Сделай Сам Свою Работу на 5

Правильное и рациональное питание.





Здоровье школьника во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Современный рацион питания большинства детей отличается большим потреблением продуктов, содержащих много углеводов. В результате — переедание и ожирение. Школьное питание должно быть сбалансированным и исключать продукты, которые содержат различные консерванты, подсластители и красители, не полезные и даже опасные для здоровья.

К компонентам здорового образа жизни относится двигательная активность.

Двигательная активность - это биологическая потребность организма, от удовлетворения которой, зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

Оптимальный двигательный режим удовлетворяет естественную биологическую потребность в движении, которая строго индивидуальна и зависит от многих факторов, в том числе и в организации физического воспитания. Минимальный двигательный режим позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма, максимальный – приводит к переутомлению, резкому снижению работоспособности.

В образовательном процессе важно обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, спланировать ее содержание, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий.



Суточная двигательная активность - это сумма движений, выполняемых ребёнком в процессе жизнедеятельности, включает в себя три компонента:

- физическую активность в процессе обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;

- активность в процессе физического воспитания;

- спонтанную физическую активность в свободное время.

Рассмотрим эти компоненты.

Первое место в двигательном режиме учащихся принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, физкультминутки на уроках с умственной нагрузкой, динамические паузы и подвижные игры в группах продленного дня. Руководство школы должно создать условия для организации подвижных игр на переменах, желательно на свежем воздухе, так как именно во время перемены учащиеся могут удовлетворить потребность в движении, которая накопилась во время урока. В двигательной активности учащихся определенное место занимают спортивные мероприятия.



Спортивные мероприятия – это массовые зрелищные праздники или соревнования показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей.

Второе место в двигательном режиме учащихся занимают учебные занятия по физической культуре. Основная их задача - реализовывать потребность учащихся в двигательной активности и формировать навыки здорового образа жизни для последующей реализации в повседневной жизни.

Уроки физической культуры призваны предупреждать развитие у школьников устойчивой гиподинамии и её последствий, возникновение болезней опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, нервной систем, способствовать устойчивости к стрессовым ситуациям во время школьных уроков и в быту. Но два урока физкультуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Для школьников занятия физическими упражнениями должны занимать 8-12 часов в неделю. Даже трех уроков физкультуры явно не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма в движении. Поэтому должно быть сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями, спортом.



Третье место отводится самостоятельной двигательной активности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельная двигательная деятельность является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности. Учащиеся должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности. Наиболее благоприятны для организма являются ходьба, бег, плавание, катание на лыжах и коньках, подвижные игры на свежем воздухе, прогулки перед сном.

С поступлением детей в школу резко снижается двигательная активность, перед учителем стоит проблема снятия утомления детей в процессе урока и повышения их двигательной активности. Учебное занятие должно стать зоной психологического комфорта и двигательной активности. Двигательная активность способствует лучшему овладению материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Поэтому огромное значение имеет введение эффективных игр и упражнений, которые сочетаются с темой урока.

Одно из таких упражнений для начальной школы «Поймай хлопок».

В любой момент урока учитель может хлопнуть в ладоши, задача детей «поймать» хлопок. Нужно добиваться единовременного хлопка, чтобы не было раската. Варианты упражнения – с закрытыми глазами, повернуться спиной.

Это упражнение позволяет собрать внимание учеников, развивает внимание, координацию движений. Подобных приемов у учителя начальных классов всегда много.

Приемы двигательной активности применяются и на уроках в старших классах учителями предметниками.

Американский психолог Ашер предложил использовать на уроках иностранного языка метод полного физического реагирования. На таких уроках ученики не просто пассивно слушают учителя, но активно перемещаются по классу, выполняют различные движения руками и ногами, танцуют и поют. При этом новая лексика, которую дети повторяют за педагогом, закрепляется в памяти гораздо лучше, чем путем простого механического повторения.

