XI. 6.2. Соревновательный метод
Типичный пример использования соревновательного метода — н'ревнования в плавании на лучший результат, выраженный временем (роплывания дистанции.
Положительные стороны этого метода: психологическая атмосфера
соревнования и стремление одержать победу над соперник» обеспечивают высокий уровень мобилизации сил и возможное занимающихся, помогают преодолевать усталость, содействуют вое »танию воли к победе, способствуют психологической подготовк соревнованиям, повышают эмоциональность занятий.
Недостатки данного метода: внимание занимающегося сосредо чивается на достижении наиболее высокого результата, на победе I соперником, поэтому он тренируется с максимальной интенсивность! перестает следить за правильностью выполнения движений и дыхан чередованием напряжения и расслабления мышц и др., в результате ч| возникают рецидивы ошибок в технике плавания и могут появитМ новые ошибки и недостатки, которые потом станут привычными flj занятий с большой интенсивностью; кроме того, при занятиях большой интенсивностью, характерной для соревнования на лучш| результат, быстрее наступает утомление, которое тоже мож( привести к возникновению недостатков в стиле пловца; этО I утомление приведет к тому, что объем работы в уроке снизится.
В связи со сказанным выше не следует при обучении плаванию Hi вичков злоупотреблять соревнованиями на лучший результат, i лучшее время. Можно широко использовать соревновательный мето организуя соревнования на лучшее выполнение движения (в баллах), mi на то, кто проплывет отрезок дистанции с меньшим количество циклов движений, или на то, кто наиболее точно выполнит задание проплывание определенного отрезка дистанции в заранее назначен^ время, или на то, у кого продвижение по дистанции будет более рае мерным. Соревнования подобного рода полезно проводить не\той при обучении новичков, но и при тренировке пловцов-разрядников
XI. 6.3. Игровой метод
Положительные стороны этого метода: использование различи! игр и развлечений в воде, как уже отмечалось, значительно повыш. эмоциональность занятий плаванием, делает их более интересными увлекательными, что особенно важно при работе с детьми; увлечсии игрой способствует преодолению усталости, страха перед водой и др игры содействуют воспитанию коллективизма и товарищества, i необходимость придерживаться правил игры создает условия щ воспитания дисциплинированности.
Недостатки данного метода: как указывалось в предыдущей глин? занимающиеся, увлекшись игрой, могут перестать следить за ifl вильным выполнением плавательных движений и допустить оши(> и которые со временем становятся привычными; трудно дозировЛ нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями каждого Hi занимающихся.
Поэтому сюжеты и правила игры нужно, разрабатывать так, чтеш они обеспечивали выполнение задач данного урока по обучеяИ нужным элементам техники плавания и развитию тех или ипМ1 физических возможностей занимающихся. Игры можно широж
i и. пользовать и с целью разносторонней плавательной подготовки (.псфтсменов-пловцов, и для освоения новичков с водой.
Сюжеты и правила игры должны соответствовать возрастным i ихологическим особенностям занимающихся' в группе.
XI. 7. УРОК ПО ПЛАВАНИЮ
Период начального обучения длится несколько недель или месяцев, мортивное совершенствование (тренировка) может продолжаться иогие годы. Но и в том, и в другом случае занятия проводятся по зара-с составленным программе и рабочему плану. В программе указыва-гся цели и задачи курса обучения и тренировки. В программе курса ренировки цели и задачи могут планироваться и по годам, и по шугодиям учебно-тренировочного процесса.
И обучение и тренировка, как отмечалось выше, представляют |(юй целостные процессы, структурными элементами которых шяются уроки (учебные занятия и тренировочные занятия). На новании программы или годичного плана тренировки составляются иючие планы обучения плаванию или рабочие планы на определенный риод тренировки. В этих планах указываются общее количество оков (занятий), количество их в неделю и основные конкретные дачи каждого урока.
При тренировке пловцов-разрядников на основе общего группового тна разрабатывается для каждого спортсмена индивидуальный план 1>снировки.
Как уже отмечалось выше, уроки органически связаны между собой, аждый из них базируется на предшествующем и готовит занимающихся к последующему уроку. Последовательно решая частные задачи нждого урока, преподаватель и занимающиеся достигают выполнения дач и цели всего урока обучения (тренировки).
Каждый урок должен строиться и проводиться так, чтобы занятия нособствовали решению всех задач учебно-воспитательного процесса, ю же время в каждом уроке решаются определенные конкретные, стные задачи курса обучения (тренировки): ознакомление с техникой 1 мвания определенным способом; закрепление навыков в определенных движениях; устранение недостатков в стиле пловца; содействие jm шитию тех или иных физических качеств (силы определенных групп м.\шц, выносливости, быстроты и др.); содействие психологической (дготовке пловца к участию в соревнованиях и т. д.
В соответствии с частными задачами урока подбирается комплекс
иражнений и определяется методика проведения занятия.
Каждый урок должен быть направлен на решение задач
шственного воспитания занимающихся и укрепления их здоровья.
ни задачи всегда относятся к числу основных в уроке, но обычно не
н.пываются при перечислении его частных задач.
Длительность урока зависит от его задач и от подготовленности занимаю щихся и может быть от 45—60 мин (при занятиях с новичками) р> 90—150 мин (при тренировке пловцов-разрядников).
Хотя уроки различаются по их направленности и длительности, все
>
они могут строиться по следующей примерной схеме: подготовите часть, основная часть, заключительная часть.
