Сделай Сам Свою Работу на 5

I. 3. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ I. 3.1. Классификация





В соответствии с принятой классификацией различают: плавание (спортивное, прикладное), игры и развлечения в воде, синхронное плавание, водное поло, прыжки в воду, подводный спорт.

Спортивное плавание характеризуется преодолением соревнова­тельной дистанции без специальных приспособлений с использованием техники движений, регламентированной правилами соревнований.

Соревнования по спортивному плаванию проводятся по видам (эстафетное, комплексное плавание, плавательное многоборье), дистан­циям и способам плавания и регламентируются правилами.

Соревнования проходят в бассейнах (25 и 50 м) на дистанции от 50 до 1500 м, а также на открытой воде — на разные расстояния (от 500 м до 25 км). В соревнованиях применяются спортивные способы плавания — кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй (дельфин).

В комплексном плавании спортсмен преодолевает дистанцию, применяя четыре способа — баттерфляй (дельфин), кроль на спине, брасс и кроль на груди. В эстафетном плавании (4 х 100 м, 4 X 200 м вольным стилем, 4 х 100 м комб.) участвуют 4 пловца, каждый из которых проплывает одинаковый отрезок (100 или 200 м), применяя в комбинированной эстафете определенный способ плавания (соответственно первый этап — кроль на спине, второй — брасс, третий — баттерфляй (дельфин), четвертый — кроль на груди), j




В соревнованиях в отдельных видах плавания разыгрываются дистанции:

Вольный стиль — 50, 100*, 200*, 400* м (мужчины и женщины), 800 м*

(кроль на груди) (женщины), 1500 м* (мужчины)

Брасс, кроль на спине, — 50, 100*, 200* м (мужчины и женщины) баттерфляй (дельфин)

Комплексное плавание — 200, 400* м (мужчины и женщины) Эстафетное плавание — 4 раза по 100 м — вольный стиль (мужчины и жен­щины*), 4 раза по 200 м* — вольный стиль (мужчи­ны), 4 раза по 100 м* — комбинированная эстафета ' (мужчины и женщины). Примечание. Звездочкой помечены дистанции, разыгрываемые на олимпийских играх.

К спортивному плаванию в ряде случаев относят и массовые про­плывы в естественных водоемах, которые подразделяются на дистан­ционные, эстафетные и звездные. Дальние проплывы чаще всего устраиваются на естественных водоемах. Этот вид плавания имеет большое агитационно-пропагандистское значение.



Прикладное плавание — спасание тонущих, ныряние в длину и глубину, а также преодоление водных преград с помощью поддержива­ющих средств или без них (плавание в одежде, снимание одежды в воде, транспортировка вплавь различных предметов и др.).

Игры в воде широко используются в занятиях с детьми. По педаго­гической направленности эти игры подразделяются на:

1) игры, направленные на ознакомление с водной средой;

2) игры, способствующие овладению техникой спортивного плава­ния и совершенствованию в ней;

3) игры, направленные на повышение уровня общей физической подготовленности;

4) игры с целью усвоения элементов прикладного плавания;

5) игры с элементами водного поло;

6) игры, помогающие освоить технику простых прыжков в воду.
Развлечения в воде (индивидуальные и групповые) являются

разновидностью игр, в которых отсутствует соревновательный эле­мент. Это упражнения в воде на мелком месте, плавание с препятствия­ми и усложнениями. Специально сооруженные приспособления (горки, вращающиеся барабаны и др.) позволяют разнообразить развлечения в воде, что повышает эмоциональность занятий, особенно с детьми. .

Синхронное плавание подразделяется на сольное и групповое. Оно включает обязательную и произвольную программы. Движения оцениваются в баллах. Произвольная программа выполняется под музыку. В основе синхронного плавания лежат индивидуальные упражнения, групповые перестроения, групповые упражнения, построе­ние пловцами различных фигур.

Водное поло — командная спортивная игра, требующая от спортсменов высокого уровня плавательной подготовленности и уме­ния владеть мячом на,воде. Полем для игры служит ограниченный участок водной поверхности размером 20 х 30 м (или бассейн меньших размеров). Ворота (90 см х 3 м) устанавливаются посередине лицевых линий. Для участия в игре заявляются по 11 человек от каждой коман-




ды, а непосредственно в игре участвуют по 7 человек, которые могут заменяться согласно правилам соревнований. Продолжительность игры — 20 мин чистого времени, разделенного на четыре периода, по 5 мин каждый, с 2-минутными перерывами для смены ворот. Цель игры — добиться преимущества в количестве мячей, забитых в ворота противника.

