Доклад «Образы растений в поэзии Николая Рубцова»
Литературный проект «Родина и природа в поэзии Н. Рубцова»
« Поэты помогают человеку открыть очи, направленные
внутрь» (Уильям Блейк)
Проект - долгосрочный
Цели проекта:
1) Помочь ученикам перейти от уровня содержания к уровню смысла, помочь прийти к осмыслению авторского отношения к изображаемому
2) Продолжить обучение языку словесного искусства (обучающая и развивающая цель)
3) Способствовать развитию литературных способностей ребёнка; эмоциональной чуткости к слову; образной конкретизации и образному обобщению словесных образов ( развивающая )
4) Продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать поэтический текст
5) Расширить культурный кругозор ребёнка ( развивающая )
6) Учить учащихся оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей
В течение определённого времени класс работал над проектом
Диагностические цели:
1) Что смогут узнать ученики из моих уроков?
Узнают о том, что Н.М.Рубцов – поэт, который смог ясно и точно, поэтично и любовно описать Россию, узнают трудную биографию поэта.
2) Какие понятия ученики освоят на уроках?
Познакомятся со средствами выразительности, которые использовал в своём творчестве Н.Рубцов
3) Чему научатся, какие умения будут осваивать ,на каком уровне?
Будут учиться работать с книгой
- отбирать нужный материал по заданной теме;
- передавать в выразительном чтении чувства автора;
- определять отношение автора к природе, Родине;
- совершенствовать умение определять тему, зрительно конкретизировать образы.
4) В какой самостоятельной деятельности проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время урока и после него дома? (индивидуально)
Я поставила учебную задачу в творческой форме (но можно и в форме проблемного вопроса)
Творческое задание:
1) Подобрать живописные и музыкальные иллюстрации к стихам поэта.
2) Стать актёрами-чтецами
3) Изучить биографию поэта
4) Стать художниками-иллюстраторами
5) Составить киносценарий
6) Оформить папку по творчеству Н.Рубцова
7) Компьютерная презентация (если возможно)
Группы:
Биографы
Музыковеды
Сценаристы
Литературоведы
Художники
Презентация проекта
Оборудование: музыка, биографическая карта, портреты и фотографии, картины, иллюстрации
Я часть презентации
Исполнение песни на стихи Н.Рубцова «В горнице»
Фрагменты биографии
Зуйкова. Н.Рубцов родился в посёлке Емецк архангельской области, 3 января 1936 года. отец его работал в сельпо. Мать была с детьми, которых было шестеро. Через полгода после рождения Николая отца переводят на работу в Няндомский леспромхоз. Начинаются переезды, а вслед за ними страшные утраты в семье Рубцовых. В 40-м году умирает 17-летняя сестра Надя, уже работавшая счетоводом в райпо. В 1942 году уходит на фронт отец. Через месяц от хронической болезни сердца умирает мать – Александра Михайловна, главная опора и надежда своих детей
«Золотой ключик»
…Этот цветочек маленький
Как я любил и прятал!
Нежил его,- вот маменька
Будет подарку рада!
Кстати его, не кстати ли,
Вырастить всё же смог…
Нёс я за гробом маменьки
Аленький свой цветок
Я. На руках 13-летней Гали, сестры Рубцова, умирает маленькая Надя. Так умерла последняя надежда, третья. Двух умерших девочек звали Надеждами – странный символ видится в том.
Колю забирает к себе соседка. Других детей распределили по интернатам. Однажды в доме соседки пропадают карточки на хлеб, вина падает на семилетнего мальчика, и он убегает в лес. Живёт там неделю, а потом возвращается. Колю отправляют в детдом. Он пешком уходит оттуда в город, к сестре. Его снова находят и отправляют за сотни километров – в НИКОЛЬСКИЙ детский дом Тотемского района.
Лилька. Никольское Рубцов всегда считал своей Родиной. Здесь он закончил семилетку и отсюда отправился в г. Тотьму в лесотехнический техникум. Мальчишкой, не видевшим моря. бредил им. Мечта привела его, 16 –летнего, в Архангельск, где он не сразу попал кочегаром на рыболовецкое судно. Манили и большие города. В 1955 г. он уже работает в Ленинграде, отсюда на 4 года уходит служить на флот.
