Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2.6. Древнерусская архитектура





Древнерусское зодчество развивалось на протяжении восьми веков, до конца XVII столетия. Параллельно развивались формы деревянной и каменной архитектуры, причем деревянное строительство явно преобладало и оказывало значительное влияние на каменное. Основным строительным материалом было дерево, из него строились самые разнообразные типы зданий: жилые дома и дворцы, храмы, городские укрепления. Основой деревянной конструкции был сруб, но мастерам удавалось так композиционно ее разнообразить, что получались сооружения от простейшей крестьянской избы до сложнейших объемных решений, типа дворцовых построек и шатровых и ярусных храмов. Каменное строительство начинает распространяться с XI века. Из камня возводят самые значимые сооружения: церкви, дворцы, богатые жилые дома. С XIV века строятся каменные оборонительные стены городов.

Первые монументальные церкви были построены по византийскому образцу. Первой каменной постройкой считают Десятинную церковь в Киеве(конец Х века, она не сохранилась). Основное крестово-купольное здание церкви было разделено столбами на три продольных нефа и завершалось с восточной стороны тремя апсидами. Церковь с трех сторон была окружена галереей, в западной части располагалась крещальня и лестничная башня для подъема на второй ярус – хоры. Десятинная церковь была построена как княжеская церковь рядом с княжеским дворцом. Художественное своеобразие этим постройкам придавала «полосатая» кладка, образованная рядами кирпича на известковом растворе розоватого цвета.



Крупнейшим памятником Киева был Софийский собор (1037-конец XI века), первоначальный облик которого был искажен поздними перестройками. Величественное здание собора крестово-купольного типа имеет пять нефов, завершавшихся пятью апсидами. С трех сторон к основному зданию примыкает галерея. Несколько позже она была надстроена вторым этажом и двумя лестничными башнями. Размеры здания 42 на 54 м, высота верхней точки купола 29 м. Вокруг главного купола расположены четыре менее высокие главы, около них еще меньшие. Всего храм имеет 13 глав, не считая завершения двух лестничных башен. Единство композиции поддерживается пирамидальным построением масс, центром композиции является главный купол. Декоративная полосатая поверхность фасадов усиливает декоративность здания. Узкие вертикальные выступы – лопатки подчеркивают конструктивные особенности собора и соответствуют внутренним столбам. Плоскость внешней стены между лопатками называется прясло. Завершаются фасады полукружиями – закомарами, которые подчеркивают конструкции сводов (др.-рус. «свод» - комара). Такая неразрывная связь конструкции, материалов и декоративно-художественных форм характерна для древнерусского зодчества на всех этапах его развития. Интерьер киевской Софии дошел до нашего времени в менее искаженном виде, чем здание снаружи. Он поражает красотой пропорций и великолепием мозаичной отделки центральной апсиды, арок, парусов, барабана и центрального купола, живописностью фресок боковых частей. Изображения, в которых ясно просматривается стилистическая общность со статуарными, статичными образами Византии, полны торжественности и парадности.



Следующий этап в развитии древнерусской архитектуры связан с новгородской школой. Здесь, в середине XI века (1045-1050) был построен Софийский собор. Новгородские мастера, хотя и ориентировались на Киевскую Софию, не подражали ему слепо. Новгородский собор имел всего пять глав, три апсиды, одну галерею, одну лестничную башню. Стены были сложены из местного камня, своды и арочные перемычки – из кирпича. Для предотвращения выветривания известняка поверхности стен затирали известковым раствором с цемянкой. Внешний облик не имел декоративных украшений, памятники были лишены строгих геометрических линий, имели неровные поверхности, как бы вылеплены от руки, что воспринимается как специфический художественный прием. В интерьере мощные крещатые столбы, стены и своды были покрыты фресками. В XII веке в Новгороде вместо больших храмов возводили церкви однокупольного типа, купола имели шлемовидную форму. Внутреннее пространство этих небольших церквей имело трехчастное деление. Типичными были узкие, щелевидные окна на фасадах и барабане купола. Например, церковь Спаса-Нередицы близ Новгорода, церковь Святого Георгия в Старой Ладоге.



Близки к новгородским по характеру архитектуры псковскиехрамы. Они строились из местного грубо околотого камня, так же были одноглавыми, но по сравнению с новгородскими были более массивны, отличались особой сочностью форм. Самобытный памятник псковской архитектуры XII века – Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.

