Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БРАССИСТА





Работа над совершенствованием физической подго­товленности пловца, специализирующегося в брассе, на­чинается очень рано — практически одновременно с обу­чением.

Первые 2 года главное внимание уделяется общей подготовке. Поэтому основными средствами в это время являются общеразвивающие упражнения на суше, бег на местности, лыжи, различные игры. Но даже при проведе­нии общеразвивающих упражнений опытные тренеры на­ходят возможность сделать их адекватными по функцио­нальному воздействию упражнениям в будущих плава­тельных тренировках (применительно или к дистанции, которую намечено готовить, или к отрезкам, сериям от­резков). Например, давая упражнения с набивными мя­чами, можно связать эти упражнения с количеством гребков на отрезке или с темпом плавания, или, наконец, со временем проплывания дистанции. Такое (по принци­пу адекватности) проведение упражнений, включаемых в общую физическую подготовку, повышает эмоциональ­ность тренировки, обеспечивает большую их целенаправ­ленность. Затем начинается постепенное включение про­стых упражнений специальной направленности (с набив­ными мячами и амортизаторами, отягощениями, на гиб­кость в коленных и тазобедренных суставах, упражнений имитационного характера). В последующие годы удель­ный вес специальной физической подготовки значительно возрастает. Главное внимание уделяется силовой подго­товке. Необходимый уровень подвижности в плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под­держивается упражнениями на гибкость.



В силовой подготовке можно выделить два направле­ния: применение упражнений для повышения абсолют­ной силы и упражнений для развития силовой выносли­вости.

У советских брассистов накоплен большой опыт в проведении силовой подготовки. Широко использовались рекодсменами мира В. Косинским, Г. Прозуменщиковой, И. Поздняковой при подготовке к Олимпийским играм 1964 г. изометрические упражнения для развития силы. При изометрии во время имитации отталкивания ногами или притягивания руками, как при гребке, пловец увели-


чивает и поддерживает напряжение мышц с максималь­ной силой без движения в течение короткого промежутка времени. Применялись также изотонические упражнения, заключавшиеся в поднятии (или отталкивании) до зара­нее определенной позиции и возвращении в первоначаль­ное положение.



В период подготовки к Олимпийским играм 1976 г. брассисты, как и вся сборная команда страны, включали упражнения вариативной изотонии. Особенно большой объем работы такой силовой подготовки выполнила бри­гада брассисток в составе М. Кошевой, М. Юрчени, Л. Ру­сановой и др. Упражнения проводились на тренажерах конструкции лаборатории плавания ВНИИФК. На этих аппаратах можно было, используя разные пружинные амортизаторы, увеличивать или уменьшать силу сопро­тивления. Специальное устройство с применением маят­никового рычага позволяло во время имитации гребко-вых движений совместить максимум напряжения мыши, участвующих в гребковых движениях, с максимальным сопротивлением.

В настоящее время брассисты начали применять изо-кинетические упражнения. На сегодняшний де^нь это

самый прогрессивный

способ наращивания си­лы. Специальная элект­ронная аппаратура, такая, например, как мини-жим (рис. 17), создает изоки-нетическое сопротивление такой величины (при со­хранении большой точ­ности), которое равно количеству прилагаемой силы и поддерживает его на всем протяжении гребка или отталкивания ногами.

Специальная физичес­кая подготовка пловца-брассиста обязательно проводит­ся, как уже говорилось выше, не только на суше, но и в воде. Широко распространенным упражнением для ног является плавание с движениями одними ногами с дос­кой в руках. Лучшие советские брассисты не ограничи­ваются обычной доской и для решения различных задач




используют доски разной конструкции. Например, Г. Про­копенко для «шлифовки» своего планирующего брасса использовал «сверхобтекаемую» доску каплеобразной формы, В. Косинский — утяжеленную доску*, Н. Пан­кин—доску со специальным V-образным тормозом сни­зу, хорошо пропускавшим воду при небольшой скорости и резко повышавшим сопротивление в момент ее увели­чения.

Тормозными устройствами пользуются также при плавании с движениями одними руками. Кроме того, час­то применяются упражнения в парах со взаимной букси­ровкой, но они, к сожалению, намного снижают плот­ность тренировочного занятия.

При плавании с полной координацией движений отя­гощениями могут служить хорошо растягивающие амор­тизаторы, прикрепленные к стене бассейна.

