Сделай Сам Свою Работу на 5

КОНТРОЛЬ СОБСТВЕННЫХ МЫСЛЕЙ





ПЛОХИЕ МЫСЛИ О чем человек думает, тем он и является, - говорит Шри Ауробиндо, - темон и может стать благодаря одному только процессу своего мышления. Знаниеэтого факта - ключ к развитию нашего существа, притом к развитию как наоснове уже имеющихся у него возможностей, так и благодаря приобретениюновых. И мы понимаем теперь, как важно не допускать мыслей, способныхразрушить или уменьшить устремленность и творческую активность истины внашем существе. Думать подобным образом - зачит уже ввергать себя всаморазрушение, так как чрезвычайно вредно концентрироваться на том, чточеловеку не нужно, от чего ему, наоборот, всеми силами следует избавиться.Одна только мысль о чем-то негативном уже дает этому негативному некое правона существование внутри человека. Из этого следует, что нельзя позволятьразрушительным внушениям, плохим, злобным, ненавистническим или губительныммыслям входить в вас, потому что даже просто думать о чем-то подобном -значит уже давать им силу для реализации. Шри Ауробиндо говорит, что мысльне является причиной существования, она только посредник - инструмент,который дает форму жизни, творчеству, поэтому управление этим инструментомнаиболее важно, если вы хотите, чтобы беспорядок, хаос и все, что являетсяантибожественным, исчезло из творения. Вы не должны избегать плохих мыслей под тем предлогом, что это простомысли. Вам обязательно следует знать, что это исполнительные инструменты! Ивы не должны позволять им существовать в вас, если не хотите, чтобы онисовершали свою разрушительную работу. НЕПРИЯТНЫЕ МЫСЛИ Мать, неприятные мысли иногда посещают нас. Как избавиться от них? Для этого есть несколько способов. Самый легкий - думать о чем-тодругом. Сконцентрировать внимание на том, что не имеет ничего общего спришедшей к вам неприятной мыслью - заняться какой-либо работой, чтением илитворческим трудом. Вы можете писать, если вы писатель, и все иные мыслиуйдут, так как вы сконцентрированы только на своей работе. Если у вас нетнадлежащего контроля, то стоит вам закончить писать, как старые мысли начнутвозвращаться снова. Но в момент непосредственной атаки дурных мыслейпопытайтесь заняться каким-то творчеством. Если вас влечет наука, займитесьисследовательской работой, своей научной темой. Другой займется чем-тодругим, третий - еще чем-то. Но главное, увлечся тем, что сильно захватываети приковывает внимание. Это самый легкий путь. Те же, кто научилсяконтролировать мысли, могут отбрасывать ненужное в сторону, как некийфизический объект. Но это сделать труднее и требует известного мастерства.Если вы сможете представить себе мысль физическим объектом, еще лучше - выпросто гоните ее прочь, настойчиво и постоянно, пока она не уйдет навсегда.Если же такого активного неприятия нет, то она может вернуться назад. Этовторой способ. Третий заключается в том, чтобы научиться привлекать достаточно многосвета, который сам по себе является глубочайшим "отрицанием" всегоненужного. Если пришедшая к вам мысль представляет темное начало, особенно,если она поднялась из подсознания или бессознательного и поддерживаетсяинстинктом, то с помощью света истинного знания, высшей силы, коснувшисьэтим светом темной мысли, вы сможете расстворить ее или трансформировать.Это высший способ, хотя и наиболее трудный. Он вполне осуществим, и если вывоспользуетесь им, то излечитесь навсегда. Уже не только мысль невозвратится к вам, но и причина ее будет устранена. Итак, первый шаг состоит в том, чтобы отвлечься и думать о другом (ноэто путь бесконечных возвращений, он малоэффективен). Второй шаг - отброситьмысль. Третий - трансформировать ее. Когда вы сможете пользоваться третьимспособом, он даст вам возможность постоянно развиваться. КОНЦЕНТРИРУЙТЕСЬ НА ТОМ, КАКИМ ВЫ ХОТИТЕ СТАТЬ Если вы в отчаянии от своих несовершенств, в Дхаммападе* вы сможетенайти утешительный образ прекрасной лилии, растущей в мусорной куче наобочине дороги. Можно сказать, что не существует ничего до такой степениотвратительного и испорченного, чтобы оно не смогло достичь самой чистойреализации. Каким бы ни было ваше прошлое, какими бы ни были ваши прежние ошибки,каким бы ни было неведение, в котором вы жили, глубоко внутри вас естьвысшая чистота, которая может проявить себя в чудесной реализации. Дело заключается только в том, что надо думать об этой реализации,концентрироваться на ней и не тревожиться из-за трудностей и препятствий.