Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы проверки тормозного управления





СТ РК ГОСТ Р 51709-2004

Автотранспортные средства

Требования к техническому состоянию по условиям

Безопасности движения

Методы проверки

 

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства категорий* М1, М2, М3, N1, N2, N3, O1, O 2, O3, O4 (далее - автотранспортные средства), эксплуатируемые на автомобильных дорогах общего пользования Республики Казахстан.

_________________________________

* Классификация АТС по категориям приведена в приложении А.

 

Стандарт устанавливает:

— требования к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС), относящиеся к обеспечению безопасности движения;

— предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды;

— методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте.

Стандарт не распространяется на АТС, максимальная скорость которых, установленная изготовителем, не превышает 25 км/ч, и на внедорожные АТС.

Требования 4.2.1-4.2.6 не распространяются на тяжеловесные транспортные средства.



Стандарт должен применяться при проверках технического состояния эксплуатируемых АТС по критериям безопасности, сертификации АТС, а также при сертификации услуг по техническому обслуживанию, ремонту и переоборудованию АТС.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

Стандарт пригоден для целей сертификации.

Стандарты Российской Федерации, приведенные в настоящем стандарте применяются в порядке, установленном СТ РК 1.9.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

СТ РК 1.9-2003 Порядок применения международных, региональных и национальных стандартов и нормативных документов по стандартизации, сертификации и аккредитации.

СТ РК 986-2003 Транспорт дорожный. Знаки государственные регистрационные номерные со световозвращающей поверхностью для механических транспортных средств и их прицепов. Технические условия.

СТ РК 1123-2002 Механические автотранспортные средства и прицепы. Термины и определения.

ГОСТ 4754-97 Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия



ГОСТ 5513-97 Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия.

ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия.

ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости.

ГОСТ 9921-81 Манометры шинные ручного пользования. Общие технические условия.

ГОСТ 17822-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от устройств с двигателями внутреннего сгорания. Нормы и методы испытаний.

ГОСТ 21393-75 Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности.

ГОСТ 24333-97 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения предупреждающих треугольников.

ГОСТ 27435-87 Внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений.

ГОСТ 27436-87 Внешний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений.

ГОСТ 27902-88 Стекло безопасное для автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин. Определение оптических свойств.

ГОСТ Р 17.2.2.06-99 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей.

ГОСТ Р 51206-98 Автотранспортные средства. Содержание вредных веществ в воздухе салона и кабины. Нормы и методы определения.



ГОСТ Р 52033-2003 Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния.

3. Определения

В настоящем стандарте применяются термины и определения в соответствии с СТ РК 1123, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 Активная безопасность АТС: Комплекс конструктивных и эксплуатационных свойств АТС, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий: тормозные, тяговые и динамические качества (свойства); устойчивость и управляемость; обзорность; внутренняя и внешняя информативность; комфортность и т. п.

3.2 Антиблокировочная тормозная система (АБС): Дополнительная система рабочей тормозной системы, предотвращающая блокировку затормаживаемых колес АТС при экстренном торможении.

3.3 Внедорожное транспортное средство: Транспортное средство, предназначенное для эксплуатации вне автомобильных дорог общего пользования, габаритные размеры и весовые параметры которых превышают установленные нормативы, допускающие эксплуатацию АТС на автомобильных дорогах общего пользования.

3.4 Время запаздывания тормозной системы: Интервал времени от начала торможения до момента появления замедления (тормозной силы). Обозначение: τ с на схеме приложения Б;

3.5 Время нарастания замедления: Интервал времени от момента появления замедления до момента, в который замедление принимает установившееся значение. Обозначение: τ н на схеме приложения Б;

3.6 Время растормаживания тормозной системы: Интервал времени от момента времени, в который замедление перестает быть постоянным, до конца торможения;

3.7 Время срабатывания тормозной системы: Интервал времени от начала торможения до момента времени, в который замедление АТС принимает установившееся значение при проверках в дорожных условиях (обозначено τ ср на схеме приложения Б), либо до момента, в который тормозная сила при проверках на стендах или принимает максимальное значение, или происходит блокировка колеса АТС на роликах стенда. При проверках на стендах измеряют время срабатывания по каждому из колес АТС.

3.8 Вспомогательная тормозная система: Тормозная система, предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы АТС.