Для прошлого характерна тенденция использовать на тренировках в воде возможно большее количество раз­личных упражнений. Нередко это мотивировалось стрем­лением избежать монотонности тренировок. В настоящее время набор упражнений становится все меньше, но объем их и интенсивность выполнения значительно воз­росли. Многие ведущие тренеры отмечают, что при из­лишне большом разнообразии средств внимание спорт­смена трудно сосредоточить на выполнении определен­ной задачи. Пловцы высокой квалификации также считают, что излишнее разнообразие средств мешает. Уменьшение же количества упражнений, но выполнение их с большим числом повторений позволят по-настояще­му «вложиться» в упражнение.

При подборе и проведении отдельных упражнений по специальной физической подготовке в воде необходимо обязательно учитывать фактор влияния его на технику плавания. Каждое упражнение должно укреплять и со­вершенствовать технический навык, а не разрушать. Так, например, если в качестве упражнения для увеличе­ния силы участвующих в гребковых движениях мышц ног включено плавание с помощью движений одними но­гами, с отягощением тяжелым поясом, то при выборе ве-

* Любопытно, что В. Косинский использовал доску в качестве своеобразного психологического раздражителя: на верхней ее по­верхности были нарисованы три двойки (намеченный результат 2 мин. 22 сек. — новый рекорд мира).


са и расположения отягощения обязательно следует учи­тывать, как будут подтягиваться ноги (широко или уз­ко), сохранится ли «хлесткость» отталкивания. Иначе говоря, нужно принимать во внимание влияние приме­няемого упражнения на индивидуальную технику данно­го пловца.

Отличным универсальным средством физической под­готовки брассиста является плавание другими способами и использование их элементов. В связи с этим следует четко разграничивать применение дополнительных видов плавания для отдыха и снижения напряжения и исполь­зование их в качестве средств нагрузки.

Выполнение брассистами плавательных упражнений другими спортивными способами, особенно дельфином и кролем, удобно прежде всего тем, что в этом случае мож­но достигать очень большой интенсивности, не опасаясь нарушений в технике брасса и потери правильной коор­динации. Более того, отдельные детали техники брасса очень трудно усовершенствовать, не применяя аналогич­ного элемента из других дополнительных способов пла­вания. Например, в гребке руками в брассе положение высокого локтя наиболее успешно осваивается в том случае, если много и интенсивно плавать с движениями одними руками дельфином, дельфином с ослабленными движениями ногами, с движениями только руками с под­нятой головой. Очень хорошо прослеживается взаимо­связь волнообразного движения ногами и таза в спосо­бе дельфин с захлестывающим движением в конце оттал­кивания в брассе.

Излишне говорить о том, насколько важно юному брассисту своевременно и полно освоить технику плава­ния дополнительными способами, получить начальные навыки выполнения плавательных тренировочных уп­ражнений этими способами и с использованием их эле­ментов.

Неумение пловца, специализирующегося в брассе, тренироваться (да, тренироваться, а не просто уметь плавать!) в плавании дополнительными способами обед­няет его технический арсенал, сужает творческие воз­можности.


КАКИМ БУДЕТ БРАСС ЗАВТРА

Попробуем заглянуть в завтрашний день. Каким бу­дет плавание брассом? Какими будут брассисты, их ре­зультаты?

Итак, каким может быть плавание брассом в бу­дущем.

Мнение большинства спортивных специалистов и уче­ных сходится на том, что плавание еще не достигло вы­сокого уровня развития и продолжает развиваться.

Рекордные показатели, достижения пловцов прош­лых лет, казавшиеся фантастическими, неповторимыми, сегодня становятся обычными и доступными даже для молодых спортсменов. Это объясняется многими причи­нами.

Главным, конечно, является значительное совершен­ствование тренировочного процесса. Углубление знаний, накопление опыта позволяет в плавании, как, впрочем, и в других видах спорта, раскрыть огромные возможности человеческого организма.

Другие факторы, обусловливающие рост скоростей на голубых дорожках бассейнов, характерны только для плавания. Вот, например, вопрос о сопротивлении воды плывущему спортсмену. Брассист при проплывании дис­танции увлекает за собой соседние слои воды и поэтому как бы вынужден тянуть двухметровый «мешок». Боль­шую часть своей энергии пловец тратит на борьбу с ним. Чтобы уменьшить сопротивление, совершенствуют тех­нику плавания, строят и оборудуют специальные ско­ростные бассейны — с гладкими стенками, определенной глубиной, с волногасящими дорожками и сливными бор­тиками, подбирают определенный состав воды. Плава­тельные костюмы.и трусы начинают изготавливать из материалов особой гладкости. На очереди применение смазок для кожи (возможно, полимерных) для этих же целей.

