Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 15, 16. Отношения социального заказа.





Эти отношения, так же, как и отношения ревизии, асимметричны. Один из партнеров — Заказчик — активизирует слабый 4-й канал Подзаказного. Хорошей обратной связи здесь нет, т. к. обе сильные функции Подзаказного не воздействуют на Заказчика.

Этим механизмом определяется и характер отношений: все, что говорит и делает Подзаказный, Заказчику кажется не слишком важным и значимым, а Заказчик, наоборот, воспринимается Подзаказным как весьма значительная фигура — в сфере действия 2-й функции Заказчика (именно отсюда и поступает «заказ»). Этот заказ очень трудно не выполнить, ибо он воспринимается функцией 4-го канала Подзаказного, внушаемой и не способной критически разобраться в информации.

Вот как выглядят отношения социального заказа со стороны Подзаказного (Штирлиц), на которого как Заказчик действует его подруга (Наполеон):

(Наполеон — Штирлиц)

Она всегда стремится быть а центре внимания. В любой компании даже совершенно незнакомых ей людей она говорит больше других и громче других. Стремится все делать сама. Ей кажется, что лучше, чем она, никто ничего не сделает. Она очень эмоциональна — легко обижается и легко забывает обиду.



На меня она иногда чересчур давит своей эмоциональностью. Когда обрушивается такой поток эмоций, это меня оглушает, так как сам я совершенно безэмоциональный человек. Но все это не очень сильно на меня действует, так как я много времени уделяю друзьям и спорту. Особенно помогает спорт. Расставшись с подружкой, я чувствую себя непривычно возбужденным, это меня раздражает. Но после тренировки, пообщавшись с друзьями и ощущая приятную усталость, я чувствую, как ко мне возвращается ровное, спокойное, умиротворенное настроение, в котором я люблю находиться больше всего.

Как видим, рассказчик (Штирлиц) нашел здесь удачный предохранительный клапан: он регулярно снимает напряжение, полученное при общении с Заказчиком. А что, если бы ему не удавалось это делать? Тогда напряжение могло бы накапливаться до такой степени, что стало бы, в конце концов, серьезным травмирующим фактором.

Вот еще один вариант отношения тех же психотипов (на этот раз речь ведется от лица девушки-Штирлица):



Совершенно неожиданно он признался мне в любви. Я была так ошарашена, что ничего не могла ответить вообще, тем более что с его стороны не было не только робости или смущения, но даже самой обыкновенной деликатности. Он проявлял такой напор чувств, что я едва успевала «выставлять щиты». Мое сопротивление только раздражало его. Бывало, что на время он отходил от меня, но потом все начиналось сначала. От такого напора я потихоньку стала уступать, но хорошо понимала, что это — просто результат давления на меня, а не мои ответные чувства; он их как будто внушал мне... Я старалась как можно реже встречаться с ним, но это было нелегко. Если я пыталась объяснить ему, что мы только друзья, как то логически обосновать это он меня как будто не слышал совсем, мои объяснения проходили мимо его ушей.

Мне кажется, перелом в отношениях произошел после того, как я попала в больницу — и даже ему не позвонила, ничего не сказала о предстоящей мне операции. Он узнал об этом через неделю от моих подружек, пришел ко мне в тот же час, но ничего не сказал о моем поступке. Я думаю, что ему нелегко было примириться с поражением, ведь он привык быть лидером, командовать и управлять чувствами других людей. Но и я больше не могла переносить внутреннее давление и напряженность, которые испытывала, находясь рядом с ним.

Сейчас у нас хорошие отношения, мы просто друзья, хотя не знаю, надолго ли?

В приведенном примере важно следующее: степень энергетичности функции 2-го канала Заказчика. В данном случае, поскольку Заказчик — Наполеон, действие этой функции подкрепляется еще и волевым напором «черной» сенсорики (ЧС). В ситуации, когда Заказчик настаивает на ежедневном тесном общении, такое давление может стать совершенно невыносимым.



Но существует и множество других ситуаций, в которых этот вид интертипных отношений выглядит не только благополучно, но и вполне благотворно.

Вот как девушка-Есенин рассказывает о своей маме-Драйзере:

(Есенин — Драйзер)

Я всегда прислушивалась к маминым советам. Она человек очень большого трудолюбия, может вообще работать, как машина. Если, например, мы начинаем вскапывать грядки на нашем огороде, то, прокопав немного, мы с папой останавливаемся, нам надо передохнуть, поговорить. Мама же будет копать без устали, и ее участок будет и глубже вскопан, и выглядеть ровнее.

Мне требуется отдых не просто потому, что я устала, но еще и потому, что мне просто надоедает все время копать и копать. Но если мама рядом, то, передохнув минутку, я бросаюсь к лопате с мыслями: «Надо работать, а то мама через пару минут будет ворчать — какая я бездельница».

