Сделай Сам Свою Работу на 5

Способы оценки эффективности профориентационной игры





ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ.

1. Организационные особенности профориентационных игр и основные требования к проведению

В настоящее время у педагогов и психологов вызывает возрастающий интерес использование игровых методов, которые направлены на активизацию школьников в профессиональном самоопределении.

Профориентационная игра строится с опорой на общую схему построения личного профессионального плана (ЛПП).

Схема построения личного профессионального плана

1. Общее представление о роли труда в достижении личного счастья (ценностно-нравственный компонент ЛПП).

2. Дальняя профессиональная цель (мечта) и ее согласованность с другими целями жизни.

3. Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).

4. Резервные варианты как возможные пути движения к дальней цели.

5. Познание выделенных целей (особенности профессий, учебные заведения).

6. Знание своих возможностей для достижения дальних и ближних целей.

7. Знание путей подготовки к достижению целей и способов работы над собой.

8. Реальная подготовка к достижению целей.



Общая схема построения профориентационных игр

1. Цель игры как результат, прогнозируемый профконсультантом в ситуации принятия решения о выборе профессии оптантом.

2. Условия проведения игры (возраст, количество участников, время проведения игры).

3. Материалы и оборудование, необходимые для проведения игры.

4. Этапы игры - последовательное изложение ролей ведущего и участников по достижению ими целей игры.

5. Комментарии, где рассматриваются дополнения, разъяснения для ведущего по подготовке и проведению данной игры по реализации основных ее целей.

Требования к ведущему

1. Информированность в профориентационной проблематике.

2. Профессиональный такт.

3. Поддержка интересных высказываний участников, не только словом, но и мимикой, жестом, взглядом.

4. Уверенность в том, что игра пройдет интересно.

5. Умелость, риск по совершенствованию игровых ситуаций.

6. Поддержание оптимального уровня игровой дисциплины.

Правила проведения, обсуждения игры (для ведущего)

1. Создайте доверительный, доброжелательный настрой на игру.



2. Строго контролируйте время выступления участников игры.

3. Не вмешивайтесь в обсуждение игры, а лишь организуйте его.

4. Следите за культурой обсуждения, динамикой игры ее участников.

5. Время от времени подводите итоги обсуждения, обобщив главные мысли участников.

Правила проведения, обсуждения игры (для участников)

1. Добровольно принимай участие в ходе игры (не хочешь говорить - сообщи об этом).

2. Смело говори то, что соответствует твоему мнению, чувствам.

3. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.

4. Уважай мнение каждого человека.

5. Не давай негативных, личностных оценок в адрес других участников.

6. Критикуя других, предлагай свои варианты выхода из создавшейся ситуации.

7. Помни - нет правильных или неправильных, хороших или плохих ответов. Есть ответы, которые соответствуют твоему мнению или мнению остальных участников.

8. При обсуждении игры воспользуйся следующими репликами, которые начинаются так:

Я считаю, что ...

Я с тобой согласен, но ...

На мой взгляд необходимо ...

Я бы сказал по-другому ...

По-моему, надо сделать так ...

Может быть, на это стоит посмотреть по-другому ...

Если ...то возможно выход будет таким ...

Среди положительных моментов игрового метода можно отметить:

возможность для участника игры увидеть целостность проблемы, ее наиболее существенные аспекты; в игре происходит более творческое овладение изучаемым материалом, приобретаются навыки принятия решения, происходит овладение ролевым поведением и др.

К общим недостаткам игр можно отнести следующие: трудность подачи в игре большого информационного материала - здесь игра явно уступает лекциям и индивидуальным беседам; не все воспринимают игру серьезно, что затрудняет перенос результатов игры в реальную жизнь и т.п.



Чисто информационные задачи целесообразно решать на лекциях, в беседах. Необходимый минимум информационной готовности к игре может быть достигнут на предварительных занятиях. В самой игре эффективней использовать уже имеющиеся у оптантов знания или представления. Задача ведущего - привести эти знания в систему, чтобы ими можно было воспользоваться при решении вопросов, связанных с выбором профессии.

