поведение излучает уверенность и дружелюбие. Он мастерски выдерживает паузу – шарики исчезают. В зале радостное и сосредоточенное внимание…

Можно сказать, что приемы, которые мы используем, определяются целью, содержанием, характером аудитории, перед которой выступаем. Конечно, шарики – вариант экстравагантный и далеко не всегда подходящий, но ведь и психолог говорил о взаимоотношениях полов…

Иногда «крючочек» можно применять и до начала выступления. Переброситься парой слов с кем-то из пришедших, подойти к другим – поздороваться, предложить чай, если позволяет время. Собственно, это напоминает один из приемов создания благожелательных отношений с аудиторией, которые Рон Хофф (автор популярной книги по ораторскому мастерству[17]) называл «вовлечением». Ну, а какой должна быть «петелька»? Что может связать первые слова с основной частью? Приемов существует множество. Главное, чтобы произнесенные слова имели прямое отношение к последующему высказыванию. Вот я в школе терпеть не мог физику. Появляется училка и, не глядя на нас, просит открыть тетради… Помните? А теперь представьте себя в шестом классе. Урок, посвященный закону всемирного тяготения. Заходит молодой учитель: «Ребята! Отложите тетради, послушайте историю…» Дети этому рады, с удовольствием готовы слушать. Учитель спокойно рассказывает: «В рождественскую ночь 1642 года, в Англии, в семье фермера средней руки, была большая сумятица. Родился мальчик, такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке». Несколько слов – и звучит имя: Исаак Ньютон. Замечательный переход к главной теме и отличный захват внимания. Думаю, что и годы спустя мальчики этого класса, заходя в пивную и видя кружки, будут вспоминать Ньютона. Этот пример я взял из «Советов лектору» известного юриста начала XX века Анатолия Федоровича Кони[18].

Существует множество способов вступления, каждый из них уместен для данной аудитории и в данное время. Лучшее рождается на глазах. Несколько классических вариантов помогут, если вы не знаете, с чего начать, или чувствуете неуверенность. Именно по вступлению и переходу к главной части слушатель оценивает, интересно ему предложение оратора или нет.

 

Приветствие и комплимент

 

Найти точное приветствие – целая наука, ведь у нас в стране нет привычной, устоявшейся нормы, как у англичан или немцев. Можно назвать слушателей господами, можно друзьями, а также товарищами или коллегами. В большинстве случаев советую обойтись без обращения, заменив его приветствием «добрый день» или «добрый вечер» – в зависимости от времени суток. Позже, когда отношения наладятся, можно будет подобрать уместное обращение к слушателям.

Есть одна деталь, на которую, как правило, никто не обращает внимания, но она необыкновенно важна. Это интонация приветствия. Послушайте, как именно мы произносим: «Добрый день!» Я уверен, что в абсолютном большинстве случаев вы заметите, как голос в конце фразы «улетит» вверх. А ведь это интонация вопроса или сомнения. Попробуйте произнести приветствие так, чтобы в конце голос не взлетал, а наоборот – понижался. Не правда ли, так гораздо убедительнее?

Комплимент хорошо делать конкретным, то есть основанным на реальном факте, и запоминающимся. Например, «Я очень рад вас видеть» звучит шаблонно, скучно. Ну, рад, и дальше что? Или «Спасибо, что вы сегодня здесь собрались» – замечательно, если, конечно, не принимать во внимание, что многие еще не уверены в правильности своего выбора. В хорошем комплименте обязательно скрыта благодарность, но при этом он лишь косвенно касается слушателей. Можно поблагодарить организаторов за предоставленную площадку для выступления, можно сделать комплимент месту, городу, компании. Например, выступая в Красноярске, перед мужской аудиторией я использовал этот прием: «Добрый день! Спустя двадцать лет я здесь, в городе моей армейской молодости. Когда-то служил в вертолетном отряде, неподалеку отсюда, в Зеленой Роще. Вспоминаю это время и этот город с благодарностью. Спасибо за возможность вернуться сюда вновь». Слушателям – патриотам своего города – было приятно, и они встретили такое вступление аплодисментами.

