Сделай Сам Свою Работу на 5

Аудит учета кассовых операций





Для всех организаций Российской Федерации установлены единые требования к порядку учета и хранения наличных денежных средств. Все операции по приему и расходованию наличных денежных средств, а также хранение денег и денежных документов должны осуществляться в кассе организации.

Основная цель аудиторской проверки кассовых операций налогоплательщика - установить их законность, достоверность и целесообразность совершения, а также правильность отражения в учете. От аудиторов требуется повышенное внимание, так как на практике наибольшее количество нарушений и злоупотреблений должностных лиц связано именно с этим участком учета.

В задачи аудита кассовых операций входят:

· проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;

· правильное документальное оформление операций с денежными средствами в соответствии с установленными правилами ведения кассовых операций;

· контроль за сохранностью денежных средств, документов в кассе и их целевым использованием;



· своевременное проведение инвентаризации денежных средств в кассе, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета.

Последовательность работ при проведении аудита денежных средств можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной и заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достигнуть цели и решить задачи аудита денежных средств.

Полезным способом получения необходимых данных является тестирование по заранее подготовленному вопроснику. Вопросник аудитора составляется в трех экземплярах, на каждом из них проставляются должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым будет проведена беседа.

По результатам данного вопросника аудитор оценивает состояние внутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения кассовой дисциплины, определяет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места и планирует основные процедуры.

После того когда составлен вопросник аудитор с целью упорядочения результатов аудита разрабатывает специальную программу проверки кассовых операций. Правильно составленная программа поможет аудитору последовательно проверить различные участки учета операций с денежными средствами, т.е аудитор проверяет правильность оформления первичных кассовых документов, книг, журналов. Для этого изучаются: кассовая книга, отчеты кассира, приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, журналы (книги) регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, журнал (книга) регистрации выданных доверенностей, журнал (книга) регистрации депонентов, журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей, оправдательные документы к кассовым документам, авансовые отчеты.



При проведении аудиторской проверки ведется выборочная проверка операций и документов. Проверка проводится выборочно исходя из предварительного знакомства с деятельностью организации и выявления критический точек. По которым наиболее вероятно появление ошибок. В этом случае аудитор может сэкономить время на проверке традиционных, рутинных операций, постоянно повторяющихся, ошибки по которым менее вероятны.

Проверяя расходование наличных денежных средств из кассы, аудитор должен обратить внимание на юридическую обоснованность выдачи денег, т.е. на наличие приказов и распоряжений на премирование сотрудников, на оказание материальной помощи, на командировки, на выдачу средств на представительские расходы; доверенностей от сторонних организаций; исполнительных листов и др. Устанавливается также целевое использование средств, полученных из банка по чеку.



На заключительном этапе аудита денежных средств организации формируется пакет рабочих документов аудитора и составляется аудиторский отчет, который представляется вместе с рабочей документацией руководителю проверки.

Аудиторский отчет содержит мнение аудитора. Это мнение выражается в одной из форм аудиторского заключения:

1. безусловно положительное заключение означает, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета;

2. мнение с оговоркой должно быть выражено в том случае, если аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руководством или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения;

3. отрицательное мнение следует выражать тогда, когда влияние какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для бухгалтерской отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

27.Аудит учета операций по расчетным и валютным счетам.

Цельюаудиторской проверки операций на расчетном счете в банке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу "Денежные средства" и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Аудиторская проверка операций по счетам в банке начинается с того, что аудитор знакомится со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.

Затем аудитор определяет юридические основы взаимоотношений организации и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.

Операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют первичными документами, формы и порядок заполнения которых установлены инструктивными указаниями Центрального банка Российской Федерации.

Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.

Особое внимание аудитор должен уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.

Для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности нужно проверить соответствие ее показателей данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка.

При выявлении расхождений необходимо показать сумму отклонений и выявить их причины.