Концентрируйтесь исключительно на том, каким вы хотите быть, забыв полностьюо своих нынешних несовершенствах. Примечание: Дхаммапада - (санскр. Путь дхармы), одна из частейСуттапитаки, входящей в состав буддистского канонического сборника Трипитака("три корзины закона"). В сутрах (афоризмах) Дхаммапады утверждается путь кспасению через разрыв с желаниями и привязанностями. Этому текстусвойственна яркая, поэтическая форма. Дхаммапада пользуется у буддистовбольшой популярностью. ВООБРАЖЕНИЕ Я всегда говорила, что не следует огорчаться и расстраиваться,наоборот, позвольте своему воображению быть доверчивым и гибко реагироватьна интенсивное воздействие нисходящей Истины. Это позволит Ей полностьюсовершить всю свою работу и сохранить свой животворящий свет. Воображение подобно ножу, которым можно пользоваться как для дурных,так и для благих целей. Если вы все время погружены в ощущение того, чтодвижетесь к трансформации, тогда вы помогаете процессу Йоги. Если же вы,наоборот, погружены в уныние и печаль, убеждая себя в том, что не способны креализации, то вы просто сбиваете с пути собственное существо. Говоря обэтой важной истине, я неустанно повторяю вам: пусть все, что происходит,будет сделано для небес, и тогда не останется ничего из того, что можетпривести вас к подавленности. Живите в постоянной надежде и убежденности,что ваш труд будет неприменно успешным. Иными словами, пусть вашевоображение формируется верой в Шри Ауробиндо. ВООБРАЖЕНИЕ ОТКРЫВАЕТ ПУТЬ Какова функция воображения и какая польза от него? Если вы знаете, как им пользоваться, вы можете создать для себясобственную внешнюю и внутреннюю жизнь. Вы можете при его помощи построитьсвое существование. Это основной вид творчества, и он многое определяет вэтом мире. Я всегда считала, что если у человека нет воображения, он недвинется вперед. Ведь воображение всегда идет впереди жизни. Думая о себе,вы обычно представляете, каким бы вы хотели быть - воображение ваше идетвпереди, а вы следуете за ним, оно двигается дальше, и вы - по его стопам.Иными словами, воображение открывает для вас путь к реализации. Людей без воображения очень трудно сдвинуть с места. Они видят толькото, что перед носом, они ощущают себя только в настоящий момент, не видябудущего. Они не способны идти вперед, потому что сжаты рамками конкретных,непосредственно переживаемых вещей. АТМОСФЕРА, КОТОРУЮ ВЫ СОЗДАЕТЕ Вы несете вокруг себя и в себе атмосферу, производимую вашимидействиями. Если то, что вы делаете, прекрасно, благородно и гармонично, тои атмосфера ваша будет такой. Если же вы живете в жалкой и корыстнойзамкнутости, интересуясь только самим собой, тогда этой затхлостью вы ибудете дышать всю свою жизнь. Это значит, что вам постоянно будетсопутствовать несчастье, нищета и беспрестанная тревога - то есть, уродствобудет в отчаянии от своего уродства. Когда вы добры, великодушны,благородны, беспристрастны, вы создаете вокруг себя особую атмосферу - некуюразновидность озаренной раскованности и свободы. Вы дышите ею, выраспускаетесь подобно цветку под лучами солнца, у вас нет болезненногоотвращения к самому себе, горечи, возмущения, чувства собственногоубожества. Атмосфера естественным образом становится озаренной, и воздух,которым вы дышите, напоен счастьем. А это тот воздух, которым мы дышим и восне и наяву, и в этой жизни, и по ту сторону земного существования. Вплотьдо начала новой жизни. Каждое неверное действие влияет на сознание, как иссущающее дыханиеветра или леденящий холод, как губительное обжигающее пламя. Всякое жедоброе дело привлекает свет, умиротворенность, радость - оно подобносолнечному свету, под которым распускаются цветы. ТВОРИТЕ СОБСТВЕННУЮ АТМОСФЕРУ Возлюбленная Мать, здесь написано: "Духовная атмосфера более важна, чемвнешние условия. Если вы можете создать собственную духовную атмосферу, житьв ней и дышать ею, это и будет необходимым состоянием для вашего прогресса".