Способы оценки эффективности профориентационной игры

Обратная связь - это оценка участниками эффективности и результативности профориентационных игр, которая помогает профконсультанту обратить внимание на свою работу, чтобы в дальнейшем корректировать и совершенствовать ее, приобщает к сотрудничеству с учащимися, превращая их из пассивных объектов воздействия в активных субъектов выбора профессии.

Одним из таких способов обратной связи, рассчитанным на учащихся 9-11-х классов является оценка игры по следующим параметрам в баллах:

1) интересность;

2) полезность (что узнали нового, как изменились ваши представления об известном и т.д.);

3) собственная активность в игре.

Ведущий предлагает участникам на листочках оценить данное занятие по 10-балльной системе. После оценки участники должны обосновать свои ответы и дать свои предложения по совершенствованию этой игры.

Листочки сдаются ведущему, который подсчитывает средний балл для всех игроков по трем параметрам, процент обоснованных ответов от общего числа и анализирует результаты, сопоставляет со своими наблюдениями и учитывает их в дальнейшей работе.

Для оценки эффективности профориентационных игр учащимися 7-9-х классов ведущий может использовать другой способ - "Красный, Желтый, Синий". Для его проведения необходимы карточки красного, желтого, синего цветов (по количеству участников). При ответе игроки поднимают карточку с цветом, соответствующим их оценке: красная - понятно, интересно; желтая -безразлично, все равно; синяя - непонятно, неинтересно.

Условно игры можно разделить на группы:

- профориентационные игровые упражнения;

- игры, моделирующие профессиональную деятельность;

- игры, моделирующие процесс выбора профессии;

- игры, моделирующие профессиональную деятельность и процесс выбора профессии.

2. Описание профориентационных игр и упражнений 2.1. Профориентационные игровые упражнения

Профориентационные игровые упражнения используются для создания непринужденной, доброжелательной и естественной атмосферы работы профконсультанта и оптантов, а также в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Профориентационные игровые упражнения более просты и динамичны по сравнению с профориентационными играми.

Особенностью предлагаемых упражнений является то, что их можно использовать при проведении групповых профессиональных консультаций 1 уровня, в лекциях и беседах по выбору профессии.

При их проведении важно соблюдать следующиеусловия:

- обеспечивать их динамичность;

- акцентировать внимание не на ошибках (неудачах) какого-либо игрока, а на положительных, интересных и правильных высказываниях и действиях;

- соблюдать принцип добровольного участия в игровых заданиях;

- простое игровое упражнение проигрывать не более 3-5 раз, иначе участники потеряют к нему интерес;

- ведущий должен давать возможность проявить себя игрокам, поменьше высказываясь сам;

- при планировании игрового занятия необходимо иметь несколько "запасных" игровых упражнений на случай, если участники без особого энтузиазма воспримут то, что предложено первоначально;

- не следует стремиться подводить итог каждому игровому упражнению, т.к. более важным является эффект последействия, когда участники сами осознают проблему, смоделированную в данном упражнении, а может быть, даже откроют истину.

2.1.1. Упражнение "Кто это создал?"

Ведущий предлагает участникам назвать профессии всех людей, которые участвовали в изготовлении продукта любого производства (хлеба, одежды, книги, часов, ключа и т.д.), опираясь на свой опыт и фантазию. Например, кто помогал сахарной свекле вырасти и превратиться в сладкий сахар -путешественник, земледелец, семеновод, агроном, овощевод, тракторист, шофер, сортировщик, мойщик свеклы, резчик, химик. Этот список может уточняться и дополняться.

2.1.2. Упражнение "От А до Я"

Участникам предлагается назвать любые профессии на все буквы алфавита. Примерный указатель:

Агроном, адвокат, актер, археолог, архивариус, архитектор........

Библиотекарь, банкир, бульдозерист, бухгалтер, банщик.........

Врач, ветеринар, водитель, водопроводчик..........

Геолог, геодезист, гувернер, гример.........

Дезинфектор, диспетчер, дрессировщик..........

Егерь, естествоиспытатель......

Жонглер, журналист.......

Зубной техник, закройщик........

Искусствовед, инженер, издатель, инспектор, иллюзионист........

Кассир, контролер, кулинар.......

Литейщик, лаборант, летчик, литературовед, логопед...........

