Сделай Сам Свою Работу на 5

Техника плавания способом «брасс» на спине





Брасс на спине упоминается в истории плавания очень дав­но. Он применялся на первых соревнованиях по плаванию и свое спортивное значение утратил после появления более скорост­ного способа плавания на спине – кроля. Прикладная ценность брасса заключается в том, что пловец нахо­дится в очень удобном для дыхания и отдыха положении, гребковые дви­жения ногами позволяют создать боль­шие тяговые усилия, а его неудобство заключается в том, что зрительный анализатор практически оказывается выключенным, в силу этого человек слабо ориентируется в пространстве.

 

Техника погружения в воду с поверхности

Головой вниз.Энергичным надавливанием слегка согнутыми руками вниз пловец приподнимается вверх, над поверхностью воды, выполняет вдох, группируется. В этом положении делает пол-оборота впе­ред, погружается головой вниз, разгруп­пировывается, выпрямляется, поднимает ноги над водой. За счет веса ног и энергич­ной помощи руками быстро погружается под воду (рис. 10).

Ногами вниз.При погружении ногами вниз с поверхности пловец выполняет энергичное движение (надавливание) и ру­ками, и ногами вниз; ногами – желатель­но «брассовое» движение – с разворотом стоп в стороны. За счет таких энергичных движений голова, тело пловца приподни­мутся высоко над поверхностью воды. Следует вдох. За счет веса частей тела, оказавшихся над поверхностью воды, идет погружение в воду, для ускорения погружения можно вы­полнить помогающие движения руками.



Нередки случаи, когда условия для преодоления водной

пре­грады затруднены. Это могут быть: холодная вода, течение, волны, необходимость плавания в одежде или с предметами, при судорогах или травмах.

При плавании в одежде следует использовать способы пла­вания без выноса рук из воды. Плавание при сильной волне затруднено. Волны нарушают дыхание и сбивают с направления движения. При попутной волне легче плыть брассом, при встречной и боковой– кролем или на боку. Чтобы волна не захлестывала пловца, вдох лучше выполнять в сторону от надвигающейся волны. Для помощи че ловеку, находящемуся в бессознательном состоянии, средства лучше расположить на груди и вокруг шеи, при этом голова че­ловека будет удерживаться над водой лицом вверх и он сможет дышать.



 

Помощь тонущему

Каждый умею-щий плавать должен оказать помощь тонущему. Услышав сигнал о помощи, не теряя времени, нужно быст­ро снять одежду, прыгнуть в воду и быстро приблизиться кпо­страдавшему. Может случиться так, что тонущий будет пытаться схватить спасателя за руки, ноги, туловище, голову. Надо знать элементарные способы (рис. 11) и приемы освобождения от захватов. Общие правила здесь могут быть таковы: активно действовать любой свободной, не захваченной конечностью; в случае если ни один из приемов не приводит к успеху, следует просто вместе с уто­пающим уйти под воду: тонущий сам «отцепится».

«Захват за туловище, под руки». Для освобождения от за­хвата спасающий ладонью одной руки упирается в подбородок и отталкивает голову назад, в то время как другая рука придер­живает тело тонущего за поясницу.

«Захват за туловище сверху рук». При таком варианте за­хвата спасающий делает резкое движение руками в стороны-вверх и «опускается» в освободившееся «кольцо».

«Захват за руки». Призахвате за руки выполнить резкое дви­жение в стороны, надавливая на большие пальцы рук тонущего.

«Захват за туловище сзади». Действия спасающего анало­гичны действиям в предыдущем захвате. Необходимо захватить большие пальцы кистей рук тонущего и резким движением по­стараться отвести руки в стороны, выполнив «болевой прием».

Разумеется, невозможно предусмотреть все возможные ва­рианты тех сложных жизненных ситуаций, в которых может оказаться спасатель, действовать необходимо по ситуации.



Если пострадавший обнаружен на дне, то его берут под руки, за руки или волосы, отталкиваются от дна и вместе с ним поднимаются на поверхность.

Освободившись от захватов или подняв утонувшего со дна, его транспортируют к берегу. Способ транспортировки зависит от подготовленности пловца и поведения пострадавшего. Наи­более известны следующие способы:

1. Транспортировка пострадавшего за волосы.Так транспор­тируют потерявшего сознание. Движения выполняются нога­ми (брассом, на боку, кролем) и свободной рукой.

