Сделай Сам Свою Работу на 5

Северная Америка. НАФТА. Дискриминация. Экономический ущерб. Жизнеспособность.





Процессы глобализации и регионализации являются одними из основных стимулов, побуждающих тот или иной регион к структурным изменениям в области экономики, как для отдельно взятой провинции, так и для более крупных макрорегионов в целом. Движущей силой в данном процессе является интернационализация воспроизводственного процесса в масштабах мировой экономики.

Экономики отдельно взятых стран постепенно трансформируются в полигосударственные комплексы, которые по форме остаются национальными хозяйствами, а по содержанию все более превращаются в единый социально-экономический организм.

Многие экономисты сходятся во мнении, что современный этап развития мирового хозяйства «подтверждает положительный вклад процесса глобализации в социализацию и демократизацию бизнеса, выводящего человека в полноправные субъекты международных экономических отношений»[1]. Одновременно, становятся все более тесными контакты между отдельными территориями, регионами и странами, возникает потребность в обеспечении предсказуемости мирового развития. Регионализация экономик отдельных государств является оптимальным способом развития человеческой цивилизации.



Соединенные Штаты Мексики состоят из 31 штата и Федерального Округа, которым является столица страны, город Мехико.

Условно Мексику можно разделить на пять макрорегионов : Северо-западный регион, состоящий из штатов: Нижняя Калифорния (Baja California), Южная Нижняя Калифорния (Baja California Sur), Синалоа (Sinaloa), Сонора (Sonora), Северо-восточный регион, состоящий из штатов: Коауила (Coahuila), Чиуауа (Chihuahua), Дуранго (Durango), Нуэво-Леон (Nuevo León), Тамаулипас (Tamaulipas), центрально-западный регион, состоящий из штатов: Агуаскальентес (Aguascalientes), Колима (Colima), Гуанахуато (Guanajuato), Халиско (Jalisco), Мичоакан (Michoacán), Наярит (Nayarit), Сан-Луис-Потоси (San Luis Potosí), Сакатекас (Zacatecas), центральный регион, состоящий из штатов: Идальго (Hidalgo), Морелос (Morelos), Керетаро (Querétaro), Тласкала (Tlaxcala) , штат Мехико (México), Федеральный округ (Distrito Federal) и юго-восточный регион , состоящий из штатов: Кампече (Campeche), Чьяпас (Chiapas), Герреро (Guerrero), Оахака (Oaxaca), Пуэбла (Puebla), Кинтана-Роо (Quintana Roo), Табаско (Tabasco), Веракрус (Veracruz), Юкатан (Yucatán).



В 2009 году население Мексики составляло 107,5 млн.[2], из которых более половины жителей проживало в центральном регионе 28,44% и в юго-восточном регионе 28,18%, в центрально-западном регионе 21,27 %, Северо-восточным регионе 14,01% и Северо-западном регионе 8,09%[3].

Накануне подписания Мексикой Соглашения о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), диверсификация регионов Мексики по степени вовлеченности в хозяйственную жизнь страны, разделения труда, а также по доле участия в создании ВВП страны уже сложилась.

Новая экономическая структура, создаваемая в Мексиканских Соединенных Штатах, включает отдельные регионы страны в технологически-производственные связи с мировой экономикой, при помощи ТНК, часто вызывая нарушение уже давно наработанных схем внутри страны, делая тем самым неэффективным политику государства по сбалансированному развитию страны. Экономический рост регионов становится зависим от конъюнктуры международной торговли. Вступление в силу договора о НАФТА только усиливает процесс подчинения регионального развития Мексики нуждам американским ТНК.

На протяжении ХХ века в Мексике существовали три экономических региона, центры которых активно развивались: Мехико, его пригород, Гвадалахара и Монтеррей. В последние 25лет, когда Мексика стала больше интегрироваться в мировое хозяйство, стали происходить изменения в равномерности этого развития.

При проведении политики импортозамещения, правительство разными методами пыталось стимулировать экономическое развитие центральных штатов страны, создавая благоприятные условия для притока инвестиций, создавая необходимую инфраструктуру или госпредприятия. Развитие центрального и центрально-западного региона, в последние десятилетия прошлого столетия, также объясняется близостью к основным внутренним рынкам сбыта и наличием большого количества рабочей силы.



Подписание Мексикой Соглашения о НАФТА, слегка ослабило экономическую активность в центральных штатах, так как национальное хозяйство стало больше ориентироваться на интеграцию в рамках торгового блока НАФТА, но кардинальным образом это не изменило расстановки сил среди регионов, не изменились диспропорции между отдельными регионами Мексики.

