Сделай Сам Свою Работу на 5

Кыпчакское ханство (начало XI в.-1219 г.)





В XI в. складывается Дешт-и-Кыпчак («Степь кыпчаков» вместо прежнего «Степь Огузов» (Мафазат аль-гузз )) - историко­-географическая область, ко­торая занимала территорию от Иртыша до Днестра и по Волге делилась на Восточный и За­падный Дешт-и-Кыпчак. Одинаковые формы хозяйства, системы общественных отношений и общность языка способ­ствовали объединению племен принявших этно­ним кыпчак. Кыпчакские племена в XI-XII вв. были самыми многочисленными из всех тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Ев­ропы. Кочевья кыпчаков находились по рекам Ишиму, Тоболу, Нуре, Илеку и Сарысу. Арабский географ аль-Омари (XIV в.) свидетельствовал: «Ханы кыпчаков проводят зиму в Сарае, летовища их, как и некогда лето­вища царей Турана, находятся в области Уральских гор».

Образование ханства происходило в первой половине XI в. В конце ХI - начале XII вв. Дженд, Янгикент и другие города нижней Сырдарьи находились в руках кыпчакских вождей. Во главе стояли ханы, чья власть передавалась по наследству. Ханская ставка называлась ордой. Кыпчакское ханство делилось на два крыла: правое со ставкой на р. Урал и левое с резиденцией в г. Сыгнаке. Главным занятием кыпчаков было скотоводство. Основой имущественного не­равенства у кыпчаков была частная собственность на скот. Основным мерилом богатства служило число лошадей. Собственником пастбищ была аристократия. Потеряв скот, общинник переходил в категорию оседлых жителей (жатаков). Часть оседлого населения занималась зем­леделием. Самую бесправную группу в кыпчакском обществе составляли рабы.



В 1216 г. Хорезмшах Мухаммад, вторгшись в Дешт-и-Кыпчак, столк­нулся с войском Чингисхана. Это былопервое появление монголов на территории Казахстана. Наступила эпоха монгольских завоеваний.

На руинах Западно-Тюркского каганата кочевые и полукочевые племена образовали четыре могущественных государства. Помимо Хазарского каганата в Нижнем Поволжье и на Северном Кавказе, на территории Казахстана возникли три объединения: в среднем и нижнем течении Сырдарьи и Приаральских степях разместилась Огузская держава; в регионе Северного, Восточного и Центрального Казахстана с центром на среднем Иртыше возник Кимакский каганат; а наследниками исконных земель Западно-Тюркского каганата ­Семиречья - стали карлуки. Эпоха Караханидов, сменивших на исторической арене Карлукское государство, представляла собой качественно новый этап во всех сферах общества. Но потрясения монгольского периода прервали процесс наметившегося развития. Эпоха Карахытайского государства не внесла существенных изменений в развитие экономики и культуры края. Формированию кыпчакской народности на территории Казахстана способствовали одинаковые типы хозяйства, общественного устройства и общность языка различных этнических групп, которые при растущем политическом весе кыпчаков сознавали свою принадлежность к единому этносу и принимали этноним «кыпчак»



ЭКОНОМИКА И КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В VI - НАЧАЛЕ XIII ВВ

Города

Главной функцией городов VII- VIII вв. была административная. Свою независимость владетели городов подчеркивали выпуском монет. Выделяются два района формирования городской культуры. В Южном Казахстане оседло-земледельческая культура имеет древние традиции эпохи саков и кангюев. Распространяются и новые элементы городской культуры Согда, которые вошли как компонент в раннесредневековую городскую культуру Южного Казахстана. Одной из главных функций городов в Юго-Западном Семиречье была транзитная торговля.

Важную роль в распространении в Юго-Западном Семиречье городской культуры играли согдийцы, которые расселялись по всей трассе Шелкового пути, в том числе, и в Семиречье. Они основали города Джамукат, Навакет, Кирмирау, Бунджикет, Семекну и способствовали распространению согдийских культурных эталонов. Однако основное население, в том числе и городское, здесь было тюркское, о чем свидетельствуют тюркские названия большинства городов, а также указания источников. Например, крупнейший город Тараз назван «как город славных и благословенных тюрок-чаруков». Процесс формирования получил название «среднеазиатско-тюркского синтеза».



В большинстве могил останки человека лежат вместе с останками боевого коня. Этноним «тюрк» обычно ассоциируется в источниках с образом седока, сросшегося с конем - ­кентавра. Чаще всего из предметов вооружения в погребениях встречаются стрелы. Луки были составные (сложные) с костяными накладками.

Торговля была одним из важнейших факторов развития городов. В городе сходились три основных направления товарообмена: между странами, между городами и округами, между городами и кочевой степью.

По югу Казахстана и через Семиречье проходил Великий Шелковый путь. Один из его участков шел через города Суяб, Тараз и Испиджаб. В 567 году Истеми-каган направил два посольства в Иран для налаживания торговли. Посольства успеха не имели. Тогда каган направил посольства в Византию, и был заключен торгово-политический союз.

