Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы финансового контроля





Тема 8. Финансовый контроль

Содержание и значение финансового контроля

Финансовый контроль — это совокупность действий и опера­ций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и ор­ганами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финан­совых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансо­вых решений.

Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.

Цель финансового контроля заключается в своевременном по­лучении всей информации о ходе процесса управления финанса­ми на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для при­нятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемыхим задачах.

Задачи финансового контроля:

• обеспечение финансовой безопасности государства и фи­нансовой устойчивости субъектов хозяйствования;



• выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной влас­ти и органами местного самоуправления;

• рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финан­совой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

• соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяй­ствования, усиление их ответственности за результаты своей дея­тельности;

• повышение эффективности финансовой политики госу­дарства.

В системе финансового контроля выделяют как основные, так и вспомогательные элементы, образующие инфраструктуру фи­нансового контроля. В качестве основныхэлементов финансового контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; ме­ры ответственности всех участников процесса контроля. Инфра­структура финансового контроля включает в себя; финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собойсистему финансового контроля.



В качестве объекта финансового контроля выступают: процес­сы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государствен­ной власти и местного самоуправления, характеризующиеся сис­темой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

Субъектами финансового контроля являются специально упол­номоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствова­ния и органах государственной власти и местного самоуправле­ния; негосударственные специализированные организации)/

Процесс целенаправленной деятельности субъектов контро­ля, или процесс финансового контроля, осуществляется с исполь­зованием определенных методов. Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления конт­рольных действий и операций. Внешнее выражение контрольных действий и операций реализуется в определенной форме контро­ля. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры контроля. Опреде­ленная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами составляет механизм финансового контроля.

Как правило, процесс финансового контроля включает следу­ющие основные этапы:

планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количест­венных и качественных показателей, по которым будет произво­диться оценка реализации финансовых решений;



• проведение контроля, целью которого является сбор опера­тивных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;

• систематизация результатов контроля (обобщение и упоря­дочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности;

• реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересо­ванных лиц, выработку и проведение мероприятий по устране­нию выявленных нарушений и недостатков.

Принципы финансового контроля:

1. законности,

2. независимости,

3. объективности,

4. глас­ности,

5. ответственности,

6. разграничения функций и полномочий,

7. системности.

Принцип законности предусматривает наличие правовой ба­зы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость органов финансового контро­ля (организационная, функциональная, финансовая) гарантиру­ется действующим законодательством. Под объективностью по­нимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оператив­ную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприя­тий. Принцип гласности предполагает общедоступность резуль­татов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграниче­ния функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип сис­темности означает единство правовой базы, установление пери­одичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

Правовое и методическое обеспечение финансового контроля включает:

• финансово-правовые акты, в которые входят: законы, под­законные нормативные правовые акты органов общей и специ­альной компетенции, принимаемые во исполнение законов;

• стандарты, представляющие собой утверждаемые компе­тентным органом нормативно-технические документы, устанав­ливающие комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации (например, правила (стандарты) аудиторской деятельности);

• кодексы профессиональной этики;

• методические документы, которые содержат конкретные вопросы организации финансового контроля, разъясняют спосо­бы и приемы практического осуществления тех или иных про­цедур контроля (например, инструкция о порядке осуществления проверок или по работе с документами и т.п.).

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государ­ственной власти и местного самоуправления, а также органов, осу­ществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц.

Характеристика видов, форм и методов финансового контроля

В основе классификации видов, форм и методов финансово­го контроля лежат признаки, характеризующие определенные связи между объектами классификации.

Виды фи­нансового контроля

Признак классификации Виды финансового контроля
Субъект контроля Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный)
Объект контроля Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, вы­деляют: государственный финансовый контроль и негосудар­ственный финансовый контроль, который включает аудиторс­кий, внутрихозяйственный и общественный контроль.

 

Совокупность контрольных действий и операций, осущест­вляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей от целого ряда факторов.