2. На спине за подбородок.Лежа на спине, взять пострадав­шего за подбородок и плыть на спине, работая ногами брассом.

3. Снизу под руку.Спасающий находится на боку, «верхней» рукой снизу под руку берет пострадавшего за подбородок и транспортирует, выполняя движения на боку и делая гребковые движения другой рукой.

4. Снизу под две руки.Если пострадавший оказывается слиш­ком «буйным», спасающий, «продев» под обе руки пострадав­шего свою «верхнюю» руку, берет его за дальнюю руку, ложится на бок и в таком положении осуществляет транспортировку.Основные требования к приемам транспортировки – быст­рота передвижения с пострадавшим и обеспечение ему при этом возможности дыхания.

Комплексы специальных упражнений на суше и в воде для обучения

и закрепления техники спортивных способов плавания

Основным средством обучения плаванию явились общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше, упражнения для освоения с водой (выполнялись на мелкой части бассейна), а также упражнения для освоения техники плавания.

Рекомендованы следующие группы упражнений:

Общеразвивающие гимнастические упражнения на суше

Упражнения для рук, плечевого пояса, шеи, туловища и ног:

1. И.п. – стоя ноги врозь, руки в стороны. Круговые движения прямыми руками вперед и назад.

2. И.п. – стоя ноги врозь, одна рука вверх, другая у бедра. Вращение прямых рук вперед и назад («мельница»).

3. И.п. – стоя ноги врозь, руки вверх. Наклоны вперед, назад, в стороны; повороты туловища налево, направо; круговые движения туловищем.

4. И.п. – стоя ноги на ширине плеч, стопы параллельно, руки за голову. Приседания на всей ступне.

5. И.п. – стоя носки вместе, руки вверх, голова между руками. Поднимаясь на носках, потянуться и выполнить несколько прыжков вверх.

6. И. п. – стоя ноги врозь. Круговые движения прямыми руками вперед и назад с одновременными прыжками вверх.

Имитационные упражнения на суше

Упражнения для ознакомления с основными положениями тела в воде:

1. Из приседа, руки вверх ладонями вперед, кисти вместе: встать, понимаясь на носки, посмотреть на кисти рук и потянуться вверх.

2. Из приседа, руки вверх ладонь на ладонь, голова затылком на плечах: встать, понимаясь на носки, посмотреть на пальцы ног.

3. Из приседа, руки вверх ладонь на ладонь, голова затылком на плечах: встать, понимаясь на носки, посмотреть на пальцы ног с выпрыгиванием вверх.

Упражнения с вариантами дыхания:

1. Ритмичное выполнение быстрого вдоха через рот и продолжительного выдоха через рот и нос (упражнение выполняется стоя на месте).

2. Ритмичное выполнение быстрого вдоха через рот и продолжительного выдоха через рот и нос в ходьбе.

3. Полный и быстрый выдох через открытый рот; сразу же – в меру глубокий вдох через рот, после чего дыхание задержать на 2–3 сек.

4. Полный и быстрый выдох через открытый рот; сразу же – в меру глубокий вдох через рот, после чего дыхание задержать на 2–3 сек в ходьбе.

Упражнения для ознакомления со специфическими свойствами воды (упражнения выполняются на мелкой части бассейна).

1. Передвижения по дну и элементарные гребковые движения руками и ногами:

– передвижение по дну бассейна (мелкой части) шагом и бегом;

– передвижения по дну бассейна (мелкой части) шагом и бегом, помогая себе гребковыми движениями рук;

– передвижения по дну прыжками;

– передвижения по дну шагом, правая рука вверху – левая у бедра, круговые движения рук.

2. Погружение в воду с головой и открывание глаз (на задержке дыхания):

– приседание в воде;

– погружение в воду, прыжком;

– приседание в воде с открыванием глаз;

– передвижения по дну, в приседе.

3. Всплывание и лежания на воде (на задержке дыхания):

– выполнение упражнения «поплавок»;

– выполнение упражнения «медуза» на груди и на спине;

– из положения «поплавок» переход в положение «медуза» на груди;

– упражнение «медуза» на спине.