Тренировка в плавании становится сложным комп­лексным мероприятием. С каждым годом в подготовке мастеров участвует все большее количество специалис­тов самых различных направлений. За изменениями, про­исходящими в организме под действием тренировочных нагрузок, наблюдают медики, биологи, биохимики. Над поддержанием на высоком уровне и регулированием эмо­ционального состояния работают психологи. Инженеры



и техники измеряют и регистрируют данные техники пла­вания, стартов, поворотов, используя тончайшую элект­ронную аппаратуру.

Да, бассейны завтрашнего дня будут скорее похожи на научно-исследовательную лабораторию.

Ясно, что тренеру-педагогу для того, чтобы освоить и применить колоссальный поток информации, придется еще более всесторонне совершенствовать свои знания.

Важный фактор, с которым связан рост спортивных результатов,— непрерывное возрастание тренировочных нагрузок и умелое обеспечение восстановления и полно­ценного отдыха.

Интенсивность упражнений на суше и в воде так воз­растут, что это потребует от тренера и спортсмена наря­ду со многими рациональными мерами, направленными на предотвращение перенапряжения, перетренированнос­ти, умения оптимально планировать соотношение нагру­зок и средств отдыха.

Приходится во многом согласиться с почти парадок­сальным выводом некоторых тренеров, которые говорят, что будущие рекорды по плаванию не столько в работе, сколько... в отдыхе. Например, не случайно молодым пловцам в перерыве между заплывами, когда они оста­ются отдыхать в воде, иногда показывают на стене бас­сейна мультфильмы. Для мастеров создаются специаль­ные восстановительные центры, в которых применяются самые современные и очень сложные средства реабили­тации.

Однако не следует думать, что брассисты завтрашне­го дня будут плавать или отдыхать под стеклянным кол­паком, вдыхая кислородную смесь. Их подготовка будет разумным сочетанием тренировок с учебой и работой, сочетанием культурного отдыха с применением техничес­ких средств восстановления. Рекордсменами и чемпиона­ми у нас будут не спортивные роботы, а жизнерадостные юноши и девушки, лучшие представители советской мо­лодежи.

В плавании брассом мы ожидаем дальнейшего стре­мительного роста скоростей еще по одной причине. Пла­вание этим способом долгое время не пользовалось до­статочной популярностью в мире. Только сейчас интерес к нему возрос по-настоящему. Этим и объясняется то, что если в других способах, как в кроле, например, миро­вые достижения улучшаются уже давно не на десятые


доли секунды, а на сотые, в брассе они растут на целые секунды. Так, в предолимпийский 1979 год рекорды в кроле улучшались на десятые доли, а в брассе, напри­мер, Л. Качюшите с рекорда на дистанции 200 м сброси­ла сразу более 2 секунд.

Большие резервы заложены в технике брасса, и прежде всего в координации движений. Можно с уверен­ностью сказать, что наметившийся повсеместно переход к уменьшению скольжения и сокращению наплыва будет продолжен.

Очевидно, что координация гребка руками и отталки­вания ногами будет усовершенствована так, что образу­ется, так сказать, суперслитный брасс, состоящий из од­них быстрых и беспрерывных скачков.

Будущий брассист поплывет высоко по самой поверх­ности, не успевая проваливаться глубоко под воду.

Подобное ведь произошло, например, в эволюции тех­ники «дельфина», где на смену плаванию с раздельными движениями и глубоким заныриванием пришло плавание с полностью слитной координацией по поверхности воды. Повышение слитности в брассе должно привести к из­менению движения руками. Возможно, даже к появле­нию новой техники гребка. Детальный анализ техники современных брассистов показывает, что неполная слит­ность, т. е. разрыв в поступательном движении после отталкивания ногами, происходит не только из-за того, что запаздывает гребок руками, но часто и из-за неудач­ного захвата кистями в самом начале их движения, ког­да он выполняется слишком размашисто и вызывает в большей степени не силу продвижения, а подъемную си­лу. Если начало гребка руками будет выполнено качест­венно, тогда и вторая его половина может быть усовер­шенствована таким образом, что скорость будет нарас­тать беспрерывно. А так как все в технике взаимосвяза­но и изменение одного ее элемента немедленно влияет на другие элементы, потребуется усиление толчка ногами. Наверное, мы уже не увидим широкого «обхватывающе­го» движения ногами. Короткий захлестывающий удар, направленный вниз, впитавший в себя детали «дельфи­на», быстрая смена напряжения и расслабления, — таки­ми, очевидно, станут движения ногами в брассе.

