Сделай Сам Свою Работу на 5

САМООТДАЧА, ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЕБЯ В ДАР БОГУ, СМИРЕНИЕ





Мать. Солнечная тропа

--------------------------------------------------------------- The Sunlit Path: Passages from Conversations and Writings of theMother. © Sri Aurobindo Ashram Trust, 1984. © Перевод на русский язык - А. В. Цветов, 1991. Компьютерный набор: Александр Аникин--------------------------------------------------------------- СОЛНЕЧНАЯ ТРОПА: Фрагменты из работ Матери и ее бесед с учениками. "НЕ ПРИНИМАЙТЕ МОИ СЛОВА ЗА УЧЕНИЕ. ОНИ ВСЕГДА ЯВЛЯЮТСЯ СИЛОЙ В ДЕЙСТВИИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ С ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЦЕЛЬЮ. ОНИ ТЕРЯЮТ СВОЮ СИЛУ, КОГДА ОТ ЭТОЙ ЦЕЛИ ОТДАЛЕНЫ" МАТЬ

ЗОВ

ВЕЛИКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ Мы находимся сейчас в особой ситуации, уникальной и неповторимой. Мыявляемся свидетелями рождения нового мира. Этот мир совсем еще юный и оченьслабый - не по сути, а в своем внешнем проявлении - никем еще не познанный,никем не ощутимый, отрицаемый большинством людей. Но, тем не менее, этот мируже здесь. Он здесь, он стремится к росту, он абсолютно уверен в результате.Путь к нему - это совершенно новый путь, никем не пройденный, никто еще неходил туда, никто не делал этого! Мы находимся в начале, в самом началепути. Так что это совершенно неожиданное и непредсказуемое путешествие. Есть люди, которые любят путешествовать. Именно к ним я обращаюсь,именно им говорю: "Я приглашаю вас в великое путешествие". Это вовсе не повторение духовного пути, уже пройденного до нас, потомучто наше путешествие начинается за его пределами. Это новое дело, совершенноновое, грозящее непредсказуемыми событиями, рискованное, со многимиопасностями, - реальное путешествие, безусловная цель которого - победа, нопуть к ней никому не известен и потому должен быть пройден шаг за шагом понеизведанным далям. Это то, чего никогда не было в нашей вселенной, и то,что никогда не повторится больше. Если это вам интересно... что ж, давайтеотправимся в путь. Что произойдет с вами завтра, я не знаю. Необходимо оставить все мысли о будущем, все предположения и планы, азатем... смело шагнуть в неведомое. И - будь что будет! Вперед. САМОЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ИЗ ВСЕХ ПУТЕШЕСТВИЙ Порою в жизни бывают такие моменты, когда абсолютно невыносимымипредстают перед нами и сама жизнь, и наше восприятие этой жизни. В такиеминуты часто приходит чувство раздражения и решительный протест: "Нет! -говорим мы себе, - это не так! Так не должно продолжаться!" И вот тогда,полностью осознав суть происходящего, необходимо всю свою устремленность,все свои силы, всю свою жизнь, всего себя, наконец, направить на преодолениеэтих трудностей. Нужно уметь воспользоваться этим уникальным шансом,дарованным нам, чтобы суметь перейти на другую сторону. Какое облегчение -ступить на новый путь, который уведет вас в неведомое! Стоит бросить багаж,освободиться от многочисленных вещей ради того, чтобы совершить этот бросок.Так я отношусь к данной проблеме. Это действительно самое значительное из путешествий, и если в человекеесть хоть в малой степени дух искателя приключений, стоит рискнуть всем радиэтого. РЕШАЮЩИЙ МОМЕНТ Сейчас мы снова оказались у решающего поворота в истории Земли... Совсех сторон меня спрашивают: "Что будет дальше?" Везде боль, ожидание,страх. "Что будет дальше?"... Есть только один ответ: "Если бы толькочеловек согласился одухотворить себя..." И, возможно, было бы вполне достаточным, если бы лишь некоторые,стремящиеся освятить себя этой благородной цели, достигнув высшей степенидуховности, смогли бы превратиться в чистое золото, так как одного этогохватило бы, чтобы изменить ход событий. В настоящее время мы испытываемострую необходимость в этом. Именно мужества, героизма Бог требует от нас. Почему же мы неиспользуем эти качества в борьбе с нашими трудностями, нашиминесовершенствами, с нашим древним беспросветным мраком? Почему бы нивстретиться героически, лицом к лицу с пламенем внутреннего очищения, чтобыне нужно было проходить еще раз через одно из тех ужасающих и гигантскихразрушений, которые погружают всю нашу цивилизацию во тьму? Именно эта проблема стоит сейчас перед нами, и для ее решения каждомуиз нас предстоит идти своим собственным путем.

ЦЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ







ВЫ МЕЧТАЕТЕ О ЧУДЕСАХ В юности мы мечтаем о чудесах, о том, чтобы исчезло зло, чтобы всевокруг стало озаренным, прекрасным, счастливым. Нам нравятся истории,имеющие счастливый конец. Это то, на что нам нужно надеяться. Когда тело чувствует свою ничтожность и ограниченность, вам следуетукрепиться в этой мечте - в этой силе, которая не знает границ, в красоте,не знающей уродства, в чудесных ее возможностях. Вы мечтаете о полетах внебесах, о способности в мгновение ока попадать в любое место, исправлятьвсе ошибки на свете, исцелять больных и слабых. Конечно, все это было вранней юности... Обычно родители и учителя охлаждают вас, говоря: "Все это мечты, они нереальны". Им следовало бы делать наоборот! Детям надо говорить так: "Да, выдолжны пытаться осуществить свою мечту, и это не только возможно, этонесомненная реальность, вам нужно только почувствовать в себе ту силу,которая способна совершить это. Она определит всю жизнь, организует ее,направит вас к истинной реальности, которую профаны называют иллюзией". Именно так надо говорить, иначе ребенок вырастает самым зауряднымсуществом, наделенным лишь вульгарным здравомыслием, которое станет затемнавязчивой привычкой, так что, когда все идет хорошо, тут же возникаетмысль: "Все это ненадолго!"; когда встречается хороший человек - "Он скороизменится!"; если же встречается человек, способный к чему-либо - "Скоро егоспособности угаснут!" Это чувство жжет подобно кислоте, разрушает все бытие, уносит всякуюнадежду, всякую определенность, веру в будущее. Если ребенок полон энтузиазма, никогда не охлаждайте его пыл, никогдане говорите: "Жизнь совсем не такая!" Вы должны воодушевлять его и говорить:"Да, сейчас все не так, все кажется безобразным, но за всем этим стоиткрасота, которая пытается проявить себя. Именно ее вы должны любить и к нейстремиться, именно ее вы должны сделать предметом своей мечты и своихстремлений". ИСКУССТВО ЖИТЬ Вас научили очень немногому - вас даже не научили, как спать. Людидумают, что достаточно лечь в постель и заснуть, но это не так! Вам нужнонаучиться спать, так же, как вы научились есть или делать что-нибудь. Есливы не научились, вы делаете это плохо! Вам потребуются годы и годы, чтобыхоть что-то узнать, а до той поры все будет делаться плохо, Будутпроисходить многие неприятности. И только после многих страданий, совершивмножество ошибок и глупостей, постарев и поседев, вы начинаете понимать, какнужно это делать. Но если в детстве ваши родители или воспитателипозаботились о том, чтобы научить вас, это поможет избежать ошибок, наисправление которых уходят годы и годы. Но вы не только делаете ошибки, выдаже не знаете, что это ошибки! И вы очень удивляетесь, когда заболеваете,испытываете утомление, когда не знаете, как сделать то, чего хотели бы, ночему вас никогда не учили. Некоторых детей ничему не учат, и им нужны годы, чтобы научитьсяпростейшим вещам, даже такой простой привычке, как соблюдать чистоту... Жить правильно - очень трудно, и если вы не научились этому искусству вюности, прикладывая усилия, то никогда не будете знать его хорошо. Простоеискусство сохранять тело здоровым, в покое, с доброй волей в сердце - вещь,совершенно необходимая, чтобы жить правильно - я не говорю, жить удобно,жить очень хорошо, я лишь говорю - правильно. Я не думаю, что многиедействительно заботятся о том, чтобы научить этому своих детей. ОБРАЗОВАНИЕ НЕОБХОДИМО Вы думаете, что вас отправили в школу и заставили делать упражнениятолько для того, чтобы помучать вас? О нет! Вам необходимо получить основы,при помощи которых вы сможете научиться работать над собой. Если вы самидобились индивидуализации, полностью сформировали себя в абсолютномодиночестве, тогда вопросов нет. Но вы не сделали этого, да и не сможетесделать, так как нет ни одного ребенка, который был бы способен на это, зналбы, как делать это и с чего начинать. Если ребенка не научили как жить, онне будет знать, как делать то или это, не будет знать совсем ничего... Есликаждому придется проходить через весь опыт, необходимый для формированияиндивидуальности, то ему долго придется быть мертвым, пока он не начнетжить! Преимущество у тех, кто уже имеет накопленный столетиями опыт иговорит вам: "Если вы хотите идти быстро и за несколько лет узнать то, чемулюди научились за многие столетия - делайте так!" Читайте, учитесь,изучайте, и тогда в материальной сфере вы научитесь делать одно - так,другое - иначе, третье - еще как-то (жесты). Мало зная, можно, конечно,найти собственный метод, если у вас есть