Контрольные нормативы по технической подготовке
(в соответствии с программой для ДСШ)
Задача
| Технические действия
| дистанция
| Год занятий
| 1-й
| 2-й
| 3-й
| 4-й
| 5-й
| С партнером, находящимся в однотипной стойке (левосторонней), овладеть в совершенстве приемами атаки, контратаки (одиночными, двойными, сериями ударов) и защитами (простыми и комбинированными) на разных дистанциях (количество):
| прямыми ударами и защитами
| дальняя
средняя
ближняя
|
|
|
|
|
| боковыми ударами и защитами
| дальняя
средняя
ближняя
|
|
|
|
|
| ударами снизу и защитами
| дальняя
средняя
ближняя
|
|
|
|
|
| То же с партнером, находящимся в разнотипной стойке:
| дальняя
средняя
ближняя
|
|
|
|
|
|
Контрольные нормативы по тактике зависят от уровня технической подготовленности боксеров, их знаний, умений и навыков.
В перспективном плане ежегодно предусматривается изучение техники и тактики бокса, совершенствование пройденного.
На каждом году подготовки есть возможность применить в контрольных нормативах различные упражнения для оценки боевого мышления, тактической успеваемости боксеров. Так, на 1-м году тактической подготовки боксера могут быть использованы задания на подготовительные действия перед атакой: маневрирование, ложные удары, обманные движения туловищем и др. На более позднем этапе тактической подготовки зрелость боксеров проверяется умением использовать различные тактические приемы и способы противодействия им в боях с разнообразными партнерами. С маневрированием как элементом тактики на дальней дистанции боксер сталкивается с первых шагов занятий боксом. Боевые навыки в маневрировании проверяются в основном в условном и вольном боях.
Определяя содержание контрольных нормативов в маневрировании, следует исходить из технической подготовленности занимающихся. Так, в начальном обучении упражнения в маневрировании необходимо использовать, чтобы избежать сближения с партнером и его атак, а также подготовить исходное положение для атаки на дальней дистанции. Ложные действия, чтобы дезориентировать партнера, отвлечь его внимание от подготовляемого удара или атаки, выполняются при помощи рук, туловища, ног и даже взгляда. В первых контрольных нормативах ложные действия (финт) должны состоять из ложных ударов, например: финт левой в голову и удар ею же в туловище; финт левой и удар правой и т. д.
Для решения узких тактических задач (в отрыве от общей боевой обстановки) применяются условные бои, в которых боксер получает специальные тактические задания:
1) определить основной удар партнера;
2) выявить слабые места в защите и атаке партнера;
3) то же у боксирующего в противоположной стойке;
4) определить наиболее часто применяемые удары (защиты) партнером;
5) выявить способы защиты партнером от прямых и боковых ударов;
6) выявить ложные действия партнера перед атакой;
7) то же у боксирующего в противоположной стойке;
8) при помощи ложных действий вызвать партнера на атаку, применять защиту и контратаковать партнера ударом (по заданию тренера);
9) придерживаясь дальней дистанции, использовать разнообразные передвижения во всех направлениях, атаковать и контратаковать прямыми ударами партнера, который идет на сближение и стремится войти в ближний бой.
Оценка тактических задач в вольном бою преследует цель выявить боевое мышление, умение и навыки боксера в различных видах тактики и способы противодействовать с партнерами:
1) придерживающимися исключительно дальней дистанции;
2) активно идущими на сближение, действующими на средней (ближней) дистанции;
3) предпочитающими бой на контратаках;
4) атакующими размашистыми ударами;
5) обладающими сильным ударом;
6) пользующимися комбинационным боем (сочетающими все виды тактики);
7) ведущими бой в противоположной стойке;
8) ведущими бой в низкой стойке.
В табл. 6 приведены контрольные нормативы по тактической подготовке.
Таблица 6
Контрольные нормативы по тактической подготовке
(в соответствии с программой для ДСШ)
| Дистанция, особенности
| Год занятий
| 1-й
| 2-й
| 3-й
| 4-й
| 5-й
| Маневрирование (на оценку)
|
|
|
|
|
|
| Ложные действия (на оценку)
|
| —
|
|
|
|
| Решение узких тактических задач (на оценку)
| Дальняя
Средняя
Ближняя
| —
—
—
|
—
|
|
|
| Решение тактических задач в вольном бою (на оценку)
| На разных дистанциях
С разными партнерами
| —
—
| —
—
| —
—
| —
—
|
|
Важное значение для перспективного планирования имеет участие юных спортсменов в соревнованиях по боксу.
