Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 3. Методика обучения передач мяча





Конкретный эффект любого педагогического средства определяется не только его содержанием и формой, но и способом применения, т.е. методом.

Используемые на уроках баскетбола методы можно подразделить на три группы: 1) словесные, 2) наглядные и 3) практические.

К словесным методам относятся: рассказы, объяснения, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор.

Рассказ- это короткое повествование о технико-тактических приемах, взаимодействиях, способах их применения, месте и значении в игровой деятельности.

Объяснение раскрывает содержание, форму и структуру конкретного двигательного движения или действия, а также факторы, определяющие его эффективность. Точное и доступное объяснение создает предпосылки для освоения новых игровых приемов, правильного выполнения тактических установок. Одно из требований к объяснению-краткость. Педагог должен уметь выделять главное, не заострять внимание на второстепенных деталях.

Команды и распоряжения- специфические формы речевого воздействия для оперативного управления деятельностью занимающихся. Они отличаются особой лаконичностью. На уроках по баскетболу преимущественно пользуются распоряжениями, которые в отличие от команд не имеют строго регламентированной формы, просты и доступны по содержанию. Распоряжения даются для подготовки, начала или окончания упражнения или игрового задания.



Задание- это форма постановки индивидуальной или коллективной задачи перед занимающимися для выполнения упражнений или учебных играх.

Указание отличается от задания краткостью формы и направлено на вынесение коррективов в действия учеников по ходу выполнения упражнения или в процессе игрового противоборства.

Беседа предполагает диалог между педагогом и учениками, благодаря которому осуществляется обмен мнениями и намечается план дальнейших действий при обучении или совершенствовании.

Разбор, как правило, производится после завершения упражнения, игры или занятия. Это короткий или обстоятельный анализ всех действий и их результата.

Наглядные методы многообразны и направлены на активизацию сенсорных процессов у занимающихся.



К ним, прежде всего, относится показ упражнений или их элементов учителем или наиболее подготовленными учениками. Показ должен носить образцовый, четкий характер и создавать полное представление у занимающихся о движениях или действиях. Для этого необходимо создавать соответствующие предпосылки: выбрать место для показа упражнения и создать оптимальные условия для его образа; осуществить показ в целом или по частям, в обычном или замедленном темпе и т.д.

Определенное значение имеют методы ориентирования. С помощью предметных или условных ориентиров (например, линии разметки, мячи, переносные стройки, стулья, ориентиры на щите, разнообразные зрительные и звуковые сигналы и т.д.) ограничивают направление движения, сигнализируют о его начале или окончании, регламентируют смену направления, задают траекторию полета мяча и т.п.

Использование наглядных методов всегда должно сочетаться с разновидностями словесных. Это является одним из основных условий эффективности проведения учебных занятий.

Практический методы базируются на активности двигательной деятельности занимающихся. Их грамотное использование имеет решающее значение в освоении умений и навыков игры в баскетбол.

Упражнения предполагают многократное повторение движений для овладения техникой игрового приема, сочетания приемов отдельными учениками или технико-тактическими взаимодействий группой занимающихся.

При изучении техники и тактики баскетбола широко используются подводящие упражнения. Как правило, их объединяют в блоки так, чтобы путем планомерного и постепенного освоения более простых движений или двигательных действий подвести занимающихся к овладению сложными технико-тактическими действиями в целом. Предполагаемые задания выполняются в строгой последовательности индивидуально или с помощью партнера. Они могут включать:



- имитацию отдельных фаз движения с мячом или без него (например, подбрасывание мяча над собой при изучении бросков);

- фиксация положения звеньев тела в ключевые моменты данного приема (например, при изучении броска в прыжке игрок, запрыгнув на гимнастическую скамейку , принимает положение замаха, т.е. мяч поднят к голове);

- временное выключение из целостного движения отдельных звеньев тела (например, выполнение штрафных бросков из положения сидя на стуле).

Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условии, регламентированных уставленными правилами игры. Он может быть представлен упражнениями в игровой форме, эстафетами и непосредственно игрой.

Подготовительные игры требуют от играющих рационального решения технико-тактических задач в моделируемых педагогом ситуациях игрового противоборства и адекватного взаимосвязанного применения освоенных игровых действий.

 

 

Глава4.Упражнения для обучения передачам на месте.

Примерныеупражнениядляобучения:

· Имитация передачи без мяча.

· Имитация передачи – ловли мяча в парах перекладыванием мяча из рук оного игрока в руки другого.

· Индивидуальное выполнение изучаемого способа передачи мяча об стену.

· Передача мяча изучаемым способом в цель- заранее поставленные руки партнера.

· Чередование изученных способов передачи мяча в ответ на звуковые и зрительные сигналы педагога или тренера.

· Разновидности передачи на месте, преодолевая пассивное сопротивление условного защитника, в сочетании с последующим финтом и уходом от него.

· Передача мяча с места движения партнеру: на ориентир( разметку площадки, поднятая рука и т.п) или по его звуковому сигналу.

· Замах и передача без работы ног.

· Передача с работой ног.

· Передача на длинное и короткое расстояние.

· Передача в разных направлениях.

· Передача в сочетании с другими техническими приемами.

· Подвижные игры.

4.1Основныеошибкипривыполнениипередачимячанаместе.

1. В исходном положении:

-излишне закрепощены конечности;

-игрок располагается на прямых ногах или нерационально распределяет массу тела;

-опущена (отклонена) голова или отведен взгляд;

2. В подготовительной фазе:

- игрок поднимает плечи при передачи мяча двумя руками от груди;

- при замахе локти сильно разводятся в стороны или прижимаются к телу;

- отсутствует тыльное сгибание кистей (кисти);

- движения выполняются слишком медленно, «вяло».

3. В основной фазе:

- ладони касаются мяча: трудно произвести выталкивание мяча;

- рассогласованные движения рук и ног: передача производится только руками после выпрямления ног, т.е. с паузой перед движением рук; отсутствием вышагивание неопорной ногой;

- неполная амплитуда движения верхних конечностей: мяч выпускается с согнутых рук или без хлеста кисти (кистью);

- рано «закрываются» или «раскрываются» кисти (кисть): мяч посылается слишком низко или высоко;

- медленное и недостаточное активное выпрямление рук и ног при выпуске мяча: мяч не доходит до партнера;

- отсутствие «выжимания» мяча, либо скатывающего движения через указательные пальцы (палец), либо сопровождения (хлеста) мяча расслабленными кистями (кистью): мяч летит медленно, без вращения и сложен для ловли;

- неверный выбор траектории полета мяча без учета дистанции или скорости перемещения партнера: неточная или неудобная для обработки передачи мяча;

- нерациональное использование «слабых зон» в стойке защитника: неадекватный выбор способа передачи – большая вероятность перехвата мяча соперниками.

4. В завершающей фазе:

- чрезмерная закрепощенность конечностей: нет фазы расслабления после выпуска мяча или при переходе в стойку готовности;

- опущенные руки или нерациональное расположение стоп в стойке готовности: игроку необходимо дополнительное время для подготовки к последующим игровым действиям.

 

Список литературы

1. Баскетбол: индивидуальная техника игрока: Методические указания к практическим занятием / Сос. Н.Г. Швец. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2003. 20 с.

2. Берговина М.Л. Баскетбол: средства и методы обучения: учебное пособие. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского гос. ун-та, 2011. 112 с.

3. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 336 с.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.