Характеристика этапов разработки целевых комплексных программ.
Планирование повышения эффективности общественного производства.
Планирование- процесс выработки и принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие производства в будущем.
Оно сводится к составлению спец.документов - планов, определяющих конкретные производства по достижению стоящих перед ним целей в рамках предстоящего (планового) периода. Внутрипроизводственное планирование решает основные задачи: • формулирует цели и задачи, с помощью которых они достигаются; • создает необходимую основу для перестройки структуры и системы управления им; • создает основу для координации деятельности работников в процессе достижения этих целей; • обеспечивает выбор наилучшего варианта решения; • формирует систему стандартов и показателей, с помощью которых происходит оценка результатов деятельности организации и поощрение наиболее отличившихся сотрудников. С помощью планирования достигается эффективная ритмичная работа всего сложного организма, устраняется отрицательный эффект неопределенности будущего, обеспечивается полное использование имеющегося производственного потенциала. Виды планов: • стратегический план - долговременный план (10 - 15 лет); • долговременные планы – планы (на несколько лет) составная часть стратегического плана; • текущие планы – планы (финансовый год); • оперативные планы – планы (решение конкретных вопросов в краткосрочном периоде). Имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются большим разнообразием используемых приемов и методов; • инвестиционные проекты - планы капитальных вложений, направляемых на создание новых или модернизацию производственных мощностей; • бизнес-план (создание новой фирмы, программа деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению конкретных целей деятельности предприятия, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов. Разрабатывается на основе маркетинговых исследований). Все вышеперечисленные планы могут быть объединены в три основных типа планов. 1.Планы-цели (набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем). 2. Планы для повторяющихся действий (прописаны сроки и порядок осуществления в стандартных ситуациях ( графики движения транспорта, расписание киносеансов и пр. В них предусматриваются "окна", обеспечивающие свободу маневра в случае возникновения непредвиденных ситуаций или необходимости осуществления корректирующих действий). 3. Планы для неповторяющихся действий (для решения специфических, вновь возникающих проблем). Они могут составляться в форме бюджета, программы, сетевого графика. Принципы планирования:
- Участие максимального числа сотрудников в работе над планом на самых ранних ее этапах.
- Непрерывность (планирование не единичный акт, а постоянно возобновляющийся процесс, постановки целей, выработки стратегий, распределения ресурсов, создание проектов перестройки организации в соответствии с изменившимися условиями).
- Координация и интеграция. Координация происходит "по горизонтали"(между подразделениями одного уровня, а интеграция - "по вертикали" (между вышестоящими и нижестоящими)
- Экономичность (максимумом получаемого эффекта, минимум затрат).
- Надлежащие условия для реализации.
- Научный характер планирования, пропорциональности, органического (методологического) единства планов, комплектности, оптимальности и др.
24. Понятие и содержание экономического программирования. Его значение в плановой деятельности.
Экономическое программирование -система регулирования экономики на основе программ различного уровня — от общехозяйственных до программ развития фирм (иногда называемых планами), отражающих предпочтительные варианты развития общественного производства и стратегические концепции соц.-эконом.политики государства. П. носит индикативный (рекомендательный) характер: показатели программ - общие ориентиры развития.
Возникло после 2-й мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии; в 50-60-х гг. 20 в. получилораспространение в Швеции, Финляндии, Великобритании, Италии, Бельгии, ФРГ,Испании; в 70-х гг. - в США и Канаде.
Экономическое программирование - высшая форма гос. регулирования экономики.
Экономические программы формулируют цели развития, определяют материальные, финансовые средств реализации целей.
Задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов гос. регулирования экономики.
Социально – экономические программы, базируясь на эконом. прогнозах, используют весь комплекс элементов регулирования экономики и имеют целевую направленность.
Объекты целевых программ: отрасли; регионы; социальная сфера; различные направления научных исследований.
Виды программ:
А) обычные (среднесрочные общеэкономические программы составляются на 5 лет с ежегодным продлением на один год).