4. Скольжение:

– скольжение на груди в горизонтальном вытянутом положении, с различным положением рук;

– скольжение на спине в горизонтальном вытянутом положение, с различным положением рук;

– скольжение на груди, руки вытянуты вперед – выполнить гребок обеими руками до бедер, проскользить, встать;

– скольжение на спине, руки вверху – выполнить гребок до бедер, проскользить, встать.

 

5.2. Изучение техники спортивных способов плавания

5.2.1. Способ кроль на груди

Упражнения на суше:

1. Стоя в наклоне вперед прогнувшись, имитация движений рук способом кроль на груди;

2. Стоя в наклоне вперед прогнувшись, имитация движений рук и дыхания способом кроль на груди;

Упражнения в воде:

1. Разучивание движений руками и дыхания:

– стоя в наклоне вперед, руки опираются о колени, плечевой пояс на поверхности воды, лицо опущено в воду. Дыхание с передвижением по дну;

– стоя в наклоне подбородок на поверхности воды, одна рука вперед, другая сзади, лицо опущено в воду. Движения рук способом кроль на груди, с передвижением по дну;

– плавание с помощью движений ног и правой руки, левая – вытянута вперед;

– плавание с помощью движений ног и левой руки, правая – вытянута вперед;

– плавание с помощью движений рук с поплавком между бедер.

2. Разучивание движений ногами и дыхание:

– в скольжении на груди, руки вперед ладонями вниз – быстрые попеременные движения ног;

– в скольжении на груди, одна рука впереди, другая у бедра – быстрые попеременные движения ног;

– в скольжении на груди, обе руки у бедер – быстрые попеременные движения ногами;

– плавание на груди с помощью движений ног с плавательной доской в руках;

Методические указания к выполнению упражнений этой группы

При выполнении следить за тем, чтобы предмет удерживался прямыми руками. Часто у занимающихся отмечается сгиба-ние рук в локтевых суставах, сильное напряжение рук и плеч, поэтому необходимо напоминать им: «Расслабить плечи», «Выпрямить руки».

Поддерживающая опора должна быть оптимальна с точки зрения силовой поддержки.

Движения обязательно сочетать с дыханием, что также будет способствовать расслаблению, столь нужному в таких уп-ражнениях.

3. Разучивание общего согласования движений:

– скольжение (одна рука впереди – другая у бедра) с непрерывными попеременными движениями ног и последующим присоединением движений рук (сделать три цикла движений);

– плавание в полной координации на задержке дыхания;

– плавание на задержке дыхания с помощью движений ног и гребков одной рукой, другая вытянута вперед. Повторить упражнение, но другой рукой;

– плавание с помощью движений ног и гребков одной рукой, другая вытянута вперед. Повторить упражнение, но другой рукой;

– плавание с попыткой поворачивать голову в сторону и выполнять один вдох на «раз» – выдох на «два – три».

Упражнения для дальнейшего изучения техники способа «кроль» на груди:

1. Плавание с помощью одной руки.

2. Плавание с помощью рук с доской в ногах.

3. Плавание с помощью рук с минимальным количеством гребков.

4. Плавание с помощью рук на дальность проплывания (10 гребков).

5. Плавание в координации на дальность проплывания (10 гребков).

6. Плавание «на сцепление».

7. Плавание с «подменой».

8. Плавание с «утиным гребком».

9. Плавание с началом гребка кулаком.

10. Плавание в ластах (при их наличии).

11. Плавание на руках в «лопатках».

 

5.2.2. Способ «кроль» на спине

Упражнения на суше:

1. Из основной стойки: имитация движений двумя руками одновременно по траектории, напоминающей «восьмерку».

2. Имитация согласований движений рук и ног: движения рук по траектории, напоминающей «восьмерку», во время ходьбы на месте.

3. Имитация согласований движений рук и ног: движения рук по траектории, напоминающей «восьмерку», во время ходьбы на месте, в сочетании с дыханием.

Упражнения в воде:

1. Разучивание движений рук и дыхания:

– плавание на спине с помощью движений ног и гребков одновременно двумя руками до бедер;

– плавание на спине с помощью движений ног и 2-х – 3-х гребков одной рукой, другая вытянута вперед, затем сменить положение;

– плавание на спине с помощью движений ног и правой руки, левая вытянута вперед, плавание с помощью движений ног и левой руки, правая вытянута вперед;

– плавание с помощью движений рук с поплавком между бедер.

