Сделай Сам Свою Работу на 5

Сопротивление шаруа и крестьян политике сплошной коллективизации





Сопротивление крестьян приняло различные формы: уход в города и на стройки; откочевки в другие регионы, даже за границу; убийство активистов, партийных, советских, работников; создание вооруженных отрядов; восстания.

В 1929-1931 гг. было убито 460 партийно-советских работ­ников.

В 1929-1931 гг. в Казахстане прошла волна вооруженных выступлений. Нередко восставшие шли под лозунгами «Во имя исла­ма», «отмена советских законов против баев», «Долой Советскую власть». Однако истинной причиной этих выступлений были принудительная коллективизация, разрушение векового уклада жизни, раскулачивание.

Крупным очагом народного недовольства с февраля по май 1930 г. был Семипалатинский округ. Сильный резонанс по всей республике имело восстание тургайских ша­руа (Батпаккаринское восстание), квалифицированное Казкрай­комом как проявление бандитско-басмаческого движения.

Мятежным районом стали Каракумы, куда стекались боль­шие массы недовольных политикой коллективизации не только юга, но и Центрального и Западного Казахстана (по данным ОГПУ - 5000 человек). Требования восставших: возврат из ссылки репрессированных, возврат конфискованного имущества и скота; свобода религии; добровольность коллективизации.



Каракумское выступление, как и другие, было подавлено, трой­ка ПП ОГПУ в Казахстане приговорила 175 чел. к расстрелу.

Упорством и умелой организацией отличалось восстание в Сузакском районе. Наряду с осуждением беззакония в требованиях звучали и религиозные мотивы. Восставшие заняли районный центр Сузак, убили руководи­телей района. Восстание было жестоко подавлено. Райцентр Сузак был разрушен. Многие, спасаясь от расправы, откочевали в пески Муюнкумов. ПП ОГПУ по Казахстану было привлечено к уголовной ответственности 311 участников Сузакского восстания, из них 68 - к расстрелу, 152 - в лагеря сроком от 3 до 10 лет, 21 - выслан в Сибирь на 3 года, 10 выслано в пределах Казахстана на 3 года.

Следствия проводились поверх­ностно, с грубейшими нарушениями процессуального закона, по многим делам отсутствуют достаточные доказательства. Внесудебный орган - «тройка» - не исследовал материалы уголовных дел. Смертные приговоры выносились списками.



Крупным центром повстанческого движения стала Адаевская степь.

Часть повстанцев была вынуждена покинуть пределы Казах­стана и откочевать в Туркмению, в Иран и Афганистан, в Китай. Почти поголовно истреблены­ восставшие весной 1931 г. в Абралинском, Чингиста­уском и Чубартауском районах Каркаралинского округа.

Без учета террористических актов на территории республики имели место 372 восстания, в них участвовало около 80 тыс. человек.

Индустриализация страны за счет разорения аула и деревни, разрушения образа жизни кочевых хозяйств, репрессии при кооперировании крестьян - таковы причины крестьянских восстаний.

Борьба с последствиями сталинской модели коллективизации сельского хозяйства

ЦК Компартии 17 сентября 1932 г. принял постановление «О сельском хозяйстве, и, в частности, животно­водстве Казахстана». Было указано на необхо­димость учитывать уровень развития и степень подготовленности крестьян, пред­ложено в животноводческих районах создавать ТОЗы как переход­ную ступень к артели.

Руководство Казкрайкома и СНК республики (Ф.И.Голощекин, У.Исаев, И.Курамысов, Е.Ер­назаров, С.Голодов) не понесло никакой ответственности. Были ликвидированы искусственно созданные колхо­зы. В зерновых районах вместо коммун были организованы сель­хозартели, а населению возвращены насильственно обобщест­вленные скот и имущество.

Советское государство для устройства оседающих кочевых хозяйств отпус­тило более 2 млн. пудов хлеба и более 30 млн. рублей.

К концу 1934 года на колхозных полях республики работало около 9 тыс. трак­торов. В феврале 1935 г. съезд колхозников-ударников принял примерный Устав сельхозартели.



К концу второй пятилетки (1933-1937) в Казахстане было создано около 200 совхозов. На полях работало свыше 24 тыс. тракторов, около 8 тыс. комбайнов. Был завершен переход казахов от кочевого образа жизни к оседлому. На их уст­ройство правительство отпустило 40 млн. рублей.

В 1940 г. на колхозных и совхозных полях работало более 41 тыс. тракто­ров, 11,8 тыс. зерновых комбайнов, около 14 тыс. грузовых авто­мобилей. Сельхозтехника была сосредоточена в 330 МТС и 194 совхозах. Былопод­готовлено 116 тыс. механизаторов, трактористов, комбайнеров. В 1938-1940 гг. оставшиеся 1338 ТОЗов перешли на устав сельхозартели, число которых в резуль­тате составило 6,9 тыс.