Маляр, машинист, механик, менеджер.......

Наладчик, настройщик, наборщик........

Оператор, операционист, обувщик.......

Парикмахер, повар, переводчик, плотник........

Режиссер, регулировщик, радиомеханик.........

Секретарь, стенографистка, суфлер........

Товаровед, танцовщик, театровед.......

Учитель, учетчик, укладчик......

Фармацевт, фотограф, формовщик.....

Художник, хореограф, химик.........

Цветовод, цоколевщик........

Чабан, часовщик, чеканщик...........

Штукатур, штамповщик, швея.........

Экономист, электрик, электронщик........

Ювелир, юрист...........

Языковед........

 

2.1.3. Упражнение "Пантомима"

Участники делятся на 2 команды и по очереди загадывают друг другу с помощью пантомимы названия каких-нибудь профессий, изображая действия, характерные для работников этой профессии. Задача другой команды - угадать, какая профессия загадана.

2.1.4. Упражнение "Покупатель и продавец"

Участникам предлагается разыграть следующие ситуации:

1. Покупатель капризничает: ему не нравятся все товары, предлагаемые продавцом. Похоже, что ему вообще ничего не нужно купить. Как поведет себя продавец?

2. Продавец верхней одежды помогает выбрать нужную вещь. Покупатель выбирает плащ, который ему совсем не идет. Что делает продавец в этом случае?

3. Приходит раздраженный покупатель (ему не нравится магазин - слишком тесный, не нравятся продавцы - невоспитанные, невнимательные, не нравятся товары - некрасивые, дорогие и т.п.). Цель продавца - улучшить настроение покупателю и помочь ему сделать покупку.

Можно разыграть одну ситуацию с разными "продавцами", показывающими разные варианты поведения. После оценок ведущий и участники отмечают наиболее удачные варианты.

2.1.5. Упражнение "День из жизни профессионала"

Игроки рассаживаются в круг. Необходимо общими усилиями с помощью слов (имен существительных, нарицательных в именительном падеже) составить рассказ на тему "Обычный день из жизни профессионала" (кого именно, группа определяет сама). В ходе игры по кругу каждый называет слово, характеризующее деятельность этого профессионала так, чтобы получился связный рассказ. Например, день из жизни водителя городского автобуса: будильник - кофе -автопарк - дорога - остановка - дорога - остановка - толпа - давка - поворот -остановка - прокол - телефон - ремонтники - колесо - благодарность и т.п.. При обсуждении выясняется, удалось ли создать цельный рассказ, а также то, насколько оптимистичным или грустным получился этот рассказ и почему так произошло.

2.1.6. Упражнение "Автопортрет"

Каждому играющему следует выдать лист бумаги и карандаш, на котором он должен постараться нарисовать свой автопортрет (крупно одно лицо). Ведущий собирает листы, перемешивает их и раздает участникам. Каждому из них нужно внимательно рассмотреть полученное изображение (отгадывать кто это совсем необязательно) и постараться соотнести его с какой-либо профессией. На обратной стороне участник записывает эту профессию и передает листок соседу справа, а от соседа слева берет новое изображение и проделывает то же самое. Когда все листы пройдут по кругу, ведущий вновь собирает их, показывает каждый всем участникам и зачитывает записанные на обороте профессии (кроме глупого и неприличного). После этого по желанию одного из участников можно обсудить его автопортрет и указанные профессии: соотносятся ли они с его профессиональными интересами? На чем основывались участники игры при подборе профессии?

2.1.7. Упражнение "Кто есть кто ?"

Игроки рассаживаются в круг. Ведущий записывает с их помощью на доске 10-15 привлекательных для них профессий. Потом он называет любую из них, а игроки в течении 5-10 сек. пытаются определить, кому из присутствующих ее лучше всего было бы порекомендовать. Затем по команде (хлопку) ведущего все одновременно показывают рукой на соответствующего игрока (или даже на самого себя) и на время замирают, чтобы можно было бы сосчитать, на кого показано больше всего рук. Больше 3-5 профессий из списка не разыгрывать.

