Сделай Сам Свою Работу на 5

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ





ББК 75.711я73

 

 

Печатается по решению учебно-методического совета
факультета естественных наук, физической культуры и туризма
Тульского государственного педагогического университета
им. Л. Н. Толстого

 

 

 
ISBN 978-5-87954-700-9 © Составитель В. Н. Давиденко, 2012

© ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012

 


Содержание

Введение.................................................................................................................................... 4

Краткая история развития лёгкой атлетики.......................................................................... 4

Легкая атлетика в России....................................................................................................... .6

Лёгкая атлетика в Тульской области...................................................................................... 8

Классификация и общая характеристика легкоатлетических упражнений...................... 8

Инструкция по охране труда при проведении занятий по легкой атлетике…...... 11

Общая схема обучения легкоатлетическим упражнениям................................................. 13

Типовая схема обучения технике легкоатлетических упражнений........................ 13

Характеристика легкоатлетических видов, элементарные правила
и методика обучения.............................................................................................................. 15



Спортивная ходьба ....................................................................................................... 15

Методика обучения технике спортивной ходьбы............................................ 16

Бег................................................................................................................................... 18

Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции............ 20

Методика обучения технике бега на короткие дистанции............................. 22

Бег с барьерами.................................................................................................... 24

Методика обучения технике барьерного бега.................................................. 25

Бег с препятствиями (Стипль-чез)..................................................................... 28

Эстафетный бег ................................................................................................... 29

Методика обучения технике эстафетного бега................................................ 31

Прыжки ......................................................................................................................... 33

Вертикальные прыжки........................................................................................ 34

Методика обучение технике прыжка способом «перешагивание»............... 36

Методика обучение технике прыжка способом «фосбери-флоп».................. 38



Горизонтальные прыжки.................................................................................... 40

Методика обучения технике прыжков в длину с разбега............................... 43

Способ «согнув ноги»......................................................................................... 44

Способ «прогнувшись»....................................................................................... 45

Способ «ножницы»............................................................................................. 45

Методика обучения технике тройного прыжка с разбега............................... 47

Метания.......................................................................................................................... 48

Методика обучения технике толкания ядра со скачка.................................... 54

Методика обучения техники метания диска.................................................... 57

Методика обучения технике метания гранаты (мяча)..................................... 61

Методика обучения технике метания копья..................................................... 65

Многоборья............................................................................................................................. 67

Приложение............................................................................................................................ 68

Список литературы............................................................................................................... 75

Список интернет-ресурсов.................................................................................................... 75

 

ВВЕДЕНИЕ

Легкая атлетика – один из древнейших видов спорта. Она состоит из естественных упражнений: ходьбы, бега, прыж­ков, метаний и составленных из этих видов многоборья. Систематические занятия этими видами уп­ражнений развивают все двигательные качества, необходимые человеку в его повседневной деятельности. Кроме того, занятия лёгкой атлетикой несут в себе огромный заряд здоровья, бодрости и жизненной силы. В системе физического воспитания легкая атлетика занимает главенствующее место благодаря разнообразию, доступности, а также ее прикладному значению. Различные виды бега, прыжков и метаний входят составной частью в каждый урок физической культуры образовательных учреждений всех ступеней и тренировочный процесс многих других видов спорта. Древнегреческое слово «атлетика» в переводе на русский язык – борьба, упражнение. В Древней Греции атлетами назы­вали тех, кто соревновался в силе и ловкости. В настоящее вре­мя атлетами называют физически хорошо развитых, сильных людей.



Название «легкая атлетика» – условное, основанное на внешнем впечатлении легкости, выполнения легкоатлетичес­ких упражнений в противовес тяжелой атлетике. В ряде стран легкую атлетику называют атлетикой или упражнениями на дорожке и поле (track and field athletic) (в США, Англии, Австралии, Новой Зелан­дии, Франции, Румынии, в странах Южной Америки).

Легкая атлетика – наиболее массовый вид спорта и самый распространенный в мире. Ни одна спортивная организа­ция мира не объединяет такое количество стран, как Между­народная Любительская Легкоатлетическая Федерация (IAAF). В настоящее время членами ИААФ являются наци­ональные федерации легкой атлетики более двухсот стран мира.