На самом деле, конечно, я страшная лентяйка. Бывает, что, занимаясь чем-нибудь серьезным, я ловлю себя на мысли, что уже давно не делаю нужного дела, а сижу и мечтаю о чем-нибудь постороннем.

В этом примере мама активизирует волевую сенсорику дочери, и это воспринимается не как насилие, а как благотворное действие. Если бы все мамы были Заказчиками, возможно, они «подняли» бы слабые функции своих детей для их же блага, причем у детей это не вызвало бы протеста — все, что говорит и делает Заказчик, для Подзаказного имеет силу внушения.

Бывает, что и дети выступают как Заказчики по отношению к своим родителям, и далеко не всегда это выглядит благополучно. Вот пример:

(Есенин — Робеспьер)

Моя сестра относится к психотипу Есенин, а отец — к психотипу Робеспьер. Каждый раз, когда я приезжала а командировку и останавливалась в их квартире, мне приходилось слышать жалобы и с одной, и с другой стороны. Сестра обычно говорила о том, что ей очень тяжело с «батей» — целыми днями молчит, всегда у него недовольный вид, иногда ворчит: это не так, то — не так.

— Я уже с детства чувствую себя такой плохой и никчемной, никуда не годной, ни к чему не приспособленной, сетовала сестра, — он никогда меня ни в чем не поддержал, не воспитывал уверенности в своих силах, мне всегда казалось, что я глупее других...

Будучи человеком почти аскетического образа жизни, отец был постоянно недоволен неумением сестры вести хозяйство, считать деньги. Однажды (видимо, он долго обдумывал разговор со мной, чувствовалось, что ему это тяжело) он пожаловался:

— Ну, что мне с ней делать? Как можно жить в таком хаосе? Что у нее творится на кухне? Грязная посуда, окурки — ну какой же мужчина, увидев все это, захочет взять ее в жены? А недавно, смотрю, два ковра, которые стояли свернутые за шкафом, — исчезли. Оказывается, она их уже отнесла в ломбард! У нее, видите ли, долги! Разве можно так жить не по средствам? По одежке протягивай ножки! Но ведь бывает, что придет такая разнесчастная, расплачется: «Папа, дай денег, у меня не хватает... Я должна...» Ну что делать, приходится давать, но каждый раз я думаю, что вот теперь она выкрутится из трудного положения, и это последний раз, но потом вся история повторяется снова и снова.

Тут, конечно, главное несчастье — безалаберность дочери, ее неумение вести хозяйство и планировать свой бюджет, что крайне огорчает папу-Робеспьера. Как же разрешается ситуация? Очень просто: дочь пользуется своими эмоциями для давления на отца, зная, что отец не будет в состоянии этому противиться, — и, таким образом, находит возможность жить за его счет.

Как видим, в межличностных отношениях «социальный заказ» имеет такую же большую палитру значений и оттенков, как и все прочие интертипные варианты. Ну, а в деловых контактах?

Там эти отношения могут сослужить большую службу, если о них заранее знать и если уметь их использовать. Вариантов — бесконечное множество. Вот один из них. Представьте, что оба партнера работают в театре и играют в одном спектакле: те же Есенин и Робеспьер. В этом случае заказ по эмоциям наверняка стимулировал бы Робеспьера, делал бы его игру значительно многограннее, чем это могло бы быть с партнером другого психотипа.

Так же, как и в отношениях ревизии, отношения заказа образуют кольца «Заказчик — Подзаказный». В соционике они получили название «кольцо социального заказа». Каждый из 16 психотипов для одного — Заказчик, для другого — Подзаказный (всего 4 кольца):

Дон Кихот —> Гамлет —> Наполеон —> Штирлиц —> Дон Кихот;

Дюма —> Максим —> Бальзак —> Достоевский —> Дюма;

Робеспьер —> Габен —> Драйзер —> Есенин —> Робеспьер;

Гюго —> Гексли —> Джек —> Жуков —> Гюго.

Группа из четырех человек, составляющая «кольцо социального заказа», способна очень активно решать различные творческие задачи. Особенно эффективной оказывается группа из восьми человек, в которую входят два параллельных кольца, где присутствуют четыре дуальные пары. Здесь происходит мобилизация всех сил участников, повышается умственная активность, с одной стороны, и при этом почти не ощущается утомление, поскольку в соседних цепочках дуалы поддерживают друг друга; в приведенной выше схеме такая ситуация реализуется, если задействованы 1-я и 2-я цепочки вместе или 3-я и 4-я вместе.

Глава 17. Выводы.