Согласно проведенным исследованиям в 1980 – 2000 гг., экономическая активность в Федеральном округе (г. Мехико) росла самыми быстрыми темпами. За ним следовали штаты Нуэво-Леон (Монтеррей) и Халиско (Гвадалахара). В целом, можно сказать, что в Мексике не проводилась централизованная политика в области развития регионов, преодоления диспропорции между ними. Наглядным подтверждением этого является состязание региональных властей между собой в предоставление налоговых и иных льгот для частных инвесторов.

После подписания Мексикой Соглашения о НАФТА, произошли два заметных изменения в развитии регионов, ускорились темпы роста промышленного сектора, особенно предприятий, создающих машины и оборудование, как следствие наблюдался рост в штатах, где присутствовали предприятия данной отрасли. Штаты северных регионов развивались более быстрыми темпами, чем ранее предполагалось. Произошел рост обрабатывающей промышленности в штате Нижняя Калифорния, похожая тенденция наблюдалась в таких приграничных городах, как, например, Тихуана и Мехикали. Большинство из приграничных городов изолированы как в географическом, так и экономическом плане от остальной Мексики, поэтому последние годы можно наблюдать за возникновением интеграции между севером Мексики и югом США.

Необходимо отметить, что северные штаты очень бурно развиваются. Прирост промышленного производства в 1980 -1998 гг. составил 1,8% в год, а рост рабочих мест 12,6% в год[4]. За аналогичный период средний рост промышленного производства по всей стране составлял 1,7%, а рост рабочих мест 1,9%.[5].Данный регион, в значительной степени, обязан своими высокими показателями экономического роста близостью и коммерческими контактами со своим северным соседом. Необходимо заметить, что уровень экономического развития северо-западного и северо-восточного макрорегионов очень похож. Данным штатам присуща общая структура экономики.

Города, расположенные вдоль Мексиканского залива, условно, можно объединить в отдельный макрорегион. Отличительной их чертой является нефтедобывающая направленность. Данный регион экономически тесно связан со своими соседями, особенно, с северо-восточными и центральными.

Наступает постепенное выравнивание уровня доходов на душу населения среди жителей центральных и северных штатов страны, с одной стороны, и уровнем заработной платы жителей столицы Мехико, с другой стороны. На юге страны, к сожалению, данная тенденция пока не наблюдается из-за отсутствия инфраструктуры, низкого уровня образования сотрудников, а также невысокой эффективности работы местных органов самоуправления.

Регионы, удельный вес которых является самым большим в создании ВВП Мексики, это штаты, расположенные в центральном округе: Федеральный округ, Штат Мехико и Халиско и штаты, расположенные на севере страны: Нуэво-Леон, Чиуауа, Нижняя Калифорния и Коауила. Удельный вес каждого из штатов превышал 4% в формировании ВВП страны[6]. Основными отраслями, которые обеспечили столь значительный рост ВВП, были машиностроение и услуги.

Штаты, входящие в состав центрального и центрально-западного макрорегиона до образования НАФТА, обладали одними из самых высоких показателей валового регионального продукта (ВРП) в Мексике. В настоящее время эстафета отдана северным штатам, но, несмотря на это, данные макрорегионы демонстрируют устойчивые темпа роста, ввиду развитости инфраструктуры и большого потенциала людских ресурсов, продолжают быть привлекательными для зарубежных инвесторов.

Отличительной чертой центрального и центрально-западного регионов является роль, которую играет в них столица страны - Мехико. Она является не только политическим, но и экономическим, культурным, социальным и историческим центром страны. Здесь наблюдается высокая концентрация производственных ресурсов, а как следствие этого, высокий прирост населения.

Штаты, формирующие центральный и центрально-западный регион, после вступления в силу Соглашения о НАФТА, стали лидерами по привлечению иностранных инвестиции. Это объясняется высокой концентрацией промышленных объектов, людских ресурсов, наличием инфраструктуры, а также высокой долей коммерческих, транспортных и иных услуг в структуре ВРП в данных штатах. Более благоприятные условия присущи только для северных штатов Мексики. Следствием притока иностранных инвестиций становится возрастание роли транснациональных компаний (ТНК) в экономике Мексики. В данном макрорегионе находятся 54% всех предприятий Мексики, производящих 73% экспортной продукции, 68% продукции предназначенной для внутреннего рынка[7]. Самая большая концентрация предприятий обрабатывающей промышленности приходится на штаты Керетаро, Пуэбла, штат Мехико. Структура ВРП, граничащего с ними Федерального Округа (г. Мехико) сильно отличается. Доля сектора услуг в 2008 г. составила 62,77% ВРП[8].