Таблица 6.2 Основные формы финансового контроля

Признак классификации Формы финансового контроля
Время проведения контроля Предварительный, текущий, после­дующий
Направление воздействия субъекта на объект контроля Внешний, внутренний
Место проведения контроля Камеральный, выездной
Полнота охвата проверяемого мате­риала (информации) Сплошной, выборочный  
Характер источников контроля Документальный, фактический
Периодичность проведения конт­роля Систематический, периодический, единовременный
Полнота охвата проверяемых воп­росов Комплексный, тематический, встречный
Повторяемость изучения источни­ков контроля Первичный, повторный, дополни­тельный
     

В зависимости от времени проведения выделяют предвари­тельный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль — контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финаисовым вопросам, на стадии составления смет доходов и рас­ходов бюджетных учреждений. Имеет большое значение для пре­дупреждения нарушений финансового законодательства.

Текущий контроль проводится в процессе совершения финан­сово-хозяйственных операций, например, при рассмотрении от­дельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке ор­ганами казначейства платежных документов на осуществление кассового расхода бюджета. Текущий контроль позволяет полу­чить необходимую оперативную информацию, характеризую­щую состояние объекта контроля, внести необходимые коррек­тивы в случае выявления отклонений.

Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким изучением деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы (например, акты), положения которых обязательны для их ис­полнения.

Исходя из направления воздействия субъекта контроля на объект, выделяют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти — контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти субъектами, т. е. специально созданными контрольными органами; по отношению к субъекту хозяйствования — контроль, осуществляемый иными внешними субъектами (налоговыми, финансовыми органами, аудиторской организацией). Под внут­ренним финансовым контролем понимают по отношению к орга­нам государственной власти — контроль, осуществляемый непос­редственно в системе органов государственной власти (напри­мер, ведомственный контроль); по отношению к субъекту хозяйствования — контроль, осуществляемый соответствующей службой (внутреннего контроля).

Методы финансового контроля

При проведении финансового контроля используют опреде­ленные методы, к которым традиционно относят обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и др.

Обследование — это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении опре­деленных финансово-хозяйственных операций субъектов хозяй­ствования.

Ревизия — это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесо­образности и эффективности совершенных в проверяемом пери­оде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц . Ревизия в отличие от проверки дает наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, так как предполага­ет сплошной охват проверяемых документов; в то время как про­верка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск необнаружения тех или иных отклонений от уста­новленных норм, правил, параметров. Кроме того, результаты ревизии содержат конкретное документально подтвержденное определение установленных недостач и потерь денежных и мате­риальных ресурсов,

По полноте охвата проверяемых вопросов проверки и реви­зии бывают: тематические (проводятся по определенному кругу вопросов) и комплексные (т.е. - охватывают практически все аспек­ты финансово-хозяйственной деятельности). По характеру ис­точников контроля проводят: документальные проверки и ревизии (проверка финансовой отчетности и документов, образующихся в деятельности организации) и фактические (используются такие приемы, как проведение инвентаризации денежных средств и материальных запасов и т.п.).

Надзор представляет собой систему периодических контроль­ных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствова­ния с целью соблюдения ими условий лицензирования.

Мониторинг в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятель­ности субъекта хозяйствования.

Государственный финансовый контроль представляет собой со­вокупность действий и операций, осуществляемых органами государ­ственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государствен­ной власти норм права с целью обеспечения законности, целесооб­разности, эффективности образования, распределения и использо­вания финансовых ресурсов государства.

Объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

1. По отношению к ветвям государственной маета; контроль, осуществляемый законодательными (представительными) орга­нами государственной власти, как непосредственно (парламент­ский контроль), так и через специально созданные ими органы независимого контроля; контроль, осуществляемый Президен­том; контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.

