Паспорт рабочей программы 3 стр.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 41 имени Эриха Кестнера
Приморского района
Санкт-Петербурга
Рекомендована к использованию «Утверждаю»
Педагогическим советом Директор гимназии № 41
Протокол № ___ от _________ _________ Т.Б.Кухарская
Приказ _____ от _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
Внеурочной деятельности
«Театральная студия»
Класс
На 2015-2016 учебный год
Составила:
Учитель начальных классов
Смирнова Наталия Анатольевна
Санкт-Петербург
Содержание
Паспорт рабочей программы 3 стр.
- Пояснительная записка 4 стр.
- Требования к уровню подготовки обучающихся 4 стр
- Требования к планируемым результатам 4 стр
- Содержание учебного курса 6 стр.
- Календарно-тематическое планирование 8 стр.
- Перечень учебно-методического обеспечения 10стр.
- Приложение 11 стр.
9. Лист внесения изменений 22 стр.
1. Паспорт рабочей программы
Тип программы
| Программа общеобразовательных учреждений
| Статус программы
| Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театральная студия»
| Категория обучающихся
| Учащиеся 1э и 1б классов ГБОУ гимназии № 41 имени Эриха Кестнера Приморского района Санкт-Петербурга
| Сроки освоения программы
| 1 год
| Объём учебного времени
| 96 часов
| Форма обучения
| очная
| Режим занятий
| 3 часа в неделю
|
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театральная студия» для 1 класса составлена в соответствии:
- с положением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников;
- требованиями основной образовательной программы ОУ и на основании учебного плана ГБОУ гимназии №41 имени Эриха Кестнера
- программа составлена в соответствии с основными положениями системно-деятельного подхода в обучении, конкретизирует содержание тем Стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа кружка «Театральная студия» составлена на основе:
- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);
- образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр г. Петрозаводска);
- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт–Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).
Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, возможности для развития детей, для их духовного и нравственного роста, формирование опыта социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей младшего школьного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.), повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
· опираясь на синтетическую природу театрального искусства,
способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
· помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и
общения;
· через театр привить интерес к мировой художественной культуре
и дать первичные сведения о ней;
· научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к
любой работе.
Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе даются общие представления о его специфике.
Отличительными особенностями и новизной программы является:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка
средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
· игра
· беседа
· иллюстрирование
· изучение основ сценического мастерства
· мастерская образа
· мастерская костюма, декораций
· инсценирование прочитанного произведения
· постановка спектакля
· работа в малых группах
· актёрский тренинг
· выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Программа кружка «Театр в начальной школе» включает разделы:
1. «Мы играем – мы мечтаем!»
2. Театр.
3. Основы актёрского мастерства.
4. Наш театр.
Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова.
В программу кружка «Театральная студия» (раздел «Наш театр») включено инсценирование произведений, изучаемых в программе «Чтение и начальное литературное образование».
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Итогом курса «Театральная студия» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
Направленность программы дополнительного образования «Театр Муравейник»
-развитие творческих способностей учащихся, овладение навыками коллективного взаимодействия и общения; приобщение к общечеловеческим духовным ценностям.
Новизна программы
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Цель:
Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра;
-воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
· Раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей театра, пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;
· научить детей самостоятельно изготавливать декорации; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни;
· помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
· через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
· научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Формирование Универсальных Учебных Действий
Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.
Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Отличительные особенности:
Разработанная мною программа рассчитана на полный курс обучения детей и адаптирована для учащихся начальной школы
Возраст детей:6-10 лет
Сроки реализации: 1 год, 96 часов в учебный год, 3 часа в неделю
Ожидаемые результаты
Первый год обучения
-Умение элементарно разбирать литературное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей.
- Воспитанники овладевают умением логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора. Понимают смысл изображенных явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление; раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразных интонаций, темпа и тембра голоса. Это достигается на занятиях по технике речи.