способности. Но, прежде всего,следует встать на ноги и научиться ходить. Поверьте, очень трудно научитьсявсему в одиночку. Любому трудно. Значит вам необходимо образование. УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ИМПУЛЬСАМИ Труд ваших воспитателей направлен на то, чтобы научить вас управлятьсвоими импульсами, повинуясь только тем, которые соответствуют принятымзаконам, идеалам или обычаям той среды, в которой вы живете. Ценностьментальной конструкции, которая будет управлять вами, во многом зависит отокружающих вас людей и обстоятельств, а также от характера родителей илитех, кто учит вас. Но какой бы она не была, хорошей или плохой,посредственной или великолепной, она всегда является результатом ментальногоконтроля над жизненными импульсами. Когда ваши родители говорят вам: "Тыдолжен это сделать" - это уже начало воспитания, управления импульсами припомощи разума. ХОЗЯИНОМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Хорошо, когда дети начинают учиться в раннем возрасте - это ведет кболее осмысленной жизни и позволяет реализовать все возможности физическоготела. Разум должен быть хозяином в собственном доме. И это не вопрос Йогиили высшей реализации - это то, что надо признать повсюду: в каждой школе, вкаждой семье, в каждом доме. Человек сотворен, чтобы быть ментальнымсуществом, а для того, чтобы быть им, - мы не говорим ни о чем другом, мыговорим только о том, чтобы быть человеком - жизнь должна управлятьсяздравым смыслом, а не витальными импульсами. Этому следует учить смладенчества. В первую очередь, надо научить тому, что человек, раз уж онсоздан мыслящим, должен слушаться здравого смысла, который являетсясверх-инстинктом человечества. Здравый смысл должен быть хозяиномчеловеческой природы. Вам следует повиноваться разуму и полностью отказатьсяот подчинения инстинктам. И здесь речь не идет о Йоге или о духовной жизни,вовсе нет. Это основная мудрость человеческой жизни, чисто человеческой, ибокаждое человеческое существо, не повинующееся здравому смыслу, - грубееживотного. Этому надо учить всех, это основа образования, которую следуетдавать детям. Господство здравого смысла должно и может завершиться только с приходомзакона психики, проявлением которого является Божественная Воля. ПОЛЬЗУЯСЬ РАЗУМОМ, ВЫ РАЗВИВАЕТЕ ЕГО Как можно развивать разум? Применяя его. Разум тренируется, как мышцы, как воля. Разум! Каждыйобладает разумом, но не всегда применяет его. Некоторые очень боятся разума,потому что он противоречит их низшим импульсам, и они предпочитают неприслушиваться к его голосу. Разумеется, если человек привыкает не обрвщатьвнимания на голос разума, вместо того, чтобы руководствоваться им, он теряетсвет разума, чем дальше, тем больше. Чтобы развивать разум, вы должны быть искренни. Если, с одной стороны,вы говорите себе: "Я хочу развивать свой разум", а с другой стороны, неслушаете его, то вы никогда ни к чему не придете. Разумеется, если каждыйраз, когда здравый смысл говорит вам "Сделай это" или "Не делай этого", выпоступаете наоборот, то скоро он перестанет обращаться к вам вообще. ВОСПИТАНИЕ: ПОДГОТОВКА СОЗНАНИЯ Обычно весь комплекс воспитания, вся культура, всякое возвышение нашихчувств и всего нашего существа являются одним из лучших способов излеченияот инстинктов, желаний, страстей. Отбросить все импульсы - еще не значитизбавиться от них. Подвергать их воздействию культуры, интелекта, очищать их- вот самые надежные средства для индивидуального прогресса, а также длядостижения определенного чувства гармонии и утонченности восприятия. Все этоявляется частью культуры нашего существа, его образования... Воспитание - одно из лучших средств, подготавливающих сознание дляболее высокого развития. Есть люди с грубой и примитивной природой, которыемогут иметь большое стремление и достичь определенного духовного развития,однако основа их всегда будет оставаться некачественной и, как только ониобратятся к своему обычному сознанию, сразу обнаружатся препятствия, потомучто вещество сознания слишком тонко, а в их витале недостаточно элементов,чтобы выдержать нисхождение высшей силы. ДЕТСКИЕ ЖЕЛАНИЯ Возлюбленная Мать, как помочь ребенку избавиться от привычки все времячто-то выпрашивать? Существует много способов. Сперва необходимо выяснить, не хотите ли выпросто остановить свободное выражение того, что он думает или чувствует,потому что именно это обычно делают люди. Они ругают, иногда даже наказываютребенка, и он привыкает скрывать свои желания. Но желания не уходят. Вы,наверное, заметили, что если ребенку все время говорить: "Нет, нет, ты этогоне получишь", то в его уме закрепляется следующее: "Значит, когда тымаленький, тебе ничего не позволяют! Нужно ждать, пока не повзрослеешь.