Сделай Сам Свою Работу на 5

В преподавании рукопашного боя





 

Современные системы рукопашного боя структурно со­стоят из нескольких разделов (в зависимости от тактичес­кого назначения). Так, например, армейский рукопашный бой (РБ):

· Атакующие действия с холодным оружием армейского образца;

· Ударная техника;

· Защита от холодного оружия;

· Броски, самостраховка;

· Болевые приемы;

· Типичные тактические задачи (снятие часового, свя­зывание, обыск и т. д.).

На примере армейского РБ видно, что обучение носит разноплановый характер. Учитывая эту разноплановость, напрашивается вывод:

· Преподаватель этой системы либо очень одарённый человек;

· Либо освоение этой системы отняло у специалиста дол­гие годы жизни;

· А скорее всего, он умеет делать на «отлично» что-то одно, а всё остальное может прилично продемонстрировать.

Как правило, преподаватель РБ либо боксёр, либо бо­рец, что сразу проясняет, какие тема и техника будут доми­нировать при обучении личного состава.

Подобное положение существует не только и не столько в армии и флоте, любая разноплановая система требует:

• Разносторонне развитого (в рамках системы) препода­вателя высочайшей квалификации;



• Либо продуманного разделения тем преподавания сре­ди тренерского коллектива.

Подобная методика разделения была опробована автором в 1988 г. при подготовке к первенству УРВО по офицерскому многоборью. К тому времени стаж занятий этим видом спорта у него составлял уже 3,5 года, а лучший результат всего лишь чуть-чуть превышал сумму первого разряда. Преподавание вел В. Н. Зарубин, компетентный, уважаемый в этой области тренер, МС СССР, с огромным стажем работы. Беда была лишь в том, что Василий Николаевич:

• Отлично и стабильно стрелял;

• Прилично бежал и неплохо разбирался в беге;

• Очень средне плыл, и как, следствие, плавание препо­давалось методически слабо.

Это не могло не отразиться на планах тренировок, а зна­чит, и на результатах спортсменов. Те из участников ко­манды, кто имел плавательный опыт или когда-то занимал­ся бегом, значительно поднимали личные результаты имен­но за счёт предыдущей базы и стрельбы. За четыре месяца перед соревнованиями, о которых пойдёт речь, автор раз­делил тренировочный процесс на четыре составляющие и определил процентное соотношение нагрузок:



1. ОФП - 10%.

2. СТРЕЛЬБА - 30%.

3. БЕГ - 20%.

4. ПЛАВАНИЕ - 40%.

Исходя из индивидуальных особенностей, приоритетными видами были определены плавание и стрельба, потому что стрельба на тот момент была самым результативным для него видом, а плавание — самым проблематичным.

Для стабилизации результатов по стрельбе было решено поменять тренировочную базу, а главное — найти тренера по стрельбе именно из крупнокалиберного пистолета.

Учитывая собственный низкий уровень плавания, спорт­смен обратился за помощью к тренеру юношеской группы по плаванию.

Эти шаги позволили составить грамотные программы обу­чения для индивидуальной отработки. В итоге норматив МС СССР был превышен более чем на 200 очков. В этом при­мере элемент индивидуальной подготовки сыграл роль свя­зующего фактора, потому что тренировочные программы писались специалистами без учёта суммарных нагрузок, это могло привести к перетренированности, но, основываясь на анализе самочувствия и длительном спортивном опыте, спортсмен самостоятельно выбирал оптимальный режим тре­нировок.

На этом, не совсем «прикладном», примере видно, как распределение приоритетов в индивидуальных программах обучения и комплексных учебных задачах позволяет дос­тичь ощутимого прогресса именно за счёт разделения раз­ноплановых видов на тематические составляющие, причём обучением каждой субтемы должен, по возможности, зани­маться узкий специалист, а вот синтезом и общим руковод­ством — руководитель учебной программы. Для спортивно­го РБ, боевых видов каратэ и прикладных систем можно посоветовать следующий недельный план тренировок на татами:



• ПОНЕДЕЛЬНИК — после воскресного отдыха, БОРЬ­БА с учётом правил и традиций, принятых в избранном виде спорта, но под руководством специалиста в борьбе, причём выбор вида борьбы (и тренера) должен происходить с учё­том предполагаемых правил соревнований.

