Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика САН (В.А. Доскин)





Развитие специализированных психических процессов у боксера, достижение высокого спортивного мастерства во многом зависит от уровня развития специализированных психических процессов и качеств, которые позволяют боксеру реализовать свои физические и технико-тактические возможности. Для сильнейших боксеров характерны емкое восприятие и быстрая оценка боевой обстановки, точный расчет времени и дистанции, умение мгновенно находить нужные моменты для ударов и защит, тонкое внимание, молниеносная реакция.

Наиболее важные психические процессы, характерные для боксеров в ходе тренировки и участия в соревнованиях:

Восприятие. В спорте особенно важны пространственно-временные, без которых немыслим анализ движений, и специализированные мышечно-двигательные восприятия. Это — чувство дистанции, времени, ориентирование на ринге, чувство положения тела, свободы движений, чувство удара, внимание, боевое мышление, быстрота реакции. Они должны быть тесно взаимосвязаны между собой и влиять друг на друга.

Чувство дистанции— умение боксера точно определять расстояние до противника. В боксе чувство дистанции проявляется в двух формах — при атаке и при защите. Так, для боксера контратакующей манеры веления боя характерно чувство дистанции, связанное с защитными действиями.



На разных дистанциях это чувство у боксеров не одинаково. В бою на средней и ближней дистанциях для оценки расстояния до противника основное значение приобретают мышечно-двигательные восприятия. На дальних дистанциях это чувство зависит от уровня развития зрительного восприятия, быстроты реакции.

Боксеры должны знать, что хорошее чувство дистанции позволит им успешнее защищаться и атаковать. Лучшим средством для развития чувства дистанции являются бои в парах. В условных боях тренер должен давать задания, требующие правильного определения расстояния до противника, что будет способствовать сознательному и активному отношению боксеров к работе над развитием чувства дистанции.

Боксер, проводя бой с партнером, должен постоянно приучать себя следить за малейшими изменениями дистанции между ним и противником и четко фиксировать момент, когда дистанция подходящая для атаки.



Выбор момента атаки требует от атакующего чувства дистанции, которое связано с чувством времени.

Чувство времениопределяется особенностями протекания физиологических и психических процессов в организме. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения создает предпосылки для удержания от несвоевременного движения.

Некоторые боксеры обладают отличным чувством времени и умеют выбрать момент атаки тогда, когда противник уже не в состоянии избежать удара. Благодаря развитому чувству времени, боксер в состоянии оценить длительность раунда, перерыва, отдельных временных интервалов боевых действий и рационально расходовать силы. Его можно развивать главным образом в бою с партнером, когда необходимо точно определять время для ударов и защит, а также в упражнениях на быстро перемещающихся снарядах (мяче на резинах, пневматических грушах и на лапах).

Ориентирование на ринге.Ведя напряженный бой, маневрируя, атакуя, контратакуя противника и защищаясь от его ударов, боксер должен уметь в любой момент определить свое положение на ринге относительно его углов, канатов: атаки намного эффективнее, если противник в это время находится в неудобном положении (например, в углу или возле канатов).

Для выработки умения ориентироваться на ринге можно одному из боксеров дать задание проводить боевые действия в углах и около канатов и чаще делать выходы оттуда, а другому партнеру — не допускать этого и держаться на середине ринга.

Во время проведения вольных боев тренер должен обращать внимание боксеров на умение выбирать место для атак и контратак, ориентироваться на ринге. Следует больше практиковать упражнения в передвижении.



Чувство положения тела.Во время боя боксер постоянно ищет удобное исходное положение для атак, защит и контратак. Умение контролировать положение своего тела по отношению к противнику создает предпосылки для успешных боевых действий.

Хорошим средством для развития чувства положения тела служат специализированные упражнения по механике ударов и защит (на месте и в движении). Полезны также бои с тенью попарно с учетом положения тела по отношению к противнику и выбора места действия на ринге.

Боксер должен научиться варьировать боевое положение, выбирая наиболее удобную позицию для своих действий, в частности использовать положения при защитах для последующих контратак.

На дальней дистанции чувству свободы способствует хорошее передвижение и неуязвимость. На ближней и средней — надежные защиты при помощи туловища (нырки, уклоны).