2. Разучивание движений ног и дыхание:

– в скольжении на спине, руки вверху – быстрые попеременные движения ног;

– в скольжении на спине, одна рука впереди, другая у бедра – быстрые попеременные движения ног;

– в скольжении на спине, руки у бедер – быстрые попеременные движения ног;

– плавание на спине с помощью движений ног с плавательной доской в руках.

3. Разучивание общего согласования движений:

– скольжение (одна рука впереди – другая у бедра) с непрерывными попеременными движениями ног и последующим присоединением движений рук (сделать три цикла движений);

– плавание в полной координации на задержке дыхания;

– плавание с помощью движений ногами и гребков правой рукой, левая – вытянута вперед. Повторить упражнение, но с гребком левой рукой.

Упражнения для дальнейшего изучения техники способа кроль на спине:

1. Плавание с помощью одной руки.

2. Плавание с помощью рук с доской в ногах.

3. Плавание с помощью рук с минимальным количеством гребков.

4. Плавание в координации с минимальным количеством гребков.

5. Плавание с помощью рук на дальность проплывания (10 гребков).

6. Плавание в координации на дальность проплывания (10 гребков).

7. Плавание «на сцепление».

8. Плавание с «подменой».

9. Плавание «на локтях».

10. Плавание с началом гребка кулаком.

11. Плавание в лопатках

 

5.2.3. Способ «брасс»

Упражнения на суше:

1. Сидя на краю скамейки с опорой руками сзади: имитационные движения ногами брассом.

2. Стоя на одной ноге, руки вытянуты вперед: имитация согласования движений рук и другой ноги, как при плавании брассом.

3. Стоя на одной ноге, руки вытянуты вперед: имитация согласования движений рук и другой ноги, как при плавании брассом, но в согласовании с дыханием.

Упражнения в воде:

1. Разучивание упражнений для ног:

– и.п. – стоя боком к стенке бассейна, взявшись рукой за бортик. Согнуть одну ногу в коленном суставе, отвести голень в сторону и взяться рукой за стопу этой ноги, разворачивая ее носком в сторону «до отказа» (рука и нога – одноименные). Отпустить стопу и сделать рабочее движение одной ногой до соединения с другой, как при плавании брассом. Повернуться другим боком к стенке и выполнить то же другой ногой;

– и.п. – лежа на груди с опорой руками о бортик, движения ног.

– в скольжении на груди, руки вперед – движения ног (выполнить

2–3 цикла движений);

– плавание с помощью движений ног, руки вперед, с плавательной доской в руках и без нее.

2. Разучивание движений рук и дыхания:

– и.п. – стоя в наклоне вперед, руки вперед ладонями вниз, кисти рук соприкасаются. Движения рук, как при плавании брассом;

– предыдущее упражнение, но в сочетании с дыханием;

– скольжение на груди с движениями рук (выполнить 2–3 цикла движений) на задержке дыхания; затем – в сочетании с разученным вариантом дыхания;

– плавание с помощью движений рук, ноги кролем на груди.

3. Разучивание общего согласования движениям:

– плавание с раздельным согласованием движений рук и ног;

– плавание с несколько укороченным гребком руками и с обычным согласованием движений.

Работа над дальнейшим изучением техники спортивного плавания рекомендуемыми нами способами проводится по следующим основным направлениям.

1. Совершенствование обтекаемого положения тела, уменьшающего сопротивление воды.

2. Постановка эффективных гребковых движений, обеспечивающих мощные тяговые усилия и хорошее передвижение.

3. Постановка дыхания, используя короткий и энергичный вдох, строго подчиненный ритму плавательных движений.

4. Улучшение согласования движений руками, ногами и туловищем.

5. Устранение излишнего напряжения мышц и скованности движений, повышение экономичности техники.

Упражнения для дальнейшего изучения техники способа «брасс»:

1. Плавание (руки у бедер или вытянуты вперед) с помощью движений.

2. Плавание с помощью непрерывных и нешироких движений ног, руки у бедер, подбородок находится у поверхности воды.

3. Передвижение брассом в полной координации, чередуя два–три цикла ныряния (с обычным гребком руками) с двумя–тремя циклами движений по поверхности.

4. Плавание с помощью непрерывных движений руками с доской.

5. Плавание брассом, согласуя два гребка руками с одним толчком ногами.

