Сделай Сам Свою Работу на 5

Возрастные особенности кожного анализатора





В коже заложены 4 вида рецепторов: тактильные, тепла, холода, боли.

Благодаря кожной чувствительности человек получает представление о плотности, упругости тел, их поверхности, форме, температуре.

У младшего школьника осязание развито лучше, чем у взрослых. Этому способствует тонкость кожи и хорошая податливость тренировке. Для кожных рецепторов тактильного чувства младшего школьника присуще свойство адаптации к непрерывному раздражению.

Температурная чувствительность воспринимается рецепторами тепла и холода, заложенными в коже и в слизистой оболочке носа, рта и других отделах пищеварительного тракта. Температурные рецепторы у младшего школьника распределены неравномерно (как и у взрослого). Наибольшее количество в коже живота, меньше - в коже груди и еще меньше в коже конечностей. При этом открытые части тела менее чувствительны к холоду, чем закрытые, что объясняется привыканием и закалкой.

Болевая чувствительность воспринимается специальными рецепторами кожи и слизистых оболочек. Они возбуждаются при воздействии механических, химических, температурных и электрических раздражений. Иногда же ощущение боли возникает при раздражении или заболевании внутренних органов. В большинстве случаев это единственный сигнал заболевания внутренних органов и их систем. На все болевые раздражения дети младшего школьного возраста имеют такую же чувствительность, как и взрослые.



Рефлекторные реакции в ответ на тактильные раздражения впервые появляются на 8-й неделе внутриутробного развития.

Величина порогов тактильной чувствительной у новорожденных в 7-14 раз выше, чем у взрослых. С возрастом до 18-25 лет происходит уменьшение порога. Очень резкое снижение его происходит сразу после рождения.

60.
Возрастные особенности строения и функционирования вестибулярного анализатора

Вестибулярный анализатор - один из важнейших компонентов системы ориентации человека в пространстве и организации движений. Это нейродинамическая система, осуществляющая восприятие и анализ информации о положении и движении тела в пространстве.

Вестибулярный анализатор имеет важное значение в регуляции положения тела в пространстве и его движений. Периферическая часть вестибулярного анализатора размещается во внутреннем ухе и состоит из преддверия и трех полукружных каналов, внутри которых находится заполненная эндолимфой полость .



В преддверии находится так называемый отолитовый прибор, представляющий скопление рецепторных клеток. От этих клеток отходят специальные волоски, которые, сплетаясь, образуют отолитовую мембрану. На поверхности мембраны располагаются известковые кристаллики -- отолиты. При изменении положения тела в пространстве или его прямолинейном движении происходит смещение отолитов, в результате которого изменяется их давление на волоски чувствительных клеток. Изменение давления вызывает возбуждение рецепторов и возникновение нервных импульсов, передающихся затем в подкорковые отделы головного мозга и далее в височные отделы КГМ.

Рецепторные клетки полукружных каналов также имеют специальные волоски, погруженные в расположенную в эндолимфе студенистую массу. В связи с тем что полукружные каналы расположены в трех взаимоперпендикулярных плоскостях, любое вращение головы или угловые и прямолинейные ускорения движения тела будут приводить в движение эндолимфу полукружных каналов, перемещение которой будет регистрироваться рецепторами.

Реакция рецепторных клеток вестибулярного аппарата, вызванная изменением положения тела в пространстве или его движением, приводит к рефлекторному перераспределению мышечного тонуса. Эти рефлекторные реакции скелетной мускулатуры, обеспечивающие сохранение равновесия тела в покое, называют статическими (рефлексы позы), а при его движении -- статокинетическими. Вестибулярные раздражения приводят к изменению деятельности и многих внутренних органов. Степень возбудимости вестибулярного аппарата, т. е. порог его чувствительности, у различных людей колеблется в широких пределах. Существенное влияние на вестибулярную чувствительность могут оказывать другие анализаторы. У лиц с высокой чувствительностью вестибулярного аппарата и ослабленным тормозным влиянием на него со стороны других анализаторов обнаружено при длительных вестибулярных воздействиях явление укачивания, связанное с ухудшением самочувствия и рядом вегетативных расстройств, совокупность которых называют морской или воздушной болезнью.



Таким образом, вестибулярный аппарат имеет важное значение в пространственной ориентации человека, координации его движений в покое и в процессе двигательной деятельности. По мнению И. С. Беритова (1953), благодаря вестибулярному аппарату в мозге у человека возможно формирование пространственного образа пройденного пути. Развитие вестибулярного аппарата у детей и подростков в настоящее время мало изучено. Существуют морфологические данные, что ребенок рождается с достаточно зрелыми подкорковыми отделами вестибулярного анализатора.

Так же как и у взрослых, у детей встречается явление укачивания, возникновение которого возможно при перевозке детей в автомобилях, поездах, самолетах и т. д. Эффективным средством против этого является медицинский препарат аэрон. Фармакологическое действие аэрона направлено на снижение возбудимости вестибулярных рецепторов. Важное значение в снижении возбудимости вестибулярного аппарата имеет его специальная тренировка.

