Сделай Сам Свою Работу на 5

Органы чувств и сенсорные системы, используемые мастерами каратэ-до





Старые мастера добивались выдающихся успехов в Марсиальских (обрядовых) искусствах, в том числе и в каратэ-до, потому что использовали в борьбе все органы чувств и сенсорные системы своего организма.

Разберем, какие и для каких целей использовали они чувства и ощущения.

Зрение (используются два состояния глаз).

Внимательный взгляд: обращен на отвлекающий элемент совершаемой комбинации. При этом противник виден боковым зрением, прицеливание для нанесения удара производится мельком, удар не сопровождается взглядом, в момент касания взгляд переносится на удар. Это делается для того, чтобы не выдать взглядом готовящийся удар.

Неопределенный взгляд: глаза неподвижны, взгляд напоминает взгляд пьяного человека, что достигается прижатием языка к небу. Язык имеет непосредственные нервные связи с глазами. Движение глаз передается языку и наоборот. Старые мастера говорили, что они закрывают вход в душу языком. При таком взгляде нельзя определить по глазам начало движения, что очень важно в ближнем бою, так как из-за короткой дистанции невозможно следить за руками и ногами противника. Кроме того, зрение позволяет видеть вдох противника, который производится перед ударом или прыжком. Вдох — то движение противника, по которому можно прочесть, какой будет удар, если противник не знает обманных движений и не прячет свой удар (не следует принципам каратэ-до).



Неопределенный взгляд не фокусируется на конкретном действии противника, а позволяет видеть все сразу. Отчетливо отмечаются лишь быстро движущиеся части тела противника. В результате можно одновременно видеть и обманные движения и настоящую атаку, если удар не спрятан за телом, руками и т.д. и попадает в поле зрения.

Слух. Приведем следующий пример: выходит мастер кэн-до (фехтования на мечах) с большим двуручным мечом. Против него — мастер каратэ-до. Мастер кэн-до вращает меч с молниеносной быстротой, в воздухе видна сплошная восьмерка, готовая разрубить противника пополам. В момент атаки безоружный боец наклоняется, складываясь пополам, и уходит от меча. Кажется, в согнутом положении он не может видеть того, что происходит над ним. Но стоит противнику изменить горизонтальное движение меча на вертикальное, и мастер каратэ-до уходит в сторону за миг до этого, меч снова рубит воздух. У зрителей создается впечатление, что они видят ловко отработанный трюк, а не борьбу двух мастеров. На самом деле трюка нет.



Меч в среднем весит 1,5 кг. При горизонтальном движении по траектории восьмерки слышен определенный ритм дыхания. Сгибаясь, мастер каратэ не видит меча, но слышит ритм дыхания противника. При изменении траектории меча с горизонтальной на вертикальную происходит и смена ритма дыхания. Причем ритм дыхания меняется раньше, чем меч выходит из прежней траектории. Итак, зная это и зная технику владения мечом, мастер каратэ-до чувствует себя уверенно. Слышать можно и резкий вдох противника и предотвратить нападение.

Осязание: при натяжении кожи на ладони за счет сильного разжатия пальцев повышается чувствительность кожи к тепловым изменениям среды. Этот эффект используется матерами айки-до и каратэ-до следующим образом: вооруженный палкой или железным прутом противник становится на расстоянии двух шагов от мастера каратэ-до. Оба закрывают глаза, и вооруженный противник наносит удар с шагом вперед. В последний момент мастер уходит от удара, хотя у него могут быть заткнуты и уши. Напряжение мышц противника излучает биополе, которое можно почувствовать в спокойном, сосредоточенном состоянии. Оно проявляется в смутном ощущении опасности, но это чувство не совсем объективно, потому что противник может не делать движения, а просто напрячься перед ударом.

Главное здесь — осязание. Обороняющийся выставляет вперед правую руку ладонью вниз, приблизительно под углом в 15° от тела, кожа ладони натянута пальцами. Левая рука поднята вверх, кожа натянута. Нападающий делает взмах, за палкой устремляется поток воздуха, который охлаждает ладонь правой руки. Охлаждение говорит о том, что произведен взмах палкой, это сигнал для ухода в сторону. Левая ладонь служит для сравнения ощущений, так как ее не обдувает ветер при замахе. Так непостижимое становится понятным.