Основой для развития чувства свободы движений является овладение координацией движений и правильной техникой с оптимальным чередованием расслабления и напряжения мышц, умением наносить удары разной силы, что воспитывает уверенность в себе. Совершенствуется свобода движений в соревнованиях, которые являются также средством контроля этого чувства.

Важнейшим качеством боксера является чувство удара, связанное с восприятием быстроты и учетом момента соприкосновения кулака с целью.

Боксер должен научиться наносить удары различной силы, быстроты и длины и из разных исходных положений.

Наиболее сложно научиться сильным, акцентированным ударам. Боксер должен быть уверен в том, что своим ударом потрясет противника. Нокаутирующий эффект удара зависит от умения нанести удар в момент, когда противник его не ожидает (недостаточно внимателен), от точности удара, силы удара, места попадания. Кроме этого, удар должен быть нанесен той частью кулака, которая обеспечивает наибольшую жесткость.

Развитие чувства удара вырабатывается в упражнениях на мешках, снарядах и лапах, причем тренироваться следует не в боевых перчатках, а в перчатках для снарядов, или шингардах, чтобы наиболее четко ощутить место, которым наносится удар.

Внимание — это направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-нибудь объекте. Наиболее важные свойства внимания — интенсивность и устойчивость.

Боксер должен быть предельно внимательным во время боя. Тренер следит за случаями падения интенсивности, концентрации и устойчивости его внимания. Без обостренного внимания трудно правильно воспринимать и перерабатывать информацию, продуктивно мыслить, своевременно реагировать на смену тактической обстановки и контролировать свою деятельность.

Поддержание высокого уровня внимания требует больших расходов нервной энергии. Когда организм утомляется, интенсивность внимания снижается вследствие охранительного торможения.

Устойчивость внимания определяется тем, что направленность психической деятельности не переключается на объекты, отвлекающие от решения основной задачи.

В боксе требуется умение максимально сосредоточить свое внимание на одном объекте — на противнике. Поэтому боксер буквально «ничего не видит и не слышит». Зато любое движение противника не остается незамеченным.

Внимание боксера может быть улучшено в ходе учебно-тренировочных занятий. Характер боевых упражнений с партнером, в которых постоянно содержится угроза получить удар, предрасполагает к интенсивному и устойчивому вниманию. Но в других видах тренировочной деятельности боксер может отвлекаться, например, при выполнении специально-подготовительных упражнений, при упражнениях на снарядах. Чтобы с достаточной интенсивностью сосредоточить внимание на своих действиях во время тренировки, боксер должен выработать в себе постоянное стремление концентрировать восприятие и мышление на выполняемых упражнениях. Это стремление может быть основано только на интересе к упражнениям, к результатам своих действий, которые надо развивать.

Следует отметить, что все упражнения для развития быстроты реакции одновременно улучшают внимание боксера, так как требуют распределить внимание на двух, практически почти одновременных моментах: появлении раздражителя (удара противника) и начале собственного ответного действия.

Боксер должен уметь переключать внимание, чтобы реагировать на мгновенные изменения обстановки боя. Так, готовя атаку или контратаку и пользуясь для этого маневрированием и финтами, боксер старается выбрать нужную дистанцию для ударов, использовать неподготовленность противника (его неудобное положение для атаки или контратаки и т. п.), а в случае неожиданной атаки или контратаки противника мгновенно переключить внимание и отреагировать защитой.

Боевое мышление. Мышление как процесс обобщенного отражения действительности протекает в словесной форме. Вместе с тем оно опирается на конкретные образы, отражающие предметы и реальные явления.

Мышление спортсмена характеризуется тесной связью с восприятиями и представлениями. Необходимым условием успешного решения тактических задач (тактического мышления) является наблюдательность, зрительная память и воображение спортсмена. Ведь для достижения победы на ринге необходимо умело применять наиболее целесообразные методы борьбы, находить оптимальные в данных условиях способы и приемы (неожиданные для противника удары и защиты), создавать ситуации, выгодные для себя и невыгодные для него, и т. д. В этом случае творческое мышление реализуется в тактической деятельности боксера и, таким образом, приобретает важнейшее значение для успеха в состязании. Выбор имеющихся «под рукой» вариантов — предмет оперативного мышления.

