Сделай Сам Свою Работу на 5

VI. Включение в систему знаний и повторение





Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Музыкальное приветствие.

Здравствуйте ребята. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течение всего урока.

Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы найдете, прочитав эпиграф к уроку:

сл. №1. Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!

(Г. Гессе)

 

II. Подготовка к работе на основном этапе.

Сл. № 2

Вопрос:

1) С каким же искусством тесно связана музыка? Что помогло вам правильно определить вид искусства? Ответы детей

Совершенно верно. Слова «цвет», «оттенки цвета» употребляются в изобразительном искусстве. Но тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся в конце урока ответить.

Вопрос:Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.

Предположения детей.

Верно, тема нашего урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»



Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.

2) Для художника видимый цветной мир – это мир наших жизненных переживаний, наших чувств и представлений о красоте.

Цвет – дитя света. Без источника света цвета нет.

Вы все видели, когда после дождя выглядывает солнышко, на небе появляется чудесное цветное явление.

Вопрос: Что это?

Ответ: Это радуга.

Вопрос:А кто помнит из скольких цветов состоит радуга?

Ответ:Из семи цветов.

Вопрос:Кто сможет перечислить их по порядку?

(Для ответа можно вспомнить слова «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.» первая буква каждого слова является первой буквой названия цвета).

Ответ:красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.

3) Предлагается детям нарисовать радугу.

Самостоятельная работа учащихся. Звучит песня «Семь дорожек»

Сл. №3 Изображение радуги.

Вопрос:Ребята посмотрите, что общего у радуги с музыкой?



Ответ:Радуга состоит из семи цветов, а музыкальный звукоряд – из семи нот.

Сл.№3 На радуге проявляются названия нот

4) Распевание (пение звукоряда)

III. Усвоение новых знаний и способов действий .

Молодцы. А теперь вернёмся к нашей радуге и определим, существует ли переложение цвета в звуки. Для этого возьмите таблицы и заполните их. Напротив каждого цвета пишем понятия из словаря эстетических эмоций и подбираем каждому цвету звук.

Сл. №4 Словарь эстетических эмоций

Послушайте вначале стихотворение Е. Новичихина «Цвета радуги»:

Радуга устроена, как пирог слоенный:

Красный слой, оранжевый.

Желтый и зеленый,

Голубой и синий,

Рядом с фиолетовым…

Семь цветов у радуги –

Надо знать про это вам!

1) Работа учащихся в группах с таблицей.

2) Проверяем таблицу: какому цвету, какие эмоции соответствуют

Цвета радуги Стихи Синонимы из словаря эстетических эмоций Звук (нота)
КРАСНЫЙ В огороде, как костёр, Вспыхнул красный помидор. Вслед за ним пример беря, Стала красной и заря. Цвет свой радуге отдали И гвоздика, и пион. Красный цвет – в её начале Самый-самый первый он. Победно, весело  
ОРАНЖЕВЫЙ В руке у меня – апельсин, Оранжевой Африки сын. Всегда он считает за честь, Что цвет его в радуге есть. Затейливо, ласково  
ЖЁЛТЫЙ Желтое солнце и желтый песок. Жадно я пью апельсиновый сок. В знойном дыхании летней поры Желтые даже глаза у жары! шаловливо  
ЗЕЛЁНЫЙ Смотри: на лугу зеленеет трава. В лесу зеленеет опушка. В зелёном болоте – «Ква-ква» да «Ква-ква» - Зелёная очень лягушка… бодро  
ГОЛУБОЙ Голубое небо, голубое море, Ветерок играет голубой волною, А на горизонте в голубом просторе Целый день маячит Парус голубой. задумчиво  
СИНИЙ Смотрит в небо синий василек, Радости не пряча, не тая: - В этом мире я не одинок! В радуге есть синева моя! ликующе  
ФИОЛЕТОВЫЙ Фиолетовыми тучами тяжелыми Дождь пролился на луга и на поля. Он прошел. И вдруг фиалками веселыми Засветилась, как улыбками земля. Это радуга прислала нам привет – Свой седьмой, свой фиолетовый букет. благородно  

 



Вопрос:

- Какого цвета получились ваши ноты? (обучающиеся озвучивают результаты своей работы в таблице)

Давайте сравним результаты вашей работы, вашего художественного видения со «Стихотворением о нотах»:

Какого цвета нота до?
Ей больше всех идет бордо.
В бордовом платьице она
Всем больше во сто крат слышна.


У нотки Ре наряд речной,
Он синевато-голубой.
Журчит она как ручеек,
То низок тон, а то высок.


У ноты ми вуаль полей,
Зеленый цвет сверкает в ней.
Ми как волшебная волна,
Несет всем людям мир она.


Фа обожает фиолет,
Заката солнечного цвет.
Жаль только, Фа слегка грустна,
Но любит погрустить она.


