Сделай Сам Свою Работу на 5

НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БРАССА





М.С.Фарафонов

МОСКВА «ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ» 1980


ББК 75.717.5 Ф24


Фарафонов М. С.

Ф24Плавание брассом. — М.: Физкультура и спорт,

1980.— 64 с, ил.

Автор, заслуженный тренер РСФСР, который много лет был тре­нером сборной олимпийской команды страны, в популярной форме рассказывает о плавании брассом. Используя богатый опыт советских ?ренеров в подготовке пловцов брассом чемпионов и рекордсменов мира победителей олимпийских игр, он раскрывает содержание на­чального обучения, становления техники и совершенствования спор-тивного мастерства в этом способе.

Для спортсменов, общественных инструкторов,

60902-195 „ о ББК 75.717.5

ф^--------------- 109-80 7А5.1

009(01)—80

© Издательство «Физкультура и спорт», 1980 г.


Брасс — один из популярных способов плавания. Возможности его применения многогранны.

Так, хорошо известно оздоровительное значение плавания брас­сом, благоприятное гигиеническое воздействие его на организм че­ловека. Брасс используется как одно из средств лечебной гимнастики. Движения при плавании этим способом служат отличным корриги­рующим упражнением, применяемым для улучшения осанки, исправ­ления искривлений позвоночника. Брасс является одним из видов физических упражнений для людей пожилого возраста, позволяю­щим легко дозировать нагрузку.



Огромно прикладное значение плавания брассом.

Технику этого способа можно использовать в самых разнообраз­ных ситуациях, возникших в водной среде, свободно изменяя на­правление и скорость проплывания.

При плавании брассом сохраняется хорошая видимость, этим способом удобно подплыть к тонущему, оказать помощь ослабевшему в воде и транспортировать его к берегу. Применяя технику брасса, можно буксировать груз, плыть с каким-либо предметом в руках, особенно если нельзя погружать его в воду. В тех случаях, когда приходится снять с себя в воде одежду, удобнее всего это сделать, применяя брасс. Если понадобится нырнуть под воду, то брассист — готовый к действию ныряльщик. Ему не потребуются ласты — ведь движения в брассе — одна из разновидностей техники плавания под водой.

Для ряда профессий, таких, как геологи, речники, моряки, под­водники, спасатели, и многих других, требующих умения действо­вать в водной среде, овладение плаванием брассом — необходимая составная часть специальной подготовки.



Нельзя не сказать и еще об одной очень важной особенности брасса. В современном спорте подготовка пловцов теперь начинает­ся очень рано, часто еще до школы. И бывает так, что мальчики и девочки, не успевшие ранее приобщиться к спортивным занятиям, оказываются неперспективными «переростками». Так вот, единст­венный способ плавания, в котором возможно более позднее начало тренировок, — это брасс. Убедительным примером является спортив­ная биография одного из выдающихся пловцов брассом Дэвида Уилки (Англия): в 12 лет — первое знакомство со спортивным пла­ванием, в 14 лет — первые серьезные старты, а в конце спортивной


карьеры — рекорды мира и победы на многих соревнованиях по пла­ванию, включая первенство мира и олимпийские игры.

Немаловажно спортивное значение брасса. У советских спорт­сменов в плавании брассом имеется традиция победных выступле­ний. Первый рекорд мира по плаванию, установленный советскими пловцами, первая победа на первенствах Европы, самая первая их медаль (бронзовая) на олимпиаде, первые золотые медали на олим­пийских играх — все это достигнуто пловцами в брассе.

За спортивные достижения в. плавании брассом присваиваются почетные звания от юношеских разрядов до мастера спорта между­народного класса. Во всех соревнованиях по спортивному плаванию от самых простых до олимпийских игр проводятся заплывы брассом, им проплывается один из этапов в комбинированных эстафетах и, кроме того, брасс является составной частью дистанций комплекс­ного плавания. В команде пловцов на олимпийских играх брассисты могут завоевать по четыре золотых, серебряных и бронзовых меда­ли (за дистанции 100 и 200 м у женщин и у мужчин). Кроме того, в комбинированных эстафетах и в комплексном плавании этап, про­плываемый брассом, как правило, имеет решающее значение.