Быстрота реакции. Она бывает простой и сложной: Быстрота простой реакции – это «скоростная характеристика спортсмена, определяемая интервалом времени от внезапного начала действия заранее известного раздражителя (сигнала) до начала определенного ответного движения лили действия спортсмена. Быстрота сложной реакции – скоростная характеристика спортсмена, определяемая интервалом времени от внезапного начала действия одного из ряда заранее известных раздражителей (сигналов) до начала определенного ответного движения или действия спортсмена» [2 с. 37].

Каждому боксеру в бою присущ определенный тип двигательной реакции, связанный с характерным для него распределением внимания: психологи различают реакции сенсорного, моторного и нейтрального типа.

При сенсорном типе реакции внимание боксера в основном сосредоточено на том, чтобы разгадать замыслы противника и предусмотреть его действия. В этом случае спортсмен часто упускает возможность своевременно атаковать, защищаться и контратаковать.

Боксеры, имеющие моторный тип реакции, сосредоточивают внимание в основном на собственных ударах или защите, а не на согласовании своих действий с действиями противника и его замыслами. В результате этого они поспешно и часто не вполне обдуманно атакуют и преждевременно защищаются.

При нейтральном типе реакции внимание боксера распределено как на собственных действиях, так и на действиях противника, вследствие чего боксер своевременно переходит от атаки к защите и контратаке. Как было сказано раньше, для боксера характерны сложные реакции, что значительно усложняет, но вместе с тем и разнообразит тактику. Например, ожидая атаку противника одним или несколькими ударами, боксер может среагировать определенными контрдействиями или же отойти и т. п.

Для бокса характерна глубокая взаимозависимость различных психических качеств, как, например, чувства дистанции с чувством времени и быстротой реакции (ведь удар надо нанести в определенное время с определенного расстояния и очень быстро); или чувства ориентировки на ринге с чувством дистанции и т. д.

Воспитание указанных чувств, связано и с уровнем технико-тактической и физической подготовки. Психическая подготовка является основой в овладении технико-тактическим мастерством.

Состояние психологической подготовленности играет особую роль, зачастую является решающим в схватке. Спортсмен, не умеющий совладать с чрезмерным возбуждением накануне выхода на ринг, неуверенный в своих силах, вовремя боя не сможет быстро мобилизоваться и разумно действовать. Наоборот, если боксер хорошо психологически подготовлен, спокоен, уверен в себе, легко управляет своим настроением и действиями в бою, он и при сильно действующих факторах (пропуске сильного удара, неудачах в атаках и т. п.) сумеет мобилизоваться, правильно оценить обстановку, учесть возможности свои и противника и успешно решить тактические и технические задачи. Боксер, участвуя в турнире, который длится до 12 дней, может провести до пяти боев и должен быть психологически готов к каждому из них.

В настоящее время принято делить психологическую подготовку спортсмена на два этапа — этап общей психологической подготовки и психологическую подготовку к соревнованиям [3, 4].

Оба этапа взаимосвязаны, вместе с тем каждый из них имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в методике спортивной тренировки.

Психологическая подготовка помогает создавать такое психологическое состояние, которое способствует, с одой стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой - позволяет противостоять соревновательным и предсоревновательным сбивающим факторам.

Общая психологическая подготовка решается двумя путями [5, 6]:

1) обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психологическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способы саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания, способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия;

2) обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы по средствам словесно-образных и натуральных моделей.

Общая психологическая подготовка направлена на формирование необходимых свойств личности: разнообразия интересов, волевых черт характера; должна стимулировать развитие психических процессов, способствующих успешному выполнению боксерских задач: ощущений, восприятий и т. д.

Психологическая подготовка боксера к предстоящему бою, естественно, диктуется задачами, которые надо решить в конкретном соревновании. К их числу относятся:

· осознание своеобразия спортивных задач предстоящего соревнования;

· изучение сильных и слабых сторон противников и подготовка к действиям в соответствии с учетом этих особенностей;

· формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях для достижения победы;

· преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящим соревнованием и создание состояния психологической готовности к бою, приобретение готовности к максимальным волевым и физическим напряжениям и умение проявить их в условиях соревнования;

· умение максимально расслабиться после боя и вновь мобилизоваться к последующему бою.

Следовательно, сущность психологической подготовки спортсмена сводится к направлению его сознания и действий на решение тренировочных и соревновательных задач.