2.1.8. Упражнение "Знатоки профессий"

Ведущий предлагает участникам для проверки знаний о мире профессии выполнить следующие задания:

1. Назвать профессию, изменение окончания в названии которой меняет ее содержание? (машинист, машинистка)

2. Из приведенного списка назвать те профессии, которые:

а) почти или совсем исчезли;

б) появились только в 20 веке;

в) появились в последние десятилетия.

Список профессий

ОператорЭВМ, тракторист-моторист, валеолог, трубочист, редактор, столяр, извозчик, космонавт, врач, летчик, эколог, клоун, педагог, экскурсовод, денщик.

Ответы к заданию 2

а) трубочист, извозчик, денщик;

б) тракторист-моторист, летчик, космонавт;

в) операторЭВМ, эколог, валеолог.

 

2.1.9. Упражнение “Дополни портрет”.

 

Участникам дается описание профессии, в которой отсутствует какая-нибудь характеристика: значение для общества, трудовые операции, требования к человеку. Задача – определить каких сведений о профессии недостает и дополнить их. При этом участники могут воспользоваться справочной литературой.

Пример:

Учащаяся 8-го кл. Валя К. сообщила классному руководителю, что хочет быть кондитером. Вот ее рассказ об этой профессии: "Нельзя себе представить праздничного стола без торта, пирожных, печенья или пирожков. И от того, как будут приготовлены торт или пирожные, во многом зависит настроение людей. Поэтому профессия кондитера очень важна и интересна, а самое главное - нужна. Кондитер занимается приготовлением и выпечкой различных видов теста (дрожжевого, слоеного, песочного). В процессе работы он следит за расходом сырья. Кондитер должен знать его основные свойства теста, технологию и режим приготовления изделий, способы их украшения, правила технической эксплуатации оборудования, его регулировку. Условия работы в кондитерских цехах довольны нелегки. Кондитеру приходится трудиться в помещении с высокой температурой, выполнять монотонные движения. Профессию кондитера можно получить в средних ПТУ, а продолжить образование - в средних специальных и высших учебных заведениях ".

Вопросы к участникам:

Какие важные сведения упущены в описании профессии кондитера Валей?

Какие особенности необходимы для успешной работы кондитера?

Какими качествами должен обладать этот работник?

Ответы: в рассказе ничего не сказано о требованиях профессии к человеку.

 

2.1.10. Упражнение "Ловушки- капканчики"

Играющие садятся в круг. Выбирается участник (водящий), который должен будет выбрать и назвать какую-либо профессиональную цель (овладеть конкретной профессией, добиться в ней успехов). Но для этого ему придется преодолеть выдвигаемые другими игроками преграды (ловушки- капканчики). Все участники в течение 2-3 мин. придумывают возможные, реальные преграды на пути к намеченной цели. Затем каждый участник по очереди называет свою преграду, а водящий находит ее решение, как бы он мог ее преодолеть. После этого предложивший ее обязательно называет свой вариант решения задачи, а все остальные оценивают, какой из двух вариантов оказался более удачным. Ведущий фиксирует ответы на доске. Если большинство вариантов водящего признаны более удачными, то считается, что он способен достичь намеченной цели.

2.1.11. Упражнение "Звездный час-1"

Участники разбиваются на 2-3 команды по 3-5 человек и определяют для себя любую профессию. Задача каждой команды - за 5-10 мин. выделить и написать на листке бумаги 3-5 наиболее привлекательных моментов для данной профессии (значение труда, ее смысл, достоинства). Затем представители команд по очереди сообщают о своем профессиональном выборе, отвечают на вопросы. Можно предложить всем командам одну и ту же профессию, после чего посмотреть, насколько различны представления игроков по данной профессии.

 

2.1.12. Упражнение "Звездный час-2"

Каждый участник выбирает для себя какую-либо профессию и не называя ее вслух, записывает на листке 2-3 привлекательных момента из этой профессиональной деятельности. Затем выбирается пара игроков-добровольцев, которые должны в течение 5 мин. разыграть сцену беседы двух работников, каждый из которых доказывает другому, что он нашел наибольшее удовлетворение в своей профессии. При этом можно использовать различные высказывания, интонации, манеры поведения, характерные для представителей этих профессий. А остальные игроки должны угадать, какую профессию представлял каждый из участников в паре. Затем выбирается следующая пара игроков и т.д.