Как же создать собственную духовную атмосферу? Вы можете создать ее при помощи внутренней дисциплины - контролируясвои мысли так, чтобы они были направлены исключительно на садхану,контролируя поступки, которые должны быть в русле садханы, уничтожая желанияи избавляясь от всего бесполезного. Все это можно сделать благодаряинтенсивной внутренней жизни и отделению себя от обычных вещей, обычныхмыслей, реакций и действий. Таким образом вы можете создать вокруг себясобственную атмосферу. Например, если вместо болтовни или чтения пустых книг, вы заняты толькочтением того, что помогает идти по Тропе, и действует только так, чтобы вашаактивность вела вас к Божественной Реализации, если вы уничтожаете в себежелания и импульсы, направленные к внешнему миру, успокаиваете вашементальное и витальное существо, закрываете себя от всех внешних внушений истановитесь безучастными к поступкам окружающих, то вы создаете такуюдуховную атмосферу, что невозможно воздействовать на нее, она больше никакне зависит от обстоятельств, от условий жизни - это и есть подлинные условиядля прогресса, то есть вы пребываете в собственной духовной атмосфере. Именно так вы можете достичь нужного результата. Вы должныконцентрировать внимание исключительно на духовной жизни, читая только то,что может помочь вам в ней, делая только то, что ведет вас к ней и такдалее. Только в этом случае вы создадите собственную атмосферу. Если же выраспахиваете все двери, слушаете кого-то, следуете каким-то мудрым советам,если вы, как прежде, полны желаний, то, конечно, у вас никогда не будетнужной духовной атмосферы. Ваша атмосфера будет подобна атмосфереокружающих.

РАЗВИТИЕ УМА И ЧУВСТВ







РАБОТАЙТЕ НАД МНОЖЕСТВОМ РАЗЛИЧНЫХ ВЕЩЕЙ Возлюбленная Мать, в школе невозможно изучать много дисциплин. Должныли мы специализироваться? Да, да! Я слышала это, особенно от ваших учителей. Я не согласна. Мнепостоянно это повторяют, так что я хорошо знаю эту точку зрения. Действительно, если что-то следует сделать хорошо, человек обязан бытьспециалистом. Здесь то же, что и в спорте. Этот принцип относится ко всему,происходящему в жизни. О нем говорят, его повторяют. Есть люди, которыебудут настойчиво доказывать, что человеку крайне необходимоспециализироваться в нужной ему области, что он должен быть глубокососредоточен на избранной работе. Если он хочет стать хорошим философом, ондолжен учиться только философии, если он надеется стать хорошим химиком, ондолжен учиться только химии. Если он мечтает стать непревзойденным игроком втеннис, что ж, он должен играть только в теннис. Я считаю иначе. Мой опытиной. Я верю в разносторонние способности и убеждена, что намного важнееприобрести именно их, а не специализироваться на чем-то одном. Супруги Кюриразвивали конкретную науку и были полностью сосредоточены только на ней.Когда же они сделали открытие и добились своего, ничто уже не мешало имрасширять свой кругозор. Мне говорили об этом с детства, я думаю, наши родители тоже слышали обэтом от своих родителей, так как во все времена утверждалось, что если выжелаете добиться успеха, надо заниматься только тем, что вы избрали. Меня жевсе время ругали, так как я была постоянно занята множеством различных дел!Меня всегда уверяли, что у меня ни в чемне будет хороших результатов. Яучилась, занималась живописью, музицировала, у меня было немало другихинтересов. Но меня стремились убедить, что моя музыка не будет достаточнопрофессиональной, что живопись моя не будет представлять собой ничегостоящего, что все мои занятия ни к чему не приведут. Возможно, так оно иесть, но оказалось, что моя позиция имеет и свои преимущества - расширениеума, развитие гибкости и понятливости. ВОСПИТАНИЕ И СВОБОДА Высший принцип воспитания - это принцип свободы. Жизнь построена намаксимальной свободе движения, поэтому правила, различные ограничения изапреты вредны - они сокращают свободу до минимума. Родители обычновоспитывают своих детей, постоянно повторяя "не делай того", "не делайэтого", "делай так"... В школах и колледжах правила намного строже, чем вАшраме. Никто не принуждает вас развиваться, никто не навязывает вам идеювашего развития в качестве обязательного условия, вы принимаете ее, толькоесли она нравится вам, если же нет - отвергаете. Вы все принимаете легко исвободно. Насколько я знаю, здесь есть те, кто пытается самостоятельночто-то найти - они это делают сознательно. Разумеется, с точки зрениядуховности их усилия бесконечно более ценны, они развиваются потому, чточувствуют в этом необходимость, потому что у них есть импульс,целенаправленно влекущий их вперед, а не потому, что им что-то навязали -правила или что-то вроде того. Развитие, основанное на свободе, с духовной точки зрения имеет гораздобольшее значение. То в нас, что пытается выполнить эту работу хорошо, чтопытается делать все сознательно и искренне, приходит изнутри. И высовершаете свою работу не потому, что вам обещана награда за хорошийрезультат или наказание за плохой. Наша система основана не на этом. Вполне возможно, в какой-то момент к вам приходит поддержка - ну,скажем, для того, чтобы дать вам знак и сообщить, что ваше усилие высокооценено. Но в момент действия вы не предполагали и не искали этой оценки. Выне были привлечены к своему делу какими-то многообещающими перспективами,вам не угрожало наказание, если бы ваше дело не сдвинулось с мертвой точки.Здесь это вообще не практикуется. Обычно все происходит иначе:удовлетворение от хорошо сделанной работы является наилучшей наградой, анаихудшим наказанием - работа, сделанная плохо. То, что вы чувствуете себянесчастным и жалким, и есть наиболее конкретное и ощутимое наказание длявас. Все это с точки зрения духовного роста имеет куда большую ценность, чемпростое выполнение правил. КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ Вы обладаете ментальным инструментом со множеством возможностей испособностей, но они скрыты, поэтому необходимо специальное воспитание,специальное усилие, тренировка для того, чтобы эти способности проявились ивыразили Свет. В обычной жизни мозг является местом внешнего выраженияментального сознания, и если мозг этот не развит, груб, лишен пластичности,то очень многое может пройти мимо, не имея возможности выразить себя, таккак нет инструмента, пригодного для этой цели. Чаще всего мозг похож намузыкальный инструмент, который почти все время фальшивит, и звуки,издаваемые им, грубы, неточны, приблизительны. Культура мышления и интеллектуальное воспитание изменяют устройствовашего мозга, увеличивают его возможности понимания, в результате чего все,им выражаемое, становится более полным и более точным. В этом нет необходимости, если вы собрались оставить жизнь и уйти внемыслимые высоты, но совершенно необходимо, если вы хотите выразить свойопыт во внешней жизни. Мать, Вы говорите, что если развить способности анализа, дедукции и такдалее, они могут стать препятствием к духовному опыту. Так ли это? Если они неконтролируемы, не подчинены, да. Но это вовсе необязательно. Конечно, контроль в этом случае будет более трудным, потому чтовладеть сложным индивидуализированным существом намного тяжелее, чем простыми грубым, кроме того, благодаря более полной индивидуализации ваше эгоусложнится и станет более самодовольным, не так ли? Но, признавнеобходимость преодоления трудностей, высокоразвитая индивидуальностьдостигнет результата бесконечно большего, чем тот, что может быть достигнутгрубой и невоспитанной натурой. Да, конечно, процесс трансформации или,вернее, процесс концентрации в первом случае проходит труднее, но ирезультат куда более значителен. Это хорошо понятно из сравнения двух музыкальных инструментов, один изкоторых имеет всего несколько звуков, а другой - в десять раз больше.Конечно, намного легче обучиться игре на инструменте с четырьмя или пятьюзвуками, однако музыка, извлеченная из инструмента с полной клавиатурой,несомненно, намного прекрасней. Вы также можете сравнить весь оркестр, в полном составе, с одним изобычных музыкальных инструментов. Человеческое существо, то есть полностьюразвитая человеческая индивидуальность, во многом похоже на один из такихизумительных оркестров, которые имеют в своем составе сотни и сотнимузыкантов. Очень трудно управлять им, но результат может быть чудесным. ОРГАНИЗУЙТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ Некоторые... не могут содержать свои вещи в должном порядке. В ихящиках, шкафах - полный хаос. Они могут жить во внешне опрятной квартире, новдруг вы открываете шкаф и... зрелище напоминает поле битвы. Все перемешано!