Сделай Сам Свою Работу на 5

Монументальная живопись, ее техники, цели и средства.





Введение.

Монументальная иконопись – живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях.

Основные техники:

· Фреска

· Аль Секко

· Мозаика

· Витраж

Монументальная живопись — древнейший вид живописи, известен с палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ляско и др.). Благодаря стационарности и долговечности произведений монументальной живописи многочисленные ее образцы остались практически от всех культур, создавших развитую архитектуру, и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи.

Начиная с ранней Античности и до позднего Возрождения, монументальная живопись наряду с монументальной скульптурой представляет собой один из основных методов декорирования каменных, кирпичных и бетонных сооружений. Широко применялась в храмовых и погребальных комплексах Древнего Египта, в архитектуре Крито-Микенской цивилизации. Практически не дошедшая до нас (за исключением мозаики) древнегреческая монументальная живопись, в том числе роспись мраморной и хризоэлефантинной (слоновая кость с отделкой золотом) скульптуры, во многом определяла характер восприятия произведений классической и эллинистической пластики и зодчества. В Древнем Риме, в особенности после древнеримской архитектурной революции, была распространена исключительно широко, в том числе — в оформлении частных жилищ (четыре стиля древнеримской росписи). Мозаика и фреска, широко применявшиеся в храмовой архитектуре Византии, оказали определяющее влияние на развитие древнерусского монументального искусства. В искусстве европейского Средневековья особого внимания заслуживает беспрецедентное развитие витражной техники. Ведущими мастерами эпохи Возрождения создано множество грандиозных по размаху и виртуозных по исполнению фресок.



 

1. Фреска

Фреска – техника росписи по свежей штукатурке. Она любит большие плоскости, монументы, возвышенный ритм и вместе с тем обобщенный, упрощенный язык. Основной трудностью фресковой живописи является необходимость быстрой работы, уверенной руки и совершенно ясного представления обо всей композиции и каждой ее части: нужно успеть пока не засохнет штукатурка, то есть в тот же день. Поэтому работа идет по частям. Отсюда и простота образного языка фресок, и обобщенность ее композиции, и четкость контуров.



Техника фрески известна уже античности. Но, как свидетельствуют Помпейские и Римские образцы, античная и поздняя фрески отличались некоторыми приемами:

А). Ренессанс использовал всего два слоя извести, античность – много.

Б). Поверхность античной фрески была блестящей – она покрывалась горячим воском (так называемая энкаустика).

В конце 14в. появляется техника смешанной фрески, получившая название «Buon fresco», то есть «хорошая фреска». В этой технике работал Джотто и его школа. Техника заключается в том, что сначала наносился первый слой из песка, извести и воды, после высыхания этого слоя на нем намечали квадратную сеть и набрасывали углем основные элементы композиции. Преодолев византийскую иконописную традицию, Джотто стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. В его фресках есть светотень, это окончательно отделяет Джотто от византийской традиции. Около 1400 года техника фрески была окончательно усовершенствована: вместо квадратно сети теперь используют картон (большой подробный рисунок в натуральную величину), через который прокалывают контуры изображения.

Примеры.

1. «Фреска с тореадором», Крито-Микенское искусство, 1500г. до нэ, Кносский дворец, Крит.

 

 

Самая большая и динамичная из обнаруженных до сих пор минойских стенных росписей. Но перед нами не бой быков, как гласит название, а ритуальная игра, участники которой вольтижируют на спине животного. Двое из изображенных на фреске стройных атлетов — девушки: их, как и на Египетских фресках, отличает, главным образом, более светлый оттенок кожи. Вольтижировка на священном животном, быке, была своеобразным ритуалом того времени, и, скорее всего, на фреске изображен один и тот же человек в трех последовательных фазах одного и того же действия. Движения атле­тов, их плавная легкость и непринужденность, явно значили для художника больше, чем фактическая точность изображения или внутренний драматизм происходящего. Он идеализирует ритуал, подчеркивая его пластическую, игровую сторону.



 

 

2. Джотто. “Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот”, Капелла Дель Арена в Падуе, 1304/06

 

Изображение расположено в правом верхнем ярусе капеллы, посвященном жизни Иоакима, отца девы Марии. Джотто смел в своих изображениях, в них появляется эффект моментальной фотографии, сиюминутности зрительного события. Согласно легенде, пожилые супруги Анна и Иоаким, после того как ангел по отдельности возвестил каждому, что у них родится ребенок, поспешили навстречу друг другу. Анна в сопровождении нескольких женщин идет навстречу возвращающемуся с поля мужу, и они встречаются перед Золотыми воротами Иерусалима. Глубоко взволнованные, они горячо обнимают друг друга. На картине слияние их фигур подчеркивается и единством высокой превратной башни на заднем плане. Линию двух слившихся профилей как бы продолжает, подчеркивая, устремленная вверх вертикаль правого угла башни. Как через узкие бойницы в голых стенах башен нельзя увидеть жизнь города, так и по лицам главных персонажей сцены невозможно догадаться о том, что творится в душах счастливых супругов. Их чувства отражаются скорее на лицах женщин, стоящих под аркой городских ворот, и на исполненном любопытства лице мальчика-пастуха в левом углу картины.

