Сделай Сам Свою Работу на 5

Обучение плаванию. Техника: кроль на груди.





ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Действие настоящей инструкции распространяется на всех работников образовательного учреждения, которые проводят занятия с учащимися (детьми) в бассейне (учителей физкультуры, педагогов дополнительного образования, инструкторов физкультуры, инструкторов по плаванию и т.п.).

К самостоятельной работе в бассейне допускаются лица:

· не моложе 18 лет, прошедшие обязательный периодический медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний для работы в бассейне;

· прошедшие обучение безопасным приемам и методам труда по установленной программе и проверку знаний;

· прошедшие вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте.

Опасными факторами при работе в бассейне являются:

· физические (скользкие поверхности; острые кромки и сколы на поверхностях ванн и полах; шум; электрооборудование (сушилки, фены и т.п.); горячая вода в душевых; пониженные значения температуры воды и воздуха);

· химические (повышенная концентрация различных химических веществ в воде и в воздухе).

Обо всех неисправностях оборудования, систем водоочистки и вентиляции, нарушениях санитарно-гигиенических требований работник обязан немедленно проинформировать инженера по охране труда и инженерно-технических работников бассейна, а в случае их отсутствия - дежурного администратора и главного инженера, сделать запись в тетради заявок.



Все окна бассейна либо должны быть не зарешечены, либо иметь распашные решетки, ключи от которых хранятся в легкодоступном месте.

За виновное нарушение данной инструкции работник несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

Надеть спецодежду (спортивный костюм, резиновую обувь).

Проверить средства для осуществления спасения (шесты с петлями, круги спасательные и т.п.).

Осмотреть помещение бассейна и вспомогательные помещения (раздевалки, душевые, туалеты; убрать лишние и мешающие предметы, обратив внимание на достаточность освещения, исправность и работоспособность сантехнического оборудования, сушилок (фенов), соответствие температуры воды и воздуха санитарно-гигиеническим требованиям (СанПиН 2.1.2.1188-03).



Проверить наличие в легкодоступном месте и наполняемость аптечки для оказания доврачебной помощи.

В раздевалке на видном месте должна быть вывешена инструкция по технике безопасности для учащихся.

Проконтролировать наличие у учащихся необходимой спортивной формы и правильность проведения ими гигиенических процедур.

Проконтролировать наличие у учащихся медицинской справки, разрешающей посещение бассейна.

Обеспечить организованный выход учащихся из душевой в помещение бассейна.

Провести проверку наличия учащихся и выяснить причину отсутствия.

Очередную группу учащихся разрешается допускать в бассейн только после выхода из бассейна предыдущей группы.

В начале каждого учебного года и при переходе к новому виду занятий провести с учащимися инструктаж (отдельный урок по плану) по технике безопасности с соответствующей записью в журнале.

В случае нарушения кем-либо из учащихся техники безопасности, со всеми учащимися необходимо провести внеплановый инструктаж по технике безопасности с его регистрацией в соответствующем журнале.

Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия помещения и оборудования бассейна и вспомогательных помещений установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.

Запрещается приступать к занятиям с учащимися при отсутствии дежурной медицинской сестры бассейна.

 

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ



Работник обязан:

· соблюдать настоящую инструкцию;

· при получении учащимися травмы в бассейне или во вспомогательных помещениях работник обязан немедленно проинформировать о случившемся медицинскую сестру бассейна.

· не допускать скопления учащихся на одной дорожке в количестве превышающем требования СанПиН 2.1.2.1188-03;

· обеспечить контроль температурного режима в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.2.1188-03;

· в случае возникновения угрозы жизни и (или) здоровью учащихся (при остановке дыхания, захлебывании, потере сознания, возникновении судорог) вытащить их из воды и немедленно приступить к оказанию доврачебной помощи;

· контролировать соблюдение учащимися требований техники безопасности.

Во время работы запрещается:

· допускать деятельность учащихся, не предусмотренную программой;

· отвлекаться на какую-либо деятельность, не связанную непосредственно с проведением занятий;

Категорически запрещается оставлять учащихся без присмотра!