Заканчивая описание интертипных отношений, кратко подведем итоги. Мы достаточно подробно обсудили возможные варианты общения людей различных психотипов в обычных жизненных ситуациях, в которых любой человек часто оказывается. На многочисленных примерах мы выяснили, что в жизни контакты далеко не всегда происходят по тому сценарию, который раньше описывался в соционической литературе.

Действительно, если взаимодействие происходит по одинаковым функциям, занимающим 1-3-й или 1-4-й каналы, то, за редкими исключениями, традиционное соционическое описание вполне адекватно реальности, и, следовательно, в этих случаях соционический прогноз относительно характера общения индивидуумов в большинстве случаев сбывается. Это относится к парам дуальным, полудуальным, конфликтным и ревизным.

Если же в общении задействованы одинаковые функции, расположенные в 1-2-м, 2-3-м, 3-4-м каналах, то есть каналов, не так сильно отличающихся по своей мощности, как 1-3-й и 1-4-й каналы, то важную роль начинают играть и иные факторы: социальная роль партнеров, их возраст, уровень культуры и т. д. В таких случаях отношения могут складываться самым непредсказуемым образом. Другое дело, — если они уже сложились, то, используя знания соционики, мы можем в каждом случае разобраться в том, что же происходит.

Пойдем дальше. Кроме традиционных «соционических» конфликтов, связанных сдавлением на ранимую функцию 3-го канала, мы можем достаточно уверенно констатировать, что не менее тяжелые конфликты могут возникать из-за того, что страдают сильные функции 2-го и особенно 1-го каналов.

В связи с этим важным вопросом еще раз вернемся к особенностям функции ведущего 1-го канала. Мы знаем, что человек здесь совершенно уверен в своей правоте, и более того — он не способен выйти из-под влияния своей ведущей функции, ее владение человеком бесспорно, он постоянно находится в ее плену: Максим не может отказаться от систематизации, Драйзер не может перестать быть моралистом, Наполеон не способен отказаться от лидерства, Штирлиц не может не замечать реальности, Дюма не может жить в дискомфорте и т. д.

Именно такая непреодолимость и непререкаемость установки функции 1-го канала также может стать источником конфликтов, но уже другого рода: в области действия своей 1-й функции человек абсолютно уверен в собственной правоте, поэтому ему трудно мириться с иным подходом, иной установкой, а если эта иная установка также установка уверенной в себе функции 1-го канала, но уже другого человека? Заметим только, что здесь речь уже идет о разных функциях. Здесь также может возникнуть конфликт — вспомните двух девушек психотипов Есенин и Дюма, конфликтующих из-за излишней мечтательности и погруженности в свой мир грез (БИ) первой и желанием жить в уюте и чистоте (БС) второй. Вы прочли также и о многих других примерах такого рода.

Конечно, все приведенные данные отнюдь не умаляют значения прежних соционических выводов. Наоборот, именно соционика на основе анализа «поведения» соционических функций позволяет разобраться в каждом конкретном случае, в том, что происходит в реальности. Мы снова и снова убеждаемся в том, что именно соционика дает ключ к пониманию не только мотивации поведения человека, но также и описывает характер отношений между людьми, только этот характер оказался более сложным и многовариантным по сравнению с тем, как он рассматривался на начальных стадиях развития соционики.

Ниже приведена полная таблица отношений всех психотипов друг с другом. Анализируя таблицу интертипных отношений, можно заметить в ней определенную систему — связи интертипных отношений и дихотомий психотипов, в них участвующих.