Итогом психологической подготовки боксера должно явиться состояние психической готовности, которое находит свое выражение в максимальной мобилизованности спортсмена, отдаче всех сил для достижения наилучших результатов в соревнованиях.


 

1.2 Личностные качества боксеров

Достижению наивысшего результата способствуют развитые моральные и волевые качества. Это они обеспечивают трудолюбие, преодоление трудностей, стремление к победе. Спортсмены должны задуматься над своими желаниями, действиями и поступками и всегда в первооснове увидеть моральные качества. Поведение в коллективе, на работе, в учебном заведении, на тренировках, мотивы действий и поступков, отношение к товарищам и многое другое определяются моральными качествами. А в особых случаях, например, в ответственном состязании, именно высокие моральные качества создают высокое побуждение достичь цели ради Родины. Тогда-то и проявляются скрытые силы человека, и он может сделать то, на что не способен в обычных условиях.

Моральные или нравственные качества многообразны и проявляются в обществе, среди людей в самых различных формах и сочетаниях.

Требования морального кодекса включают в себя многие проявления высокой нравственности. Главные среди них - доброта, душевность, любовь к своим близким, к своему коллективу, к Родине. Это нравственная основа прочности психической сферы человека, правильности мыслей, направленных на достижение цели, на преодоление трудностей. Одухотворенный высокими нравственными качествами, спортсмен более гармоничен в функциях организма, более устойчив и эффективен в нагрузке к адаптации.

Всякие негативные мысли и проявления (злоба, бессердечность) создают такие мощные очаги возбуждения в коре головного мозга, которые входят в противоречие с установившимися в ЦНС, дискоординируют и искажают их. Это неизменно ведет к серьезным нарушениям в технике движений, в проявлении силы, быстроты и выносливости, в выполнении заданных режимов тренировки. Нравственно воспитанный атлет хорошо уживается в спортивном коллективе и, не чувствуя негативного отношения в себе, тренируется успешнее и целеустремленнее. Каждый раз, когда спортсмен хочет достичь успеха, одновременно думая о призах, о гонорарах и прочих благах, он терпит крушение в своих планах.

Раздвоенность возникает и по иным причинам, но, как правило, этому способствует эгоизм спортсмена. Постороннее мысли обычно нарушают установившийся стереотип действий, а то и разрушают его.

Важную роль играет мотивация проявления волевых качеств. А ее сила и устойчивость во многом определяются моральными качествами. Только высоко нравственные идеалы вызывают у спортсмена значительные цели.

Высокие моральные качества не приходят сами собой. Высокие моральные принципы, укрепляющие стремление спортсменов достигнуть высоких спортивных результатов, одновременно формируют их характер и волю.

Любое физическое или спортивное упражнение, любая тренировочная работа и соревнование обязательно требуют проявления соответствующих умений, навыков, физических и психических качеств. Величина этих проявлений, разумеется, определяется подготовленностью спортсмена в целом, но, в конечном счете, его волевыми качествами. Одни от природы и из-за условий жизни обладают сильной волей, другие – не встречавшиеся с трудностями и не получившие закалки, - нерешительны и слабовольны.

Спортсмену приходится все время преодолевать всевозможные трудности, в частности огромные физические нагрузки, утомление, стойко переносить болевые ощущения, в трудных условиях мгновенно обдумывать обстановку и принимать решения. Его деятельность имеет сугубо волевую направленность, поэтому воспитание воли у спортсмена — одна из центральных проблем современной тренировки. Для этого надо знать и учитывать побудительные силы или мотивы, помогающие спортсмену преодолевать трудности на пути к достижению целей.

Основой волевых качеств, являются высокие моральные и связанные с ними увлеченность и стремление к поставленной цели: непосредственной, близкой, отдаленной. А практической основой воспитания волевых качеств является труд в самых его разнообразных формах. Поэтому обеспечение правильного морального духа и постоянного стремления спортсменов к тем или иным целям, пусть самым малым, и постепенное увеличение их значительности, а так же трудности и сложности тренировочной работы – самое главное в методике воспитания волевых качеств и формирования спортивного характера. Очень важно и то, что такое воспитание – результат самоусовершенствования учеников. Волевые качества рождаются не только в борьбе с внешними трудностями, но и с самим собой.

