Сделай Сам Свою Работу на 5

XIII. 3.3. Тактическая подготовка





Тактическая подготовка направлена на совершенствование ; спортсмена грамотно построить ход спортивной борьбы с уч индивидуальных возможностей, уровня подготовленности и соз шихся внешних условий, т. е. на освоение спортивной тактики.

В основе спортивной тактики лежат: соответствие тактичес: плана и действий уровню развития физических и психических качо технической подготовленности и теоретическим знаниям; вы способов рационального распределения сил в процессе соревноваии применение приемов психологического воздействия на соперника маскировка своих намерений. При этом составной частью тактически подготовленности в плавании является выбор рациональной индивнму альной схемы прохождения дистанции и ее рационализация вН4 зависимости от действий соперников.

В процессе тактической подготовки пловцы изучают: обшив положения тактики и тактические закономерности; опыт тактически* действий сильнейших пловцов; сведения об основных соперникаХ| уровне их физической, технической и психологической подготовленно­сти, тактической оснащенности. Разрабатывается рациональная такти* ка для конкретных соревнований и применяются меры по ее усвоеник>(



Особенности тактического мастерства взаимосвязаны с хчугимИ сторонами подготовленности спортсмена, уровень совершенства'кото рых накладывает отпечаток на схему тактических действий. Так, например, пловцы, обладающие высокоразвитыми спринтерскими качествами, могут бурно начать прохождение дистанции, чтобм оказать психологическое давление на соперника, или буквально Щ последних метров дистанции держаться несколько сзади, рассчитын.ш решить ход борьбы в свою пользу стремительным финишем. Однако практика последних лет показывает, что победа в крупнейши» соревнованиях достигается спортсменами, у которых основной такти­ческой схемой является равномерное прохождение соревновательном дистанции.

XIII. 3.4. Психологическая подготовка

Психологическая подготовка направлена на воспитание у спортсме­на настойчивости, целеустремленности, смелости, решительности, уво-ренности в своих силах и способности к максимальному проявлению функциональных возможностей.



Названные волевые качества играют в спорте важнейшую роль, Возможности современной методики позволяют достичь исключи тельно высокого уровня развития физических качеств и функциф нальных возможностей основных систем организма. Однако в соревн» ваниях, в которых принимает участие большая группа спортсмене! имеющих примерно одинаковые достижения и одинаковую функциО наЛьную подготовленность, в сложных условиях спортивной борьбь| исключительно высокой конкуренцией часто все решают волевь) качества.


Каждое из указанных выше качеств имеп свои оптимальней) особенности и конкретные пути проявления в различных видих спорта. Вместе с тем высокий уровень психологически!! подготовленности предполагает комплексное проявление самых различных волевых качеств. Недостаточное развитие хотя бы одного ит них нередко служит причиной поражения даже очень хорошо тренированных спортсменов. Практика крупнейших соревнований последних лет свидетельствует о гом, что немало спортсменов, уверенно претендующих на победу, терпят поражение из-за низкого уровня развития отдельных компо­нентов психологической подготовленности.

Психологическая подготовка пловцов тесно связана с воспитанием у них моральных качеств, характерных для советского человека, преданного коммунистическим идеалам, активного строителя нового общества.

Воспитание моральных качеств у советских спортсменов осуще-. ствляется путем использования разнообразных средств идеологическо­го воздействия — в процессе обучения в школах, техникумах, вузах, трудовых и спортивных коллективах. В воспитательной работе в спортивном коллективе главная роль отводится тренеру, который должен непрерывно вести ее параллельно с решением задач собственно спортивной тренировки.



В процессе психологической подготовки применяются разно­образные методы. В их числе — метод убеждения, который реализу­ется с помощью словесной формы изложения материала, а также применения различных наглядных примеров. В воспитательных целях определенное место отводится методу принуждения. При воспитании у пловцов волевых качеств эффективными методами являются метод постепенно повышающихся трудностей и соревновательный метод.