 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

Ходьба, бег, прыжки и метания различных – предметов (копья, камней и других орудий охоты) были важнейшей частью жизни людей с древних времен. Естественно, что они и стали основой состязаний в силе, быстроте, ловкости и выносливости.

Согласно одной из древнегреческих легенд, первые состязания были Организованы Гераклом в честь победы над царем Авгием, и проводи­лись они в беге между четырьмя братьями. По преданию Геракл начер­тил место для начала бега, затем отмерил 600 ступней. Эта дистанция стала длиной стадиона и называлась стадией (192,27 м).

Началом становления и развития легкоатлетических упражнений мож­но считать Олимпийские игры Древней Греции, которые были проведены в 776 г. до нашей эры. Такие праздники дружбы и мира проводились через ка­ждые четыре года. На I Играх атлеты состязались только в беге на дистан­цию в один стадий. Позже был включен бег на 2 стадия (дуалуос) и более – до 24 стадиев, т. е. на выносливость, а с XVIII Олимпиады проводятся со­ревнования по пятиборью (пентатлон). В него были включены: бег на один стадий, прыжки в длину, метание диска и копья, а также борьба.

Не менее древним является и эстафетный бег. У греков чрезвычайно популярен был «лампадериомас», или эстафетный бег с факелами. В состав команды вхо­дили 40 участников.

Истоки развития современной легкой атлетики берут свое начало не у берегов Средиземного моря, а на Британских островах. Уже в манускрип­тах XII в. упоминаются легкоатлетические соревнования лондонцев. Бег обычно проходил на больших дорогах между городами или на ипподромах. В 1770 г. был зафиксирован первый результат часового бега – 17 км 300 м.

Во второй половине XIX в. в Англии стали проводиться регулярные соревнования среди любителей легкой атлетики. Считается, что начало истории современной легкой атле­тики положили учащиеся колледжа г. Регби в 1837 г. в соревно­ваниях по бегу на дистанцию около 2 км, после чего такие соревнования стали проводиться и в других учебных заведени­ях Англии. Позднее в программу соревнований стали включать бег на короткие дистанции, бег с препятствиями, а с 1851 г. – прыжки в длину и в высоту с разбега. В 1865 г. был основан Лондонский атлетический клуб. В США атлетический клуб был организован в Нью-Йор­ке в 1868 г., студенческий спортивный союз – в 1879 г., за­тем легкая атлетика достигла широкого распространения в аме­риканских университетах. Это обеспечило в последующие годы (до 1952 г.) ведущее положение американских легкоатлетов. Но настоящий расцвет в лёгкой атлетике произошёл, только после возрождения Олимпийского движения.

Для возрождения современных Олимпийских игр было приложено зна­чительно усилий со стороны как самой Греции, так и других стран. В 1894 г. был проведен Международный конгресс с участием представителей спор­тивных организаций 12 стран. Французский общественный деятель Пьер де Кубертен представил конгрессу разработанные им организационные основы олимпийского движения. На конгрессе было принято решение о проведении I Олимпиады в 1896 г. на родине античных олимпийских игр – в Афинах. Был создан руководящий орган олимпийского движения – Международный олимпийский комитет (МОК). С 1928 г. в борьбу за олимпийские награды вступают женщины, уси­ленно начинает развиваться женская легкая атлетика. Хотя женщины выступали в легкоатлетических соревнованиях и раньше.

Одним из важнейших факторов развития легкой атлетики является ее программа на олимпийских играх. Так, если на I Олимпиаде в Афинах (1896 г.) в мужскую программу входило лишь 12 видов легкой атлетики, то с XIV Олимпиады в Лондоне (1948 г.) и до XXII Олимпийских игр в Москве (1980 г.) – уже 24 вида [2].