В ноябре 1938 г. в Казахстан с Дальнего Востока было переселено 18536 семей корейцев (около 102 тыс. человек), образовано 57 колхозов, состо­ящих из корейцев-переселенцев, преимущественно в Кзыл-Ор­динской и Алма-Атинской областях.

КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Ликвидация неграмотности взрослого населения (ликбез)

В условиях перехода к мирной жизни встала необходимость в ликвидации неграмотности, подготовке кадров, повышении культурного уровня трудящихся.

В апреле 1924 г. в Казахской АССР было организовано общество «Долой неграмотность». В 1921-1927 гг. в республике обучалось около 200 тыс. человек. К концу 1928 г. в республике было лишь 25% грамотных, среди казахов около 10%. В декабре 1931 г. ввели всеобщее обязательное обучение негра­мотного населения в возрасте от 15 до 50 лет.

Расходы на образование Казах­стана в 1928 г. - 12 млн. руб., в 1932 - 60, в 1937 г. - ­447, в 1940 г. - 682 млн.

В 1928 году начался Всеказахстанский культурный поход. В 1930 г. в нем участвовало около 5 тыс. комсомольцев - культармейцев. За годы довоенных пяти­леток бойцами культурного фронта стали 65 тыс. комсомоль­цев.

В 1936 году в ликпунктах обучалось более полумиллиона человек. Методическую помощь оказывали журнал «Аул му­галим» («Аульный учитель»), газета «Тоте жол» («Прямой путь»).

В 1939 году грамотность населения республики достиг­ла 65%, а среди казахского населения - 40%. Ряд городов - Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата (Тараз), Риддер (Лениногорск), Чимкент, поселки Карсакпай, Степняк стали районами сплошной грамотности.

Всего за 1926-1939 гг. грамотность населения Казахстана в возрасте 9-49 лет возросла с 25,2% до 83,6%. Задачу полного искоренения неграмотности уда­лось выполнить в конце 50-х годов.

В 1929 году казахская письменность переведена с араб­ской графики на латинскую, в 1940 - с латинской на кириллицу. Казахи были искусст­венно оторваны от арабского, мусульманского мира, культурного наследия Востока.

Народное образование

В мае 1926 г. Совет Народных Комиссаров принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР». Был взят курс на сокращение одно- и двух­годичных школ и увеличение «трехлеток» и «четы­рехлеток». Для девушек восточных национальностей были открыты школы в Чимкенте, Алма-Ате, Туркестане, Урде.

В 1930/31 учебном годубыл введен всеобуч в оседлых райо­нах, с весны 1931 г. - в районах с кочевым населением. Шефст­во над всеобучем взял комсомол Казахстана.

Деятели национальной интеллигенции принимали активное участие в создании учебни­ков на родном языке. Иллюстрированный букварь, созданный А.Байтурсыновым, выдержал в 20-е годы несколько изданий.

В создании учебников и методической литературы для казахских школ в 20-е гг. принимали активное учас­тие С.Сейфуллин, С.Садвакасов, Г.Мусрепов, М.Дулатов, М.Жолдыбаев, М.Жумабаев, К.Кеменгеров.

Организато­рами издания учебников на казахском языке выступили члены редакционной коллегии при Госиздате Казахской АССР в составе А.Байтурсынова, А.Букейханова, С.Садвакасо­ва, Х.Болганбаева, Ж.Аймаутова. В числе первых книг, рекомен­дованных к печати, были сборники стихов Абая и басен-загадок А.Байтурсынова, издание которых было заказано в Казани. Составителем первого учебника алгебры на казахском языке был К.И.Сатпаев, географии - Букейханов.

Осе­нью 1932 г. были устроены в детские дома 68 тыс. детей, а на 1 января 1933 г. взято на учет более 45 тысяч беспризорных. За 1934/35 учебный год число интер­натов увеличилось с 127 до 221.

Положительную роль в школьном строительстве республи­ки сыграло постановление ЦК партии и СНК СССР от 2 сен­тября 1933 г. о подготовке кадров для Казахстана, предусматри­вавшее развитие средних учебных заведений, подготовку кадров для вузов, посылку специалистов в Казахстан.

Накануне войны в Казахстане было более 44 тыс. учителей. В 1939 г. 160 учителей Казахстана были награждены орденами и медалями. Звания «Заслуженный учитель Казахской ССР», удостоены С.Кобеев, Л.И.Добранская, Н.В.Волков, С.Акишев, А.Акатов, Ш.Сарыбаев и другие.

Были созданы предпосылки для формирования новой национальной интелли­генции.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.