Большую роль в торговле играли согдийцы. Они производили и продавали такие товары, как шелк, серебряные изделия, цветное стекло, лекарственные и красящие вещества, ковры. Обменная торговля с кочевниками осуществлялась на ярмарках, которые собирались в больших и пограничных городах - Испиджабе, Отраре, Дех-Нуджикесе. О наличии денежной торговли говорят находки монет.

Важным торговым центром был Тараз, о котором в источниках говорится как о «городе купцов». Крупным торговым городом Чуйской долины являлся Суяб, о котором сообщается, что «в нем смешанно живут торговцы из разных стран», а половину жителей города составляют купцы.

В IX - начале XIII вв. наблюдается общий подъем городской культуры. Растет количество городов, они территориально расширяются, в них развиваются ремесла и торговля. В северо-восточном Семиречье (Илийская долина) появляется новый район городской культуры где в XI - XII вв. уже насчитывалось около 70 городищ, тогда как в IX-X вв. их было всего 12. Начало формирования городов относится к VIII в., в IХ – XII вв. наблюдается территориальный рост городов за счет рабадов - пригородной территории.

В IX - XII вв. проживало в Испиджабе - 40тыс, в Отраре - 16тыс, в Таразе­ - 10тыс, в Баласагуне - около 10тыс, в Каялыке - 10 тыс. человек. Однако было больше городов с населением от 1 до 3 тыс. человек.

Рост городов шел в IX-XII вв. более быстрыми темпами по сравнению со Средней Азией за счет оседания кочевников. Карлукам в IX в принадлежал Тараз, согласно сведениям автора Худуд аль-Алама, карлукскими считались города Кулан, Мирки, Нузкет, Кармикент, Барсхан. Центром карлукского владения был город Каялык. Жителями городов Каратау, Средней и Нижней Сырдарьи были огузы. Названия тюркских племен носили города Джикиль, Барсхан, Ягма. О городах кимаков, расположенных на побережье Алакуля и по Иртышу, пишет Ал-Идриси. Кыпчакам принадлежали города Дженд, Сыгнак, Барчкент, Кенджак-Сенгир.

Юсуф Баласагунский в «Кудатгу Билиг» восхваляет земледельцев, ремесленников, торговцев.

Если раньше основным потребителем были богатые купцы и дехкане (богатые землевладельцы), то теперь им становится ремесленно-торговое население. Существовала специализация мастерских, цеховые организации.

Найденные при археологических раскопках стеклянные изделия датируются Х в. Медницкое дело было второй по важности и многочисленности мастеров специальностью после кузнецов. Зачастую они были одновременно и ювелирами. Семиречье в VIII- IX вв. было одним из центров производства се­ребряных изделий. Наиболее распространенными, украшениями были бусы из стекла и цветных камней - сердолика, агата, хрусталя, лазурита, гагата, яшмы, кораллов, перламутра. В городище Талгар найдены костяные булавки, шахматные фигурки.

Наиболее крупными центрами торговли являлись Испиджаб, Кедер, Отрар и Янгикент, Тараз и Баласагун, Талгар и Каялык. В Испиджабе имелись крытые рынки и тимы - большие караван-сараи с помещениями для торговли тканями. Город Кедер в Отрарском оазисе назван источни­ками как «место стечения купцов». В Янгикенте существовала колония хорезмийских купцов. Важнейшим центром транзитной торговли оставался Тараз, о котором источники пишут как «о месте торговли мусульман с тюрками».

Торговля, носившая характер ярмарок, велась наиболее интенсивно в пограничных с кочевым миром городах - Сауране, Янгикенте, Каялыке. В крупных городах Казахстана функционировали монетные дворы. Чеканили монеты Испиджаб, Отрар, Будухкет, Тараз.

Денежное обращение

Монеты в раннее средневековье (VI-VIII вв.) выпускались представителями владетельных родов, ставивших на них знаки - тамги. Тамга - символ родового имени.

Тюргешские монеты выпускались в Акбешиме (­Суябе), на лицевой стороне имели тамгу в виде лука, на оборотной - легенду (надпись на монете) согдийским письмом - «тюргеш-кагана-теньга» или же «небесного кагана теньга».

В IX- XI вв. имели хождение золотые динары, серебряные дирхемы, медные фельсы. «Черные дирхемы» были низкопробными, в них было много меди. В XI-XII вв. дирхемы стали чеканить из меди, лишь сверху покрывая слоем серебра. Причина этого явления, называемого «серебряным кризисом», заключалась в изменениях запасов серебра в Средней Азии. В обращении были не только целые золотые монеты, но и их фрагменты различной величины и веса.

Архитектура и искусство

Благодаря археологическим раскопкам стали известны монумен­тальные постройки в цитаделях Кедера, Джамуката, жилые застройки в Кулане и Кок-Мардане, буддийские храмы и монастыри Суяба и Навакета, монастыри Испиджаба. Росписи, резьба по штукатурке, резное дерево широко использовались при украшении стен дворцов и храмов. Наряду с растительным и зооморфным орнаментом в украшениях панелей использовалась мел­кая глиняная скульптура ­фигурки птиц и людей.