Н.Г. Озолин под волевой деятельностью понимает сознательную, целеустремленную деятельность человека, связанную с преодолением препятствий и трудностей на пути к цели [7]. В этой волевой деятельности выделяют такие качества: сила воли, трудолюбие, настойчивость, терпеливость, выдержка и самообладание, решительность, смелость, мужество, уверенность в своих селах, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность, воля к победе.

С ранних лет у человека наблюдаются свои индивидуальные особенности психики.

Эти особенности очень консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем свойства личности (взгляды и убеждения, черты характера, способности), они

образуют своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии в зависимости

от ее особенностей вырастают определенные индивидуальности.

Таким устойчивыми и присущими человеку от рождения психическими качествами являются свойства темперамента. «Свойства темперамента – это такие природные психические свойства, которые характеризуют динамическую сторону психической деятельности: быстроту возникновения и устойчивость психических процессов, их интенсивность, направленность психической деятельности» [8, с.57].

У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их строг и холоден, движения скупы и целесообразны. Попадая в трудные обстоятельства или в смешное положение, они остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психическая деятельность протекает скачкообразно. Такие люди, наоборот, очень подвижны, беспокойны, шумливы, всегда оживлены. Речь их порывистая и страстная, движения хаотические, мимика богатая и разнообразная. Нередко даже в обычном разговоре их слова сопровождаются жестами. Они суетливы и нетерпеливы. Таким образом, свойства темперамента определяют динамическую сторону психической деятельности человека. Другими словами, от темперамента зависит характер протекания психической деятельности.

Различают следующие свойства темперамента:

1) скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, длительность сосредоточения внимания);

2) психический темп и ритм;

3) интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность волевых действий);

4) направленность психической деятельности на какие-либо объекты независимо от их содержания (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям).

Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Специфической особенностью темперамента является то, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, и закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента. Таким образом, «под темпераментом следует понимать совокупность устойчивых, индивидуально-своеобразных свойств психики человека, определяющих динамику его психической деятельности» [9 с.8]. Эти свойства одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей и мотивов.

Научное объяснение природы темперамента дал И. П. Павлов. Он пришел к выводу, что в основе темперамента лежат те же причины, что и в основе индивидуальных особенностей условнорефлекторной деятельности, а именно свойства нервной системы: 1) сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток; 2) уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения, или баланс; 3) подвижность нервных процессов, т.е. способность быстро и легко сменять возбуждение торможением, и наоборот.

Сочетание свойств нервной системы, которое определяет индивидуальные особенности условнорефлекторной деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы. Различают четыре основных типа нервной системы: 1) сильный, неуравновешенный (с преобладанием силы процесса возбуждения); 2) сильный, уравновешенный, подвижный; 3) сильный, уравновешенный, инертный; 4) слабый.

Для психологической характеристики типов темпераментов принимаются во внимание следующие основные его свойства:

1 Сенситивность. Об этом свойстве судят по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека. Сюда относится наименьшая физическая сила раздражителя необходимая для возникновения ощущений (низкий порог ощущений), наименьшая степень удовлетворения потребности, вызывающая у человека радость или страдание.

2 Реактивность. Это свойство характеризуется силой, с которой люди эмоционально реагируют на внешние или внутренние воздействия (критическое замечание, обидное слова, угроза, резкий и неожиданный звук). Наиболее яркие проявления реактивности – эмоциональность, впечатлительность.

3 Активность. Это свойство выражается степенью воздействия человека на внешний мир, его способностью преодолевать, препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания при длительной работе.

4 Соотношение реактивности и активности, т.е. от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, желаний) или от его целей, намерений, стремлений, убеждений.

5 Темп реакций. Он определяется по скорости протекания различных психических реакций и процессов (скорости движений, темпа речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума).

6 Пластичность – ригидность. Об этом свойстве судят по тому, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения (ригидность).

7 Экстраверсия – интроверсия. При определении этого свойства учитывают: от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность).

В психологической характеристики четырех традиционных типов темпераментов можно увидеть отчетливо выраженное проявление данных свойств.