В перспективном плане (табл. 7) рекомендуется предусмотреть постепенный рост соревновательных нагрузок с таким расчетом, чтобы в промежутках между ними имелось достаточно времени для углубленной работы с юными боксерами.
В 1-й год занятий боксом в соревнованиях осуществляется главным образом выполнение контрольных упражнений по видам общей и специальной подготовки. Во 2-м и 3-м годах зачетные соревнования следует рассматривать как продолжение учебного процесса на пути к спортивным высотам.
4-й и 5-й года занятий проводятся в основном по индивидуальным перспективным планам, в которых тщательно учитываются особенности спортсменов, стабильность их тренированности, и в зависимости от этого решается вопрос о конкретном количестве соревнований для каждого из них.
Таким образом, придерживаясь постепенного увеличения количества учебно-тренировочных занятий и соревнований из года в год, необходимо в то же время учитывать возможные особенности и спортивно-техническую подготовленность юных спортсменов.
Таблица 7
Примерное количество соревнований, в которых юноши принимают участие
| Год занятий
| 1-й
| 2-й
| 3-й
| 4-й
| 5-й
| Учебно-контрольные (в процессе занятий)
Внутрисекционные
Межсекционные (открытый ринг)
Городские
Областные
Республиканские
Первенство ЦС ДСО
Всесоюзные
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Круглогодичная тренировка в боксе в отличие от ряда других видов спорта, связанных с определенным временем года, не имеет явно выраженных в течение года подготовительного, соревновательного и переходного периодов тренировки. Взамен их существует ряд циклов, состоящих из подготовки, соревнования и последующего активного отдыха.
Число и частота циклов определяются календарем соревнований, в которых боксер (группа) предполагает выступать. Однако у юных боксеров построение и содержание плана круглогодичной тренировки не только должны соответствовать требованиям общего физического развития и спортивной подготовки, но и исходить из условий школьного режима (подготовка к экзаменам, каникулы). Поэтому, прежде чем приступить к планированию учебного материала в текущем плане, необ ходимо составить годовой календарный план режима боксеров-школьников, предусмотрев в нем все школьные и спортивные мероприятия текущего года. Это даст тренеру возможность выявить загруженность юных боксеров в школе и в спортивной секции и лучше спланировать их спортивную подготовку в течение года.
Планирование учебного процесса 1-го года обучения не связано с делением его на отдельные циклы и подготовку боксеров к соревнованиям, поэтому весь учебный материал программы Детской спортивной школы (1-й год обучения) или намеченный тренером самостоятельно должен быть равномерно распределен в течение года с учетом перехода от простых действий к более сложным и постепенного обобщения его в упражнениях с партнером.
Схема недельного цикла при двух занятиях в неделю будет выглядеть так: вторник — занятие с акцентом на технику бокса; пятница — занятие с акцентом на физическую подготовку.
Со 2-го года обучения юные боксеры не только продолжают овладевать техникой и тактикой бокса и физически развиваться, но и начинают выступать в соревнованиях. В течение года проводится несколько соревнований (наиболее ответственные — чаще всего, во время каникул) с интервалами между ними разной продолжительности. Таким образом, годовой план учебно-тренировочной работы будет состоять из нескольких циклов.
Годовой план технической подготовки должен отличаться от перспективного большей детализацией. Весь намечаемый учебный материал должен быть распределен по циклам, каждый из которых насчитывает три периода — подготовительный, соревновательный и переходный.
Подготовительный период состоит из этапов общей и специальной подготовки.
Назначение первого этапа — создать предпосылки для становления спортивной формы. При решении этой задачи используются разнообразные физические упражнения (до 60—70% времени). На этапе общей подготовки решаются задачи: 1) повышение общей физической подготовленности занимающихся; 2) изучение новой и совершенствование ранее изученной техники и тактики бокса; 3) развитие психологических качеств юных боксеров.
Схема недельного цикла при трех занятиях в неделю имеет следующий вид:
понедельник — изучение и совершенствование техники и тактики бокса, выработка быстроты и ловкости;
среда — то же, что в понедельник;
пятница — изучение и совершенствование техники и тактики бокса, выработка силы и выносливости.
На этапе специальной подготовки каждого цикла решаются задачи: 1) повышение функциональной деятельности организма юных боксеров; 2) совершенствование техники и тактики бокса; 3) совершенствование физических и психологических качеств юных боксеров. На данном этапе значение общей физической подготовки снижается и соответственно возрастает удельный вес специальной подготовки.