Другими формами двигательной активности являются ролевые игры на уроках, инсценирование исторических сюжетов и поиска решений исторических задач, работа в группах, когда учащиеся двигаются, пересаживаются во время урока. При этом значительную роль играет эмоциональный фактор, как правило, школьники садятся с теми, кто им симпатичен и привлекателен. Заряд положительными эмоциями сказывается как на ход урока, так и на самочувствие учащихся.

На уроках математики обеспечить двигательную активность могут устные коллективные разминки, занимающие не более 3 минут, развивающие быстроту реакции, внимательность, умение четко и конкретно мыслить. В такие разминки следует включать вопросы, требующие однозначного, быстрого хорового ответа и направленные на актуализацию опорных знаний, и на проверку домашнего задания, и на отработку каких либо математических понятий и определений. Для этого служит набор карточек с правильными и неправильными дробями. Если учитель показывает правильную дробь — руки вверх, неправильную — руки в стороны. Или набор карточек с примерами на сложение чисел с разными знаками. Если сумма отрицательна — присели, положительна — встали.

В старших классах учащиеся утрачивают интерес к двигательной игровой деятельности на уроке, поэтому ее целесообразней заменять творческим процессом.

На уроках химии, физики, биологии этому служит эксперимент, с обязательным привлечением учащихся.

На уроках учитель может режиссировать двигательную активность учащихся. Например, в середине урока, перед тем как перейти к новым видам работ, учитель просит всех учеников выйти к доске. Там они узнают, что им всем нужно быстро выстроиться в цепочку по номерам квартир или по алфавиту отчеств, фамилий, имен. Через минуту возникает цепочка. Звучит команда: на первый - четвёртый рассчитайтесь. Образовалось четыре команды, каждая из которых получила задание. В результате всей этой двигательной суеты от утомляемости на уроке не остаётся и следа.

Двигательная активность характерна и для столь популярных интерактивных технологий обучения.

К ним относятся самые различные формы ролевых, деловых, стратегических, имитационных игр, кейс-метод. Опыт показывает, что успешной реализации тех или иных форм образовательной интерактивности обязательно сопутствует та или иная двигательная активность учащихся. В данном случае речь идёт об обучении, основанном на общении учащихся между собой, а не на традиционных объяснениях-лекциях.

Еще одной составляющей здорового образа жизни является закаливание организма.

Закаливание представляет собой комплекс процедур, направленных на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов. Закаливание детей необходимо производить в школе и дома с учетом индивидуальных особенностей организма.

Прежде чем организовать закаливающие процедуры, нужно обратиться к медицинскому работнику, потому что закаливание оказывает сильное воздействие на организм, особенно на детей, которые приступают к нему в первый раз. Врач должен правильно подобрать способы закаливания. Наблюдение врача в процессе закаливания организма поможет выявить эффективность процедур или обнаружить нежелательные отклонения в здоровье.

В школьной практике необходимо использовать некоторые нетрадиционные формы закаливания вовремя уроков физкультуры, спортивных секций, уроков здоровья, в группах продленного дня, летних школьных лагерях отдыха. Это хождение босиком по полу, по асфальту в теплый сезон года, полоскание горла прохладной водой, влажные обтирания и обливания ног. Одной из задач школы является выработка у детей потребности в систематическом применении закаливающих процедур в соответствии с указанными гигиеническими рекомендациями.

Виды закаливания школьников бывают разные.

Воздушные ванны – это самая щадящая форма закаливания, как правило, применяется для ослабленных детей, как в учреждениях образования, так и в домашних условиях. Со временем воздушные ванны можно сочетать с солнечными ваннами. Закаливание воздушными ваннами лучше всего начинать летом при температуре 20-22°С, а затем по мере снижения температуры воздуха постепенно приучать организм к более прохладному режиму. Первые воздушные ванны рекомендуется принимать в комнате, так как даже в теплую летнюю погоду любое незначительное движение воздуха заметно усиливает действие воздушной ванны, что нежелательно для первых процедур. Через два-три дня детям воздушную ванну уже можно принимать на открытом воздухе.