-Воспитанники должны иметь элементарные навыки по изготовлению костюма, декораций.
Дети должны иметь начальные сведения о традициях театра разных систем.
Воспитанники должны иметь элементарные представления о театральных профессиях и специальных терминах театрального мира.
Формы проведения занятий:
· игра
· беседа
· иллюстрирование
· изучение основ сценического мастерства
· мастерская образа
· мастерская костюма, декораций
· инсценирование прочитанного произведения
· постановка спектакля
· посещение спектакля
· работа в малых группах
· актёрский тренинг
· экскурсия
· выступление
Организация процесса
В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 11 - 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся.. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с текстами, умением самостоятельно изготавливать костюмы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При распределении занятий учитывается уровень подготовки и возраст обучающихся, используются индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы является подведение итогов: выступления перед зрителями - родителями, одноклассниками, участие в городских и районных фестивалях. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.
Артистизм свойственен человеческой природе, особенно детской. О пользе развития этого качества можно говорить часами, но самое главное: у маленьких артистов возрастает уверенность в себе, повышается самооценка, он не боится высказывать своё мнение, непринужденно ведёт себя. У ребёнка начинает работать абстрактное мышление и образное восприятие мира.
Один из непременных залогов успешного труда учащихся – разумная организация их досугового времени. Пусть ученик, старательно корпевший над учебниками целую четверть, закрепит свои успехи, пройдя через маленький праздник, в котором он сам выступает. Ведь общеизвестно – в игровой занимательной форме ребята без особого напряжения повторяют элементы пройденного на уроках материала, расширяют горизонты уже имеющихся знаний.
Программа включает в себя упражнение на жизненное внимание и избранное, целенаправленное: вспоминать, слышать, видеть, осязать, обонять. Выполнение конкурсных заданий: кто быстрее, точнее увидел, услышал, почувствовал.
В программе предусмотрены сценарии, которые не закончены. Ребята сами должны придумать и написать отдельные сцены, которые даны в данных сценариях только намёком. Эта работа поможет в дальнейшем писать самостоятельные пьесы своего театра, заниматься проектной деятельностью.
Цели и задачи программы:
Цель – реализация творческого потенциала учащихся, формирование интеллекта учащихся с помощью разумно организованного досуга, сценическое воплощение литературного произведения
Эстетические задачи.
- расширение кругозора детей
- повышение эмоциональной культуры
- привитие любви к литературе
- формирование навыков выразительного чтения
- развитие мышления, фантазии, умения импровизировать.
- знакомство с декоративно-прикладным искусством, посредством изготовления элементов декораций и элементов костюмов
Воспитательные задачи.
- формирование идеалов, убеждений
- развитие культуры общения со сверстниками, (учиться действовать согласованно, обсуждать результаты позитивно, учиться договариваться в группе)
- научить применять полученные умения и навыки в жизни;
- воспитание трудолюбия и аккуратности через общественно полезный труд в коллективе и семье (изготовление костюмов совместно с родителями)
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
- свободное и правильное поведение на сцене;
- обладание навыками выразительного чтения, выразительной речи, соблюдении логических ударений;
- уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- уметь запоминать движения, позы, порядок расположения, выполнять групповые упражнения, тренировать память, внимание;
- уметь фантазировать, творить, сочинить продолжение (завершение) заданного сюжета (темы):
- знать изученные песни и музыку к музыкальным спектаклям:
- уметь танцевать изученные композиции танцев
Календарно-тематическое планирование
(при занятиях 3 часа в неделю – 96 часов)
№ п\п
| Содержание занятий
| Период
| Кол-во часов
| Дата план
| Дата факт
| 1 четверть (13,5 часов)
| 1.
| Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Знакомство с содержанием занятий 1 полугодия. Смотр-конкурс детских стихотворений и песен. Игры-потешки.
| октябрь
| 1,5 часа
| 02.10
|
| 2.
| Знакомство с театром. Что такое театр?