Когда я стану взрослым, я буду иметь все, что только захочу!" Вот как этобывает. Но это не путь. Очень трудно воспитать ребенка. Можно поступатьиначе - давать ему все, что он ни пожелает. Естественно, ребенок каждуюминуту хочет чего-то еще, потому что это закон, закон самого желания -никогда не быть удовлетворенным. И тогда, если он достаточно сообразителен,можно сказать ему: "Ну вот, ты так хотел эту вещь, а теперь она тебя совсемне интересует". И если бы он был по-взрослому умен, то его ответом было бы:"Да, наилучший способ избавить меня от желания - дать мне то, что я хочу". Некоторые лелеют эту идею всю жизнь. Когда им говорят, что надопобеждать свои желания, они отвечают: "Легче всего победить желание,удовлетворив его". Подобная логика кажется им непогрешимой. Но дело в том,что не объект желания должен измениться, а импульс желания, его характер.Для этого нужно очень много знать, а это трудно для маленького ребенка... Возможно, было бы лучше начать с переключения внимания ребенка на тепредметы, которыми лучше обладать с духовной точки зрения и которые гораздотруднее получить. Вы могли бы направить его желание на... Например, вместожелания чисто материальных объектов, приносящих лишь временноеудовлетворение, постарайтесь пробудить в нем желание знать, желание учиться,желание стать выдающимся человеком... начните с этого! Конечно, добитьсяэтого труднее, но ребенок, стремясь к этому, разовьет свою волю. Даже вобласти чисто материальной: пробудить желание сделать что-то сложное,например, смастерить сложную игрушку, или вовлечь его в игру, котораяпотребует большого терпения. Если вы можете направить его - это требует большого терпения, интуиции,но это возможно - направьте на что-то в этом роде, заинтересуйте его труднойигрой; делом, требующим выдержки, внимания и терпения; подтолкните купражнениям, укрепляющим волю. Это даст результаты: отвлечет его внимание отодних вещей и направит к другим. Об этом следует постоянно заботиться, иэтот метод окажется хоть и не легким, но самым эффективным. ИСТИННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ И ЖЕЛАНИЕ Очень трудно обнаружить границу между истинной потребностью и желанием.Здесь мы встречаемся с проблемой, которая требует большой искренности, таккак человек знакомится с жизнью в первую очередь через желание. Но, кромежеланий, существуют и потребности. Как узнать, какие вещи действительнонеобходимы, а какие только вызывают желание? Для этого вы должны тщательноразобраться в себе, и если в результате своих исследований вы почувствуете всебе некую едва заметную вибрацию, не сомневайтесь, в ней находится желание.Например, вы говорите: "Мне нужна эта пища", вы верите, воображаете исчитаете, что вам нужно то-то и то-то и находите для этого необходимыесредства. Чтобы понять, желание это или потребность, надо внимательноразобраться в себе, и спросить: "А что будет, если мне не достанется этавещь?" И если в ответ вы услышите от себя: "О, это будет ужасно", будьтеуверены, - вы имеете дело с желанием. И так во всем. С какой бы вы проблемойне столкнулись, отойдите назад, всмотритесь в себя и спросите: "Ну-ка, хочуя получить эту вещь?" Если вы почувствуете трепет или радость, несомневайтесь, это - желание. И если, сказав себе: "Я вовсе не хочу получитьэто", вы ощутите разочарование и подавленность, то и это было желание, а непотребность. ОТКАЗ ОТ ЖЕЛАНИЯ Будда говорил, что большая радость заключена в преодолении желания, чемв удовлетворении его. Это может испытать всякий, и это очень интересно. Существует своего рода внутренняя связь с психическим существом,которая проявляется в тот момент, когда вы добровольно, с готовностьюотказываетесь от своего желания, в результате чего вас ожидает радостьнесоизмеримо большая, чем та, которую вы испытали бы, удовлетворив желание.