3.9 Диагностический индикатор: Световой индикатор, расположенный на панели приборов автомобиля, со стилизованным изображением контура двигателя или надписями «Проверь двигатель» («Check engine»), «Обслужи двигатель» («Service engine soon») и т.п., информирующий водителя о появлении неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов.

3.10 Заднее защитное устройство (ЗЗУ): Часть конструкции АТС категорий N2, N3, O3 и О4, предназначенная для защиты от попадания под них автомобилей категорий М1 и N1, при наезде сзади.

3.11 Запасная тормозная система: Тормозная система, предназначенная для снижения скорости и остановки АТС при отказе рабочей тормозной системы.

3.12 Категория АТС: Подразделение АТС в соответствии с классификацией, принятой в Женевском Соглашении [1] (см. Приложение А).

3.13 Класс зеркал заднего вида: Вид зеркал, характеризуемых одним из следующих сочетаний характеристик и функций: класс I - внутренние зеркала заднего вида плоские или сферические; класс II - основные внешние зеркала заднего вида сферические; класс III - основные внешние зеркала заднего вида плоские или сферические (допускается меньший радиус кривизны, чем для зеркал класса 2); класс IV - широкоугольные внешние зеркала заднего вида сферические; класс V - внешние зеркала бокового обзора сферические.

Класс зеркала указывается в маркировке на сертифицированных зеркалах заднего вида римскими цифрами.

3.14 Колесные тормозные механизмы: Устройства, предназначенные для создания искусственного сопротивления движению АТС за счет трения между вращающимися и неподвижными частями колеса.

3.15 Конец торможения: Момент времени, в который исчезло искусственное сопротивление движению АТС или оно остановилось. Обозначено точкой К на схеме приложения Б.

3.16 Коэффициент избытка воздуха, λ: Безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по результатам анализа состава отработавших газов автомобилей.

3.17 Коэффициент неравномерности тормозных сил колес оси: Отношение разности между максимальным и минимальным значением тормозных сил на колесах оси к максимальному значению из указанных тормозных сил, выраженное в процентах.

3.18 Линейное отклонение АТС: Расстояние между прямоугольными проекциями точки АТС, максимально отклонившейся от обозначенной прямой линии траектории движения АТС, совпадающей с центральной продольной плоскостью АТС в начале торможения, на плоскость опорной поверхности и на эту линию.

3.19 Масса АТС разрешенная максимальная: Масса снаряженного АТС с грузом водителем и пассажирами, установленная изготовителем в качестве максимально допустимой, согласно эксплуатационной документации.

3.20 Масса снаряженного АТС: Масса АТС без водителя, пассажиров и груза, с заполненными емкостями систем питания, охлаждения и смазки, с комплектом инструментов и принадлежностей (включая запасное колесо), предусмотренных изготовителем АТС согласно эксплутационной документации.

3.21 Место крепления ремней безопасности: Часть конструкции кузова (кабины) или какой-либо другой части АТС (например, каркаса сиденья), к которой крепится ремень безопасности.

3.22 Начало торможения: Момент времени, в который тормозная система получает сигнал о необходимости осуществить торможение. Обозначено точкой Н на схеме приложения Б.

3.23 Начальная скорость торможения: Скорость АТС в начале торможения.

3.24 Нейтральное положение рулевого колеса (управляемых колес): Положение рулевого колеса (управляемых колес), соответствующее прямолинейному направлению движения (АТС) при отсутствии возмущающих воздействий.

3.25 Орган управления тормозной системы: Совокупность устройств, предназначенных для подачи сигнала, в результате которого передается энергия от ее источника или аккумуляторов к тормозным механизмам или происходит количественное регулирование этой энергии.

3.26 Ось отсчета: Линия пересечения плоскостей, проходящих через центр рассеивателя светового прибора параллельно продольной центральной плоскости АТС и опорной поверхности.

3.27 Переоборудование АТС: Внесение изменений в конструкцию АТС, в результате которых изменяются их свойства, параметры и основные технические характеристики, заданные заводом-изготовителем.

3.28 Полное торможение: Торможение, в результате которого АТС останавливается.

3.29 Продольная центральная плоскость АТС: Плоскость, перпендикулярная к плоскости опорной поверхности и проходящая через середину колеи АТС.

3.30 Рабочая тормозная система: Тормозная система, предназначенная для регулирования скорости АТС в любых условиях эксплуатации. Тормозная система, предназначенная для снижения скорости АТС.