Возрастные особенности:

Раннее морфологическое созревание вестибулярного анализатора обеспечивает появление уже на 4-м месяце внутриутробного развития различных рефлекторных реакций с вестибулярного аппарата. Они проявляются в изменении тонуса мышц, в сокращении мышц конечностей, шеи, туловища, мышц глазных яблок.

У грудных детей можно наблюдать целый ряд рефлексов с вестибулярного аппарата: разведение рук и растопыривание пальцев при сотрясении кроватки, условные рефлексы на положение матери для кормления грудью, положительный условный рефлекс на покачивание. На 2--3-м месяце ребенок дифференцирует вестибулярные раздражения, определяя, например, направление качания.

Многие вестибулярные рефлексы (разведение рук при встряхивании) наблюдаются только в первые месяцы жизни. Показано, что возбудимость вестибулярного анализатора уменьшается с увеличением возраста детей. Высокая возбудимость вестибулярного анализатора во внутриутробном периоде развития объясняется влиянием, которое он оказывает на развитие нервной системы. Предполагают, что раннее морфологическое и функциональное созревание вестибулярного анализатора имеет большое значение, способствуя развитию связанных с ним нейронов спинного и головного мозга. Импульсы, идущие по нервным волокнам от вестибулярных рецепторов к соответствующим нейронам продолговатого мозга, вызывают освобождение в конечных разветвлениях этих волокон специфических химических веществ. Последние способствуют созреванию нейронов вестибулярных ядер продолговатого мозга и миелинизации их аксонов, направляющихся к мотонейронам спинного мозга, нейронам мозжечка и ядер глазодвигательного нерва. Созревание этих нейронов также направляется химическим веществом, выделяемым в конечных разветвлениях аксонов нейронов вестибулярных ядер продолговатого мозга.

61Вкусовой, обонятельный и кожный анализаторы. Возрастные особенности.

Вкусовой анализатор представлен рецепторными вкусовыми клетками, которые сосредоточены на вкусовых сосочка языка в виде вкусовых луковиц. Количество вкусовых луковиц на сосочках составляет 2000. В составе вкусовой луковицы 3 вида клеток: вкусовые (рецепторные), опорные и базальные (регенеративные).

Рецепторы обеспечивают восприятие 4 вкусовых качеств: соленого, сладкого, кислого, горького. Их рецептивные поля имеют разную площадь и локализацию на поверхности языка. Разное сочетание этих вкусовых ощущений позволяет ориентироваться в широкой гамме вкусов пищи. Множество вкусовых ощущений обусловлено раздражением не только вкусовых, но и тактильных, температурных, обонятельных рецепторов. Поэтому в норме вкусовые ощущения получаются при взаимодействии вкусового и обонятельного анализаторов.

На схеме рисунка 1 показано, как обладающие вкусом вещества растворенные в жидкости, омывающей микроворсинки, диффундируют в рецепторные клетки.

Рис.1. Схема строения вкусовой почки: 1 – рецепторная клетка; 2 – опорная клетка; 3 – базальная клетка; 4 – пора, заполненная жидкостью; 5 – эпителиальная клетка.

Вкусовое ощущение получается только при нормальной температуре исследуемого вещества. Высокие и низкие температуры, воздействуя на температурные рецепторы, подавляют более слабое вкусовое раздражение. Наиболее благоприятная температура для определения вкусовых качеств пищи – от 100 до 350.

Рис.2. Симметричное распределение вкусовых рецепторов и их иннервация в языке человека:

1 – сладкое; 2 – соленое; 3 – кислое; 4 – горькое; 5 – языкоглоточный нерв; 6 – лицевой нерв.

В эмбриогенезе закладка вкусовых почек у человека происходит на восьмой неделе развития зародыша, а к шестому месяцу формирование вкусовой сенсорной системы завершается. Новорожденный ребенок сразу имеет возможность оценивать вкусовые качества пищи. После 80 лет большинство людей теряет обоняние, поэтому и вкусовые ощущения кажутся другими.

Обонятельный анализатор. Орган обоняния – периферический аппарат обонятельного анализатора, который лежит в верхнем отделе полости носа. Часть слизистой носа, покрывающая верхнюю носовую раковину и верхний отдел носовой перегородки, называется обонятельной областью слизистой носа. Эта область площадью 1-3 см2 отличается желто-коричневым цветом из-за содержания в нем обонятельных Боуменовых желез, выделяющих слизь. Эпителий здесь называется обонятельным и является рецепторным аппаратом обонятельного анализатора. В составе эпителия находится 3 вида клеток: обонятельные (рецепторные), опорные, базальные (регенеративные).