Сангвиник (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы) отдает предпочтение видам спорта, которые связаны с большой подвижностью, активностью, требуют смелости. Эти лица легко переходят от выполнения одного вида упражнений к другому, но недостаточно усидчивы и сосредоточены, особенно в однообразной (тренировочной) деятельности. При изучении новых упражнений они быстро схватывают основу изучаемого движения, могут довольно легко выполнить его с первой попытки, но с ошибками; не любят кропотливой и длительной работы по совершенствованию техники выполнения упражнения. Спортсмены этого типа достаточно работоспособны, уверены в себе, общительны. Их спортивные результаты стабильны и, как правило, в соревнованиях бывают выше, чет на тренировках. Перед стартом такие спортсмены чаще всего находятся в состоянии «боевой готовности».

Холерик (сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения, тип нервной системы). Спортсмен холерического типа предпочитает высоко эмоциональные виды спорта, интенсивные и темповые движения. Он охотно и с увлечением начинает заниматься избранным видом спорта, но энтузиазм его быстро исчезает. Такие спортсмены неохотно выполняют длительную тренировочную работу на силу и выносливость, но способны многократно повторять трудное и опасное упражнение, если оно вызвало интерес. Их соревновательные результаты недостаточно стабильны, имеется склонность к «предстартовой лихорадке», что довольно часто не позволяет им полностью реализовать свои возможности в соревнованиях.

Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы). В спорте этот темперамент проявляется, прежде всего, в недостаточно быстрой выработке и переделке двигательных навыков, в замедленных реакциях, в трудности переключения от одного вида деятельности к другому. Сформированные навыки и привычки отличаются большой прочностью, консервативностью. Такие спортсмены очень работоспособны и устойчивы к внешним раздражителям, отдают предпочтение небыстрым. Спокойным, однообразным упражнениям, склонны к длительной и тщательной отработке техники отдельных упражнений, кропотливой работе по развитию какого-либо качества. Не отличаются высокой общительностью. Как правило, очень упорны и настойчивы. Пред стартом чаще всего находятся в «боевой готовности».

Меланхолик (слабый тип нервной системы). В спортивной деятельности меланхолика отличает чрезмерно высокая ответственность, высокоразвитая мышечно-двигательная чувствительность, тонкое тактическое чутье, но недостаточная работоспособность и малая устойчивость к внешним раздражителям, высокая тревожность, порождающая неуверенность в своих силах. Эти лица отдают предпочтение индивидуальным видам спорта, не связанным с единоборством и командной борьбой, соревновательные результаты их нестабильны, так как присущая им высокая тревожность способствует возникновению состояния «стартовой апатии», которое затрудняет достижение высоких результатов.

Таким образом бокс как вид спорта предъявляет исключительно высокие требования к психики спортсмена. Психологические особенности, психические процессы и черты личности наиболее полно проявляются при сильных умственных и физических напряжениях, при постоянно меняющихся условиях окружающей среды, что наблюдается в спорте, в частности в единоборстве.

Развитие специализированных психических процессов у боксера, достижение высокого спортивного мастерства во многом зависит от уровня развития специализированных психических процессов и качеств, которые позволяют боксеру реализовать свои физические и технико-тактические возможности. Для сильнейших боксеров характерны емкое восприятие и быстрая оценка боевой обстановки, точный расчет времени и дистанции, умение мгновенно находить нужные моменты для ударов и защит, тонкое внимание, молниеносная реакция.


 

2 Психологические факторы, снижающие эффективность

подготовки спортсменов (боксеров) в предсоревновательный

период

2.1 Отрицательные эмоциональные состояния

Сознательное управление человеком своими эмоциональными переживаниями является очень важным в спортивной деятельности. Известны случаи, когда объективно сильные спортсмены или команды после первых неудач в соревнованиях теряются, падают духом, отказываются от борьбы и проигрывают даже более слабым соперникам. Причиной тому является неумение преодолевать отрицательные эмоциональные состояния в ходе спортивной борьбы.

Неблагоприятное влияние отрицательных эмоциональных состояний на ход соревновательной борьбы у спортсменов проявляется в основном в следующем [10]:

1) спортсмены теряют уверенность в своих силах;

2 ) снижается острота тактического мышления;

3) возникает чрезмерное возбуждение или, наоборот, торможение, апатия; наступает чувство безразличия, нежелание действовать, вялость;

4) затрудняется проявление у спортсменов волевых качеств: смелости, решительности, инициативности, самостоятельности.