На основе киевских традиций развивается владимиро-суздальская архитектура XII века. Успенский собор во Владимире, перестроенный после пожара в конце XII века, получил пятиглавую композицию, что для русского зодчества этого времени является редким исключением. Тенденция усиления роли декоративных элементов привела владимиро-суздальскую архитектуру к решениям, в которых поверхность стен покрывалась, как ковром, каменной резьбой. Например, Дмитриевский собор во Владимире (1194-1197), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (начало XIII века). Один из самых поэтических древнерусских храмов – Покрова на Нерли (1165). Это типичный одноглавый четырехстолпный храм. Характерными для владимирского зодчества чертами являются: щелевидные окна, перспективные порталы, аркатурный пояс по фасаду и карнизу апсид. Но в отличие от Успенского собора он весь устремлен ввысь, в нем преобладают вертикальные линии.

В 40-е годы XIII века вторжение монголо-татар надолго прервало монументальное строительство почти во всей Руси. В XIII веке Москва стала столицей Московского княжества. После Куликовской битвы (1380) московское влияние активно распространяется на другие районы страны. И только в конце XV – начале XVI в.объединение русских земель под началом Москвы завершается. Во второй половине XV века начались реконструкция и строительство Московского Кремля. Был построен Успенский собор (1475-1479, А.Фиораванти) – крестово-купольный, трехнефный, шестистолпный храм в стиле владимиро-суздальской школы, но с использованием новой строительной техники. Впервые были применены крестовые своды, железные связи. Стены, выложенные из кирпича, впервые были облицованы тесанным камнем. В 1505-1508 гг. итальянским зодчим Алевизом был построен Архангельский собор. Его внешний облик, характер декора напоминает итальянские палаццо: пластичные ордерные элементы, четкие горизонтали антамблемента, закомары с пышными резными раковинами. Но общее конструктивное решение собора традиционно – это шестистолпный храм с притвором. Архангельский собор был усыпальницей великих князей. Между Успенским и Архангельским соборами в 1505-1508 годы был воздвигнут храм-колокольня Ивана Великого, представлявший собой традиционный тип многоярусной колокольни из поставленных один на другой восьмериков с арками-проемами для колоколов. Колокольня Ивана Великого была не только самой высокой постройкой Кремля, но и активной доминантой старой Москвы. На Соборной площади Кремля псковскими мастерами был возведен Благовещенский собор (1484-1489). Он был домовой церковью князя и его семьи и соединялся ходами с дворцом.

Во второй половине XV века сложился комплекс Большого Кремлевского дворца. Он состоял из ряда палат, флигелей, соединяющих их переходов и крылец. Сохранилась лишь Грановитая палата (1487-1491) – обширный зал со сводами, опирающимися на наружные стены и центральный массивный квадратный в плане столб. Стены и своды палаты были покрыты живописью. Внешние стены были облицованы граненым камнем.

В XVI веке был создан тип шатрообразного завершения здания: церковь Вознесения в селе Коломенском (1532). Церковь стоит на высоком холме у Москвы-реки и представляет собой крестообразный в плане вертикальный объем, переходящий с помощью кокошников в восьмерик, завершающийся шатром с маленькой главой. Здание стоит на подклете и окружено галереей. Для него характерно простота и ясность конструктивной схемы, где шатер является единственной доминантой композиции. Сооружение явилось монументом, посвященным рождению сына Василия III, будущего царя Ивана Грозного.

В 1555-1561 гг. на Красной площади зодчими Бармой и Посником был построен храм шатрового типа – Покрова на рву (храм Василия Блаженного). Храм заложен в память о взятии войсками Ивана Грозного Казани, происшедшим в день праздника Покрова. Композиция собора состоит из девяти самостоятельных небольших церквей, поставленных на один общий подклет. Центральный объем увенчан шатром, восемь столпообразных храмов расположены вокруг него по осям и диагоналям. Объемная композиция собора имеет преобладающее значение по сравнению с небольшими интерьерами. Первоначально собор был кирпичного цвета с белокаменными деталями. В дальнейшем появилась многоцветная наружная отделка.