Принимать солнечные ванны лучше всего утром, между 8 и 11 часами. В это время инфракрасная и ультрафиолетовая радиация менее интенсивна, чем днем. Проводить процедуру следует в положении лежа, при этом голова должна быть обязательно чем-либо прикрыта. Воздушные ванны детям школьного озраста можно принимать при температуре +18-22°С в течение 5 минут, постепенно увеличивая продолжительность до 20 минут.

Водные закаливающие процедуры – обтирания, души, ванны, обливания, характеризуются отличным оздоровляющим эффектом. По сравнению с воздушными и солнечными процедурами водные воздействия – более стрессовые для организма, поэтому их индивидуализация – важнейший принцип в процессе закаливания детей.

Самой нежной и щадящей водной процедурой является обтирание. При помощи губки или мокрого полотенца сначала нужно выполнить обтирание верхней половины тела: шеи, рук, груди, спины. После этого рекомендуется насухо вытирать и растирать сухим полотенцем до красноты кожу тела. В такой же последовательности выполняется обтирание нижней половины – поясницы, живота, ног. В помещении, где проводится обтирание, столбик термометра не должен опускаться ниже +18-20°С. Температура воды, которой смачивают тряпку или губку, должна быть примерно +30-32°С, потом температуру можно уменьшать на 1°С каждые три дня. Но температура не должна быть ниже +16°С.

Обливание – следующая ступень закаливания: к воздействию холода приплюсовывается небольшое давление струи воды. Обливания можно начинать лишь через месяц после регулярных обтираний. Вначале температура «обливочной» воды должна быть не ниже +32-33°С, позже ее можно довести до +20°С. Обливание по времени должно длиться не больше 1-2 минут. После обливания, как и после растирания, надо насухо вытереться полотенцем до легкого покраснения.

Холодный душ также очень полезен, но его лучше использовать в старшем школьном возрасте. Закаливание под таким душем можно проводить от 1 до 5 минут. Начинать можно с температуры +30-32°С, постепенно снижая ее до +21-22°С. Для контрастного душа разница температур должна быть от 4 до 11°С.

Холодные ванны и душ характеризуются самым сильным воздействием.

«Пульсирующий» микроклимат – еще один доступный вид закаливания школьников. В настоящее время учащиеся проводят в помещении большую часть суток. Постоянная температура помещений не создает закаливающего эффекта. Для обеспечения закаливающего эффекта необходимо создать «пульсирующий» микроклимат. Подобные условия создаются изменением режима работы отопительной системы и проветриванием помещений. Такие условия можно создать в школе во все сезоны года и в любую погоду.

Для младших школьников и учеников средней школы - это колебания температуры в 5-7 °С, для старших - 8-10 °С. «Пульсирующий» микроклимат в учебных классах повышает устойчивость к температурным колебаниям и способствует закаливанию организма.

При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать главные принципы:

- систематичность - нельзя давать детям повод пропустить процедуру;

- постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

- индивидуальность - при выборе вида закаливания, продолжительности и количества процедур учитываются индивидуальные особенности: возраст, его состояние здоровья, образ жизни, наличие хронических заболеваний и прочие факторы.

- чувство меры - во всех закаливающих действиях должна присутствовать адекватность, которая поможет не только восстановить здоровье, но и сохранить его.

- контроль - в ходе закаливания нужно постоянно контролировать самочувствие ребенка.

Нарушение сна, отсутствие аппетита, раздражительность, вялость и другие отрицательные проявления, возникшие после начала оздоровительного комплекса, указывают на неправильность проведения данной процедуры. У детей должна быть выработана правильная мотивация собственных действий. Получить максимальный результат от закаливания поможет хорошее настроение и огромное желание улучшить собственное здоровье.

Таким образом, закаливание - мощный фактор оздоровления детского организма, не требующий больших временных затрат и экономически доступен. Закаливание способствует воспитанию силы воли, упорства в достижении цели, самоорганизации школьника и существенно увеличивает резервы здоровья детского организма.

Рациональный режим труда и отдыха — необходимый компонент здорового образа жизни.

Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

- правильное чередование труда и отдыха;

- регулярный прием пищи;

- сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну;

- определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур;

- определенное время для приготовления домашних заданий;

- определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Рассмотрим примерный режим дня школьника, в той последовательности, в которой он должен реализоваться в жизни.

Каждый день школьника любого возраста должен начинаться с пробуждения иутренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и дает заряд бодрости на весь предстоящий день. Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года — при открытом окне или на свежем воздухе. После гимнастики проводятся водные процедуры в виде обтираний или обливаний. Весь утренний туалет должен занимать не более 30 минут.

Утренний завтрак - это первый дневной приём пищи. Диетологи считают, что завтрак для школьника должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов. Фрукты - это источник витаминов, поддерживающих иммунитет. В зерновых продуктах содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва. Из зерновых продуктов готовят каши, мюсли. Молочные продукты представляют собой незаменимый источник кальция, необходимый для детского организма. К молочным продуктам относятся молоко, йогурт, творог, сыр.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка. Завтрак делится на два приема:

7.30 - 8.00 - завтрак дома и

10.10 или 11.10 - горячий завтрак в школе.

В 10.10 часов завтрак в школе для учеников с первого по пятый класс , как правило после второго урока, и в 11.10 - для учеников с шестого по одиннадцатый класс, после третьего урока.

Завтраки по своей энергетической ценности должны составлять 600—700 ккал. При этом масса белков должна составлять 15% . жиров 25% и углеводов 60%.

Режим дня включает занятия в школе, которые начинаются.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

- для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2–4-х классов — не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 5–6-х классов — не более 6 уроков;

- для обучающихся 7–11-х классов — не более 7 уроков.

Обед школьника должен быть организован с 13.00 до 14.30 в зависимости от возраста и окончания школьных занятий.

Обед - это основной прием пищи, обеспечивающий организму наибольшее количество калорий, белков в течение дня, поэтому он должен составлять 35 — 40%, от общей суточной калорийности. Калорийность обеда школьника должна составлять 900 — 1000 ккал. Обед должен состоять из закуски в виде салатов, первого, второго и третьего блюда. Первое блюдо – это обязательно разного вида супы, второе блюдо состоит из гарнира, мяса или рыбы. Третье блюдо - соки, компоты, кисели.

13.30 - 14.30 - Послеобеденный отдых или сон в течение одного часа без чтения книг и просмотра телевизора. Младшим школьникам рекомендован дневной сон. Чем младше ребенок, тем его нервная система обладает меньшей выносливостью к внешним раздражителям и тем больше его потребность во сне. Хотя современного ребенка сложно уложить спать после обеда, но спокойный отдых необходим.

Свободное время – еще один обязательный компонент режима дня школьника. Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам. Это чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач. В это же время ребенок посещает различные секции: спорт, музыка, рисование, плаванье. Не стоит забывать и о прогулках на свежем воздухе. Детей, начиная с 7 -летнего возраста, все больше следует привлекать к выполнению домашних обязанностей. Этот пункт, предусмотренный режимом дня, имеет большое значение в жизни школьника, так как позволяет выработать трудолюбие.

Подготовка домашних заданий в режиме дня должна планироваться с учетом времени, необходимого для их выполнения.

Учащиеся первых классов обучаются без домашних заданий, поэтому у них появляется дополнительное свободное время для занятий по интересам.

Домашние задания даются учащимся начальной школы с учётом возможности их выполнения в следующих пределах: во 2 и 3классе до 1,5 часов, а в 4 классе – до 2 часов. Для обучающихся 5-9, 10-11 классов домашние задания даются в следующих пределах: в 5классе – до 2 часов, в 6-8 классе – до 2,5 часов, в 9-11 классе – до 3,5 часов.

Родители и дети должны чётко знать основные гигиенические требования, касающиеся выполнения домашних заданий: организация рабочего места, ритм и продолжительность занятия, сосредоточенность при их выполнении, отдых во время выполнения домашних заданий.

Нельзя исключать из режима школьника полдник.

