Ректор Ленинградской духовной академии 5 глава
Такой метод еще в 1920-е годы был описан Е. Замятиным в его пророческой утопии «Мы»: всякий, голосовавший против вождя «Благодетеля», объявлялся сумасшедшим, а голоса сумасшедших не могут идти в счет.
Идет очередной партийный съезд. Фабрики, заводы, совхозы, воинские части в горячечном бреду шлют поздравительные телеграммы в адрес исторического, эпохального форума. (Нормальный директор такую телеграмму не пошлет, а умный пошлет.) Пришла такая телеграмма и из психиатрической клиники: «Мы, душевнобольные, как и весь советский народ, одобряем и поддерживаем решения съезда, какими бы странными они нам не казались».
Часть несогласных (читай — опасных для власти) признавалась ненормальной, а особо активных устраняли из общественной жизни. «Это была смертельная угроза для правозащитного движения, — пишет Владимир Буковский. — В короткий срок десятки людей были объявлены невменяемыми — как правило, самые упорные и последовательные. То, что не могли сделать войска Варшавского пакта, тюрьмы и лагеря, допросы, обыски, лишение работы, шантаж и запугивания, — стало реальным благодаря психиатрии. Не каждый был готов лишиться рассудка, пожизненно сидеть в сумасшедшем доме, подвергаясь варварскому лечению. В то же время властям удавалось таким путем избежать разоблачительных судов — невменяемых судят заочно, при закрытых дверях, и существо дела фактически не рассматривается. И бороться за освобождение невменяемых становилось почти невозможно. Даже у самого объективного, но не знакомого с таким «больным» человека всегда остается сомнение в его психической полноценности. Кто знает? Сойти с ума может всякий. Власти же на все вопросы и ходатайства с прискорбием разводили руками:
— Больной человек. При чем тут мы? Обращайтесь к врачам. — И подразумевается — все они больные, эти «инакомыслящие».
А следователи в КГБ откровенно грозили тем, кто не давал показаний, не хотел каяться:
— В психушку захотел?
Иногда одной только угрозы послать на экспертизу оказывалось достаточно, чтобы добиться от заключенного компромиссного поведения»506.
Показателен случай с одним «инакомыслящим», которому доктор сказал после ареста: «Послушайте, Вы же нормальный парень, неужели Вам в сумасшедшем доме хочется быть? Смените свои политические убеждения!». Уже после перевода в больницу врач сказал жене «пациента», что ее муж «нуждается в лечении, потому что ведет себя не так, как полагается нормальному человеку» (например, «много читает, делает выписки»). Когда же жена несчастного возразила, что «это — не проявление болезни, а система взглядов», доктор ответил: «Может быть, но ему не повезло: он состоит на учете. Поэтому то, что для нормального человека — система взглядов, для вашего мужа — проявление заболевания»
Фронтовик, философ П.Егидес в 1968 г. написал книгу «Единственный выход»-его он видел в демократизации общества. В частности, он предлагал, чтобы КГБ занимался своей непосред-
ственной функцией — борьбой со шпионажем, а не идеологической слежкой за мыслями людей.
Сначала ему инкриминировали «клевету на советский строй» (до трех лет), но потом следователь посчитал, что нормальный советский человек не мог выдвигать подобных требований, и посему философа решили отправить на психиатрическую экспертизу, где «установили», что ему требуется принудительное лечение в психбольнице. Слово самому «пациенту».
— Меня, например, спросили, почему я ношу бороду. «Лояльные советские люди этого не делают». Я растерялся и... назвал Маркса, Ленина, Кастро... «Да у него мания величия, паранойя!»
В палате меня предупредили, что всем задают провокационный вопрос о самочувствии. И если человек говорит, что он здоров, то следует заключение — все больные считают себя здоровыми. Если же сказать, что болен, то, естественно, требуется лечение.
Когда профессором Лунцем мне был задан этот традиционый вопрос, я спросил его: «А как себя чувствуете Вы?» — «Что за вздор, я здоров!» — «А говорят, что все больные считают себя здоровыми... » Таким образом я оказался в «психушке»...
Из-за Маркса в «психушке» оказался и другой ученый —преподаватель Ленинградского военно-морского училища. Бедный человек, он обнаружил ошибку в «Капитале». Оказывается, Маркс, не знакомый с теорией множеств (она появилась лишь после его смерти), неверно рассчитал закон прибавочной стоимости. И —уж совсем ненормальный! — этот преподаватель написал научную работу об ошибке Маркса.