Все в невероятном беспорядке и нет даже намека на организованность. Есть люди с несчастной головой, в которой идеи находятся в подобномсостоянии. Они не могут привести свои мысли в порядок. Они постоянно живут вужасной путанице и не могут навести порядок в идеях, наполняющих голову!Различные противоречивые суждения соединены вместе и кое-как сосуществуютдруг с другом, но вовсе не благодаря высокому синтезу, а просто из-забеспорядка и неспособности людей хоть как-то организовать их. Не стоит идесяти минут говорить с ними, чтобы узнать, в каком состоянии их голова,достаточно войти в комнату и открыть их стол или шкаф. ...Вы должны организовать свои личные вещи, а равно и собственные идеиодним и тем же способом. Вы должны точно знать, где и что у вас находится, ибыть в состоянии сразу же найти то, что вам нужно, ведь принцип вашейорганизации вполне логичен. Это ваша собственная логика, она может бытьнепохожей на логику вашего соседа - в этом нет никакой необходимости, - новаша организованность, будучи вполне логичной, даст вам возможность знатьточно, где в настоящий момент находится нужная вам вещь, и даже если вещьэта постоянно перемещается с места на место, вы все равно сразу же будетезнать об этом. Те из вас, кто добьется этого, сможет также упорядочить свои идеи,организовать свой характер и контролировать свои побуждения. Впоследствии,если вы будете развиваться и преуспеете в управлении своей физическойжизнью, то обретете контроль над собственной физической природой. Такое отношение к жизни делает ее поистине интересной. Если же выживете в беспорядке, в путанице, во внутреннем и внешнем хаосе, где всесмешано, если вы ничего не осознаете, совсем не владеете собой и ситуацией -значит, это еще не жизнь. ВАШ СОБСТВЕННЫЙ СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ Человеку нужны годы внимательного, кропотливого труда, самоорганизации,отбора созидания, чтобы сформировать всего-навсего... собственный способмышления! Человек полагает, что мыслит исключительно по-своему. Но это не так.Его мышление во всем зависит от людей, с которыми он говорит, от книг,которые он читает, от настроения, в котором он находится. Оно даже зависитот его хорошего или плохого пищеварения, от того, находится ли он в душнойкомнате или среди открытых пространств, насколько прекрасен ландшафт,открывающийся его взору, от того, солнечная погода на улице или идет дождь! Не осознавая этого, вы думаете об очень многих вещах и касаетесьмножества проблем и явлений, которые к вам не имеют никакого отношения. Для того, чтобы обрести коорденированность, последовательность илогичность мысли, необходима длительная подготовка. КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ МЫСЛИ Польза этой работы в том, что она ведет к кристаллизации мысли. Ведь извсего, чему вы учитесь, по меньшей мере половина бесследно исчезнет современем, оставив после себя лишь одну чрезвычайно важную способность -способность кристаллизации мысли, умение точно объяснить и истолковатьявление. Истинная польза труда - в организации вашей умственной активности. Я объясняю: если у вас есть понимание чего-то, то оно как бы формируетв вас маленький кристалл, похожий на крохотную сияющую точку. Когда у васмного таких кристаллов, вы обретаете способность к пониманию, становитесьинтеллектуалом. Просто набивать голову чем попало - пустая работа. Наиболее важной с точки зрения интеллекта является способность квниманию и концентрации - над ними обязательно следует работать и развиватьих. Но, с точки зрения физического действия, наиболее важная способность -воля. Вы должны развить в себе непоколебимую волю. Если у вас есть то идругое, то есть, концентрация и воля, вы станете гением, и ничто не будетпрепятствием для вас. ЗАПОМИНАЙТЕ ТО, ЧТО ВЫ УЧИТЕ Истинный способ сохранить в памяти то, что вы учите - это понять!