Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЛОМОПЛЕТЕНИЯ В БЕЛАРУСИ





ОГЛАВЛЕНИЕ

1. История развития соломоплетения в Беларуси

1.1 Становление соломоплетения. Ритуальные традиции

1.2 Шедевры народного творчества. Мастера соломоплетения

 

2. Утилитарное назначение предметов из соломы

2.1 Посуда. Обувь. Соломенные шляпы

2.2 Техники плетения

 

3. Крашение и отбеливание соломы.

3.1 Растворы для отбеливания. Отбеливатели. Процесс отбеливания

3.2 Натуральные и искусственные красители. Процесс крашения

 

4. Конспект урока «Изготовление соломенного коня»

Список литературы

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЛОМОПЛЕТЕНИЯ В БЕЛАРУСИ

1.1 Становление соломоплетения. Ритуальные традиции

 

На Беларуси плетением из соломки занимались издавна. За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто так или иначе, соприкасается с ними. Поэтому, так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям. Бесчисленны поверья и обряды связанные с соломой и хлебом. Несмотря на изменчивость мира, они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом с нами в виде произведений мастеров. Соломенные "пауки", кони, птицы, куклы - это не просто образы, каждый из них связан с человеком создававшим его, соприкасавшимся с ним, незримыми нитями надежд и чаяний, которые они символизировали.



На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление.



Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников. Современные люди во многом утратили веру в божественность создаваемых ими образов. Однако удивляет сила и мощь народных традиций перешагнувших через века и продолжающих свое существование.

Сказать, что судьба белорусского соломоплетения складывалась все время счастливо, конечно, нельзя. Как и любая другая судьба она знала и периоды расцвета, и упадка. Белорусское соломоплетение может гордиться периодами своего наивысшего взлета в конце ХVIII- начале XIX веков. В это время белорусскими мастерами были созданы, уникальные в истории искусства, соломенные Царские врата. До наших дней сохранилось трое Царских врат, двое из них хранятся в Музее белорусского народного искусства деревни Раубичи под Минском, одни в Гродненском историко-археологическом музее. Предполагается, что соломенное оформление имели целые иконостасы в униатских церквях.

Упадок в соломоплетении, после взлета в XVIII- начале XIX-го веков, начался с середины XIX века. Соломенные изображения животных и птиц утрачивали свою обрядовую значимость и постепенно перешли в ранг детских игрушек и пустячных забав, времени, на изготовление которых не всегда находилось в нелегкой повседневности крестьянской жизни.

Соломенные бытовые изделия для хранения продуктов, зерна, которые были незаменимы в крестьянском быту на протяжении многих веков хоть и медленно, но тоже стали вытесняться современными изделиями. Хотя по прочности они могли соперничать с любыми из них. Емкости, выполненные в технике спирального плетения, имели самые разнообразные размеры и формы и находили широкое применение в хозяйстве. Самые большие могли вмещать в себя десятки килограммов зерна. Они были гигроскопичны, их не грызли мыши. Эти неоценимые качества соломенной утвари сделали их жизнь в крестьянской среде более продолжительной, нежели пластики. И даже в 1940-1950-е годы некоторые крестьяне изготавливали такие изделия для себя.



Новый взлет в истории белорусского соломоплетения начался в 1960-е годы. С этого времени соломоплетение стало интенсивно обогащаться новыми приемами плетений. Особенно ярко и разнообразно развилась художественная сторона соломенных изделий. В современном соломоплетении появились Имена. И это одна из его отличительных черт от соломоплетения прошлого - безымянного, не оставившего для истории ни одного имени мастера.

 

1.2 Шедевры народного творчества. Мастера соломоплетения

 

Родоначальницей современного соломоплетения стала Вера Ильинична Гаврилюк (1904—1986). Она возродила древнейшие приемы изготовления соломенных фигурок, которые еще сохранялись в памяти сельских жителей .

Вера Ильинична стала основательницей художественного промысла на Брестской фабрике художественных изделий. Ее преемницей стала мастер из Могилева Екатерина Артеменко.

Такие, казалось бы, не сочетаемые качества соломки, как неподатливость и сопротивляемость любому насилию соломенных стеблей и невероятная пластика плетенок и соломенных лент, открыли перед мастерами большие творческие просторы.

В отличие от ремесла прошлых столетий, возникшего и развившегося в сельской среде, центрами современного соломоплетения в наши дни стали города, а занимающиеся этим искусством люди, как правило очень далеки от сельского хозяйства. Соломка для них стала материалом, при помощи которого они выражают свои чувства и мысли, проявляют мир и выказывают свое отношение к нему. Утратившее свое первоначальное бытовое ритуальное назначение, соломоплетение сохраняется и развивается вашими современниками как одно из величайших культурных и духовных наследий, доставшееся нам от ваших предков, демонстрируя великолепную гамму своих декоративных свойств. Беларусь — одна из немногих стран мира, где соломоплетение получило интенсивное современное развитие. В большинстве развитых стран Западной Европы, Америки, Азии плетение соломки перешло в разряд хобби. Любители и энтузиасты этого искусства во всем мире занимаются сохранением его традиций. Члены национальных гильдий соломоплетения собираются на международные встречи и фестивали, проводят мастер-классы, на которых изучают особенности национальных школ соломоплетения. В 2001 году мастера из Англии, Америки, Австралии и Венгрии посетили Беларусь. Уровень работ белорусских мастеров и художников, работающих с соломкой, был расценен ими как эталон современного искусства соломоплетения, сохранившего и развившего яркую национальную индивидуальность.