6. Плавание брассом, согласуя два толчка ногами с одним гребком руками.

7. Плавание брассом на наименьшее количество гребков.

8. Плавание брассом в полной координации, но с непрерывными и специально укороченными движениями ног от коленей.

9. Плавание брассом с почти одновременным выполнением гребковых движений руками и ногами (слитное согласование), утрировано большим углом атаки.

10. Плавание брассом с помощью непрерывных движений ногами (руки вытянуты вперед) и постепенным подключением движений руками в ритме необходимой частично слитной координации движений.

11. Плавание брассом с помощью непрерывных движений руками и постепенным подключением движений ногами в ритме осваиваемой частично слитной координации движений.

Гибкость в плавании

Гибкость – одно из важных физических качеств пловца. Хорошая гибкость обеспечивает пловцу свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий во время гребка. Часто понятие «гибкость» считают синонимом понятия «по­движность суставов», однако между ними есть различие. Под подвижностью в суставе понимают степень свободы движений в конкретном суставе; под гибкостью – степень свободы дви­жений в какой-либо части тела или частях тела. Разумеется, отличная подвижность в суставах хорошая основа для высо­кого уровня проявления гибкости.Выделяют три вида подвижности в суставах: а) свободную; б) активную;
в) пассивную.

Объем свободной подвижности предполагает естественные, плавные и экономичные движения, при которых активные силы мышц действуют не в течение всего периода выполнения дви­жения, а только в определенных границах, на остальных же участках движение продолжается по инерции. Такие примеры движений можно найти в подготовительных движениях рука­ми в кроле и в дельфине. Движения в суставах могут осуществ­ляться под действием сил тяжести какого-либо сегмента тела.

Пассивная подвижность возможна при отсутствии сопротив­ления мышц-антагонистов и лимитируется в основном растя­жимостью мышц и связок. При плавании кролем на груди и на спине, дельфином пассивная подвижность проявляется при выполнении удара ногами в голеностопных суставах.

Активная подвижность проявляется при максимальных уси­лиях мышц, участвующих в движении, и растяжимости мышц-антагонистов. В циклических движениях такой вид подвижнос­ти нерационален. Лишь тыльное сгибание в голеностопных сус­тавах в брассе требует проявления активной подвижности.

Существенное влияние на уровень подвижности в суставах оказывают индивидуальные особенности строения суставов и связочного аппарата. Нередко это значительно ограничивает развитие данного качества у спортсменов. Примерно в 20 % слу­чаев у детей встречается хорошая подвижность, в 20 % случа­ев – плохая и в 60 % случаев – средняя подвижность.

Целенаправленное развитие гибкости должно начинаться с раннего возраста. У детей и подростков 9–14 лет это качество развивается почти в два раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.

Воспитание гибкости.Пловцы должны ежедневно работать над гибкостью. Перерывы в развитии и поддержании этого важ­ного физического качества исключаются: без выполнения уп­ражнений качество утрачивается.

Опыт показывает, что увеличение подвижности в различных суставах в необходимом для плавания объеме обеспечивает ежедневная 30–60-минутная работа; поддержание ранее дос­тигнутого уровня – 20–40-минутная работа, выполняемая 3–4 раза в неделю. Пловцы могут это делать в виде домашних заданий, включать в тренировочные занятия; развитию гибко­сти могут быть посвящены отдельные тренировочные занятия.

Упражнения на воспитание гибкости можно классифициро­вать на группы:

а) упражнения, связанные с активным растя­жением;

б) упражнения, связанные с пассивным растяжением;

в) упражнения, связанные с проявлением активно-пассивного растяжения.

Объем работы на гибкость у лиц, систематически занимаю­щихся спортивной тренировкой в плавании, неравномерен в течение тренировочных периодов.

Всю работу над воспитанием гибкости можно разделить на два больших этапа: этап базовой подготовки и этап специаль­ной подготовки.

На первом этапе закладывается фундамент гиб­кости, используются упражнения, различные по направлениям, амплитуде, величине усилий. На втором этапе проводится узкая целенаправленная подготовка, связанная как со спецификой плавания, так и со спецификой плавательной специализации.

Упражнения на воспитание гибкости проводятся после пред­варительной тщательной разминки.

