Сделай Сам Свою Работу на 5

ВОЗРОЖДЕНЧЕСКИЙ ТЕАТР В НИДЕРЛАНДАХ, ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ





Нидерланды, благодаря своему благоприятному положению на стыке торговых путей из Северного моря в среднюю и южную Европу, стали, как и Италия, одним из передовых участков Европейского континента в экономическом отношении. Это обусловило после Италии создание в Нидерландах образцов ренессансного искусства и культуры в целом. Новую культуру создавали ученые-гуманисты Эразм Роттердамский, Рудольф Агрикола и др. Гуманистическое движение сопровождалось переводами на нидерландский язык античных писателей Гомера, Вергилия, Цицерона, комедии Теренция, сатиры Горация и пр. Возникает ученая поэзия на латинском языке, латинская школьная драма по античным образцам. Эразм Роттердамский (1466—1536 гг .) прославился как знаток классической древности, который сделал латинский перевод трагедий Еврипида и впервые широко познакомил западный мир с произведениями этого греческого классика.

Наиболее выдающимся представителем немецкой драматургии можно назвать Ганса Сакса (1494—1576 гг.). В его трагедиях и комедиях раскрываются новые темы, связанные с гуманизмом в рамках бюргерского мировозрения и стиля.



Так, в «Комедии о терпеливой и послушной маркграфине Гризельде», написанной по новелле итальянского писателя Раннего Возрождения Джованни Боккаччо (1313—1375 гг.) «Декамерон», Ганс Сакс дал моральный образец патриархальной женской кротости и послушания .

В трагедии «Роговой Зигфрид» он превратил героя средневекового сказания в непослушного сына, который получил заслуженное возмездие за свое буйное поведение. По своей драматической технике его трагедии и комедии представляют собой драматизированные эпические повествования, цепь коротких диалогических сцен в традиционной манере средневекового народного театра.

В «Трагедии о злосчастной царице Иокасте» поэту достаточно 800 стихов, чтобы инсценировать всю последовательность событий античного сказания — от беременности Иокасты и рождения Эдипа до гибели его сыновей под стенами Фив.

Демократический реализм Ганса Сакса, выраженный в его трагедиях и комедиях, стал причиной широкой популярности его у современников. В XVIII в. правдивостью, наивностью, непосредственностью и народным характером его творчества восторгался Иоганн Вольфганг Гете (1749—1832 гг.). Он подражал Гансу Саксу в бытовых сценах первой части своего «Фауста», посвятил его памяти стихотворение «Поэтическое признание Ганса Сакса» (177 6 г.). В XIX в. немецкий композитор, дирижер и реформатор оперы Рихард Вагнер (1813— 1883 гг.) сделал Ганса Сакса героем своей музыкальной драмы «Нюрнбергские мейстерзингеры» (18 62 г.) .



Во Франции, как и во всех странах Западной Европы, начиная середины 1530-х гг., наступила контрреформация, связанная с активизацией феодальных сил, напуганных народными восстаниями. В этих условиях французское дворянство полностью взяло в свои руки культурную и художественную жизнь страны.

Следует заметить, что до середины XVI в. во Франции еще исполнялись мистерии, фарсы и другие драматические жанры народного характера. Они были чрезвычайно популярны в силу своей демократической организации. Около этого же времени появляются первые ростки либо ренессансной драмы в виде трагедий, которые сочиняли ученые-гуманисты на латинском языке, либо в виде переводов на французский язык греческих, латинских или ренессансных итальянских трагедий и комедий (трагедии Сенеки, Еврипида, Триссино, комедии Аристофана, Плавта, Теренция, Ариосто и др.) . Одну из первых трагедий, «Эдип», написал французский гуманист, гугенот по убеждениям Жозеф Жюст Скалигер (1540— 160 9 гг.). Более того, он составил трактат о «Поэтике» ренессансной драматургии, в которой на основе поэтики Аристотеля разработал элементы будущей в XVII в. классицистической системы драматургии. Главными пунктами ее стали: деление пьес на пять актов, закон трех единств (единство действия, то есть наличие одной сюжетной темы; единство места без перемены декораций; единство времени, когда сценическое действие не превышает 24 часов.) . Кроме того, законом трагедии стало изображение в ней лишь возвышенных сюжетов и исключительных положений, а также запрет смешивания трагического и комического, обязательная роль вестников, которые рассказывают о событиях за сценой. Скалигер в своем трактате определяет трагедию как «воспроизведение с помощью действия выдающейся человеческой судьбы, с несчастливой развязкой, в высоком стиле и в стихах». В изображении чувств и событий он выдвигает принцип «правдоподобия». Следуя Сенеке, Скалигер рекомендует в трагедиях использовать мелодраматические эффекты и изображать в них «гибель царств, свержение королей с трона, убийства, насилия над женщинами, появление духов, речи мертвецов» и пр.