Монументальные буддий­ские храмы были найдены при раскопках в Суябе и Навакете. В Х - начале ХIII вв. (в связи с распространением ислама) в городах начинают возводиться мечети, строятся мавзолеи. Наиболее ранние мечети были найдены архео­логами в городах Кедере и Кульшубе. О высоком уровне развития архитектуры свидетельствуют памятники культового характера в окрестностях Тараза. Наиболее ранним из них является мавзолей Бабаджа-хатун (Х-ХI вв.), выдающимся памятником зодчества является мавзолей Айша-Биби (XI-XII вв.), мавзолей Кара-хана в г. Жамбыле.

Среди городских строений Х - начала XIII вв. встречаются бани, найденные археологами в Таразе, Отраре, Баласагуне. Баня Отрара характеризуется крестообразным планом, который получил распространение в XI в. и сохранился на Востоке до наших дней.

С конца IX до XII вв. получает широкое распространение поливная (покрытая глазу­рью) посуда с росписью и гравировкой. Орнаменты - геометри­ческие, буквенные, растительные, зооморфные. Казахстан является зоной широкого распространения каменных изваяний. «Каменные бабы» (так называются эти скульптуры), чаще всего изображают мужчину с усами и бородой, но встречаются и женские фигуры. Скульптуры олицетворяли представителей знати и устанавливались у их могил и у поминальных холмов. С распространением ислама традиция изображения человека исчезает.

Язык и письменность

Первое сообщение о письменности тюрок («скифских письменах») принадлежит византийскому историку Менандру Протектору. Среди наиболее древних памятников древнетюркской пись­менности следует назвать стелы (вертикально стоящие каменные плиты с надпи­сью), найденные в северной Монголии. На них сохранились крупнейшие из известных рунических текстов - памятники в честь Бельге-каганаи Кюль-тегина, памятники Тоньюкука. Наряду с древнетюркским письмом в период VI - Х вв. широкое распространение в Казахстане получило согдийское письмо. В IX - ХII вв. в связи с распространением ислама широко употребляется арабский язык.

Литература и наука

Надписи в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина можно считать блестящими образцами поли­тической прозы, сохранившей тради­ционные формы ораторского искус­ства и устного повествования о богатырских подвигах. На арабском языке писал выдающийся ученый Востока Абу Наср аль-Фараби (870-950 гг.). Аль-Фараби являлся энциклопедистом, своими научными взглядами намного опередившим время. В ХI в. было написана поэма «Кудатгу билиг» («Знание, приносящее счастье») Юсуфа Баласагунского. Это первый памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахстана. В нем отражалась общественное сознание и политические концепции определенных социальных кругов, специфика и традиции, особенности письменного тюркского языка. Махмуд Кашгарский из Барсхана в 1074 г. составил «Диван лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»). Это сочинение является памятником истории быта, нравов и языка, а также естественно-научных представлений того времени. Выдающимся мыслителем и поэтом своего времени был ХоджаАхмед Яссауи, живший в городе Яссы (Туркестан) вXII в..Он был проводником мусульманской религии в Казахстане. Впоследствии, в XIV в., над его могилой по приказу Тимура был возведен грандиозный мавзолей. Ахмеду Яссауи принадлежит сборник стихов «Диван-и-Хикмет» («Книга о премудрости») на тюркском языке. У Ахмеда Яссауи были ученики, среди них наиболее известен Бекыргани. Учителем АхмедаЯссауи был Арыстанбаба, который занимал верхнюю ступеньку в иерархии святых.

Религия

В период раннего средневековья тюркоязычные жители Казахстана были язычниками. Они поклонялись Небу (Тенгри) и Земле-Воде (Йер-Су). Покровительницей очага и детей было женское божество Умай. Был распространен культ священных гор.

Почитали тюрки огонь, широко практикуя обычай очищения огнем. Умерших тюрки хоронили по древнему шаманскому ритуалу. В IX - XI вв. получили распространение зороастризм, буддизм, манихейство, христианство. Буддизм пользовался популярностью в аристократической среде Тюркского каганата. При раскопках семиреченских городов обнаружены буддийские храмы. В манихейском сочинении VIII в. «Священная книга двух основ» упоминаются «золотой город Аргу - Талас» (Тараз) и еще четыре семиреченских города, где проживали манихеи. Христианство проникло в Казахстан через Среднюю Азию, где центром его был Мерв. В VIII - Х вв. была образована карлукская митрополия, а в Таразе и Мирки действовали церкви. В конце IX - начале Х вв. началась исламизация населения Казахстана. В XI - ХII вв. новая религия проникает в широкие слои оседлого и кочевого населения, постепенно вытесняя старые культы и языческие верования. Последние, однако, продолжали бытовать и оказывать сильное влияние на жизнь населения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.