При начальном обучении плаванию брасс из-за большей слож­ности несколько уступает таким способам, как кроль и плавание на спине, научиться которым можно быстрее. Но важен ведь ко­нечный результат: освоив брасс, человек не просто способен дер­жаться на поверхности воды — он действительно становится плов­цом! И в самом деле. Вот он только-только проплывает 10—15 м. Но изменилась ситуация... Нужно, очень нужно проплыть вдвое, втрое больше! И, представьте себе, брассист в состоянии это сде­лать.

Итак, желаем вам успешного освоения способа брасс.


НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БРАССА

Предполагается,\что человек умел плавать на самой ранней ступени своего^ развития. Он был вынужден учить­ся плавать, так как, переходя с четверенек в вертикаль-лое положение, постепенно утратил естественную (от рождения) способность большинства животных держать­ся и передвигаться в воде.

Вода привлекала человека возможностью добыть в ней пищу, спастись от зверей, укрыться от жары. Кроме того, передвижение по местности требовало умения прео­долевать водные преграды. Передвигаясь по мелководью, человек стал учиться держаться на воде и плыть в гори­зонтальном положении, беспорядочно загребая руками, ударяя и отталкиваясь ногами, совсем так, как это дела­ют и теперь купающиеся дети, не умеющие плавать.

Впрочем, в беспорядочности этих движений заметны два направления: плавание с попеременными движени­ями (встречается чаще) и плавание с одновременными движениями (встречается реже). Эти так отличающиеся один от другого способы плавания сформировались на той же двигательной основе, что и передвижение по суше бегом или прыжками. В результате длительной эволюции из первого направления, т. е. «плавательной конструк­ции» с попеременными движениями, через плавание «по-собачьи», «с выносом рук» (русские «саженки») сформи­ровался современный быстрый кроль. Развитие второго направления, т. е. плавания,^ одновременными движени­ями, привело к рождению экономичного брасса. Об этой естественной основе техники плавания следует помнить и сейчас. Посмотрите внимательно найетей, начинающих учиться плавать. Как только они, преодолев страх, овла­девают способностью держаться На поверхности воды и проплывать небольшие расстояния, одни из них, оставляя бурун всплесков от ног, начинают вразмашку грести ру­ками, другие (их меньше) робкими толчками начинают



скользить, но в их судорожных еще движениях без труда просматривается брасс. Недаром тренеры по плаванию говорят: «Плаванию учатся, брассистами рождаются».

\_В дальнейшем развитие и совершенствование двух этих видов плавания, прапрародителей современных спо­собов плавания, происходило одновременно, но далеко не равномерно. Плавание попеременным способом первона­чально развивалось значительно быстрее. Об этом свиде­тельствуют, например, дошедшие до нас изображения людей в египетских иероглифах, на ассирийских барель­ефах, рисунках и древнегреческих монетах. На них чаще можно увидеть человека, плывущего способом, который без сомнения представляет примитивный кроль.

Фигуры пловцов, скользящие по поверхности, как в брассе (рис. 1), встречаются значительно реже. Позднее

в Европе быстрее стало развиваться плавание брассом. Об этом убедительно говорят/литературные источники, относящиеся к XVI, XVII вв7. В первом произведении, описывающем плаваниеддошедшем до нас, — «Columbe-tes» («Водолаз») немецкого лингвиста Николаса Вине-мана (1538 г.) —учитель, рассказывая о плавании, обра­щает внимание ученика на то, как плавает лягушка, сове-


тует копировать ее движения в воде. Таким образом, мож­но считать, что первая книга по плаванию была книгой именно о брассе.

[Знакомство с литературой о плавании начала XVIII в. показывает, что брасс продолжает распространяться и совершенствоваться. В движении ног, например, отчет-

ливее становится разворот ступ­ней, в связи с чем такое плавание стали называть «лягушачьим».