Прыжки в воду — вид спорта, требующий высокой координации движений, имеющий большое спортивное и прикладное значение. Прыжки в воду подразделяются на спортивные, выполняемые с трам­плина (1 м и 3 м) и вышки (5 м и 10 м), и неспортивные (учебные, при­кладные, групповые и комические).

Подводный спорт - вид спорта, связанный с плаванием под водой и использованием специального снаряжения и оборудования: дыха­тельного аппарата со сжатым воздухом, ласт, маски или очков. При выполнении упражнения «плавание в ластах» используются ласты (моноласты), маска (очки), дыхательная трубка. Подводный спорт делится на три вида: 1) скоростной; 2) подводное ориентирование; 3) спортивная подводная стрельба.

Скоростной вид включает следующие разновидности упражнений: а) подводное плавание на 100, 400, 800 м (мужчины); б) плавание в ластах на 100, 200, 400, 800, 1500 и 1850 м; эстафеты — 4х 100 м и 4 X 200 м; в) ныряние в ластах в длину на 50 м; г) дальние проплывы на открытой воде (рекорды не регистрируются). У юношей и девушек (до 17 лет): а) плавание в ластах на 100, 200, 400, 800 м, эстафе­та 4 х 100 м; б) ныряние в ластах в длину на 15 м (девушки) и на 25 м (юноши).

Подводное ориентирование включает пять про­грамм: а) ориентиры; б) «звезда»; в) «слалом»; г) «зоны»; д) «угол». При выполнении упражнений, входящих в программы, учитывается время, затраченное на прохождение всей дистанции, и используются дыхательные аппараты, ласты (моноласты), маска, гидрокостюм, нож, приборный узел, средства поиска, сигнальный буй с буйрепом и другие снаряжение и оборудование.

В подводном ориентировании соревнования проводятся на
дистанциях, описанных в приложении к Единой всесоюзной спортивной
классификации. ,

Спортивная подводная стрельба включает следующие упражнения:

— стрельбу под водой по неподвижным мишеням;

— стрельбу под водой по движущимся мишеням;

— стрельбу по движущимся целям (рыбам);

— пулевую стрельбу из малокалиберного пистолета (в тире) на суше—МП-1.

При выполнении перечисленных упражнений применяется следую­щее снаряжение: гарпунное ружье, ласты, перчатки, маска (очки), дыхательная трубка, пояс с Грузом, гарпуны, ножи, подводный фонарь, часы, глубиномер, спасательный жилет.

8 ,


I. 3.2. Терминология

Терминология — это система специальных наименований (терми­нов), необходимых для краткого обозначения определенных понятий; это профессиональные выражения, применяемые в определенной сфере деятельности. Терминология облегчает общение между специалистами и др. Различают научную и бытовую терминологию. Применение научной терминологии повышает качество обучения и тренировки в спорте.

Обозначение положений и движений, совершаемых туловищем и конечностями

Движения человека выполняются в трех взаимно перпендикулярных плоскостях (рис. 1): сагиттальной у—у, делящей тело на правую и левую части; фронтальной х - х, делящей тело на переднюю и зад­нюю части; горизонтальной х - у, делящей тело на верхнюю и нижнюю части. В соответствии с этим различают и три взаимно перпендикулярные оси: сагиттальную (передне-заднюю), фронтальную (поперечную), вертикальную. При горизонтальном положении тела система оказывается повернутой на 90°, в силу чего: вертикальная ось тела z — z располагается горизонтально (z1— z1), поэтому удобнее называть ее продольной; сагиттальная ось у - у .становится верти­кальной (у1 y1) и ее называют передне-задней; фронтальная ось х - х становится поперечной (x1-x1)и ее называют поперечной.

Продольная, поперечная и передне-задняя оси могут относиться и к каждой конечности. Три типа основных движений вокруг этих осей обозначаются так:

1. Сгибание и разгибание — движения вокруг поперечной оси тела
или сустава. При сгибании концевые части конечностей приближаются
друг к другу или к туловищу, при разгибании — удаляются.