Из партии его исключили, с работы сняли. В довершение ко всему поставили психиатрический диагноз. Долгие годы он добивался справедливости; только в конце 1980-х все преследования прекратились, и он был полностью реабилитирован. «Снятие диагноза» проходило со скрипом. Вот отрывок из беседы журналиста с военным врачом-психиатром Г. И. Мишиным, принимавшим участие в описываемых собыиях.
— Так Вы считаете, что товарищ Н. психически нездоров?
— Конечно, он не согласен с Марксом!
— Но ведь во всем мире миллионы людей не согласны с Марксом. Они тоже сумасшедшие?
И психиатр задумался над своим диагнозом508. При постановке диагноза психиатры применяли «марксизм-ленинизм» гибко, диалектически. Во время суда над извест-
ным правозащитником свидетель показал: «Григоренко, на мой взгляд, — здоровый человек. Грамотно цитировал Ленина по каждому факту»509. Любопытно медицинское заключение о невменяемости другого инакомыслящего: «Мания марксизма и правдоискательства»510. А один склонный к афоризмам врач-психиатр заявил «больному»: «Мы будем держать тебя до второго коммунизма!»511
... Итак, «диагноз» поставлен, после чего «девианта» помещают не в обычное лечебное заведение, а в спе^психбольницу. «Спец» — это значит, что она числится не за Минздравом, а за МВД. А где МВД, там и «кураторы» из КГБ. Для тамошних врачей, прикрывавших погоны белым халатом, звонок с Лубянки значил больше, чем клятва Гиппократа. Надо — набросятся и на своего, из своей «стаи». В 1988 г. Борис Ельцин рассказывал слушателям высшей комсомольской школы: «Я был прикован к постели, приказали через полтора часа быть на пленуме, врачи накачали меня лекарствами. Что в меня вливали?.. Говорю врачам: "Вы нарушили клятву Гиппократа", а они мне: "У нас свой Гиппократ". Я многое не помню» .
О том, как в 1970-х годах «лечили» в Казанской спецпсихбольнице, вспоминает правозащитник Петр Петрович Старчик.
В самом начале врачи предлагали мне замечательный вариант. Мне говорили: «На Вас пришли документы, и мы обязаны Вас пролечить. Но если Вы признаете себя душевнобольным и дадите нам гарантии, что больше не будете заниматься листовками, то лечение будет формальным. Вы даже не будете замечать лекарств, а при выходе поблагодарите нас». Это была формула выхода, от которой я отказался. Я не мог признать свои убеждения бредом. Меня уговаривали недели две. Потом терпение лопнуло: «Ах, Вы здоровый человек? Тогда Вы узнаете, что для Вас приготовлено!» Меня скрутили санитары, вошла медсестра со шприцем, и лечение началось.
Это было страшно. Большие дозы «лекарств» действовали мучительно, мне даже трудно описать, что я чувствовал. Мое «я» уходило от меня. Мучительное раздвоение души. Требовалось колоссальное внутреннее усилие, чтобы удержать сознание. От других «лекарств» мышцы сводило страшной судорогой, и все тело перекашивало. На обходе я говорил о своем состоянии, но слышал неизменное: «Нет-нет, Вы еще больны, мы Вас будем лечить». Соседи по палате, больше похожей на камеру, убеждали
меня смириться. Они говорили, что я ничего не добьюсь, что меня «залечат» до такой степени, что я действительно сойду с ума.
И я в конце концов уступил. На очередном обходе я сказал в ответ на вопрос о моем самочувствии: «Спасибо, доктор, мне хорошо!» Это был условный сигнал, что ты просишь пощады. После этого дозы лекарств снижаются, а через некоторое время их снимают совсем. Потом ты в этой клетке ждешь выписки. Но и на выписке еще окончательно проверяется, как ты перевоспитался. Выписывала меня московская комиссия, куда входили все те же светила: Лунц, Ландау и другие. Вот уже заканчивается комиссия. И Ландау задает вопрос: «Как Вы думаете, Старчик, Вы все-таки в тюрьме или в больнице?». А мы сидели рядышком, со стороны могло показаться, что мы дружески беседуем. И я ему молча на решетку показываю: видите? И он оставил меня еще на полгода513.