2.1.13. Упражнение "Профориентационный словарь"

Участники разбиваются на две команды и получают листки со списком терминов, относящиеся к миру профессий. Задача - обсудить слова-термины в командах и объяснить их значение другой команде. Время на обсуждение одного термина - 1 мин. Команды по очереди обмениваются определениями заданных слов, вносят замечания и дополняют друг друга.

 

Список 1 Профессия, инструмент, обязанности, условия труда.

Список 2 Рабочий, орудия труда, мастер, зарплата.

2.2. Игры, моделирующие профессиональную деятельность

Данная группа игр направлена на знакомство учащихся с конкретными профессиями, на определение и осознание своих индивидуальных особенностей, а также знакомство с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.

Главным игровым моментом является разыгрывание и разрешение различных ситуаций во взаимоотношениях работников друг с другом или с клиентами. Это позволяет выявить особенности профессий, а также способствует формированию у учащихся умения мыслить, рассуждать, делать обобщения.

После разыгрывания ситуаций ведущий может предложить участникам придумать аналогичные сценки для других профессий. Это активизирует имеющиеся знания, побуждает к творчеству, самостоятельному и осознанному выбору профессии.

Если участники затрудняются, то ведущий предлагает им в помощь следующую схему:

1) определить профессию, интересную для участников;

2) определить и уточнить конфликтную ситуацию, типичную для выбранной профессии;
3) конкретизировать роли, условия, правила и обсудить инструкции для главных участников.

2.2.1. Игра "Контакт"

Цель: Игра "Контакт" моделирует профессии типа "Человек-Человек" и может стать эффективным средством в приобретении навыков культуры общения для ее участников. Она направлена также на частичное определение ими своего соответствия конкретным профессиям, так как участие в проблемных ситуациях дает возможность ближе познакомиться с общими особенностями данной сферы деятельности.

Условия проведения игры: Целесообразнее проводить ее со старшеклассниками, хотя возраст участников может варьироваться от 12 до 17 лет. Количество участвующих в игре - 8-10 человек (в зависимости от того, сколько игровых ситуаций предложит ведущий). Максимальное время игры (вместе с разминкой) - 1 час 20 минут.

Материалы и оборудование: Доска, карточки с описаниями ситуаций.

1. Воспитатель детского сада - родители ребенка

Ребенок провинился, воспитатель рассказывает об этом родителям, а они защищают малыша, не вникая в суть дела и считая, что их ребенок просто не может быть неправ. Какова позиция воспитателя?

2. Врач - больной

Молодой врач при посещении больного (пожилого человека) ставит диагноз и предлагает лечение. Но последний имеет медицинское образование и с диагнозом и методами лечения не согласен. Как поступит молодой врач?

3. Оперуполномоченный уголовного розыска - свидетель

По ходу расследования преступления оперуполномоченный уголовного розыска беседует со свидетелем (свидетельницей). Тот говорит неправду (придумайте сами, по какой причине). Как убедить его дать правдивые показания? Попытайтесь это сделать.

4. Стюардесса - авиапассажир

Во время полета пассажир капризничает: ему не нравится обед, принесенный стюардессой, теплая минеральная вода, поданная ею и т.п. Как поведет себя стюардесса в такой ситуации?

 

5. Учитель - ученик

Ученик - эрудит просит разрешения дополнить учителя истории после объяснения им нового материала.Он рассказывает любопытные, но неизвестные педагогу факты и интересуется его мнением на эту тему. Какой выход можно найти в данной ситуации?

6. Главный редактор газеты - журналист

Журналист приносит главному редактору актуальный материал, но последний понимает, что объем его придется значительно сократить (придумайте по какой причине). Как должен поступить главный редактор, чтобы не обидеть журналиста?

7. Парикмахер - клиент

Клиент заказывает стрижку, которая ему явно не пойдет (придумайте почему). Парикмахер предлагает другой вариант, но тот не согласен. Какую позицию займет парикмахер?

