Сделай Сам Свою Работу на 5

Правила употребления комбинаций из пяти ката в бою





А.Ю.Новожилов

Каратэ-до. Исследования.

(главы из книги мастера)

 

От автора

Толчком для публикации данной рукописи послужила новая волна интереса к каратэ-до, прокатившаяся по всей стране, выход этого вида единоборства из подполья. Вместе с тем, распространяющаяся у нас специальная литература носит, в основном, популяризаторский характер или затрагивает лишь технику каратэ. Но освещение и этого вопроса в большинстве случаев примитивное и неверное, так как техника — это воплощение идеи борьбы, чему, к сожалению, не уделяется должного внимания.

А. Новожилов.

 

Страх

Страх в поединках каратэ-до — частое явление, так как техника борьбы основана на повреждении или выводе из строя противника. Страх может возникнуть, даже если поединок спортивный, а удары хорошо контролируются.

Страх имеет две формы: постоянный страх (это болезнь нервной системы) и мгновенно возникающий в момент опасности. Нас интересует второе: стресс, возникающий в боевой обстановке и вызывающий напряжение скелетной мускулатуры и мускулатуры внутренних органов. В такие моменты часто перехватывает дыхание, а печень, например, может сократиться в два раза. С древних времен служители культа знали способ выхода из этого состояния: необходимо перекреститься и прочитать молитву, что избавляет от страха и галлюцинаций. (Освобождение от стресса).



С точки зрения физиологии высшей нервной деятельности это объясняется следующим образом: во время сотворения креста происходит волевое расследование скелетной мускулатуры. При чтении молитвы человек непроизвольно выдыхает воздух, а затем рефлекторно происходит вдох, в результате чего расслабляется гладкая мускулатура, снимаются спазмы с внутренних органов, и организм возвращается к нормальному функционированию. Вывод: чтобы избавиться от страха, необходимо выполнить движения руками и ногами и сделать глубокий вдох.

В каратэ-до для избавления от страха предусмотрено следующее: во время атаки на противника используется блок (движение руками) с шагом (движение ногами), вдох делается незаметный, но он растянут на все движения с блоком. Таким образом, уже в начале атаки атакующий приобретает спокойствие рефлекторно, далее следуют удар и короткий выдох (или крик — «кэнсэй») на конечную фазу удара.



Правила употребления комбинаций из пяти ката в бою

Каждый бой начинается с позиции. Наилучшая позиция та, в которой противник не мржет разгадать ваш замысел. Проще говоря, начинать надо из положения юай (исходного положения). Оно представляет собой следующее: ноги на ширине плеч, руки свободно вдоль тела, плечи опущены, взгляд навстречу противнику.

Но главное не в том, какое положение примут руки и ноги в момент боя, главное — выдержать в бою дистанцию, чтобы после первого широкого шага к противнику и выполнения блока, противник не имел возможности достать вас ударом руки или ноги, то есть расстояние должно быть таким, чтобы вы сделали два широких шага и могли нанести удар рукой или ногой. Находясь на этом расстоянии, вы вынуждаете противника бездействовать, в таком положении он может только наблюдать за вами и легко поддается воздействию «рефлекса цели». Если вы начнете быстрое и энергичное действие, противник, находясь в нервном напряжении, несмотря на то, что вы еще далеко, среагирует на ваше движение и тем расстроит свою способность сознательно защищаться, так как вы прячете свой удар до конечной фазы. Противник не может среагировать на такой удар, и вы добьетесь успеха. Поэтому всегда в бою старайтесь выдерживать расстояние, о котором говорилось выше.

После нанесения удара необходимо быстро отскочить от противника и занять исходное положение, так как если нанести удар, например, в солнечное сплетение, то спазм дыхания наступит только через 1-2 секунды, а за это время вам смогут нанести ответный удар. Если же вы увидели, что ваш противник потрясен ударом, необходимо провести новую атаку и сокрушить его.



Борьба с двумя противниками должна происходить следующим образом: вы кружите вокруг одного из противников и стараетесь победить его, второй в это время вынужден бездействовать, так как в погоне за вами ему будет мешать его же приятель.

