Сделай Сам Свою Работу на 5

КРАШЕНИЕ И ОТБЕЛИВАНИЕ СОЛОМЫ





3.1 Отбеливатели. Процесс отбеливания

 

Одним из основных декоративных качеств соломки наряду с фактурой является ее цвет. Не всегда мастер имеет в своем распоряжении материал с необходимой цветовой гаммой, отвечающей художественному замыслу его будущего произведения. Иногда в распоряжении просто нет материала высокого качества. Погода не часто радует нас сухим, жарким летом, а дожди, туманы плохо сказываются на качестве соломы, даже если придерживаться всех сроков заготовки. В результате влияния влаги и сырости на соломе появляются сероватый налет и темные пятна. Эти недостатки довольно легко исправить, так как солома восприимчива к действию разнообразных отбеливателей.

Все операции по отбеливанию связаны с сильно действующими химическими веществами. Особенно агрессивен пергидроль, поэтому всю работу необходимо выполнять в резиновых перчатках.

Существует несколько способов отбеливания соломы. Самый простой — с применением бытовых отбеливателей для хлопчатобумажных тканей. Солому погружают в раствор и кипятят 15—30 минут. Эти отбеливатели помогают несколько осветлить солому, но значительные цветовые дефекты не устранят.



Эффективно применять 15- или 32%-ный раствор перекиси водорода (пергидроль). На 1 литр воды берут около 150 г 15% -го пергидроля и 20 г 20% -го раствора аммиака (нашатырного спирта). При соединении компонентов начинается реакция с выделением тепла. Солому помещают в раствор под груз и выдерживают в нем около 1 часа, периодически снимая груз и помешивая. Готовность можно определить только по внешнему виду: соломка должна приобрести тон требуемой чистоты. Присутствие нашатырного спирта в растворе придает соломе желтоватый оттенок. Если для отбеливания использовать только раствор пергидроля, солома будет тусклой, безжизненного желтовато-белого цвета, который ничего не имеет общего с природным нежно-золотистым цветом, и изделия будут выглядеть мертвыми. Процесс отбеливания ускорится, если емкость с соломкой подогревать, не доводя раствор до кипения. После отбеливания солому необходимо хорошо промыть в проточной воде или в больших емкостях с водой не менее трех раз. Промытой соломе надо дать стечь и разложить ее тонким слоем для просушки. Для одного изделия солому лучше отбеливать сразу в необходимом количестве, так как получить солому такого же оттенка вторично будет сложно. Отбеливание следует проводить в эмалированном лотке. После такого отбеливания соломка приобретает равномерный цвет, повышаются ее пластические качества.



В производственных условиях отбеливают 3—5 кг соломы таким составом: 4 литра 40%-го пергидроля, 18 литров воды, 140 г аммиака, 40 г силикатного клея.

Если плесень и грибок повредили солому незначительно, то в качестве отбеливателя можно использовать раствор таблеток гидроперита. На 3 литра воды берется 18 таблеток, при необходимости концентрацию гидроперита можно увеличить.

 

3.2 Натуральные и искусственные красители. Процесс крашения

Цветовая композиция может строиться на натуральных тонах соломы, а может требовать дополнительных цветовых акцентов. Солома хорошо поддается крашению как натуральными, так и химическими красителями. В качестве натуральных красителей можно использовать луковую шелуху, шишки ольхи, дубовую кору.

При крашении луковой шелухой соломка приобретает охристые оттенки. Их интенсивность и нюансы зависят от концентрации лукового настоя и от сорта лука. Сережки ольхи и дубовая кора придадут соломе коричневые оттенки. При желании можно поэкспериментировать и с другими красителями, которые применяли в народном быту для крашения пряжи и полотна. Результат могут дать молодые листья березы, натертая свекла и морковь. Окрашиваемую солому помещают между слоями красящих растений или их частей, заливают водой и кипятят на слабом огне не менее 20—30 минут.



Увеличивая концентрацию раствора и время крашения, можно получать окраску разной интенсивности. Окрашенную солому промывают и сушат.

Оттенки коричневого цвета можно получить также, если прокалить соломенную ленту утюгом или протянуть ее по поверхности конфорки дисковой электроплиты. Для получения оттенков коричневого цвета в плетеных изделиях поступают следующим образом: выплетают необходимое количество элементов из соломы натурального цвета, затем помещают их в духовку и выдерживают при слабом нагреве, пока солома не приобретет коричневый цвет необходимой интенсивности. Во всех случаях следует следить, чтобы солома не была пережженной и ломкой.

Крашение химическими красителями. При окрашивании соломы химическими красителями используют универсальные анилиновые красители для тканей и соду.

При окрашивании анилиновыми красителями можно получить яркую гамму цветов: зеленый, оранжевый, красный, синий, фиолетовый и др.