Полдник - это лёгкий приём пищи между обедом и ужином, который проводится около 16 - 17 часов, в зависимости от возраста.

Полдник состоит из питья, например, кефира, простокваши, молока, чая с молоком и мучных изделий, таких как, булочка, печенье, пирожное, бублик. На полдник могут быть предложены свежие фрукты, бутерброд с сыром или ветчиной, йогурт.

Вечерние прогулки на свежем воздухе организуются после выполнения домашних заданий. Это обязательный компонент здорового образа жизни.

Ужин, согласно режиму, дня должен быть в 19.00 или в 20.00 часов, в зависимости от возраста.

Ужин школьника в идеале должен состоять из растений и молока или растительно-молочных блюд. Растительно-молочная пища на ужин рекомендована потому, что она усваивается быстрее, чем мясная. Для старших школьников, у которых расход энергии больше, чем у младших ужин может быть более калорийным и включать салат овощной, второе с гарниром, напиток. Другой, более приемлемый вариант: творожное или овощное блюдо, каша. Ужин составляет 25% калорийности суточного рациона, и быть не позже чем за 2-3 часа до сна.

День школьника в 20.30 или 21.00 должен завершаться приготовлением ко сну и последующим сном.

Продолжительность сна для детей 7-летнего возраста должна составлять 12 часов в сутки, для детей 8-9 лет составляет 10 часов, для 10- 12 лет 9 часов и для учащихся старшего возраста 8 часов. Недосыпание вредно сказывается на нервной системе школьников и ведет к снижению работоспособности.

Ребенка следует приучать всегда в одно и то же время ложиться спать и в одно и то же время вставать, тогда его нервная система приучается к определенному ритму работы и отдыха.

Ребенок может составить распорядок своего дня, вывесить это расписание на видном месте и строго его придерживаться.

Следующий компонент здорового образа жизни - это недопущение вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

Психологи считают, что вредная привычка – это склонность, которая превратилась у ребенка в потребность. И происходит это постепенно и в течение довольно продолжительного времени.

Причины появления вредных привычек у детей могут быть разные:

- недостаток внимания к ребенку со стороны родителей или учителей;

- желание ребенка обратить на себя внимание взрослых;

- психологические или физические проблемы у ребенка;

- стремление избавиться от скуки или успокоиться;

- особенности характера ребенка и методы его воспитания в детстве;

- подражание старшим или своим сверстникам.

Наличие привычки курить, употреблять спиртное и наркотики – одна из самых тревожных и беспокойных для родителей и педагогов. Эти привычки получили в последние годы широкое распространение среди школьников, причем к курению дети приобщаются нередко уже в младшем школьном возрасте, а тяга к спиртным напиткам и наркотикам появляется в старших классах. Иногда простое любопытство, желание «все попробовать» со временем приводит к трагическим последствиям. Выход из ситуации – изменение образа жизни, занятия спортом, ежедневные прогулки на свежем воздухе с родителями и друзьями, совместный активный отдых на природе.

Искоренение перечисленных привычек – дело не простое. Оно требует терпения, последовательности, системы и выдержки. Любую из вредных привычек трудно искоренить, если бороться с ней от случая к случаю. В данной деятельности должны сотрудничать родители и учителя. В школе учащиеся с вредными привычками должны быть на контроле у педагогов.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Литература

1. О.А. Безрукова Работа школьного социального педагога по формированию здорового образа жизни у подростка.

2. Ванчук С. И. Формирование здорового образа жизни / С. И. Ванчук. Мозырь, 2009.

3. Ю.В.Валентик, А.В.Мартыненко, В.А.Полесский «Формирование здорового образа жизни молодежи». М. 2000.

4. Грошева Т. И. Здоровье, которое всегда с тобой / Т. И. Грошева. Мозырь, 2006.

5. Зайцев, Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. - 3-е изд., перераб. и доп, 2001.

6. Зеленко Т. А. , Добрянская О. В. Использование здоровьесберегающих технологий в практической деятельности учителя начальных классов.-Мозырь, 2007.

6. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы / В. И. Ковалько. М., 2004.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.