Такого рода трагедии и комедии сочинялись студентами в порядке литературных упражнений и предназначались для чтения или постановки на закрытой университетской сцене. Затем они перекочевали на домашнюю любительскую сцену разных знатных лиц и получили значительную известность в городах.

Однако отцом французской трагедии, который писал свои пьесы с соблюдением требований Скалигера, стал один из представителей кружка молодых образованных дворян, мечтавших о реформе французского поэтического языка и создании национальной поэзии, под названием «Плеяда» Этьен Жодель (1532 — 1573 гг.). Его трагедии писались на французском языке.

В первой из них, «Пленная Клеопатра», (1552 г.) сюжет чрезвычайно прост.В первом акте появляется тень Антония, предсказывающая скорую смерть Клеопатре. Затем на сцену выходит сама Клеопатра и изображает душевную растерянность. Во втором акте Октавиан обсуждает с двумя наперсниками, как ему поступить с Клеопатрой, и решает, что она должна украсить его триумф в Риме. В третьем акте Клеопатра безуспешно просит Октавиана избавить ее от этого позора, в четвертом она удаляется в мавзолей Антония, чтобы там покончить собой, в пятом — о ее кончине рассказывает вестник.

Вторая его трагедия, «Дидона, приносящая себя в жертву», еще более бедна внешними действиями. Трагедия целиком состоит из гигантского монолога Дидоны, изливающей скорбь после бегства Энея и решающей, в конце концов, броситься в пылающий костер.

Тем не менее, в трагедиях Жоделя отсутствуют подлинные душевные коллизии и обрисовка целостных, индивидуальных характеров. Язык его трагедий риторичен и нередко напыщен. Следующий значительный шаг вперед в развитии трагедии сделал Роберт Гарнье (1534 — 1590 гг.). Он писал трагедии либо на сюжеты римской истории («Порция», «Корнелия», «Марк Антоний»), либо на сюжеты греческих мифов («Антигона», «Ипполит»). В его трагедиях диалог выглядит более живым, а чувства выражены более естественно . Ярко прослеживается в трагедиях и его политическая ориентация, а именно сочувствие римским республиканцам и антипатия к тирании. Роберт Гарнье является основателем во Франции жанра трагикомедии. К таковой относится пьеса «Брадаманта» (1580 г.). Она основана на одном из эпизодов поэмы Ариосто и является по характеру остродраматической, но со счастливым концом. В ней допускается в ходе действия примесь комизма. Развивается во Франции и комедия, в которой наряду с античными и итальянскими образцами существовала традиция и средневекового фарса. Такой комедией, например, была пьеса уже известного Этьена Жоделя «Евгения» (1552 г.). Этьен Жодель и во французской ренессансной комедии стал пионером, написав ее на французском языке. В его комедии главной фигурой является развратный священник, который состоял в любовной связи с женой своего прихожанина.

В целом французское Возрождение почти так же, как в Италии и Германии, в силу отсутствия подъема национального самосознания не создало большую национальную драматургию по сравнению с Испанией и Англией.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Каковы условия и тенденции в развитии театрального искусства Нидерландов в эпоху Возрождения?

2. Расскажите о творчестве немецкого драматурга Ганса Сакса.

3. Каковы условия появления первых ростков ренессансной драмы во Франции?

4. Расскажите о творчестве отца французской трагедии и первого комедиографа во Франции Этьена Жоделя? Роберта Гарнье.

5. В чем особенности трагедий Роберта Гарнье в сравнении с трагедиями Этьена Жоделя?

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

Источники

1. Сакс Г. Избранное / Вступ. ст. А.Г. Левинтова. М.; Л., 1959.

2. Сакс Г. Избранное. Брант. Избранное / Пред. Б.И. Пуришева. М., 1989.

Литература

1. История западноевропейского театра: В 8 т. М., 1956 — 1987.

2. История зарубежного театра: В 3 ч. М. , 1971 — 1977.

3. История зарубежного театра: В 4 ч. М. , 1981 — 1987.

4. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М., 1988.

5. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии // Очерки из истории гуманисти ческой и реформационнои мысли. М., 1978.

6. Бюргерская и народная литература // Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А. История западно—европейской литературы. Средние века и Возрождение. М., 1999. С. 243 — 254.

7. Гуманизм в Нидерландах // Там же. С. 255—258. 8. Плеяда // Там же. С. 280 — 287.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.