Описание процесса крашения можно взять из инструкций, которые прилагаются к красителям. В среднем соотношение следующее: на 1 литр воды берется от 1 до 12 г красителя. Количество красителя, как и во всех предыдущих случаях, влияет на интенсивность получаемого цвета (таблица).

 

Соломка погружается в горячий красящий раствор, прижимается гнетом и выдерживается при температуре 90— 100 "С 20—90 минут. Соломку необходимо периодически перемешивать. Длительность окраски влияет на интенсивность цвета. После крашения соломку не менее двух раз промывают в большом количестве воды. При последнем промывании, для фиксирования краски, 10—15 минут выдерживают в растворе уксусной эссенции: на 5 литров воды две столовые ложки уксусной эссенции. Соломке дают стечь, раскладывают в один слой для просушки.

Сухая окрашенная соломка может храниться неограниченное время и использоваться по мере необходимости. Если крашение производится в домашних условиях для индивидуальной работы, больших объемов крашеной соломы не требуется. Чтобы экономнее использовать красители и не прибегать к этому процессу часто, удобно красить солому впрок и окрашивать сразу несколько видов соломы (тонкую, среднюю, короткую) (фото 33). Чтобы уже рассортированная солома при крашении не перемешалась, пучки не развязывают, а лишь ослабляют перевязки (раствор будет свободно проникать в глубь пучков, и качество крашения не ухудшится). В таких же ослабленных пучках следует и промывать солому.

Оттенки желтого цвета, от светлых до интенсивно-желтых, можно получить, если нагревать соломку в водном растворе соды. Для среднего окрашивания берут 3—4 г соды на 1 литр воды.

В качестве красителя можно также использовать медицинскую «зеленку»; соломка приобретет ярко-зеленый цвет. Интенсивность окрашивания, как и во всех предыдущих случаях, зависит от концентрации раствора. Для среднего окрашивания необходимо около 10 мл «зеленки» на 1 литр воды. Температурный режим и все последующие операции повторяются в той же последовательности, как в предыдущих рецептах.

Как и при отбеливании, все виды окраски влияют на структуру соломки, она становится мягче. Замачивать такую соломку при подготовке к работе можно в воде комнатной температуры в течение 5—10 минут.

 

КОНСПЕКТ УРОКА

Конь

Лошадка – один из традиционных образов в соломоплетении. Несмотря на кажущуюся сложность, изготовить лошадку не составит особого труда, главное быть терпеливым и аккуратным. Приведем наиболее простой пример плетения лошадки. Его можно взять за образец, а собственный вкус и фантазия помогут вам дополнить и разнообразить фигурку.

Каркас лошадки изготовляют из трех частей: из одного пучка соломы связывают голову, шею, передние ноги; из второго – туловище и хвост; из третьего – задние ноги. Отдельно делают гриву и уши лошадки.

Работу начинают с изготовления головы: перевязывают пучок длинной соломки, выворачивают его и перевязывают второй раз как можно ближе к краю. Отступают какое-то расстояние и перевязывают пучок еще раз – так получится мордочка лошадки. Перевязкой прикрепляют ушки, которые плетут из четырех соломин, а из их оставшихся концов делают челку. Затем пучок отгибают вниз под прямым углом от второй перевязки, формируя таким образом шею. Делают гриву: оборачивают шею несколькими небольшими пучками соломки, перевязать их и постричь вдоль изгиба шеи.

Чтобы изготовить передние ноги, пучок, отходящий от шеи, разделяют на две части и перевязывают их два раза – внизу и посередине.

Туловище лошадки делают из отдельного пучка соломки: среднюю его часть укладывают поверх перевязки между шеей и передними ногами, концы соединяют с шеей и закрепляют перевязкой.

Задние ноги можно прикрепить к туловищу двумя способами. Первый – вставить внутрь туловища пучок-ноги на таком расстоянии, чтобы соблюдались все пропорции фигурки. Верхнюю часть туловища соединить с нижней, перевязать их перед задними ногами и за ними (рис. 39).

 

Рис. 39. Конь

 

Второй способ – перекинуть пучок для ног через туловище и связать его внизу, а уже затем сделать из него ноги.

Хвост лошадки можно оставить в виде пучка или завить в жгут. Можно и завить его: расщепить соломины, заплести их в косу, а после того, как они высохнут, расплести – хвост получится пышным и волнистым.

Таким же способом, как и лошадку, можно изготовить и многих других животных – баранов, волков, козлят, зубров. Главное – передать самые яркие, характерные особенности животного, отразить особенности строения частей его тела – головы, туловища, а также помнить о пропорциях, соотношении частей тела.

Зная основные особенности и закономерности построения фигурок из соломки, можно создать целую коллекцию животных, кукол, птиц. Очень красивы и прочны игрушки, сшитые из косички.