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА В РОССИИ

В нашей стране, как и в других странах, бег, прыжки и метания, издав­на входили в народные игры, включались в различные празднества и гуля­ния. Однако началом развития легкой атлетики в России принято считать 1888 г., когда в дачном местечке под Петербургом – Тярлево – был организован первый кружок любителей спорта. Вначале соревнования проводились толь­ко по бегу на различные дистанции, а позднее и по другим видам легкой ат­летики: ходьбе, прыжкам и метаниям (с 1892 г.). Этот кружок, организован­ный П. П. Москвиным, сыграл большую роль в развитии легкой атлетики в России. Вслед за Петербургом в период с 1901 по 1910 г. легкой атлетикой стали заниматься в Риге, Одессе, Ревеле (Таллине), Киеве, Самаре, Астра­хани, Москве, Ставрополе, Харькове, Томске и других городах. Это позволи­ло проводить соревнования не только внутри созданных кружков и обществ, но и между легкоатлетами различных городов.

Первенство России по легкой атлетике было проведено в 1908 г. и было приурочено к 20-летию создания Тярлевского кружка любителей спор­та. В дальнейшем первенства России проводились ежегодно до 1916 г. В 1913 и 1914 гг. были проведены Олимпиады России. Федерация лёгкой атлетики была создана в России в 1912 г.

После революции 1917 г. соревнования состоялись в 1918 г. в Москве. В дальнейшем легкая атлетика получила большое развитие, так как стала основой для подготовки солдат и молодого поколения для прохождения службы в рядах Красной Армии.

В 1920 г. Всевобуч провел ряд крупных соревновании в Москве, а так­же Сибирскую, Приуральскую, Северо-Кавказскую и Среднеазиатскую олим­пиады, в программе которых значительное место отводилось легкой атлети­ке. В 1921 г состоялись I Всеукраинские соревнования по легкой атлетике и I Поволжская олимпиада. В 1922 г. в Москве впервые было проведено первенство РСФСР. Этот год стал началом массового развития легкой атлетики среди женщин.

С образованием Союза Советских Социалистических Республик – СССР (1922 г.) стали проводиться всесоюзные соревнования по легкой атле­тике. В 1923 г. проведены I Всесоюзный праздник физической культуры и всесоюзные соревнования для юных легкоатлетов (до 17 лет), первенство Красной армии. В этом же году впервые был проведен пробег Пушкин – Ленинград (30 км), который стал традиционным.

В 30-е годы наблюдается дальнейший рост массовости и спортивного мастерства советских легкоатлетов. Этому способствовало введение в 1931 г. Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО, который стал основой совет­ской системы физического воспитания населения. Он неоднократно совер­шенствовался, увеличивалось количество ступеней для более широкого во­влечения учащейся молодежи и трудящихся страны в систематические заня­тия физической культурой и спортом, но неизменно легкоатлетические уп­ражнения занимали в нем значительное место. В процессе сдачи нормативов комплекса ГТО выявлялись все новые и новые имена талантливых спортсменов. Росту массовости и спортивного мастерства наших легкоатлетов, со­действовало введение в 1935 г. Союзной классификации физкультурников СССР, ас 1941 г. – Единой всесоюзной спортивной классификации. С 1936 г. регулярно проводятся первенства СССР по легкой атлетике, хотя в предыдущие годы некоторые всесоюзные соревнования приравнива­лись к первенствам страны.

Для лучшей организации и руководства физкультурным движением в стране в 1935–1936 гг. были созданы спортивные общества профсоюзов, а до этого были организованы (в 1923 г.) два наших ведущих спортивных об­щества – «Динамо» и «Спартак». В этих; обществах выросло много извест­ных легкоатлетов, таких, как братья Г. и С. Знаменские, Е. Васильева, А.Маслова, М. Шаманова, Н. Думбадзе, Р. Люлько, Н. Озолин, результаты ко­торых превышали в то время лучшие достижения в Европе и мире.

В годы Великой Отечественной войны вся работа по физической куль­туре и спорту была направлена на защиту Родины. Советские спортсмены, в том числе и легкоатлеты, показали на войне образцы героизма и мужества.

