Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика этапов разработки целевых комплексных программ.





Планирование повышения эффективности общественного производства.

Планирование- процесс выработки и принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие производства в будущем.

Оно сводится к составлению спец.документов - планов, определяющих конкретные производства по достижению стоящих перед ним целей в рамках предстоящего (планового) периода.
Внутрипроизводственное планирование решает основные задачи:
• формулирует цели и задачи, с помощью которых они достигаются;
• создает необходимую основу для перестройки структуры и системы управления им;
• создает основу для координации деятельности работников в процессе достижения этих целей;
• обеспечивает выбор наилучшего варианта решения;
• формирует систему стандартов и показателей, с помощью которых происходит оценка результатов деятельности организации и поощрение наиболее отличившихся сотрудников.
С помощью планирования достигается эффективная ритмичная работа всего сложного организма, устраняется отрицательный эффект неопределенности будущего, обеспечивается полное использование имеющегося производственного потенциала.
Виды планов:
• стратегический план - долговременный план (10 - 15 лет);
• долговременные планы – планы (на несколько лет) составная часть стратегического плана;
• текущие планы – планы (финансовый год);
• оперативные планы – планы (решение конкретных вопросов в краткосрочном периоде). Имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются большим разнообразием используемых приемов и методов;
• инвестиционные проекты - планы капитальных вложений, направляемых на создание новых или модернизацию производственных мощностей;
• бизнес-план (создание новой фирмы, программа деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению конкретных целей деятельности предприятия, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов. Разрабатывается на основе маркетинговых исследований).
Все вышеперечисленные планы могут быть объединены в три основных типа планов.
1.Планы-цели (набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем).
2. Планы для повторяющихся действий (прописаны сроки и порядок осуществления в стандартных ситуациях ( графики движения транспорта, расписание киносеансов и пр. В них предусматриваются "окна", обеспечивающие свободу маневра в случае возникновения непредвиденных ситуаций или необходимости осуществления корректирующих действий).
3. Планы для неповторяющихся действий (для решения специфических, вновь возникающих проблем). Они могут составляться в форме бюджета, программы, сетевого графика.
Принципы планирования:





- Участие максимального числа сотрудников в работе над планом на самых ранних ее этапах.

- Непрерывность (планирование не единичный акт, а постоянно возобновляющийся процесс, постановки целей, выработки стратегий, распределения ресурсов, создание проектов перестройки организации в соответствии с изменившимися условиями).

- Координация и интеграция. Координация происходит "по горизонтали"(между подразделениями одного уровня, а интеграция - "по вертикали" (между вышестоящими и нижестоящими)

- Экономичность (максимумом получаемого эффекта, минимум затрат).

- Надлежащие условия для реализации.

- Научный характер планирования, пропорциональности, органического (методологического) единства планов, комплектности, оптимальности и др.

 

24. Понятие и содержание экономического программирования. Его значение в плановой деятельности.

 

Экономическое программирование -система регулирования экономики на основе программ различного уровня — от общехозяйственных до программ развития фирм (иногда называемых планами), отражающих предпочтительные варианты развития общественного производства и стратегические концепции соц.-эконом.политики государства. П. носит индикативный (рекомендательный) характер: показатели программ - общие ориентиры развития.



Возникло после 2-й мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии; в 50-60-х гг. 20 в. получилораспространение в Швеции, Финляндии, Великобритании, Италии, Бельгии, ФРГ,Испании; в 70-х гг. - в США и Канаде.

Экономическое программирование - высшая форма гос. регулирования экономики.

Экономические программы формулируют цели развития, определяют материальные, финансовые средств реализации целей.

Задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов гос. регулирования экономики.

Социально – экономические программы, базируясь на эконом. прогнозах, используют весь комплекс элементов регулирования экономики и имеют целевую направленность.

Объекты целевых программ: отрасли; регионы; социальная сфера; различные направления научных исследований.

Виды программ:

А) обычные (среднесрочные общеэкономические программы составляются на 5 лет с ежегодным продлением на один год).

