Сделай Сам Свою Работу на 5

УСЛОЖНЕНИЕ БАЗОВЫХ УДАРОВ





«Плевок» с уклоном

Позволяет в момент удара вывести голову из плоскости возможной вертикальной атаки противника. Даже при горизонтальной атаке достаточно отработать клинком перед собой, чтобы перекрыть большую часть сектора атаки в уключном уровне.

СХЕМА ПЛЕВКА

СХЕМА ОТРАБОТКИ ПОСЛЕ ПЛЕВКА

В номинации «меч-меч» крайне мала вероятность, что вас будут атаковать в подольном уровне.

 

«Отмашка-веер»

Очень часто серийную атаку парируют «веерной защитой». Это быстрые маховые движения перед собой, создающие сбивающий барьер, который сталкивает с нужного направления атакующие удары. При отступлении назад такая защита эффективна непродолжительное время. Утомление и несовпадение ритма рано или поздно приведет к тому, что меч противника начнет преодолевать защиту. К тому же долгое движение спиной вперед чревато натыканием на препятствие (ограждение ристалища) и неровности площадки.

Учитывая все это можно порекомендовать применять «веерную» защиту кратковременно, и перемещаться при этом вбок. Это позволит держать высокий темп заградительных ударов и сбивать прицел противника.



 

Отдельный элемент отмашки можно рассматривать как самостоятельный защитный прием. Меч располагается почти вертикально и удар противника принимается вскользь на лезвие. Полная остановка удара приходится на перекрестье.

СХЕМА

Плюсы такой защиты в ее скорости и возможности сравнительно быстро контратаковать.

Минусы в том, что она требует очень правильного и точного выполнения. Кроме того, почти вся сила удара приходится в перекрестье.

«Выход под перекрестье»

Основное начало контратакующих действий. Освоение правильной механики действия обычно не составляет проблем. Основная сложность «выхода» — правильное определение начала атаки противника. Именно точное по времени выполнение и является залогом успеха.

Если «выход под перекрестье» сделан слишком рано, то противник может скорректировать траекторию удара и обойти защиту. Если же «выход» запоздал, то удержать движение разогнавшегося удара не удастся.

ФОТОГРАФИИ

Поэтому основное условие успешного выполнения состоит в том, чтобы блокировать удар как можно ближе к кисти противника «под перекрестьем». Приемлемым вариантом можно считать и блокировку под запястье.



ФОТОГРАФИЯ

 

Автоматизм.

Никогда не наклоняйте голову и не опускайте взгляд при ударе в бок или бедро противника. Вообще не «бегайте глазами» по точкам, которые атакуете. Нарабатывайте удар «навскидку» (вспомните, про почесывание носа и прихлопывание комара). Необходимое упражнение выполняется максимально просто:

Мелом нанесите на тренировочный снаряд разметку, определяющую линию колена, тазобедренного сустава, локтя, шеи.

Стоя перед «истуканом» или «балдой» на расстоянии удара, закройте глаза и наносите удары в разных направлениях и по разным уровням. Периодически фиксируйте удар в финальной точке и проверяйте точность поражения заданных уровней. Например, если ударили в бедро, то меч не должен попадать ниже отметки колена и выше тазобедренного сустава. Удар в бок должен укладываться между тазобедренным суставом и локтем. И так далее, пока «мышечная память» не начнет легко и четко выдавать требуемое движение.

 

Боевые габариты.

Сравнительно малое поле зрения в шлеме обычно не дает видеть всю фигуру соперника целиком. Поэтому уделяйте внимание изучению особенностей «боевых габаритов» противника. В идеальном варианте вы должны, видя только верхнюю кромку щита соперника, точно знать, насколько закрыто его бедро, открыт ли его бок и т.д. Это позволит в нужный момент атаковать открывшуюся зону, ориентируясь лишь по кромке щита, вошедшей в поле зрения. Этот навык, вкупе с умением бить «навскидку», ускорит атаку в условиях плотного боя. Не теряя времени на прицеливание и визуальное определение открытого участка, атакуйте быстрым жестким ударом, как только щит двинулся к «критической точке».



В процессе работы вырабатывается чувство, которое будет автоматически корректировать «прицел» в зависимости от роста противника.