Понять, а не вызубрить наизусть. Когда вы учите что-то наизусть - этомеханический подход. Через некоторое время все, выученное подобным образом,просто испарится из памяти. И так будет происходить все время, если вы небудете постоянно обновлять свое механически усвоенное знание. Например, если вы выучили таблицу умножения и постоянно пользуетесь ею,вы будете помнить ее всегда. Но если вы годами не обращаетесь к ней, тообязательно ее забудете. Если же вам удастся понять ее принцип, вы сможетепомнить эту таблицу всегда. Если вы поймете ее математический смысл, вамнезачем будет зубрить ее, так как все операции в мозгу будут происходитьсовершенно естественным образом. И во всем остальном тот же принцип. Поняв принцип, лежащий в основе явления, вы сможете запомнить его хотьна сотни лет, если, конечно, проживете такое время. Если же вы учитенаизусть... через некоторое время клетки мозга делятся, замещаются, многоеуходит, стирается, и нужно беспрерывно все обновлять. В человеческой жизни есть то, что остается подобно дорожным столбам,вехам... Но есть и много иного, поэтому огромные пласты жизни полностьюстираются, уходят из сознания, и человек вообще ничего не помнит. Есть в жизни вехи, памятные вехи, потому что они были когда-то вашимсознательным опытом, то есть что-то было хорошо вами понято. Таким образом,сам опыт может быть огромным, почти безграничным, а постичь его можно дажеочень незначительным усилием сознания. Что же касается механического заучивания, то, чтобы его результаты былиустойчивы и не стирались, нужно все время заниматься и заниматься,постоянно, ежедневно... ЗНАНИЕ ВНУТРИ ВАС Существует такая особенность ума и его деятельности: вы способны понятьтолько то, что уже внутрене знаете, что находится внутри вашего собственного"я". В прчитанной книге поражает всегда именно то, что вы уже знаетеглубоким внутренним чувством. Когда человек встречается с замечательнойкнигой или с прекрасным учением, вы можете часто услышать от него такое: "Наэтих страницах я нашел именно то, что всегда чувствовал и знал. Но я не могвыразить это так прекрасно и просто." Встретив книгу, хранящую в себеподлинное знание, человек находит в ней прежде всего самого себя и с каждымновым прочтением открывает новые и новые истины, не замеченные им сразу -каждый раз ему открывается новая сфера знаний, ускользавшая от него ранее.Это происходит потому, что книга, попавшая в его руки, не просто случайность- она затрагивает те слои знания, которые в подсознании уже давно ждутсвоего выражения. Это знание может прийти к нему не только через книгу, ономожет быть передано другим человеком, лучше владеющим средствами выражения,чем он. И стоит ему только услышать об этом знании, как он сразу же понимаетего и чувствует, что оно является истиной. Так что, если кажется, что знаниепришло к вам извне, знайте, что это просто способ выхода наружу того знания,что находится внутри вас. ЧТЕНИЕ, КОТОРОЕ ПРОБУЖДАЕТ Для тех, кто ищет, кто идет наощупь, у кого нет уверенности в себе,кого влечет и тот, и этот путь, у кого в жизни великое множество интересов,кто неустойчив и не окреп в своей воле к реализации, читать книги оченьполезно, потому что чтение дает возможность многое узнать и пробуждаетинтерес к различным темам... ...Есть такой вид чтения, который пробуждает живой интерес копределенной теме и может помочь вам в начальных поисках. Обычно, даже еслиу вас есть опыт, необходимо понять его на уровне умственной идеи, и тогдаваше усилие станет более сознательным. Но чем больше вы знаете, тем болееискренни вы должны быть в своих переживаниях, то есть не следуетпользоваться формообразующей силой своего ума, чтобы возбуждать воображениеи таким образом творить некое переживание в самом себе. С точки зренияориентировки подобная активность может быть даже полезной, но с позицииопыта - наоборот. Эта активность воображения лишает опыт его динамическойценности, переживание теряет интенсивность от того, что необходимо следоватьряду моральных и духовных условий. Существует некая особая целостность ума,которая может принимать в себя что-то новое или избавляться от чего-то,сохраняя внутреннее равновесие. И каждому следует найти свою точную меру -сколько ему читать, сколько медитировать, сколько времени уделятьконцентрации. У каждого это по-своему. ЧТЕНИЕ ТРУДОВ ШРИ АУРОБИНДО Чтобы извлечь максимальную пользу из чтения трудов Шри Ауробиндо, лучшевсего делать так: сфокусировав внимание и направив свое сознание на чтение,вы должны установить ментальное спокойствие и достичь состояниенеподвижности ума. В результате внимание становится таким спокойным ичистым, что напоминает зеркальную гладь воды. Тогда все, что вы читаете,будет проходить