Кроме того, почти всегда удовлетворенное желание приносит с собой горькийпривкус разочарования. Не существует ни одного удовлетворенного желания, которое не оставилобы эту своеобразную горечь. Это чем-то напоминает состояние человека,который съел слишком много сахара и в результате страдает от вкуса горечи ворту. Поэтому ваши попытки должны быть искренними. Вы, конечно, не должныпритворяться, стараясь убедить себя в искренности ваших намеренийотносительно избавления от желаний, в то же время, припрятав их на всякийслучай в самом затаенном уголке вашей души, потому что вы сделаете себяочень несчастным. Стремление должно быть искренним. ОДЕРЖИВАЙТЕ СВОИ МАЛЕНЬКИЕ ПОБЕДЫ Если благодаря усилию внутреннего сознания и эрудиции вы сможетепреодолеть желания, рассеять и уничтожить их, вы будете во сто кратсчастливее, чем если бы шли у них на поводу. Впоследствии эта победа будетиметь еще более чудесные результаты. Она сможет отразиться в мире, о которомв настоящий момент вы вообще не имеете представления. Она распространитсявсе дальше и дальше, ибо следствия ваших побед напоминают снежный ком,потому что вами сотворенные вибрации будут продолжать распростроняться, аэто значит, что победа, которую вы одержите в борьбе с самим собой, какой бымалой она не казалась, станет вашим вкладом во всеобщую победу добра исвета. Если вы действительно хотите сделать для мира что-то хорошее, лучшевсего со всей искренностью добиваться маленьких побед в самом себе. Так высделаете для мира максимум того, на что способны. ВНАЧАЛЕ ИЗМЕНИТЕ САМОГО СЕБЯ Вы ничего не можете сделать с другими, до тех пор, пока не будетеспособны сделать это с самим собой. Вы не сможете дать никому добрый совет,если сначала сами не последовали ему. Если вы столкнулись с трудностью,лучше всего победить эту трудность, преодолев ее в самом себе. Если вывидите в ком-то недостатки, не сомневайтесь, они есть и у вас, так чтоначните с себя! Когда же вы устраните этот недостаток в себе, к вам придетсила, необходимая для изменения других. Люди не понимают, как чудесно, чтовселенная устроена таким образом. Наша вселенная - это сумма субстанций, отсамых материальных до самых духовных, которые собраны воедино в маленькойиндивидуальности, управляемой центральной Волей. Это - ваша область работы,никто не в состоянии отнять ее у вас, это ваша исключительная собственность.И насколько вы способны работать над собой, настолько же способныдействовать во внешнем во внешнем мире. Таким образом, больше работая надсобой, вы работаете для других.

МОРАЛЬ, РЕЛИГИЯ, ЙОГА

ДУХОВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ Существует большая разница между духовностью и нравственностью - двумяпринципами, которые постоянно путают. Цель духовной жизни, жизнь Йоги - роств направлении Божественного Сознания, и она требует очищения,интенсификации, просветления и совершенствования всего, что есть в вас.Духовная жизнь дает вам силу для проявления Бога; она развивает характеркаждой личности до полного ее раскрытия и ведет к максимальномусамовыражению, так как все это часть Божественного плана. Нравственность жеустанавливается ментальными конструкциями и, с некоторыми идеями о том, чтохорошо, а что нет, провозглашает некий идеальный тип, которому все должныподчиниться. Этот моральный идеал различается иногда частично, иногдаполностью в разные времена и в разных странах. Он провозглашает свойединственный тип, категорический абсолют; не признает ничего помимо себя,даже внутренних вариантов. Все должно быть сделано по идеальному образцу,все должны быть похожи друг на друга и непогрешимы. Ведь нравственность поприроде не гибка и не реальна, что в основе своей делает ее противоположнойдуховной жизни. Духовная жизнь открывает единую сущность во всем, но онаоткрывает и бесконечное многообразие. Нравственность же следует одномуискусственному стандарту, противоречущему разнообразию жизни и свободе духа.Создавая нечто ментальное, фиксированное и ограниченное, она требует, чтобыв жизни все строго согласовывалось с этим. Трудиться над достижением одних итех же качеств, над достижением одного и того же идеала должны все.Нравственность не является Божественной, она представляет собой чисточеловеческое явление. Нравственность основана на четком разделении добра изла, но это произвольная концепция. Нравственность использует то, что посвоей природе относительно, и пытается представить его абсолютным, тогда какэти добро и зло отличаются друг от друга в различных странах, в разныеэпохи, в разных климатических условиях. Приверженцы моральных устоев пошлитак далеко, что поделили желания на хорошие и плохие, и призывают людейпринять одни и отказаться от других. Критерием духовной жизни являетсяполное отречение от любых желаний, какими бы качественными оттенками они неотличались. По закону подлинной духовности человек должен отбросить всторону все побуждения, уводящие его от Бога. Вам следует отвергнуть их непотому, что они сами по себе плохи (они могут оказаться хорошими при другихобстоятельствах и для других людей), а потому, что они относятся к импульсами силам, которые, будучи неозаренными и невежественными, преграждают вампуть к Богу. Все желания, какими бы они ни были, в этом