Интересно, что название «по-лягушачьи» теперь почти не со­хранилось. Дело в том, что воз­росшая популярность этого спосо­ба привела к полному отождеств­лению его названия с понятием плыть правильно, плыть хорошо. Стало буквально так: раз плы­вешь на груди и плывешь пра­вильно, значит, плывешь брассом. С тех пор на большинстве евро­пейских языков (на английском и др.) плавание брассом называ­ется плаванием на груди. На французском языке оно было на­звано плаванием брассом. Это на­звание стало принятым и в Рос­сии.

Еще большее развитие полу­чает брасс в XIX в. В это время обучение плаванию становится важной частью военной подго­товки в европейских армиях. Брасс оказался для военных спе­циалистов настоящей находкой: приемы обучения плаванию брассом полностью совпадали с методами военного обучения то­го времени. Техника брасса лег­ко делилась на отдельные дви-

жения, что позволяло проводить обучение плаванию брассом под обычные воинские команды, как это уже бы­ло широко принято в строевой подготовке, фехтовании, штыковом^бою или изготовке к стрельбе. «Делай, раз! Делай, два!»... и под команду сержанта усатые гренаде-


 




ры заучивали отдельные движения брасса на суше, что­бы повторить их потом в воде (рис. 2).

Для того чтобы было удобнее выполнять такие отдель­ные движения в воде, стали применять нехитрое устройст­во, называемое удочкой; обучавшийся плаванию брассом надевал специальный пояс, прикреплявшийся веревкой к шесту, позволявшему удерживаться на поверхности во­ды. Учитель плавания, стоя на плоту или борту бассейна, поддерживал обучаемого за удочку на необходимой глу­бине. Позднее в крытых бассейнах на потолке устанавли­вался рельс, по которому двигались ролики со свисавши­ми до воды веревками с поясами. Надев эти пояса, целая группа могла одновременно обучаться плаванию, перед­вигаясь по кругу. В России, например, так был оборудо­ван бассейн Петербургского пажеского корпуса.

. В 1780 г. для армии Наполеона майором Аржи было составлено специальное подробное наставление по обуче­нию плаванию. В прусской армии в 1790 г. то же самое было сделано капитаном Пфулем. Интересно, что за это обоим авторам было присвоено генеральское звание. Эти первые воинские уставы по обучению плаванию преду­сматривали обучение способом брасс и использование его при форсировании водных преград (рис. 3).

Постепенно применение брасса для начального обуче­ния стало повсеместным. Методика деления способа пла­вания на элементы сохранилась до нашего времени. Дол­гое время способ брасс считался более правильным, «аристократическим» способом, чем «мужицкие сажен­ки», «по-собачьи» или на боку.

Когда в конце XVIII в. стадл/проводить спортивные соревнования по плаванию, никому и в голову не прихо-


дило разделить применявшиеся тогда способы. Но оказа­лось, что по скорости никакой конкуренции ни на корот­ких, ни на длинных дистанциях брасс не мог составить другим способам плавания. К тому же тихоходный брасс оставался совершенно без изменений, тогда как техника других способов быстро развивалась и совершенство­валась.

Все большую популярность получали развившиеся из народного способа плавания на боку способы «оверарм» и «треджен». Постепенно они вытесняли брасс. Особенно сильный удар плаванию брассом нанесло появление в Ев­ропе в начале XX вхавстралийского кроля. Было и еще одно обстоятельство), в связи с которым былая популяр­ность брасса стала быстро гаснуть: обучение плаванию новым способом проводилось более просто и естественно, методами, которые отличались от методов нудной мушт­ры, применяемой для обучения в брассе и до отвращения напоминавшей военную гимнастику. Как едко заметил один из последователей нового направления, «командо­вать легче, чем учить». \