В 1947 г., Федерация легкой атлетики СССР стала членом Междуна­родной легкоатлетической любительской федерации (ИААФ). Советский Союз вступил в олимпийское движение в 1951 г, а в 1952 году в Хельсинки Советские легкоатлеты, впервые выступили на Олимпиад. Дебют был успешным. Чемпионами Игр стали Н. Ромашкова (диск), Г. Зыбина (ядро), а серебряные медали завоевали М. Голубичная (барьерный бег), А. Чудина (прыжок в длину, копье), Ю. Литуев (бег на 400 м с барьерами).

Олимпийскими чемпионами в разное время становились: Н. В. Авилов, П. Г. Болотников, А. П. Бондарчук, В. Ф. Борзов (дважды), Л. И. Брагина, В. Н. Брумель, В. С. Голубничий (дважды), Р. И. Клим, В. С. Крепкина, В. П. Куц (дважды), Я. В. Лусис, Л. И. Лысенко, Ф. Г. Мельник,
Э. А. Озолина, Н. А. Пономарева (дважды), И. Н. Пресс (дважды), Т. Н. Пресс (трижды), В. В. Руденков, В. Д. Санеев (трижды), Л. В. Спирин, Ю. А. Тармак, Т. А. Тышкевич, В. С. Цыбуленко, Р. М. Шавлакадзе, Н. В. Чижова, С. Мастеркова, Ю. Борзаковский, О. Кузенкова, и др. Чемпионы Европы: Е. А. Аржанов, В. М. Богданова, А. В. Игнатьев, М. Л. Иткина, Н. З. Каракулов, К. Я. Лаптева (Маюгая), Н. Г. Откаленко, С. К. Попов, Т. Н. Севрюкова, Е. И. Сеченова, Н. В. Смирницкая, В. В. Кузнецов, И. А. Тер-Ованесян, И. Р. Турова, А. П. Чудина, Т. С. Щелканова, Л. М. Щербаков и др. Неоднократно улучшали мировые, европейские и всесоюзные рекорды в различных видах Л. а.: Е. Е. Горчакова, Э. В. Гущин, Г. Я. Климов,
Г. И. Зыбина, М. П. Кривоносов, Ю. Н. Литуев, В. И. Трусенев, Ю. Седых и др. Значительный вклад в теорию и практику Лёгкой атлетики внесли учёные и тренеры В. И. Алексеев, В. М. Дьячков, Д. П. Ионов, Г. В. Коробков, Д. П. Марков, Н. Г. Озолин, В. В. Садовский, З. П. Синицкий,
Г. Г. Сулиев, Л. С. Хоменков, О. Я. Григалка, Н. Н. Денисов, Г. И. Никифоров, И. П. Сергеев, А. Л. Фруктов, В. М. Ягодин и др. [2].

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Лёгкая атлетика в Тульской области связана с именами таких прославленных спортсменов как: Г. Сучков – чемпион РСФСР в беге на 5000 и 10000 метров, член сборной СССР, участник Олимпиады 1952 года; А. Чудина – заслуженный мастер спорта, 39 раз становилась чемпионкой Советского Союза по 8 видам лёгкой атлетики (бег, прыжки в длину и высоту, метание копья); К. Дмитрук – чемпионка РСФСР, рекордсменка мира в эстафетном беге; В. Дмитрук – чемпионка РСФСР в толкании ядра, призёр Спартакиады народов СССР; А. Юлин – заслуженный мастер спорта, участник Олимпиады в 1952 году в Хельсинки, где занял 4-е место, Чемпион Европы в беге на 400 метров, победитель Всемирных студенческих игр; Л. Батов – многократный чемпион РСФСР в марафонском беге; В. Моисеев – мастер спорта международного класса, победитель первенства РСФСР в марафонском беге, призёр международных соревнований; Б. Никулин – многократный чемпион России в беге на короткие дистанции; О. Назарова – призёр Олимпийских игр в беге на 400 метров; Т. Ледовская –чемпионка Олимпийских игр в эстафетном беге 4х400 метров, призёр Олимпиады в беге на 400 метров; Э. Краснов – призёр России в прыжках в длину; Я. Фёдоров – чемпион России в беге на 110 метров с барьерами; И. Сухарев – призёр чемпионата России в прыжках в высоту; Н. Ковтун – заслуженный мастер спорта, чемпионка мира в эстафетном беге; Ю. Табакова – призёр России в беге на короткие дистанции; О. Зыкина – чемпионка мира и Олимпийских игр [3].