Вернувшись в Ленинград, он работает на Кировском заводе. заканчивает вечернюю школу, ходит в литературное объединение. в 1962 г. проходит творческий конкурс в литературный институт им. М.Горького. К этому времени уже были созданы такие его произведения, как: «Детство», « Видение на холме» и др.
Юля. В 1963 году перевёлся на заочное отделение и надолго исчез из Москвы - уехал в Никольское. Там много работал, создал за одно лето около 50-и стихотворений.
Всю короткую жизнь он прожил так, как будто ветер гнал…по ней, по всей земле – по сёлам и столицам».Он любил ходить пешком, любил облака над головой, кусты по обочине дороги. деревенские просёлки,вбирая в себя дорожные впечатления.
Исполняется песня на стихи Н.Рубцова «Букет»
Женя. Поэт часто менял профессии: он был слесарем – сборщиком, кочегаром. за публикации своих стихов получал гроши (публикации в районных и областных газетах )
Не зная чем заработать, он собирает для заготконторы то ягоды, то грибы. то вербуется на вырубку леса. До 1968 года у него нет своего угла. Наконец он получает место в общежитии. Рубцов много ездил и повидал, но ближе и родней северной природы ничего не нашёл.
Маланичева. Учащийся читает стихотворение «Тихая моя Родина»
Тихая моя родина!Ивы, река, соловьи...Мать моя здесь похороненаВ детские годы мои. - Где тут погост? Вы не видели?Сам я найти не могу.-Тихо ответили жители:- Это на том берегу. Тихо ответили жители,Тихо проехал обоз.Купол церковной обителиЯркой травою зарос. Там, где я плавал за рыбами,Сено гребут в сеновал:Между речными изгибамиВырыли люди канал. Тина теперь и болотинаТам, где купаться любил...Тихая моя родина,Я ничего не забыл. Новый забор перед школою,Тот же зеленый простор.Словно ворона веселая,Сяду опять на забор! Школа моя деревянная!..Время придет уезжать -Речка за мною туманнаяБудет бежать и бежать. С каждой избою и тучею,С громом, готовым упасть,Чувствую самую жгучую,Самую смертную связь.
Рубцовской лирике передались в наследство от Пушкина, Тютчева, Кольцова, Есенина интерес и любовь к природе.
Саня. Чтение стихотворения «Берёзы»
Я люблю, когда шумят березы,Когда листья падают с берез.Слушаю - и набегают слезыНа глаза, отвыкшие от слез. Все очнется в памяти невольно,Отзовется в сердце и в крови.Станет как-то радостно и больно,Будто кто-то шепчет о любви. Только чаще побеждает проза,Словно дунет ветер хмурых дней.Ведь шумит такая же березаНад могилой матери моей. На войне отца убила пуля,А у нас в деревне у оградС ветром и дождем шумел, как улей,Вот такой же желтый листопад... Русь моя, люблю твои березы!С первых лет я с ними жил и рос.Потому и набегают слезыНа глаза, отвыкшие от слез... Гаврюша. Чтение стихотворения «Ласточка»
Ласточка носится с криком. Выпал птенец из гнезда. Дети окрестные мигом Все прибежали сюда.
Взял я осколок металла, Вырыл могилку птенцу, Ласточка рядом летала, Словно не веря концу.
Долго носилась, рыдая, Под мезонином своим... Ласточка! Что ж ты, родная, Плохо смотрела за ним?
Я. В конце 60 – х годов жизнь поэта вроде бы наладилась. В Москве его окружили своим вниманием поэт – вологжанин яшин. Астафьев, Белов. В 1970 году выходит последнее пожизненное издание Н. Рубцова – книга стихов «Шум сосен». Поэт успел подготовить к печати книгу «Зелёные цветы», но его силы были подорваны. Поэт как бы предсказывал смерть сам « Я умру в крещенские морозы». Он погиб в крещенскую ночь 19 января 1871 года. На тот момент ему исполнилось 35 лет..
Звучит песня на стихи Рубцова «Плыть, плыть».
Лиля. В 1973 году на могиле поэта был поставлен памятник. На мраморной плите – бронзовый барельеф. у подножия памятника выбита на камне строка поэта «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Учащийся читает стихотворение Н.Рубцова «Россия! Русь» Храни себя, храни»
Продолжается монтаж стихов Н.М.Рубцова
Сазонова.
