Сделай Сам Свою Работу на 5

Карточка с ситуациями для профессии учителя





1. Молодой педагог приходит к учащимся проводить урок или классный час, зная, что через 3 минуты к нему может прийти директор или завуч. А класс излишне возбужден, взбудоражен, безобразничает. Задание: молодой педагог должен в течение 3 минут успокоить класс, после чего входит проверяющий и вслух дает оценку дисциплины в классе (если дисциплина плохая - пусть попробует ее наладить).

2. Молодой педагог приходит к учащимся в класс проводить урок или классный час, зная, что через 3 минуты к нему может прийти директор или завуч. А класс находится явно в нерабочем состоянии: учащиеся вялы, инертны, кто-то зевает, спит.

Задание: молодой педагог должен в течение 3 минут "активизировать" класс, после чего входит директор и вслух дает оценку активности и дисциплины в классе (если активность и дисциплина низкая - пусть покажет, как ее поднять).

Этапы игры:

1. Выбираются по желанию шесть главных участников, которые разбиваются на пары.

2. Ведущий знакомит всех участников с общей инструкцией: "Три группы "Кинорежиссеров" (три выбранные пары) снимают фильмы. Фильмы разные, но в каждом есть сценка из жизни профессионала (рабочего, экономиста, педагога). "Кинорежиссерам" нужны "Артисты" для этих сценок, которых они выберут из остальных участников. Весь облик "Артистов" должен соответствовать типичному образу той профессии, которую выберут участники игры. Первая пара "Кинорежиссеров" будет подбирать артистов для разыгрывания рабочей профессии, вторая пара - для профессии экономиста, третья пара - для профессии учителя. Сейчас группы "Кинорежиссеров" выйдут в коридор и продумают критерии выбора "Артиста". Через 5-7 минут каждая группа выберет для своего фильма по два "Артиста ", после чего назовет пять наиболее важных качеств, а также пять противопоказанных. "



Ведущий выдает "Кинорежиссерам" карточки-инструкции (см. Материалы и оборудование), бумагу и ручки.

3. Ведущий с остальными участниками рассматривает перечни требуемых и противопоказанных качеств "Артиста" для того, чтобы лучше оценить работу режиссерских групп. Им зачитывается инструкция "Кинорежиссеров" с перечнем качеств и противопоказаний, предлагается выбрать 5 наиболее важных и 5 нежелательных для избираемой профессии (рассматриваются профессии экономиста, учителя и какая-либо рабочая профессия). При этом один из участников выписывает предложения на листке бумаги.



4. Группы "Кинорежиссеров" возвращаются из коридора и по очереди называют выбранных "Артистов". Если окажется, что одного человека выбрали одновременно несколько групп "Кинорежиссеров", то этот участник сам выбирает к какому "Кинорежиссеру" он пойдет "сниматься".

5. Критерии выбора "Кинорежиссеров" и остальных участников выписываются на доске и обсуждаются. Время обсуждения 5-7 минут.

6. Чтобы определить, чей выбор "Артистов" был более удачным, ведущий предлагает проверить их в деле. "Кинорежиссеры" со своими "Артистами" образуют три творческие группы, которые должны будут подготовить и разыграть ситуации, предложенные ведущим (см. Материалы и оборудование, карточки с ситуациями). "Артисты" должны разыграть сцену и предложить решение конфликтной ситуации. Получив задание, творческие группы уходят на 5 минут в коридор для подготовки. Пока группы готовятся к инсценировкам, ведущий объясняет участникам, на что следует обратить внимание при оценке, чья ситуация будет сыграна лучше: достоверность исполнения ролей, знание содержания труда в игре "Артистов".

7. Актерские группы по очереди разыгрывают свои ситуации.

8. После разыгрывания сценок ведущий предлагает обсудить увиденное и определить, чьи критерии выбора "Актеров" были более удачными.



В ходе обсуждения ведущий подводит участников игры к тому, что одно дело подбирать человека к профессии с учетом его качеств, а другое дело -попробовать себя в рабочей ситуации и даже попытаться развить в себе необходимые качества, для этого нужна специальная работа по подготовке к профессии. Ведущий может кратко сказать о путях развития тех или иных качеств.

Комментарии: Игра может быть использована при изучении тем: "Способности", "Темперамент", "Требования профессии к человеку".

Возможно такое проведение игры, когда определяются либо требуемые качества, либо противопоказания.