Палачи в белых халатах подходили к своему делу творчески, с огоньком. Владимир Буковский вспоминал об одном таком враче-садисте—Позднякове: «У того было два излюбленных приема: «три на пять» и «галифе». «Три на пять»—это три укола суль-фазина по 5 кубиков каждый, два в ягодицы и один под лопатку. После такой процедуры наказанный чувствовал себя словно на кресте распятым — ни рукой, ни ногой пошевелить нельзя от боли. И температура 41. «Галифе» называлась процедура накачивания физраствора в ляжки, от чего они раздувались действительно, как галифе. Боль адская, и ходить невозможно. Какой уж это имело психиатрический смысл —не знаю»514.
С 9 декабря 1946 по 20 августа 1947 г. в Нюрнберге проходил судебный процесс над 23 эсэсовскими врачами и учеными-медиками, которые обвинялись в осуществлении медицинских экспериментов над заключенными концлагерей. 16 подсудимых были признаны виновными и семь оправдано. Семеро были приговорены к смертной казни через повешение, пятеро — к пожизненному заключению и четверо —к различным срокам заключения515. А на «восточном фронте — без перемен»...
Не нужно думать, что до эпохи психиатрического террора карательные органы чурались пыток. Вот рассказ старого лагерника; московская тюрьма, 1940-е годы.
... Зверские пытки, знаменитая «ласточка». Неприятная процедура. Кладут на живот, руки связывают с ногами. Веревками под-
тягивают к потолку. Раз-два, раз-два. Пока не лишишься чувств. Потом обливают водой. Каждый раз, когда приходишь в себя, первое, что видишь — пожилого врача в белом халате, с интеллигентным лицом, в пенсне; ощупав пульс, врач говорил: «Можно продолжить »516.
Как сказал поэт, «бывают странные сближенья». В том же Свердловске, где жил Лев Конин, власти «загнали в клетку» другого Льва —Аркадия Сингха (сингх — в переводе —лев). Он был индус по происхождению, но с детства жил в СССР, в Свердловске. Работал инженером. Лет двадцать не мог он получить квартиру и ютился с женой где-то в подвале. Наконец, совершенно потеряв терпение и надежду, он сделал плакат «антисоветского содержания» и с ним пошел к обкому партии. О том, что с ним было дальше, рассказывает Владимир Буковский.
Вокруг Сингха собралась большая толпа: кто сочувствовал, кто просто любопытствовал узнать, что выйдет. Толпа росла, и получилось уже что-то вроде демонстрации. Власти заволновались, вежливо пригласили Аркадия войти в обком, дружески побеседовали, обещали дать квартиру, а затем вывели через черный ход, посадили в машину — якобы чтобы не возбуждать толпу — и отвезли прямо в тюрьму КГБ.
И этот вот Сингх, когда узнал, что его признали сумасшедшим, чуть действительно с ума не сошел. «Как же так? —рассуждал он. — Меня же смотрели врачи-специалисты. Они лучше знают. И если они установили, что я сумасшедший, значит, так оно и есть. Я просто сам этого заметить не могу». Он постоянно спрашивал других «сумасшедших», не замечают ли они за ним каких-нибудь странностей, надоедливо рассказывал, какие он обнаружил у себя симптомы, и так нервничал, что по всему телу
М 7
у него пошла экзема .
Льву Конину повезло в том отношении, что он не боролся с режимом, а лишь хотел освободиться от его мертвящей хватки. Ему не ставили диагноз типа: «Констатируются идеи реформаторства, в частности переустройство государственного аппарата, в сочетании с идеями переоценки собственной личности, идеи мессианства, элементы параноидного толкования отдельных фактов». И Лев не подвергался «интенсивной терапии», после чего «исчез элемент жертвенности и мессианства»518.
Тем не менее после курса «лечения» и у Льва появилось «правильное критическое отношение к своим противоправным действи-
ям; он соглашался с мыслью о необходимости терпеливо и настойчиво работать по их преодолению». Иначе Льва просто бы не выпустили из «клетки»...