1) «Журавли» Ласточка носится с криком. Выпал птенец из гнезда. Дети окрестные мигом Все прибежали сюда.
Взял я осколок металла, Вырыл могилку птенцу, Ласточка рядом летала, Словно не веря концу.
Долго носилась, рыдая, Под мезонином своим... Ласточка! Что ж ты, родная, Плохо смотрела за ним?
2) Вика. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны»
Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны, Неведомый сын удивительных вольных племен! Как прежде скакали на голос удачи капризный, Я буду скакать по следам миновавших времен...
Давно ли, гуляя, гармонь оглашала окрестность, И сам председатель плясал, выбиваясь из сил, И требовал выпить за доблесть, за труд и за честность, И лучшую жницу, как знамя, в руках проносил!
И быстро, как ласточки, мчался я в майском костюме На звуки гармошки, на пенье и смех на лужке, А мимо неслись в торопливом немолкнувшем шуме Весенние воды, и бревна неслись по реке...
Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно Во мгле над обрывом безвестные ивы мои! Пустынно мерцает померкшая звездная люстра, И лодка моя на речной догнивает мели.
И храм старины, удивительный, белоколонный, Пропал, как виденье, меж этих померкших полей, - Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны, Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!..
О, сельские виды! О, дивное счастье родиться В лугах, словно ангел, под куполом синих небес! Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица, Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!
Боюсь, что над нами не будет таинственной силы, Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом, Что, все понимая, без грусти пойду до могилы... Отчизна и воля - останься, мое божество!
Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды! Останься, как сказка, веселье воскресных ночей! Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы Старинной короной своих восходящих лучей!..
Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье И тайные сны неподвижных больших деревень. Никто меж полей не услышит глухое скаканье, Никто не окликнет мелькнувшую легкую тень.
И только, страдая, израненный бывший десантник Расскажет в бреду удивленной старухе своей, Что ночью промчался какой-то таинственный всадник, Неведомый отрок, и скрылся в тумане полей...
3) Юдина.«Старая дорога» Всё облака над ней, всё облака... В пыли веков мгновенны и незримы, Идут по ней, как прежде, пилигримы, и машет им прощальная рука. Навстречу им июльские деньки Идут в нетленной синенькой рубашке, По сторонам - качаются ромашки, И зной звенит во все свои звонки, И тень зовут росистые леса... Как царь любил богатые чертоги, Так полюбил я древние дороги И голубые вечности глаза! Коростелёва. То полусгнивший встретится овин, То хуторок с позеленевшей крышей, Где дремлет пыль и обитают мыши Да нелюдимый филин-властелин. То по холмам, как три богатыря, Еще порой проскачут верховые, И снова - глушь, забывчивость, заря, Все пыль, все пыль да знаки верстовые... Здесь каждый славен - мертвый и живой! И оттого, в любви своей не каясь, Душа, как лист, звенит, перекликаясь Со всей звенящей солнечной листвой, Перекликаясь с теми, кто прошел, Перекликаясь с теми, кто проходит... Здесь русский дух в веках произошел, И ничего на ней не происходит. Но этот дух пройдет через века! И пусть травой покроется дорога, И пусть над ней, печальные немного, Плывут, плывут, как мысли, облака...
4) Коваленко. «Над вечным покоем» Рукой раздвинув темные кусты, Я не нашел и запаха малины, Но я нашел могильные кресты, Когда ушел в малинник за овины...
Там фантастично тихо в темноте, Там одиноко, боязно и сыро, Там и ромашки будто бы не те - Как существа уже иного мира.
И так в тумане омутной воды Стояло тихо кладбище глухое, Таким все было смертным и святым, Что до конца не будет мне покоя.
И эту грусть, и святость прежних лет Я так любил во мгле родного края, Что я хотел упасть и умереть И обнимать ромашки, умирая...
Пускай меня за тысячу земель Уносит жизнь! Пускай меня проносит По всей земле надежда и метель, Какую кто-то больше не выносит!
Когда ж почую близость похорон, Приду сюда, где белые ромашки, Где каждый смертный свято погребен В такой же белой горестной рубашке...