Не удивляйтесь тому, чтоХсреди победителей первых Олимпийских игр вы не найдете пловцов брассом. По­скольку в соревнованиях можнЬ было плыть любым спо­собом, выигрывали пловцы, применявшие попеременные способы. Только в 1906 г., к IV Олимпийским играм, были составлены специальные правила, выделившие брасс как самостоятельный вид плавания. Правила были сформули­рованы нечетко и допускали разные толкования. Нача­лось как бы стихийное совершенствование техники брас­са. Так, немецкий пловец Радемахер для увеличения ско­рости перед поворотом и на финише стад проносить руки по воздуху. Затем, в 1934—1935 гг. в ОДА некоторые пловцы при проплывании дистанции брас&рм применили новую технику, работая ногами, как обычно в брассе, а руки пронося по воздуху. Новая разновидность брасса по­лучила название «баттерфляй» (бабочка). Советские пловцы тоже быстро освоили плавание баттерфляем, и в 1936 г. С. Бойченко проплыл две дистанции этим спосо-бом,/Значительно превысив официальные рекорды мира (ЮОм—1.06,8, 200 м—2.38,6).

Первоначально пловцы, применявшие технику старо­го брасса (классического брасса), выдержали натиск баттерфляистов. На Олимпийских играх 1936 г. амери­канские пловцы, применявшие новую технику, потерпели


поражение от брассистов, как тогда начали говорить, «ортодоксального стиля».

После того, как на, Олимпийских играх 1948 и 1952 гг. полное преимущество баттерфляя стало очевидным и воз­никла угроза исчезновения брасса, Международная феде­рация плавания в новых правилах разделила эти два спо­соба на самостоятельные виды. Но новыми правилами не было предусмотрено возникновение вариантов брасса.

Еще на Олимпийских играх 1928 г. филиппинский пло­вец Т. Ильдефонсо с успехом применил гребок руками до бедер и выиграл бронзовую (медаль. Но особенно эффек­тивным стало плавание брас&ж с таким гребком под во­дой. Оказалось, что если нырять, применяя движения брасса, то отсутствие сопротивления в результате волно­образования позволяет значительно увеличить скорость.

Дальнейшее усовершенствование техники выполнения гребка руками под водой с выходом на поверхность для вдохов позволило еще больше повысить уровень рекор­дов в брассе. На Олимпийских играх 1956 г. все три пер­вых места на дистанции 200 м заняли представители «ны­ряющего брасса». Впервые в истории советского плавания бронзовую медаль выиграл X. Юничев, отлично овладев­ший этой сложной техникой. После 1956 г. ныряние в брассе было запрещено.

\_Не следует, однако, думать, что эволюция брасса зак­лючалась только в применении новых элементов техники, не предусмотренных правилами, так сказать, в совер­шенствовании «в обход закона». С того момента, когда были проведены первые соревнования по плаванию брас­сом, тренеры и пловцы старательно отшлифовывали каж­дое движение, стремясь сделать его более сильным, доби­ваясь более высокой скорости.

Техническое мастерство пловца существенно зависит и от его физической подготовленности, уровня трениро­ванности. Ведь дело не заканчивается тем, что найден бо­лее эффективный вариант гребка, определен лучший темп. Важно выяснить и другое. Достаточно ли силы, чтобы выполнить такой гребок, хватит ли выносливости для достижения и удержания более высокого темпа? Про­должительное время в технике брасса улучшалась глав­ным образом ее экономичность, т. е. использование паузы во время скольжения для расслабления и отдыха. Такой была техника англичан И. Хольмена и П. Кортмана, бельгийца Ф. Курбэ, шведа Р.Андерсена (1908—1914 гг.).

Ю


Позднее техника усовершенствовалась главным образом за счет улучшения отталкивания ногами (экономное под­тягивание— энергичное смыкание). Представителями та­кой техники были бельгиец Ван-Пари, немцы Э. Радема-хер, Э. Сметас, а также известный советский спортсмен, рекордсмен страны 1934—1935 гг. в плавании брассом Г. Остен-Сакен.