3.31 Светоотражающий маркировочный материал: Поверхность или устройство, от которых при наличии излучения в их направлении отражается относительно значительная часть световых лучей первоначального излучения.

3.32 Система диагностирования двигателя встроенная (бортовая): Совокупность входящих в конструкцию автомобиля устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов, а также накопление этой информации в процессе эксплуатации.

3.33 Система нейтрализации отработавших газов: Совокупность устройств, включающая в себя, как правило, каталитический нейтрализатор и функционально связанные с ним датчики и управляющие системы, обеспечивающая снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя в различных режимах.

3.34 Система нейтрализации отработавших газов двухкомпонентная: Система нейтрализации отработавших газов, обеспечивающая снижение содержания в отработавших газах, в основном, оксида углерода и углеводородов.

3.35 Система нейтрализации отработавших газов трехкомпонентная: Система нейтрализации отработавших газов с обратной связью (по коэффициенту избытка воздуха X), обеспечивающая снижение содержания в отработавших газах оксида углерода, углеводородов и оксидов азота.

3.36 Составные части и предметы оборудования АТС: Агрегаты, узлы и детали, устанавливаемые и (или) используемые в конструкции АТС, к которым предъявляют требования, регламентируемые нормативными документами.

3.37 Стояночная тормозная система: Тормозная система, предназначенная для удержания АТС в неподвижном состоянии, относительно опорной поверхности.

3.38 Суммарный люфт в рулевом управлении: Угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес АТС в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону.

3.39 Техническая исправность АТС или составных частей АТС: Техническое состояние АТС (составных частей АТС), при котором все, нормированные для них заводом-изготовителем параметры, находятся в пределах установленных для них нормативных значений.

3.40 Техническое состояние АТС или составных частей АТС: Совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств АТС или составных частей АТС, характеризуемая в определенный момент признаками, установленными технической документацией предприятия-изготовителя.

3.41 Торможение: Процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению АТС.

3.42 Тормозная сила: Реакция опорной поверхности на колеса АТС, вызывающая его торможение. Для оценки технического состояния тормозных систем используют максимальные величины тормозных сил.

3.43 Тормозная система: Совокупность устройств, предназначенных для осуществления торможения АТС.

3.44 Тормозное управление: Совокупность всех тормозных систем АТС.

3.45 Тормозной привод: Совокупность частей тормозного управления, предназначенных для управляемой передачи энергии от ее источника к тормозным механизмам с целью осуществления торможения.

3.46 Тормозной путь: Расстояние, пройденное АТС от начала до конца торможения.

3.47 Тяжеловесное транспортное средство: Транспортное средство, сконструированное для перевозки тяжеловесных неделимых грузов.

3.48 Удельная тормозная сила: Отношение суммы максимальных тормозных сил на колесах АТС к произведению массы АТС на ускорение свободного падения (для тягача, прицепа или полуприцепа рассчитывают раздельно).

3.49 Установившееся замедление: Среднее значение замедления за время торможения τ уст от момента окончания периода времени нарастания замедления до конца торможения. Обозначено Jуст на схеме приложения Б.

3.50 Устойчивость АТС при торможении: Способность АТС сохранять при торможении заданное направление движения в пределах установленного требованиями безопасности линейного отклонения.

3.51 Фары типа В: Фары противотуманные.

3.52 Фары типа С, НС: Фары ближнего света.

3.53 Фары типа СR, НСR: Фары ближнего и дальнего света.

3.54 Фары типа R, НR: Фары дальнего света.

3.55 «Холодный» тормозной механизм: Тормозной механизм, температура которого, измеренная на поверхности трения тормозного барабана или тормозного диска, менее 100 °С.

3.56 Экстренное торможение: Торможение с целью максимально быстрого уменьшения скорости АТС.

3.57 Экологическая безопасность: Комплекс конструктивных и эксплуатационных свойств АТС, уменьшающих отрицательное воздействие на участников дорожного движения и окружающую среду отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, внешнего и внутреннего шума АТС, продуктов износа дисков сцепления, тормозных колодок, шин и т. п.; радиопомех от работающих узлов и агрегатов АТС (система зажигания и впрыска топлива, электрические стеклоподъемники, стеклоочистители, отопители, коммутационные устройства и т.п.).