В редких случаях бывает, что "Артист" отказывается (из-за боязни) участвовать в инсценировке. Если это случилось в начале этапа подготовки к разыгрыванию ситуации, можно предложить "Кинорежиссерам" быстро выбрать другого "Артиста". Если отказ произошел перед выходом на сцену, заменить его может один из "Кинорежиссеров". Негативную оценку поведения такого "Артиста" ведущий давать не должен, чтобы не травмировать его.

При разыгрывании профессии педагога, когда творческие группы готовятся к инсценировке, ведущий дает остальным участникам следующую инструкцию:

"Сейчас к вам придут учителя и покажут свое педагогическое мастерство. В первой ситуации вы будете классом, который никак не может "успокоиться ", а во второй ситуации вы будете классом, который никак не может "расшевелиться ". Наши "артисты" будут по очереди играть роль классного руководителя. В одном случае учитель старается вас успокоить, а в другом- привести в рабочее состояние, оживить. Вы должны сыграть роль непослушных учеников (болтающих, шуршащих и т. д.) и вялых (зевающих, спящих и т.д). "

Сохраняя общую схему и логику игры, можно разыграть ситуации других профессий по предложениям участников игры.

2.4.2. Игра "Люди. Книги. Профессии"

Цель игры: Выявить профессиональную направленность участников и сформировать на ее основе устойчивые профессиональные намерения. Дать возможность "примерить" различные виды профессиональной деятельности, связанные с книгой как предметом труда, познакомить с научно-популярной и профориентационной литературой по данной теме, развить навыки общения, коллективного сотрудничества, совместного творчества.

Условия проведения игры: Игра рассчитана на учащихся 7-9 классов. Количество участников 10-15 человек. Время проведения - 1-1,5 часа.

Материалы и оборудование: Примерный список литературы для книжной выставки "Люди. Книги. Профессии", карточки с вопросами к командам, таблица "Требования профессии к человеку" (см. лекция по профориентологии).

Примерный список литературы для книжной выставки "Люди. Книги. Профессии"

1 раздел "Люди"

Азбука для несовершеннолетних. - М., 1985. Коломинский Я.Л. Человек: Психология. - М., 1986. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

2 раздел "Книги"

Баренбаум И.Е. История книги. - М., 1984. Библиотечно-библиографические знания - школьникам. - М., 1989. Винтерих Д. Приключения знаменитых книг. - М,, 1979. Линкова И.Я. Час книги. - М., 1988. Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты. - М., 1989. Краткий справочник книголюба. - М., 1976. Покровский Н.Н. Путешествие за редкими книгами. - М., 1988. Немировский Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания. -М„ 1991. Оформление периодических изданий / Под ред. Киселева А. П. - М., 1988.

3 раздел "Профессии"

Писатели Книга и время (сб. статей). - М.,1980. Они питали мою музу... Книга в жизни и творчестве писателей. - М., 1986. Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М., 1987. Книгоиздатели Авраменко И.Ф. Размышления издателя. - М., 1988. Вьюкова Т.Б. Восемьдесят пять радостей и огорчений: Размышления редактора. - М., 1986. Продавцы книжных магазинов Утков В.Г. Продавец - книга - покупатель. - М., 1986. Утков В.Г. Что нужно знать каждому о книжной торговле. - М., 1976. Сафронов Г.П., Галкин В.И. Справочник молодого продавца книжных товаров. - М., 1986. Библиотекари Моргенштерн И.Г. Занимательная библиография. - М., 1987.

Карточка с вопросами к команде "Книгоиздатели"

Какие крупнейшие советские и зарубежные книжные издательства вам известны?

Какие популярные серии книг, выпущенные в нашей стране, вы знаете? В чем цель книгоиздательской деятельности? Что такое тираж и чем он определяется? Люди каких профессий работают над созданием книг? Какие учебные заведения готовят специалистов для книгоиздания?

Карточка с вопросами к команде "Писатели"

Какие темы привлекают сегодня писателей?

Люди каких профессий могут заниматься литературным трудом?

Какие профессии прямо связаны с литературным творчеством?

Что в этих профессиях общего и какие вы видите различия?

Что такое псевдоним?

Кто из известных вам писателей работал под псевдонимом?

Назовите писателей, поэтов, совмещавших литературную деятельность

с другой профессией?

Какие жанры литературы, кроме художественной, вы знаете?

Какие учебные заведения готовят литературных работников?