Вторым направлением новой техники брасса может быть перестройка дыхания. Брасс в настоящее время ос­тался единственным способом плавания на груди, в кото-


 


Ы



ром дыхание выполняется каждый раз на цикл движе­ний. В других способах пропуск дыхания и один вдох на несколько циклив стали обычной нормой. Ясно, что здесь будут большие трудности, связанные с перестройкой тех­ники гребка руками — он будет иным при низком поло­жении головы — с лицом, опущенным на воду.

Сложность будет и в том, что возникают два различ­ных вида координации движений: один вид — координа­ция на цикле со вдохом, другой — координация при опу­щенной голове. Появление такой техники не исключено в будущем.

Имеются еще два существенных для повышения ско­рости элемента техники в плавании брассом — техника поворотов и техника старта. До последнего времени от­ношение к ним было предельно упрощенным. Оно выра­жалось формулой: «выиграть на старте и поворотах не­возможно, важно ничего не проиграть». В этой области также можно ожидать значительных перемен.

Заманчивой является возможность заменить обыч­ный способ вращения на повороте на вращение типа сальто-поворот и сэкономить этим до 0,20—0;30 сек. времени. Может быть, для этого потребуется в рамках правил изменить технику касания кистями поворотной стены (например, касание тыльной стороной кисти, обра­щенной ладонью вниз, и т. д.). В старте самым уязвимым местом является момент входа в воду. Больший угол вхо­да, типичный для старта в брассе, а следовательно, и более глубокое погружение позволяют применить не­обычную технику, при которой сгруппированное в по­следней фазе полета тело пловца вытягивается по мере погружения и этим уменьшается сопротивление удара от падения на поверхность воды.

По данным американских специалистов и кафедры плавания Ленинградского института физической культу­ры имени П. Ф. Лесгафта, исследовавших этот вариант, экономия во времени может составить около 0,30 сек.

Только в недавнее время появилась возможность бла­годаря применению измерительной электронной аппара­туры давать объективную оценку выполнению выхода на поверхность бассейна после старта и поворотов. Оказа­лось, что брассисты неоправданно длинно скользят и, используя скольжение в качестве привычного отдыха, не­произвольно теряют скорость. Поэтому уже в ближай-


шие годы мы будем свидетелями быстрых укороченныхвыходов в заплывах брассом.

Словом, весь технический арсенал плавания брассом будет пересматриваться только в направлении роста ско­рости. Экономичность, удобство, отдых, сохранение сил — все эти понятия уйдут в прошлое.

«Но ведь это потребует огромного напряжения сил», — скажете вы. Да, это, видимо, будет так. Новая техника потребует и новой, более совершенной трени­ровки.

Еще сложнее станут тренажеры и другое оборудова­ние на суше. Можно предполагать, что в ближайшие го­ды значительно увеличится число приспособлений для тренировок в воде. Здесь можно думать и о плаватель­ных досках с меняющейся конфигурацией и заданным сопротивлением, и об отягощениях, и специальных под­держивающих средствах типа гидрокостюмов, и о спе­циальных ластах с вертикальными ребрами.

Обнадеживающие результаты дали пробы примене­ния плавательного тредбана (бассейна, в котором можно создать встречный поток воды с регулируемой ско­ростью).

На очереди конструирование специального буксирую­щего устройства для упражнения в плавании, застав­ляющего выполнять движения руками или ногами с по­вышенной скоростью, так как опираться придется об убегающий назад поток воды.

Таким образом, нас ждут новые формы тренировки, новая техника брасса, новые скорости, новые рекорды.

Какой может быть динамика спортивного роста брас­систов.Кто же станет будущими рекордсменами и чем­пионами в плавании брассом? Можно ли предсказать спортивный путь победителей следующих олимпийских игр? Да, оказывается, составить прогноз можно довольно точно. Анализ динамики подготовки пловцов, проведен­ный специалистами, позволил сделать вывод о некоторой стабилизации показателей их спортивного роста. На под­готовку брассиста высокого класса в мужском плавании требуется около 10 лет, в женском — около 7 лет. Уста­новлено также, что на олимпийских играх сильнейшими в плавании брассом женщины становятся чаще всего в 18—19 лет, мужчины — в 20—21 год. Это, конечно, сред­ние данные. В отдельных случаях мы можем встретиться с некоторыми отклонениями от этих показателей.



Нужно прежде всего иметь в виду то, что возраст фактический, или, как принято говорить, паспортный, не всегда соответствует уровню развития организма — воз­расту биологическому. Это следует учитывать, характе­ризуя состояние спортсмена

Чаще всего «нарушителями» закономерностей явля­ются пловцы с самыми высокими результатами — на уровне рекордов мира и победителей олимпийских игр. Наверное, не будет преувеличением сказать, что сами ре­кордсмены являются отклонением от нормы. Современ­ные рекордные достижения так высоки и показываются в такой напряженной обстановке, что добиться их могут только спортсмены исключительно одаренные, развитие которых идет не всегда обычным путем. В олимпийскую команду их привести могут не только талант, трудолю­бие, здоровая психика, но и правильное, хорошо сбалан­сированное планирование многолетней подготовки.