При выполнении упражнений используются:

– повторяющиеся растяжения;

– продолжительные одиночные растяжения;

– постизометрическая релаксация (растяжение после изо­метрического напряжения мышц-антагонистов).

Все программы, отдельные упражнения, выполняются на фоне полного восстановления. Величина паузы определяется характером выполняемого упражнения, его продолжительнос­тью, объемом движения (или движений). Все необходимые пловцу физические качества должны воспитываться сопряженно. Это особенно важно для пловцов высокой квалификации.

На гибкость оказывают влияние силовая структура движе­ния, проявления других физических качеств. Учитывая данное обстоятельство, развитие гибкости следует проводить комплексно.

В работе по воспитанию подвижности в суставах с целью кон­троля можно проводить несложные измерения: определение вращательной подвижности в плечевых суставах, наклона впе­ред, подошвенного сгибания стопы, ротации (вращения) наружу в тазобедренных и коленных суставах.

Проявление специальной гибкости при плавании.Ранее было показано значение специальной гибкости для пловца. Какие же конкретные выражения находит это в технике спортив­ных способов плавания? Так, недостаточная подвижность в го­леностопных суставах существенно сказывается на эффективно­сти работы ногами: имеются потери в величине шага пловца. В результате этого повышается темп движений руками. Плохая подвижность в плечевых суставах ограничивает пронос рук над поверхностью воды, нарушает требования в фазе входа руки в воду, «смазывает» начало гребка и, по сути, весь гребок. Особенно большая подвижность в плечевом поясе, в плечевых и голеностопных суставах отличает представителей плавания на спине. Это объясняется характером положения тела в воде и ог­раниченными возможностями включения групп мышц при дви­жении руки во время гребка. При плавании кролем на спине в отличие от кроля на груди гребковые движения руками произ­водятся в направлении дорзальной стороны тела, где подвиж­ность в суставах анатомически ограниченна. С этим связана и такая особенность в плавании кролем на спине, как ограничен­ная вариативность техники. При плавании на спине гребок все­гда получается длинным, так как укоротить его, как в кроле на груди, анатомически невозможно, поэтому спинисты чаще всего выбирают шестиударный вариант координации движений. В ито­ге возрастает значимость движений ногами и вместе с этим – хорошей подвижности в грленостопных суставах. Таким образом, у спинистов, как и у кролистов, ведущие формы подвижности в суставах одни и те же: дорзальная подвижность плечевых сус­тавов и плечевого пояса, подошвенное сгибание в голеностопных суставах. Особое значение подвижность в плечевых суставах имеет в плавании способом дельфин. При выполнении проноса рук над водой недостаток подвижности в суставах нельзя ком­пенсировать кренами туловища, поэтому компенсация происходит за счет увеличения движения вокруг фронтальной оси тела.

Ключом в плавании брассом является работа ногами, при этом толчок совершается подошвенной стороной стопы, для брассистов при­обретает особое значение тыльное сгибание в голеностопных суставах. В исходном положении ног перед началом рабочего дви­жения, когда голени находятся в вертикальном положении, тыль­ного сгибания в голеностопных суставах оказывается недоста­точно для создания опоры. Для эффективной опоры необходимо развернуть стопы кнаружи в горизонтальной плоскости. В исход­ном положении ног это достигается с помощью вращательных движений кнаружи в коленных суставах. Разворот стоп также увеличивают за счет ротации в тазобедренных суставах кнару­жи, или при хорошей подвижности в тазобедренных суставах (ро­тации) – внутрь. Чем шире разведены ноги при толчке, тем боль­шее значение приобретает разворот стоп кнаружи (супинация) при приведении ног. В брассе при колебательных движениях тела вокруг фронтальной оси (тангаж) более важен подъем туловища. Эти движения требуют хорошей подвижности плечевого пояса и подвижности позвоночника в поясничной обла­сти при разгибании назад. Таким образом, в брассе можно выде­лить важность следующих показателей подвижности в суставах: 1) ротация наружу в коленных суставах; 2) ротация наружу в тазобедренных суставах; 3) тыльное сгибание в голеностопных суставах; 4) супинация в голеностопном суставе; 5) вращатель­ная подвижность плечевого пояса; 6) наклон туловища назад.

 

Ловкость в плавании

Ловкость – это целесообразность движений в данной конк­ретной ситуации; она является сложным двигательным каче­ством, не имеющим единого критерия для оценки.