И. М. Сеченовым был открыт новый вид чувствительности: суставно-мышечное чувство, чувство положения и движения конечностей. Закрыв глаза, человек совершенно точно может сказать, в каком положении находятся у него конечности, согнуты или разогнуты крупные суставы, пальцы. Рецепторы суставно-мышечного чувства называются проприорецепторы (собственный— лат.). К ним сейчас относят и вестибуло рецепторы органа равновесия во внутреннем ухе. Этот вид чувствительности позволяет при хорошей отработанности движений не прослеживать их взглядом, делая движения менее заметными для противника.

Во внутренних органах находятся многочисленные интерорецепторы, улавливающие тончайшие изменения во внутренней среде организма. Имеются рецепторы, реагирующие на изменения в химическом и газовом составе крови — хеморецепторы; в осмотическом давлении крови — осморецепторы; в температуре — терморецепторы; в объеме крови, притекающей к левому предсердию — волюмрецепторы; механорецепторы, реагирующие на давление и растяжение органа. Большое количество рецепторов имеется в слизистых оболочках, пищеварительном тракте, в стенках кровеносных сосудов и других органах.

Многие из них недостаточно изучены. Замечено, что если человек приходит в компанию, где царит атмосфера настороженности, встревоженности, то эти чувства передаются и ему.

Мастера каратэ-до, занимаясь медитацией, развивали в себе чувства, которые помогали им определять эмоциональное состояние противника. Во время нервного возбуждения учащается дыхание, пульс. Соответствующие рецепторы выдают повышенный потенциал мышц сердца, и другие мышцы тоже усиленно работают, создают биополе, которое, воздействуя на рецепторы человека, развившего в себе в результате тренировок повышенную чувствительность, передают ему это возбуждение: оно передается его внутренйим органам, а от них сигнал поступает в мозг. Вот почему бытует выражение «чувствовать сердцем». Эти ощущения используются мастерами каратэ-до для определения опасности.

У человека есть и рецепторы, способные чувствовать магнитные поля Земли и Луны. В полнолуние мастера внутренних школ кун-фу, как они говорят, движутся на внутренней энергии Чи. На самом деле, у них сильно развиты рецепторы, реагирующие на магнитное поле. Эти рецепторы помогают правильно расположить тело по отношению к силовому магнитному полю Земли и подают сигнал определенным группам мышц. В результате человек движется без проявления эмоций, которые заметны при волевом действии. Со стороны кажется, что человек не чувствует напряжения собственных мышц, движения самопроизвольные, и невозможно определить, какой рукой или ногой он нанесет удар.

Мастера внутренних школ направляют всю силу в удар мгновенно, когда почти коснутся противника. Противнику же кажется, что такое слабое на вид движение не может нести реальной опасности, и он зачастую не замечает, как приближаются к нему рука или нога. Он не боится движения и в результате получает сильный удар.

Изучение функциональных проявлений органов чувств и сенсорных систем необходимо для лучшего понимания тэка (мастерских ката), представляющих собой набор оборонительно-контратакующих действий, в которых чувства играют решающую роль для достижения успеха.

Тэка

Тэка, в нашем понимании, это ката для мастеров (иная транскрипция — ката Тэкки). Тэка, в широком смысле, это еще и контрката: как Земля трансформирует энергию Неба в своих целях, так и тэка трансформируют энергию движения противника, используя его силу против него самого.

На первый взгляд, техника исполнения тэка не представляет большой трудности для исполнителя. Да, движения просты, но задачи, возложенные на эти движения, грандиозны, и на их освоение требуется чуть ли не вся жизнь. Тэка не только поднимают человека на ступень выше во владении своим телом, но и развивают все чувства и сенсорные системы организма, дисциплинируют эмоции.

Тэка — это гармоничный синтез обороны и контратаки. Используемые в технике тэка уходы в сторону по отношению к атаке противника дают возможность, не отходя от противника далеко, ставить его в неудобное положение и контратаковать сериями ударов. Эти серии ударов позволяют развивать большую быстроту исполнения за счет рациональности движений. И, кроме того, обеспечивают большую безопасность, так как рука, возвращающаяся после удара, формируется в защитное действие. А если рука в это время наносит удар из определений серии, то и этим достигается предохранительный эффект.