Как показывает опыт, результаты будущих олимпий­цев из года в год растут беспрерывно, но далеко не рав­номерно, скачками. Сначала такая неравномерность обусловлена законами развития и созревания детского организма, в дальнейшем же скачки в результатах про­исходят по мере изменений в организме, происходящих под воздействием нагрузок.

В практике мы всегда имеем дело с тремя различны­ми уровнями спортивных результатов у молодых плов­цов — опережающим, нормальным и опаздывающим.

Заниженные результаты в своей возрастной группе (т. е. результаты ниже возможностей юного пловца) опасны, помимо ряда организационных трудностей (спортсмены не будут включены в состав команды, их не переведут в более сильную группу и др.) и возникно­вения комплекса неполноценности, главным образом тем, что даже большой скачок в последующем не приве­дет к достаточному успеху и пловец снова останется от­стающим. Уровень очень высоких результатов среди сво­их сверстников опасен тем, что чаще всего достигается форсированной подготовкой, при которой весь трениро­вочный процесс направлен на предельное раскрытие всех возможностей организма, т. е. при максимальных напря­жениях в ущерб последующему развитию. Многие трене­ры отмечают также, что использование перехода от ин­тенсивных тренировок к продолжительному снижению тренировочных нагрузок равносильно форсированию.


Форсированная подготовка молодых спортсменов приво­дит к необратимым неблагоприятным изменениям и прекращению спортивного роста. Хотя сам по себе вы­сокий спортивный результат и большой временной ска­чок всегда признак одаренности пловца, далеко не без­различно, какими средствами он достигнут. Правильно построенная многолетняя тренировка молодых пловцов, оптимальный подбор применяемых средств и методов должны подготовить их к высоким результатам по дости­жении полной физической и духовной зрелости. При соблюдении этого уровень промежуточных спортивных результатов в своих возрастных категориях будет важ­ным показателем подготовки.

Если сопоставить средние показатели с прогнозами результатов для призеров будущих олимпийских игр, мы увидим, какая напряженная подготовка предстоит брас­систам, которые будут готовиться к борьбе за призовые места в олимпийских финальных заплывах.

Таблица 1 показывает предполагаемый ход подготов­ки женщин и девушек, специализирующихся в плавании брассом, к Олимпийским играм 1984 г. Подготовка муж­чин-брассистов отражена в таблице 2.

Еще более длинный и не менее трудный путь — у юных пловцов-брассистов к Олимпийским играм 1988 г. Практически большая часть будущих олимпийцев сегод­ня только что пришли и начали занятия в бассейне. В таблицах 3 и 4 приводятся варианты моделей много­летнего планирования на основе спортивных результа­тов. В качестве примера взята подготовка девочек 1970— N 1969 гг. рождения (10—11 лет в 1980 г.) и мальчиков 1968—1967 гг. рождения (12—13 лег в 1980 г.) к Олим­пийским играм 1988 г., т. е. ко времени, когда пловцы этой возрастной группы смогут бороться за право стать на олимпийский пьедестал.








 


 




СОДЕРЖАНИЕ

Немногооб истории возникновения и развития брасса . . 3

Учимся плавать брассом .......................................................... 13

Путь в спортивное мастерство.................................................... 33

Какимбудет брасс завтра........................................................... 53

Михаил Степанович Фарафонов ПЛАВАНИЕ БРАССОМ

Заведующая редакцией А. К. Гринкевич

Редактор Г. Б. Хотянова

Художник Э. Л. Эрман

Художественный редактор В. А. Жигарев

Технический редактор Т. Ф. Евсенина

Корректор А. А. Лаврова

А 09702. Сдано в набор 04.04.80. Подписано к печати 01.08.80. Формат

84Х108/з2. Бумага тип. № 1. Усл. п. л. 3,36. Уч.-изд. л. 3,33. Цена 25 коп.

Тираж 50 000 экз. Издат. № 6216. Зак. 330.

Ордена «Знак Почета» издательство «Физкультура и спорт» Государст­венного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 101421. Москва, Каляевская ул., 27.

Ярославский полиграфкомбинат Союзполиграфпрома при Государственном

комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.

150014, Ярославль, ул. Свободы, 97.



 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.