Б) чрезвычайные (разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой безработицы, большой инфляции).

Субъекты экономического программирования – гос.учреждения, ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и контроль над ними.

Объекты целевых экономических программ - отрасли, регионы, (в частности, сельское хозяйство); социальная сфера (например, социально-экономическая адаптация переселенцев, обеспечение их работой и жильем) и её элементы, направления научных исследований.

Программы разрабатываются спец.гос. органом или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ привлекаются представители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом.

Гос. эконом.программирование эффективно при решение ряда хозяйственных задач. Программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства гос. регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных гос.органов. Гос. финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках эконом. программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

 

25. Сущность и содержание целевых комплексных программ: основные виды и их назначение.

Целевая комплексная программа (ЦКП) — директивный и адресный документ, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленный на реализацию определенной народнохозяйственной проблемы.

ЦКП способствуют решению только того относительно узкого круга проблем, которые, с одной стороны, носят заведомо безотлагательный характер, пользуются высшим приоритетом, а с другой — обладают источниками для своего осуществления.

Классификация ЦКП:

· по гос.статусу - межгосударственными, федеральными, межрегиональными, региональными, межмуниципальными и муниципальными;

· по территориальному охвату - на общероссийские, субрегиональные (в границах федеральных округов), региональные и локальные;

· по функциональной ориентации - комплексные, межфункциональные и функциональные;

· по срокам реализации - краткосрочные (до 2 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);

· по специфике решаемых проблем: социально-экономические, научно-технические, производственно-технологические, организационно-хозяйственные, экологические.

Реализация ЦКП требует согласованного участия ряда отраслей, ведомств и организаций.

Требования ЦКП по достижению цели:

1. конкретность (результаты, имеющие количественное выражение, на достижение которых направлена ЦКП);

2. реальность (практическая достижимость к определенному сроку);

3. контролируемость ( осуществление контроля за ходом реализации цели).

Особенности ЦКП: высокая степень комплексности; ориентация на выполнение конкретной общественно необходимой функции; четкая адресность заданий; детальная привязка к отраслевым и региональным планам; приспособленность к экономико-математическому моделированию и др.

Целесообразность разработки ЦКП - экономическая эффективность, в результате ее реализации.
Основные этапы:
1. Разработка исходного задания, определяются потребности в ресурсах, подготавливаются координационный и организационные планы работ, методические и другие материалы.

2. Формирование предложения по подпрограммам и программе, составление проекта ЦКП.
3. Решение вопросов увязки показателей ЦКП с показателями планов, утверждение программы.

Признаки ЦКП:

1) программность, характеризуемая наличием плана проведения комплекса взаимосвязанных, согласованных программных действий;

2) целеориентированность, выражаемая направленностью программных мер на достижение цели в виде решения единой, общей проблемы;

3) комплексность в виде сочетания всех требуемых разнообразных мер, обеспечивающих решение программной проблемы;

4) ресурсообеспеченность, отражающая подкрепление программных действий необходимыми ресурсами в требуемом количестве, концентрацией ресурсов в рамках программы.

 

Характеристика этапов разработки целевых комплексных программ.

Разработка ЦКП с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности:

1. Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.

2.Выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы (анализ ограничений проблемы). В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разукрупняется на подцели.

3.Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.

4. Расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.

5. Заключительный. Формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.

Разделы ЦКП.

1. Анализ программной проблемы и обоснование необходимости ее решения программным образом.

2. Цели и задачи программы с выделением генеральной цели, ее разделением на подцели и формированием задач программы, выделение подпрограмм в составе программ.

3. Совокупность программных мероприятий, инвестиционных проектов, входящих в программу, с указанием их содержания, сроков исполнения, намечаемых исполнителей.

4. Ресурсное обеспечение программы (источники и способы получения необходимых ресурсов. Финансирование программы.

5. Механизм реализации программы.

6. Организация управления программой и контроль за ходом её реализации.

7. Оценка ожидаемой эффективности, социальных, экономических, экологических последствий от выполнения программы.

8. Паспорт программы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.