 

 

Плетение из соломки «Соломенный конь»

Программные задачи:

Продолжить знакомство детей с культурой, традициями. Знакомить детей с техникой соломоплетения ( созданием объемных фигур из соломы). Создание художественного образа с использованием творческого и пространственного мышления. Воспитывать любовь, бережное и уважительное отношение к животным.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок (рыцари на конях, кони в поле, кони за работой)

Материалы и инструменты :

Солома, веревка, ножницы.

Ход занятия :

Ребята, вы уже знаете, что жизнь рыцарей невозможно представить без коня. Как в праздники так и в будни все было связано с этим неизменным спутником казачьей жизни.

Даже хаты строили иногда под одной крышей с конюшней , и в суровые зимние метели , когда снег засыпал сараи и в них невозможно было попасть со двора ,хозяин зажигал ночной фонарь , открывал из коридора дверь, что вела в конюшню ,и беспрепятственно проходил к своим любимцам проверить :все ли у них в порядке ,есть ли сено в яслях , зерно в торбах ,настлана ли сухая солома под ноги. Едва солнышко выбеливало краешки окон, как хозяин уже был на ногах. Не завтракая, спешил он проведать лошадей .Казак протягивал руку с кусочками хлеба ,и лошадь большими бархатными губами осторожно собирала с ладони лакомство. Вскоре начиналась уборка помещения ,лошадей чистили и поили ,задавали корм ,проверяли упряжь. С помощью рабочих лошадей пахали, сеяли, ездили в поле за снопами ,сеном, подсолнухами, вывозили навоз со двора и удобряли им свои паи. На выездных лошадях ездили в гости ,на ярмарку, в церковь, участвовали в скачках. Обязательно была у казака строевая лошадь, предназначенная для воинской службы. Покупали ее заблаговременно ,чтобы казак привык к ней ,изучил ее повадки. Лошадь становилась для казака родным существом. Молодой казак постигал основы верховой езды ,приемы джигитовки, учил четвероногого друга не бояться выстрелов. Среди множества замечательных лошадей встречались особые, необыкновенные ,с даром артистизма.

Бывало, подойдет лошадь к казаку, а тот ее спрашивает:

- Как ты меня любишь?

И его верный друг снимает с казака губами папаху- кубанку и, опустившись на одно калено, кланяется ему, вызывая восторг и восхищение окружающих.

Если в бою казак был ранен и падал, то конь всегда останавливался, подходил к нему, трогал его лицо губами, и даже не получив команду от хозяина, опускался радом, чтобы раненый мог забраться на него хотя бы поперек седла. Так верный друг выносил казака из боя, спасая от неминуемой гибели.

Своего первого «коня» - игрушечного, дети получали из рук деда, который изготавливал их из подручного материала: соломы, талаша, деревянных брусочков.

Сегодня на занятии я предлагаю вам сделать соломенную лошадку, такую какой играли наши дедушки и бабушки. Но сначала мы подготовим наши пальчики к работе:

Кулачки мы вместе сложим,

Нашим пальчикам поможем

Разогнуться и подняться.

Пальчик к пальчику прижмем

Снова кулачки сожмем.

Разгибаем, загибаем,

Снова кулачки сжимаем.

Ребята, для изготовления лошадки нам понадобятся два пучка соломы – один большой, другой в два раза меньше.

Возьмите большой пучок соломки, отступите немного от края и перевяжите его толстой ниткой. Определите размер туловища и вновь перевяжите пучок с другой стороны. Также делаем голову из маленького пучка соломки.

Прикрепите голову на палочку, которая будет служить шеей. Второй конец палочки прикрепите к туловищу.

На «шею» лошадки привяжите несколько соломинок – получилась грива.

Изогнутые палочки – ноги, закрепите в нижней части туловища.

Уши и хвост делаем из нескольких соломинок, связанных в пучок.

Для того чтобы лошадка «ожила», приклейте ей глазки.

Ребята, посмотрите какие веселые лошадки у нас получились. Я думаю, если поставить их на видное место, то в любой момент, посмотрев на них, вы сможете улучшить свое настроение!

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Барадулин, В.А. Сельскому учителю о народных промыслах В.А. Барадулин. – М.: Просвещение, 1979.

2. Боганева, А.М. Традыцыйная мастацкая культура беларусаў/А.М. Боганева. – Минск: Беларуская навука, 2004.

3. Гагарина, С.Ф. В стране творчества: Пособие для учителей, воспитателей, руководителей кружков, родителей/ С.Ф. Гагарина.- Минск: Беларусь, 1989.

4. Лобачевская, О. Возьмем простую соломку/О. Лобачевская. – Минск.: Полымя, 1988.

5. Лобачевская, О. Плетение из соломки/О. Лобачевская. – М.: Культура и традиции, 2000.

6. Сергеев, В.И. Плетение из соломки/В.И.Сергеев. – Ростов н/Д:Феникс, 2000.

7. Шкут, Н.И. Белорусские народные промыслы/Н.И. Шкут.- Минск, 1985.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.