 

Карточка с вопросами к команде "Продавцы книжных магазинов"

Назовите профессиональные задачи и круг обязанностей продавца книжного магазина?

Какие личные качества необходимы продавцу?

Что такое букинистический магазин?

Как повысить культуру обслуживания в торговле?

Какой вариант развития торговли, на ваш взгляд, является наиболее перспективным (увеличение количества магазинов с продавцами-консультантами, покупки по книжным каталогам, выездная торговля)?

Какие учебные заведения готовят продавцов книжных магазинов?

Карточка с вопросами к команде "Библиотекари"

Что является главной профессиональной задачей библиотекаря?

Какие личные качества необходимы библиотечному работнику?

Какие библиотеки в городе вы знаете?

Какой путь проходит книга в библиотеке, прежде чем попасть к читателю?

Назовите учебные заведения, готовящие специалистов этого профиля?

Этапы игры:

1. Для активизации внимания ведущий предлагает участникам ответить на следующие вопросы: назовите ваши любимые книги? Какова роль книги в жизни человека? Люди каких профессий участвуют в создании и распространении книг? Обобщая ответы, ведущий подчеркивает, что книга может помочь при решении самых сложных проблем, в том числе связанных с выбором профессии.

2. Ведущий знакомит участников с тематической книжно-иллюстративной выставкой: "Книги, представленные в первом разделе, содержат информацию и рекомендации по основам самовоспитания, культуре общения, в следующих двух -рассказывают об истории книгопечатания и о профессиях, связанных с книгой" (см. Материалы и оборудование).

3. Участники игры по желанию делятся на несколько команд: "Писатели", "Книгоиздатели", "Продавцы книжных магазинов", "Библиотекари". В течение 15 минут команды готовят рассказ о профессии, а также 2-3 вопроса к другим командам. Для более лучшей подготовки рассказа ведущий раздает игрокам вопросы, соответствующие выбранной ими профессиональной деятельности (см. Материалы и оборудование).

4. Выступления команд происходят в такой последовательности: "Писатели", "Книгоиздатели", "Продавцы книжных магазинов", "Библиотекари". При обсуждении каждого выступления игроки других команд задают заранее подготовленные вопросы, вносят дополнения и замечания.

5. Во время обсуждения ведущий просит учащихся четко и кратко формулировать свои мысли и внимательно, не перебивая, выслушивать друг друга. Для того, чтобы сделать обсуждение острым, интересным и информативным ведущий предлагает следующие вопросы:

- Назовите книги, которые произвели на вас неизгладимое впечатление? - Какое образование необходимо писателю?

- Оправдано ли, по вашему мнению, экранизация художественных произведений, постановка их на сценах оперных и балетных театров?

- Назовите наиболее удачные, на ваш взгляд, экранизации, постановки?

- Какое значение имеет оформление книги?

- Какой из ваших учебников, на ваш взгляд, оформлен интереснее других?

- Какой вы представляете библиотеку будущего?

- Для всех ли профессий необходимо творческое начало, талант, вдохновение?

- Какие издательства занимаются выпуском книг для детей?

- Какие издания называются антикварными?

6. Ведущий благодарит всех за участие в игре, отмечает наиболее удачные выступления команд и отдельные ответы.

Комментарии: При подготовке к игре библиотекарь школы может дополнить имеющийся список литературы (см. Материалы и оборудование) по темам разделов и подготовить выставку книг. Целесообразно, чтобы участники игры "Люди. Книги. Профессии" заранее познакомились с литературой, представленной на выставке.

В роли ведущего могут выступить библиотекари, педагоги-предметники, студенты. При подготовке к игре ведущий должен изучить этапы игры, познакомиться с книгами, представленными на тематической выставке, продумать варианты ответов на предлагаемые учащимся задания.

Во время игры ведущему не следует чрезмерно опекать игроков, навязывать свое мнение.Он не должен забывать, что непременное условие успешного проведения игры - это создание атмосферы раскованности, в которой наиболее полно раскрывается способность учащихся к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.

При подготовке к рассказам участники игры могут воспользоваться книгами, представленными на выставке и распределить ответы между всеми членами команды. Если возникают затруднения, ведущий помогает командам, рекомендует книгу с нужной информацией.

 

 

2.4.3. Игра "Педагог"

Цель игры: Подготовить учащихся к осознанному и обоснованному выбору профессии педагога, активизировать самопознание, саморазвитие, пробу сил в педагогической деятельности.