8. Гид-переводчик - иностранный бизнесмен

Гид-переводчик сопровождает группу иностранных бизнесменов из аэропорта в гостиницу. Неожиданно оказывается, что места в ней не забронированы по вине организаторов поездки. Уставшие иностранцы не понимают, почему им не дают отдохнуть после длительной поездки. Что в такой ситуации может предпринять гид?

Этапы игры:

1. Перед началом игры ведущий спрашивает участников, какие качества характера являются важными для профессий типа "Человек-Человек". Ребята называют, а ведущий подводит итог: общительность, терпение, выдержка, доброжелательность, тактичность, аккуратность, отзывчивость, приветливость, наблюдательность, самостоятельность, спокойствие, самообладание. Успешность деятельности в сфере "Человек-Человек" во многом зависит от умения специалиста контактировать с людьми, слушать и понимать их внутренний мир.

2. Для активизации внимания можно провести с участниками небольшую разминку, которая поможет им вспомнить, какие профессии относятся к типу "Человек-Человек". Разделив для удобства все профессии этого типа на несколько групп (педагогические, юридические, медицинские, профессии сферы обслуживания, культуры), ведущий просит школьников поочередно называть все знакомые им профессии и специальности, относящиеся к этим группам. Например, юридические профессии: прокурор, юрисконсульт, арбитр, судья, адвокат, следователь, оперативный уполномоченный уголовного розыска и т.д.

Ведущий постоянно должен следить, чтобы разминка шла в быстром темпе. Если в процессе перечисления происходит заминка, ведущий начинает счет (подобно тому, как это бывает на аукционе). Выигрывает тот участник, кто

последним назвал профессию данной группы. После этого ребята достаточно легко настраиваются на игровой лад.

3. Каждую ситуацию разыгрывают двое, а в ситуациях № 1 и 8 принимают участие трое. Ведущий должен заранее приготовить листы с описаниями конкретных ситуаций, которые раскладываются на столе, как экзаменационные билеты (см. Материалы и оборудование). Он объясняет, что ситуации отличаются друг от друга, но задание все получают одинаковое: необходимо каждую ситуацию убедительно разыграть и предложить свое решение.

4. Обсуждение игры: ведущий предлагает участникам проанализировать разыгранные ими ситуации и поведение "специалистов", выделить те из них, в которых удалось найти оптимальное решение, а также те, где были возможны более удачные варианты. Итогом проведения игры должен стать вывод о том, что, выбирая одну из профессий, относящихся к типу "Человек-Человек", нужно быть готовым почти все свое рабочее время общаться с людьми, при этом в любых условиях сохранять выдержку, спокойствие, доброжелательность.

Комментарии: Игра "Контакт" достаточно театрализована. Задача ведущего - помочь ее участникам вжиться в роли, встать на место тех людей, кого они изображают. Иногда игроки бояться принимать неординарные решения, находясь в плену привычных представлений. Они, например, могут не знать, что врачи в сомнительном случае, возникающем при постановке диагноза, могут созвать консилиум (ситуация № 2). Подсказка ведущего, возможно, подтолкнет ребят к правильному решению. В ситуации № 8, они также могут растеряться, поскольку в задачи переводчика не входит улаживание бытовых проблем иностранцев. Но гид может проявить инициативу и самостоятельность: успокоить гостей, попытаться найти организаторов поездки.

Ответы на предложенные в игре вопросы участники вряд ли найдут в книгах и учебниках. Важно научить их самостоятельно мыслить, брать на себя ответственность за принятые решения.

В перспективе данную игру можно использовать при моделировании профессий других сфер "Человек-Техника", "Человек-Знаковая система", "Человек-Природа", "Человек-Художественный образ".

2.2.2. Игра "Ассоциация"

Цель игры: Выявить знания участников о профессиях, познакомить с общими особенностями рассматриваемых сфер деятельности, выявить эмоциональное отношение к разным профессиям.

Условия проведения игры: Игра рассчитана на учащихся 7-9 классов. Количество участников 7-14 человек. Время на первое разыгрывание - 15 минут, последующие - по 5-7 минут.

Материалы и оборудование; Доска, листы бумаги, таблица "Требования профессии к человеку" (см. Приложение 4.3.).

Этапы игры:

1. Выбираются три игрока по желанию.