• ВТОРНИК - кросс.

• СРЕДА - БОКС, КАРАТЭ ДО, ТХЭКВОНДО и т. д., в зависимости от принятых приоритетов в избранном виде РБ.

• ЧЕТВЕРГ — футбол, баня.

• ПЯТНИЦА - ИТОГОВАЯ ТРЕНИРОВКА с элемен­тами борьбы, ударной техникой и обязательно условными и свободными спаррингами под руководством главного на­ставника (старшего тренера).

• СУББОТА — общая физическая подготовка либо спе­циальная физическая подготовка в зависимости от общего плана.

Подобный график тренировок не означает, что главный наставник появляется в зале по пятницам, контроль руко­водителя должен быть на протяжении всего учебного про­цесса, но в отличие от пятницы в другие дни он занимает вторичную позицию по отношению к «узкому специалис­ту». Данная методика хороша для подготовительного пери­ода обучения, Предсоревновательный и соревновательный требуют интенсификации уже реальных задач, без разделе­ния по техническому признаку.

Чем интереснее и компетентнее будет подаваться каж­дая тема, тем более вероятен позитивный результат в це­лом.

 

 


тактические стереотипы

Прикладного раздела

 

Спецподразделения в тактическом плане делятся на две «стороны забора». То есть одни нападают, другие выявляют и пресекают нападения (разведка — контрразведка), такое деление на две тактические группы крайне условно, но оно позволяет абстрагироваться от специфических особеннос­тей в работе подразделений и от взаимопересекающихся задач. Это важно для выявления двух основных стереоти­пов служебного поведения. Исходя из тематики, коснемся прикладной тактической стороны взаимоотношений двух аб­страктных, антагонистических спецслужб.

Для удобства одну назовем охрана, другую террористы. По­ставим предполагаемые задачи перед обоими подразделения­ми.

Охрана— один человек, осуществляет охрану и оборону порученного объекта свободного доступа. По должностной ин­струкции вооружен: дубинка резиновая, наручники, экипиро­ван в униформу, эластичный кевларовый бронежилет, сред­ства связи, солнцезащитные очки. Исходя из условий общего пользования (офис, представительство), применение, а зна­чит, и ношение огнестрельного оружия невозможны. Крити­ческой точкой является кабинет директора, имеющий один вход и выход, выходящий в помещение свободного доступа. Вход в основное помещение оборудован металлоискателем.

Террорист— один человек, должен нейтрализовать охра­ну кабинета директора и удерживать контроль над входом в кабинет не менее одной минуты. Действия по нейтрализа­ции должны носить максимально скрытый характер. Сле­довательно, применение оружия невозможно, явный трав­матизм невозможен, шумовая окраска операции недопус­тима. В связи с критически малым временем подготовки технические средства нейтрализации применить невозмож­но. Экипирован: костюм, рубашка и галстук спокойных то­нов, очки офисного характера без диоптрий.

Охранник— служебная должность явного типа. Соответ­ственно, чем физически более одарен, тем лучше. Наличие униформы еще более выделяет его служебный статус. При уяснении задачи:

— четко знать должностную инструкцию (особенно в от­ношении оружия);

— выяснить систему доступа и контроля данного поста;

— выявить критические точки;

— знать систему связи, оповещения и взаимодействия;

— план работы в режиме ALARM;

— уяснить секторы контроля и границы поста. Террорист, осуществляя деятельность скрытого характе­ра, может применить следующие формы мимикрии:

— использовать атрибуты других служб и ведомств;

— носить одежду спокойных тонов, типичную для данного объекта либо местности;

— применять грим;

— очень полезны очки с простыми стеклами (безобид­ный очкарик);

— индивидуальный подбор оружия и форм скрытого но­шения;

— корректная коммуникабельность (типичный способ общения для местных условий).