 

КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Классифицировать легкоатлетические виды спорта можно по различным параметрам: группы видов легкой атлетики, половой и возрастной признаки, места проведения. Основу составляют пять видов легкой атлетики: ходьба, бег, прыжки, метания и многобо­рья. Классификация по половому и возрастному признакам: мужские, женские виды; для юношей и девушек различных возрастов. В последней спортивной классификации по легкой атлетике у женщин насчитывается 50 видов спорта, проводимых на стадионах, шоссе и пересеченной местности, и 14 видов спорта, проводимых в помещении, у мужчин – 56 и 15 видов спорта, соответственно.

Следующая классификация видов спорта приводится по мес­там проведения тренировок и соревнований: стадионы, шоссейные и проселочные дороги, пересеченная местность, спортивные манежи и залы.

По структуре легкоатлетические виды спорта делят на циклические, ациклические и смешанные, а с точки зрения пре­обладающего проявления какого-либо физического качес­тва: скоростные, силовые, скоростно-силовые, скоростной выносливости, специальной выносливости.

Также виды легкой атлетики делят на классические (К) (олимпийские) и неклассические (все остальные). На сегодняшний день в программу Олимпийских игр у мужчин входит 24 вида легкой атлетики, у женщин - 22 вида легкой атлетики, которые разыгрывают самое большое количество олимпийских медалей.

Рассмотрим группы видов легкой атлетики.

СПОРТИВНАЯ ХОДЬБА- циклический вид, требующий проявления специальной выносливости, проводится как у мужчин, так и у женщин. У женщин проводятся заходы: на стадионе – 3, 5, 10 км; в манеже – 3, 5 км; на шоссе – 10, 20 км. У мужчин проводятся заходы: на стадионе – 3, 5, 10, 20 км; в манеже – 3, 5 км; на шоссе – 35, 50 км.

Классические (К) виды: у мужчин – 20 и 50 км, у женщин – 20 км.

БЕГделится на категории: гладкий бег, барьерный бег, бег с препятствиями, эстафетный бег, кроссовый бег.

Гладкий бег – циклический вид, требующий проявления скорости (спринт), скоростной выносливости (300–600 м), специальной выносливости.

Спринт, или бег на короткие дистанции, прово­дится на стадионе и в манеже. Дистанции: 30, 60, 100 (К), 200 (К) м, одинаковые для мужчин и женщин.

Длинный спринт проводится на стадионе и в манеже. Дистанции: 300, 400 (К), 600 м, одинаковые для мужчин и женщин.

Бег на выносливость:

– средние дистанции: 800 (К), 1000, 1500 (К) м, 1 миля – проводится на стадионе и в манеже у мужчин и женщин;

– длинные дистанции: 3000, 5000 (К), 10 000 (К) м – проводится на стадионе (в манеже – только 3000 м), одинаковые для мужчин и женщин;

– сверхдлинные дистанции – 15; 21,0975; 42,195 (К); 100 км – проводится на шоссе (возможен старт и финиш на стадионе), одинаковые для мужчин и женщин;

– ультрадлинные дистанции – суточный бег проводится на стадионе или шоссе, участвуют и мужчины, и женщины. Также про­водятся соревнования на 1000 миль (1609 км) и 1300 миль – самую длинную дистанцию непрерывного бега.

Барьерный бег – по структуре смешанный вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже. Дистанции: 60, 100 (К) м у женщин; 110 (К), 300 м и 400 (К) м у мужчин (последние две дистанции проводятся только на стадионе). Бег с препятствиями – по структуре смешанный вид, требую­щий проявления специальной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у женщин и мужчин на стадионе и в манеже. Дистанции у женщин – 2000 м; дистанции у мужчин – 2000, 3000 (К) м. В скором времени этот вид бега и у женщин станет олимпийским.