2. Дается следующая инструкция: "Сейчас три человека выйдут из комнаты, а остальные участники загадают какую-нибудь профессию. Потом они войдут и попробуют ее отгадать с помощью ассоциативных вопросов, например, "Какого цвета эта профессия?", "Какой запах напоминает?", "Какая мебель используется?", "Какое качество характера является важным?" и т.д. "

Можно взять для примерного разбора профессию врач, где ответы могут быть такими: цвет - белый, запах - что-то связано со спиртом (лекарство - слишком наводящий ответ), мебель - стеклянный шкаф, кушетка, качество -доброжелательность, терпеливость, честность.

3. Ведущий дает инструкцию отгадывающим: "Каждый из вас может задать по два таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течении 2-3 минут продумаете свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. "

4. Начинается игра и ведущий следит за ее динамикой. Когда все вопросы и ответы произнесены, ведущий предлагает трем игрокам продумать и назвать свои варианты.

5. Во время обсуждения игры у отгадывающих спросить о том, какие ответы им помогли, а какие ввели в заблуждение. Затем вместе решить правильность ответа на каждый ассоциативный вопрос и подкорректировать их при необходимости. Варианты могут не совсем совпадать с загаданной профессией, например, профессия "психолог", а ответы соответствуют профессиям "учитель", "воспитатель". Право определить отгадали ли три игрока профессию или нет, должно быть предоставлено загадывающим.

Комментарии: Ведущий должен помочь играющим в случае непонимания сути вопроса, а также в затруднениях при постановке вопросов.

В процессе работы перечень вопросов пополниться, что поможет ведущему лучше организовать игру и обсуждение. Можно загадывать не только профессии, но и конкретные места работы, учебные заведения и т. п.

2.2.3. Игра "Инопланетяне-стажеры"

Цель игры: Познакомить участников с основными структурными подразделениями (отделами) типичного промышленного предприятия, его профессиями, с основными требованиями этих профессий к человеку, научить сопоставлять требования профессии с особенностями человека.

Условия проведения игры: Игра рассчитана на учащихся 7-11 классов. Количество участников 20-30 человек. Время проведения игры - 30-40 минут.

Материалы и оборудование: Доска, таблица "Требования профессии к человеку" (см. Приложение 4.3.), карточки-инструкции.

Карточка-инструкция для "Инопланетян-стажеров"

В целях ознакомления с земными профессиями вы прибыли на одно из предприятий. Постарайтесь точнее представить свой вид (изобразить на доске), чтобы можно было подобрать вам работу, поскольку вы сильно отличаетесь от землян. Подумайте, как вы выглядите, укажите: рост и вес; форму, покров тела;

ноги, руки (сколько и какие); анализаторы (глаза, уши, нос..), какие функции они выполняют; ваши достоинства (не более двух) и ваши недостатки (не менее двух).

 

Карточка-инструкция содержания работы планово-экономического отдела

Отдел занимается составлением планов работы предприятия и анализирует их выполнение. Работа проходит в обычном помещении, за столами. Основной предмет труда - цифры, таблицы, графики, отчеты. При подсчетах используют микрокалькуляторы, компьютеры. Основной работник (экономист) должен быть аккуратным, исполнительным, иметь хорошую память, счетно-аналитические способности, развитый самоконтроль.

Карточка-инструкция содержания работы бухгалтерии

Отдел осуществляет контроль за расходами денежных средств, начисление заработной платы. Работа проводится в обычном помещении. В работе используют микрокалькуляторы, компьютеры. Основной работник (бухгалтер) должен быть внимательным, аккуратным, исполнительным, терпеливым, уметь быстро считать, иметь хорошую память.

Карточка-инструкция содержания работы технологического отдела

Отдел занимается разработкой технологических процессов и контролирует их соблюдение. Характерны частые контакты с руководством цехов и непосредственными исполнителями. Работа проходит в обычном помещении, где изучается и разрабатывается технологическая документация. Основной работник (технолог) должен иметь развитое техническое и пространственное мышление, хорошую зрительно-оперативную память, коммуникативные способности, быть принципиальным.