Рис.3. Упрощенная схема взаимоотношений между сенсорными, опорными и базальными клетками в обонятельном эпителии. Молекулы-рецепторы для пахучих веществ находятся на поверхности мембранных ресничек обонятельного эпителия:

1 – рецепторная клетка; 1-а – обонятельная булава; 1-б – обонятельная ресничка; 1-в – микротрубочка; 1-г – митохондрия; 1-д – аксон сенсорного нейрона; 2 – опорная клетка; 3 – базальная клетка; 4 – слой слизи.

Количество обонятельных клеток в организме человека составляет более 10 млн. Их периферические отростки имеют расширение – пузырек, вооруженный ресничками, - обонятельная булава. Центральные отростки формируют обонятельные нервы, которые в количестве 15-20 проникают в полость мозгового черепа через продырявленную пластинку решетчатой кости к обонятельным луковицам. Рецепторные клетки являются достаточно высокочувствительными: человек ощущает запах при концентрации вещества в 500 млн молекул на 1 м2 воздуха.

Возбуждение рецепторов происходит только на вдохе, а при выдохе отсутствует. Сами рецепторы быстро адаптируются к тем или иным запахам. Запахи блокируются специальными белками – ферментами. Адаптация к одному запаху не снижает чувствительности к пахучим веществам другого типа, так как все они воздействуют на разные рецепторы.

У человека обоняние имеет значение в определении состава пищи и вдыхаемого воздуха.

Орган обоняния находится рядом с полостью рта, поэтому иногда неприятные запахи могут вызвать рвотный рефлекс, а приятные – привести к слюноотделению.

Строение рецепторных участков мембраны обонятельных клеток генетически запрограммировано, и таких специфических участков имеется более 10 тыс.видов. Таким образом, человек способен воспринимать более 10 тыс.запахов. Условно выделяют 9 классов запахов: фруктовые (эфирные); камфарные или миндальные (ароматные); цветочные (душистые); мускусные (амброзиевые); чесночные, хлорные или серные (чесночные); запахи горелого (горелые); сырные; запахи жира или пота (потовые); зловонные (отталкивающие); гнилостные или экскрементов (тошнотворные).

В дошкольном и младшем школьном возрасте обоняние более острое, чем у взрослых, но различение запахов еще не совершенно. Оно совершенствуется с возрастом, так как в этом процессе имеет значение тренировка и некоторый жизненный опыт. Частые насморки, хронические и острые воспалительные процессы слизистой оболочки носа, а также ее травмы снижают остроту обоняния.

62. 1. Понятие о высшей нервной деятельности

Высшими отделами ЦНС человека и других млекопитающих является кора большого мозга и подкорковые ядра. За счёт них осуществляется ВНД, которая обеспечивает сложные взаимодействия организма с окружающей средой.Эти взаимодействия происходят благодаря условным и безусловным рефлексам. Впервые представление о рефлекторном характере деятельности головного мозга было высказано И.М. Сеченовым в 1863г. в его книге «Рефлексы головного мозга» И. П. Павлов развил учение Сеченова и создал метод исследования функций коры больших полушарий путём выработки условных рефлексов. Это позволило И. П. Павлову разработать теорию о ВНД, которая доказывает единство психических и телесных явлений. Все рефлекторные реакции организма на различные раздражители И. П. Павлов разделил на 2 группы: безусловные и условные рефлексы.

Безусловные рефлексы – это врождённые, передающиеся по наследству рефлекторные реакции. Они проявляются при наличии раздражителя без особых специальных условий. Например: сосание, глотание, чихание, слюноотделение и др., а также ориентировочные рефлексы – поворот глаз, головы, туловища в сторону раздражителя – такие рефлексы И. П. Павлов назвал рефлексом «что такое?», особенно ярко они выражены у детей. Безусловные рефлексы имеют готовые, анатомические сформированные рефлекторные дуги. В осуществлении этих рефлексов ведущая роль принадлежит спинному мозгу, мозговому стволу, подкорковым ядрам, поэтому они сохраняются и после удаления коры больших полушарий. Безусловные рефлексы одинаковы у всех представителей данного вида, это относительно постоянные, мало изменчивые реакции организма, поэтому только за счёт них невозможно приспособиться к меняющимся условиям существования. Биологическая роль безусловных рефлексов заключается в том, что они обеспечивают жизнедеятельность в первое время после рождения, а в последующей жизни являются основой для выработки условных рефлексов.

Условные рефлексы – это рефлексы, приобретённые в течение жизни на базе безусловных рефлексов под влиянием определённых факторов среды. Условные рефлексы представляют собой временные нервные связи организма с каким – либо раздражителем внешней или внутренней среды. Они приобретаются в течение индивидуальной жизни и неодинаковы у различных представителей данного вида. Условные рефлексы не имеют готовых рефлекторных дуг, они формируются при определённых условиях. Ведущая роль в осуществлении условных рефлексов принадлежит коре больших полушарий. Биологическая роль условных рефлексов заключается в том, что они помогают организму приспособиться к постоянно меняющимся условиям существования. Цепи сложнейших условных рефлексов лежат в основе дисциплины, процессов воспитания и обучения.

63.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.