 

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В случае возникновения аварийных ситуаций (прорыв воды, задымление и т.п.), могущих повлечь за собой травмирование и (или) отравление учащихся, работник обязан немедленно прекратить занятия, вывести учащихся из помещения бассейна, руководствуясь схемой эвакуации и немедленно сообщить об этом непосредственному руководителю, инженеру по охране труда или дежурному администратору.

В случае наличия пострадавших среди учащихся работник обязан обратиться к медицинской сестре, а при необходимости оказать доврачебную помощь.

При поражении учащихся и (или) работников электрическим током принять меры по его освобождению от действия тока путем отключения электропитания и до прихода медсестры оказать, при необходимости, потерпевшему доврачебную помощь.

В случае возгорания оборудования отключить питание, сообщить в пожарную охрану и руководителю, после чего приступить к тушению пожара имеющимися средствами.

 

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

После окончания занятий с учащимися работник обязан:

· проверить по списку наличие всех учащихся;

· проконтролировать проведение учащимися необходимых гигиенических процедур и сушку волос;

· обеспечить организованный выход учащихся из помещения бассейна;

· оборудование и приспособления убрать в отведенные места;

· сообщить о неисправностях и замечаниях, выявленных в процессе работы, своему непосредственному руководителю и сделать соответствующую запись в журнале заявок;

· при уходе из помещения закрыть окна, выключить освещение, электроприборы, воду, вентиляцию.

При обнаружении неисправности оборудования, системы вентиляции и очистки воды, работы сантехнических систем, нарушения целостности окон проинформировать об этом заместителя директора по АХР, а при его отсутствии - дежурного администратора и сделать запись в тетради заявок.

 

 

Примечания:

В соответствии с Постановлением Министерства Здравоохранения РФ и Главного Государственного санитарного врача РФ от 30 января 2003 г. № 4 «О введении в действие СанПиН 2.1.2.1188-03. Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества» температура воды в бассейнах должна иметь следующие значения:

 

Вид бассейна (назначение) Температура воды
Спортивный 24 - 28
Оздоровительный 26 - 29
Учебные для детей до 7 лет 30 - 32
Учебные для детей старше 7 лет 29 - 30

 

Температура воздуха должна быть на 1 - 2 градуса выше температуры воды.

 

 

Обучение плаванию. Техника: кроль на груди.

При изучении всех спортивных способов плавания применяют раздельно-целостный метод обучения. Сущность его состоит в том, что в начале осваивают отдельные элементы, а затем весь способ в целом.

Изучить кроль на груди бывает весьма непросто. Чтобы овладеть попеременными движениями рук в согласовании с дыханием, свободной работой ног, требующей быстрого включения и выключения работающих мышц, необходимы многократные повторения движений на суше и в воде.

Для любого спортивного способа плавания общепризнана следующая последовательность изучения его элементов. Вначале осваивается движение ног, затем движение рук и после этого согласование движений рук и ног. Каждый элемент изучается с произвольным дыханием, с задержкой дыхания на вдохе и в согласовании с дыханием.

Если занятия проводятся со взрослыми людьми, то обучение движению ног на суше следует начинать с имитации по фазам подготовительного и ударного движений. Для этого занимающийся, стоя на одной ноге, держась рукой за опору, сгибает свободную ногу в тазобедренном суставе так, чтобы носок этой ноги, вытянутый и повернутый вовнутрь, находился на 10-15 см выше пола. На счет «раз» прямая нога движется назад, на счет «два» бедро останавливается, а голень, сгибаясь в колене, продолжает движение стопой назад. Выполнив правильно две фазы подготовительного движения, приступают к имитации гребкового или ударного движения. На счет «три» бедро вместе с голенью двигается вперед, причем голень в движении отстает от бедра и нога сгибается в колене на 10-15°. Носок при этом должен быть вытянут, повернут вовнутрь и при движении касаться пола. На счет «четыре» бедро останавливается и начинает движение в обратном направлении, то есть назад. Голень же с нарастающей скоростью продолжает движение стопой вперед, и нога, разгибаясь, приходит в исходное положение.