Известно, что специфика проявления ловкости непосред­ственно связана с условиями деятельности. Плавание предъяв­ляет специфические требования к координационным способ­ностям. Занимающемуся нелегко овладеть согласованием дви­жений рук и ног, когда темп движений неодинаков, добиться такого распределения усилий гребков, при которых не наруша­лось бы равновесие тела. На ловкостные способности в плавании большое влияние оказывает «чувство воды», представляющее собой тонкий анализ информации, получаемой от анализаторов, позволяющий спортсмену точно воспринимать мельчайшие де­тали движения, анализировать их и вносить коррективы.

Совершенствование такого качества, как «чувство воды», осу­ществляется в процессе выполнения разнообразных тренировоч­ных заданий при постоянном контроле темпа, ритма движений, их динамических и кинематических характеристик с сопостав­лением выполняемых двигательных действий с заданными зна­чениями, коррекцией выполняемых двигательных действий.

В циклических видах движений специальных средств для совершенствования ловкости очень мало, потому основная ме­тодическая направленность совершенствования этого качества – использование разнообразия динамических и кинематичеяких характеристик движения, создание неожиданных ситуаций посредством изменения условий и мест проведения упражнений, использование различных тренажеров и специального оборудо­вания для расширения вариативности двигательного навыка.

Выносливость в плавании

В спортивном плавании ведущим фактором, обеспечивающим высокую специальную работоспособность, является выносли­вость – способность выполнять работу заданной мощности на фоне возрастающего утомления без снижения ее механической эффективности (без снижения скорости плавания).

Выносливость предполагает прежде всего высокую производи­тельность сердечно-сосудистой системы и системы дыхания; мощ­ность, емкость и эффективность механизмов энергообеспечения динамической мышечной работы; совершенствование механизмов поддержания гомеостаза; поддержание мощности и эффективности гребковых движений.

Выносливость во многом определяется силой мотивов спортс­мена, волевыми качествами пловца.

В практике принято различать общую выносливость (базо­вую, аэробную) и специальную (анаэробную, скоростную).

Мощность и продолжительность тренировочных упражнений на воспитание выносливости определяются степенью задействования того или иного механизма энергетического обеспечения и характера адаптационных изменений в организме спортсмена, пловца. Современная классификация упражнений на выносли­вость по зонам преимущественной физиологической направлен­ности основывается на взаимосвязи между мощностью работы (скоростью плавания), ЧСС, уровнем рабочего потребления кис­лорода в процентах от МПК.

При выборе тренировочных упражнений для повышения работоспособности в аэробном, а также основных тренировочных отрез­ков и при определении объема нагрузок разной направленности следует учитывать особенности созревания аэробных и анаэроб­ных механизмов энергообеспечения, адаптационные возможнос­ти и уровень совершенства техники плавания.

С методической точки зрения при тренировке спортсме­нов выделяют упражнения, направленные на развитие базовой (аэробной) выносливости, специальной выносливости (выносли­вости к работе гликолитического характера) и скоростной вынос­ливости (алактатной производительности). Такая работа выпол­няется в рамках пульсовых режимов.

Развитие базовой выносливости (БВ1).

Базовая выносливость раз­вивается с помощью циклических упражнений (плавание, бег, спортивная ходьба, гребля, лыжные гонки), выполняемых в I и II пульсовых режимах. Средствами развития базовой выносливости могут быть тренировочные занятия в целом при условии постепенного повышения их моторнойплотности, спортивные и подвижные игры, комплексы общеразвивающх упражнений при постепенном увеличении числа упражнений, повторений, темпа движений.

Средства ОФПдостаточно эффективны для развития базовой выносливости, где используют равно­мерный и переменный дистанционные методы (дистанции от 800–1000 до 2000–3000 м); низкоинтенсивную интервальную тренировку как на средних, так и на коротких отрезках (25,50, 100, 150, 200, 400, 500, 600 м) в пульсовых режимах I и II.

Работа выполняется при плавании как в полной координа­ции, так и с помощью одних движений ногами или руками.

Базовая выносливость (БВ1) – предпосылка для развития выносливос- ти на уровне МПК (максимального потребления кислорода; базовая выносливость – 2).