Бокс как вид спорта диктует отрицательные предстартовые состояния – предстартовая лихорадка и предстартовая апатия [11] .

Находясь в состоянии стартовой лихорадки, боксер, сильно волнуясь, не может, как правило, объективно представить себе картину предстоящего боя и сосредоточиться на плане своего выступления. Желание выиграть бой сменяется у него всяческими опасениями о ходе встречи, о ее результате. У боксера ухудшается внимание, нарушается память. Некоторые особенно возбудимые, неуравновешенные боксеры перед боем становятся крайне раздражительными и вспыльчивыми, не могут сидеть на месте, грубят, суетятся.

Спортсмены, находящиеся в этом состоянии не уверенны в своих силах, их преследуют навязчивые мысли о ходе предстоящих соревнований, терзают сомнения по поводу своей готовности и успеха в выступлениях. Внешний вид такого человека сразу позволяет определить его сильное волнение: руки и ноги дрожат, на ощупь холодные, черты лица заостряются, на щеках появляется пятнистый румянец.

Предстартовая апатия противоположна лихорадке. «Предстартовая апатия – негативное состояние перед стартом, характеризующееся пониженным эмоциональным возбуждением, вялостью, отсутствием желания выступать в соревнованиях, настроением астенического характера, ухудшением протекания психических процессов» [12, с.18].

Она возникает либо при нежелании человека выполнять предстоящую деятельность из-за частой ее повторяемости, либо в случае, когда при большом желании осуществлять деятельность, как следствие, происходит «перегорание» из-за длительно продолжавшегося эмоционального возбуждения. Апатия сопровождается сниженным уровнем активации, торможением, общей вялостью, сонливостью, замедленностью движений, ухудшением внимания и восприятия, урежением и неравномерностью пульса, ослаблением волевых процессов.

Предстартовая лихорадка и предстартовая апатия мешают эффективному выполнению деятельности, но это не всегда так. Во-первых, нужно учитывать, что порог возникновения данных состояний у разных людей неодинаков. У людей возбудимого типа предстартовое эмоциональное возбуждение значительно сильнее, чем у лиц тормозного типа. Следовательно, тот уровень возбуждения, который для последних будет близким к «лихорадке», для первых окажется обычным предстартовым состоянием. Отсюда необходим учет индивидуальных особенностей эмоциональной возбудимости и реактивности разных людей. Во-вторых, в ряде видов деятельности состояние стартовой лихорадки может даже способствовать успешности деятельности (например, при кратковременной интенсивной деятельности). Отрицательное влияние предстартовой лихорадки зависит от ее длительности и вида работы. В исследованиях было отмечено, что у боксеров, проигравших бои, предстартовое волнение более ярко проявилось еще тогда, когда до боя оставалось один-два дня. У победителей предстартовое волнение развилось в основном перед боем. Таким образом, можно предполагать, что первые просто «перегорели». Отмечается, что у опытных людей (профессионалов) предстартовое возбуждение точнее приурочено к началу работы, чем у новичков.

Очевидно, что слишком рано возникающее предстартовое состояние приводит к быстрой истощаемости нервного потенциала, снижает психическую готовность к предстоящей деятельности.

Существуют различные формы психологических барьеров в спорте, порождающие определенные трудности эмоционального порядка у спортсмена на соревнованиях. К психологическим барьерам в боксе относят:

- страх перед проигрышем (он может быть вызван обостренным самолюбием и тщеславием, опасением подвести команду или коллектив, мыслью об отрицательной

оценки плохого выступления близкими людьми или тренером);

-страх перед противником, вызванный или знанием его сильных сторон или неправильной информацией об его успехах, или суевериями, или недооценкой собственных возможностей;

-боязнь проиграть бой нокаутом или ввиду явного преимущества противника;

-боязнь не выдержать высокого темпа боя;

-боязнь получить новую травму или повторную;

-боязнь неадекватного судейства, их субъективного отношения к противникам;

-всевозможные глупые суеверия.

Под влиянием этих и других подобных им мыслей и эмоций спортсмен становится чрезмерно возбужденным, вспыльчивым или вялым, апатичным.

Способность спортсмена управлять своим психическим состоянием развивается в процессе тренировочных занятий и соревнований, способность эта неразрывно связана с воспитанием всей лич

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.