XIII. 3.5. Интеллектуальная подготовка

Интеллектуальная подготовка направлена на формирование у пловда мировоззренческих позиций, определяющих существо его взглядов на все многообразие фактов и явлений, в том числе и на суть спортивной деятельности; освоение объективных закономерностей современной спортивной тренировки, основ биологических, медицин­ских, психологических и социальных знаний, обусловливающих эффек­тивность процесса подготовки; развитие способности к разработке и реализации рациональной, основанной на всем многообразии фактов, связанных с участием в конкретных соревнованиях, тактической схемы ироплывания соревновательной дистанции.

В современном спорте достаточно четко проявляется законо­мерность, согласно которой по мере повышения уровня спортивных достижений возрастают требования к интеллекту спортсмена, что связанно с необходимостью усиления работы, направленной на умственное развитие пловцов по мере роста их мастерства.

Конкретными компонентами, обусловливающими эффективность интеллектуальной подготовки, являются способности пловца к концен­трации внимания, к восприятию, память, эффективность мысли-

 


тельных процессов, способность к оперативной переработке инфо| ции, полученной в результате наблюдений, к ее восприятию и реал и ц ции в соответствующих действиях.

Совершенствование всех сторон интеллектуальной подготовки мощное средство повышения темпов роста спортивного мастере Важнейшее значение здесь имеет процесс приобретения разнообразим* специальных знаний в течение всего спортивного пути плошм параллельно с его физическим развитием, совершенствованием технич* ской, психической и тактической подготовленности.

XIII. 4. ПЛАНИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Тренировка в спортивном плавании продолжается обычно от 6—8 до 10—15 лет. Достижение высоких спортивных результатом возможно тогда, когда тренировка пловца представляет собой единый процесс, протекающий с учетом общих закономерностей становлении спортивного мастерства и в соответствии с планомерным разви тисм физических и психических способностей и качеств, обеспечивающиП становление оптимальной техники и тактики, совершенствование интеллектуальных возможностей спортсмена. Это обусловливаем необходимость планового подхода к построению тренировки пловца

Разрабатывая систему подготовки своих учеников, тренер должен представлять ее в перспективном, многолетнем плане. Такой план, составляемый на 6—12 лет, определяет основные цели, задачи, тренировочные средства и особенности их распределения по годам подготовки, создает четкие предпосылки для осуществления планирова ния по годам, определяет протекание всего процесса подготовки к высшим достижениям.

Многолетним планом предусматриваются лишь самые общш направления, цели, задачи и пути их реализации. Значительно более подробное планирование тренировки осуществляется на каждый очередной год. Тренировка в течение года строится в виде одного или нескольких (двух-трех) больших циклов (макроциклов). Каждый большой цикл подразделяется на периоды. Составными частями периодов тренировки являются этапы и средние циклы (мезоциклы), состоящие из ряда малых циклов (микроциклов), которые, в свом> очередь, представляют собой комплекс тренировочных занятий.

Большие циклы охватывают большие временные промежутки (обычно три-шесть месяцев) и включают 'множество тренировочных занятий, значительное количество малых циклов, ряд средних циклов, Все эти структурные единицы, отличаясь друг от друга по задачам и продолжительности, особенностям построения и содержанию, являются частями целостного процесса и должны находиться в тесной взаимосвязи.

XIII. 4.1. Многолетнее планирование тренировки

Процесс многолетней тренировки пловцов схематически делится н! три этапа: 1) этап предварительной подготовки; 2) этап начальной специализации; 3) этап подготовки к высшим достижениям. Границы


>тапов в значительной мере колеблются в зависимости от возраста, в котором спортсмен приступил к занятиям плаванием, от особенностей применяемой системы подготовки, уровня физического развития и природной одаренности ученика.

При составлении перспективного плана одним из существенных моментов является ориентировочное определение времени регулярной тренировки, необходимого для достижения наивысших результатов. Это время у разных пловцов существенно различается и во многом определяется возрастом, в котором начаты регулярные занятия плаванием. Так, например, на подготовку мастера спорта, начавшего заниматься плаванием в возрасте 6—7 лет, требуется в среднем от 8 до 10 лет; начавшего занятия в 8—9 лет — от 6 до 8 лет; в 10—11 лет — от 4,5 до 6,5 лет.