Работать следует в парах, периодически меняясь ролями. Партнер размеренно движется по характерным мизансценам, периодически замирая в том или ином атакующем, либо защитном движении. В моменты этих остановок, тренирующийся уточняет положение нижней кромки щита и «примеряет» эффективность ударов при том или ином положении противника.

ФОТОГРАФИЯ

Например, при росте бойца 180 см и стандартном размере щита 70см, его бедро наверняка будет открыто, если верхняя кромка щита дойдет до уровня подбородка.

Эти же методы тренировки применимы и в номинации «меч-меч». Единственное различие в том, что определять нужно не зависимость положения щита и общей закрытости, а закономерности реальной готовности противника защищаться и наносить удары с разных дистанций, из разного положения атакующей руки.

 

Работа щитом

Приводимая техника включает в себя не только конкретные практические приемы, но и упражнения способствующие развитию определенных навыков обращению со щитом, свободы и импровизации движений, то есть всему тому что, собственно, и называется культурой движения. (Некоторые специалисты называют «культурой движения» способность человека одномоментно повторить показанное движение. Им, наверное, видней.)

 

Вес щита по сравнению с общим весом бойца относительно мал. Несмотря на это, в один короткий момент щит можно использовать как точку опоры, подвешенную в пространстве. В этом поможет так называемая «инерция покоя». Чтобы понять суть сказанного проделайте простое упражнение:

Встаньте прямо, ноги шире плеч, левая рука вытянута перед собой. Теперь постарайтесь резко сместить тело в сторону, будто бы уклоняясь от летящей стрелы. Повторите движение несколько раз в разные стороны, а затем возьмите в руку гантель 3-5кг (щит) и повторите то же самое.

Несложно почувствовать разницу в скорости и координированности движения. Груз становится противовесом и точкой опоры, от которой можно оттолкнуться. Этот момент вполне реально использовать в боевой ситуации для резких уходов от удара, либо быстрых отклонений корпуса без смены позиции ног.

Чтобы расширить диапазон возможных движений, можно освоить другое упражнение. Примите нейтральную позицию, разместите щит перед собой на уровне груди, пробуйте подвигать корпусом, оставляя щит на месте. В первом варианте упражнения ноги остаются на месте, двигается лишь корпус: вправо, влево, вниз, вверх. Во втором варианте — прибавляется отшаг одной ногой (щит должен оставаться в строго зафиксированном положении). В третьем варианте — обе ноги могут смещаться, обеспечивая движение тела вокруг неподвижного щита. В процессе работы щит поочередно фиксируется в уключном, в среднем и в подольном уровне.

Увеличивая скорость перемещения тела, можно ощутить все большую работу щита в качестве противовеса. При полноценных (боевых) уклонах щит, конечно же, будет смещаться от «мертвой точки» как и подобает противовесу.

Этот же принцип взаимодействия масс тела и оружия должен использоваться и в номинации «меч-меч». Естественно, в данном случае, роль противовесов играют клинок и свободная рука. Принцип взаимодействия масс хорошо иллюстрирует следующий прием:

Встаньте на носки, вытяните обе руки вперед и резко отведите их в стороны и назад. Несмотря на то, что масса тела намного превосходит массу рук, вас ощутимо качнуло вперед, не так ли? Несложно проверить, что даже взмах одной рукой придает всему телу чувствительный импульс. Эти то импульсы и следует изучать постоянно и самостоятельно. Изучение взаимодействия векторов силы и владение закономерностями движений собственного тела — один из основных моментов пути бойца.

Я не утверждаю, что данные движения каждый будет применять в бою, как канонические приемы, однако, эти упражнения, безусловно, раздвинут рамки двигательных возможностей. В нужный момент тело само «воспользуется» нужным навыком, отложившимся в подсознании.

Как уже говорилось, наши предки нарабатывали необходимые двигательные навыки в процессе повседневных работ, плясовой практике, народных игрищах и т.п. В двадцать первом веке приходится искать иные способы, компенсации нашего малоподвижного образа жизни. Именно поэтому, в качестве очередной ступени повышения мастерства, на тренировках были введены основы пантомимы и брейк-данса. Эффект не заставил себя долго ждать: даже в досконально, на первый взгляд, изученных приемах обнаружились новые перспективы и нюансы исполнения, обеспечивающие резерв силы и скорости.