 

Один из моих учеников, выступая с презентацией перед сотрудниками уважаемого банка, демонстративно вытащил из портмоне их кредитную карту и сказал, что пользуется ею уже несколько лет, потому что она надежно защищает его финансы и ни разу не подводила его в многочисленных путешествиях.

 

 

История

 

Все мы любим хорошие байки. Некоторые из них запоминаются на долгие годы. Я в деталях помню услышанные в детстве от отца исторические рассказы. Например, про спартанского мальчика, которому лисенок проел живот. Пацан жил в военном лагере (так воспитывали в Спарте подрастающее поколение) и как-то во время занятий в лесу обнаружил нору с лисятами. Малыши пищали от голода, видимо, мать была убита кем-то во время охоты. Мальчишка засунул одного лисенка под кожаный доспех и помчался в свою палатку. Вдруг в лагере прозвучал сигнал к общему построению, и ребенок быстро встал в строй. И стоял вместе с товарищами несколько часов, пока не упал замертво, потому что голодный лисенок проел ему живот. А маленький герой Спарты не проронил ни звука, ведь его с малых лет учили терпеть боль и быть мужественным.

Историй подобного рода отец знал огромное количество. И я запомнил многие. Такова сила сюжета и умения рассказывать так, будто ты сам был очевидцем. Байкой про мальчика и лисенка вполне можно предварить речь по поводу необходимого сотрудникам мужества во время грядущих сокращений персонала.

Конечно, история должна быть связана с темой выступления и подходить аудитории. Я бы не рискнул начать с вышеприведенного примера речь в обществе многодетных матерей или защитников природы.

Материалом может послужить и случай из жизни, и чужой рассказ, и коллекции историй на специальных сайтах.

 

Вовлечение

 

Такой тип вступления мы часто используем, когда необходимо разогреть аудиторию, собравшуюся на какое-нибудь обучение или другое мероприятие, требующее активности. Смысл его заключается в предложении группе неких действий, способных сразу объединить людей и поднять настроение. Одна из презентаций на канале TED началась с того, что оратор предложил слушателям взять специально приготовленные мячи и бросать их на сцену, если в его речи прозвучит что-то полезное для аудитории. Конечно, народ не сразу решился проявить активность, и эта заминка в действии только добавила драматизма, но потом, когда кто-то первый решился и швырнул мяч, а оратор ловко увернулся от него, все засмеялись, и динамика выступления резко усилилась. Люди не бросали мячи просто так. Они действительно отмечали полезные для себя идеи. В финале же наступил апофеоз. Оратор поблагодарил всех, сделал паузу и шагнул в центр сцены, покрытой разноцветным ковром из мячей. Это был зримый результат. Конечно, такое оригинальное вступление подходит далеко не для всех мероприятий. В большинстве случаев в качестве вовлечения мы используем риторический вопрос. Дело в том, что любой вопрос резко активизирует внимание сидящих в аудитории. Слушатели невольно начинают искать ответ. С отличным вариантом такого начала можно познакомиться на сайте компании IGRO в разделе «Медиатека». Найдите там ролик с Джорджем Клуни из кинофильма «Мне бы в небо».

Однако, используя этот прием, постарайтесь избежать традиционных ошибок.

1. Не задавайте вопрос конкретному человеку в аудитории, обращайте его ко всем. Часто приходится видеть, как оратор буквально пристает к нечаянному слушателю, называя его по имени.

2. Не задавайте банальных вопросов.

3. Не ждите ответа от слушателей, если нет необходимости непременно его получить. Задали вопрос и, почти не делая паузы, сами же на него и ответьте, как бы от лица аудитории.

4. Ни в коем случае не задавайте опасных вопросов, то есть таких, ответы на которые могут совсем не совпадать с тем, что вы хотели бы услышать.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.