3.58 Эффективность торможения: Качественная мера торможения, характеризующая способность тормозной системы создавать необходимое искусственное сопротивление движению АТС.

 

4. Технические требования

 

4.1 Общие требования к техническому состоянию АТС

4.1.1 Техническое состояние АТС в части, относящейся к безопасности движения, должно отвечать требованиям настоящего стандарта и периодически проверяться по методике, установленной настоящим стандартом, в процессе проведения государственных технических осмотров и при сертификации механических транспортных средств и прицепов. При проведении государственных технических осмотров, техническое состояние АТС, предназначенных для перевозки пассажиров, подлежит проверке не реже 1 раза в квартал, перевозящих опасные грузы - не менее 2раз в год, других категорий АТС - не менее 1 раза в год.

4.1.2 К техническому состоянию и оборудованию АТС, в том числе к АТС для перевозки опасных, крупногабаритных, тяжеловесных, жидкотекучих грузов, могут предъявляться дополнительные требования, установленные соответствующими нормативными документами.

4.1.3 Рабочие жидкости и детали (включая элементы их крепления) тормозных систем и рулевого управления, а также иные составные части АТС, требования к которым установлены в настоящем стандарте, не допускается заменять на аналогичные по назначению жидкости и детали, не соответствующие требованиям, установленным к ним в технической и нормативной документации, или без согласования с уполномоченной на то организацией и Дорожной полицией МВД РК.

4.1.4 Переоборудование АТС должно производиться в установленном порядке после согласования с государственными органами, уполномоченными осуществлять государственный надзор и контроль за обеспечением безопасности дорожного движения.

4.1.5 Не допускается эксплуатация АТС:

— с признаками участия в дорожно-транспортном происшествии (ДТП), без наличия справки о регистрации ДТП в уполномоченном государственном органе внутренних дел в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— степень загрязнения которых снижает обзорность с места водителя и пассажиров, обзорность через наружные зеркала заднего вида; эффективность действия внешних световых приборов; препятствует четкой идентификации государственного номерного знака и цвета (цветов) АТС, занесенных в свидетельство о регистрации АТС.

4.1.6 Светоотражающий маркировочный материал, используемый для светоотражающей маркировки должен быть нанесен в установленном порядке. Повреждения и отслоение светоотражающей маркировки не допускаются.

4.1.7 Оборудование АТС специальными световыми и (или) звуковыми сигналами, нанесение специальной цветографической окраски, предназначенной для АТС оперативных и специальных служб, без соответствующего разрешения не допускается.

Цветографические схемы окраски АТС оперативных и специальных служб, специальные световые и звуковые сигналы должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов.

4.1.8 АТС должны быть оснащены медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки по ГОСТ 24333, а АТС категорий М2, М3, N2, N3, О24 дополнительно - противооткатными упорами (не менее чем двумя).

4.1.9 АТС категорий М1, М2, М3 -I класса, N1, N2, N3 должны быть оснащены не менее чем одной медицинской аптечкой, а автобусы категории М3 классов II и III - тремя аптечками. Медицинская аптечка должна быть укомплектована в соответствии с действующими нормативными документами Республики Казахстан. Медицинская аптечка должна находиться в легкодоступном месте.

4.1.10 АТС должны быть оснащены средствами пожаротушения в соответствии с требованиями Государственного противопожарного надзора.

Легковые и грузовые автомобили должны быть оснащены не менее чем одним порошковым или хладоновым огнетушителем емкостью не менее 2 л, а автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей - двумя, один из которых должен размещаться в кабине водителя, а второй - в пассажирском салоне (кузове). АТС для перевозки опасных грузов должны быть оснащены не менее чем двумя порошковыми или хладоновыми огнетушителями емкостью не менее 5 л.

Использование огнетушителей без пломб и (или) с истекшими сроками годности не допускается.

Изолированные от салона двигательные и багажные отсеки АТС могут быть дополнительно оснащены генераторами огнетушащего аэрозоля.

4.1.11 Наносимая реклама на АТС должна соответствовать требованиям соответствующих нормативных правовых актов Республики Казахстан.

По условиям обеспечения безопасности дорожного движения, четкой идентификации модели, государственного номера и цвета АТС, запрещается размещение рекламы на АТС в следующих местах:

— на передней части АТС, включая ветровое стекло;

— на задней части АТС, включая заднее стекло;

— на боковых стеклах АТС;

— на боковых поверхностях кузовов легковых автомобилей.