едины, так какжелание само по себе возникает из непросветленности витального существа иего невежества. С другой стороны, вы должны принимать все, что помогаетприблизиться к Богу. И вы принимаете это только потому, что оно ведет вас кБогу. Примите все, что ведет к Богу, и отвергните то, что преграждает путь кнему. Но только не называйте одно добром, а другое - злом, и ни в коемслучае не пытайтесь навязать свою точку зрения другим. То, что вы считаетезлом, для вашего ближнего может оказаться полезным и замечательным, так какон еще не пытается достичь Божественной Жизни. РАЗВЕ НРАВСТВЕННОСТЬ НЕ ПОМОГАЕТ НАМ? Возлюбленная Мать, помогает ли нравственность росту нашего сознания? Это зависит от людей. Одним нравственность помогает, а другим непомогает вообще ничего. Нравственность - это нечто искусственное и произвольное. В большинствеслучаев она мешает истинному духовному усилию, вызывая особого родаморальное удовлетворение, которое человек получает от того, что он направильном пути, по-настоящему благороден, исполняет свой долг и всенравственные требования жизни. Тогда он так доволен собой, что больше неразвивается. Добродетельному человеку очень трудно стать на Тропу Бога. Подобныйчеловек совершенно доволен собой, он считает, что сделал все, и поэтому унего нет уже ни стремления, ни смирения, ни внутренней честности, которыеподталкивают человека к развитию. Видите ли, тот, кого считают саттвическимчеловеком, обычно очень удобно расположился в своей добродетели и несобирается сдвинуться с места. Это отодвигает его на миллион лье отБожественной Реализации. Пока не найден внутренний свет, действительно помогает следованиеопределенному набору правил, которые, естественно, не должны быть слишкомжесткими, но все же должны быть достаточно четкими, чтобы не дать уйти справильного пути, а также предостеречь от непоправимых ошибок, последствиякоторых могут заставить страдать вас всю жизнь. Хорошо установить для себянекоторые принципы, индивидуальные для каждого, соответствующие егособственной природе. Принимая социальные и коллективные правила, вы делаетесебя рабом социального закона, что, безусловно, мешает прикладывать усилие ктрансформации. СЛУЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ Почему вы хотите служить человечеству, как вы думаете? Это честолюбие,вы хотите стать великим среди людей. Разве это трудно понять? Я вижу это! Бог везде. Так что, если вы служите человечеству, вы служите Богу, нетак ли? Чудесно! Чтобы прояснить мысль, давайте продолжим: "Бог есть во мне.Если я служу себе, значит, я служу Богу!" (Смех) Действительно, Бог повсюду.Бог справится со Своей работой и без вас. Я вижу, вам это непонятно. Если вы знаете, что Бог повсюду, во всехвещах, то что же тогда можете вы привнести в этот мир своим служениемчеловечеству? Ведь для этого надо знать лучше, чем Бог, что следует делатьдля этого мира. А знаете ли вы об этом лучше Бога? Бог везде. Даже там, где нам кажется, что его нет... Я вижу здесьединственное решение; если вы хотите помочь человечеству, вам следуетсделать только одно - всего себя отдать Богу. Таким должно быть вашерешение. Потому что именно так, по крайней мере, вещественная реальность,которой вы являетесь, сможет хоть немного уподобиться Богу. Нам говорят, что Бог во всех вещах. Почему же ничего в этом мире неменяется? Да потому, что Бог не получает отклика. Вы должны достичь глубинсознания, чтобы увидеть это. Чего вы хотите добиться, служа человечеству?Дать пищу беднякам? Вы можете накормить миллионы. Это ничего не решит,проблема останется, все в мире останется по-прежднему. Но ведь и в этихлюдях Бог, но ничто не меняется. Бог лучше вас знает состояние человечества.Кто вы? Маленькая частица сознания и ничтожная частица материи - вот что выназываете "собой"... Если вы хотите помочь человечеству, миру или вселенной,единственная вещь, которую вам следует сделать - отдать эту маленькуючастицу Богу. Почему наш мир не Божественен? Очевидно, с миром не все впорядке. Поэтому единственное решение проблемы - отдать то, что вампринадлежит. Отдать Богу полностью, целиком, не только ради себя, но радивсего человечества, ради, Вселенной. Нет лучшего решения. Как можно помочьчеловечеству, если вам неизвестно, что ему нужно? Вы можете и недогадываться, какой силе служите. Как можно изменить хоть что-то, не изменивсамого себя? У вас нет для этого сил. Вы хотите помочь ближнему, но не обладаетесознанием более высоким, чем у него. Это так по-детски! Лишь ребенок можетсказать: "Я открою благотворительные заведения, я пойду строить детскиеприюты, кормить бедных, я