В послевоенный период была сделана интересная по­пытка усовершенствовать брасс путем увеличения темпа прохождения дистанции при сохранении скольжения и наплыва. Известная воспитательница многих чемпионов олимпийских игр и рекордсменок мира голландский тре­нер М. Браун, умело используя особенности физического развития своей ученицы А. Хаан, ее легкость, очень хоро­шие обтекаемость тела и умение скользить, сочетающиеся с сильным гребком руками, поставила ей своеобразную технику. В отличие от общепринятых канонов А. Хаан (рекордсменка мира 1953 и 1954 гг.) начинала гребок, не поднимая головы. Это позволяло рукам выполнить хоро­ший захват и грести сильно и длинно. Полностью была изменена координация. В тот момент, когда ноги выпол­няли короткий, но хлесткий толчок, а руки выходили впе­ред, голова приподнималась над поверхностью воды и следовал короткий вдох. Вдох во время скольжения! Эта разновидность, не получившая в дальнейшем своего раз­вития (названная техникой брасса «с ранним вдохом»), позволяла развить во время прохождения дистанции очень высокий темп. Мы не зря так подробно останови­лись на этом ушедшем в прошлое примере. Он напомина­ет, что история плавания не только констатирует, но и учит. Дело в том, что если в тренировках юных пловцов брассом в упражнениях на повышение частоты движений не принять мер по сохранению современной координации, то интенсивная темповая работа непроизвольно приведет к появлению согласования с «ранним вдохом» и это будет мешать росту скорости.

В последующие годы поиск новых форм брасса пошел по пути сочетания темпа и силы гребковых движений. Это привело к разработке такой техники брасса, при которой скольжение и|наплыв были предельно сокращены. Перво­открывателем нового направления, ставшего основой сов­ременной техники брасса, был советский тренер С. Кобе-лев. Сущность этого варианта заключалась в том, что ру­ки начинали гребок сразу же, как выходили вперед, и

и


подхватывали движение толчка ногами в то время, когда оно еще не закончилось. Техника эта требовала очень большой силы рук и выносливости для сохранения темпа. Поэтому, хотя воспитаннику С. Кобелева В. Минашкину в 1953 г. удалось превысить мировое достижение, по-нас­тоящему этот вариант техники был освоен только спус­тя много лет, когда пловцы стали применять специальную силовую гимнастику и значительно больше тренироваться. Как вы видите/ значение гребка руками в технике брасса непрерывно', возрастало, ^однако использованию силы рук препятствовало то обстоятельство, что сильное начало гребка руками в обычной координации брасса то­го времени совпадали с началом вдоха. Это было невыгод­но по двум причинам, С одной стороны, приподнимание головы вверх над поверхностью воды создавало неблаго­приятные гидродинамические условия, с другой — сам акт вдоха рефлекторно\затормаживал напряжение мышц рук и плечевого пояса. \

Решение этого вопроса было найдено в применении техники так называемого\«поздиего вдоха». При этом ва­рианте вдох выполняется е приподниманием головы в са­мом конце гребка руками. \Хорошее использование такой новой техники продемонстрировали на Олимпийских играх 1960 г. американский брассист В.Мулликен и япон­ский пловец И. Осака. В дальнейшем оказалось, что вари­ант «позднего вдоха» можно сочетать с небольшим пере­катом от плавного подъема вверх до мягкого соскальзы­вания вниз. Эта техника, разработанная серебряным при­зером Олимпийских игр 1964 г\ Г. Прокопенко (СССР), получила название «планирующей брасс».

В Советском Союзе над совершенствованием новой техники брасса успешно работали рекордсмены мира В. Косинский (тренер Г. В. Яроцкий) и Н. Панкин (тре­нер О. В. Харламова).

Следующим этапом в развитии брасса стало качест­венно новое использование гребка руками. Применение специальных силовых упражнений на суше и использова­ние для этого дополнительных видов плавания, особенно кроля и баттерфляя, способствовали значительному уве­личению силы гребка в брассе. В свою очередь,|этО поз­волило на более высоком уровне использовать безнаплыв-ный вариант техники брасса. В развитие техники такого брасса большой вклад внесли также победители Олим­пийских игр 1972 г. японец Н. Тагути, американец Д. Хен-


кен и чемпион Олимпийских игр 1976 г. англичанин Д. Уилки.