К сожалению, высокая концентрация доли ВВП, создаваемая в центральном регионе, а также на севере оказывают очень малое воздействие на экономическое развитие остальных регионов страны, особенно это характерно для южных штатов Мексики, усиливая, таким образом, уже существующие диспропорции в экономическом развитии страны.

В штатах, входящих в юго-восточный регион, экономическая ситуация в последние годы ухудшается, а их доля в формирования ВВП постепенно снижается. Исключением являются три штата: Кампече, Пуэбла и Веракрус, доля которых в ВВП страны в 2008 году составила 3,67%, 3,55% и 4,51% соответственно[9].

В данных штатах одним из основных источников по привлечению иностранной валюты является туризм, на его долю в 2008 г. пришлось 6% ВРП[10]. Основной поток туристов, (более 85%) приходится на граждан США. После принятия нового законодательства, регулирующего приток иностранных инвестиций, туристический бизнес довольно быстро перешел в собственность иностранного капитала, среди которого преобладают компании: Westin, Stouffer, Nikko, Club Med, Marriot, Sheraton, Hilton.

Государство вложило огромные средства в создание туристической инфраструктуры. Миллионы семей крестьян и рыбаков, которые проживали в будущих туристических зонах, были переселены в другие места, а часть из них превращена в работников, обслуживающих туристический бизнес. В данной отрасли экономики можно заметить тенденцию схожую с тем, что происходит в обрабатывающей и автомобилестроительной промышленности, где почти весь получаемый доход, вместо того, чтобы использоваться для дальнейшего развития этих регионов оседает в качестве прибылей иностранных компаний.

Диспропорции в развитии регионов, которые к моменту подписания соглашения о НАФТА, уже сложились, за редкими исключениями, уменьшить не удается. Наблюдается противоположная тенденция, разрыв между штатами продолжает увеличиваться.

Несмотря на то, что удельный вес Федерального округа в формировании ВВП Мексики в последние годы снижается, в 2008 году он продолжал оставаться на достаточно высоком уровне 18,01%[11]. Федеральный округ вместе с пятью другими штатами : Нуэво-Леон, Штат Мехико, Халиско, Веракрус и Пуэбла, создают 46,46% ВВП страны. Такое положение дел ведет к усилению различий между отдельными регионами. Вышеперечисленные штаты превращаются в экономические и промышленные центры, а близлежащие штаты в сырьевую базу и рынок сбыта продукции и услуг, произведенной промышленно развитыми штатами.

Анализируя тенденции, характерные для мексиканской экономики в момент подписания Соглашения о НАФТА и современное состояние развития регионов, можно утверждать, что в данный момент торговый блок НАФТА не оказал существенного влияния на экономическое развитие регионов Мексики, а только ускорил процессы дифференциации.

Но, если посмотреть на данный процесс в долгосрочной перспективе, на основе динамики объема привлеченных иностранных инвестиций, то вырисовывается совсем другая картина. С момента подписания Мексикой соглашения о НАФТА (1994-2009), объем привлеченных иностранных инвестиций в экономику Мексики составил более 281 млрд.[12] долл. США. Распределение инвестиций по регионам происходило непропорционально. Основным центром притяжения был и остается Федеральный округ (г. Мехико). Приток иностранных инвестиций в первый год существования НАФТА составил 7,6 млрд. долл. США, в 1995 - 1997 гг. он снизился до 5 млрд. долл. США в год, в 1998 г. превысил отметку в 7 млрд. долл. США, а в 2001 г. установил рекорд, достигая 21,9 млрд. долл. США, в 2002-2008 он снизился в среднем до 12 млрд. долл. США в год, а в кризисный 2009 г. упал до 8,2 млрд. долл. США[13]. По сравнению с Федеральном округом, результаты штата Новый Леон за данный отрезок времени колебались в пределах от 5% до 13% от объема всех инвестиций[14]. Другие регионы тоже преуспели в процессе привлечения инвестиций, речь идет, прежде всего, о штате Мехико, Нижняя Калифорния и Чиуауа. Но здесь процесс происходил постепенно и составлял около 5% от общего объема инвестиций[15].

Если правительство Мексики в ближайшее время не предпримет серьезных мер по развитию инфраструктуры страны и улучшению качества образования среди населения, разрыв в экономическом развитии регионов Мексики будет только усугубляться.