Условия проведения игры: Игра рассчитана на учащихся 9-11 классов. Количество участников 12-15 человек. Время проведения - 2 часа.

Материалы и оборудование: Карточка "25 профессионально важных качеств педагога", карточка "Педагогические ситуации", таблица "Требования профессии к человеку" (см. лекция по профориентологии).

Карточка "25 профессионально важных качеств педагога"

1. Интерес к людям, любовь к детям.

2. Знание предмета.

3. Умение довести знания до учащихся.

4. Знание особенностей поведения и развития детей разного возраста.

5. Эрудиция.

6. Общая культура.

7. Хорошо развитая речь.

8. Наблюдательность.

9. Хорошая память.

10. Воображение.

11. Способность к творчеству.

12. Умение анализировать, понимать, оценивать себя и других.

13. Уравновешенность.

14. Уверенность в себе.

15. Умение слушать и слышать другого.

16. Умение убеждать.

17. Умение сопереживать.

18. Доброжелательность.

19. Доверие.

20. Терпимость.

21. Организаторские способности.

22. Артистизм, эмоциональность.

23. Справедливость.

24. Честность.

25. Чувство юмора.

Карточка "Педагогические ситуации"

1. Вы - воспитатель детского сада. На прогулке к Вам подходят два плачущих мальчика, жалующихся друг на друга. Ваши действия?

2. На уроке в 1 классе девочка играет в куклы, разложив их на парте. Вы - учитель. Ваши действия?

3. В полном составе 11 класс не пришел на урок математики в знак протеста против несправедливо поставленной оценки. Вы - классный руководитель и должны найти выход из конфликтной ситуации.

Этапы игры:

1. Ведущий говорит участникам: "Сегодня каждый из вас сможет попробовать свои силы, проверить свои способности в педагогических профессиях. Данная игра поможет глубже осознать смысл (назначение) и требования этих профессий, даст возможность поразмышлять вслух, высказать свои идеи и мнения, приблизит вас к выбору профессии. Это будет зависеть от вашего участия и желания."

2. Ведущий рассказывает участникам о разных видах общения: "'Деловое характеризуется обязательностью, т.е. независимо от того, приятен или неприятен тебе человек, нужно вступить с ним в контакт. Личностное общение -это взаимоотношения с близкими людьми. Для официального общения характерно поддержание определенной дистанции между партнерами, строгость, последовательность в изложении мыслей и фактов. Неофициальное общение - это доверительный разговор, в ходе которого можно пошутить, проявить человеческие симпатии. Педагогическое общение - это может быть деловой, официальный урок, в ходе которого учитель объясняет учащимся новый материал или внеурочное общение, когда они разговаривают, пытаются понять друг друга.

По своему результату общение может быть продуктивным, если достигнута цель, ради которой партнеры вступают во взаимодействие и непродуктивным, если они разговаривают, не слыша друг друга, и цель общения не достигнута. Это зависит от умений общаться: слышать и слушать других. "

Участники в процессе беседы отвечают на следующие вопросы: почему молодые люди идут в педагогику? Что же такое педагогическое общение?

Ведущий дополняет ответы участников.

3. Ведущий и участники разбирают педагогические профессии для более глубокого понимания деятельности педагога. Это достигается путем анализа и последующего обобщения отдельных педагогических функций и качеств, необходимых в этой профессии. Для этого участники игры делятся на три команды- "Учитель-предметник", "Учитель начальных классов", "Воспитатель детского сада" в соответствии с интересами и желаниями. Задача команд -обсудить содержание деятельности педагога, выделить основные функции, профессионально важные качества, необходимые в работе.

При обсуждении в команде можно использовать один из следующих методов:

1) Метод "мозгового штурма". Его основные правила: все участники высказываются по кругу, затем мнения обсуждаются и составляется общий портрет деятельности педагога.

2) Метод "экспертной оценки" профессионально важных качеств педагога (см. Материалы и оборудование). Рассмотрим несколько вариантов его проведения:

1 вариант. Участники трех команд получают списки профессионально важных качеств. Один из участников команды зачитывает эти качества по порядку, и те, кто считает, что то или иное качество необходимо педагогу, отмечают на своих листочках и сдают капитану. Капитан обобщает ответы и отмечает качества наиболее необходимые педагогу, по мнению команды. Затем по результатам работы команд на доске строится график профессионально важных качеств педагога.