Тэка дают возможность эффективно вести борьбу с теми, кто овладел пятью ученическими ката, а также с противником, который решительно и безоглядки атакует вас. Тэка можно назвать высоким искусством отражения решительных атак.

Первое движение тэка, как правило, направлено на борьбу с «зеркальным эффектом» («рефлексом цели») или позволяет спокойно дождаться приближения противника, даже если он не использует «зеркального эффекта» Тэка универсальны, их элементы легко сочетаются друг с другом.

Тэка Хэи-ан являются синтезом звериных атак, как и канонические ката, но только служат целям обороны и контратаки. Многие же китайские тэка сохранили строгую принадлежность к какой-либо одной «звериной школе». Янцзы, например, школе Тигра, ставшей основой при создании каратэ-до. Стилю этой школы присущи устойчивые, низкие стойки во время нанесения удара, что обеспечивает каратэ его мощь.

В каратэ-до высот мастерства добиваются лишь к концу жизни. Кажется очевидным, что старый человек не может сравниться с молодым в силе, быстроте реакции. Вдумайтесь, почему старец побеждает молодого и сильного? Прежде всего потому, что его движения подчинены строгой системе, на изучение которой он потратил жизнь. В нем развиты все чувства и сенсорные системы, он умеет этим пользоваться, он избавился от всего лишнего и на этом экономит время в своих движениях, с помощью рефлексов управляет противниками. Кроме того, у него огромный психологический перевес и знание жизни.

Разберемся, как же бороться с «зеркальным эффектом» («рефлексом цели»). Единственная возможность устоять против этого эффекта — занять свои руки одним из движений, которыми начинаются тэка. Перед этим ваш взгляд становится неопределенным, что позволяет скрыть свою контратаку, следующую после первого движения, кроме того, этот взгляд обеспечивает вам равномерное, целостное движение противника, а не его отвлекающие действия. В первом движении делается вдох, который избавляет вас от нервного напряжения и страха. Постарайтесь синхронизировать ваше первое движение с движением противника, это поможет вам не ошибиться в опережении противника при нанесении ему контрудара. И только в этом случае, когда ваш мозг занят целенаправленными движениями, вы убережетесь от «зеркального эффекта».

В тэка представлены наиболее эффективные и простые действия, необходимые вам для избавления от «зеркального эффекта». Но чтобы выполнять эти действия, нужна железная выдержка, уверенность в себе и спокойствие.

Чтобы добиться синхронности первого движения с движением противника, необходимо следить за его вдохом, так каквдох — предвестник движения. Важно ощутить состояние противника («степень возбуждения»), так как на логические умозаключения нет времени. Для этого надо стать «спокойной долиной», по выражению Фунакоси Гитина, то есть нужно прежде всего избавиться от своего душевного волнения, чтобы ощутить волнение противника или его сосредоточенность. Иначе собственное волнение заглушит сигналы волнения биополя противника, а это 110-120 мВ в состоянии сильного возбуждения, и почувствовать столь малый электрический потенциал на расстоянии очень трудно.

Конечно, тренировка в улавливании душевного состояния должна начинаться с визуального наблюдения за людьми, изучения внешних признаков волнения: покраснение, бледность, изменение мимики лица. Только после длительного наблюдения и сравнения со своими ощущениями можно за счет рецепторов внутренних органов мгновенно определить состояние противника, что необходимо для освоения тэка как метода защиты и контратаки. В бою тэка применяются отдельными комбинациями, как и ката. Смысл каждой комбинации дан в описании тэка.

Правила выполения тэка

1. После приветствия встаньте в юай (исходное положение), расслабьтесь, взгляд неопределенный. Ваш организм — синтез спокойствия и ощущения внешних раздражителей. Это позволит синхронизировать свои действия с действиями противника. Оставайтесь в этом положении 30 секунд.