сквозь эту безмолвную поверхность, проникать глубоко всущество и восприниматься с минимальным искажением. Впоследствии, иногдачерез длительное время, все прочитанное вами хлынет из глубин и проявится вовсей силе и полноте понимания, но уже не как знание, приобретенное извне, акак свет, вышедший изнутри. При таком подходе способность понимания значительно возрастает. Если жево время чтения ваш ум возбужден и тут же стремится понять все, вы потеряетене менее трех четвертей силы, знания и истины, содержащихся в словах. Еслиже вы сможете воздержаться от лишних и преждевременных вопросов хотябы дотех пор, пока процесс усвоения и внутреннего пробуждения не завершился, тообнаружите, что совершенно не о чем спрашивать, так как все прочитанноепонято уже и так. КАК СЛУШАТЬ МУЗЫКУ Мать, как правильно слушать музыку? Для этого человеку нужно быть полностью безмолвным и внимательным, ондолжен как бы уподобиться инструменту, которому надлежит просто записать,зарегистрировать музыку. В этот момент он неподвижен, он становится тем, чтослышит. В полном безмолвии музыка сможет войти в него. Но осознаниепроизойдет не сразу, только потом он поймет впечатление, которое музыкапроизвела на него. Таким образом, наилучший способ слушать музыку - стать безмолвным какзеркало, очень сосредоточенным и молчаливым. Иногда мы встречаем людей,которые действительно любят музыку... Я видела музыкантов, слушающих музыку,музыкантов и композиторов, которые действительно любят музыку, я видела какони слушают... они сидят совершенно спокойно, без малейшего движения. Этообщий закон. Если человек может остановить мышление, то это очень хорошо,тогда он сможет извлечь максимальную пользу... Это один из способоввнутренне открыть себя, один из самых эффективных способов. ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО Для того, чтобы заниматься Йогой, у человека обязательно должно бытьчувство прекрасного. Если этого чувства нет, можно не заметить один изважнейших аспектов физического мира. Красота - достоинство души. Я к этому очень чувствительна. Красотадвижет мною и всегда вызывает во мне чувство преклонения. Красота души часто видна в лице человеческом - это гармонияинтегральной реализации. Когда душа становится видимой в физической природе,она сообщает ей высокое достоинство и благородство, красоту и величие,исходящие из внутреннего Храма. Даже внешняя непривлекательность исчезает всвете этой вечной и неизменной красоты. Я видела лица, на которых одна крайность сменяла другую в мгновениеока. Некоторые люди обладают особой красотой и гармонией, особым чувствомБожественного достоинства в теле, но когда возникают препятствия, трудности,чувство неудачи или униженности, лицо внезапно меняется, черты егоприобретают совершенно иное выражение! И, тем не менее, это одно и то желицо. Изменение внезапно как удар молнии, и видеть это ужасно. Лицоодновременно выражает ужасную муку и крайнее унижение, в религии этоназывается "мукой греха". Даже лица, сами по себе прекрасные, становятсявдруг отталкивающими. Но это те же лица, те же люди. Я поняла, как ужаснопереживание греха, и что оно принадлнжит миру лжи. ЧУВСТВО БЛАГОДАРНОСТИ Существует особое, ни с чем не сравнимое чувство благодарности за то,что Бог просто есть, за то, что он существует! Это ощущение благоговейной,коленопреклоненной благодарности, когда один только факт БожественногоСуществования наполняет нас радостью высочайшей, радостью неизреченной!Радостью за то, что здесь, в этой Вселенной есть некто, являющийся Богом. Ив каждый момент, даже через что-то незначительное, вы можете соединиться сэтой величественной реальностью Божественного Существования. И сердценаполняется таким сильным, таким чудесным блаженством, благодарностью стольнесказанной, что несравнимо ни с каким другим ощущением. И нет ничего, что могло бы дать вам радость, равную этому блаженству.