Карточка-инструкция содержания работы отдела технического контроля

 

Отдел контролирует качество выполнения выпускаемой продукции, выявляет причины брака. На специальных столах с помощью измерительных приборов осуществляют замеры. Основной работник (контролер) должен быть аккуратным, внимательным, принципиальным, иметь хороший глазомер, слух, кожно-тактильную чувствительность, зрительно-оперативную память, техническое мышление и пространственное воображение.

 

Карточка-инструкция содержания работы опытно-конструкторское бюро

Бюро создает новые образцы продукции и совершенствует уже выпускаемые. Работа в обычном помещении, за чертежной доской, иногда на специальных участках при сборке опытных образцов. Основной работник (конструктор) должен быть аккуратным, уметь грамотно делать чертежи, иметь развитое пространственное мышление, память. Особые требования предъявляются к зрению и точности движений рук.

Карточка-инструкция содержания работы станочного участка механического цеха

На участке занимаются изготовлением деталей на станках. Рабочие подбирают инструменты для обработки, задают режим выполнения операций, выполняют рабочие операции по изготовлению деталей, следят за работой станков. Основной работник (станочник широкого профиля) должен уметь разбираться в чертежах, иметь хороший глазомер, слух, обладать техническим мышлением, быть собранным, уравновешенным и выносливым.

Карточка-инструкция содержания работы ремонтного участка механического цеха

На участке занимаются ремонтом и текущим обслуживанием станков. Работать приходится в разных местах цеха. Основной работник (слесарь-ремонтник) должен хорошо знать станки и оборудование, иметь развитое техническое мышление, хорошее здоровье, зрение и слух, быть сосредоточенным, внимательным.

Карточка-инструкция содержания работы столярного цеха

В цехе занимаются изготовлением и ремонтом деревянных конструкций. В работе используются различные столярные инструменты (пилы, дрели, рубанки), станки по обработке древесины. Основной работник (столяр) должен обладать хорошим глазомером, координацией движений, слухом, пространственным мышлением, быть внимательным и сосредоточенным.

 

Карточка-инструкция содержания работы службы по охране предприятия

Служба осуществляет круглосуточную охрану территории предприятия. Основной работник (охранник) должен быть бдительным, смелым, решительным, выносливым, иметь хорошее здоровье.

Карточка-инструкция содержания работы отдела кадров

Отдел занимается приемом на работу и увольнением работников, выдает различные справки. Работа проходит в обычных условиях и связана с частыми приемами посетителей. Работать приходится также с различными документами. Основной работник (инспектор) должен быть ответственным, аккуратным, внимательным, приветливым, иметь хорошую память, коммуникативные способности.

Этапы игры:

1. Ведущий перед игрой кратко рассказывает о том, что на любом заводе, предприятии есть много различных служб и профессий, каждая из которых предъявляет свои требования к человеку.

2. Ведущий знакомит всех с инструкцией: "Представьте, что недавно наша планета установила контакт с другой цивилизацией. Ученые обеих планет изучают друг друга по разным направлениям. Два профессора-инопланетянина исследуют земные профессии. Изучать их они решили не только по книгам и рассказам, но и попробовав поработать, пройти стажировку. "

Выбираются два главных участника - "Инопланетяне-стажеры". Ведущий продолжает: "Мы с вами являемся представителями предприятия, руководителями отделов, цехов. Нас всех собрали на ответственное совещание, чтобы мы подобрали гостям несколько подходящих профессий. "Инопланетяне-стажеры" сейчас пойдут и придумают, как они выглядят, а остальные участники разобьются на группы по 2-3 человека и выберут "Руководителей".

3. "Инопланетянам-стажерам" дается вспомогательная инструкция (см. Материалы и оборудование), ручка и бумага, и они выходят на 5 минут в коридор.

Остальные участники разбиваются на группы (отделы) по 2-3 человека. Каждая группа выбирает "Руководителя" отдела.Им раздаются инструкции, где указывается название отдела, его основные функции, содержание работы, требования профессий к человеку (см. Материалы и оборудование). После этого ведущий говорит: "Когда "Инопланетяне-стажеры" познакомят вас со своим обликом, каждый "Руководитель " должен решить, смогут ли они работать у него или нет и сообщить им о своем решении, обосновав его. "

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.