Содержание рекламы и требования к ее нанесению на АТС должны соответствовать действующим нормативным правовым актам Республики Казахстан.

Требования к эффективности тормозных систем

4.2.1 Эффективность рабочей тормозной системы в зависимости от категорий АТС при проверках в дорожных условиях должна соответствовать нормативам, приведенным в таблице 1 и на стендах - таблице 2. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях - 40 км/ч. Масса АТС при проверках не должна превышать разрешенной максимальной.

 

Таблица 1 - Нормативы эффективности рабочей тормозной системы АТС при проверке в дорожных условиях

 

Автотранспортные средства Категория Усилие на органе управления, Н, не более Тормозной путь, Sт, м, не более Установившееся замедление, j уст, м/с2, не менее Время срабатывания тормозной системы τ ср, с, не более
Пассажирские и грузопассажирские автомобили M1 490 (392*) 14,7 5,8 0,6
М2, М3 686 (589*) 18,3 5,0 0,8 (1,0)
Легковые автомобили с прицепом М1 490 (392*) 14,7 5,8 0,6
Грузовые автомобили N1, N2, N3 686 (589*) 18,3 5,0 0,8 (1,0)
Автопоезда, тягачами которых являются автомобили категории N N1,N2,N3 + О2, О3, О4 686(589*) 19,5 5,0 0,9 (1,3)
* Для АТС с ручным управлением запасной тормозной системой. Примечание - Значения в скобках - для АТС, изготовленных до 01.01.81.

 

 

Таблица 2 - Нормативы эффективности торможения АТС рабочей тормозной системой при проверках на стендах

 

АТС Категория АТС Усилие на органе управления, Н, не более Удельная тормозная сила γт, не менее
Пассажирские и грузопассажирские автомобили М1 490 (392*) 0,59
М2, М3 686 (589*) 0,51
Грузовые автомобили N1, N2, N3 686 (589*) 0,51
Прицепы с двумя и более осями О2, О3, О4 686(589*) 0,45
Прицепы одноосные и полуприцепы О2, О3, О4 686(589*) 0,41
* Для АТС с ручным управлением запасной тормозной системой.

 

4.2.2 Устойчивость АТС при торможении рабочей тормозной системой в дорожных условиях с начальной скоростью торможения 40 км/ч определяется линейным отклонением АТС, которое должно быть не более:

— 1, 25 м - для АТС, габаритные длина и ширина которых равны или менее соответственно 5 м и 2 м;

— 1,5 м - для АТС, габаритная длина которых более 5 м или габаритная ширина которых более 2 м, но не превышает 2,5 м;

— 1,75 м - для АТС, габаритная ширина которых более 2,5 м, но не превышает 3 м.

4.2.3 При проверках на стендах коэффициент неравномерности тормозных сил колес оси должен быть не более 20 % для АТС категорий М1, М2, М3 и передних осей автомобилей и прицепов категорий N1, N2, N3, O2, O3, O4, а для полуприцепов и последующих осей автомобилей и прицепов категорий N1, N2, N3, O2, O3, O4 - 25%.

4.2.4 Стояночная тормозная система для АТС полной массы должна обеспечивать удельную тормозную силу не менее 0,16 или неподвижное состояние АТС на опорной поверхности с уклоном не менее 16 %. Для АТС в снаряженном состоянии стояночная тормозная система должна обеспечивать расчетную удельную тормозную силу, равную 0,6 отношения снаряженной массы, приходящейся на оси, на которые воздействует стояночная тормозная система, к снаряженной массе, или неподвижное состояние АТС на поверхности с уклоном не менее 23 % для АТС категорий М1 - М3 и не менее 31 % - для категорий N1 - N3.

Усилие, прикладываемое к органу управления стояночной тормозной системы для приведения ее в действие, должно быть не более:

— 392 Н для АТС категории М1;

— 588 Н - для АТС остальных категорий АТС.

Стояночная тормозная система с приводом на камеры с пружинными аккумуляторами, раздельным с запасной тормозной системой, при торможении в дорожных условиях с начальной скоростью 40 км/ч АТС категорий М2и М3, у которых не менее 0,37 снаряженной массы приходится на ось(и), оборудованную(ые) стояночной тормозной системой, должна обеспечивать установившееся замедление не менее 2,2 м/с2, а АТС категорий N, у которых не менее 0,28 снаряженной массы приходится на ось(и), оборудованную(ые) стояночной тормозной системой - не менее 2,9 м/с2 .