буду проповедовать это знание, я будураспространять эту религию". Только потому, что вы считаете себя лучшедругих, вам кажется, что вы знаете, чем следует заниматься, что нужно делатьлюдям, кем им быть. Вот что вы называете служением человечеству. Вы хотитепродолжать все это? Это не принесет значительных перемен. Человечеству непоможет то, что вы откроете больницу или школу... Вы можете открыть миллионы больниц, но это не избавит людей отболезней. Напротив, люди станут болеть чаще и чаще. Мы тонем в идеяхподобного рода. Это успокаивает нашу совесть: "Я должен пойти в мир и помочьостальным". И вы говорите себе: "Как я бескорыстен! Я иду, чтобы помочьчеловечеству". Но это не так. На самом деле, это - просто эгоизм. В действительности, прежде всего вы интересуетесь только собой. Вамхочется уменьшить страдания, но пока вам не удастся превратить страдание вистинное счастье, мир не изменится. Он всегда будет таким. Мы движемся покругу - одна цивиллизация сменяет другую, одна катастрофа следует за другой,но ничто не меняется здесь, в этом мире, потому что все время чего-то нехватает, а именно сознания. Вот и все. РЕЛИГИЯ Религия является частью более высокого уровня человеческого разума.Религия - это стремление высшего человеческого ума приблизиться, насколькоэто возможно, к тому, что человечество называет Богом, Духом, Истиной,Верой, Знанием, Бесконечностью, неким Абсолютом, которого человеческий ум неможет достичь, но все же пытается. Религия может быть Божественной в своемпервоисточнике, однако в своей деятельности она не Божественна, онапринадлежит человеку. По сути надо говорить скорее о религиях, чем о религиивообще, ибо религий, созданных людьми, великое множество... Первое и основное положение этих учережденных и организованных религийгласит: "Моя религия - это единственная высочайшая истина, все же остальныелибо ложны, либо от дьявола". Без этой фундаментальной догмы ни одна религияне может существовать. Если у вас нет подобной веры, если вы не утверждаете,что обладаете Высшей Истиной, то не сможете привлечь к себе людей, и темболее, заставить их следовать за вами. Эта позиция естественна для религиозного ума, но именно она делаетрелигию препятсвием на пути к духовной жизни. Догмы и предписания религиисотворены разумом, и если вы держитесь за них и замыкаетесь в узком сводезаконов, то никогда не сможете узнать подлинную истину Духа, находящуюся поту сторону всех законов и догм, широкую, великую и свободную. Если выостановились на религиозном мировозрении, связали себя им и приняли его заединственную истину, - вы прекратили свое движение вперед и не даетевозможности расти собственной душе. Если же взглянуть с другой точки зрения,то окажется, что религия не для всех является препятствием. Вы можетеувидеть ее как одно из высших проявлений человека, и если сможете найти вней изначальные устремления души без того невежества, которое было навязаноей человеческим умом, тогда религия вполне может помочь вам приблизиться кдуховной жизни. Приняв ее в должном духе, вы сможете выявить в ней Истину,скрытое стремление, Божественное Вдохновение, подвергнутое искажающейтрансформации человеческим умом и человеческой организацией. С такимментальным подходом вы сможете получить от религии, даже нынешней,определенный свет на своем пути, в своих духовных исканиях. ЙОГА И РЕЛИГИЯ Возлюбленная Мать, чем отличается йога от религии? Ах, дитя мое! Это все равно, что спросить, какая разница между кошкой исобакой. (долгое молчание) Представьте себе человека, который знает о Боге или чувствует, что Онсуществует. Этот человек начинает прикладывать усилия. Он использует своюволю, концентрацию, дисциплину, то есть напрягает все силы, чтобы найтиБога, чтобы узнать Его и слиться с Ним. Это Йога. Но вот человек ведет подробную запись всех используемых приемов иутверждает, что им открыты абсолютные законы. Он говорит: "Бог таков. Чтобынайти Его вы должны делать то-то, сделать определенный жест, принятьтакое-то положение, выполнить эту церемонию". И вы должны признать, что этоистина, и сказать: "Я признаю, что это - высшая Истина, я буду идти по этомупути, этот метод является единственно правильным, нет никакого иного". Есливсе записывается, организовывается и устраивается по жестким законам исогласно определенным церемониям, то это уже религия. УЧЕНИЕ ШРИ АУРОБИНДО И РЕЛИГИЯ Многие утверждают, что учение ШРИ АУРОБИНДО - это новая религия.Скажите, так ли это? Подобные утверждения - просто глупость, люди не знают, о чем говорят.Вам нужно всего лишь взять книгу и прочитать то, что пишет Шри Ауробиндо.