Сделай Сам Свою Работу на 5

Экономический механизм функционирования СЭЗ





Основой для формирования особого режима хозяйственной деятельности в СЭЗ является специальный экономический механизм функционирования свободных зон, включающий в себя преференциальное налогообложение, таможенный режим, валютный механизм, банковскую систему, инвестиционное регулирование и административные льготы.

Разработка механизма функционирования зональных образований — комплексная задача, для решения которой необходимо учитывать усредненные мировые стандарты и индивидуальные особенности каждой отдельно взятой зоны. Систему льгот и преференций, как важную составляющую инвестиционного климата СЭЗ, следует варьировать между двумя полюсами — ожидаемой инвесторами прибыли и интересами принимающего государства.

На основе инструментальной классификации можно выделить 4 группы льгот, определяющих принципы функционирования свободных зон.

1. Внешнеторговые льготы представляют собой введение особого таможенного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощение в осуществлении внешнеторговых операций.

2. Фискальные льготы направлены на налоговое стимулирование производственной и другой предпринимательской деятельности. Эти преференции могут затрагивать налоги на при-быль, доход, имущество, амортизационные отчисления, издержки на НИОКР, постоянное или временное освобождение от налогообложения.



3. Финансовые льготы реализуются путем установления низких цен на коммунальные услуги, сниженной арендной платы за пользование землей и помещениями или предоставления различных субсидий и преференциальных кредитов.

4. Административные льготы предоставляются администрацией СЭЗ для упрощения и ускорения процедуры регистрации предприятий, решения других организационных проблем.

В зональной практике существуют два концептуально разных подхода в предоставлении льгот:

• территориальный подход, при котором СЭЗ представляют собой специально отведенные территории с определенным режимом;

• режимный подход, гарантирующий определенные преференции резидентам СЭЗ в той мере, в которой они отвечают определенным критериям.

Режимный подход дает возможность поощрять приоритетные виды деятельности независимо от их месторасположения, позволяет инвесторам выбирать месторасположение и обеспечивает прочные связи с местными предприятиями, так как резиденты подобных СЭЗ работают в условиях местного окружения. В противоположность этому территориальный подход дает возможность предоставления инвесторам сконцентрированной на определенной территории инфраструктуры, которая отсутствует на всей территории страны — учредителя зоны и создания адекватных административных структур с высококвалифицированным персоналом, который не сохраняется при режимном подходе.



Анализ опыта функционирования свободных экономических зон в разных странах мира позволяет сделать вывод об унификации условий, которые создаются е целью привлечения в зону потенциальных инвесторов. Множество конкурирующих между собой СЭЗ предоставляют инвесторам схожий, за исключением незначительных отклонений, перечень преференций и поощрений (каждому типу СЭЗ соответствует свой определенный набор преференций, определяющий ее специфику):

* отмена или существенное снижение таможенных пошлин при импорте на территорию СЭЗ сырья, комплектующих и оборудования для организации экспортного производства, беспошлинное хранение и переработка транзитных грузов и льготы на внутренней границе зонального образования при ориентации на импортозамещение;

* уменьшение ставок налогообложения и других выплат, отмена ряда налогов. В СЭЗ возможно освобождение (временное, частичное или полное) на определенный срок от уплаты некоторых налогов, так называемые налоговые каникулы. Льгота в форме налоговых каникул распространяется не только на налог на прибыль и дивиденды, но и на другие виды налогов: налог на индивидуальные доходы, имущественный налог и др.;



* снижение объекта налогообложения, в частности освобождение от налогов реинвестируемой прибыли (обычно на срок от 5 до 10 лет) и прибыли, переводимой за рубеж;

* возможность самостоятельно определять сроки амортизации;

* безлицензионный вывоз за границу собственной продукции иностранных фирм и ввоз ее для собственных нужд.

Однако при широком распространении свободных экономических зон в мире стимулы играют меньшую, чем прежде, роль в привлечении капиталовложений. Более значимыми являются такие факторы, как политическая и экономическая стабильность, долгосрочные инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация и стоимость рабочей силы.

Как уже отмечалось, каждому типу СЭЗ соответствует свой определенный набор преференций, определяющий ее специфику. Зоны различаются прежде всего тем, получают ли они статус таможенной экстерриториальности или действуют в рамках национальной таможенной территории.

Зоны свободной торговли обладают такими преференциями. Продукция иностранного производства, ввозимая на территорию зоны, не подлежит обложению таможенными пошлинами и другими видами регулирования импорта, предусмотренными законодательством данного государства. Во многих зонах свобод-ной торговли также предусматривается освобождение от налога на добавленную стоимость, других местных налогов и сборов.

При импорте из СЭЗ продукции данной модели на внутренний рынок она облагается таможенной пошлиной и другими налогами, исключение составляют товары, прошедшие переработку или общее изменение их качественного состояния (например, сборка продукции из ввезенных в зону деталей и комплектующих). В этом случаю пошлина и налоги взимаются только с импортного компонента в продукции, в то время как добавленная стоимость таможенными сборами не облагается.