4.2.5 Вспомогательная тормозная система, за исключением моторного замедлителя, должна обеспечивать при проверках в дорожных условиях значение установившегося замедления в диапазоне скоростей от 25 до 35 км/ч не менее 0,5 м/с2 для АТС полной массы и 0,8 м/с2 - для АТС в снаряженном состоянии, с учетом массы водителя и одного пассажира. Моторный замедлитель должен быть в технически исправном состоянии.

4.2.6 Запасная тормозная система, снабженная независимым то других тормозных систем органом управления, должна обеспечивать соответствие нормативам показателей эффективности торможения АТС при проверке на стенде согласно таблице 3 или в дорожных условиях согласно таблице 4 в зависимости от категории АТС. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях - 40 км/ч.

 

Таблица 3 - Нормативы эффективности торможения АТС запасной тормозной системой при проверках на стендах

 

Автотранспортные средства Категория Усилие на органе управления, Н, не более Удельная тормозная сила γт, не менее
Пассажирские и грузопассажирские автомобили М1 490 (392*) 0,295
М2, М3 686 (589*) 0,255
Грузовые автомобили N1, N2, N3 686 (589*) 0,220
Автопоезда, тягачами которых являются автомобили категории N N1,N2,N3 + О2, О3, О4 686(589*) 0,210
* Для АТС с ручным управлением запасной тормозной системой.

 

Таблица 4 - Нормативы эффективности торможения АТС запасной тормозной системой при проверках в дорожных условиях

 

Автотранспортные средства Категория Усилие на органе управления, Н, не более Тормозной путь, Sт, м, не более Установившееся замедление, j уст, м/с2, не менее Время срабатывания тормозной системы τ ср, с, не более*
Пассажирские и грузопассажирские автомобили М1 490 (392*) 25,3 2,9 0,6
М2, М3 686 (589*) 30,6 2,5 0,8 (1,0)
Легковые автомобили с прицепом М1 490 (392*) 25,3 2,9 0,6
Грузовые автомобили N1,N2,N3 686 (589*) 33,8 2,2 0,8 (1,0)
Автопоезда, тягачами которых являются автомобили категории N N1,N2,N3 + О2, О3, О4 686(589*) 35,0 2,2 0,9 (1,3)
* Для АТС с ручным управлением запасной тормозной системой. ** Для АТС, изготовленных до 01.01.81.

 

4.2.7 Допускается падение давления воздуха в пневматическом или в пневмогидравлическом тормозном приводе при неработающем двигателе не более чем на 0,05 МПа от значения нижнего предела регулирования регулятором давления в течение:

— 30 мин - при свободном положении органа управления тормозной системы;

— 15 мин - после полного приведения в действие органа управления тормозной системы.

Утечки сжатого воздуха из колесных тормозных камер не допускаются.

4.2.8 Для АТС с двигателем давление на контрольных выводах ресиверов пневматического тормозного привода при работающем двигателе допускается от 0,65 до 0,85 МПа (от 6,5 до 8,5 кгс/см2), для прицепных транспортных средств - не менее 0,48 МПа (4,8 кгс/см2) при подсоединении к тягачу по однопроводному приводу и не менее 0,63 МПа (6,3 кгс/см2) - при подсоединении к тягачу по двухпроводному приводу.

4.2.9 Не допускается наличие непредусмотренного конструкцией контакта трубопроводов тормозного привода с элементами АТС, коррозии, подтекания тормозной жидкости, деталей с трещинами и остаточной деформацией. Не допускаются механические повреждения, перегибы трубопроводов тормозного привода.

4.2.10 Гибкие тормозные шланги, передающие давление сжатого воздуха или тормозной жидкости колесным тормозным механизмам, должны соединяться друг с другом без дополнительных переходных элементов (для АТС, изготовленных после 01.01.81). Расположение и длина гибких тормозных шлангов должны обеспечивать герметичность соединений с учетом максимальных деформаций упругих элементов подвески, углов поворота колес АТС и при взаимных перемещениях тягача и прицепа (полуприцепа). Набухание шлангов под давлением, трещины, расслоения и наличие на них видимых мест перетирания не допускается.