Таблица 3.1

Мексиканские штаты - лидеры по привлечению иностранных инвестиций в 1994 - 2009 гг. в млн. долл. США.

Штаты: 1994 г. 2000 г. 2005 г. 2009 г. аккумулированные инвестиции в 1994-2009 гг.
абсолютное значение %
  Итого: 10 646,6 17 772,6 18 933,8 14 462,6 281 627,6
Федеральный округ 7 603 8 746 8 070,7 8 231,4 15 8005 56,1
Нуэво-Леон 937,4 2 400,5 1 018,8 20 465,4 7,27
Штат Мехико 340,5 469,8 741,5 1 493,1 11 179,5 3,97
Нижняя Калифорния 227,1 981,6 1 008,5 506,7 9 920,8 3,52
Коауила 102,3 307,5 149,1 994,7 9 446,1 3,35
Халиско 1 195,8 855,8 658,7 5 700,6 2,02
Тамаулипас 362,4 488,7 382,1 189,5 4 631,4 1,64
Пуэбла 29,9 549,1 380,1 60,2 3 880,6 1,38
Сонора 107,1 416,6 231,2 263,2 2 466,8 0,88
Коауила 102,3 307,5 149,1 124,8 2 185,7 0,78

Источник: Интернет – база статистических данных Национального института статистики и географии Мексики (INEGI), официальный сайт, режим доступа: www.inegi.org.mx

 

Подводя итоги, можно утверждать, что развитие регионов Мексики является результатом исторических, экономических, политических и социальных событий, которые имели место в Мексике за последние два столетия. Также, справедливо будет отметить, что процессы глобализации, участие в НАФТА в последние годы налагают все больший отпечаток на экономическое развитие Мексики. Ответить однозначно, какое они оказали воздействие на экономическое развитие Мексики сложно. Соглашение о НАФТА не оказалось «волшебной палочкой», с помощью которой, правительство страны могло бы разрешить все проблемы и устранить диспропорции в экономическом развитии регионов.

Подписание Мексикой Соглашения о НАФТА усилило уже существовавшие диспропорции в экономическом развитии регионов, закрепило сложившуюся структуру их хозяйственного развития, хотя, с другой стороны, заметны также предпосылки создания условий для вовлечения наименее развитых штатов в международное разделение труда.