2 вариант. В предложенном списке участники отмечают необходимые педагогу качества знаком "+" и не нужные - знаком "-". Затем подсчитывается и обсуждается результат отдельно по каждому качеству.

3 вариант. В списке против каждого качества участники проставляют оценку по пятибалльной системе, в зависимости от важности качества для деятельности педагога.

Ведущий и участники обсуждают выделенные командами профессионально важные качества педагога.

4. Ведущий предлагает участникам обсудить содержание педагогических профессий - воспитателя детского сада, учителя начальных классов, учителя-предметника. Для этого выбирается один человек, который будет представлять мнение команды перед остальными участниками. На выступление дается 3-5 минут. Другие участники внимательно слушают, задают вопросы, высказывают свое мнение. При обсуждении одному участнику стоит предложить фиксировать отдельные высказывания. Ведущий в это время направляет дискуссию в нужном направлении, подводит итоги выступлений и предлагает участникам определить свои возможности в педагогической деятельности.

5. Ведущий предлагает участникам психотехнические игры и упражнения по определению и развитию профессионально важных качеств, необходимых педагогу - внимания, способности понимать других, способности к творчеству, уравновешенности, способности к эмпатии. В играх и упражнениях участники оценивают свои способности, сравнивают их с результатами сверстников. Каждый самостоятельно решает, над чем ему нужно работать и какие упражнения регулярно повторять. Многие из них можно выполнять в повседневной жизни, например, наблюдать за людьми в транспорте, на улице, в компании и прогнозировать их поведение в различных ситуациях.

Ведущий рассказывает о важности развитогопроизвольного внимания,которое является основой для наблюдательности: "Без умения замечать по едва заметным признакам изменения в поведении учеников, в их состоянии и отношении к другим людям или к учебному предмету, трудно быть хорошим педагогом. Учитель, не обладающий наблюдательностью, не сможет разглядеть за внешней стороной поступка истинные причины поведения."

Для проверки и развития внимания ведущий предлагает игру "Детектив". Выбираются два участника. Они внимательно смотрят друг на друга, потом поворачиваются спиной и отвечают на вопросы типа: какая самая заметная деталь в одежде партнера? Сколько на одежде партнера карманов? Какого цвета у него глаза? Какие украшения? и т.д.

Затем ведущий рассказывает оспособности понимать других людей (войти в их положение, представить себе их чувства, предвидеть их поведение), как качеству, необходимому в любой педагогической деятельности.

Участникам предлагается игра "Таможня". Ведущий объявляет условия: "Кто-то из вас будет выполнять роль "Контрабандиста" и "Таможенника", остальные будут - "Пассажирами", идущими на рейс самолета. "Контрабандист" пытается провезти "контрабанду " (это может быть ручка, тетрадь или какой-нибудь предмет)."

Из участников выбирается "Таможенник", который выходит на несколько минут в коридор. В это время один из участников - "Контрабандист" прячет у себя предмет. После чего входит "Таможенник", который пытается отгадать с двух или трех попыток, кто из "Пассажиров" - провозит "контрабанду", у кого она спрятана.

Способность к творчеству - необходимый компонент педагогики, Творческая активность предполагает, с одной стороны, умение освободиться из под власти обыденных представлений, искать новые пути, а с другой - развитый самоконтроль, организованность.

Ведущий для определения творческих способностей предлагает упражнение "Три слова". Он называет любые три слова. Например: медведь, карандаш, озеро. Играющие должны придумать и написать наибольшее число осмысленных фраз или предложений, в которых логически бы сочетались все три слова. Время работы - 5 минут. Затем участники зачитывают свои варианты предложений. После чтения выбираются наиболее интересные и оригинальные предложения.

Уравновешенность как способность управлять своим поведением, владеть эмоциями, быть сдержанным в конфликтных ситуациях - необходимое качество педагога. Для развития этого качества ведущий предлагает упражнение "Разреши назревающий конфликт". Каждому участнику по очереди выдается листок с конкретной репликой, на которую он должен быстро ответить. Например: "Ты знаешь, я опять забыл принести твою книгу", "Я, кажется испачкал твою сумку", "Это Вы наступили мне на ногу?", "Я бы никогда не надела такую юбку", "Почему ты на меня так сердито смотришь?" и т.п. После этого участники обсуждают кто своим ответом смог погасить возможный конфликт, а кто способствовал его разжиганию и что при этом чувствовали все участники.

Способность к эмпатии является ценным качеством для тех, кто работает с людьми и выражается в готовности к сочувствию и сопереживанию, стремлении понять другого, прийти к нему на помощь.