 

Несколько тактических нюансов

До последнего времени, на турнирах по ИФ, бои состояли из нескольких сходов, общий результат которых и является показателем успеха. Выигрывал тот, кто в большинстве сходов сумел подготовить атаку, успешно ее провести и не менее успешно разорвать дистанцию для подготовки следующей (за исключением тех случаев, когда противник теряет способность биться). Именно поэтому следует отдельно рассмотреть принципы «подоплеки» и управления противником.

Вспомним: в экстремальной ситуации сознание удерживает в «оперативной памяти» последний кадр мизансцены. Если вы стояли с поднятым щитом, то в момент быстрого движения (входа в атаку) экстремальное сознание противника обратится именно к этому кадру, и вы будете атакованы в зону незащищенную мгновенье назад.

Как и в любом правиле, в этом тоже существует два исключения:

1. Непрофессиональные и нервные бойцы, подвергаясь экстренной атаке, неосознанно бьют в область головы противника, даже если эта область прикрыта.

2. Бойцы с примитивной техникой и малым арсеналом приемов, в этой же ситуации бьют в рамках единственного отработанного приема. Эти исключения рассматривать не имеет смысла, ибо оба типа подобных поединщиков практически не опасны. Кстати, если перед началом боя не удалось «раскусить» квалификацию соперника (по осанке, взгляду и манере держать оружие), то одна быстрая атака может послужить тестом определения его уровня.

Рассмотрим подробнее особенности механизма восприятия:

Вы находитесь в позиции начала боя (3-4 м от противника). С началом движения (сближения) сознание начинает фиксировать изменения положения противника, хотя на этой стадии ни поза, ни положение рук еще не имеют значения. Однако, при выходе на дистанцию решающего шага — около 2м, любое движение уже критично:

1. Противник держит щит наизготовку (перед собой), рука занесена для удара (стадия замаха)... этот сход он проиграл!

Вам уже известен примерный сектор его ударов, щит очевиден и предсказуем (во время удара движение щита тоже имеет закономерности).

2. Противник прибрал щит, рука в среднем положении одинаково готова для замаха или защиты... вот тут и наступает время тактической игры.

Вы обязаны либо быть быстрей противника, либо оказаться хитрей и заставить его действовать по вашим правилам.

О способе построения действий (о концепции боя) уже упоминалось в первой книге, поэтому важней обсудить закономерности движения щита.

Понаблюдайте за поединщиками во время боя и заметьте, как смещается щит во время удара. Как правило, при атаке уключным ударом щит отходит всторону, освобождая место боевой руке. При этом открывается часть головы, плечо, частично грудь. Именно это и используется во встречных действиях («сдвойка», «черпак» и «накрут»).

Кроме того, щитовая рука не всегда находится в максимальном напряжении и после активного защитного действия наступает кратковременный период относительного расслабления. В этот момент наиболее успешным будет «зацеп», «наложение» или «ребро».

 

Принцип экономичности

Чтобы не допускать грубых ошибок, определите минимальное (необходимое и достаточное) движение щита для защиты головы и бедра. Как правило, оно гораздо меньше, чем делают большинство бойцов. В пылу боя щит выдвигается слишком сильно вперед и вверх. Это обуславливается природным рефлексом защиты головы открытым предплечьем, выработанным в рукопашных боях. Щит же прибавляет к руке 30-50 см защитного поля. В момент защиты головы, чаще всего, вполне достаточно движения предплечьем, при неподвижном локте, зафиксированном у корпуса (локоть должен находиться напротив нижних подвижных ребер «микиток»). Принцип касается стандартного круглого щита. При иных формах щита и особенностях хвата, положение локтя незначительно корректируется.

При отработке минимальной защитной траектории, обращайте внимание на расстояние, разделяющее шлем и щит. При слишком близком их расположении в момент защиты, увеличивается шанс «словить» нокдаун от собственного щита, по которому ударили достаточно сильно.

 

«Удержание»

Полезное упражнение для силовой борьбы с применением щита. Выполняется с применением тяжелой «балды». Снаряд раскачивается на подвесе, затем во встречном движении останавливается плоскостью щита и вытесняется до «мертвой точки» в максимальном отклонении. Круглая форма «балды» максимально неудобна для удержания и постоянно стремится скатиться со щита в ту или другую сторону. Это способствует вырабатыванию навыка чувствовать поведение соперника в момент силового воздействия.