... Пройдя принудительный курс лечения в спецпсихбольнице, Лев Конин приехал в Ленинград и поступил в ЛДС. Несмотря на разрушительное действие нейролептиков, он не утратил ясности ума, успешно закончил ЛДА и защитил кандидатскую работу на тему: «Богословские воззрения пастора Дитриха Бонхеффера (опыт православной оценки)» (Л., 1973). Жертва карательной психиатрии, он написал трактат о жертве гитлеровского режима...
В середине 1970-х годов о. Лев снова «впал в немилость» к «органам». «На Литейном» уже «сейф ломился» от компромата на священника-вольнодумца. Ведь он давал читать своим знакомым «Вехи» и (о, ужас!) Бердяева! А еще он был «связан» с художниками-неформалами, которые, в свою очередь, сами были «под колпаком». Тогдашняя богема почувствовала, как железная хватка «Комитета» чуть ослабла.
Гитлер, имевший симпатии к реалистическим направлениям искусства, полностью отвергал любые современные формы и течения от экспрессионизма до кубизма, расценивая их как УеНаИ-зкипз1 — «вырождающееся искусство». В 1936 г. он поручил президенту Имперской палаты изобразительных искусств профессору Адольфу Циглеру возглавить специальную комиссию, которая должна была провести чистку более чем 100 музеев Германии с целью реквизировать все образцы декадентского искусства. Комиссия собрала 12890 произведений изобразительного искусства, из которых 700 было продано в Люцерне, принеся солидные валютные дивиденды для начавшей военное перевооружение Германии. Сюда попали полотна величайших европейских мастеров — Пикассо, Гогена, Матисса, Сезанна, Ван Гога и др.Ь19
Гонения на абстракционистов усилились при Хрущеве. «Аб-стракцисты! Пидарасы!»—кричал Никита Сергеевич в 1962 г. на встрече с художественной интеллигенцией. После скандальной «бульдозерной» выставки в Москве (сентябрь 1974 г.) «искусствоведы в штатском» решили «не возражать» против открытия вернисажа неформалов в доме культуры «Невский». В доме Льва Конина хранились картины, которые привезли в Питер иногородние «низкопоклонники Запада».
Но некоторые из «абстракцистов» не оценили то доверие, которое им оказала партия, Комитет и лично товарищ Андропов. В один
из дней 1976 г. двое из них — Юлий Рыбаков и Олег Волков — ночью прокрались на Заячий остров и на стене Петропавловской крепости метровыми буквами намалевали антисоветский лозунг, что-то вроде: «КГБ —душитель свободы». Тысячи сотрудников были брошены на поиски «врагов народа»; перешерстили всю агентурную сеть, но без результата. А через неделю «народовольцев» взяли по наводке: накануне они в компании спьяну сами проболтались о своей художественной «акции».
«Большой дом» не хотел «поднимать шум», и на следствии «пачкунам» был предложен выбор: сесть придется все равно, но можно пойти по «тяжелой» 70-й статье (политика), а можно по бытовой (хулиганство — «порча памятников архитектуры»). «Петрашевцы» быстро сломались, пошли на сотрудничество со следствием и «разоружились перед партией». И на суде все сводили к пьяному куражу.
Правда, со свидетелями были «накладки». Вызывают такого, и он начинает: «Еду я, значит, по набережной. Посмотрел на Петропавловку, а там на стене, мать честная! написано... »
Судья: Не называйте!!! Достаточно!! Следующий!
Льва Конина тоже тягали в качестве «свидетеля по делу». И следователь-чекист нутром почуял: не наш человек! В доме близ железнодорожной станции «Удельная», где жил тогда Лев, был сделан обыск —изъяли «литературу». На «статью» это не тянуло, но по церковной линии Льву «прижали хвост»: уполномоченный снял его с регистрации, и опальный клирик уже не мог служить на приходе в Коломягах.
Владыка Никодим не мог идти «против рожна», но он поддерживал о. Льва не только морально, но и материально. В течение года загнанный Лев получал от митрополита ежемесячный «оклад» — 200 рублей. (Тогдашних, не теперешних. В те годы — это две зарплаты младшего научного сотрудника.) Владыка «не замечал», когда о. Лев отправлялся к знакомому священнику на дальний приход послужить на Родительскую субботу и на двунадесятые праздники. (А там день — месяц кормит.)