Просмотр отрывка из фильма «Приключения Буратино».
| октябрь
| 1,5 часа
| 06.10
|
| 3.
| Первые артисты - Петрушка. Что такое роль? Просмотр мультфильма « Два веселых гуся». Распределение ролей. Разучивание песни «Песенка гусей»
| октябрь
| 1,5 часа
1,5 часа
| 09.10
13.10
|
|
| Импровизация песни « Два веселых гуся». Сменные роли. Знакомство с русскими народными инструментами.
| октябрь
| 1,5 часа
| 16.10
|
| 5.
| Разучивание небылиц и проигрывание их. Просмотр презентации: «Потешки, небылицы».
| октябрь
| 1,5 часа
| 20.10
|
| 6.
| Работа над потешками. Инсценировка потешек по группам.
| октябрь
| 1,5 часа
|
|
| 7.
| Знакомство со сказкой В.Даля «Война грибов и ягод».Просмотр рисованной сказки. Обсуждение сказки и распределение ролей.
| октябрь
| 1,5 часа
| 27.10
|
| 8.
| Работа над сказкой. Разучивание русской народной песни «Во поле березка стояла…».
| октябрь
| 1,5 часа
| 30.10
|
| Итого: 13.5 часов
|
| 2 четверть (24 часа)
| 9.
| Работа над сказкой. Обсуждение элементов костюмов.
| ноябрь
| 1,5 часа
| 03.11
|
| 10.
| Работа над сказкой. Обсуждение вопроса: Как должны держаться артисты на сцене?
| ноябрь
| 1,5часа
| 06.11
|
| 11.
| Генеральная репетиция сказки «Война грибов и ягод»
| ноябрь
| 1,5 часа
| 10.11
|
| 12.
| Презентация сказки «Война грибов и ягод».
| ноябрь
| 1.5 часа
| 13.11
|
|
| Беседа: Как создаются спектакли? Просмотр презентации.
| ноябрь
| 1.5 часа
| 17.11
|
| 14.
| Знакомство со сценарием сказки «Рукавичка». Просмотр одноимённого мультфильма. Распределение ролей.
| декабрь
| 1.5 часа
| 20.11
|
| 15.
16.
| Работа над сказкой (разучивание и отработка ролей).
| ноябрь
| 1,5 часа
1,5 часа
| 24.11
27.11
|
| | | | | | | |
17.
| Работа над сказкой. Разучивание движений и репетиция «выхода» героев из рукавички.
| декабрь
| 1,5 часа
| 01.12
|
| 18.
19.
| Работа над сказкой. Разучивание танца «Ни кола и ни двора...»
| декабрь
| 1,5 часа
1,5 часа
| 04.12
08.12
|
|
21.
| Работа над сказкой. Обсуждение характеров героев: Как они должны разговаривать? Работа над выразительным произношением реплик.
| декабрь
| 1,5 часа
1,5 часа
| 11.12
15.12
|
| 22.
| Работа над сказкой. Отработка движений танца «Ни кола и ни двора...»
| декабрь
| 1,5 часа
| 18.12
|
|
| Генеральная репетиция сказки «Рукавичка»
| декабрь
| 1,5 часа
| 22.12
|
| 24.
| Презентация сказки «Рукавичка».
| декабрь
| 1,5 часа
| 25.12
|
| Итого: 24 часа
| 3 четверть (36 часов)
|
| Беседа: Для чего мы ходим в театр? Театральные игры.
| январь
| 1,5 часа
| 12.01
|
|
| Знакомство со сценарием сказки «Козленок, который умел считать до десяти». Просмотр одноимённого мультфильма. Распределение ролей.
| январь
| 1,5 часа
| 15.01
|
|
| Работа над сказкой.(разучивание и отработка ролей). Разучивание движений «цифр 1 – 9»
| январь
| 1,5 часа
1,5 часа
| 18.01
19.01
|
|
| Работа над сказкой. Знакомство с музыкальными композициями к сказке. Разучивание синхронных движений под музыку.