Своеобразно шло развитие женского брасса. Долгое время уровень тренированности и технической подготов­ленности женщин сильно отставал от уровня развития этих качеств у мужчин. Постепенно разница эта сглажи­валась. На Олимпийских играх 1964 г. в Токио юная со­ветская брассистка Г. Прозуменщикова выиграла дистан­цию 200 м. Техника, которую она применяла, осталась лучшим образцом классического варианта брасса.

На Олимпиаде 1976 г. уровень тренированности и тех­нической подготовленности брассисток приблизился к уровню мужчин. Соревнования по плаванию закончились там триумфом советских спортсменок — из шести воз­можных медалей пять выиграли наши девушки. М. Ко­шевая стала олимпийской чемпионкой в плавании на дистанции 200 м. На олимпийских играх 1980 г. в Москве советские спортсмены брассисты подтвердили свой высо­кий класс: с высокими спортивными результатами завое­вали золотые медали и звание чемпионов на дистанции 200 м у мужчин Р. Жулпа, у женщин — Л. Качюшите.

Успешные выступления наших пловцов в брассе в пос­ледние годы — результат вдумчивой работы группы мо­лодых тренеров и главного наставника советских брас­систов В. Д. Зенова, смело и интересно экспериментирую­щего в технике брасса, умело сочетающего большие нагрузки в воде с интенсивной специальной физической подготовкой на суше.

УЧИМСЯ ПЛАВАТЬ БРАССОМ

Знакомясь с историей развития брасса, вы, конечно, обратили внимание на то, что в прошлом брасс был тем способом, с которого начиналось обучение плаванию. С того времени в методике обучения плаванию многое из­менилось. Развилась и усовершенствовалась техника дру­гих видов плавания. Оказалось, что способы с поперемен­ными движениями — кроль и кроль на спине — не толь­ко обладают преимуществом в отношении скорости, но и являются более простыми и удобными в обучении. В ре­зультате накопления опыта и исследований специалистов и ученых выявлено, что начальное обучение плаванию проходит быстрее, а навыки плавания спортивными спо-


 




собами осваиваются прочнее, если обучающийся предва­рительно освоится с водой — средой, в общем-то непри­вычной для человека. Поэтому теперь обучение не умею­щих плавать начинается с освоения «плавательной азбу­ки»— ряда упражнений на суше и в воде, направленных на овладение новыми умениями и навыками. Преодоление боязни воды и нерешительности — первые «буквы» этой азбуки. Нужно также научиться дышать в воде, преодо­левая ее давление на грудную клетку, делать выдох, пог­ружаясь под воду, задерживать дыхание. Очень важно почувствовать и использовать плавучесть своего тела, а научившись всплывать после погружения, — лежать, скользить, переходя в горизонтальное положение. Пер­вые движения в воде позволяют освоить особенность вод­ной среды при возникновении сопротивления. Постепенно достигается умение чувствовать опору ладонями рук, го­ленями и стопами ног. Кроме того, обучающиеся учатся выполнять в воде различные гребковые движения, явля­ющиеся отдельными элементами спортивной техники всех способов плавания. Этим как бы закладывается основа для последующего освоения этих видов. Поэтому с неко­торыми движениями брасса, например широким,гребком руками, гребком руками до бедер, занимающиеся встре­тятся в самом начале обучения. Имейте в виду, что вре­мя, потраченное на такую предварительную работу, с лих­вой окупится потом, ускорив освоение плавательной тех­ники. Итак, изучению техники плавания должны предшествовать упражнения, направленные на освоение с водой.

При организованном, групповом проведении занятий по обучению плаванию у нас в стране установилась опре­деленная последовательность в изучении способов плава­ния. Первыми способами, с которыми знакомятся и кото­рые изучают обучающиеся, являются кроль на груди и кроль на спине. Как правило, эти способы плавания изу­чают не в самой совершенной их форме, т. е. изучают не сложную спортивную технику мастеров, а значительно более простую, которая, сохраняя только основную схе­му движений, не перегружена трудными элементами. Только после этого переходят к изучению брасса и далее дельфина.