Охранник, находясь в границах поста, ведет визуальный контроль входящих и выходящих посетителей. Порядок кон­троля:

1. Глаза.

2. Руки.

3. Часы.

4. Обувь.

5. Особенности внешнего вида в целом.

6. Наличие личных вещей.

7. Сопровождение.

1. Глаза — до 70% информации о человеке и его намере­ниях, пристальный взгляд не менее трех секунд в состоя­нии вызвать замешательство, которое, в свою очередь, вы­дает скрытые намерения. Взгляд в глаза должен быть тяже­лым, пристальным, в район переносицы или в один из глаз. Тренировать взгляд следует перед зеркалом, чуть наклонив голову вперед, с застывшей маской лица, это придает лицу решительное и одновременно холодное выражение.

2. Руки — зеркало способностей человека, его физичес­кой формы, наличие шрамов и форма кулака говорят о при­кладном опыте, ногти часто подчеркивают социальную груп­пу. Кольца и татуировки — яркие особые приметы.

3. Часы — финансовые возможности и внутренний мир человека. Кто-то покупает дорогие безделушки, а кто-то де­шевые перегруженные функциями электронные часы. Часы очень многое могут сказать о личности человека.

4. Обувь — самая важная часть гардероба, по ней можно судить о человеке в целом:

— его достаток;

— эстетические устремления;

— чистоплотность;

— наличие автомобиля.

5. Костюм — важен своими особенностями либо их от­сутствием.

6. Личные вещи — сумки и кейсы, потенциальные сред­ства доставки оружия и взрывчатки, а значит, требуют по­вышенного контроля на протяжении всего периода пребы­вания на охраняемой территории.

7. Сопровождение — группу людей всегда отличает фор­ма общения и явные общие признаки. В группе всегда есть доминирующий член, выявление которого возможно при помощи вышеизложенных приемов.

Самое главное в визуальном контроле — это выявление несоответствия одного или двух пунктов к шести осталь­ным. Мимикрия не бывает абсолютной, как не бывает аб­солютно скрытых намерений.

Примеры:

— Человек в дорогих ботинках и костюме навряд ли ста­нет надевать дешевые китайские часы.

— Безобидный очкарик редко имеет натренированные кисти.

— Человек, прячущий глаза, что-то прячет от вас.

— Господин в золотых часах и дешевых грязных ботин­ках настораживает.

Охранник не должен подпускать посетителей к себе бли­же, чем на среднюю дистанцию, но делать это следует кор­ректно, задавая встречный вопрос и отступая на шаг либо перенося вес на заднюю ногу.

Например: к вам направляется проанализированный вами человек, причём с какими-то визуальными несоответствия­ми. Пристально глядя в глаза, не дожидаясь его вопроса, задать свой, причём по возможности короткий по форме, но сложный по содержанию, типа:

«Вы что-то нашли? («Почему вы так решили?») Показа­лось».

«Вы к директору? (если «Да») Он в другом помещении».

Замысел вопроса — взять инициативу на себя и заставить противника задуматься, потерять собственную динамику.

Если посетитель продолжает сближаться на критическую дистанцию, стоит еще раз её разорвать, но с приказом: «Сто­ять!» Если остановился на средней дистанции, задать воп­рос: «Изложите цель вашего визита». Если не остановился, акцентировать внимание на правой руке, сблизиться на кри­тическую дистанцию, вывести из баланса после шокирую­щего удара и произвести задержание с обыском и конвоиро­ванием.

План задержания:

— сближение на критическую дистанцию;

— визуальный и осязательный контроль правой руки;

— шокирующий удар;

— выведение из баланса;

— положение болевого контроля;

— наручник на свободную руку, затем на заломленную;

— обыск;

— конвоирование либо оповещение.