Базовая выносливость (БВ2) – это выносливость к рабо­те, требующей максимального напряжения аэробных возмож­ностей и в то же время сопровождающейся активизацией анаэ­робных процессов энергообеспечения. Основой является высокая мощность и выносливость сердечной мышцы и аппа­рата внешнего дыхания. Это работа в III пульсовом режиме.

Средствами развития могут быть кроссовый бег, лыжные гонки по сильно пересеченной местности. Используются упражнения в плавании кролем на груди, избран­ным способом в полной координации, при помощи одних дви­жений ногами (движения ногами более «энергетически емки»; при плавании на «одних руках» достижение больших величин потребления кислорода невозможно).

При развитии БВ-2 используется интервальный метод (800–1000м), имеющий вид «гипоксической» (с задержкой дыхания) тренировки с дыханием через 3, 5, 7, 9 циклов; с помощью повторного мето­да тренировки на средних и длинных отрезках (300–500, 800–1500м) с максимальной мобилизацией усилий; в виде интен­сивной интервальной тренировки на отрезках 200–400 м и ин­тервальной тренировки на коротких отрезках (25–100 м) с боль­шим числом повторений и короткими паузами отдыха.

В общем объеме плавания возрастает доля повтор­но-интервальных упражнений и интенсивного варианта интер­вальной тренировки, в том числе упражнений, выполняемых в «жестких» режимах (пульсовый режим III при коротких паузах отдыха – 5–20 с).

Однако следует помнить, что работа в IIIпульсовом режи­ме может вызвать у занимающихся перенапряжение сердеч­ной мышцы и ЦНС и поэтому требует большой осторожности и внимания.

Эффективным средством развития максимальных аэробных возможностей являются интервальные серии, состоящие из средних по длине отрезков, выполняемых со ступенчато возра­стающей скоростью плавания. К примеру, первые отрезки плывутся с интенсивностью 50 % от максимальной, последующие 70 %; 80 %; 85–90 % от максимальной скорости. Ступенчатое повышение нагрузки – важное условие достижения пловцами уровня максимального потребления кислорода (МПК), поэто­му важное методическое правило выполнения тренировочной работы при развитии БВ-2 – удержание и даже некоторое по­вышение скорости плавания на отрезках интервальной серии, а также повышение скорости во второй половине средних и длинных дистанций в рамках пульсового режима III.

Развитие специальной (анаэробной) выносливости. Развитие специальной выносливости (СВ) – главное звено спортивной подготовки пловцов – направлено на повышение мощности и емкости анаэробного механизма энергообеспе­чения, способности к удержанию оптималь­ного соотношения между темпом и шагом плавательных движе­ний по мере развития утомления. Данные задачи решаются в про­цессе выполнения упражнений с пульсовым режимом IV.

Анаэробная производительность может развиваться в процес­се силовой тренировки на суше с использованием тренажеров, при круговой тренировке с субмаксимальной интенсивностью движений и продолжительностью рабочих периодов от 30–40 с до 3–4 мин, а также при плавании с помощью движений «од­ними ногами» в IV зоне. Однако основная форма развития СВ – это плавание избранным способом в полной координации и для пловцов всех специализаций – плавание баттерфляем.

Развитие СВ осуществляется при проплывании в условиях соревновательной скорости средних и длинных дистанций (200, 400, 800, 1500 м), а также методами высокоинтенсивной («быс­трой») интервальной тренировки на коротких (50–100 м) и средних (200–400 м) отрезках с интервалами отдыха, в 1,5–3 раза превышающими время преодоления отрезка, в виде повтор­но-интервального плавания так называемых «дробных серий».

Развитие скоростной выносливости (СкВ). Развитие это­го вида выносливости предполагает использование упражнений, воздействующих преимущественно на внутримышечные про­цессы освобождения энергии. Это трени­ровочные упражнения Vзоны.

Основные факторы данного режима – максимальная мощ­ность и частота рабочих движений.

Продолжительность рабочих периодов очень короткая (5–10 – 20–25 с). ЧСС за это время не успевает «разогнаться», потому критерием оценки качества работы служит скорость пре­одоления тренировочных отрезков.

Для тренировки используются отрезки от 10–15 до 25 м с количеством повторений от 2–4 до 10–16. При 1, 2, 3-разовой повторной работе с интервалами отдыха 1–2 мин – отрез­ки до 40–50 м.

Скоростные способности

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.