Сделай Сам Свою Работу на 5

Критерии выделения типов цивилизаций





Россия в системе мировых цивилизаций

 

Типы цивилизаций.

Формационная теория. Линейный прогрессивный тип развития. Теория Маркса

Согласно марксизму, развитие человеческого общества имеет цель — коммунизм. В основе движения к коммунизму лежит развитие производительных сил. Определенному уровню развития производительных сил должны соответствовать некоторые производственные отношения. Их единство образует общественную формацию. Одна формация сменяет другую, причем процесс идет по восходящей линии: от низшей формации к высшей. Это, так сказать, линейная схема общественного развития, причем суть ее составляет именно движение, а один из интерпретаторов марксизма Э. Бернштейн специально подчеркивал этот момент тезисом: «Движение — все, конечная цель — ничто». В процессе поступательного движения и рождаются контуры будущего более прогрессивного общественного устройства.

Изначальная идея учения Маркса — постижение человеком сущности своего бытия и преодоление (снятие) на этой основе отчуждения. На различных ступенях истории возникают те или иные формы отчуждения: отчуждение человека от природы, от средств производства, от общества, от власти. Коммунизм, в конечном счете, призван снять все эти формы отчуждения. Таким образом, коммунизм — это не общество поголовных коммунистов, изобильно потребляющих материальные и духовные блага, как его представляли у нас, а общество, в котором человек живет в согласии с природой, своим окружением, самим собой.



Трудно возражать против такой перспективы, ибо она весьма привлекательна. И пока она живет, вряд ли можно говорить о крахе коммунизма как идеи

Маркс исходил из фундаментальной предпосылки – люди отличаются от животных способностью производить средства к своему существованию. В борьбе за удовлетворение физиологических и материальных потребностей люди постепенно вырабатывали все более эффективные орудия эксплуатации окружающей среды (овладение природой). Для Маркса предметом истории является рост производительного потенциала людей. Т.О., единственно правдивый, объективный взгляд на исторический процесс основан на материальных условиях жизни – "исторический материализм" (Энгельс). Они пытались применить свою теорию для истолкования структуры общества, этапов социальной эволюции и природы общественных отношений и изменений. Согласно Марксу, общество состоит из трех базовых уровней. В основе всего лежат производительные силы: орудия труда, технологии, научные достижения (учитывается и творчество людей) и сырье вместе с рабочей силой, реализующей их производительный потенциал. Производительные силы оказывают определенное воздействие на производственные отношения, под которыми Маркс понимал разделение труда и формы кооперации и подчиненности. Производственные отношения соответствуют определенной ступени развития материальных производительных сил. Эта структура в свою очередь (совокупность) составляет основу или базис, который венчает надстройка, включающая в себя юридические и политические институты, а также поддерживающую их идеологию и определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.



Периодизация истории по Марксу: Античное (рабовладение) – феодальное – капиталистическое (современное буржуазное) – социализм + отдельные типы: немецкое общество(марка), азиатский способ производства (не обладает достаточной внутренней динамикой). При этом сам Маркс отказывался от всеобщности своей схемы.

Периоды сменяются через социальную революцию: " На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке". Революция развивается в форме классовых противоречий. В каждой эпохе были свои антагонистические классы. Классовая борьба выражает существующие в обществе противоречия, движущие историю вперед.



Достоинства и недостатки формационной теории

Достоинства Недостатки
Всеобщность Европоцентризм
Поиски общих закономерностей исторического процесса Однолинейность
Универсальность обоснований, общность социально-экономической базы Увлечение социально-экономическими вопросами, игнорирование духовной сферы
Разработанность терминологической базы Политизированность
  Идеализация: революции, классовой борьбы, финальной стадии – коммунизма, конечность истории
  Отсутствие личного начала

 

Цивилизационная теория.

Цивилизация – от лат. «гражданский», «государственный»

Определения:

1. Синоним культуры (Вольтер – культурный = цивилизованный; хорошие манеры, навыки самоконтроля)

2. Антоним культуры (Шпенглер)

3. Стадия общественного развития, отличающая общество от дикости и варварства

4. Уровень, ступень развития материальной и духовной культуры, достижений общества, экономики

5. !!! Цивилизация –сообщество людей, объединенных основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу (Арнольд Джозеф Тойнби)

Цивилизационный подход:

- цивилизационный подход в рамках теории линейного прогрессизма;

- теория локальных цивилизаций

ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Цивилизационный подход в рамках теории линейного прогрессизма

В рамках этого подхода «Цивилизация» - это определённая ступень в развитии (прогрессивном).

Ещё древние понимали «цивилизацию» как определённую ступень развития. Всё человечество по этой теории проходит несколько ступеней развития:

- дикость

- варварство

- цивилизация

XX век – теория Бэлла:

- аграрное общество (традиционное)

- индустриальное (техногенное)

- постиндустриальное (информационное)

 

Теория локальных цивилизаций:

Здесь «цивилизация» - тип общества, отделённый от других; носителями истории являются замкнутые, не зависящие друг от друга общества, они различаются неповторимым своеобразием культурной, духовной жизни, религии. Всё считается прогрессом, но в этом и минус теории, т.к. она допускает всё.