Эстафетный бег – по структуре смешанный вид, очень близ­кий к циклическим видам, командный вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости. Классические виды 4х 100 м и 4x400 м проводятся у мужчин и женщин на стадионе. В манеже проводятся соревнования по эстафетному бегу на 4 х 200 м и 4 х 400 м, одинаковые для мужчин и женщин. Также могут проводиться соревнования на стадионе с различной длиной этапов: 800, 1000, 1500 м и разным их количеством. Проводятся эстафеты по городским улицам с неодинаковыми этапами по длине, количеству и контингенту (смешанные эстафеты – мужчины и женщины). Раньше большой популярностью пользовались так называемые шведские эстафеты: 800 + 400 + 200 + 100 м – у мужчин, и 400 + 300 + 200 + 100 м – у женщин.

Кроссовый бег – бег по пересеченной местности, смешанный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловко­сти. Всегда проводится в лесной или парковой зоне. У мужчин – 1, 2, 3, 5, 8, 12 км; у женщин – 1, 2, 3, 4,6 км.

ПРЫЖКИделятся на две группы: прыжки через вертикальное препятствие и прыжки на дальность. К первой группе относятся: а) прыжки в высоту с разбега; б) прыжки с шестом с разбега. Ко второй группе относятся: а) прыжки в длину с разбега; б) тройной прыжок с разбега.

Первая группа легкоатлетических прыжков – вертикальные:

а) прыжок в высоту с разбега(К) – ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже;

б) прыжок с шестом с разбега(К) – ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, гибкости, ловкости, один из самых сложных технических видов легкой атлетики. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже.

Вторая группа легкоатлетических прыжков – горизонтальные:

а) прыжки в длину с разбега(К) – по структуре относятся к
смешанному виду, требующему от спортсмена проявления скоро­стно-силовых, скоростных качеств, гибкости, ловкости. Прово­дятся у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже;

б) тройной прыжок с разбега(К) – ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых, скоростных качеств, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже.

МЕТАНИЯможно разделить на следующие группы:

1) метание снарядов, обладающих и не обладающих аэро­динамическими свойствами с прямого разбега; 2) метание снарядов из круга; 3) толкание снаряда из круга.

Причем надо обратить внимание, что в метаниях разрешается выполнять по технике любой вид разбега, но финальное усилие выполняется только по правилам. Например, метать копье, гранату, мяч нужно только из-за головы, над плечом; метать диск можно только сбоку; метать молот – только сбоку; толкать ядро можно со скачка и с поворота, но обязательно толкать.

Метание копья(К) (гранаты, мяча) – ациклический вид, тре­бующий от спортсмена проявления скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метание выполняется с прямого разбега, мужчинами и женщинами, только на стадионе. Копье обладает аэродинамическими свойствами.

Метание диска(К), метание молота(К) – ациклические виды, требующие от спортсмена силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метания выполняются из круга (ограниченное пространство), мужчинами и женщинами, только на стадионе. Диск обладает аэродинамическими свойствами.

Толкание ядра(К) – ациклический вид, требующий от спортсмена проявления силовых, скоростно-силовых качеств, ловкос­ти. Выполняется толкание из круга (ограниченное пространство), мужчинами и женщинами, на стадионе и в манеже.

МНОГОБОРЬЯ.Классическими видами многоборья являются: у мужчин – десятиборье, у женщин – семиборье. В состав десятиборья входят: 100 м, длина, ядро, высота, 400 м, 110 м с/б, диск, шест, копье, 1500 м. У женщин в семиборье входят следующие виды: 100 м с/б, ядро, высота, 200 м, длина, копье, 800 м.

К неклассическим видам многоборья относятся: восьмиборье для юношей (100 м, длина, высота, 400 м, 110 м с/б, шест, диск, 1500 м); пятиборье для девушек (100 м с/б, ядро, высота, длина, 800 м). В спортивной классификации определены: у женщин – пятиборье, четырехборье и троеборье, у мужчин – девятиборье, семиборье, шестиборье, пятиборье, четырехборье и троеборье. Четырехборье, раньше оно называлось «пионерским», проводится для школьников 11–13 лет [2].