В детских спортивных школах, в группах начального обучения при плавательных бассейнах и в других подоб­ных условиях такое построение обучения рассчитано на


освоение всех четырех спортивных способов плавания (в том числе и брасса).

Выполнение начальных спортивных разрядов Единой всесоюзной спортивной классификации для юношей так­же требует обязательного владения всеми способами пла­вания. Сделано это с установкой на то, что юные пловцы сначала проходят всестороннюю плавательную подготов­ку, а затем на ее основе специализируются в одном ка­ком-либо способе.

В пионерских и оздоровительных лагерях организация начального обучения плаванию с применением освоения упрощенных способов кроль на груди и кроль на спине позволяет в наиболее короткий срок (а это часто являет­ся решающим фактором) научить детей, не умеющих пла­вать, держаться на воде. Однако в тех случаях, когда на­дежность и прочность приобретаемого навыка в плавании важнее быстроты обучения, когда спортивная направлен­ность не планируется на много лет вперед, а носит огра­ниченный характер, целесообразно начинать обучение с брасса. Оно доступно при индивидуальном обучении и да­ет хорошие результаты при обучении детей своими роди­телями.

Лучшей предпосылкой для успешного освоения техни­ки плавания брассом во всех случаях служит хотя бы не­большое умение держаться на воде, даже при полном от­сутствии навыков владения какой-либо техникой.

В тех случаях, когда обучающиеся впервые соприка­саются с плаванием и водная среда является для них но­вой и необычной, перед изучением движений брассом нужно несколько первых занятий отвести на освоение с водой. В дальнейшем каждое занятие в воде следует на­чинать с повторения таких подготовительных упражне­ний. Подробное описание подготовительных упражнений, направленных на освоение с водой, и указание по их при­менению вы найдете в специальной литературе по на­чальному обучению плаванию.

Сколько занятий нужно провести для того, чтобы на­учиться плавать брассом? Однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Имеют значение возраст и физи­ческая подготовленность занимающихся, их моторная одаренность, условия обучения. Но главные факторы, оп­ределяющие время обучения, это активность, с которой проводятся занятия, и наличие опыта общения с водой у обучающегося. Опытный преподаватель, умеющий эмо-


 


И



ционально, интенсивно и целенаправленно построить за­нятия с занимающимися, которые до этого много купа­лись, свободно держатся на воде, может научить их про­плывать 30—50 м за 6—8 занятий. Обучение страдающих водобоязнью, не имевших возможности купаться в откры­том водоеме, может растянуться на 20—30 занятий. На­конец, может встретиться и такой редкий случай, когда небольшая часть обучающихся в силу особенностей сво­его физического развития (например, недостаточной под­вижности ног в коленных суставах) научится держаться на воде, передвигаться своим, ни на что не похожим спо­собом, но ... не плыть брассом. Это не должно затраги­вать педагогического самолюбия. Не каждый способен легко овладеть брассом и затем свободно плавать этим способом. В этом случае нужно продолжить обучение не в брассе, а в кроле на груди или на спине. Кстати говоря, известно немало случаев, когда даже выдающиеся плов­цы, чемпионы олимпийских игр техникой брасса не вла­дели.

Вам, наверное, интересно будет узнать, что в настоя­щее время ведутся работы по созданию специальных при­боров, помогающих на суше и в воде правильно выпол­нять движения. Такой прибор сигнализирует об ошибках в выполнении отдельных элементов техники брасса, бла­годаря чему каждый обучающийся может контролиро­вать свои движения. Оборудование бассейнов такими приборами позволит ускорить начальное обучение.

НАЧИНАЕМ ЗАНИМАТЬСЯ

Прежде чем приступить к занятиям по начальному обучению плаванию брассом, нужно тщательно подгото­вить место его проведения, принять меры по обеспечению полной безопасности для обучаемого, особенно в услови­ях открытого водоема.

Если позволяют условия *, занятия лучше проводить ежедневно. Продолжительность каждого занятия на су­ше — от 15 до 30 мин., в воде — от 30 до 45 мин. (для ма­лышей — 20—25 мин.).