Композиционное единство сцены подчеркивается внутренней напряженностью, суггестивной силой взглядов и жестов. Элементы архитектуры - широкая арка ворот и превратная башня - расчленяют персонажей на отдельные группы, но одновременно и объединяют их. Глубину переднего плана передает перекинутый через городской ров каменный мостик. Правдоподобие пространства за воротами достигается объемным рисунком террасы на двух столбах, одновременно подчеркивающей три женские фигуры под аркой.

 

3. Потолок Сикстинской капеллы, Микеланджело, 1502/18, Ватикан.

*взято у Варюши, т.к. все равно лучше нее об этом никто не напишет ^_^*

В творчестве Микеланджело обозначилось крушение стиля Ренессанса и наметились ростки нового художественного миропонимания. Микельанджело Буонарроти (1475-1564). Его гений проявился в архитектуре, живописи, поэзии, но ярче всего в скульптуре. Он воспринимал мир пластически, во всех областях искусства он прежде всего скульптор. Тело человека кажется ему самым достойным предметом изображения. Но это человек особой, могучей, героической породы. Искусство Микеланджело посвящено прославлению человека-борца, его героической деятельности и страданиям. Его искусству свойственны гигантомания, титаническое начало. Самым грандиозным из его трудов стала роспись свода Сикстинской капеллы (1508-1512гг). Микеланджело совершил поистине титанический труд — в течение четырех лет он один расписал площадь около 600 кв. метров. Грандиозная роспись посвящена сценам священной истории, начиная от сотворения мира. Микеланджело написал на плафоне около 200 фигур и фигурных композиций. Роспись стала неистощимой энциклопедией разнообразных поз, ракурсов для будущих поколений скульпторов. Написанные Микеланджело могучие гиганты, старики, женщины, младенцы объемно пластичны как скульптурные изваяния. Сильное движение человеческого тела в сильных поворотах. Ни один палец или сустав не остается несогнутым и без движения. Всякая мысль о том, что картина есть плоскость, исчезает. Фигуры свободно движутся в пространстве. Фрески Микеланджело прорывают плоскость стены. Эта иллюзия пространства и движения стала огромным достижением европейского искусства. Открытие Микеланджело того, что декорация может выдвинуть вперед или заставить отступить назад стену и потолок, позднее использует декоративное искусство барокко.

 

4. Al Secco

В средние века традиции фрески забываются, но понемногу начинает вырабатываться новая техника. До 14в. особой популярностью пользовался прием «аль секко», роспись по сухой штукатурке. Но краски при использовании подобной техники не проникают вглубь штукатурки, а оттого держатся гораздо меньше.

Примеры.

4. Тайная вечеря, Леонардо да Винчи, Санта-Мария-делле-Грацие, 1495/98

 

 

Фреска находится в трапезной монастыря, изображает сцену последнего ужина Христа с учениками. Для большей прочности изображения Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.

 

5. Мозаика

Стремительное развитие христианской архитек­туры должно было неизбежно сказаться на ран­нехристианской живописи и привести к масштаб­ным переменам поистине революционного харак­тера. Внезапно возникла потребность покрывать огромные площади стен изображениями, достойными их монументального обрамления. Стало необходимо добиться соответствия внутреннего облика архитектурной среде. В ходе этого процесса возник новый замечательный вид изобразительного искусства — раннехристианская настенная мозаика, в значительной степени потеснившая существовавшие до того методы вы­полнения настенных росписей. Мозаика выполнена из имеющих кубическую форму кусочков окрашенного стекла(1м3) — смальты, которая позволяет давать яркие и разнообразные цвета. Прозрачная яркость и строгая геометрическая упорядоченность изображения, выполненного смальтой, делала мозаику невероятно подходящей техникой для храмовой декорации. Это одновременно разноголосый, но потрясающе отработанный и стремящийся к единству хор, созвучие формы и ее внутренней выразительности. Мозаика отрицает, то, что поверхность сплошная и плоская, она и дематериализует и предельно визуализирует эту поверхность.

Примеры.

5. Система мозаек собора Святой Софии Киевской

 

· Зенит купола, Христос Пантократор.

· Своды купола, 4 архангела: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил.

· Барабан прорезан 12 окнами, между ними изображение 12 апостолов.

· Паруса, 4 апостола: Марк, Матфей, Лука, Иоанн

· Подпружные арки: 40 мучеников севастийских (по 10 на каждой арке)

· Западная поверхность восточных столпов: Благовещение (лево – Арх. Гавриил, право – Дева Мария)

· Конха апсиды, богоматерь Оранта, домохранительница или как ее называют «Нерушимая стена».

· Средний ярус апсиды: Евхаристия (причастие апостолов хлебом и вином)

· Нижний ярус: Святительский чин (12 фигур)

 

 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.