Надо иметь в виду, что это упражнение решает задачу создания правильного представления о кинематике движения, о взаимодействии бедра, голени и стопы. Выполнение этого упражнения с большим количеством повторений нежелательно, так как мышечные напряжения в подготовительной и особенно в гребковой части не соответствуют тем, которые возникают в воде.

Наиболее распространенным упражнением при изучении движений ног на суше является попеременное движение прямыми ногами в положении сидя на полу или на скамейке.При выполнении этого упражнения носки ног должны быть вытянуты и повернуты вовнутрь. Ноги в коленях прямые, размах движений стоп около 40 см.

Необходимо подробнее остановиться на одном из методических требований к этому упражнению. В отличие от предыдущего, при движении прямыми ногами требуется постоянное напряжение мышц бедра, исключается даже незначительное сгибание ног в коленных суставах.

Такая постановка задачи преследует цель создать представление об усилиях при работе ногами. Формирование двигательного навыка в плавании осложняется тем, что при выполнении движений в воде занимающиеся лишены возможности видеть свои действия. Обратная информация о выполняемом движении идет лишь от рецепторов мышц, связок и суставов. При выполнении движений на суше прямой ногой формируются мышечные ощущения, сходные с теми, которые возникают в воде. Это исключает в дальнейшем появление таких распространенных ошибок, как чрезмерное сгибание ноги в коленном суставе в первой части ударного движения и сгибание колена в первой фазе подготовительного движения.

После освоения упражнения в положении сидя переходят к изучению движений ног в положении на груди. Выполняя движения прямыми ногами лежа на груди, обучающиеся должны принимать такие положения рук, которые в дальнейшем будут повторяться в воде. Первое такое положение — руки впереди. Затем принимается положение: одна рука впереди (например, левая), другая (правая)вдоль тела. Потом положение рук меняется, то есть правая переводится вперед, а левая располагается вдоль тела. Последним из этой серии является движение ног, когда руки вытянуты вдоль туловища. При движении ног лежа на груди главным условием остается движение прямыми ногами.

После того как будут освоены движения ног на суше, можно начинать работу ног в воде. Первые движения ногами необходимо выполнять, держась руками за какую-нибудь неподвижную опору. Такой опорой может быть поручень или край сливного бортика бассейна, дно водоема или партнер по выполнению упражнения. С самого начала ведущему занятие надо следить, чтобы у занимающихся не появлялось чрезмерного сгибания ног в коленях. При появлении этой ошибки целесообразно дать завышенный темп с укороченной амплитудой движений голеностопных суставов. Движение ног с приподнятой головой сменяется упражнением на задержанном вдохе при опущенном в воду лице. Затем выполняется упражнение в согласовании с дыханием, при котором поворот головы для вдоха делается вначале в сторону прижатой правой руки, а затем в сторону прижатой левой руки.

Теперь следует переходить к изучению движений ног в безопорном положении. Наиболее простым из этой серии упражнений является движение ног с расположенными впереди руками. Вдох при этом выполняется с подниманием головы лицом вперед. На первых этапах обучения допустимо при поднимании головы делать поддерживающие гребковые движения кистями рук, облегчая ими удержание головы над водой. Затем это же упражнение необходимо провести на задержанном вдохе. Упражнение на задержанном вдохе выполняется всего 5—10 с. Более длительная задержка дыхания вызывает ощущение удушья, мешающее сосредоточивать внимание на выполняемом движении. Движение ног с опущенным в воду лицом помогает исправлять такие ошибки, как излишний прогиб тела в пояснице или слишком высокое положение головы над поверхностью воды.

Более сложным в изучении движений является плавание одними ногами с вытянутой вперед одной рукой и прижатой к телу другой. При повороте головы для вдоха в сторону прижатой руки могут возникать излишние напряжения мышц туловища и шеи, являющиеся причиной потери равновесия. Надо иметь в виду, что освоить движения ног кролем за одно или за два занятия невозможно. Навык движения ногами, при котором не возникает усталости мышц, чаще появляется на пятом или шестом занятии.