Террорист. Анализ предполагаемого места атаки лучше про­водить заранее, используя всё средства информации, и уяс­нить:

1. Наличие входов — выходов.

2. Средств слежения и ALARM.

3. Широту угла визуального контроля.

4. Скрытые подходы.

5. Типичный внешний вид.

6. Профпригодность охранника:

— по рукам;

— способы ношения формы;

— спецсредствам, их расположению;

— выражению лица и способу визуального контроля.

7. Выявить уязвимые места подготовки охранника:

— высокий, низкий;

— рассеянный, невнимательный;

— физически слабый;

— судя по рукам, без прикладного опыта.

Тактический план атаки:

1. В среднем темпе неявное сближение по диагонали под правую руку до критической дистанции.

2. Шокирующий удар с осязательным контролем.

3. Выведение из баланса.

4. Добивание.

Контроль за целью осуществляется периферическим зре­нием, смотреть следует левее, правее либо в грудь.

Два приведенных плана подразумевают унифицированность основной части атаки, что значительно облегчает составление учебных программ для любого спецподразделения, вводя так­тические поправки только в начальную и завершающую части атаки (контратаки). Самой важной частью атаки является ви­зуальный анализ, именно он определяет типичные раздражи­тели, а осязательный контроль (прикосновение) позволяет ре­ализовать рефлекторное восприятие. Добивание (задержание) возможно только при выведении противника из баланса, ли­шая его возможности уклониться от ваших действий.


ВИЗУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

И ОСЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

 

В разделе «Тактические стереотипы...» мы уже касались порядка и способов визуального анализа и некоторых форм контроля критической ситуации. Теперь рассмотрим эти так­тические приёмы более подробно.

Визуальная форма анализа и контроля окружающей дей­ствительности— это самый естественный способ уяснения ситуации, вне зависимости от её тактической направленно­сти. В идеале прикладное «поведение» бойца должно бази­роваться на его естественных поведенческих и двигатель­ных навыках. Соответственно, тренинг и форму визуального анализа следует практиковать с учётом не только экстре­мальных, но и повседневных условий, тем более что одни зачастую резко переходят в другие. Подобный подход по­зволяет стирать границу между служебными и индивиду­альными навыками, что позволяет значительно расширить тренинговый процесс и закрепить его результаты на уровне естественных поведенческих стереотипов. Реакция на раз­дражитель лишь тогда стабильна, когда она управляется не мыслительными, значительными по времени и субъектив­ными по форме, а моментальными, инстинктивными, про­цессами. Уже отмечалось, что мгновенная идентификация типичного раздражителя тем стабильней, чем глубже и направленней тренинг условно-рефлекторного восприятия.

Самый мощный чувственный инструмент — это зрение. Именно зрение даёт нам максимально ёмкую информацию об окружающей нас действительности, и именно зрение (и связанная с ним ментальная деятельность) входит в число самых энергозатратных видов жизнедеятельности. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что применение визуального контроля нуждается в дополнительном, идео­моторном тренинге и дальнейшей тактической проработке с целью закрепления правильных навыков на инстинктив­ном уровне. Это позволит:

1. Значительно расширить как индивидуальные такти­ческие возможности, так и рамки группового взаимодей­ствия;

2. Снизить энергозатраты, избегая эмоциональности, в процессе восприятия действительности;

3. Добиться полноты и объективности визуального конт­роля, причём вне зависимости от изменений и направлен­ности окружающей обстановки.

Какие типы визуального контроля преобладают у чело­века?

