Сделай Сам Свою Работу на 5

XIII. 4.5. Тренировочный микроцикл





Планирование тренировки на основе микроциклов (малых циклов) позволяет наиболее полно использовать возможности спортсмена 0 целью достижения максимального тренировочного эффекта и в то же время обеспечить необходимое соответствие между процессами уто мления и восстановления, являющимися следствием применяемою режима работы и отдыха.

Продолжительность микроциклов может колебаться от трех* четырех до десяти-четырнадцати дней. В практике наиболее широко используются микроциклы продолжительностью семь дней (недель ные).

Методика построения тренировочных микроциклов зависит of комплекса различных факторов. К ним в первую очередь следует отнести особенности протекания процесса утомления и восстановления в результате нагрузок отдельных занятий.

Для того чтобы правильно построить микроцикл, нужно точно знать, какое воздействие оказывают на пловца нагрузки занятий, различные по величине и направленности, какова динамика и продолжи­тельность протекания после них процессов восстановления. Не мене* важны сведения о суммарном эффекте нескольких различных пи величине и направленности нагрузок, о возможностях использования малых и средних нагрузок с целью интенсификации процессов восстановления после больших и значительных нагрузок.



Чередование тренировочных нагрузок и отдыха в микроциклах
может привести к реакциям следующих основных типов: 1) способство­
вать максимальному повышению уровня тренированности, 2) прив
дить к незначительному тренировочному эффекту или не вызывать е
вообще, 3) приводить спортсмена к переутомлению и перетренир
ванности. г

Реакция первого типа имеет место во всех случаях, когда в микр цикле применяется оптимальное количество занятий с большими значительными нагрузками при их рациональном чередовании. Если микроцикле применяется незначительное количество нагрузок, сп собных служить стимулом к повышению уровня тренированности, возникает реакция второго типа. И наконец, в случае злоупотреблен большими нагрузками или же их нерационального чередования


спортсмена может возникнуть переутомление, т. е. реакция третьего, типа.

Распространено мнение, что к наибольшему тренировочному эффекту приводит выполнение последующей тренировочной нагрузки в фазе суперкомпенсации после предыдущей. Если повторная нагрузка будет производиться позднее, когда следы от предыдущей нагрузки полностью сгладятся, эффект окажется небольшим. Применение повторных нагрузок на фоне недовосстановления возможностей организма приводит к переутомлению и перетренированности.



Следует, однако, отметить, что схематическое решение вопроса о чередовании нагрузок в микроцикле намного проще имеющего место непосредственно в спортивной практике.

Известно, что процессы восстановления после физической работы происходят разновременно. Отсюда вытекает вопрос: на какой же из показателей ориентироваться? Ориентация на наиболее .поздний из постанавливающихся показателей привела бы к необходимости применять занятия с большими тренировочными нагрузками не чаще 1 раза в пять-восемь дней. Но такие рекомендации противоречат современной теории и практике спорта.

При выборе показателей для определения величины и направленно­сти очередной тренировочной нагрузки нужно учитывать, что утомле­ние всегда носит конкретный характер, формируясь в соответствии с характером той или иной работы. Поэтому занятия с большой нагрузкой определенной направленности могут не ограничивать во-цуюжности спортсменов к выполнению работы иной направленности. )то позволяет провести очередное занятие с большой нагрузкой иной преимущественной направленности, не дожидаясь полного посста-иовления после предыдущего занятия. Правильность такого подхода подтверждается передовой спортивной практикой: квалифицированные пловцы применяют в микроциклах до трех-четырех и более занятий с большими нагрузками, достигая при этом высоких темпов повышения функциональных возможностей.



Весьма перспективен также путь построения режима нагрузок и отдыха в микроцикле, при котором очередное занятие проводится на фоне недовосстановления. Таким образом происходит суммирование июдовых явлений нескольких занятий. Естественно, после серии из нескольких занятий оно будет выражено значительно глубже, чем после пдного, что приведет к значительно большему сверхвосстановлению, i срия таких занятий должна рассматриваться как суммарная большая нагрузка, после которой необходим отдых, достаточный для восста­новления и сверхвосстановления работоспособности. Злоупотреблять юдобными сочетаниями нагрузок не следует, так как это неизбежно ||>иведет к переутомлению, в то время как их эпизодическое изменение, особенно при подготовке квалифицированных и- трециро-i.iHHbix пловцов, будет способствовать более эффективному росту ичультатов.

Занятия с большими нагрузками, являющиеся основным средством ювышения уровня тренированности пловца, надо чередовать с за>'^гия-III, в которых величина нагрузок невысокая — малая или средняя. Эти


занятия в зависимости от характера построения могут оказывай, заметное влияние на характер протекания процессов восстановления, I значительной степени сокращая его.