5) Кудрявцева. «В минуты музыки» В минуты музыки печальной Я представляю желтый плес, И голос женщины прощальный, И шум порывистых берез,
И первый снег под небом серым Среди погаснувших полей, И путь без солнца, путь без веры Гонимых снегом журавлей...
Давно душа блуждать устала В былой любви, в былом хмелю, Давно понять пора настала, Что слишком призраки люблю.
Но все равно в жилищах зыбких - Попробуй их останови! - Перекликаясь, плачут скрипки О желтом плесе, о любви.
И все равно под небом низким Я вижу явственно, до слез, И желтый плес, и голос близкий, И шум порывистых берез.
Как будто вечен час прощальный, Как будто время ни при чем... В минуты музыки печальной Не говорите ни о чем.
6) Чикова. «Доволен я буквально всем» Доволен я буквально всем! На животе лежу и ем. Бруснику, спелую бруснику! Пугаю ящериц на пне, Потом валяюсь на спине, Внимая жалобному крику Болотной птицы... Надо мной Между березой и сосной В своей печали бесконечной Плывут, как мысли, облака, Внизу волнуется река, Как чувство радости беспечной... Я так люблю осенний лес, Над ним - сияние небес, Что я хотел бы превратиться Или в багряный тихий лист, Иль в дождевой веселый свист, Но, превратившись, возродиться И возвратиться в отчий дом, Чтобы однажды в доме том Перед дорогою большою Сказать:- Я был в лесу листом! Сказать:- Я был в лесу дождем! Поверьте мне: я чист душою...
Я часть презентации
Доклад «Образы растений в поэзии Николая Рубцова»
Насколько важен для лирического героя Рубцова окружающий его растительный мир, можно судить по тому количеству и разнообразию образов деревьев, цветов, которые представлены в текстах стихотворений. Помимо упоминаний таких природных «стихий», как лес, поле, луг, в стихотворениях встречаются конкретные образы деревьев. – ивы, сосны, тополя, берёзы, дубы, осины и других, цветов – ромашек, колокольчиков, фиалок, трав – подорожника.
Стоят особняком в поэтическом мире Рубцова такие образы, как «зеленые цветы», «красные цветы», «аленький цветочек»,которые трудно соотнести с реальными прототипами растений. Отдельные образы вынесены в названия произведений. Нередко у Рубцова образ цветка или дерева составляет основу зачина стихотворения. По признаку национальной принадлежности в лирике Рубцова можно выделить образы, относящиеся к национальному русскому пейзажу (Например, образы ивы, берёзы, сосны, тополя, подорожника).
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи
Образ ивы связан у Рубцова с мотивами детских воспоминаний, образом матери.
Я лучше помню
Ивы над рекой
И запоздалый
В поле огонёк
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень
Образ ивы часто выступает у Рубцова как символ Родины, национальной судьбы.
Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно
Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!
К образам, символизирующим «национальное, родное». можно отнести и образ «кривых тополей». Северные тополя не имеют той стройности, .которая свойственна южным.
Символически выделен образ ромашек в стихотворении «Над вечным покоем» Ромашки – это тоже символ Родины. Обобщённый образ цветов часто символизирует собой смерть. Например:
Среди цветов
В обыденном гробу
Когда ж почую близость похорон,
приду сюда, где белые ромашки…
По утрам, умываясь росой,
Как цвели они! Как красовались!
Но упали они под косой…
Замерзают мои георгины
И как антитеза у Рубцова цветы выступают символом творчества. Выращивать стихи для лирического героя означает творить, писать стихи. Так, в стихотворении «В горнице» рядом с образом матери появляется образ «красных цветов», которые завяли, но которые, благодаря усилиям лирического героя, можно оживить: «Буду Поливать цветы», // думать о своей судьбе»
мотив выращивания цветов связан с ощущением жизни, а главное – с пониманием лирическим героем судьбы как судьбы поэта.
Не купить мне избу над оврагом
И цветы не выращивать мне…
В стихотворении «наследник розы» образ георгина связан с перенесением осеннего состояния природы на внутреннее состояние человека.
Вот-вот подует зимним, снежным.
Всё умирает…Лишь один
Пылает пламенем мятежным –
Наследник розы – георгин!
Из поэзии Рубцова видно, что для лирического героя Рубцова переживание растительного мира связано с такими понятиями. как дом, родина, мать, путь, творчество.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|