2. Отведение и приведение — движения вокруг передне-задней
(сагиттальной) оси во фронтальной плоскости, причем движение в
сторону от сагиттальной оси называется отведением, а противопо-­
ложное — приведением. Например, наклон туловища в сторону есть
отведение, возвращение в исходное положение — приведение.


3. Повороты или вращения — движения, совершаемые вокруг продольной оси тела (или конечности). При обозначении вращений в суставах конечностей эти движения принято называть супинацией (вращение наружу) и пронацией (вращение внутрь).

Обозначение положения тела пловца по отношению к направлению его продвижения

При описании техники плавания не всегда удобно пользоваться анатомической терминологией. Например, термин «вперед» обычно обозначает движение в сагиттальной плоскости в сторону груди, термин «вверх» — движение вдоль вертикальной (продольной) оси тела и т. д. При горизонтальном положении тела пловца эти термины приобретают иной смысл: словом «вперед» обозначается движение в сторону направления продвижения пловца по дистанции, словом «назад» — движение, противоположное направлению продвижения пловца. Термины «вверх» и «вниз» сохраняют свое значение по отношению к земной поверхности. Термином «в сторону» обозначается движение в горизонтальной плоскости от продольной оси тела.

Положение тела пловца в воде характеризуется положением его продольной оси по отношению к направлению продвижения пловца. Эти две линии образуют угол, называемый углом атаки. Если передний конец линии, образующей продольную ось тела, отклонен вверх по отношению к направлению движения пловца, то угол атаки называется положительным, а при отклонении переднего конца вниз— отрица­тельным.

Название движений верхними и нижними конечностями

При анализе и описании спортивной техники пловца применяются следующие термины:

Цикл движений — периодически повторяющееся одно законченное движение руками и ногами (рис. 2). -

Фаза — длительность отдельной части цикла, ограниченной моментом существенного изменения движений конечностей.

Темп —количество циклов, выполненных в единицу времени.

Ритм — соотношение длительности фаз в цикле.

Шаг — расстояние, проплываемое спортсменом за один цикл.

Полный цикл движений любой конечностью можно разделить на две основные части — рабочие движения (гребки) и подготовительные движения. При гребке конечность движется назад по отношению к направлению движения пловца. При этом в различных фазах гребка она может одновременно перемещаться или вниз, или вверх, или строго назад. Характерным признаком подготовительных движений являются движения конечности вперед. При более детальном анализе движений конечностями выделяют еще две фазы — переход от рабочих движений к подготовительным и наоборот.


Некоторые специфические термины, применяемые при описании техники плавания

Опорная реакция — сила сопротивления, возникающая на гребущих конечностях в результате их движения в воде.

'Сила тяги — равнодействующая сил, возникающих на гребущих конечностях, совпадающая с направлением движения тела пловца.

Общий центр тяжести тела (о. ц. т.) — точка приложения равнодействующей сил тяжести всех звеньев тела.

Общий центр объема тела (о. ц. о.) — точка приложения выталкивающей силы при погружении тела в воду.

I. 4. ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ, ПРИКЛАДНОЕ, СПОРТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЛАВАНИЯ И ВЛИЯНИЕ ЕГО НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Все виды спорта в какой-то степени дополняют друг друга при фо­рмировании прикладных навыков, но ни один из них, за исключением плавания, не может подготовить человека к действиям в воде.

Плавание — жизненно необходимый навык. Для многих- профессий (моряки, рыбаки, геологи, ирригаторы и др.) плавание тесно связано с трудовой деятельностью. Умение плавать обязательно для всех военнослужащих.

Плавание — один из самых популярных видов спорта. Соревнова­ния по плаванию регулярно проводятся в коллективах физкультуры, школах, пионерских лагерях. Ежегодно организуются первенства районов, городов, республики, Советского Союза. Плавание включено в программу соревнований Спартакиад народов СССР.

Почти во всех странах мира проводятся национальные первенства по этому виду спорта. Организуются первенства и чемпионаты мира по плаванию. Оно входит в программы Всемирных студенческих игр (Универсиад).