РИСУНОК СКАН

Второй вариант упражнения заключается в том, чтобы отшагнуть в сторону и толкнуть ударяющий снаряд перпендикулярно вектору его движения. В принципе это основные элементы «подсада» — сбивания противника с ног в пике его силовой атаки. При этом используется инерция нападающего, к которой добавляется короткий боковой импульс.

Подобный прием был выполнен зареченцем С. Шкуровым (Енисей) на турнире «Зиландкон-2000». Причем Енисей был легче своего соперника более чем на 35 кг.

Для симметричного и гармоничного развития мышц можно порекомендовать это упражнение в оберуком варианте, т.е. взяв по щиту в обе руки и выполняя прием поочередно правой и левой рукой. Навык выполнения движения правой рукой пригодится для выполнения подсада против левши. В этом случае получится плечевой «подсад».

 

«Зацеп»

Зацепляющее действие за край щита соперника. При этом щит противника либо отводится (отгибается) наружу, либо сдвигается с траектории предстоящего атакующего удара.

РИСУНОК ЗАЦЕП 3

 

«Черпак»

Прием атакующего меча в ловушку между своим щитом и оружием. Как только удар противника натыкается на подставленное препятствие, следует черпающее движение снаружи внутрь-вниз, которое сковывает свободное движение противника. Параллельно с черпающим движением щита, рука с мечом выходит назад-вверх на замах (и последующий удар).

Можно принимать удар, не поднимая высоко своего меча. Это удобней для последующего продолжения приема. Нужно только дополнительно уводить голову из-под удара. Первую фазу «черпака» (движение щита и меча под удар), необходимо делать одновременно со смещением корпуса влево-вперед. Таким образом, в момент завершения «черпака», вы находитесь вплотную со стороны боевой руки противника. Если он не обладает навыками классической сечи («волчок», «веретено», «обратка за спину» и т.д.), то пропускает два-три чистых акцентированных удара.

«Наложение»

Логичный прием из предыдущего упражнения. Суть его в том, чтобы перекрыть своим щитом область боевого плеча соперника. Тем самым движение боевой руки сковано, а обзор противника перекрыт. После некоторого давления щит резко убирается и наносится удар по открывшейся области.

РИСУНОК СКАН

 

«Обманка»

Схожее по технике действие, но смысл не в том, чтобы отжать щит противника или открыть его зацепом, а в том, чтобы создать кратковременное давление вынуждающее противника создать контрдавление. В момент максимального контрдавления противника щит резко отдергивается назад, а щит противника продолжает двигаться навстречу по инерции, создавая открытость для атаки.

Иногда более эффективным бывает не наложение, а давление на щит противника ребром своего щита (как в приеме «ребро»).

РИСУНОК

 

Подготовка «Зацепа»

Некоторые бойцы делают зацеп с места: приблизившись на нужную дистанцию и резко выбросив руку со щитом в зацеп. Именно таким приемом зачастую атакует москвич П. Попов из «Наследия предков». Его успеху способствует немалый рост, богатый опыт и применение щита с кулачным хватом.

Менее рослые бойцы предпочитают подготовить «зацеп» предварительным действием или комбинацией. Смысл комбинации в том, чтобы своими действиями «оттопырить» щит противника в удобное положение (вывести его край на некоторое отдаление от корпуса). Схема не сложна, но требует некоторой привычки и изучения необходимого темпоритма действий. Чаще всего, наносится удар в нижнюю часть щита или бедро. В тот момент, когда щит противника слегка кренится или опускается к бедру, производится зацеп оттопыренного края, смещение щита и удар по открывшемуся участку.

Мастера высокого класса вплетают «зацеп» в скоростные комбинации, таким образом, что зацепа, как такового практически не заметно. Со стороны просто кажется удивительным, что противник внезапно открылся м пропустил вполне очевидный и мощный удар.

Примером может служить следующая комбинация: «засечный» в верхнюю часть щита, «накрут» в голову, «спуск» в бедро с выносом своего щита в уключную защиту, «зацеп» сверху и акцентированный «раскол» в голову.

По собственному опыту могу описать субъективные восприятие подобной связки. В процессе поединка полное ощущение контроля над ситуацией. Очередная атака противника с некоторым «уплотнением боя» и... полная растерянность, когда четко видишь летящий удар, вроде бы реагируешь щитом, но ощущаешь, что щит будто вмерз в воздух, а чужой меч беспрепятственно стукает в лоб.

 

ИНСТРУКТОРУ НА ЗАМЕТКУ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.