Режим в промышленно-производственных зонах направлен не только на стимулирование предпринимательской активности, но и на координацию вкладываемого капитала в соответствии с приоритетами хозяйственного развития принимающей страны. Главной особенностью таможенного режима свободных зон этого типа является освобождение от уплаты таможенных платежей и пошлин при ввозе или вывозе продукции производственного назначения, предназначенной для производства импортозамещающей продукции или товаров на экспорт. Такие же условия действуют при ввозе или вывозе продукции собственного производства при наличии сертификата, подтверждающего происхождение товара.

Помимо вышеизложенного, к числу базовых льгот в промышленно-производственных зонах относятся:

• освобождение на определенный срок от уплаты налогов — налоговые каникулы. Льгота в форме налоговых каникул распространяется не только на налог на прибыль и дивиденды, но и на другие виды налогов: налог на индивидуальные доходы, имущественный налог, плату за землю;

• снижение ставок налогов;

• снижение налогооблагаемой базы путем вычета из нее реинвестируемой прибыли, затрат на инфраструктуру, расходов на профессиональное обучение работников, отчислений в резервные и страховые фонды;

• ускоренная амортизация производственного оборудования предприятий — резидентов СЭЗ, направленная на быстрое техническое перевооружение производственного процесса и иногда достигающая 100% в первый год эксплуатации;

• предоставление в качестве инвестиционного стимула субсидированного кредита. Субсидии предоставляются в форме скидок с процентов по кредитам, снижения рентных платежей за пользование землей, строениями и другими услугами, предоставляемыми администрацией зон;

· разрешение свободного перевода прибыли и репатриации капитала.

Преференции СЭЗ импортной и импортозамещающей модели промышленно-производственных зон имеют конкурентную направленность и обладают следующими особенностями:

• снятие протекционистских барьеров при продвижении продукции из свободной экономической зоны в глубь

• страны;

• стимулирование ввоза на внутренний рынок продукции, . произведенной в СЭЗ. Так, во многих импортозамещающих зонах при таможенном обложении товаров из налогооблагаемой базы вычитаются добавленная стоимость,' накладные расходы, прибыль и издержки транспортировки;

• регламентация по обязательному использованию при производстве местного сырья и материалов, вводится так называемый индекс национализации готовой продукции, предусматривающий соотношение импортных и местных компонентов не менее, чем один к трем.

В технико-внедренческих зонах промышленно развитых стран применяется фактически тот же набор налоговых преференций, который действует на территории данного государства по отношению ко всем инвесторам и производителям в наукоемких отраслях. Технико-внедренческие зоны развивающихся стран, в частности, СЭЗ новых индустриальных стран Азии, имеют льготы и стимулы, характерные для промышленно-производственных зон.

В крупных СЭЗ комплексного типа система льгот часто построена на одновременном использовании территориального и ; режимного подхода предоставления преференций. Определенные виды льгот предоставляются всем хозяйствующим агентам свободной экономической зоны. Кроме того, отдельным субъектам предоставляются льготы адресного характера, направленные на стимулирование конкретных видов деятельности (например, производство экспортной или импортозамещающей продукции) либо на поддержку отраслей, имеющих непосредственное значение для данной территории (например, развитие транспортной инфраструктуры).

Существенное значение для привлечения иностранных инвесторов в свободные зоны имеет решение проблемы устранения двойного налогообложения. Налоговые льготы теряют смысл, если доходы от зарубежной деятельности в СЭЗ иностранных предприятии облагаются налогом в их домицилии.

Валютный механизм свободных экономических зон представляет собой совокупность валютно-экономических отношений, посредством которых осуществляется денежный оборот, аккумулируются и используются валютные ресурсы, необходимые для производственной деятельности в СЭЗ. Валютный механизм включает в себя такие функциональные и институциональные элементы, как валюту расчетов, порядок международных валютных расчетов, режим валютных курсов, валютные ограничения и органы, регулирующие и обслуживающие валютные отношения в СЭЗ.

Мировой опыт функционирования свободных зон показывает, что в качестве валюты расчетов в странах с переходной экономикой может использоваться национальная валюта, специальные сертификаты и свободно конвертируемая валюта.

Возможны несколько способов организации денежного обращения в СЭЗ. Первый предполагает использование свободно конвертируемой валюты при расчетах внутри зоны, с внезональными предприятиями страны — учредителя СЭЗ и иностранными партнерами Система расчетов в этом случае строится на принципах “валютного анклава”. Преимуществами данного варианта являются простота организации, отсутствие проблем, связанных с конвертацией доходов и двойной отчетности, а также упрощение системы обменных курсов через организацию в СЭЗ валютного рынка. Однако использование этого варианта построения системы денежного обращения делает недостижимой главную цель формирования свободных экономических зон в странах с переходной экономикой — постепенную интеграцию в моровое хозяйство и сопутствующую производственную модернизацию. В этом случае иностранные резиденты зон будут специализироваться на экспортной переработке продукции и их связи с предприятиями национальной экономики будут незначительными.