Вы слышите пение птиц, видите прекрасный цветок, вы смотрите на маленькогоребенка, находите в ком-то великодушие и благородство, вы прочитали в книгенечто достойное и высокое, вы смотрите на заходящее солнце и вдруг, неизвестно как... к вам приходит эта изумительная волна благодарности, этаволшебная эмоция, глубокая и напряженная! Чувство того, что мир этотпроявляет Бога, чувство того, что за его пределами, по ту сторону нашегомира есть нечто Божественное... ИСТИННОЕ ИСКУССТВО Истинное предназначение искусства в том, чтобы выразить красоту втесной связи со всеобщим, всемирным, универсальным движением. Величайшиенации и наиболее развитые расы всегда рассматривали искусство как частьжизни и обращали его силу на служение ей. Так было в Японии в лучшие еепериоды, так было везде в лучшие моменты истории искусства. Но большинствохудожников напоминает паразитов, растущих на поле жизни. Они, видимо, незнают или забыли, что искусству следует выражать Божественное в жизни ичерез жизнь. Во всем и повсюду истина должна быть показана в своихвсепроникающих ритмах, и каждое движение жизни должно выражать красоту игармонию. Мастерство не является искусством, талант тоже еще не искусство.Искусство - это живая гармония и красота, которые должны быть выражены вовсех движениях жизни. Такое проявление красоты и гармонии является частьюБожественной Реализации на земле, возможно, даже самой великой ее частью. ИСКУССТВО И ЙОГА Становится ли труд художника лучше, если он занимается Йогой? Принцип искусства по сути тот же, что и дисциплина Йоги. В обоихслучаях ставится цель достич большей сознательности. Цель - научиться видетьи чувствовать то, что находится по ту сторону обычного видения и обычногоощущения, погрузиться внутрь и вынести оттуда более глубокое содержание.Живописец должен следовать определенной дисциплине, чтобы возрасталасознательность его видения, которое само по себе почти йогическое. Если онистинный художник и пытается обнаружить то, что находится по ту сторону,тогда его сознательность, усиленная концентрацией, растет и в принципе уженичем не отличается от сознания, приобретенного посредством Йоги. Так чтойогическое сознание вполне может помочь творчеству художника. Я зналанекоторых художников, которые имели весьма скромные дарования, у них не былони должной техники, ни мастерства, но при помощи Йоги они обрели прекрасныеспособности в живописи и литературе. ЖИВОЕ ИСКУССТВО Когда вы работаете над картиной или сочиняете музыку, пишете стихи,каждый из вас исходит из собственного способа выражения. Каждый художник,музыкант, поэт, скульптор имеет или должен иметь уникальный личный контакт сБожественным и через свое неповторимое искусство выражает эту связьсобственными средствами, образами и словами, своим цветовым видением мира,своей способностью слышать, видеть, понимать.Вместо того чтобы копироватьвнешние формы природы, он должен найти за этими формами что-то в глубине, азатем попытаться выразить это. И тогда он заставит вещи говорить, рассказатьо том, что находится по ту сторону внешнего и видимого. В этом и заключаетсяразличие между живым искусством и плоским копированием природы. РАССКАЖИТЕ ПРЕКРАСНУЮ ИСТОРИЮ Следует ли соединять с жизнью, с истиной воображаемые истории? Что значит "соединять с истиной"? Истина есть даже в самой малойпесчинке. Это ничего не значит. Не кажется ли вам, что в мире и без вашего творческого участиядостаточно безобразных вещей, и совсем необязательно наполнять ими книги?Это всегда поражало меня, даже в детстве - жизнь столь безобразна, стольнизмена, столь слаба, ущербна, несчастна, столько в ней печали, боли,бесчестия, что создавать своим воображением что-то еще более ужасное, всегдаказалось мне верхом бессмыслицы. Нужно представлять совершеннопротивоположное, высокое, чистое, прекрасное, тогда ваши усилия будутценными. Люди, которые получают удовольствие от изображения безобразныхвещей, демонстрируют величайшую нищету ума. Да, это признак крайней бедностиума. Куда труднее рассказать историю, прекрасную от начала до конца, чемнаписать нечто, звершающееся безумствами и катастрофами. Многим авторам,если бы они рискнули написать рассказ с прекрасным концом, просто не хватилобы воображения. Очень немногие повести имеют возвышенный финал, и почти увсех неудачная развязка. Причина этого довольно проста - поднять всегдатруднее, чем опустить. Куда труднее закончить рассказ на ноте могущества ивеличия и сделать героя гением, который стремится превзойти самого себя! Нодаже сама потребность превзойти себя дается не каждому.

МИРСКИЕ ДЕЛА

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.