По числу золотых медалей, разыгрываемых на олимпийских играх, плавание находится на втором месте после легкой атлетики. В нем разыгрывается 26 медалей.

Плавание является неотъемлемой частью подготовки спортсмена в водном поло, подводном спорте, синхронном плавании, прыжках в воду, современном пятиборье, гребле, парусном спорте, парашютном и ряде других.

Хорошо известно благотворное влияние плавания на организм человека, его состояние.

Для понимания воздействия физических упражнений в воде на человеческий организм и правильного их применения необходимо знать специфические особенности плавания.

Первая из них заключается в том, что человек находится и произво­дит движения в необычной для себя среде — воде, свойства которой (теплоемкость, теплопроводимость, вязкость, плотность и др.) во многом определяют характер воздействия на организм. Так, простое погружение в воду вызывает изменение терморегуляторных процессов, что способствует закаливанию организма. Вследствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, расходуется в несколько раз больше энергии (в зависимости от g температуры воды и скорости плавания). В целом это способствует" достижению оптимального веса тела, оптимального соотношения в нем активной (мышечной) и пассивной (жировой) тканей. Раздражая весь комплекс рецепторов тела, вода оказывает стимулирующее, управляю­щее воздействие на центральную нервную систему. Дополнительная нагрузка, равная в среднем 12,5 кг, которая приходится на грудную клетку при погружении тела в воду (при передвижении она возрастает до 20 кг), стимулирует развитие дыхательных мышц, подвижность грудной клетки, увеличение ее размеров и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Высокие показатели ЖЕЛ (6500 см3 и больше) характерны, как правило, для пловцов, которые начали заниматься плаванием в детском возрасте. Годовой прирост ЖЕЛ у пловцов в возрасте 9^-15 лет колеблется от 300 до 1100 см3 и значительно превышает средние величины ЖЕЛ у детей, не занимающихся плаванием.

Второй характерной особенностью плавания является то, что тело в воде не имеет твердой опоры. Такое положение значительно увеличивает его двигательные возможности и содействует их развитию. Например, у квалифицированных пловцов отмечается высокий уровень подвижности основных сочленений туловища и конечностей. Показа­тель суммарной подвижности суставов у пловцов значительно выше, чем у спортсменов других специализаций. Действие мышц при отсутствии твердой опоры (когда преобладает динамический режим сокращения) способствует более длительному сохранению эпифизарных хрящей в костях конечностей, а, следовательно, и продолжению роста тела пловца в целом.

Занятия плаванием гармонически развивают основные качества — силу, быстроту, ловкость, выносливость.

Третья особенность заключается в относительной невесомости тела в условиях водной среды. Вес тела человека нейтрализуется выталкива-


ющей силой воды. Взвешенное состояние тела в воде разгружает опорно-двигательный аппарат от статической нагрузки и способствует правильному процессу физического формирования человека. Создаются условия для коррегирования нарушенной осанки, для восстановления двигательных функций, утраченных вследствие травм, и для предупреждения их последствий.

Четвертой особенностью, определяющей характер влияния плава­ния на организм, является горизонтальное положение тела при выполнении плавательных движений. Такое положение тела, цикличе­ские движения, связанные с чередующимся сокращением мышц, давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела — все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работу. Поэтому плавательные упражнения при соответствующей дозировке допустимы для лиц с ослабленным сердцем и могут использоваться как одно из средств укрепления и развития сердечно-сосудистой системы.

Вместе с тем у квалифицированных пловцов под влиянием тренировки происходят положительные сдвиги в строении и функции сердечно-сосудистой системы. Так, увеличиваются сила и, объем сердечной мышцы, в покое отмечается брадикардия (45—50 сокращений сердца в 1 мин), возрастают систолический объем сердца, пауза абсолютного покоя мышц сердца в сократительном цикле. Однако во время нагрузки частота сердечных сокращений может достигать 200 ударов в 1 мин, минутный объем крови с 4—5 л в покое доходит до 40 л, значительно превышая возможности сердечной мышцы у лиц, не занимающихся спортом.

Указанные выше особенности способствуют глубокой положи­тельной морфологической и функциональной перестройке всех систем, организма, что возможно при использовании плавания как вида спорта, имеющего также оздоровительно-гигиеническое и лечебное значение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.