Технико-тактическая подготовка юного боксера на данном этапе должна соответствовать реальным условиям боя. Технические навыки совершенствуются, как правило, в боевых упражнениях с партнером. Тактическая подготовка достигается постановкой различных задач в тренировочных боях и частой сменой партнеров.
Схема недельного цикла на этапе специальной подготовки при трех занятиях в неделю будет такой:
понедельник — совершенствование техники и тактики бокса в условном бою;
среда — то же, что и в понедельник;
пятница — совершенствование техники и тактики бокса в вольном бою, воспитание волевых качеств.
От правильного чередования недельных циклов в подготовительном периоде во многом зависит успешное закрепление умений и навыков в технике и тактике бокса, а также правильное развитие физических качеств. Рациональное чередование занятий в цикле обеспечивает не только лучшее изучение материала, но и подготавливает организм к перенесению все больших нагрузок, которые должны соответствовать возрасту и подготовленности занимающихся.
Соревновательный период начинается с первого дня соревнований и продолжается до его окончания (от одного до трех дней).
В период выступлений юных боксеров, достигших 15 лет, на открытых рингах (в конце 1-го года и особенно на 2-м и 3-м годах обучения) целесообразно придерживаться циклического чередования занятий разного типа. Так, при участии в выступлениях на воскресных открытых рингах может быть предложена следующая последовательность чередования занятий:
1-й урок недели посвящается преимущественно обучению юных боксеров технике и исправлению технико-тактических недостатков. В него включаются всевозможные имитационные упражнения при ходьбе и на месте, упражнения с партнером по изучению техники, упражнения с лапами. Нагрузка в уроке не должна быть слишком большой.
2-й урок, проводимый с наибольшей нагрузкой, посвящен преимущественно общей физической подготовке. Он состоит из разнообразных общеразвивающих и игровых упражнений и содержит условные и вольные бои.
В 3-м уроке ставится задача обучить боксера тактическим приемам, способствовать развитию быстроты и подготовить его к выступлению на открытом ринге. На занятии проделываются различные легкие упражнения для развития быстроты, упражнения на снарядах. Урок может длиться меньше обычного.
Такое циклическое чередование занятий, как показали исследования, будет наилучшим для успешной физической и технико-тактической подготовки юных боксеров в период участия в соревнованиях на открытом ринге.
Переходный период завершает тренировочный цикл и одновременно связывает его с очередным циклом. Начинается он после окончания соревнований. Продолжительность его зависит от количества боев (дней), проведенных боксером на соревнованиях. Но независимо от этого, если в подготовительном периоде юные боксеры имели большие по объему и интенсивности нагрузки, полноценно тренировались, то в переходном им должны быть созданы условия для отдыха и завершения восстановительных процессов после напряженной тренировки (не менее двух недель). Основное содержание периода — активный отдых, переключение на другие виды спорта. Однако на занятиях в небольших дозах можно применять и некоторые специально-подготовительные упражнения для поддержания специальной тренированности и устранения отдельных технических недостатков.
ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Исходя из текущих задач обучения и тренировки, на каждое занятие по боксу составляется конспект урока, в котором записываются его содержание, дозировка упражнений.
Приведенный на стр. 53 конспект-график (табл. 8) может быть использован при планировании групповых и индивидуальных занятий как для написания развернутого конспекта, так и для учета пройденного материала.
В таблице приводится распределение упражнений в уроках с увеличенным объемом средств общей физической подготовки. Урок 1 (для школьной секции бокса) составлен Г. О. Джераяном и Н А. Худадовым, урок 2 (для секции бокса коллектива физической культуры) — В. М. Романовым.
В графу «Содержание» по порядку вписываются основные виды физических упражнений, которые предполагается использовать в уроке бокса. В графе «Номера уроков» указывается время, отводимое на каждый вид упражнений данного урока. Последовательность проведения упражнений в каждой части урока отмечается порядковым номером — в числителе, а в знаменателе приводится время (раунды).
Графы для занятий заполняются только на ближайшую неделю с тем, чтобы лучше предусмотреть возникающие изменения. Предполагаемое для выполнения упражнение рекомендуется отмечать карандашом, чтобы в дальнейшем фактически проведенную работу отметить чернилами, а невыполненное стереть резинкой.
Конспект-график прохождения учебного материала наглядно отображает весь учебный процесс, что позволяет тренеру быстро ориентироваться в распределении учебного материала в течение урока и выборе правильного методического пути при решении педагогических задач в дальнейшем.
При распределении физических упражнений в каждом уроке анализ материала, пройденного на предыдущем занятии, позволит тренеру лучше подобрать упражнения для нового занятия.
Таблица 8
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|