Для знакомства с белорусскими мастерами и национальной школой соломоплетения на фестиваль соломки в 2003 году приехало более 40 мастеров из разных стран мира. Это была их первая встреча с белорусской землей и её мастерами. Современное соломоплетение хранит в себе опыт, накопленный предыдущими поколениями, но солома еще не раскрыла всех своих тайн человеку, и это предстоит сделать мастерам настоящего и будущего.

Белорусское искусство соломоплетения, благодаря работам художников, мастеров, искусствоведов, достойно входит в сокровищницу достижений мировой художественной культуры. Развитие его не останавливается сегодня, оно завоевывает новых поклонников, привлекая к талантливым учителям талантливых учеников.

«Колядники». Автор — Вера Гаврилюк. 1972 г. Соломка, нитки

Использование соломы злаковых растений для изготовления и декорирования предметов домашнего обихода относится к тому периоду, когда было освоено земледелие, когда с культивированием злаков образовался источник сырья – солома. Издавна человек ценил не только хлебный колос, но и стебель – прекрасный поделочный материал. Этот материал не требовал затрат на заготовку или приобретение.

Первоначально солома использовалась как поделочный материал только в утилитарных целях. Соломой крыли крыши, утепляли дом, использовали для изготовления постели, обуви, головных уборов, хозяйственной утвари.

Но солома представляла для крестьян не только материальную ценность. Земледельческие народы наделяли ее особой духовной сущностью, приписывали ей силу плодородия, способность воздействовать на крестьянскую жизнь, поэтому ей отводилась значительная роль в обрядности. Солома была незаменимым пластическим материалом для создания обрядовых атрибутов и украшений.

Наиболее интересна и разнообразна жатвенная обрядность: украшали первый и последний сноп, сплетали из колосьев венки, оставляли на жниве заплетенные последние колоски. Венки из колосьев служили для украшения голов жниц, их дарили вымышленному и могущественному хозяину поля. В Венгрии и Польше – плели венки дожинок в форме колокола или короны. Плели жатвенные чучела (В Германии – «мать хлеба», двойное чучело – снаружи – 3-4 снопа, внутри куколка из колосков; в Шотландии – «дева урожая» чучело 8-30 см.) Из последнего снопа делали хлебного волка (хранили над дверью дома до следующего урожая). Атрибут масленицы, Ивана Купалы и др. народных праздников – соломенное чучело (как бы подношение жертвы богам, чтобы снискать их милость). Чучела сжигали и разбрасывали по полям. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

Еще один элемент народных обрядов – ряженье в солому (на Рождество, масленицу, Пасху, во время народных карнавалов) Ряженые оборачивались снопами, обкручивались соломенными плетеными косами. Обязательным элементом костюма была конусообразная шапка из соломы.

В 19 веке обрядовые атрибуты жатвы приобретали стилизованные, декоративные формы, которые воплощались в более сложных приемах плетения. Последний сноп стали заменять подвесными украшениями, подвесками в виде сосулек с колосками (Польша, Венгрия). Получили распространение жатвенные букеты, которые устанавливали в домашних алтарях и церквях как символы плодородия. (Англия, Ирландия). Во время жатвы из соломы плели искусные поделки: кресты, пирамиды, серпы, якоря, мельницы, урожайные банты. В конце 18 в.в. для сельских церквей на Полесье были созданы соломенные врата (ныне хранятся в Музее белорусского народного искусства). Здесь солома является не только декоративным материалом, но и несет аграрную символику (дер. Лемешевичи и Вавуличи на Пинщине). Украшение иконостатсов соломенными вратами было распространено не только на Полесье - Борисоглебская церковь (Гродно)

Обрядовое творчество с соломой заложило основу соломоплетения, сформировало основные ремесленные и художественно–образные приемы этого вида ДПИ

Самым древним было спиральное плетение. В домашнем обиходе из соломы плели сосуды и корзины, незаменимые для хранения зерна и муки, переноски продуктов, сбора грибов и ягод. Плотно сплетенные из жгутов, они не уступали по прочности деревянным бочкам, часто даже не пропускали воду, обеспечивали необходимую вентиляцию, были прочными и долговечными. Утварь была разнообразна по формам и размерам, которые определялись назначением. Все они были округлые по форме.

Емкости типа бочки «кузуб», «шиян», «короб», «корчага», «соломяник»

Емкости такой же формы, но меньшего размера – для хранения продуктов – «кубел» или «коробка»

Емкости типа корзин – для переноски продуктов, сева зерна, имели ушки или петли – «севни», «лубки»

Небольшие соломенные корзинки (15-20мм) использовались как мерные емкости при торговле зерном – «гарнец»

Предметы обихода и шляпы изготавливали не только для себя, но и для торговли с Киевом, Вильно, Вятской, Оренбургской и Нижегородской губерниями России, Варшавой.

Крестьянские дети и молодежь плели украшения – соломенные кольца, бусы. С начала 19 века получила распространение плетеная шкатулка.

Замечательное изобретение народного декоративного искусства – подвесные украшения из соломы, которые вывешивали в доме обычно к праздникам, играли обережную роль. Их называли «пауками». Они собирались из соломенных трубочек, украшались декоративными элементами. Были шарообразными, пирамидальными, ромбическими.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.