У некоторых людей развитие навыка движений ногами затруднено. Если у занимающегося ноги тонут или нет существенного продвижения вперед, а иногда даже возникает движение назад, то в этом случае нужно воспользоваться каким-либо плавающим средством, на которое можно опереться руками или лечь грудью. Но надо помнить, что движение ног с поддерживающим средством следует выполнять в ограниченном объеме. Дело в том, что увлечение упражнениями с подвижной опорой приводит к формированию навыка с неестественным для свободного плавания прогнутым телом и высоким положением плеч и головы.

Обучение движениям рук также начинается на суше. В положении полунаклона одна рука опирается на согнутое колено одноименной ноги, другая вытянута вперед, выполняется имитация гребка и подготовительного движения. Гребок и подготовительное движение изучаются по частям: вначале имитируется вход руки в воду, затем начало гребка и его окончание, потом выход руки из воды и пронос ее над водой. Если занимающемуся не удается выполнить имитацию отдельных частей движений руки, сходных с теми, которые выполняются спортсменами, предложите сделать движение в упрощенном виде. Для этого в том же исходном положении дайте задание произвести движение спереди назад слегка согнутой в локтевом суставе рукой и, не разгибая локоть, вернуть ее через сторону в исходное положение. Такое же движение необходимо выполнять и другой рукой.

Затем упражнение повторяется в согласовании с дыханием. Во время гребка рукой голова поворачивается и делается вдох. При возвращении руки в исходное положение голова поворачивается лицом вниз и выполняется выдох. Имитацию каждого последующего гребка можно начинать только тогда, когда занимающийся закончит выдох. Если время вдоха и выдоха превышает время цикла движения руки, то с каждым последующим циклом будет происходить опаздывание вдоха и согласование нарушится.

Освоив раздельное движение рук на суше, переходят к изучению их движения в воде. Обучение всегда начинается с упражнений из исходного положения стоя на дне. В воде, как правило, повторяются все имитационные упражнения, которые выполнялись на суше. Для того чтобы во время выполнения гребков занимающегося не сносило вперед, он делает более широкую, чем на суше, стойку, при которой передняя согнутая в колене нога значительнее выносится вперед. Туловище при этом имеет больший наклон, приближаясь к горизонтальному положению. Рука, не участвующая в движении, опирается на колено согнутой впереди одноименной ноги, а та, которой имитируется движение, находится впереди у поверхности воды. Во время выполнения упражнения голова занимающегося поднята над водой. В этом исходном положении имитация гребка должна осуществляться без ускорения. Изучается только направление движения кисти предплечьем и плеча. Если при этом исходном положении развивать гребковое усилие, то, несмотря на упор передней ногой, тело станет смещаться вперед.

После того как будут изучены подготовительное и гребковое движения с поднятым над поверхностью воды лицом, приступают к изучению движений рук с опущенным в воду лицом. Упражнение выполняется на задержанном вдохе поэтому по продолжительности оно может быть не более 10-15 с. Занимающемуся следует держать глаза в воде приоткрытыми и контролировать движение руки.

Изучив движение рук, можно начинать осваивать гребки в согласовании с дыханием. Поворот головы для вдоха изучается вначале в сторону гребка одной руки, а затем в сторону гребка другой руки. Голова для вдоха поворачивается в тот момент, когда рука заканчивает гребок. Очень важно, чтобы во время вдоха голова не поднималась над водой, а поворачивалась так, чтобы рот был у самой поверхности воды. Раздельное движение рук повторяется многократно, сериями по 20-30 раз подряд, до тех пор, пока не появится свободное дыхание, пока не исчезнет напряженность мышц лица.

После имитации движений рук в согласовании с дыханием приступают к изучению гребков в согласовании с движениями ног. Выполнив скольжение с руками, вытянутыми вперед, начинают движение ногами и, не поворачивая головы для вдоха, делают несколько гребковых движений вначале одной, а потом другой рукой. При этом обращают внимание на частую и ритмичную работу ногами. Если при выполнении движений рукой ноги замедляют темп, то надо повторять упражнение, добиваясь устранения этой ошибки. Неритмичная, с перебоями, работа ног не позволяет стабилизировать положение тела в воде, является причиной смещений таза в стороны. При неритмичном движении ног в момент их остановки исчезает подъемная сила, необходимая для поддержания тела в более высоком положении.