Таким образом, в ходе аудита операций по расчетным счетам в банке осуществляются следующие процедуры:

- проверка соответствия произведенных операций нормативным документам и законодательным актам, действующим на территории Российской Федерации;

- проверка правильности оформления выписок со счетов в банке и документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции;

- арифметическая проверка правильности выведения остатков на конец дня и подсчета оборотов по приходу и расходу денежных средств в выписках банка и регистрах по учету денежных средств в банке;

- проверка соответствия записей в выписках банка и регистрах бухгалтерского учета, регистрах бухгалтерского учета и Главной книге, а также сальдо по Главной книге и статей баланса.

Такая проверка проводится по каждому счету, открытому в банке. После проведения всех необходимых процедур проверки правильности отражения в учете операций на расчетных счетах аудитор все свои выводы, замечания и предложения указывает в аудиторском заключении.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности организации получают выручку от экспорта продукции (работ, услуг), производят платежи по импорту товаров, оплачивают расходы по загранкомандировкам и другие операции в иностранной валюте через валютные счета, открываемые в банках Российской Федерации, а также за границей. Порядок открытия валютных счетов и проведения операций по ним регулируется валютным законодательством и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

При проверке операций по валютным счетам в банке особое внимание аудитор должен обратить на:

- соблюдение правового режима текущих валютных операций и валютных операций, связанных с движением капитала;

- проведение валютных операций через уполномоченные банки, имеющие лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление валютных операций;

- наличие разрешений и лицензий Центрального банка Российской Федерации, предоставляемых уполномоченному банку на проведение отдельных операций;

- осуществление расчетов в иностранной валюте юридическими лицами-резидентами в пределах имеющихся в их распоряжении валютных средств, которые должны иметь легальное происхождение;

- учет операций денежных средств в валюте на счете 52 "Валютный счет", к которому открываются субсчета "Транзитные валютные счета", "Текущие валютные счета", "Специальные транзитные счета", "Валютные счета за рубежом".

Аудит операций на валютных счетах осуществляется отдельно по каждому валютному счету, открытому в банке, в том числе и за рубежом.

При проверке операций по валютному счету особое внимание обращают на правильность отражения операций по покупке и продаже валюты, так как бухгалтеры организаций нередко допускают значительное количество ошибок как в методологии учета, так и при расчетах курсовых разниц по этим операциям и пересчете валюты в рубли.

 

28. Аудит операций по прочим счетам в банках

Бухгалтерский учет операций, связанных с расчетами по аккредитиву, по чекам , иным платежным документам ведется на счете 55 «Специальные счета в банках». К нему могут быть открыты следующие субсчета: 55-1 «Аккредитивы», 55-2 «Чековые книжки», 55-3 «Депозитные счета» и др.

Если на предприятии ведутся подобные расчеты, то аудитору необходимо провести проверку по следующим направлениям:

1. правильность и законность применения аккредитивной формы расчетов;

2. правильность документального оформления операций, оплаченных чеками из лимитированных и нелимитированных чековых книжек;

3. наличие депозитных сертификатов, приобретенных у банка (если были такие операции);

4. полнота и правильность документального оформления операций по движению средств целевого финансирования, поступивших на содержание социальных учреждений (детского сада, яслей и т. д.) от родителей и прочих источников;

5. предоставление балансов и других необходимых документов от структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс;

6. правильность составления бухгалтерских проводок.

Соответствие записей в выписках банка по операциям счета 55 сверяется с главной книгой и журналом-ордером № 3 или соответствующей карточкой счета (машинограммой).

Для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности нужно проверить соответствие ее показателей данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка. Данная процедура проверки оформляется рабочими документами аудитора. При выявлении расхождений необходимо показать сумму отклонений и выявить их причины.

В Отчете о движении денежных средств используются записи на счетах бухгалтерского учета денежных средств счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути».

Статья бухгалтерского баланса «Денежные средства» должна отражать остатки денежных средств по счетам 50, 51, 52, 55, 57.