Перед началом занятий обязательно пройдите меди-

* Для занятий в открытых водоемах необходимо, чтобы темпе­ратура воды была не ниже +18СС (для детей до 9 лет +2ГС) и температура воздуха — соответственно +2ГС и +24°С.


цинский осмотр. Если врач в связи с состоянием вашего здоровья даст указание об ограничении количества заня­тий и длительности пребывания в воде, обязательно вы­полняйте их.

Перед началом занятия по изучению брасса необходи­мо выполнить небольшую (в течение нескольких минут) разминку. В нее можно включить ходьбу и легкий бег, маховые движения руками, приседания, упражнения на растягивание, особенно на развитие подвижности в ко­ленных и голеностопных суставах, и другие простейшие гимнастические упражнения, близкие к движениям брасса. Не делайте разминку излиш­не утомительной. Не решайте во вре­мя нее никаких дополнительных за­дач. Целью проведения разминки должны быть только настройка на занятие и хорошее разогревание ор­ганизма.

Затем переходите к упражнени­ям на суше, имитирующим подгото­вительные и рабочие движения тех­ники брасса. Имитационные упраж­нения играют большую роль в быст­ром овладении и правильном выпол­нении плавательных движений брас­сом. И все-таки они имеют лишь вспомогательное значение. Поэтому не заучивайте их до автоматизма. Помните, что никакие упражнения на суше не могут заменить плава­тельных движений в воде. В связи с этим еще одно уточнение: в воде мы все движение (гребок руками, от­ талкивание ногами) выполняем це­ликом, не разделяя его на части. Упражнения на суше часто становятся более доходчивыми, если их делить на отдельные элементы. Например, при изучении на суше движений ног можно после подтягивания остановиться, проверить положение голеней, разворот стоп, ширину разведения ног.

Сначала рекомендуем изучать учебный вариант тех­ники брасса (рис. 4). В отдельных деталях такая техника отличается от спортивного варианта, применяемого мас-

П


терами. Но все, чему мы будем учиться, позволяет посте­пенно, по мере совершенствования движений и повыше­ния тренированности организма, овладевать техникой спортивного мастерства.

ИЗУЧАЕМ ДВИЖЕНИЯ НОГАМИ

Основу учебного варианта брасса составляют движе­ния ногами. В других способах плавания, например в кро­ле, можно не только научиться хорошо плавать, но и стать мастером, устанавливать рекорды, плавая главным образом с помощью движений одних рук. Брассистом же, не владея гребком ногами, не удавалось стать никому.

Рассмотрим подробно, как выполняются движения ногами при плавании способом брасс. После скольжения ноги находятся в исходном положении. Они вытянуты у поверхности воды и не напряжены. Важно, чтобы таз не был опущен, а спина не была прогнута и расслаблена. Ноги мягко и свободно, без напряжения, сгибаются в ко­ленных и тазобедренных суставах, колени разводятся в стороны. Стопы скользят пятками у поверхности воды. Сначала они почти касаются друг друга или расположе­ны также параллельно, но на небольшом расстоянии од­на от другой, а к концу подтягивания ног расходятся примерно на ширину таза. Нужно стараться, подтягивая голени и стопы, все время держать их как бы скрытыми за бедрами. Это очень важно, так как позволяет избе­жать излишнего сопротивления набегающего потока во­ды. Заканчивается подтягивание постановкой голени и развертыванием стопы в такое положение, которое позво­лит самым эффективным способом использовать силу от­талкивания ногами от слоя воды. Обратите внимание, что для этого голени должны быть поставлены почти верти­кально. Замечено, что чем выше мастерство брассиста, тем ближе к вертикальному положению его бедра перед отталкиванием. Теперь о движении стоп. Поворотом го­лени они должны сразу же без малейшего промедления после подтягивания развернуться пальцами в стороны, внутренними сторонами в направлении начинающегося отталкивания. И эта деталь отличает мастера от новичка. Если разворот стоп задержится, начало гребка будет «смазано», его сила уменьшится.

Далее следует отталкивание, самая важная, самая су­щественная часть движения ногами. С нарастающим ус-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.