1. Центральное зрение. Непроизвольный способ визуаль­ного изучения объекта, абстрактно напоминающий узкий луч света, выхватывающий из окружающей «темноты» не­кий объект. Благодаря окружающей «темноте» этот объект заполняет собой всё «зеркало» сознания. Предмет при при­стальном рассмотрении вызывает те или иные эмоциональ­ные переживания, связанные с предыдущим опытом обще­ния с ним либо с отсутствием этого опыта, с абстрактными или оформленными ассоциациями. Все эти составляющие вынуждают в большей мере не отражать «объект», а, ско­рее, эмоционально переживать комплекс ассоциаций, свя­занных с этим предметом. Даже на бытовом уровне подоб­ный подход не отвечает требованиям объективности и слиш­ком зависит от эмоционального состояния субъекта изуче­ния и относительности способа его мышления. Примене­ние центрального зрения, видимо, оправдано при изучении узко определённого процесса или предмета, при котором не требуется рассмотрение объекта в системе его измене­ний и взаимодействий.

2. Периферийное зрение. Не акцентируясь на чём-то кон­кретном, направляя взгляд перед собой и в бесконечность, человек начинает видеть наиболее полную картину окружа­ющего мира. Имея одинаково «размытые» изображения, предметы не различаются по степени значимости. Проеци­руя на «зеркало» сознания диалектически наполненные, сложные по форме, картины действительности, человек перестаёт выделять и пытаться осознать увиденные процес­сы и предметы, он просто становится частью окружающего мира, не осмысляя его, а, скорее, принимая интуитивно правила его существования (философия Дзен). Более того, использование периферийного зрения позволяет значитель­но расширить сектор визуального контроля, причём в этом случае предметы не воспринимаются обособленно, а отображаются в системном виде. При применении оружия ис­пользование этого типа зрения просто необходимо, прице­ливание двумя глазами позволяет:

• Контролировать сектор для стрельбы, даже в процессе выстрела и прицеливания.

• Сократить процесс прицеливания и повысить его ста­бильность.

• При скоростной, упреждающей стрельбе избегать жёс­ткой привязки к системе «мушка-целик», используя для при­целивания направленность ствольной коробки.

• Избежать мощного раздражителя в виде плотно закры­того глаза.

Периферийный способ прицеливания (двумя глазами) хорошо знаком стрелкам высокого уровня. Он представляет собой методику, использующую стереоскопический контроль системы «мушка-целик» обоими глазами (разновидность пе­риферийного зрения), причём без напряжения, точка при­целивания в этот момент имеет достаточно расплывчатые формы, что не отражается негативно на результатах стрель­бы, а при стрельбе по нескольким целям просто необходимо.

При физической форме единоборства периферийный спо­соб зрения позволяет:

• Избегать необъективного восприятия обстановки.

• Снизить энергозатраты за счёт устранения менталь­ных процессов, связанных с осмыслением увиденного.

• В полной мере реализовать условно-рефлекторные на­работки за счёт отсутствия сознательной составляющей в процессе контроля.

• Сократить время и повысить эффективность последо­вательности идентификация раздражителя — типичная ре­акция — последующий визуальный контроль.

• Лишить противника возможности прогнозирования ва­ших атакующих действий по направлению взгляда.

• В случае противостояния с несколькими противника­ми осуществлять визуальный контроль обстановки, причём в неявной форме.

• При помощи «отсутствующего» взгляда подавлять пси­хику потенциального либо явного противника.

• При определённой наработке навыков находиться в постоянной боевой готовности, причём в наиболее есте­ственной, расслабленной её форме.

Какие формы тренинга периферийного зрения возмож­ны в повседневной жизни?

1. Печатание текста на клавиатуре.

2. Скорочтение с проведением взгляда по середине лис­та.

3. Выход из лифта. После выхода следует, не поворачи­вая головы, увидеть оба края лестничной площадки.

4. Переход улицы без поворотов головы. Экстремальное упражнение, связанное с реальной опасностью, проводится только после предварительного тренинга.

5. Попробуйте пообедать, не смотря на стол, а направляя зрение поверх него.

6. При условном спарринге попробуйте смотреть не на грудь партнёра, а мимо него, левее или правее, в «продвинутом» варианте можно вести бой на критической дистан­ции не глядя (Вин-чунь).