 

Инструкция по охране труда при проведении занятий
по легкой атлетике

1. Общие требования охраны труда

1.1. К занятиям легкой атлетикой допускаются дети, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При проведении занятий по легкой атлетике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

1.3. При проведении занятий по легкой атлетике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:– травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии;

– травмы при нахождении в зоне броска во время занятий по метанию;

– выполнение упражнений без разминки.

1.4. При проведении занятий по легкой атлетике должна быть аптечка, с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности спортивного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).

1.6. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.

1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования охраны труда перед началом занятий

2.1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

2.3. Протереть насухо спортивные снаряды для метания (диск, ядро, гранату и т.п.).

2.4. Провести разминку.

3. Требования охраны труда во время занятий

3.1. При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. Дорожка должна продолжаться не менее чем на 15 м за финишную отметку.

3.2. Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку.

3.3. Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки.

3.4. Перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания.

3.5. Не производить метания без разрешения преподавателя, не оставлять без присмотра спортивный инвентарь.

3.6. Не стоять со стороны метающей руки, не находиться в зоне броска, не ходить за снарядами для метания без разрешения преподавателя.

3.7. Не подавать снаряд для метания друг другу броском.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

4.2. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования охраны труда по окончании занятий

5.1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.

5.2. Снять спортивный костюм и спортивную обувь. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом [1].

ОБЩАЯ СХЕМА ОБУЧЕНИЯ
ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

Овладение легкоатлетическими упражнениями должно начинаться с наиболее доступных видов, которые способствуют развитию физиче­ских качеств легкоатлета и необходимых навыков, на основе которых можно изучать более сложные виды легкой атлетики. Основным видом легкоатлетических упражнений является бег. Все начинающие легкоатлеты прежде всего обязаны научиться правильно бегать. Изучение бега лучше всего начинать с овладения правильной тех­никой махового шага и отталкивания при беге на средние и длинные дистанции. Постепенно переходить к обучению бегу с большой скоро­стью и, наконец, с максимальной, т. е. к бегу на короткие дистанции.

Изучая беговой шаг, следует овладеть специальными условиями бега со старта, на вираже, на финише и т. п. Далее переходят к овладению тех­никой бега с барьерами, с препятствиями и эстафетного бега.

Обучение технике прыжков можно начинать с прыжка в высоту, который дает возможность лучше овладеть толчком в сочетании со ско­ростью разбега. После этого приступают к изучению прыжка в длину с разбега, трудность которого состоит в сочетании хорошего толчка с быстрым разбегом. Тройной прыжок с разбега и прыжок с шестом, как виды относительно более трудные, требуют специальной подготовки легкоатлета.

При обучении технике метаний необходимо овладеть броском (толчком снаряда, выполняемым с ускорением от начала разбега к заключительной фазе финального усилия. Обучение технике метаний следует начинать с выполнения бросковых упражнений с набивными мячами различного веса. После этого переходят к овладению техникой толкания ядра, а затем метания копья, диски и молота. Большую роль в успешном обучении и совершенствовании техники легкоатлетических упражнений играет контроль за овладением движений, который помимо личных наблюдений тренера, осуществляется с помощью анализа фотовидеоматериалов.

 

Типовая схема обучения технике
легкоатлетических упражнений

Этап.

Задача. Создать у занимающихся правильное представление о технике изучаемого упражнения.

Средства: 1. Объяснение упражнения, определение его основных закономерностей и условий выполнения по правилам соревнований.

2. Показ техники упражнения с учётом правил соревнований.

3. Иллюстрация техники упражнения наглядными пособиями и указания о способах овладения упражнением.

4. Подготовительные упражнения, помогающие составить представление о технике изучаемого упражнения.

II этап.

Задача. Овладеть техникой основного звена упражнения, его деталями и техникой упражнения в целом.

Средства: 1. Специально подготовительные упражнения для овладения основным звеном.

2. Показ изучаемого упражнения в упрощенном виде, обращая внимание на главную фазу.

3. То же, но обращая внимание на детали.

4. Изучение упражнения в целом применительно к условиям соревнований.

III этап.