Освоив движение рук на задержанном вдохе, приступают к выполнению гребкового и подготовительного движения в согласовании с дыханием. При изучении кроля это упражнение является основным, и от того, насколько качественно оно изучено, во многом зависит успех овладения этим способом плавания. Вдох так же, как и на суше, изучается вначале под одну, а затем под другую руку. Если пренебречь этим правилом и изучать вдох под одну из рук, то в дальнейшем у плывущего возникает асимметрия. Поворот плеч становится больше в сторону той руки, под которую делается вдох. При этом во вращение вовлекается таз, смещающий направление движения ног в сторону от вертикали.

Из всех других этому упражнению надо отводить на занятиях наибольшее количество времени. Так же, как и предыдущее, его повторяют сериями много раз, добиваясь легкого и непринужденного дыхания, правильного согласования дыхания и движения руки, ощущения давления ладонью о воду. На первых этапах обучения рекомендуется делать небольшую паузу для работающей руки в тот момент, когда она закончит подготовительное движение. Как указывалось ранее, пауза необходима для того, чтобы занимающийся успел закончить выдох к началу следующего гребка.

Освоив гребок с дыханием под одну и под другую руку, переходят к раздельно-попеременным движениям. На суше из исходного положения стоя в полунаклоне, руки впереди имитируется гребковое и подготовительное движение поочередно одной, а затем и другой рукой. Необходимость переключения внимания с одной руки на другую в упражнениях с попеременными движениями заметно усложняет освоение гребков руками, но в то же время создает благоприятные предпосылки для изучения в дальнейшем согласованного движения рук. При выполнении этого упражнения в воде занимающемуся не всегда удается удерживать обе кисти рук впереди. Чтобы избежать возможности этой ошибки, надо уже на суше давать задание задерживать на несколько секунд их в положении, когда они встречаются впереди. При встрече кистей большие пальцы должны касаться друг друга. После этого упражнения раздельно-попеременное движение выполняется с поворотом головы для вдоха под гребок каждой руки.

Овладев раздельно-попеременным движением рук на суше, его затем выполняют в воде, стоя на дне. Имитируют движения в положении, когда лицо опущено в воду, а затем в согласовании с дыханием.

В безопорном положении, плывя ногами кролем, вначале выполняют так же, как и на суше, движения руками на задержанном вдохе с опущенным в воду лицом. Внимание занимающегося должно быть обращено на выполнение длинного гребка, на необходимость сохранения паузы для кистей рук, ритмичное движение ног. Длительность каждого упражнения не должна превышать 10—15 с, и его не следует повторять более 3—4 раз, так как плавание на задержанном вдохе быстро вызывает утомление.

Переходя к раздельно-попеременному плаванию в согласовании с дыханием, следят за тем, чтобы у занимающегося не нарушался ритм движений, длина гребка обеих рук и поворот плеч при вдохе в одну и другую стороны были одинаковыми.

Однако при всех тех полезных качествах, которые развивает это упражнение, выполнять его с большим количеством повторений нельзя, так как может произойти формирование стойкого навыка раздельного движения рук, что в последующем отрицательно повлияет на развитие способности тонко ощущать передачу гребкового усилия с одной руки на другую.

Упражнение в полураздельном согласовании является последним из группы упражнений для изучения движений рук. Оно осваивается труднее, чем все предыдущие, и поэтому при его выполнении надо применять счет, с помощью которого можно фиксировать положение головы и рук. Счет помогает перейти от полураздельного согласования движений к слитному.

На суше принимается положение полунаклона, одна рука, например правая впереди, другая, левая сзади, вдоль тела, голова лицом вниз. На счет «раз» одновременно имитируется гребок передней правой и подготовительное движение левой рукой, расположенной сзади. На счет «два» выполняется гребок левой и подготовительное движение правой рукой. При выполнении этого упражнения надо следить за тем, чтобы обе руки одновременно начинали и заканчивали движение. В дальнейшем пауза между счетом «раз» и «два» сокращается и движения рук становятся слитными. После этого дается задание — под счет «раз» повернуть голову в сторону гребущей руки и сделать вдох, под счет «два», делая гребок другой рукой, повернуть голову лицом вниз и выполнить выдох.