2. Первое действие начинайте медленно, ускоряя его, старайтесь добиться синхронности с противником (противника нужно себе представлять каждый раз в разном психическом состоянии). Ваши контратакующие действия должны на долю секунды опережать удар противника. Свой удар нельзя сопровождать взглядом, вы должны полагаться на двигательные рецепторы. Лицо также не выдает удар, если он будет наноситься расслабленной рукой или ногой и лишь в конце произойдет напряжение всего тела. Выражение вашего лица при достижении цели ударом не играет роли, так как «читать» по нему противнику уже поздно.

3. Серии ударов выполняются за один выдох или во время крика (кэнсэй).

4. Время выполнения тэка — 8-10 секунд при полном соблюдении техники отдельных ударов и блоков. Переход от блока к удару должен быть незаметным, удары выполняются как бы произвольно, что делает их более незаметными для противника.

5. Во время исполнения старайтесь сделать переходы в сторону неожиданными для противника, что достигается резким переходом из стойки в стойку. Чем резче будет переход, тем лучше. Всем своим видом вы должны показать, что не сойдете с места, а потом резко отойти. Но чтобы доказать это противнику, вы должны и сами в это верить. Только артистическое вживание в образ вашего действия поможет вам ввести в заблуждение противника, а вам нужно обмануть его и его ощущения.

6. Там, где в тэка применяется «рефлекс цели», ваш взгляд снова должен стать живым, осмысленным, чтобы «помочь» противнику поверить в ваше движение.

Дополнения

к эмоциональному облику при выполнении тэка:

- для того, чтобы противник не смог по выражению лица понять ваши намерения, необходимо придать лицу отсутствующее выражение: слегка опустить нижнюю челюсть, расслабив жевательные мышцы, не открывая при этом рта.

К пункту 4:

- для того, чтобы удар был свободным и расслабленным, не ощутимым для противника во время движения ударной части к цели, необходим хороший двигательный навык, и тогда рука выполняет свои действия без участия сознания исполняющего. В этот момент сознание должно быть «выключено», потому что всякая мысль отображается на лице в виде определенного напряжения мышц, что подсознательно может чувствовать противник.

К пункту 5:

- для совершения наиболее быстрого перехода необходимо за мгновение до этого переменить положение ступней, так как именно положение ступней замедляет переход из стойки в стоику. Движение начинают тазом, синхронизируя с движением рук, для скорейшего ухода или смены стойки.

К пункту 6:

- кроме того, вы должны думать о вашем первом движении и считать, что оно главное, и вы уже добились цели, исполнив его. Это повысит вашу бдительность и поможет отразить атаку противника.

Летальные точки

1. 15-я Точка «управляющего сосуда»: Я-МЭНЬ.

Анатомическая локализация: на затылке, между 1 и 2 шейными позвонками.

Основное действие: повреждение шеи.

Дополнительное действие: на зрение, слух, желудок, гениталии.

2. 1-я точка «управляющего сосуда»: ЧАН-ЦЯН.

Анатомическая локализация: под нижней точкой крестца.

Основное действие: повреждение крестца и спинного мозга.

Дополнительное действие: на ректум и головной мозг.

3. 1-я точка «сосуда зачатия»: ХУЭЙ-ИНЬ.

Анатомическая локализация: промежность.

Основное действие: травма яичек.

Дополнительное действие: на органы малого таза и мочевой пузырь.

4. 25-я точка «управляющего сосуда»: ЖЕНЬ-ЧЖУН.

Анатомическая локализация: под носом.

Основное действие: повреждение мозга.

5. 23-я точка (бис) «управляющего сосуда».

Анатомическая локализация: между бровей.

Основное действие: повреждение мозга.

6.24-я точка канала почек (слева): ЛИН-СЮЙ.

Анатомическая локализация: 3 межреберный промежуток, слева на палец снаружи от края грудины.

Основное действие: травма сердца.

Дополнительное действие: почки.

7. 47-я точка канала мочевого пузыря: ЧЖИ-ШИ.

Анатомическая локализация: в задненаружной поясничной области, на уровне 3 поясничного позвонка.

Основное действие: повреждение почек.

Дополнительное действие: повреждение мочевого пузыря.

8. 14-я точка «сосуда зачатия»: ЦЗЮЙ-ЦЮЕ.

Анатомическая локализация: в подложечной области.

Основное действие: травма солнечного сплетения.

Дополнительное действие: на головной мозг.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.