 

Рис.1

 

Применяйте для своей атаки такое положение, чтобы второй противник был за спиной у первого. В этом положении второй противник не сможет повредить вашей атаке, а выведя из строя первого противника, у вас останется только второй, а значит — один.

Борьба с большим количеством противников предполагает следующее: вас окружили, начинайте действовать, атаковать в любую сторону, а чтобы обеспечить себе безопасность с тыла, необходимо резко менять направление движения. После того, как вы сделали четыре шага (а лучше три), меняйте направление, даже если вы не ударили. Противник не сможет сразу после вашей атаки провести свою, и пока он придет в себя, вы снова повернетесь. Таким образом, у вас будет возможность рассеять окруживших вас противников и будет легче вести с ними борьбу, но в этой ситуации нельзя останавливаться. У вас появляется два выхода: продолжать борьбу до победы или убежать во время замешательства противников.

Возвратимся к борьбе с одним противником, потому что в борьбе с несколькими вам будет необходимо победить каждого из них.

В случае, когда вы не знаете противника или он пьян, лучше всего применять глухие комбинации и блоки, предохраняющие голову.

Глухие комбинации: как правило, выполняется блок ногой микадзуки после того, как нога поднялась в верхнюю точку, нога опускается вертикально вниз и выполняется блок сото уке. Все контрудары подавляются этими действиями и дают возможность нанести свой удар.

Блоки верхнего уровня необходимы для предохранения головы, так как в драках на улице стараются ударить в голову, потому что это наиболее уязвимое место человека. Конечно, блоки верхнего уровня не дают такой гарантии, как глухие комбинации, но выполняются проще в техническом отношении.

Теперь разберем случаи, которые могут встретиться в спортивной практике. Начнем с наиболее распространенного метода «фехтовальщика». Этот метод встречается часто из-за того, что не требует длительного времени на его освоение: встал в стойку, повернулся к противнику и обрабатывай его рукой и ногой, не меняя стойки во время отхода назад.

Против «фехтовалъщика» следует поступать так:

 

 

Как правило, ваш противник, не сходя с места или чуть отступив назад, переносит центр тяжести на стоящую сзади ногу и старается встретить нападающего ударами: джодан маваши, чудан-еко, уро маваши, сакуто гери (здесь: предпочтительнее блоки типа сото уке; после блока делайте шаг и другой ногой, противник окажется в неудобном положении, и вы сможете нанести ему любой удар).

Против школы Змеи нужно действовать, как с «фехтовальщиком», не давайте подкрадываться к вам, действуйте решительно.

Техника Тубиконда заключается в следующем: ваш противник пользуется длинными, но невысокими прыжками для того, чтобы мгновенно сократить дистанцию и нанести вам удар рукой или ногой. Увидев, что ваш противник применяет такую тактику, начинайте двигаться из юаи. После первого шага вы должны занять положение, указанное на рисунках:

 

 

Таким образом, после первого шага вы оказываетесь лицом к лицу с противником. Вам будет легко отбить его прыжок и нанести свой удар. В случае, если вы неправильно (не с той ноги) начнете атаку на такого противника, вы поставите себя в неудобное положение для отражения контратаки противника.

Школа Обезьяны вооружена, кроме прыжков, жестовыми отвлечениями противника. С представителями данной школы нужно бороться, либо не давая начать атаку, поступая как в случае с Тубиконда, либо с помощью комбинаций из тэка.

Винг-чанг — это система, в которой используют захват для отвлечения, после чего следует удар. Но на этом противник теряет время, ускоряет ваше движение к себе, тем самым усиливая вас. Не обращайте внимания на захват, быстрее наносите удар, а не упирайтесь, используйте тягу противника для быстроты передвижения, а после удара освободитесь резким движением назад.

Мы разобрали основные типы действий возможных противников различных школ и как применять против них комбинации из ката. Единственная трудность в бою — определить, с какой ноги сделать первый шаг. Необходимо помнить о правильной дистанции до противника и быстро выполнять выход из атаки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.