В количественном плане шатровых церквей в это время строилось все же меньше, чем традиционных крестово-купольного типа храмов. Эти храмы завершала одна или пять глав луковичной формы. Использование рядов кокошников усиливали пирамидальность завершающей части церквей. К основному объему храма нередко с западной части примыкала низкая и широкая пристройка, перекрытая на два ската, - трапезная. К ней, в свою очередь, примыкала колокольня. Церковь, трапезная и колокольня, таким образом, располагались на единой продольной оси.

Объединение русских земель привело к становлению Руси как централизованного государства, что потребовало укрепления оборонных сооружений. В первой половине XVI века были построены каменные кремли Нижнего Новгорода, Тулы, Коломны, усовершенствуются укрепления Пскова. Возводились мощные стены и башни, они дополнялись рвами с перекинутыми подъемными мостами. Вокруг Московского Кремля были построены дополнительные оборонительные линии укреплений, из камня были возведены стены с башнями Китай-города.

Архитектура XVII века продолжала развивать приемы предшествующего периода, но отличалась многообразием форм, живописностью, повышенной декоративностью. Массовое применение цветных поливных изразцов, сочетание белокаменных деталей с красной кирпичной стеной – характерные ее черты. Появилось больше гражданских зданий: жилых каменных палат бояр и купцов, дворцовых комплексов. В Кремле был построен Теремный дворец (1635-1636). Его внешний облик отличает четкое горизонтальное поэтажное членение фасадов, золоченая кровля и шатровое покрытие над крыльцом. Примером купеческой архитектуры являются Поганкины палаты в Пскове, их отличает сдержанность и простота, сочность деталей, асимметричный план формирует пластичную и динамичную объемно-пространственную композицию. Традиционно оформлено входное крыльцо Поганкиных палат – с крутыми лестничными маршами, низкими круглыми столбами, «ползучими» арками.

Наибольшей декоративностью отличаются каменные церкви. В их облике ощутимы влияния деревянного зодчества и декоративных форм светских зданий. Архитектура 70-80-х годов XVII века определяется стилем «узорочья». Она не отражает конструктивной сущности, имеет дробные формы, несимметричную группировку масс, на фасадах широко применяется полихромия: раскраска деталей, обработка стены в цветную шашку, вставки и полосы из зелено-желтых поливных изразцов. Появляются новые архитектурные детали: в сдвоенных арках декоративные резные капители – «гирьки», пышные наличники, богатые порталы. Московские памятники увенчаны ложным пятиглавием, декоративными ярусами кокошников. Например, церковь Троицы в Никитниках (1631-1634). Большое количество декоративных элементов не разрушают монументальности культовых памятников Ярославля (например, церковь Ильи Пророка).

В конце XVII - начале XVIII века в архитектуре возникает так называемое «московское барокко» (многие сооружения были построены на средства бояр Нарышкиных, поэтому существует так же термин «нарышкинский стиль»). Этот стиль представляет собой в какой-то мере дальнейшее развитие «узорочья», но с активным использованием арсенала средств западноевропейского барокко. К числу наиболее выразительных храмовых сооружений «нарышкинского стиля» относят церковь Покрова в Филях под Москвой (1690-1693). К основному квадратному в плане объему церкви примыкают четыре полукруглые пристройки, одна из которых, восточная, является апсидой. Выше располагаются четверик и восьмерики. Основанием служит галерея с широко раскинувшимися по сторонам лестничными маршами. Безукоризненно найденные пропорциональные отношения частей здания в сочетании с точно прорисованными деталями придают ему ажурный, изящно-утонченный вид.

К этому же времени относится создание новых архитектурных образов – гражданских общественных зданий: Печатный (1679) и Монетный (1669) дворы, здание Приказов (90-е годы), Сретенские ворота Земляного города, ставшие при Петре «навигацкой» и математической школой и более известные как Сухарева башня (1692-1701). Торжественный характер Сухаревой башни подчеркивают и общее расположение основных объемов, и характер декора. Ярусное членение здания, мощная лестница, ведущая на гульбище над первым этажом, возвышающийся над центральной частью стройный восьмерик башни с часами, увенчанной шатром, формируют облик здания.

Контрольные вопросы.

1. Когда на Руси были возведены первые кирпичные храмы и какую роль они сыграли в развитии крестово-купольной системы?

2. Какие самостоятельные архитектурные школы появились в XII веке и в чем особенности каждой?

3. В чем отличие памятников архитектуры XV и XVII веков?

4. Какие новации появляются в древнерусской архитектуре в конце XVII века, с чем это связано?

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.