2. По отношению к уровню государственной власти выделяют: федеральные органы государственного контроля и региональные органы государственного финансового конт­роля. К федеральным органам относятся: в РФ - Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его федеральные службы и др.; в Германии (ФРГ) - Федеральная счетная палата; во Франции — Счетная палата Франции. К региональным органам можно отнести контрольно-счетные органы субъектов РФ (на­пример, Контрольно-счетная палата Москвы, контрольно-счет­ные палаты краев и областей РФ), контрольные органы админи­страции субъектов РФ (например, Главное управление государ­ственного финансового контроля города Москвы); в ФРГ - счет­ные палаты федеральных земель; во Франции - региональные счетные палаты.

3. По характеру компетенции выделяют: органы общей ком­петенции — осуществляют контроль в отношении достаточно широкого круга вопросов (например, Счетная палата РФ, Глав­ное контрольное управление Президента РФ, Федеральная служ­ба финансово-бюджетного надзора РФ и др.); органы отраслевой компетенции (Федеральная служба страхового надзора); органы межотраслевой компетенции (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба).

Негосударственный финансовый контроль включает:

1. аудиторский контроль;

2. внутрихозяйственный финансовый конт­роль;

3. общественный контроль.

Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осу­ществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соот­ветствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать пра­вильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, фи­нансовом и имущественном положении субъектов хозяйствова­ния и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Официальным итого­вым документом, в котором отражаются результаты проведенно­го аудита, является аудиторское заключение.

Целью обязательного аудита является получение информа­ции о финансовом положении организации, пользователями ко­торой являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также органы государственной власти, осуществляющие контролькак в определенных сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом образования, распределения и ис­пользования государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения информации о финансовом поло­жении организации, состоянии ее взаимоотношений с контра­гентами, налоговыми органами и т.п.

В международной практике аудита в настоящее время выде­ляют: операционный аудит, представляющий собой проверку функционирования отдельных частей хозяйственного механизма организации в целях оценки их эффективности, надежности и полезности; аудит на соответствие, который предполагает про­верку соблюдения норм законодательных актов и инструктивных материалов, предписанных персоналу администрацией; аудит финансовой отчетности.

Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внут­рихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководи­телю; этот вид финансового контроля осуществляется постоян­но, а не периодически.

Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ

Счетная палатаРФ является постоянно действующим орга­ном государственного финансового контроля. В своей деятель­ности Счетная палата РФ руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», другими федеральными законами.

Основной задачей Счетной палаты РФ является контроль за исполнением федерального бюджета.

Важнейшим органом государственного финансового конт­роля в системе органов исполнительной власти является Мини­стерство финансов РФ. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» определено, что Министерство финансов РФ осуще­ствляет наряду с другими функциями функцию контроля и над­зора в финансово-бюджетной сфере, реализация которой пред­полагает разработку и утверждение: порядка организации конт­роля в финансово-бюджетной сфере; порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного про­цесса за нарушение бюджетного законодательства; методологии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансирования терроризма.

Основными функциями Федеральной службы по финансовому мониторингу являются контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требова­ний законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов.

РФ Федеральное казначейство (федеральная служба) осуществляет предваритель­ный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получа­телей бюджетных средств, кредитных организаций, осуществля­ющих операции с бюджетными средствами, других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета и бюджетов го­сударственных внебюджетных фондов. В ходе осуществления контроля Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.

Государственный финансовый контроль осуществляют также главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Они осуществляют финансовый контроль получателей бюджетных средств за их целевым использованием, своевременным возвратом, представ­лением ими отчетности об использовании бюджетных средств.

Налоговый контроль в РФ возложен на органы налогового контроля, которые возглавляет Федеральная налоговая служба.

Служба осуществляет контроль за соблюдением налогового зако­нодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевре­менностью уплаты налогов и других обязательных платежей, не­сет ответственность за выработку и проведение налоговой поли­тики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фон­ды в полном объеме налогов и других обязательных платежей.

Таможенный контроль в РФ осуществляется Федеральной та­моженной службой.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ (Банк Рос­сии) и Правительство РФ.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.