Приходя к владыке на прием, о. Лев подолгу ожидал своей очереди в коридоре академии. Многие знали о его нелегкой судьбе и на всякий случай держались подальше. А тех, кто отваживался с ним заговорить, опальный Лев спрашивал: «А Вы не боитесь?».
Но долго так продолжаться не могло, и «органы» начали выдавливать его в эмиграцию. Во время очередного «профилактирова-
ния» комитетчик недвусмысленно намекнул об этом «гражданину Конину».
— Все мы ходим под Богом. И всякое может случиться. Напри мер, сбить машина из-за угла. Или кирпич на голову упасть. И не надо испытывать судьбу! - Отец Лев пытался протестовать, он не хотел уезжать. Евреи едут в Израиль, немцы — в Германию. Это их право. Как и право каждого человека — ехать, куда ему нравится. Но куда же бежать русскому человеку? Ведь другой России нет. И почему должны уезжать мы? Пусть Брежнев с компанией катится на Кубу или в Северную Корею!
Но о. Льву пришлось покинуть страну и перебраться во Францию, после чего он подвизался на одном из приходов Западноевропейского экзархата.
Такие вот трагические судьбы: больные люди с расшатанными нервами, с изломанными судьбами и с искалеченной психикой... Надо ли говорить о том, что все они могли подвизаться в стенах академии благодаря заступничеству митрополита Никодима, который «взял все на себя»?
Впрочем, очаги этой «психопатологии» тлеют кое-где и сегодня. Ведь недаром психиатры шутят в своем кругу: «Нормальных людей нет, а есть недообследованные». С таким вот «недообследованным» мне пришлось столкнуться при написании этой книги.
Маститый протоиерей, настоятель одного из соборов в Санкт-Петербурге, он в 1960-1970-х годах «колыхался на местном материале» и часто общался с владыкой Никодимом. При встрече прошу его поведать о каком-либо интересном эпизоде из жизни святителя. Наморщив лоб, он сумел вспомнить только лишь один эпизод.
— Летим с владыкой за границу; дело было Великим постом. Стюардесса подает ему рыбу, а мне — цыпленка. Смотрю на митро полита, а он мне: «Ешь, в дороге— «разрешение на вся»!
... Екатерина Ивановна всю жизнь проработала в доме отдыха, где бывали многие известные люди, в том числе и писатели, и хотела продиктовать «уникальные» воспоминания об Анне Андреевне Ахматовой. Они сводились к следующему: «Бывала у нас Ахматова. В столовую ходила как все. Первое кушала и второе, и компот пила». «Ну а еще что-нибудь Вы о ней помните?» — «Обед никогда не пропускала, первое кушала и второе... » — «Ну, хотя бы выглядела как?» — «Да как все люди!» — с раздражением отмахнулась Екатерина Ивановна. «А вот раз была на завтрак запеканка... »520
Через неделю при встрече сообщаю: цыпленок вставлен в текст, так что он «войдет в историю». В глазах «источника» испуг и смятение сменяется гневом.
— Отец архимандрит! Я запрещаю Вам писать про цыпленка. Слышите!
(Видимо, лихорадочно просчитал в уме, как настоятель-конкурент прот. В. из соседнего собора будет бегать с книгой и кричать: «Вот! Отец N в посту ест цыплят!».)
На мое предложение: имя о. настоятеля убрать, а цыпленка оставить — немотивированная вспышка злобы и визг на весь алтарь:
— Нечего тут разводить КеГеБе!
Типичный проговор «по Фрейду»: так карманник, схваченный за руку, кричит: «Держите вора!» Как сказали бы психиатры, «это клиника, это лечат, но если есть желание»...
Писатель Юрий Нагибин занес в свой дневник такие строки (запись от 7 апреля 1982 г.): «Выработался новый тип человека... Это сплав душнейшего мещанства, лицемерия, ханжества, ненависти к равным, презрения к низшим и раболепства перед власть и силу имущими; густое и смрадное тесто обильно приправлено непросвещенностью, алчностью, трусостью, страстью к доносам, хамством и злобой... Порода эта идеально служит задачам власти. Нужна чудовищная встряска, катаклизм, нечто апокалипсическое, чтобы нарушились могучие сцены и луч стыда и сознания проник в темную глубину»521.