Таблица интертипных отношений

Вы\Он ИЛЭ СЭИ ЭСЭ ЛИИ ЭИЭ ЛСИ СЛЭ ИЭИ СЭЭ ИЛИ ЛИЭ ЭСИ ЛСЭ ЭИИ ИЭЭ СЛИ
ИЛЭ ТО ДУ АК ЗЕ З+ Р+ ДЕ МИ СЭ ПП КТ КФ З- Р- РО ПД
СЭИ ДУ ТО ЗЕ АК Р+ З+ МИ ДЕ ПП СЭ КФ КТ Р- З- ПД РО
ЭСЭ АК ЗЕ ТО ДУ РО ПД З- Р- КТ КФ СЭ ПП ДЕ МИ З+ Р+
ЛИИ ЗЕ АК ДУ ТО ПД РО Р- З- КФ КТ ПП СЭ МИ ДЕ Р+ З+
ЭИЭ З- Р- РО ПД ТО ДУ АК ЗЕ З+ Р+ ДЕ МИ СЭ ПП КТ КФ
ЛСИ Р- З- ПД РО ДУ ТО ЗЕ АК Р+ З+ МИ ДЕ ПП СЭ КФ КТ
СЛЭ ДЕ МИ З+ Р+ АК ЗЕ ТО ДУ РО ПД З- Р- КТ КФ СЭ ПП
ИЭИ МИ ДЕ Р+ З+ ЗЕ АК ДУ ТО ПД РО Р- З- КФ КТ ПП СЭ
СЭЭ СЭ ПП КТ КФ З- Р- РО ПД ТО ДУ АК ЗЕ З+ Р+ ДЕ МИ
ИЛИ ПП СЭ КФ КТ Р- З- ПД РО ДУ ТО ЗЕ АК Р+ З+ МИ ДЕ
ЛИЭ КТ КФ СЭ ПП ДЕ МИ З+ Р+ АК ЗЕ ТО ДУ РО ПД З- Р-
ЭСИ КФ КТ ПП СЭ МИ ДЕ Р+ З+ ЗЕ АК ДУ ТО ПД РО Р- З-
ЛСЭ З+ Р+ ДЕ МИ СЭ ПП КТ КФ З- Р- РО ПД ТО ДУ АК ЗЕ
ЭИИ Р+ З+ МИ ДЕ ПП СЭ КФ КТ Р- З- ПД РО ДУ ТО ЗЕ АК
ИЭЭ РО ПД З- Р- КТ КФ СЭ ПП ДЕ МИ З+ Р+ АК ЗЕ ТО ДУ
СЛИ ПД РО Р- З- КФ КТ ПП СЭ МИ ДЕ Р+ З+ ЗЕ АК ДУ ТО

 

ТО — тождественные, ДУ — дуальные, АК — активации, 3Е — зеркальные, З+ — заказные, Р+ — ревизные, ДЕ — деловые, МИ — миражные, СЭ — суперэго, ПП — полной противоположности, КТ — квазитождества, КФ — конфликтные, З- — подзаказные, Р- — подревизные, РО — родственные, ПД — полудуальные.[§]

Система становится особенно наглядной, если представить интертипные отношения так, как предложил Ю.Б. Журавлев: не в виде таблицы, а, как изображено на схеме 1, в виде круговой диаграммы, расположив названия 16 типов по окружности в особом порядке. При этом левый полукруг занимают интроверты, а правый — экстраверты. Каждая группа распадается на рациональную и иррациональную подгруппы, занимающие соответствующие четверти.

Схема 1.

Легко заметить, что типы, связанные теми или иными отношениями, расположены на схеме весьма симметричным образом. Вполне естественно, что отношениям полной противоположности соответствует диаметрально противоположное расположение типов на схеме (Дюма — Наполеон, Джек — Робеспьер).

Типы, симметричные относительно вертикальной оси (Штирлиц — Есенин, Жуков — Достоевский), находятся в отношении конфликта, а относительно горизонтальной — активации (Есенин — Максим, Джек — Наполеон). Типы, занимающие места, симметричные относительно диагональных осей, при различной «вертности» связаны дуальными отношениями — линии в центре диаграммы — (Достоевский — Штирлиц, Наполеон — Бальзак), а при одинаковой — суперэго (Есенин — Габен, Жуков — Гексли). Смежное расположение типов на схеме соответствует деловым отношениям для иррациональных типов (Бальзак Габен, Жуков — Дон Кихот) или родственным для рациональных (Гамлет — Гюго, Драйзер — Достоевский). Определенной симметрией (сдвиг на 1/4 круга) обладают отношения зеркальности для типов разной «вертности» (Гамлет — Есенин, Драйзер — Наполеон) и квазитождества — для одинаковой (Бальзак — Робеспьер, Гамлет — Гексли). Таким образом, построенная диаграмма позволяет весьма наглядно отобразить основные виды «равноправных» интертипных отношений.

Для «неравноправных» отношений заказ и ревизия — подобная диаграмма тоже может быть построена. Однако, при этом разумно несколько иначе выбрать расположение типов на схеме, сохраняя группировку по «вертности» и рациональности. На схеме 2 приведена диаграмма для отношений ревизии. Видны четыре замкнутых кольца ревизии (например, Штирлиц — Дюма — Гамлет — Бальзак). Стрелки указывают направление от Ревизора к Ревизуемому. Аналогичная диаграмма для отношений заказа изображена на схеме 3. Так же, как и для ревизии, существуют четыре кольца отношений заказа, но, в отличие от ревизии, в качестве Заказчика и Подзаказного выступают представители одной «вертности» (пример кольца заказа: Гексли — Гюго — Жуков — Джек). Две последние диаграммы построены для одного расположения типов и могут быть совмещены.

Схема 2. Ревизия.

Схема 3. Заказ.

Заметим, что предложенный способ не только иллюстрирует описанные раньше закономерности интертипных отношений, но может оказаться удобным для лучшей систематизации этого материала.[**]

Часть IV. Последняя, итоговая....

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.