Длительность частей урока зависит от общей продолжительное* урока, его задач, температуры воды и воздуха и от подготовлешкн pj занимающихся. Обычно подготовительная часть занимает 20—-^Ш времени урока (в отдельных случаях до 50%), основная — около 70% 1 отдельных случаях около 40%), заключительная — около 10%.
Подготовительная часть. Ее задача — организовать занимающих» и подготовить их к выполнению относительно сложных и трудны» упражнений основной части урока. В подготовительную часть входЯпостроение и перекличка занимающихся; объяснение задач урока; ЬбцДи методические указания; упражнения, направленные на подготовку I выполнению упражнений основной части урока; построения и перестЗИения; общеподгот*овительныё и подводящие упражнения на сущеразминка в воде.
При обучении новичков на первых уроках все упражнения в вояотносятся к основной части урока.
Основная часть. В нее входят все упражнения, направленные щ решение конкретных задач урока, а также те общеподготИ вительные и подводящие упражнения, которые выполняются непосро! ственно перед этими основными упражнениями. i
Заключительная часть. Ее задача — постепенное снижени функционального возбуждения организма и подготовка занимающим» к той деятельности, которая предстоит им после окончания уроы В этой же части урока подводятся его итоги, даются домашние задании Структура урока по плаванию приводится в главе XV.
Глава XII МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ \
Для того чтобы научиться плавать, не нужно обладать особым! качествами (значительной силой, выносливостью, ловкостью и дрДНаходясь на суше, любой человек может очень быстро научитми воспроизводить плавательные движения. Однако в воде новичир приходится затрачивать немало усилий и времени, чтобы научитьш плавать. Это обусловлено тем, что человек, попадая в новую для Hflflводную среду, лишается привычной твердой опоры. Вода сковывавдвижения новичка и в то же время ускользает, когда он хочет на нее < ни реться. К тому же ему приходится принимать непривычное (для рабо i м на суше) горизонтальное положение. Те двигательные навыки, котором приобретены им на суше, не могут быть использованы при движениях { воде, а иногда даже мешают правильно выполнять плавательиМ! движения. Поэтому подавляющее большинство людей оказывается мН состоянии сразу правильно воспроизвести плавательные движения, Щ приходится изучать, расчленив на части, элементы. Да и эти отдельны! плавательные движения осваиваются не сразу, а только после освосшИ еще более простых и доступных подводящих упражнений.
Обучение плаванию проводится, как правило, целостно-раздельный
методом. Сначала у обучаемых создают ясное представление о том, как выполняются движения при плавании, (демонстрация и объяснение тех способов плавания, которым они будут обучаться), и о тех подготовительных упражнениях, которые они будут выполнять в процессе обучения. Затем они осваивают подводящие упражнения и отдельные плавательные движения, которые постепенно объединяются в комплекс движений, выполняемых при плавании.
Обучение можно считать законченным тогда, когда обучающиеся научатся уверенно выполнять плавательные движения.
Обучение плаванию проводится по такой примерной схеме:
1. Ознакомление с техникой тех способов плавания, которые будут изучаться: демонстрация плавания этими способами, объяснение техники плавательных движений и последовательности работы над усвоением техники плавания, демонстрация и объяснение назначения и техники выполнения подготовительных упражнений.
2. Освоение упражнений в воде — выполнение разнообразных простейших упражнений в воде, в том числе упражнений с опорой о дно пли стенки бассейна, упражнений с поддерживающими средствами и др.
3. Обучение отдельным плавательным движениям с. использованием подводящих упражнений на суше (движениям, при которых имитируются движения в воде) и в воде, в том числе упражнений с использованием различных поддерживающих средств.
4. Обучение сочетанию отдельных плавательных движений.
5. Обучение всему комплексу плавательных движений, сочетанию всех этих движений, обучение плаванию изучаемым способом.
6. Устранение недостатков в технике плавания, закрепление навыка в плавании данным способом.
На эффективность обучения влияют факторы:
1. Индивидуальные особенности обучаемого (его телосложение, физические возможности, психологические особенности, особенности деятельности центральной нервной системы и др.). Эти индивидуальные особенности у различных людей формируются отчасти как наследственные, отчасти под влиянием жизни и деятельности человека до начала занятий плаванием.
2. Условия занятий (глубина воды и характер поверхности дна, температура воды и воздуха, наличие специального инвентаря и оборудования).
3. Отношение обучаемых к занятиям, их целеустремленность, сосредоточенность, активность (это отношение во многом зависит от методики обучения и педагогического искусства преподавателя).
4. Методика обучения, ее соответствие контингенту занимающихся и конкретной целевой направленности курса обучения плаванию.
Методика начального обучения плаванию в свою очередь определяется:
1) особенностями контингента занимающихся;
2) условиями занятий;
3) временем, отведенным на курс обучения;
4) целевой направленностью (основной задачей) курса обучения плаванию.
7—672
Эти факторы Должны учитываться при решении таких узловых вопросов методики обучения плаванию, как:
а) выбор способа плавания, с которого следует начинать обучение;
б) последовательность обучения различным способам плавания;
в) определение конкретных комплексов подготовительных и подво дящих упражнений;
г) распределение времени в курсе обучения на последовательное решение задач, перечисленных в примерной схеме обучения плаванию (при составлении учебных и рабочих планов);
д) определение удельного веса различных методов преподавания и организации занятий (словесное разъяснение, наглядная демонстрация, игровой и соревновательный методы организации выполнения заданий, и др.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|