Тогда вы сразу поймете, что совершенно невозможно создать какую-то религиюна основе его трудов. Невозможно, потому что Шри Ауробиндо раскрывает каждуюпроблему и каждый вопрос во всех аспектах, он показывает Истину, заключеннуюв различных взглядах. Он говорит о том, что для достижения Истины мы должнысовершить ситез, который выходит за рамки всех ментальных понятий ипереходит в трансцендентное, находящееся по ту сторону мысли... Я повторяю - когда мы говорим о Шри Ауробиндо, то здесь не может быть иречи о каком-то учении или откровении, речь идет только о действии,исходящем от Высшего. Никакая религия не может быть основана на этом. Но люди так глупы, что могут все превратить в религию - настольконеобходимы жесткие схемы их узкому мышлению и ограниченному действию. Они нечувствуют уверенности, пока не заявят: вот это - истина, а это - нет. Ноподобные заявления совершенно невозможны для тех, кто читает и понимает ШриАуробиндо. Религия и Йога не принадлежат к одному и тому же плану нашегобытия, поэтому духовная жизнь может существовать во всей своей чистоте, лишькогда она свободна от всех догм. РЕШЕНИЕ ЗАНИМАТЬСЯ ЙОГОЙ У вас могут быть благие намерения, ваша жизнь может быть направлена наБожественную Реализацию, вы можете посвятить себя Божественному Труду, но незаниматься Йогой. Единственная цель йогических занятий - это полная трансформация своегосущества. Если вы точно знаете, что вам это нужно, поступайтесоответственно. Но все остальное должно быть оставленно, если вы занимаетесьЙогой Шри Ауробиндо. Это трудно, подумайте. Можно вести жизньблагодетельную, добровольно посвятить себя Служению, вы можете выполнятьработу, которая кажется вам легче, можете заниматься многими другими вещами.Но между Йогой и такой жизнью существует огромная разница. Ваше решение заниматься Йогой должно быть сознательным. Вы должныглубоко осознать, что это такое, прежде чем принять решение. Но, решившисьоднажды, отступать нельзя. Вы должны знать, на что идете, когда говорите: "Яхочу посвятить себя Йоге". Я не думаю, что на вас оказывали давление, когдавы пришли к этому решению... Наступает день, когда вы делаете свой выбор искренне и окончательно.Вот здесь и появляется Свет, появляется Тропа, по которой надо идти прямо,никуда не сворачивая... и вам нельзя уже будет сходить с нее. Йога - этосерьезно. Вы должны понимать это. Избрав путь Йоги надо всеми силамидержаться его. Колебаний быть не должно. Надо идти прямо, вперед! Вам следует заниматься этой пламенной Йогой - Йогой трансформации,только если вы чувствуете, что пришли сюда ради нее "сюда" - я имею в видуна Землю), и что больше вам нечего делать здесь, что эта Йога - единственноеоправдание вашего существования. Вам придется тяжело работать, страдать,бороться, но это неважно - это то, чего вы хотите, и нет ничего больше. Еслиже дело обстоит иначе, то я скажу вам -будьте просто счастливы, будьте добрыи благородны. Вот все, что от вас требуется. Будьте благоразумны, то естьпонимайте, что условия, в которых вы живете - исключительны; ведите жизньболее высокую, более благородную, более правильную, чем другие люди, чтобыпозволить хоть малой части Высшего Сознания, Света и Доброты проявиться вэтом мире. Это будет прекрасно. Вот так. Но если вы уже ступили на Тропу, идите к цели прямо, чего бы это нестоило. ЗОВ ТРОПЫ Для чего вы хотите заниматься Йогой? Чтобы получить силу? Чтобыполучить мир и покой? Может быть, она нужна вам для того, чтобы служитьчеловечеству? Ни одна из этих причин не указывает на то, что это - ваша Тропа. Вопрос, на который вам надлежит ответить, заключается в следующем:хотите ли вы заняться Йогой во имя Бога? Является ли Бог наивысшим фактом ввашей жизни, таким значительным, что без Него вы ничего не можете делать? Вычувствуете, что смысл существования для вас - Бог, что без Него в жизниничто не имеет значения? Если да, тогда можно сказать, что ваше призвание -Тропа. Самое важное - это стремление к Богу. Ваше стремление к Богу должнопробудиться, стать активным и сильным и сильным. Для этого требуетсяконцентрация - концентрация на Боге, чтобы полностью посвятить себя Его Волеи Его Цели. Концентрируйтесь в сердце. Войдите в самые сокровенные его глубины.Соберите все нити своего сознания, идущие вовне, смотайте их в клубок инырните в себя. Огонь горит там, в глубокой тишине сердца. Это Божественность в вас -ваше Истинное существо. Вслушайтесь в его голос. Следуйте его приказаниям.

САМООТДАЧА, ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЕБЯ В ДАР БОГУ, СМИРЕНИЕ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.