4.2.11 Резервуар для тормозной жидкости должен обеспечивать возможность визуального контроля уровня жидкости без снятия крышки заправочного отверстия.

Требование не распространяется на АТС, произведенные до 01.01.85.

4.2.12 Износ тормозных накладок колесных тормозных механизмов, не должен превышать предельно-допустимых значений, установленных инструкцией по эксплуатации АТС предприятия-изготовителя.

4.2.13 Действие рабочей и запасной тормозных систем должно быть регулируемым:

— уменьшение или увеличение силы торможения должно обеспечиваться путем воздействия на орган управления тормозной системы во всем диапазоне регулирования силы торможения;

— сила торможения должна изменяться в том же направлении, что и воздействие на орган управления;

— сила торможения должна изменяться пропорционально воздействию на орган управления плавно и без затруднений.

4.2.14 Давление на контрольном выводе регулятора тормозных сил пневматического привода АТС в положениях разрешенной максимальной массы и снаряженной массы, или усилие натяжения свободного конца пружины регулятора, связанного рычажной связью с задним мостом, в составе тормозного гидравлического привода, должно соответствовать значениям, указанным в установленной на АТС табличке изготовителя или эксплуатационной документации.

4.2.15 АТС, оборудованные АБС, при торможениях в снаряженном состоянии (с учетом массы водителя) с начальной скорости не менее 40 км/ч должны двигаться по заданной прямолинейной траектории без видимых следов увода и заноса, а их колеса не должны оставлять следов юза на дорожном покрытии до момента отключения АБС при достижении скорости движения, соответствующей порогу отключения АБС (не более 15 км/ч). Функционирование сигнализаторов АБС должно соответствовать ее исправному состоянию согласно инструкции изготовителя.

4.2.16 Система сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны находиться в технически исправном состоянии.

4.2.17 При торможении тягача в составе автопоезда рабочей или стояночной тормозными системами должна срабатывать соответственно рабочая или стояночная тормозная система прицепа (полуприцепа). Это требование не предъявляется при наличии в кабине АТС с двигателем отдельных органов управления стояночными системами тягача и прицепа (полуприцепа).

4.2.18 Двухпроводный пневматический тормозной привод автопоездов должен обеспечивать:

— сброс давления в питающей магистрали пневматического тормозного привода при разрыве управляющей магистрали и приведении в действие органа управления рабочей тормозной системы тягача (требование распространяется на АТС с пневматическим тормозным приводом, производство которых начато после 01.01.95);

— срабатывание тормозного привода прицепа при разрыве питающей магистрали.

4.2.19 Свободный ход устройства управления инерционного тормоза прицепов категорий О1 и О2 должен соответствовать требованиям, установленным изготовителем АТС в эксплуатационной документации.

4.2.20 При отсоединенном приводе инерционного тормоза прицепов категории О1 усилие вталкивания сцепного устройства прицепа должно быть не менее 200 Н, а прицепов категории О2 - не менее 350 Н.

Инерционный тормоз прицепов категорий O1 и О2 должен обеспечивать удельную тормозную силу по таблице 2 при усилии вталкивания сцепного устройства одноосных прицепов не более 0,1, а для остальных прицепов не более 0,067 веса прицепа разрешенной максимальной массы. Требование вводится с 01.07.2005.

 

Требования к рулевому управлению

4.3.1 Изменение усилия поворота рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота. Усилитель рулевого управления должен быть в технически исправном состоянии.

4.3.2 Самопроизвольный поворот рулевого колеса АТС с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при неподвижном состоянии АТС и работающем двигателе не допускается.

4.3.3 Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, трещинами и другими дефектами не допускается.

4.3.4 Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, указанных изготовителем АТС в эксплуатационной документации. Если такие показатели изготовителем не указаны, то они не должны превышать следующих предельных значений:

— легковые автомобили и созданные на базе их агрегатов грузовые автомобили и автобусы - 10°;

— автобусы - 20°;

— грузовые автомобили - 25°.

4.3.5 Максимальный поворот рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией АТС.

4.3.6 Не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов рулевого управления относительно друг друга или опорной поверхности не допускаются. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы. Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть в технически исправном состоянии.

4.3.7 Натяжение ремня привода насоса гидроусилителя рулевого управления и уровень рабочей жидкости в его резервуаре должны соответствовать требованиям, установленным изготовителем АТС в эксплуатационной документации. Подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя не допускается.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.