В процессе прикладного тренинга отработка периферий­ного зрения должна проходить отдельной темой и иметь ба­зисный характер.

 

 


Осязательный контроль

 

Зрение — самый важный орган чувств, участвующий в процессе контроля, но, имея функциональную сложность, он очень раним физически и порой необъективен, опять-таки в силу сложности процесса.

Второй по значимости способ контроля — осязательный. Благодаря своей инстинктивной природе он незаменим в условиях:

— плохой видимости (для ориентации по окружающим предметам);

— боя на критической дистанции;

— контроля при устранении противника без примене­ния огнестрельного оружия;

— защитных действий при отражении атаки противника в ходе рукопашного боя.

Какие зоны на теле противника наиболее информатив­ны для инстинктивного, осязательного, способа контроля?

1. Локти.

2. Предплечье в районе локтя, сверху.

3. Лоб.

То есть те части тела, которые имеют максимальную ам­плитуду в процессе выполнения технического действия.

Какой вид тренинга интересен для отработки осязатель­ного контроля?

1. Техника «липких рук». Китайско-вьетнамский способ ведения поединка, основанный на постоянном контроле предплечья противника. Тренинг выполняется в медленном темпе, до появления неосознанных реакций на движение, затем возможна проработка в темпе реального боя.

2. Бой на критической дистанции с завязанными глаза­ми. Сначала очень медленно, до появления уверенности, затем с повышением темпа до уровня реального боя.

3. Попробуйте просуществовать в собственной квартире 2 — 3 часа с завязанными глазами. Вы поймёте, что главное — избегать растерянности и положиться на собственные ин­стинкты.

Все перечисленные методики имеют не только прикладное значение, но и позволяют ощутить новые возможности чело­века в повседневной жизни.

 


практика «тактического зомбирования»

В подготовке служащих

Специального назначения

 

«Зомбирование» включает в себя достаточно широкий арсе­нал средств управления человеком через угнетение его ЭГО и внедрением в психику запрограммированных поведенческих сте­реотипов. Средствами достижения этих целей могут является:

глубокий гипноз;

медикаментозное и нейрохирургическое вмешательство;

— болевое подавление психики;

насаждение условно-рефлекторных стереотипов.

В этом разделе мы рассмотрим создание условно-рефлекторных стереотипов, как главную составляющую «такти­ческого зомбирования».

Под «тактическим зомбированием» следует понимать вид психотактического тренинга, целью которого является реа­лизация руководства действиями исполнителя посредством «ключевых раздражителей».

Несмотря на свою новизну и необычность, этот термин обозначает комплекс тренинговых действий, каждое из ко­торых в отдельности не является революционно новым, а сведение их в последовательный алгоритм позволяет доби­ваться от обучаемого:

— прогнозируемых реакций на предполагаемые «ключе­вые раздражители»;

— неосознанного выполнения приказа, задаваемого «клю­чевой формой», с чётко определёнными составляющими — ключевые слова, визуальный ряд, эмоциональный фон и т. д. в зависимости от типа задачи;

— замещения доминирующего положения инстинкта са­мосохранения комплексом выполнения задачи.

Рассмотрим примерный алгоритм «тактического зомби­рования», производимый посредством закрепления в под­сознании условно-рефлекторных стереотипов.

Следует помнить, что подобный психотактический тре­нинг распространяется только на индивидуальные задачи, предполагающие единственное решение, при тактической невозможности альтернативного выхода.

• Уяснение комплекса предполагаемых тактических за­дач с определением случаев, требующих однозначного реше­ния, и типичным либо желательным опытом их реализации.

• Изучение психического типа предполагаемого испол­нителя с определением возможных комплексов неполно­ценности:

— место в данном коллективе (наблюдением);

— коммуникабельность в целом;

— предыдущий прикладной опыт;

— отношение с родными;

— условия и особенности периода формирования лич­ности ~ до 20 лет.

— допущенные дисциплинарные нарушения и их моти­вация.