Соль, словно солнца яркий луч,
Который светит из-за туч.
В наряде желто-золотом
Приносит нотка радость в дом.


А нотка ласковая Ля,
Как разноцветная земля.
В ней красочный букет полей,
Нет нотки этой красивей.


Си – неба синего краса,
В ее наряде небеса,
В ее звучании полет,
В высь нотка эта нас зовет.


Все нотки – жители страны,
Где звуки с красками дружны.
В стране неповторимой этой
Любого встретит море света.

Вопрос:Какой же можно сделать вывод?

Сл. №6

Ответ:

ВЫВОД: существует переложение цвета в звуки.

IV. Реализация построенного проекта

1) Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет. Давайте в этом убедимся.

Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует чей-то портрет… А вот чей, вам нужно узнать. Кто это: обычные люди, наши современники, или персонажи сказки?

СЛУШАНИЕ: пьеса «Баба-Яга» П. Чайковского

Наводящие вопросы перед слушанием:

1. В каком характере звучит музыка?

2. О ком она рассказывает?

3. Какой характер у этого незнакомца?

Сл. №7

Давайте ещё раз обратимся к словарю эстетических эмоций и подберём подходящие слова для определения характера музыки:

Вопрос:Какие эмоции вы выбираете для характеристики этой музыки.

ТАИНСТВЕННО, ЗЛО, РЕЗКО, ЛАСКОВО, ГРОЗНО, МЯГКО, СТРЕМИТЕЛЬНО.

Сл. №8

Вопрос: Чей же портрет рисует нам эта музыка?

Ответ: Портрет Бабы Яги.

Действительно, это Баба яга. Посмотрите как её изобразил Известный художник Иван Билибин. В образе Бабы-Яги — ужасной старухи с костяной ногой, запечатлелось отношение человека к миру иному. Этот образ пугает, отталкивает

Вопрос: Какой же можно сделать вывод?

Ответ:

ВЫВОД: Есть такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину. ЭТО живописная музыка.

2) А есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими или музыкальными. Перед вами пейзаж художника И. Айвазовского «Чёрное море»

Вопросы:

- Какие краски он использовал?

-Какое настроение передал в нем художник?

- Какая, по вашему мнению, должна звучать музыка, когда вы смотрите на эту картину?

Ответы детей.

Предлагаю послушать вам музыку, которую сочинил французский композитор Дебюсси, когда увидел море перед штормом, а заодно и проверим ваши предположения.

Сл. № 9

СЛУШАНИЕ: пьеса «Море» Дебюсси.

Вопрос:Созвучна ли пьеса с пейзажем и верны ли ваши предположения? (Ответы детей)

ВЫВОД: Есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими. ЭТО музыкальная живопись.

Художники так же как и композиторы тонко чувствуют, и свои размышления о жизни человека и величии природы передают художественным полотнам.

V. Первичное закрепление во внешней речи

1) На уроке вы убедитесь в том, насколько сильно взаимосвязаны эти два вида искусства- живопись и музыка. Многие понятия из области живописи вошли в музыку и наоборот.

2) Предлагаю вам заполнить таблицу и провести соответствие между музыкальными понятиями и живописными.

3) Учащиеся обсуждают задание в группах и заполняют таблицу

Физкультминутка.

Давайте немного отдохнём, посмотрим клип и потанцуем под музыку.

VI. Включение в систему знаний и повторение

1) Сл.№ 10

Дети читают высказывание М. П. Мусоргского:

«Художник верит в будущее, потому что живет в нем»
Вопрос:Как вы думаете, кого М.П. Мусоргский назвал ХУДОЖНИКОМ? Только ли того, кто пишет картины?

Ответы детей.
И композитора, и писателя, и живописца и скульптора часто называют ХУДОЖНИКОМ, МАСТЕРОМ.

2) Сл. № 11 А вот слова Виктора Борисова-Мусатова. В своем дневнике он записал:
(Читают дети)
«Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски…. Я импровизирую…. Мечты мои всегда впереди… они мне создают целые симфонии… Мои помыслы – краски, мои краски – напевы… ».

3) О связи музыки и живописи сложено немало песен, одну из них мы начали учить на прошлом уроке «Мир который нужен мне». Давайте её споём. Но прежде ответьте на вопрос:

Что будет если соединить много рисунков и музыку?

Ответ: Получится клип.

Верно. Сейчас мы будем смотреть клип и петь замечательную песню.

Исполнение песни А Ермолова «Мир, который нужен мне»

Ребята, посмотрите произведения художников: Р. Турньер «Камерное трио эпохи барокко», О. Ренуар «Большой канал в Венеции», В. Ермилов «Гитара».

Вопрос: Можно ли эти картины назвать звучащими?

Ответ: Да, можно

Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений и определите, какой из них подходит к этим картинам. (Звучат фрагменты Чайковский «Баркарола», Дедюля «Ветер», И.С.бах «Шутка» из сюиты №2)

Сл. №11

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.