Вопрос 13. Гидродинамические характеристики крыла (ГДХ).
Со стороны жидкости на смоченную поверхность крыла действует давление p и касательные напряжения τ. Суммируя по поверхности они приводят к и . Момент берется относительно носовой точки профиля. приложена в центре Давлений (ЦД).
Главный вектор всех сил, действующих на крыло в реальной (вязкой) жидкости называется гидродинамической реакцией.
Рассмотрим бесконечно длинное крыло, движущееся (обтекаемое) безграничной однородной жидкостью. Движение считаем установившимся.
где: - есть составляющая главного вектора, спроецированного на ось x, совпадающую с направлением набегающего потока – сила сопротивления (лобовое сопротивление) крыла.
- проекция главного вектора всех сил на перпендикуляр к скорости набегающего потока. Эта сила называется подъемной силой крыла.
Есть еще - главный гидродинамический момент. Знание момента необходимо для расчета рулевого устройства: момент на балере руля пропорционален мощности рулевой машины.
В соответствии с общими формулами для гидродинамических сил, установленными в теории подобия (квадратичный закон сопротивления), сила сопротивления, подъемная сила и гидродинамический момент крыла определяется по формулам:
|
где: - скоростной напор;
ρ – плотность;
| Рисунок 22. Силы и моменты на крыле
|
| - скорость набегающего потока;
Cx, Cy, Cm – безразмерные коэффициенты;
Cx – коэффициент лобового сопротивления;
Cy – подъемной силы;
Cm – коэффициент гидродинамического момента;
S – площадь крыла в плане;
b – хорда крыла.
Лобовое сопротивление крыла Rx в вязкой жидкости состоит из трех частей:
- сопротивление трения, которое получится интегрированием касательных напряжений по поверхности крыла (касательные напряжения обусловлены вязкостью жидкости);
- вихревое сопротивление крыла. Оно обусловлено отрывным или безотрывным обтеканием крыла и связано также с вязкостью крыла.
При малых углах атаки обтекание безотрывное, вихревое сопротивление близко к нулю. При больших углах происходит отрыв ПС и тогда оно может составлять основную часть лобового сопротивления;
- индуктивное сопротивление. Оно возникает вследствие срыва вихрей с боковых кромок (торцов) крыла конечного размаха и не связано с вязкостью жидкости.
На крыле возникает подъемная сила, которая по теореме Жуковского обусловлена циркуляцией . По теореме Стокса циркуляция скорости по замкнутому контуру равна потоку вихрей через поверхность, опирающуюся на этот контур. Эти вихри начинаются на поверхности крыла.
Обтекание крыла потоком, как вязкой, так и невязкой жидкости приводит к образованию свободных вихрей, которые образуются из-за перетекания жидкости с нижней стороны профиля, где давление повышено, на верхнюю. Это поперечное движение жидкости вызывает систему свободных вихрей расположенных вдоль потока. На крыле эта система замыкается присоединенным вихрем с одной и той же циркуляцией вдоль всего размаха.
| На концах крыла присоединенный вихрь переходит в 2 свободных вихря, уходящих в бесконечность, с той же циркуляцией.
Свободные вихревые потоки являются причиной вызванных вертикальных скоростей (индуцируют их), которые складываются из касательных скоростей Vs.
| Рисунок 23. Возникновение индуктивной скорости и индуктивного сопротивления.
|
|
|
| Рисунок 23. Индуктивный угол скоса потока и истинная подъемная сила.
|
|
- скорость набегающего потока;
- индуктивная скорость;
- истинная скорость;
- индуктивный угол скоса потока;
- истинный угол атаки;
- истинная подъемная сила перпендикулярная к направлению скорости набегающего потока;
- проекция на ось y истинной подъемной силы ;
- индуктивное сопротивление – проекция на ось x.
перпендикулярна направлению скорости набегающего потока, поскольку за подъемную силу принимают проекцию сил на ось y (перпендикулярную набегающему потоку), для учета отклонения истинной подъемной силы от оси y вводят в лобовое сопротивление крыла составляющую , которая является индуктивным сопротивлением крыла. Угол между и обозначают - индуктивный угол скоса потока.
можно определить через :
Все составляющие лобового сопротивления записываются по формулам квадратичного закона сопротивления через соответствующие коэффициенты.
- безразмерный коэффициент трения;
- безразмерный коэффициент лобового сопротивления;
- безразмерный коэффициент индуктивного сопротивления.
так же как и
- коэффициент профильного сопротивления крыла. Зависит от формы профиля и угла атаки.
- зависит только от размаха крыла. Если крыло бесконечного размаха, то . Чем меньше тем меньше . Тогда (при бесконечном размахе крыла).
Все безразмерные коэффициенты , , ( ) называют гидродинамическими характеристиками крыла. А основном их получают на основании экспериментальных исследований, которые проводят в аэродинамических трубах.
| Крыло устанавливается под разными углами атаки.
| Рисунок 24. Принципиальная схема аэродинамической трубы.
|
|
При моделировании стараются добиться автомодельности – при . При этом мало зависит от числа Рейнольдса.
Результаты экспериментов представляют в виде диаграмм. На основании приведенных соображений, и зависят только от угла атаки α.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|