С целью развития этого качества ведущий предлагает упражнение "Свои проблемы". Два участника должны смоделировать проблемную ситуацию (ссора с другом, конфликт с родителями). Задание состоит в том, чтобы рассказать другому о своей проблеме, вызвав сочувствие.

6. Ведущий предлагает участникам разыграть и разобрать педагогические ситуации (см. Материалы и оборудование), где можно попробовать свои силы в качестве педагога, проявить творческие качества, найти нестандартный выход из конфликтных ситуаций.

В ходе разбора педагогических ситуаций ведущий обращает внимание участников на стиль работы педагога - способы установления контакта, приемы общения, которыми он пользуется, возможные варианты выхода их конфликта.

7. Всем участникам предлагаются информационные листки, содержащие сведения обо всех учебных заведениях города, края, где можно получить педагогическую профессию, о формах и сроках обучения, условиях приема.

8. В заключении ведущему необходимо обратить внимание участников игры "Педагог" на запасной вариант выбора профессии в случае неудачной сдачи экзаменов в учебное заведение. Это может быть работа нянечкой в детском саду, организатора досуга младшего и среднего школьного возраста.

Комментарии; Для участия в игре "Педагог" приглашаются учащиеся старших классов, интересующиеся профессией педагога. Это могут быть слушатели специализированных педагогических классов, школьники, осваивающие в УПК педагогические профессии. Желательно участие в ней учителей, воспитателей, преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. Это делает игру более содержательной, целенаправленной и динамичной.

В конце игры ведущий знакомит участников со специальной литературой, где рассматриваются игры и упражнения с целью развития профессионально важных качеств, необходимых педагогу.

В ходе игры у участников могут появиться вопросы, решить которые поможет специалист-профконсультант или психолог школы.

Сохраняя общую схему построения игры можно рассмотреть особенности других профессиональных сфер - медицины, сферы обслуживания, экономики:

1. Вступительное слово ведущего (представление участников, сообщение цели и хода игры, приглашение к участию в ней).

2. Беседа об особенностях рассматриваемой профессиональной сферы.

3. Анализ профессий по содержанию труда и требованиям, предъявляемым к человеку.

4. Определение профессионально важных качеств (игры и упражнения).

5. Разыгрывание и разбор ситуаций.

6. Работа со справочной информацией об учебных заведениях.

7. Обсуждение запасного варианта.

 

3. Литература

1. Арефьев И.П. Занимательная профориентация // Школа и производство. -1996. -№ 1.- С. 94-95.

2. Забродина И.Ю. Развивающие упражнения с учащимися, ориентированные на профессии типа "Человек-Человек" // Школа и производство. - 1996. - № 3. - С. 93-95.

3. Игровой метод в профориентации: методические рекомендации - под ред. Климова Е.А.. - Пермский государственный педагогический институт. Пермское объединение "Структура", 1989. - 70 с.

4. Игры - обучение, тренинг, досуг ... / Под ред. Петрусинского В.В. // В 4 кн. - М.: Новая школа, 1994. - 368 с.

5. Игумнова Е.Л. Банкир, фермер иль портной ... Кто же я буду такой???:

Кн. для учителя. - Новосибирск: Призвание, 1994.

6. Ильюк М.И. Роль деловой игры в формировании профориентационных знаний // Школа и производство. - 1990. - № 1. - С. 20-21.

7. Корочкина Э.Н. Профориентационная игра "Новый город" // Школа и производство. - 1990. - № 10. - С. 80-81.

8. Кондратьева С.П. и др. Профориентационная игра "Педагог" // Школа и производство. - 1991. - № 7. - С. 63-65.

9. Марголина М.И. Профориентационные игры "Люди. Книги. Профессии", "Библиотекари и читатели" // Школа и производство. - 1990. - № 9. -С. 68-70.

10. Марголина М.И. Профориентационная игра "Лабиринт" // Школа и производство. - 1989. - № 8. - С. 16-19.

11. Марголина М.И. Профориентационная игра "Оптимист" и "Скептик" // Школа и производство. - 1990. - № 4. - С. 18.

12. Пряжников Н.С. Профориентационные игровые упражнения // Школа и производство. - 1996. - № 2. - С. 92-95,

13. Суслина Е.Г. Профориентационная игра "Контакт" // Школа и производство. - 1991. - № 9. - С. 73-74.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.