Получая доходы в иностранной валюте, зональные предприятия будут расходовать их в основном за рубежом, поскольку национальные поставщики не смогут предложить аналогичные по качеству сырье и комплектующие. Лишь незначительная часть валюты будет израсходована в этом случае в принимающей стране: заработная плата работников предприятий, аренда земли и помещений, коммунальные услуги.

При построении системы денежного обращения вторым способом дополнительно к СКВ вводится особая валюта или сертификаты, которые могут выступать в наличной или безналичной форме. Эти сертификаты обычно применяются при расчетах резидентов СЭЗ между собой и с внезональными предприятиями на территории принимающей страны. Международные расчеты осуществляются в СКВ.

Система денежного обращения, основанная на использовании сертификатной валюты, была сформирована в китайских свободных экономических зонах, где сертификаты вводились с целью замены наличной валюты. Однако доля сертифицированной валюты в общем объеме валют, обслуживающих зоны, была невелика, а оценка обращения сертификатной валюты, по мнению китайских экономистов, ниже удовлетворительной.

В третьем случае вместо сертификатов используется национальная валюта, в которой осуществляются расчеты в пределах свободной зоны и на территории страны. Расчеты с другими странами осуществляются в СКВ. Это самый распространенный вариант организации денежного обращения в СЭЗ развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Он способствует интеграции национальной экономики в мировое хозяйство и стимулирует иностранных инвесторов.

Обращение национальной и свободно конвертируемой валюты в свободных зонах предполагает специальный механизм их обмена, создание в зоне развитого валютного рынка. К функциям валютного рынка можно отнести осуществление расчетов, диверсификацию валютных резервов предприятий, страхование валютных рисков и проведение валютной политики государства. С институциональной точки зрения валютный рынок СЭЗ должен представлять собой совокупность банковских и кредитных организаций, валютных бирж, брокерских и страховых фирм. Валютный рынок свободной экономической зоны должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к валютным рынкам на данном этапе: широко использовать глобальные компьютерные сети и другие современные средства коммуникаций, владеть унифицированной техникой валютных операций и поддерживать непосредственные связи с зарубежными валютными рынками.

В большинстве свободных экономических зон действует традиционная двухуровневая банковская система, представленная на рис. 14.2.

 

Центральный банк СЭЗ
Коммерчес- Коммерчес- Отделения Финансо- Торговые Инвести-
кие акци- кие и акци- и филиалы, вые, страхо- дома ционные
онерные онерные представи- вые, бро-   фонды
банки, соз- банки, соз- тельства керские,    
данные на данные на иностран- холдинго-    
базе спе- паевой ных банков вые и т.п.    
циальных основе   компании    
•банков          
М

Предприятия, организа­ции, фирмы, СП и т.д.

Население

 

Рис. 14.2. Банковская система свободных экономических зон

 

Центральный или уполномоченный банк свободной зоны выполняет роль регулирующего органа банковской системы. На него возлагаются функции проведения валютно-финансовой политики СЭЗ, единого эмиссионного и координирующего центра. Обычно роль центрального банковского учреждения СЭЗ выполняет отделение Национального банка принимающей страны.

Перспективным направлением является регистрация коммерческих банков в качестве резидентов свободных экономических зон. Банки-резиденты становятся основным звеном банковской системы, вокруг которого складывается рынок валюты, товаров и услуг, к их функциям относят комплексное обслуживание клиентов и другие банковские операции. Кроме того, регистрацию коммерческих банков в качестве резидентов можно рассматривать как инвестирование.

Помимо коммерческих банков банковская система СЭЗ должна включать другие финансовые институты, отличающиеся четко выраженной специализацией: ипотечные банки, страховые общества, инвестиционные фонды. При этом важную роль могут сыграть институты, связанные с финансированием инфраструктуры, приватизацией собственности, развитием новых форм хозяйствования, — банки развития, инвестиционные и венчурные фонды.

В заключение необходимо отметить, что основой системы привлечения капиталовложений и обеспечения деятельности экономических субъектов в свободных зонах должны быть:

· законодательная база, обеспечивающая надежную правовую защиту иностранных и национальных капиталовложений;

· использование рыночных методов регулирования;

· учет национальных приоритетов в процессе привлечение иностранных инвестиций.

Для эффективного функционирования свободной экономической зоны необходимо сразу определить степень либерализации инвестиционного климата в СЭЗ. Успех зональных образований во многом зависит от их стабильности, причем правовые изменения и возможные поправки в зональной политике желательны только в сторону усиления либерализации, в то время как введение дополнительных ограничений в деятельности СЭЗ может подорвать доверие потенциальных инвесторов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.