Анализ подготовки сильнейших пловцов мира последнего десятиле­тия показывает, что наиболее перспективным является начало занятий плаванием с 7—8 лет — путь, рассчитанный на многолетнюю подго­товку, которая у женщин колеблется в пределах 6—8 лет, у мужчин — 9—11 лет. Однако следует иметь в виду, что желаемые результаты достигаются лишь в том случае, если осуществляется планомерная подготовка пловца с учетом того, что свои высшие достижения он должен достичь в оптимальном для этого возрасте. Ориентирование спортсмена на более раннее достижение высших результатов неизбежно приводит к достижению определенных результатов в возрасте 13—14 лет, с последующей их стабилизацией или снижением.

Этап предварительной подготовки.Он начинается обычно в младшем школьном возрасте. Цель подготовки — создание всесто­роннего фундамента для подготовки пловцов на последующих этапах их совершенствования.. Внимание акцентируется на развитии физических нозможностей, становлении разнообразных технических навыков и спо­собностей к тактическому мышлению, на* воспитании моральных и нолевых качеств.

Хотя тренировка на этом этапе носит выраженный как бы общий характер, не следует забывать, что развитие всех качеств и способно­стей должно осуществляться с учетом требований, предъявляемых к организму человека спортивным плаванием. В качестве основных тренировочных средств используются общеподготовительные, отда­ленные по характеру от предполагаемых соревновательных. Во второй половине этапа предварительной подготовки в тренировку включаются и специально-подготовительные упражнения, приближенные по осо­бенностям воздействия к соревновательным.

Для тренировки на этапе предварительной подготовки характерны длительный подготовительный период и непродолжительный соревно-иательный.

Этап начальной специализации.Основная цель этого этапа, продолжительность которого колеблется в пределах 2—3 лет, — )аложить полноценный фундамент для успешной специальной трени­ровки на последующем этапе. Это осуществляется путем повышения разносторонней функциональной подготовленности юных пловцов и овладения ими разнообразными двигательными навыками и умениями.


Особое внимание обращается на овладение техникой плавания всеми способами и важнейшими элементами этих способов. Такой подхо/i соответствует 'основной задаче подготовки на этом этапе и одноврс менно позволяет в значительной мере гарантировать исключег ошибок при окончательном выборе спортивной специализации.

Удельный вес средств специальной подготовки на этапе началы специализации относительно невысок. Однако соотношение среде общей и специальной подготовки не является постоянным протяжении всего этапа — оно планомерно изменяется в сторс увеличения доли средств специальной подготовки.

Этап подготовки к высшим достижениям.Нижней границей этой этапа обычно является возраст 13—15 лет. Однако возможны и откло­нения, во многом зависящие от пола и специализации пловца, а также о i сроков начала регулярных занятий плаванием. Верхняя возрастил граница определяется многими факторами и колеблется в широком диапазоне, достигая в отдельных случаях 25 и более лет.

Цель тренировки на данном этапе — достижение наивысг. спортивных результатов. Это обусловливает стремление пловца основе технических, функциональных и психологических преобразов ний, являющихся следствием подготовки на предыдущих этапа достигнуть максимально доступного уровня развития физичесет технических и тактических навыков, соответствующих требования избранной специализаций.

На этом этапе наряду с достижением наивысших спортивных результатов ставится и цель наиболее длительного их сохранения.

Этап подготовки к высшим достижениям характеризуется рядом специфических черт. Так, существенно возрастает объем выполняемой тренировочной работы, который у сильнейших пловцов может достигать 1200—1400 час. в год. Суммарный объем плавания может быть увеличен до 1500—3500 км в течение года. Значительно возрастае i доля специально-подготовительных и соревновательных упражнений при относительной стабилизации или незначительном увеличении уп­ражнений общеподготовительного характера. Это обусловлено необхо­димостью развивать все специфические качества и способности, определяющие достижение высоких результатов в спортивном плава­нии. Резко возрастает объем соревновательных упражнений, которые становятся одним из действенных факторов подготовки, определяющих наличие соревновательного опыта и становления тактического мастер­ства спортсмена.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.