Основоположник – Н.Я.Данилевский («Россия и Европа») – выделял 13 культурно-исторических типов.

О.Шпенглер («Закат Европы») – Европу он понимал не географически, а как тип развития; А.Тойнби - выделял цивилизации как особые типы общества, он стал искать общие черты развития и выделил 100 цивилизаций, но затем сокращал их число, укрупняя цивилизации (до 13)

Критерии выделения типов цивилизаций

1. Общность фундаментальных основ ментальности

2. Общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития

3. Взаимопереплетение культур

4. Наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития

 

Достоинства и недостатки цивилизационной теории

Универсальность Отсутствие логики единого исторического движения
Многовариантность Увлечение различным, а не общим
  Не разработанность терминологической базы, и прежде всего понятия "цивилизация"
  Увлечение сферой культуры, игнорирование сферы социально-экономических отношений

 

Среди множества определений локальных цивилизаций можно выделить общие черты: это или система, или мешанина.

Локальная цивилизация – совокупность стран и народов, имеющая определённый тип развития и взаимодействие входящих в нег элементов (география, политика, экономика, идеология и духовная сфера).

 

Множество локальных цивилизаций для простоты объединяют в 3 типа: природный, восточный, западный.

 

Критерии Природные/непрогрессивные цивилизации Восточный тип Западный тип
Духовные ценности Единение природы и человека, гармоничное существование человека в мире, обожествление сил природы Достижение высшего сакрального смысла, движение к идеалу, поиски внутреннего «Я» Человек, прогресс, свобода, демократия
Восприятие времени. Тип общественного сознания Гармоничное, отсутствует представление о времени, нет прошлого и будущего, существует только настоящее, нет необходимости развития, прогресса. Два уровня времени – людское и мифологическое Харизматическое; восприятие действительности не только через чувственный опыт, но и через духовные поиски, сосредоточение на духовном, единое, неразделенное восприятие времени. Два уровня времени – людское и мифологическое Проблемное. Раздельное восприятие времени, четкое разделение на прошлое, настоящее и будущее, идеи постоянного развития, прогресса
Религия Язычество Политеизм Монотеизм – политеизм (индуизм) Монотеизм Христианство
Культура Традиционная, самобытная, большая роль религии консервативная Прогрессивная
Социальная организация Коллективизм, община (родовая, семейная, клановая, территориальная) Коллективизм, община (родовая, семейная, кастовая, территориальная), интересы личности подчинены коллективу Индивидуализм
Политическая организация Вертикальная полит. организация Вертикальная полит. Организация, большая роль бюрократии Горизонтальные полит. Организация, плюрализм
Государство Min или отсутствует, небольшие властные отношение, регулирующие отношения в обществе, опора на генеалогию, род Большая роль государства, этатиские государства, деспотия. Авторитарные и тоталитарные государства Демократия, либерализм
Собственность Не развита, общинная Коллективная, корпоративная, принадлежит государству, частный владелец обладает только владельческими правами, государственная собственность на землю Частная собственность  
Цель цивилизации Сохранение сообщества Внутреннее развитие Экспансия
Вид цивилизации и тип общества Замкнута Цикличны или линейны Линейны, прогрессивны
Статично консервативно Прогрессивно

Место России в системе мировых цивилизаций

Характерные черты российской истории (в глобальном плане):

- патерналистское государство (государь – заботливый отец; государство разрастается, гипертрофируется)

- отсутствует гражданское общество (попытки его создания: 1864 г. – земская реформа, 1870 г. – городская реформа)

Гражданское общество – система негосударственных отношений, когда общество способно решать проблемы без вмешательства государства.

- государственно-управленческий беспредел, гипертрофированный государственно-управленческий аппарат (из-за огромной территории)

- человек – средство для удовлетворения потребностей государства (отсутствие понятия о правах человека: крепостное право; тоталитаризм, самодержавное государство)

 

Точки зрения о месте России в системе мировых цивилизаций:

- с западом не схожа по характеристикам

изоляционисты: это хорошо

Чаадаев, Ленин, ранние русские марксисты – это плохо, она должна им стать

- на восток мы не совсем похожи, но развитие у нас скорее прогрессивное, в России есть социальная мобильность (особенно при Петре), отсутствие внутренней созерцательной силы (в экстровертности мы схожи с западом)

- славянофилы: Россия имеет особый путь развития, основанный на православной культуре

- евразийцы: Россия – плавильный котёл, где рождается особая цивилизация – Евразия (сплав западных и восточных черт)

- Россия настолько большая и разная страна, что говорить о её цивилизационной принадлежности некорректно.

 

Вывод: Россия ближе к востоку, но не тождественна ему.

 

 

Цивилизационная принадлежность России на разных исторических этапах:

- Киевская Русь – запад (нет самодержавия, вече, дружина – элементы демократии)

- Московская Русь – самодержавие (типичная восточная деспотия – копия Золотой Орды, т.к. московские князья имели тесные связи с Ордой)

- Петровская Россия – восток (перенял многое с запада, но суть осталась восточная)

- Советская Россия – типичная восточная деспотия, правда «под красным флагом».

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.