Целых 17 лет владыка Никодим не рукополагал «недообследо-ванного» в священный сан (он знает, почему). Лишь при митрополите Антонии его начали продвигать по ступеням церковно-адми-нистративной лестницы; после долгих лет ожидания он «взял свое». И теперь при его появлении в храме по алтарю идет испуганный шепот: «Сегодня отец настоятель не в духе!».
Раз в неделю «девиант» приезжает в академию «на требы» — читать лекции, водя пальцем по странице чужого пособия. Ко входу в здание его привозят на соборной иномарке; за рулем — персональный шофер. По коридору, набычившись, шествует вальяжно — как архиерей.
Но надо видеть нашего «хамелеона» при архиерейском богослужении! На лице — глуповатая улыбка, а в глазах — смесь настороженности и страха. Прямо по предписанию Петра I: «Когда идешь к начальству, надобно делать вид лихой и придурковатый». Одна-
жды во время богослужения протодиакон Алексей Довбуш закрыл царские врата чуть раньше, чем следовало. Иподиаконы кинулись к нему со всех ног.
— Отец Алексей! Там же протоиерей N остался!
— Ничего! Этот в любую щель пролезет!
— Так калечила людей наша «солнечная система»...
«Летучий голландец»
В 1977 г. в стенах академии произошло «ЧП районного масштаба». В тот год свою преподавательскую деятельность мне, по благословению владыки, приходилось совмещать с дежурствами в должности помощника инспектора. На третьем курсе академии, в числе прочих студентов-иностранцев, учился православный голландец Теодор ван дер Фоорт (в обиходе —Федор). Судьба этого человека —сюжет для особого рассказа. Римокатолик по крещению и воспитанию, химик по светскому образованию, в итоге своих углубленных богословских штудий он расстался с католичеством, перешел в Православие и отправился в Ленинград, где поступил в духовную академию. И вот почти три года учебы позади; приближается весенняя сессия, а там, глядишь, ему пора думать и о теме кандидатского сочинения...
Слышу стук в дверь каморки, где ютились тогда дежурные помощники. На пороге стоит Федя с обходным листком в руке.
— Что такое, в чем дело?
— Я должен вернуться в Голландию.
— В разгар учебного года?! Почему?
И, немного помявшись (все равно терять нечего!), Федор поведал детективную историю. Оказывается, у себя на родине он подвизался в одной из правозащитных организаций. Тамошние борцы защищали права негров в Южной Африке, жертв Пиночета, опальных диссидентов в Советском Союзе и т. п. По-видимому, это стало известно «органам», и они взяли Федю в «оперативную разработку». Оказалось, что Ван дер Фоорт не только сидел на лекциях, но и «вступил в преступные отношения» с бывшим уголовником, который помог ему осуществлять «нелегальную деятельность». «Подпольщики» засняли на пленку стену с вышками, обнесенную колючей проволокой. Это была зона общего режима в ближнем пригороде Ленинграда; политикой здесь и не пахло. Да и блатной «пра-
возащитник» был, по-видимому, «подставой», а Федор, как сельский шахматист, купился на чекистскую «трехходовку». Иначе как объяснить, что обоих «подельников» «взяли с поличным» на частной квартире именно в тот момент, когда они сушили проявленную пленку на бельевых веревках?
Комитетчики порой устраивали «объектам разработки» проверку «на вшивость». Помню, как удивился перед первой поездкой за границу. Подходит ко мне один диакон (ныне — известный протоиерей) и вдруг, ни с того ни с сего, начинает вкрадчивую беседу:
— Читал Ваши статьи в «Журнале Московской Патриархии». Пишете хорошо. А не хотели бы тиснуть статейку в «Вестник РХД» ? Можно под литературным псевдонимом. Так сказать, проба пера...
... Вызволять Теодора из чекистских застенков выпало на долю Николая Тетерятникова — старшего иподиакона владыки Ни-кодима. «Большой дом» соглашался закрыть дело, если Ван дер Фоорт напишет «покаянку» и согласится сотрудничать с КГБ. А если нет, то —в 24 часа из Союза. «Шестерки из пятерки» (Четвертый отдел 5-го Главного управления) долго уговаривали голландца («надо, Федя, надо!») облегчить свою участь чистосердечным признанием вины «перед советским народом, перед органами и лично перед товарищем Андроповым». (Прямо как Ленин в Горках: «Я, кажется, крепко виноват перед рабочим классом и перед трудовым крестьянством...».) Но Федор сказал: «Не хочу» и был вынужден расстаться с академией, городом на Неве и страной. Постепенно приходить в себя «летучий голландец» стал только в самолете, взявшем курс на Амстердам...