После изучения этих пунктов следует сделать вывод о пригодности обучаемого на основании его психического типа и возможности использования комплексов неполноценно­сти для морального подавления воли исполнителя. Подав­ление осуществляется путём психологического прессинга в заданном направлении.

• Немотивированное моральное и физическое подавле­ние исполнителя до значительных депрессивных проявле­ний, время и глубина угнетения психики подбираются ин­дивидуально и во многом зависят от компетентности пре­подавателя и серьёзности предстоящей задачи. Состояние отчуждённости подразумевает «стирание» типичного пове­дения, а во многом и основных инстинктов, на «стёртое» место наносится программируемая форма поведения, не за­висящая от сознания самого индивида.

• При достижении безразличного отношения к окружа­ющей действительности на фоне значительного утомления перейти к практическому тренингу ключевого этапа пред­полагаемой задачи. Выполнение разделяется на демонст­рацию «ключевого раздражителя» и на последующее сте­реотипное выполнение задания. Количество повторений должно находится в пределах от 7 до 2000 раз в зависимо­сти от:

— глубины предварительного угнетения психики;

— серьёзности предполагаемой задачи;

— индивидуальных особенностей исполнителя.

• Применение «косметических задач», выполняемых сразу после процесса «тактического зомбирования»; задачи дол­жны носить простой, понятный характер без значительного физического и морального утомления. Если процесс «так­тического зомбирования» максимально обезличен и эмоци­онально нейтрален (со стороны преподавателя), то выпол­нение последующей задачи должно активно поощряться, это позволяет скрыть основные цели и снизить эмоцио­нальные нагрузки, к тому же одобрение будет подсозна­тельно распространяться на всё темы обучения, что кос­венно закрепит достигнутый результат в основной теме.

• Закреплённый результат требует проверки в условиях, максимально приближенных к реальным, причём без пред­варительной подготовки и постановки задач.

• Вне зависимости от качества выполнения тренинго­вых задач с использованием «тактического зомбирования» преподаватель не должен оценивать исполнителя.

• При постановке тренинговых задач и в процессе реак­ции (выполнения) на ключевую команду нельзя использо­вать отрицательные частицы НЕ и НИ.

• «Ключевая форма» может быть вербальной, визуаль­ной либо кодированной, в зависимости от предполагаемой задачи.

Распространённым примером «тактического зомбирова­ния» считается следующая задача: преподаватель кидает на пол дамскую сумочку с предполагаемой гранатой, обучае­мый должен прыгнуть и накрыть её животом, широко рас­кинув руки и ноги.

«Тактическое зомбировате» не может быть типичной практикой обучения, а для исполнителей со слабой психикой — совершенно недопустимо. Применение «зомбирования» дол­жно быть более чем обоснованно, так как подобное вмеша­тельство в психику носит долговременный характер.

 


критерии самооценки

Достигнутого результата

 

Учебный процесс вне зависимости от сложности и дли­тельности нуждается в разделении на этапы (периоды), а они, в свою очередь, требуют текущего подведения итогов. Умение правильно оценить проделанную работу позволяет выявить недостатки, сформулировать и реализовать перс­пективные задачи. Объективная оценка по текущему резуль­тату, как правило, затруднена. Делая упор на субъективное осмысление и изучение каратэ, нельзя усреднять всех обу­чаемых без учета их особенностей. А учитывая полнокон­тактный способ ведения боя и наличие прикладного разде­ла, особое внимание в тренинге уделяется психологической составляющей. Поэтому совершенно несоизмерим субъек­тивный путь одаренного физически спортсмена и одержи­мого, трудолюбивого, но не развитого физически. Хотя, конечно, мерилом всего пройденного пути будет бой, то есть конечный результат.