Задача. Уточнить индивидуальные особенности техники выполнения изучаемого упражнения у занимающихся и определить пути дальнейшего совершенствования техники.

Средства: 1. Выполнение различных вариантов изучаемого упражнения и выбор оптимального варианта для каждого спортсмена.

2. Выполнение упражнения на результат с оценкой техники выполнения.

3. Сравнение показанных результатов с разрядными нормами спортивной классификации.

4. Определение индивидуальных заданий для достижения более высокого спортивного результата в изучаемом упражнении.

Обучение легкоатлетическим упражнениям – живой, динамический и творческий процесс. Поэтому не стоит следовать предложенной схеме – механически. В зависимости от этапа тренировки определяется лишь направление в решении тех или иных задач обучения и используемые средства.

Учитывая то, что за основу легкоатлетических упражнений принимаются динамические характеристики двигательного действия, учитель должен сфор­мулировать словесное описание ощущений динамики в тер­минах, доступных пониманию обучаемых. Внимание фикси­руется на основе двигательного действия, которое осваивается максимально приближенно к требованиям техники. Резуль­татом такого освоения первоначально будет то, что иногда называется «грубым умением». В большинстве случаев осознанное усвоение основы со­провождается подсознательным формированием деталей, так что специальное вмешательство преподавателя в формирова­ние деталей не требуется. Ошибки в любом выполнении вполне естественны. Но исправлять надо не то, что сейчас видно, а то, что может помешать построению будущей целостной струк­туры. Очень важно для поддержания высокой эмоционально­сти занятия конкретным указанием исправлять не «ошиб­ку» как таковую, а стремиться создать ситуационную обста­новку, в которой ошибка нейтрализуется и исчезает [1].

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ВИДОВ,
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПРАВИЛА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Соревнования по легкой атлетике проводятся по возрастным группам, в группе взрослых без ограничения возраста. Причем юноши младшего возраста могут участвовать в соревнованиях последующей возрастной группы, а юноши старшего возраста в млад­шей возрастной группе участвовать не могут. Соревнования у муж­чин и женщин проводятся отдельно, смешанные по половому признаку старты не проводятся. К соревнованиям допускаются только участники, имеющие медицинское разрешение. Участник должен выступать в соответствующей спортивной одежде и обуви, обязан иметь номер, особенно в беговых видах.

Спортивная ходьба

Спортивная ходьба имеет много общего с обычной ходьбой и в то же время отличается от нее большой координационной слож­ностью, эффективностью и относительной экономичностью. Основные отличия спортивной ходьбы:

– высокая скорость передвижения;

– высокая частота движений, достигающая 200 и более шагов в минуту;

– длина шага превышает 100 см, а у ведущих скороходов 115 – 120 см;

– выпрямленная опорная нога с момента постановки до мо­мента вертикали;

– значительные движения таза вокруг вертикальной оси;

– активные движения рук в переднезаднем направлении;

– техника движения ограничена правилами соревнований.

Рис. 1. Спортивная ходьба
Отличие спортивной ходьбы от естествен­ной (бытовой) по внешним данным заключается в том, что в ес­тественной ходьбе пешеход может сгибать ногу в коленном сус­таве, амортизи­руя постановку ноги, а в спортивной ходьбе спорт­смен передвигается на прямых ногах. Основу техники спортивной ходьбы составляет один цикл дей­ствия, который состоит из двойного шага, шага левой ноги и шага правой ноги. Цикл содержит: а) два периода одиночной опоры; б) два периода двойной опоры; в) два периода переноса маховой ноги.
Рис. 1. Спортивная ходьба
В спортивной ходьбе два основных условия: 1) с момента поста­новки ноги на дорожку до момента ее отрыва от грунта нога долж­на быть выпрямлена в коленном суставе; 2) не должны присут­ствовать фазы полета, т.е. всегда должен быть контакт с опорой. Участник дисквалифицируется после трех предупреж­дений разными судьями. Участник, получивший предупреждение, Должен поднять руку в знак того, что он понял предупреждение судьи. Дисквалифицированный участник должен покинуть дорож­ку или сойти с трассы и снять свои номера [2].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.