С переходом к слитным движениям не следует торопиться. Надо обращать внимание на то, чтобы глубина вдоха и выдоха при этом не уменьшалась. Если все-таки не удается делать полноценное дыхание, упражнение выполняется в медленном темпе или возвращаются к полураздельному согласованию.

В воде гребковые движения рук и дыхание в полураздельном и слитном согласовании имитируются в том же исходном положении, что и на суше, то есть стоя на дне в полунаклоне. Выполняют движения рук на задержанном вдохе с опущенным в воду лицом и с поворотом головы для вдоха и выдоха под гребок правой и левой рукой. Только после того, как будет достигнута согласованность дыхания с движениями рук, переходят к плаванию с движениями ног в полураздельном и слитном согласовании.

Обучать плаванию кролем на груди всегда следует начинать с шестиударного согласования движений рук и ног. При шестиударном согласовании в период гребка каждой руки ноги выполняют четыре ударных движения, в период подготовительного — два ударных движения. При этом вход, например, правой кисти в воду и начало ее движения вперед и вниз должны совпасть с ударом одноименной, правой ноги. Начало давления кисти на воду совпадает с ударом противоположной, левой ноги. В средней части гребка правой руки удар делает правая нога. Окончание гребкового усилия совпадает с ударом противоположной ноги. Шестиударный вариант согласования, позволяющий держать в устойчивом равновесии туловище при гребках рук и поворотах головы, обучающиеся осваивают без заметных трудностей в процессе раздельного, раздельно-попеременного и полураздельного плавания. Но если развитие навыка шестиударного согласования затруднено, применяется метод подсчета количества ударных движений ног под гребковые движения рук.

На суше принимается исходное положение стоя в полунаклоне, руки впереди. Имитация движений ног кролем в положении стоя весьма условна. Под каждый счет обучающийся переносит вес тела на одну ногу, а другую, освобождая от опоры, сгибает в колене и ставит на носок. Сгибание ноги в колене является имитацией ударного движения. При раздельном согласовании движений рук, когда цикл движения повторяется только одной рукой, например правой, упражнение выполняется так:

· на «раз» — правая рука полностью выпрямляется в локтевом суставе, кисть начинает выполнять ладонное сгибание. Одновременно с этим движением руки правая нога сгибается в коленном суставе и ставится на носок;

·

· на счет «два» — кисть и предплечье начинают движение вниз и одновременно сгибается левая нога;

·

· на счет «три» — рука движется вниз, приближаясь к вертикальному положению с одновременным сгибанием правой ноги;

·

· на счет «четыре» — правая рука имитирует окончание гребка и левая нога сгибается в колене;

·

· на счет «пять» — правая рука, сгибаясь в локте, имитирует начало подготовительного движения, а правая нога ударное движение;

·

· на счет «шесть» — правая рука проходит мимо плеча, левая нога сгибается в колене.

·

Вначале упражнение выполняется в медленном темпе с остановкой на каждом счете, затем скорость подсчета можно увеличивать, следя за тем, чтобы согласованность движений рук и ног не нарушалась. При изучении согласования с раздельно-попеременным или с полураздельным движением рук упражнение выполняется не на шесть счетов, а на семь. Это происходит потому, что при попеременной работе рук или при полураздельном их согласовании отсутствует момент одновременного начала гребка одной руки и окончания гребка другой. Поэтому на счет семь необходимо выполнить только имитацию движения ноги, чтобы начало гребка другой руки совпало с ударом одноименной ноги.

В воде изучать согласование целесообразно в безопорном положении.Вначале подсчет количества ударов ног ведется при раздельном движении рук, а затем при раздельно-попеременном и полураздельном их согласовании. Переходить к слитному согласованию движений рук целесообразно, лишь когда шестиударное согласование становится устойчивым.

 

Источники:

1. http://gov.cap.ru/ - Официальный портал органов власти Чувашской республики

2. http://www.fizkult-ura.ru/sci/swimming/65 - обучение плаванию кролем на груди

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.