Б) чрезвычайные (разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой безработицы, большой инфляции).
Субъекты экономического программирования – гос.учреждения, ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и контроль над ними.
Объекты целевых экономических программ - отрасли, регионы, (в частности, сельское хозяйство); социальная сфера (например, социально-экономическая адаптация переселенцев, обеспечение их работой и жильем) и её элементы, направления научных исследований.
Программы разрабатываются спец.гос. органом или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ привлекаются представители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом.
Гос. эконом.программирование эффективно при решение ряда хозяйственных задач. Программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства гос. регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных гос.органов. Гос. финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках эконом. программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.
25. Сущность и содержание целевых комплексных программ: основные виды и их назначение.
Целевая комплексная программа (ЦКП) — директивный и адресный документ, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленный на реализацию определенной народнохозяйственной проблемы.
ЦКП способствуют решению только того относительно узкого круга проблем, которые, с одной стороны, носят заведомо безотлагательный характер, пользуются высшим приоритетом, а с другой — обладают источниками для своего осуществления.
Классификация ЦКП:
· по гос.статусу - межгосударственными, федеральными, межрегиональными, региональными, межмуниципальными и муниципальными;
· по территориальному охвату - на общероссийские, субрегиональные (в границах федеральных округов), региональные и локальные;
· по функциональной ориентации - комплексные, межфункциональные и функциональные;
· по срокам реализации - краткосрочные (до 2 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);
· по специфике решаемых проблем: социально-экономические, научно-технические, производственно-технологические, организационно-хозяйственные, экологические.
Реализация ЦКП требует согласованного участия ряда отраслей, ведомств и организаций.
Требования ЦКП по достижению цели:
1. конкретность (результаты, имеющие количественное выражение, на достижение которых направлена ЦКП);
2. реальность (практическая достижимость к определенному сроку);
3. контролируемость ( осуществление контроля за ходом реализации цели).
Особенности ЦКП: высокая степень комплексности; ориентация на выполнение конкретной общественно необходимой функции; четкая адресность заданий; детальная привязка к отраслевым и региональным планам; приспособленность к экономико-математическому моделированию и др.
Целесообразность разработки ЦКП - экономическая эффективность, в результате ее реализации. Основные этапы: 1. Разработка исходного задания, определяются потребности в ресурсах, подготавливаются координационный и организационные планы работ, методические и другие материалы.
2. Формирование предложения по подпрограммам и программе, составление проекта ЦКП. 3. Решение вопросов увязки показателей ЦКП с показателями планов, утверждение программы.
Признаки ЦКП:
1) программность, характеризуемая наличием плана проведения комплекса взаимосвязанных, согласованных программных действий;
2) целеориентированность, выражаемая направленностью программных мер на достижение цели в виде решения единой, общей проблемы;
3) комплексность в виде сочетания всех требуемых разнообразных мер, обеспечивающих решение программной проблемы;
4) ресурсообеспеченность, отражающая подкрепление программных действий необходимыми ресурсами в требуемом количестве, концентрацией ресурсов в рамках программы.
Характеристика этапов разработки целевых комплексных программ.
Разработка ЦКП с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности:
1. Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.
2.Выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы (анализ ограничений проблемы). В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разукрупняется на подцели.
3.Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.
4. Расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.
5. Заключительный. Формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.
Разделы ЦКП.
1. Анализ программной проблемы и обоснование необходимости ее решения программным образом.
2. Цели и задачи программы с выделением генеральной цели, ее разделением на подцели и формированием задач программы, выделение подпрограмм в составе программ.
3. Совокупность программных мероприятий, инвестиционных проектов, входящих в программу, с указанием их содержания, сроков исполнения, намечаемых исполнителей.
4. Ресурсное обеспечение программы (источники и способы получения необходимых ресурсов. Финансирование программы.
5. Механизм реализации программы.
6. Организация управления программой и контроль за ходом её реализации.
7. Оценка ожидаемой эффективности, социальных, экономических, экологических последствий от выполнения программы.
8. Паспорт программы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|