 

29.Проверка и подтверждение отчетной информации о наличии и движении денежных средств.

Целью: установление законности, достов-ти и целесообразности совершения операций с денежными средствами, правильности их отражения в учете.

Нормат-е док-ты: НК, ГК, ФЗ 129 «О бух учете», ФЗ «О применении контрольно кассовой техники», порядок ведения кассовых операций в РФ, положения банка «О правилах орг-ции наличного денежного обращения на терр РФ», формы первичных док-в по учету кассовых операций, Положение о безнал-х расчетах в РФ.

Источниками инф: учетная политика, ф 1, 2, 4, гл. книга, кассовая книга, приходные расходные кассовые ордера, регистры бух учета по сч: 50,51,52,55,57, банковские выписки, акт инвентаризации наличных ден-х ср-в, журнал кассира – операциониста, договора банковского счета; чековые книжки; аккредитивы; кредит-е договоры.

До начала аудита кассовых операций следует провести инвентаризацию кассы ден-х ср-в, ден-х док-в и ЦБ в присутствии кассира и гл бух. После необх. проверить: созданы ли условия, необх. для обеспеч. сохранности ден. ср-тв; полноту и своеврем-ть оприходов. денег; прав-ть оформлен. ПКО и РКО, кассовой книги, журнала регистр; имеются ли подписи в получ. денег; прав-ть подсчета итогов в платежн. док-тах; прав-ть выдачи денег по доверенностям; соблюд-ся ли лимит хранения денег в кассе. По результатам проверки составляется акт, в котором указывается сумма излишка или недостачи и обстоятельства их возникновения. При проверке орг-ии работы кассы аудитору следует установить: должностное лицо, исполняющее в орг-ции обязанности кассира. Есть ли в орг контрольно-кассовая техника. Проверка правильного оформления ПКО и РКО, кассовой книги, своевременная сдача отчетов кассира, нет ли подчисток в ПРО и РКО, исправлений.

Осн-ые задачи Аа денежных средств: проверка сохранности денежных средств, законность и правильность операций по учету денежных средств, полнота и достов-ть расходов, своевременность поступления денежных средств, проверка лимита кассы, предельного размера наличной денежной суммы, которая может проходить ч/з кассу, все расчеты сверх норматива должны облагаться штрафом, проверка наличия письменного договора о полной материальной ответственности с кассиром.

Ошибки: Неполное оформление первичных док-в; наличие исправлений в первич док-тах; отсутствие док-та подтверждающего лимит; отсутствие дог-ра материальной ответственности, хищение ден-х ср-в, неоприходование поступивших сумм, повторное исп-е док-в, неправильный подсчет итогов, расчет наличными с юр лицами сверх уст-х сумм, отсутствие внезапных проверок.

Ааудит операций на р/с осущ-ся: уста-ет сколько у прдеприятия р/с и спец/сч открыты проверка соответствия произведенных операций нормативным док-м; проверка правильности оформления выписок со счетов в банке; арифметическая проверка правильности выведения остатков на конец дня; проверка соответствия записей в выписках банка и регистрах бух.учета и гл. книге. Ошибки: отсутствие выписок банка, подчистки и исправления в выписках; отсутствие оправдат-х док-в к выпискам; на док-х отсут-ет штамп банка о принятии док-тов для обработки и др. Задачи аудита валютных операций: установить кол-во открытых валютных счетов в банке; проверить законность операций по кажд. счету; Опред-ть обоснованность операций по поступлению и списанию ср-ств со счета, проверить правильность оформления док-тов; арифметич-ю проверку док-в; корреспонденцию счетов. Типич ошибки: подчистки и исправления в выписках банка, некорректная корреспонденция счетов, неправильный пересчет курса валют и др.

Аудит расчетов и прочих опер в банках: проверить своевременность отражения в учете операций на прочих счетах; изучить, какие открыты у пр-я прочие счета; проверить правильность составления бух-их записей и их соответствие выпискам банка

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.