Инвестиции, вложенные крупными иностранными ТНК в экономику Мексики, полностью подчинили ее региональное развитие интересам иностранного капитала. Штаты, расположенные на северо-западе и на северо-востоке страны в последние десятилетия все более активно интегрируются с экономикой США, в то время как некоторые штаты юго-востока Мексики остались в стороне от данных экономических преобразований, испытывая технологический голод и нехватку инвестиций.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)
Наиболее развитой интеграционной группировкой на американском континенте является Североамериканская зона свободной торговли (“North American Free Trade Area” – НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну. Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:
o географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик;
o тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием; в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США ;
o усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.
О масштабах экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США – 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз – Мексики.
Соглашение о НАФТА можно считать принципиально новым этапом в процессе либерализации торговли товарами и услугами, а также инвестиций между США, Канадой и Мексикой. Впервые государство “третьего мира” добровольно объединилось с двумя высокоразвитыми странами.
В течении XX в. постепенно размывались границы между США и Канадой путем относительно свободного движения товаров, капитала, рабочей силы. Качественное изменение экономических отношений между США и Канадой произошло в 1988 г., когда на межгосударственном уровне было заключеноамерикано-канадское соглашение о свободной торговле. Одновременно в 80-е – начале 90-х годов шел процесс взаимопроникновения экономик США и Мексики. В 1992 г. Мексика подключается к американо-канадскому соглашению о свободной торговле. Интеграционные процессы в НАФТА, по замыслу его организаторов, будут идти по типу интеграции в ЕС: создание общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы, технологий США, Канады, Мексики, в конечном итоге – сращивание процессов воспроизводства экономики государств-членов, формирование единого хозяйственного организма трех стран. По численности населения, по объему совокупного валового продукта и ряду базовых экономических показателей североамериканская интеграционнаягруппировка сопоставима с Европейским союзом. НАФТА обладает мощным (особенно благодаря США) экономическим потенциалом.
Структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции. Главное отличие – асимметричность экономической зависимости США, Канады и Мексики. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американскомрынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу. Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще заметно отстает от этих стран по основным базовым показателям. Соглашение о создании НАФТА содержит следующие положения, посвященные различным аспектам предпринимательской деятельности в пределах Северной Америки: доступ к рынкам; инвестиции; гарантии; услуги, права интеллектуальной собственности; государственные закупки; меры, связанные с соблюдением стандартов; временный въезд для бизнесменов; разрешение споров. Ключевыми моментами соглашения о НАФТА, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между соседними странами, являются:
o - отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 году;
o - поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;
o - смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;
o - либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;
o - защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;
o - создание американо-канадской арбитражной комиссии.
Таким образом, соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны участницы сохранят национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами, и во взаимной торговле поле переходного периода в 10 лет (в некоторых случаях – 15 лет) в этой экономической зоне будет свободное обращение товаров. Оно распространяется на товары, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле.
В то же время НАФТА содержит некоторые исключения из режима свободных экономических отношений. Так, сохраняются право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе, право Канады на защиту некоторых секторов информации, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг), право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупки сельскохозяйственных товаров. В соглашении все товары разбиты на три большие группы – промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и текстильные изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров было предусмотрено и осуществлено немедленно снятие пошлин. Пошлины на остальные товары намечено отменить в течении 5, 10 и 15 лет.
Соглашение о создании НАФТА устанавливает 5 основных принципов защиты иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли: недискриминационный режим; снятие особых требований к инвестициям или инвесторам (эти требования обычно относятся к видам деятельности, осуществляемым по распоряжению государства или одобренным им, в качестве условия учреждения или функционирования иностранных предприятий в конкретной стране); свободное перемещение финансовых средств, имеющих отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с международным правом; право обращаться в международный суд в случае нарушения Соглашения. Наконец, в рамках НАФТА учреждаются самые высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки. Отдавая должное важному значению НАФТА для развития регионального сотрудничества, американские эксперты отмечают, что соглашение приносит относительно скромные результаты экономикам США и Канады, поскольку между обеими странами и до соглашения были сравнительно небольшие ограничения в торговле и в области трансграничных инвестиций. Однако оно принесет выгоды экономике Мексики. Одной из главных целей соглашения, с позиций интересов США, является обеспечение дельнейшего проведения экономических реформ в этой стране. Эти реформы, как ожидается, создадут более предсказуемый, стабильный предпринимательский климат для американских и канадских экспортеров и инвесторов. Мексика надеется, что с созданием благоприятного климата в области торговли и инвестиций можно ожидать притока капиталов и увеличения занятости. Помимо этого Мексика заинтересована в ослаблении протекционизма США и расширении экспорта в США и Канаду, а также в получении доступа к новым технологиям и природным ресурсам. Канаде НАФТА может создать возможности для дальнейшего расширения экспорта, во-первых, гарантируя и усиливая уже достигнутые результаты соглашения о либерализации торговли, ранее заключенного с США, во вторых, улучшая доступ к рынку Мексики, и, в-третьих, увеличивая привлекательность Канады для инвесторов, прежде всего американских. В целом реализация НАФТА, как считают эксперты, приведет к повышению темпов роста США и Канады максимум на 0,5 процентного пункта при условии одновременного выполнения всех его положений. Для Мексики выгода, по наиболее оптимистичному прогнозу, оценивается в 11% роста ВВП. ВЫВОД: Таким образом, интеграционные процессы в НАФТА в сравнении с ЕС отличают доминирующее положение США в североамериканском экономическом регионе, слабая взаимозависимость экономик Канады и Мексики и связанная с этими процессами асимметричность экономического взаимодействия США, Канады и МексикиСЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ (НАФТА)(North American Free Trade Agreement, NAFTA) – экономическое интеграционное объединение, в которое входят США, Канада и Мексика. Является одним из трех (наряду с ЕС и АТЭС) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве региональных интеграционных блоков.

Ядром НАФТА является американо-канадская экономическая интеграция. Развивающаяся с 19 в., она привела к подписанию в сентябре 1988 американско-канадского соглашения о свободной торговле (Сanada-U.S. Free Trade Agreement – CUSFTA), вступившего в силу с 1989. КУФТА предусматривало создание в течение 10 лет зоны свободной торговли, объединяющей обе страны Северной Америки. С 1990 начались переговоры о присоединении к КУФТА Мексики. 17 декабря 1992 было подписано соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступило в силу 1 января 1994.

НАФТА стала первым в мире экономическим союзом, объединившим высокоразвитые государства (США, Канада) и развивающуюся (Мексика) страну.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.