Важнейшим показателем для конкретного бойца являет­ся не физическая, а духовная сила, успехи не в технике, а в процессе формирования самоотверженной личности бой­ца. Сила и скорость могут подвести либо оказаться недо­статочными для победы. «Мэцкей сутеми» (тотальная ре­шимость идти до конца) либо есть, либо ее нет. Причём, если она есть, бойцу не интересен даже исход поединка, воин просто идет однажды выбранным путем, как «карп, плывущий против течения». Каждый бой должен быть, как последний в жизни, а стоит ли омрачать «последнюю схват­ку» суетой и досужими размышлениями. Схватка, как пес­ня, и жить в ней надо на одном дыхании в полный «голос», не оставляя ничего на потом, всё, как в последний раз.

Не раз слышал выражение о том, что надо уметь проиг­рывать. Самая грубая ошибка после «умения тактически мыслить» во время боя. Для бойца, ввязавшегося в реаль­ную схватку, победа не имеет реальной цены, а проигрыш стоит ему жизни. Если спортсмен морально не одержим победой, даже спортивный бой нанесет глубокую травму его психике, если он проиграет. Будучи не готовым для по­беды и проиграв, он остался жив, и этот исход событий он воспринимает, как нормальный ход вещей, что неверно. Стремясь к победе всем своим существом и проиграв по объективным причинам, настоящий боец вправе сказать себе: «Мне очень больно за этот проигрыш, но нет той цены, которую бы я не заплатил за победу, дух мой не сломлен, а тело сегодня оказалось слабее собственного духа, что по­правимо». Непобедимым быть легко, достаточно ни с кем не сражаться, победа всегда в противнике, и ее можно только вырвать у него. Для того чтобы обороняться, надо быть рас­судительным, для того чтобы атаковать, нужно всё и ничего кроме невозможности другого выбора. «Непобедимость есть оборона, возможность победить есть наступление. Когда обо­роняешься, значит, в чем-то есть недостаток, когда напада­ешь, значит, всё в избытке». Сунь-цзы, V в. до н. э. Если, даже проиграв, спортсмен уверен, что дух его не сломлен — это и есть суть всего пути, высшая оценка проделанной ра­боты. Это, возможно, всё, чему нужно научиться.

 


школа методического типа

 

Основной целью создания школы и «Центра приклад­ных исследований» была разработка и внедрение новых форм подготовки специальных подразделений и служб безопас­ности. Учитывая индивидуальный подход к каждому под­разделению, принимая во внимание ведомственную при­надлежность и субординацию, было принято решение о создании учебно-тренировочной базы вневедомственного типа. Обучаемые не принадлежат школе, а всего лишь по­лучают знания, используя её методику.

Главная задача школы — научная работа в области руко­пашного боя и применения оружия. В связи с этим огром­ное значение имеют все формы сотрудничества с инструк­торами боевой подготовки, анализ боевого опыта любой на­правленности. Более того, школа имеет право присвоения спортивных степеней (Кю, Дан) и планирует проведение инструкторских сборов спортивного и прикладного разде­лов.

Имея методическую направленность, школа призвана выявлять и реализовать новые направления в технике и так­тике боя, заниматься психологическими исследованиями прикладного типа. Для этой цели существует методический спортивный раздел, который, по сути, является «лаборато­рией двигательных навыков» и интересен сам по себе, т. к. формирование бойца на уровне высших спортивных дости­жений требует постоянной аналитической и практической работы. В процессе работы преподаватель выявляет перс­пективные формы обучения и двигательные наработки, ко­торые после тактической адаптации возможны к примене­нию в прикладном разделе. Только в условиях относитель­ной независимости от силовых ведомств и спортивных фе­дераций можно освободиться от устоявшихся стереотипов в боевой и спортивной подготовке, что позволяет сохранить диалектическую основу тренинга, не впадая в зависимость от зарубежных специалистов, и преодолевать ведомствен­ный консерватизм.

Единственным критерием оценки любой методики яв­ляется конечный результат. «Непобедимость заключена в себе самом, возможность победы заключена в противнике». Сунь-цзы, V в. до н. э.

 


Приложение 1

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.