Сказанное касается микроциклов, основной задачей которые является предъявление организму значительной суммарной нагрузки, способной вызвать эффективное протекание приспособительных про цессов. Такие микроциклы составляют основное содержание трен и ровки пловца.

Наряду с этим в практике применяются и так называемые разгру зочные микроциклы, основная функция которых — обеспечение полноценного восстановления после напряженной тренировки в преды дущих микроциклах и создание оптимальных условий для протекания адаптационных процессов в организме пловца. В разгрузочных микро циклах обычно несколько уменьшается количество тренировочньн занятий, снижается количество занятий с большими и значительными нагрузками, изменяется соотношение тренировочных средств в сторону увеличения эмоциональных упражнений, отдаленных по особенностям воздействия от соревновательных.

При планировании двух занятий в течение одного дня важно учиты вать, что показатель работоспособности при прочих равных условиях оказывается выше днем и ниже в утренние, вечерние часы и тем более ■ ночное время. В соответствии с этим занятия в различное время дня не одинаково способствуют совершенствованию скоростных возможно­стей в технике плавания (вследствие различного состояния нервной системы в течение суток), повышению уровня развития специальной выносливости (вследствие колебаний состояния вегетативных функций), Поэтому если тренировочное занятие проводится дважды в день I условиях сбора, то их целесообразно планировать на 10—12 и 17—19 час. Такое планирование тренировки следует считать опти­мальным при условии, что проведение наиболее ответственных соревнований не планируется на другое время. Однако проведение двухразовых занятий на протяжении большей части года, конечно, не позволяет выдерживать эти рекомендации, и большинство пловцош тренируется обычно рано утром, в 6—8 час, и в конце дня — с 16 до 20 час. Такие сроки тренировки вполне приемлемы. Об этом свидетель­ствуют и богатый практический опыт, и научные данные. Дело в том, что ритм двигательных функций оказывается менее стойким, чем вегетативных, и поддается относительно быстрой перестройке. Образуется весьма стойкий стереотип на новый режим построений тренировочных занятий, и через определенное время пловцы, трениру* ющиеся утром, могут проявлять в это время большую специальнуЙ работоспособность, чем в дневные часы, когда они не тренируются.

Таким образом, вопросы планирования времени проведения занятий втечение дня могут осуществляться по-разному и зависят прежде всего от условий для тренировки, времени учебы и работы спортсменов Однако тренер должен следить за тем, чтобы время тренировочных занятий оставалось по возможности стабильным, так как перестройки дневного ритма специальной работоспособности требует времени, I течение которого работоспособность пловца падает, ухудшаете!


протекание процессов восстановления после нагрузок, что приводит к снижению качества тренировочного процесса.

Изменение времени занятий может и должно осуществляться лишь ■ преддверии ответственных соревнований, которые будут проводиться во время, отличающееся от времени тренировок, или в ином времен­ном поясе. В соответствии с этим основные тренировочные занятия в течение трех-шести недель до ответственных соревнований целесо­образно планировать на время, соответствующее тому, на которое планируется соревнование.

При организации двухразовых занятий в течение дня чередуются основные и дополнительные занятия.

В основных занятиях пловец выполняет большой объем работы, которая направлена на развитие качеств и способностей, в наибольшей мере влияющих на результат. При этом пловец получает большую или значительную нагрузку. Эти занятия оказывают решающее воздействие на повышение уровня тренированности пловца.

В дополнительных занятиях объем работы значительно меньше, нагрузка -*• малая или средняя, круг решаемых задач может быть весьма широким: поддержание ранее достигнутого уровня развития различных физических качеств, совершенствование техники, решение вопросов тактической подготовки.

На отдельных этапах подготовки квалифицированных пловцов зозможно проведение трех занятий в течение дня. Следует подчеркнуть, что трехразовые занятия могут использоваться эпизодически, в основ­ном — в условиях сбора. Частое применение трех занятий в день не только требует больших затрат времени, но и приводит к потере инте­реса к тренировке.

Глава XIV СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Обучать плаванию неумеющих, проводить игры и развлечения на иоде и даже тренировать пловцов-разрядников можно на естественных водоемах без каких-либо приспособлений и устройств. Но чтобы вести \ чебно-тренировочный процесс на современном уровне, проводить соревнования по плаванию, прыжкам в воду, водному поло, восстанавливать организм занимающихся после получения ими боль­ших тренировочных нагрузок и решать другие вопросы, необходимы специальные бассейны, отвечающие определенным стандартам.

Бассейн — это водное пространство определенных размеров на естественном водоеме или же сооруженная ванна определенных размеров, наполненная водой. Однако в настоящее время в смысл этого слова вкладывают гораздо большее содержание, имея в виду и помещения и вспомогательные сооружения.


■ I

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.