Каких сил и нервов эта история стоила владыке, можно только догадываться. А вскоре в софроновском «Огоньке» появилась статья о блестящей операции КГБ по разоблачению «идеологической диверсии» на Обводном, 17 —за полтора года до скоропостижной кончины святителя...
А в ленинградской печати это было подано так: «В мае 1977 г. из СССР был выдворен стажер Ленинградской духовной академии, подданный Голландии Теодор Ван дер Фоорт, уличенный в выполнении заданий НТС и религиозно-пропагандистской организации «Славянская миссия»522.
Эти строки содержались в статье, опубликованной в «Ленинградской правде» 20 декабря 1977 г., «к 60-летию советских органов государственной безопасности». Автор, скрывшийся под псев-
донимом «В. Михайлов», опубликовал свою статью под «вредительским» заголовком: «Имя им— чекисты». Откроем Евангелие от Марка, 5-я глава. «Когда вышел Иисус из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом... Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много»(Мрк., гл. 5. ст. 2, 8-9).
Понятно, что «В. Михайлов» «семинариев не кончал», но при наркоме Ежове это не спасло бы его от «высшей меры» — за «клевету на органы».
Шли годы, в стенах академии сменялись поколения студентов. Теодор перешел в юрисдикцию Парижского экзархата Константинопольской Патриархии, принял сан священника и кроме того стал секретарем Европейской протестантской и старокатолической комиссии по оказанию помощи Церквам и верующим Восточной Европы. И вот, в середине 1990-х годов, о. Федор приехал в Россию и посетил родную а1та та4ег. Но не как «блудный сын», а на «белом коне»: в качестве благодетеля, сопровождавшего груз с «гумани-таркой». Восседая за обедом на почетном месте в академической трапезной, он выслушивал от администрации слова благодарности за «матпомощь». И мало кто уже помнил о том, что о. Федор когда-то «числился за Комитетом» и чуть было не дал слабину: «Я шел на 190-ю, на 70-ю я не шел»...
Кто-то из читателей может воскликнуть: ну зачем же обрисовывать все в темных тонах и нагнетать атмосферу ужаса? Ведь было и в те годы много светлого и радостного! Согласен, займусь самокритикой и выдвину против себя самого «обвинительное заключение»: «Автор все время вязнет в мелочах, в нанизывании одной бирюльки на другую, отчего создается впечатление, что он не видит общей картины движения и не хочет видеть ее. Это тяжелый, монологичный, одномерный человек, говорящий без умолку, не дающий собеседнику вставить слово. Автор создает атмосферу обвинения и комиссии по расследованию, а стиль его напоминает протокол следователя, замусоренный придуманными мертвыми словами, создающими завалы, какой-то бурелом, через который невозможно пробиться к смыслу»523.
И сразу же покаюсь: эти слова позаимствованы. Они принадлежат одному литературному критику, который тявкнул на «Зубра» — Александра Исаевича Солженицына, после того, как тот опубликовал двухтомник «Двести лет вместе». И если этот же «ди-
агноз» окажется верным в отношении моих скромных заметок — почту за честь.
«Кесарю— кесарево»
Втрудные 1960-е годы владыка Никодим защищал право Церкви совершать богослужения. Невероятное раздражение власти вызывали богослужения, привлекавшие большое количество верующих. Власть как бы говорила: «Пожалуйста, служите себе в отдаленном храме, когда пожилые люди поют на клиросе, и верующие того же возраста присутствуют в храме. Не служите так, чтобы все видели красоту и силу Церкви».
Два раза в год — 1 мая и 7 ноября — приходилось «платить по счетам». В актовом зале — торжественное собрание; в президиуме — митрополит Никодим, викарный епископ, ректор, уполномоченный Жаринов. Справа от президиума, на стене — портрет Ленина. После лекции о международном положении (лектор приглашался из Общества «Знание») хор учащихся исполняет «завизированные» песнопения. В 1960-е годы пели и такое:
Вихри враждебные реют над нами, Темные силы нас злобно гнетут...
И все при этом многозначительно поглядывали на Ленина и Жа-ринова, бывшего «особиста».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|