| январь
| 1,5 часа
1,5 часа
| 22.01
25.01
|
|
| Работа над сказкой. Отработка движений под музыку, « работа цифр».
| январь
| 1,5 часа
1,5 часа
1,5 часа
| 26.01
29.01
02.02
|
|
| Работа над сказкой. Обсуждение элементов костюмов.
| февраль
| 1,5 часа
1,5 часа
| 05.02
09.02
|
|
| Работа над сказкой. Отработка движений и реплик героев « на корабле»
| февраль
| 1,5 часа
1,5 часа
1,5 часа
| 12.02
16.02
19.02
|
|
| Работа над сказкой. Обсуждение характеров героев: Как они должны разговаривать? Работа над выразительным произношением реплик.
| февраль
| 1,5 часа
1,5 часа
| 24.02
26.02
|
|
| Генеральная репетиция сказки «Козленок, который умел считать до десяти».
| март
| 1,5 часа
1,5 часа
| 01.03
04.03
|
|
| Презентация сказки ««Козленок, который умел считать до десяти».
| март
| 1,5 часа
| 09.03
|
|
| Беседа: Как надо вести себя в театре? Просмотр презентации.
| март
| 1,5 часа
| 11.03
|
|
| Знакомство со сценарием сказки «Сказка о маленьком мышонке». Просмотр мультфильмов: Сказка о глупом мышонке и Сказка об умном мышонке. Распределение ролей.
| март
| 1,5 часа
| 15.03
|
|
| Работа над сказкой (разучивание и отработка ролей).
| март
| 1,5 часа
1,5 часа
| 18.03
22.03
|
|
| Работа над сказкой. Разучивание танца «Песенка друзей...»
| март
| 1,5 часа
| 25.03
|
| Итого: 36 часов
| 4 четверть (22,5часа)
|
| Работа над сказкой. Знакомство с музыкальными композициями к сказке. Разучивание синхронных движений под музыку.
| апрель
| 1,5 часа
1,5 часа
| 01.04
05.04
|
|
52.
| Работа над сказкой. Отработка движений под музыку, «выход и уход героев».
| апрель
| 1,5 часа
1,5 часа
| 08.04
12.04
|
|
| Работа над сказкой. Отработка движений танца «Песенка друзей...»
| апрель
| 1,5 часа
1,5 часа
| 15.04
19.04
|
|
| Работа над сказкой. Обсуждение элементов костюмов и изготовление декораций.
| апрель
| 1,5 часа
1,5 часа
| 22.04
26.04
|
|
| Работа над сказкой. Отработка движений под музыку, репетиция танца.
| май
| 1,5 часа
1,5 часа
| 29.04
04.05
|
|
| Работа над сказкой. Работа над выразительным произношением реплик.
| май
| 1,5 часа
1,5 часа
| 06.05
10.05
|
|
| Генеральная репетиция сказки «Сказка о маленьком мышонке».
| май
| 1,5 часа
| 13.05
|
|
| Презентация сказки «Сказка о маленьком мышонке».
| май
| 1,5 часа
| 17.05
|
|
| Беседа: Чему мы научились за год? Просмотр презентации « Наши спектакли».
|
| 1,5 часа
| 20.05
|
| Итого: 22, 5 часа
| Итого за год: 96 часов
|
Список литературы:
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
Список рекомендованной литературы:
1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.
3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
4. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
6. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
7.М.А. Давыдова И.А. Агапова « Праздники в школе» Москва Айрис Пресс 2004 г.
8. Н. Зарецкая «Музыкальные сказки» Москва Айрис Пресс 2004 г
9..Н.П. Колпакова «Охотники за песнями Москва Детгиз 1963 г
10.Н.П. Колпакова «А мы просо сеяли. Очерки об устной поэзии крестьян –земледельцев» Ленинград 1984 г.
Приложение 1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|